Сообщение о лесонарушении образец

Обновлено: 04.07.2024

Некоторые виды деятельности, прежде бывшие законными и служившие подспорьем для заметной части населения, по новому кодексу стали незаконными (или их законное осуществление требует практически невыполнимых усилий). Сотни тысяч наших сограждан оказались невольными нарушителями закона. Выходит, отныне заготовка пищевых и других недревесных лесных ресурсов (за исключением их сбора для собственных нужд граждан) — это предпринимательская деятельность, которую можно вести только на основании договоров аренды лесного участка. Таким образом, сбор грибов и ягод сельскими жителями на продажу (важный, а подчас и единственный источник дохода) становится незаконным, а сборщики оказываются нарушителями закона, ведь заключить договор аренды для этих целей им практически невозможно.

Файлы: 1 файл

ЛЕСОНАРУШЕНИЯ.docx

Тема 6 – Охрана лесов от лесонарушений

Тема: Понятие о лесонарушении. Виды лесонарушений. Виды ответственности за нарушения лесного законодательства.

ЛЕСОНАРУШЕНИЕ - виновное противоправное действие (бездействие), направленное на установленный порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, на право лесной собственности, вещные и иные права граждан.

Действующий Лесной кодекс РФ не закрепил понятия Лесонарушения и не содержит перечня хотя бы основных его видов.

Виновные в совершении таких лесонарушений называются лесонарушителями.

2.Повреждение деревьев и кустарников не до степени прекращения роста

4. Нарушение Правил пожарной безопасности.

5.Уничтожение или повреждение леса в результате поджога.

6. Загрязнение леса.

7. Нарушение санитарных правил

8. Уничтожение лесной фауны

Некоторые виды деятельности, прежде бывшие законными и служившие подспорьем для заметной части населения, по новому кодексу стали незаконными (или их законное осуществление требует практически невыполнимых усилий). Сотни тысяч наших сограждан оказались невольными нарушителями закона. Выходит, отныне заготовка пищевых и других недревесных лесных ресурсов (за исключением их сбора для собственных нужд граждан) — это предпринимательская деятельность, которую можно вести только на основании договоров аренды лесного участка. Таким образом, сбор грибов и ягод сельскими жителями на продажу (важный, а подчас и единственный источник дохода) становится незаконным, а сборщики оказываются нарушителями закона, ведь заключить договор аренды для этих целей им практически невозможно.

Примеров того, как новое лесное законодательство вынуждает добропорядочных и законопослушных граждан, лесозаготовителей и даже чиновников обходить правила, десятки, если не сотни. А ведь все это ведет к правовому нигилизму в обществе.

Проблемы на перспективу

Так, заметно сократятся площади защитных лесов, а их статус снизится (в частности, допускается их застройка и ограничение свободного доступа в них вследствие аренды в рекреационных целях, для ведения охотничьего хозяйства, религиозной деятельности и т. д.). А ведь эти леса — важнейший фактор охраны окружающей среды (именно поэтому еще со времен Закона о лесоохране от 1888 г. и поддерживался их особый статус).

Органы управления лесным хозяйством в обязательном порядке не позднее чем в 3-х дневный срок со дня получения протокола о лесонарушении или протокола о лесном пожаре должны направлять материалы в территориальные ОВД для проверки и принятия по ним процессуального решения в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством.

От расторопности лесников и скорейшей передачи материалов в милицию в немалой степени зависит не только конечный результат, в том числе: будет ли оно раскрыто по горячим следам или приостановлено в связи с неустановлением лица.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"

Понятие лесных насаждений в новом лесном законодательстве не определено, по смыслу уголовного законодательства, к ним следует относить любые деревья, кустарники и лианы, входящие в понятие леса. Лес, в свою очередь, понимается как экологическая система или как природный ресурс (ст. 5 ЛК РФ).

Предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека. (Постанов.Пленума №21)

Незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

Незаконное завладение древесиной, заготовленной другими лицами, квалифицируется как хищение чужого имущества.

- Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

Критерием отграничения преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, от административного правонарушения (статья 8.28 КоАП РФ) является степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста, содеянное влечет административную ответственность по статье 8.28 КоАП РФ.

К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений или не относящихся к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан (статья 260 УК РФ) относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).

Анализ состояния и динамики нарушений лесного законодательства с начала XXI века показывает, что объемы незаконных рубок леса с каждым годом увеличиваются.

По официальным данным, объемы незаконных рубок леса в стране в 2006 году составили свыше 3 млн. кубометров, а экономический ущерб превысил 15 млрд. рублей.

Данное обстоятельство привлекает в эту сферу организованную и профессиональную преступность.

В незаконную рубку леса зачастую вовлечены должностные лица лесоохранных структур, местной администрации и правоохранительных органов. Подобное положение способствует созданию коррупционных связей в системе государственных органов.

Практически не назначается реальное лишение свободы, исправительные работы, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также конфискация орудий и средств совершения преступления. Более чем в 90% случаев суды приходят к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания и постановляют считать назначенное наказание условным. Применение условного осуждения стало фактически правилом.

Основные виды незаконных порубок можно условно разделить

• Без разрешительных документов.

К данному виду относятся самовольные рубки, осуществляемые:

1) гражданами для собственных нужд (отопления жилищ, заготовки строительных материалов для мелких построек и текущего ремонта и т. д.). Ущерб, наносимый единичной самовольной рубкой данного типа невелик, однако подобные самовольные рубки наиболее распространены;

• Рубка сверх установленного количества, а также деревьев, запрещенные к рубке (самые легкораскрываемые).

Это рубки, которые проводятся на основании разрешительных документов, но с грубыми нарушениями действующих правил.

Это превышение площади лесосеки (в том числе заготовка за границами отведенных лесосек), назначение в рубку ценных насаждений, завышение выхода деловой древесины, заготовка древесины в большем объеме или лучшего качества при неправильном проведении выборочных рубок, заготовка лучшей древесины под видом ухода за лесами или санитарных рубок. Данный вид совершается легальными лесозаготовителями.

Вместе с незаконной рубкой вскрываются и должностные преступления работников лесхозов, выразившиеся в:

– превышение площади лесосек;

– назначение в рубку ценных насаждений;

– завышение выхода деловой древесины;

– занижение диаметра, разряда высот деревьев, назначенных в рубку.

Подобные преступления легко вскрываются при надлежащем освидетельствовании мест рубок.

• Рубка с разрешительными документами, но в ином месте (самые труднораскрываемые).

Данный вид преступления является одним из самых труднораскрываемых. Зачастую в них вовлечены ОПГ (организованные преступные группы) в сговоре с сотрудниками лесхозов Основными отличительными признаками данного вида преступления являются:

— документы, выписанные на нужды сельских администраций.

— незначительные объемы выписанной древесины.

— завышенный выход деловой древесины.

— бесконечное продление разрешительных документов.

— явное несоответствие перевозимых лесоматериалов с провозными документами.

Способ выявления — последующий выезд на лесосеку для определения ее реального местоположения.

В других странах,в том числе в Финляндии, США такого учета нет. Да и озвучивать на весь мир о положение у себя они не рвутся.

Если и говорят, то говорят о доле незаконных рубок в общем объеме заготовленной древесины. Это 1% и менее, то есть величина, которой можно пренебречь, сказать, что незаконных рубок нет.

Но если оценивать незаконные рубки по такой методике в России, то у нас ситуация будет аналогичная, и можно сказать что незаконных рубок у нас нет.

Информации они не дают, поэтому можно только предполагать.

Единого определения для незаконных рубок в мире нет, поэтому в законодательстве разных стран за то, что у нас "незаконная рубка", может быть например - хищение древесины (леса), а может вообще не выделяться и проходить как обычное хищение

Способы и методы выявления незаконных рубок

1. Мониторинг лесного массива с использованием вертолета -

Один из наиболее эффективных методов выявления незаконных рубок. В режиме полета можно сверить реальное расположение легальных вырубок, а также выявить нелегальные. Целесообразнее, чтобы по маршруту полета работали мобильные отряды наземных оперативников, и была обеспечена их устойчивая связь с пилотами. Лучше такие мероприятия планировать одновременно с работой подразделений Авиалесоохраны по патрулированию и выявлению лесных пожаров.

При мониторинге осуществляется осмотр лесного массива. С помощью GPS-навигатора определяются географические координаты вырубки, которые затем передаются на землю,

где обрабатываются с установлением конкретного квартала.

Согласно реестру выданных разрешительных документов на заготовку древесины, а также базе данных лесных деклараций определяется законность порубки. В случае, если разрешительные документы на данный квартал не выписаны или в лесной декларации не указаны сведения о предстоящих рубках в данном месте, то туда направляется следственно-оперативная группа для документирования факта порубки. Важным преимуществом проведения облета лесного массива является то, что за достаточно короткий промежуток времени можно осмотреть большую территорию.

3. Использование материалов аэрофотосъемки - при анализе сплошных и иных видов рубок, когда на месте лесного массива образуется безлесный участок. Данная местность фотографируется, затем снимок накладывается на абрис лесосеки, в результате чего можно увидеть, совпадает ли вырубленная площадь с выделенной и не имеются ли рубки за границами лесосеки. Однако этот метод имеет существенный недостаток, так как данные аэрофотосъемки иногда длительное время (до полугода) обрабатываются и только затем поступают в лесничества, а потом в милицию. Из-за этого возникают сложности в установлении заготовительной бригады.

Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 (ред. от 11.10.2014, с изм. от 02.06.2015) "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" (вместе с "Методикой исчисления размера вреда, причиненного.

Рубка сухостоя и валежника в лесах РФ - платная. Если нет разрешения (договора), то это административное правонарушение. Стоимость сухостойной, буреломной и ветровальной древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов

Штраф - от 500 до 4500 руб..

Статья 26. Повреждение или уничтожение зеленых насаждений. 1. Повреждение деревьев, кустарников, газонов и цветников на землях, не входящих в лесной фонд, влечет предупреждение или наложение административного штрафа за каждое поврежденное дерево, куст, газон, цветник в размере:

на граждан - в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;

Самовольная вырубка деревьев, кустарников на землях, не входящих в лесной фонд, влечет наложение административного штрафа за каждое дерево, куст в размере:

на граждан - в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;

Список литературы

2. Р.А. Алешко, А.Т. Гурьев, К.В. Шошина, В.С. Щеников Разработка методики визуализации и обработки геопространственных данных // Научная визуализация. – 2015. - №1. – С. 20 – 29.

3. Алешко Р.А. Система мониторинга и управления пространственными гетерогенными объектами (на примере Соловецкого архипелага) / Бекмешев А.Ю., Васендина И.С., Гурьев А.Т., Карлова Т.В., Шошина К.В., Щеников В.С. // Вестник БГТУ. - 2014. - №3(43). - С.104-108.

4. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: НОРМА , 2001;.

5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 октября 2001 г. - N 44. - Ст. 4147.
6. Коломинова, М.В. Машины и механизмы для борьбы с лесными пожарами [Текст]: метод. указания / М.В. Коломинова. – Ухта: УГТУ, 2008. – 43 с.пользованием данных спутниковой съемки // Молодой ученый. — 2015. — №13.1. — С. 17-19.

7. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Российская газета. - 12 января 2002 г. - N 6.

В целях совершенствования порядка оформления процессуальных документов должностными лицами Федерального агентства лесного хозяйства и его территориальных органов, а также обеспечения единообразного подхода к применению законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях и осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), на основании подпункта 10.14 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", приказываю:

1. Утвердить следующие примерные образцы отдельных бланков процессуальных документов, составляемых при осуществлении должностными лицами Рослесхоза и его территориальных органов производства по делам об административных правонарушениях и федерального государственного лесного надзора (лесной охраны):

определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (приложение 1);

определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (приложение 2);

протокол об административном правонарушении (приложение 3);

протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (приложение 4);

протокол об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении (приложение 5);

протокол о временном запрете деятельности (приложение 6);

определение о продлении срока проведения административного расследования (приложение 7);

запрос по делу об административном правонарушении (приложение 8);

поручение по делу об административном правонарушении на совершение отдельных действий (приложение 9);

определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении (приложение 10);

определение о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении (приложение 11);

уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (приложение 12);

определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела (приложение 13);

определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (приложение 14);

определение о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении (приложение 15);

определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (приложение 16);

определение о вызове лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении (приложение 17);

определение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении (приложение 18);

определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (приложение 19);

определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении (приложение 20);

определение о приводе (приложение 21);

определение о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия (приложение 22);

постановление о назначении административного наказания (приложение 23); постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (приложение 24);

определение об отказе в удовлетворении ходатайства (приложение 25);

определение о рассрочке исполнения постановления о назначении административного наказания (приложение 26);

определение об отсрочке исполнения постановления о назначении административного наказания (приложение 27);

решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении (приложение 28);

определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок (приложение 29);

представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (приложение 30);

запрос о предоставлении сведений и документов, необходимых для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки (приложение 31);

предписание об устранении нарушений обязательных требований (приложение 32);

акт обследования территории (лесного участка) на предмет соблюдения обязательных требований (приложение 33);

план-схема к акту проверки, обследования (приложение 34);

уведомление о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (приложение 35);

фототаблица к акту проверки, обследования (приложение 36);

акт о невозможности проведения проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (приложение 37);

акт проверки Федеральным агентством лесного хозяйства (территориальным органом Рослесхоза) юридического лица, индивидуального предпринимателя (приложение 38).

2. Рекомендовать должностным лицам центрального аппарата Рослесхоза и его территориальных органов использовать при производстве по делам об административных правонарушениях и осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) примерные образцы отдельных бланков процессуальных документов, указанных в пункте 1 настоящего приказа.

3. Оформление иных процессуальных документов, примерные образцы которых не предусмотрены настоящим приказом, производится в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Рослесхоза Е.С. Комар.

природных ресурсов и экологии

агентства лесного хозяйства

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

Основание выдачи предписания

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

к приказу Рослесхоза

от 07.05.2018 г. N 405

Краткое описание снимка

(адрес, по которому проводилось фотографирование, с указанием примерных координат (с какой стороны произведена фотосъемка объекта) и т.п.)

_______________
* При составлении протокола представителем общественной организации или органа общественной самодеятельности указывается ее полное наименование, местонахождение и должность составителя протокола.

составил настоящий протокол ________________________________________________________

(место составления протокола)

о нижеследующем лесонарушении:______________________________________________________

1. Вид лесонарушения _________________________________________________________________

2. Место совершения лесонарушени я ___________________________________________________

N обхода, хозчасть, дача или урочище, N квартала, группа

и категория защитности лесов)

Ответственность за совершенное лесонарушение предусмотрена

(номер пункта, полное наименование нормативного акта, кем

утвержден, дата утверждения и N акта)

3. Кем обнаружено лесонарушение______________________________________________________

4. Когда совершено лесонарушение ____________________________________________________

и когда обнаружено __________________________________________________________________

5. Наименование предприятия, учреждения, организации-лесонарушителя _________________

(заполняется при лесонарушении, совершенном

предприятием, учреждением, организацией)

Должностное лицо, по вине которого было допущено лесонарушение:

фамилия, имя, отчество, год рождения__________________________________________________

место жительства ___________________________________________________________________

место работы, занимаемая должность __________________________________________________

размер заработка _____________________________________________________________________

семейное положение ___________________________________________________________________

(число членов семьи, количество

документ, удостоверяющий личность должностного лица _________________________________

(наименование документа, его номер, кем и когда выдан)

фамилии, имена, отчества, год рождения ________________________________________________

место жительства ___________________________________________________________________

места работы, учебы и занимаемые должности __________________________________________

размер заработка ____________________________________________________________________

(число членов семьи, количество иждивенцев)

документы, удостоверяющие личность лесонарушителей _________________________________

(наименование документов, их номера, кем и когда выданы)

7. В который раз совершено лесонарушение ______________________________________________

8. Размеры лесонарушения и причиненного им ущерба ______________________________________

Незаконная рубка растущего леса, повреждение растущих деревьев и кустарников, присвоение срубленных с корня, а также буреломных или ветровальных деревьев или самовольная рубка сухостойных деревьев

Указывается: "порубка", или "повреждение по степени прекращения роста", или "повреждение недо степени прекращения роста" и т.д.

Порода деревьев или кустарников

Количество деревьев (кустарников)

Диаметр деревьев в см

Масса древесины в куб.м

Стоимость по таксе на древесину, отпускаемую на корню (в руб. и коп.)

Сумма ущерба по таксе для исчисления размера взыскания за ущерб (в руб. и коп.)

Читайте также: