Сообщение о лермонтове смерть поэта

Обновлено: 01.07.2024

Молодой поэт был потрясён гибелью своего кумира и видел в этом высочайшую несправедливость.

Он первым сказал правду о смерти Пушкина, назвав и её официальную причину (дуэли были официально запрещены), и виновников. Даже ближайшие друзья Пушкина не сделали этого сразу.

Стихотворение распространилось с быстротой молнии. О Лермонтове узнала вся Россия.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистической манере и на основе реальных событий. При этом его автор – человек с мироощущением романтика.

Трагическое и сатирическое сливаются в одно целое, образуя соединение романтического и реалистического направлений.

3. Род

Перед нами лирическое произведение с сильно выраженным публицистическим началом.

4. Жанр

5. Проблематика

Поэт со всем жаром негодования борется с проблемой человеческого равнодушия и социальной безучастности.

Его убивало стремление части просвещённого общества защитить не Пушкина, а Дантеса, замять историю, бросающую тень на жену поэта, его окружение и самого государя. Лермонтов объясняет миру истинное значение Пушкина, напоминая его убийцам о справедливости Божьего Суда.

6. Тематика

Тема стихотворения – смерть Пушкина. Написанное по горячим следам, оно стало живым свидетельством того, что гибель поэта стала страшной раной для его современников.

7. Идея

Идея произведения состоит в том, что современники не смогли встать выше собственных страхов и сложившихся обстоятельств ради того, чтобы уберечь Пушкина от нелепой гибели. Цена его жизни была неизмеримо высока. Юный Лермонтов уже тогда понимал это и не щадил убийц поэта.

8. Пафос

Обвинительный и обличительный пафос стихотворения – следствие душевной боли, поразившей Лермонтова в первые минуты после получения известия о роковой дуэли.

Любая неправда в отношении Пушкина ранит молодого автора, глубоко оскорбляя в нём веру в Поэзию и всенародного кумира. Лермонтов ищет объяснения случившемуся и пытается напомнить о торжестве справедливости, если не в этом мире, так на Страшном Суде.

9. Система образов

Лермонтов обвиняет в случившемся не одного только Дантеса, а всё светское общество во главе с императором. Мир искусства для поэта выше мира земных ценностей.

На фоне этого чужого для России, пустого, ничего не значащего человека Пушкин выглядит как святой, принимающий терновый венец страдания. В его лице русская культура лишается своего средоточия, своего творца. Но этой гибелью преодолевается сама смерть, ведь поэзия Пушкина бессмертна.

10. Центральные персонажи

Под молвой имеются в виду те, кого Лермонтов считал прямо или косвенно виновными в случившемся: супруга поэта Н. Н. Гончарова, Жорж Дантес и его дядюшка барон Геккерн, государственный цензурный комитет, сам государь.

11. Лирический герой

Лирический герой не присутствует в тексте стихотворения, но перед нами – живая душа Лермонтова, наследника пушкинской славы, его представлений о совести и чести.

Поэт от первого лица говорит современникам правду о смерти Пушкина и не прячется за ширмой красивых слов. В этом состоит его гражданское и человеческое мужество.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения описывает гибель А.С. Пушкина вследствие ранения, полученного на дуэли с французским подданым Ж. Дантесом на Чёрной речке 27 января (8 февраля) 1837 года.

В случившемся автор винит светский круг, раздувавший в Пушкине огонь суетных страстей, всех, кто радостно бесчестил на словах его жену и его самого. Лермонтов проклинает убийцу поэта, напыщенного чужака, не понимавшего, на что он поднимает руку.

Стихотворение завершается обращением к потомкам, от поспешного суда которых хочет защитить погибшего поэта Лермонтов. Он опасается возможного злословья и призывает помнить о высшем суде, для которого будут важны дела Пушкина – его стихотворения и поэмы.

13. Композиция

Композиция произведения – линейная, двухчастная.

Первая часть в подробностях описывает трагедию и занимает 5 строф. Вторая часть, состоящая из 1 строфы, содержит обращение к потомкам, сформулированное как вывод.

Кульминацией стихотворения является четвёртая строфа, в которой выражены глубочайшая скорбь и осознание конечности момента. Гибель Пушкина – непоправимая трагедия русской истории и культуры.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения изобилует обращениями, риторическими вопросами, восклицательными предложениями.

Глаголы второго лица множественного числа усиливают тягостное чувство всеобщей причастности к смерти Пушкина.

Использование инверсии, назывных предложений, гипербол и градаций усиливает обвинительный и обличительный пафос стихотворения.

В тексте присутствуют книжные слова и выражения, поскольку трагическое начало стихотворения требует высокой лексики.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано несколькими стихотворными размерами:

  • начинается оно с любимого Пушкиным четырёхстопного ямба;
  • вторая часть представляет собой вольный стих, составленный из чередующихся строф, написанных четырёхстопным, пятистопным и шестистопным ямбом.

В произведении используется перекрестная рифмовка (АБАБ). Шесть строф поэтического текста имеют разную длину.

16. Средства художественной выразительности

17. Значение произведения

Для современников это стихотворение стало глотком правды в спёртом воздухе цензурных запретов, а также свидетельством появления в литературе нового дарования, продолжающего начатый Пушкиным великий путь национального поэта.

18. Актуальность

Стихотворение Лермонтова актуально по сей день. Тема отношений поэта и власти никогда не звучит так трагически, как в момент разговора о гибели творца. Это кульминация конфликта.

Певец свободы, Пушкин всей своей жизнью противопоставил небесную власть поэта над человеческими душами земной власти кесаря. Эта антитеза разрешилась трагически, и Лермонтов остро чувствовал обречённость истинного творца на гибель, чем стала примером его собственная судьба.

19. Моё отношение

20. Чему учит

Данное произведение учит нас бережному отношению к памяти Пушкина, пониманию того, какой великой трагедией явилась для народа ранняя смерть гения. Человеческая жизнь ценнее всего. А жизнь такого выдающегося творца, каким был Пушкин, и вовсе бесценна.

Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.

  • Михаил Лермонтов ~ Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести…) (+ Анализ) - 08.02.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Кто в утро зимнее, когда валит… - 01.02.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Тучи (Тучки небесные, вечные странники!) (+ Анализ) - 21.11.2021

Погиб Поэт!

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Смерть поэта
Михаил Лермонтов

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Отмщенья, государь, отмщенья!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Погиб поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… И убит!
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? Веселитесь… – он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Его убийца хладнокровно
Навел удар… Спасенья нет.
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. Издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

И прежний сняв венок, – они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
***
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Год написания: 29 января — начало февраля 1837

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести. )

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Смерть Поэта

Стихотворение написано на смерть Пушкина (Пушкин умер 29 января 1837 г.).

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Стихотворение имело широкий общественный резонанс. Дуэль и смерть Пушкина, клевета и интриги против поэта в кругах придворной аристократии вызвали глубокое возмущение среди передовой части русского общества. Лермонтов выразил эти настроения в мужественных, исполненных поэтической силы стихах, которые разошлись во множестве списков среди современников.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Имя Лермонтова, как достойного наследника Пушкина, получило всенародное признание. В то же время политическая острота стихотворения вызвала тревогу в правительственных кругах.

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

В марте Лермонтов выехал из Петербурга, направляясь в действующую армию на Кавказ, где в это время находился Нижегородский драгунский полк.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Жорж Шарль Дантес (1812–1895) – французский монархист, бежавший в 1833 г. в Россию после вандейского мятежа, был приемным сыном голландского посланника в Петербурге барона Геккерена.

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

Имея доступ в салоны придворной русской аристократии, участвовал в травле поэта, закончившейся роковой дуэлью 27 января 1837 г. После смерти Пушкина выслан во Францию.

p, blockquote 22,0,1,0,0 -->

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

Это графы Орловы, Бобринские, Воронцовы, Завадовские, князья Барятинские и Васильчиковы, бароны Энгельгардты и Фредериксы, чьи отцы и деды добились положения при дворе лишь с помощью искательства, интриг, любовных связей.

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

Гвоздев 22 февраля 1837 г. написал ответ Лермонтову, содержавший строки, подтверждающие правильность первоначального чтения спорного стиха:

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

p, blockquote 28,0,0,0,0 -->

Год написания: 1837

p, blockquote 29,0,0,0,0 -->

Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести. )

p, blockquote 30,0,0,0,0 -->

p, blockquote 31,0,0,0,0 -->

Данное произведение было написано в таком приемлемом для русского человека жанре, что сразу стало любимым и известным среди широкого круга читателей. Произведение переписывали, цитировали и заучивали наизусть. Несмотря на то, стихотворение посвящается гибели конкретного человека, судьба которого оборвалась трагическим образом, поэт вкладывает в свое творение и вечный вопрос противостояния добра и зла, темных и светлых сил.

p, blockquote 32,0,0,0,0 -->

p, blockquote 33,0,0,0,0 -->

О чем данное стихотворение?

p, blockquote 34,0,0,0,0 -->

p, blockquote 35,0,0,0,0 -->

p, blockquote 36,0,0,0,0 -->

Жанр

p, blockquote 37,0,0,0,0 -->

p, blockquote 38,0,0,0,0 -->

Трагичность, связанная с гибелью Пушкина, как великого таланта России, сменяется призрачным отношением к мнению общественности, не стоящей частицы погибшего человека.

p, blockquote 39,0,0,0,0 -->

Главная идея стихотворения

p, blockquote 40,0,0,0,0 -->

p, blockquote 41,0,0,0,0 -->

p, blockquote 42,0,0,0,0 -->

Способ стихосложения

p, blockquote 43,0,0,0,0 -->

p, blockquote 44,0,0,0,0 -->

После прочтения данного произведения в душе остается отзыв смерти поэта и противостояние неправильной гибели таланта.

p, blockquote 45,1,0,0,0 -->

Александр Пушкин и Михаил Лермонтов

Александр Пушкин и Михаил Лермонтов

p, blockquote 46,0,0,0,0 -->

p, blockquote 47,0,0,0,0 -->

Это стихотворение было написано сразу же после дуэли Пушкина с Дантесом и смертельного ранения Александра Сергеевича. В те дни была создана большая часть стихотворения, кроме его последних 16 строк. Заключительные строки были дописаны уже после похорон Пушкина, когда стало известно, что часть общества, близкая к царскому двору, взяла под защиту Дантеса. На смерть Пушкина откликнулись многие поэты, но в их произведениях не было ни такого гнева, ни такого страстного обличения.

p, blockquote 48,0,0,0,0 -->

p, blockquote 49,0,0,0,0 -->

p, blockquote 50,0,0,0,0 -->

По своей структуре стихотворение состоит из нескольких фрагментов, имеющих каждый свою стилистику. Композиционно легко выделяются три относительно самостоятельные части.

p, blockquote 51,0,0,0,0 -->

p, blockquote 52,0,0,0,0 -->

Во второй части создан образ светского общества как некоего замкнутого круга, от которого нет спасения. Оно состоит из людей подлых и жестоких, способных на обман, предательство и коварство. Автор развивает романтический мотив противостояния героя и толпы. Конфликт этот неразрешим, трагедия неизбежна.

p, blockquote 53,0,0,0,0 -->

p, blockquote 54,0,0,0,0 -->

Но Лермонтов этим упоминанием вовсе не оправдывает Дантеса, справедливо полагая, что на его совести остаётся гибель гениального русского Поэта. Однако люди, которые разжигали конфликт между Пушкиным и Дантесом, хорошо отдавали себе отчёт в том, что на кон поставлена жизнь человека, успевшего прославить русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает истинными убийцами
Поэта. Вторая часть заметно отличается от первой настроением и стилем. В ней главной выступает скорбь о преждевременной смерти Поэта. Лермонтов даёт волю глубоко личному чувству любви и боли.
Третья часть, последние шестнадцать строк стихотворения, — это гневное обвинение, перерастающее в проклятие, Перед нами монолог с риторическими вопросами и восклицаниями, в котором проявляются черты сатиры, памфлета. И этот монолог можно назвать продолжением неравного поединка — одного против всех.

p, blockquote 55,0,0,0,0 -->

p, blockquote 56,0,0,0,0 -->

… издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На Ловлю счастья и чинов
заброшен к нам по воле рока …

p, blockquote 57,0,0,0,0 -->

p, blockquote 58,0,0,0,0 -->

Вся последняя часть звучит как политическая декламация. Лермонтов предрекает палачам Поэта гибель и выносит им страшный приговор:
и вы не Смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь!

p, blockquote 59,0,0,0,0 -->

Важно, что Поэт — это не только Пушкин. Оплакивая Пушкина, Лермонтов размышляет о судьбе Поэта в обществе. Лермонтов уверен, что Пушкин погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества. При написании этих строк Михаил Юрьевич даже не подозревал, что сам погибнет так же на дуэли — всего через несколько лет.

p, blockquote 60,0,0,0,0 -->

p, blockquote 61,0,0,0,0 -->

p, blockquote 62,0,0,0,0 -->

p, blockquote 63,0,0,0,0 -->

В этих строчках использован и другой стилистический приём — параллелием , то есть о динаковое синтаксическое построение соседних предложений , что придаёт поэтической речи особую выразительность. Не случайно повторение слова зачем в начале предложений. Этот приём, называемый анафорой, также усиливает эмоциональность.

p, blockquote 64,0,0,0,0 -->

p, blockquote 65,0,0,0,0 -->

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, во второй части — вольный ямб. Использованы различные способы рифмовки: перекрёстная, кольцевая, парная.

p, blockquote 66,0,0,0,0 -->

Михаил Юрьевич Лермонтов

p, blockquote 67,0,0,1,0 -->

Оно состоит из двух различных как по размеру, так и по настроению частей. Первая из них представляет собой печальную элегию, в которой Лермонтов описывает трагические события января 1837 года. Однако уже с первых строк ясен подтекст стихотворения, в котором прямым убийцей Пушкина Михаил Лермонтов называет не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое насмехалось над поэтом и унижало его при каждом удобном случае. Действительно, прямое либо косвенное оскорбление Пушкина при его жизни являлось чуть ли не национальным развлечением светского общества, которому предавались не только князья и графы, но и первые лица государства. Чего стоит одно только присвоение поэту царем Николаем I чина камер-юнкера в 1834 году, когда Пушкину уже исполнилось 34 года. Чтобы понимать всю степень и глубину унижения поэта, нужно учитывать, что подобного чина, как правило, удостаивались 16-летние юноши, которым отводилась роль придворных пажей.

p, blockquote 69,0,0,0,0 -->

p, blockquote 70,0,0,0,0 -->

p, blockquote 71,0,0,0,0 -->

p, blockquote 72,0,0,0,0 -->

p, blockquote 73,0,0,0,0 -->

p, blockquote 74,0,0,0,0 -->

p, blockquote 75,0,0,0,0 -->

p, blockquote 76,0,0,0,0 -->

p, blockquote 77,0,0,0,0 -->

p, blockquote 78,0,0,0,0 -->

ДУЭЛЬ НА ЧЁРНОЙ РЕЧКЕ

Все прошло, пролетело, пропало.
Отзвонила дурная молва.
На снега Черной речки упала
Запрокинутая голова…

p, blockquote 79,0,0,0,0 -->

Антокольский Павел. Чёрная речка.

p, blockquote 80,0,0,0,0 -->

Глазунов Илья Сергеевич. А.С. Пушкин. Накануне. 1994

Глазунов Илья Сергеевич. А.С. Пушкин. Накануне. 1994

p, blockquote 81,0,0,0,0 -->

Жилет, в котором Александр Сергеевич Пушкин стрелялся на дуэли, хранящийся в мемориальном музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге. Россия, Санкт-Петербург.

Жилет, в котором Александр Сергеевич Пушкин стрелялся на дуэли, хранящийся в мемориальном музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге. Россия, Санкт-Петербург.

p, blockquote 82,0,0,0,0 -->

Александр Сергеевич Пушкин дуэль

p, blockquote 83,0,0,0,0 -->

Непринцев Юрий Михайлович. Последняя минута.

Непринцев Юрий Михайлович. Последняя минута.

p, blockquote 84,0,0,0,0 -->

 Жаренко (Жей) Лаврентий Семёнович (Украина, 1899-1977) Перед дуэлью. 1939 г.

Жаренко (Жей) Лаврентий Семёнович (Украина, 1899-1977) Перед дуэлью. 1939 г.

p, blockquote 85,0,0,0,0 -->

Волков Адриан Маркович. Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. 1869

Волков Адриан Маркович. Дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. 1869

p, blockquote 86,0,0,0,0 -->

Чичагов Константин Николаевич. Конец дуэли.

Чичагов Константин Николаевич. Конец дуэли.

p, blockquote 87,0,0,0,0 -->

Шилов Виктор Викторович. Пушкин А.С. Дуэль.

Шилов Виктор Викторович. Пушкин А.С. Дуэль.

p, blockquote 88,0,0,0,0 -->

Горбов Александр Александрович. Дуэль А.С. Пушкина с Ж. Дантесом. 1936

Горбов Александр Александрович. Дуэль А.С. Пушкина с Ж. Дантесом. 1936

p, blockquote 89,0,0,0,0 --> p, blockquote 90,0,0,0,1 -->

Соколов Пётр Петрович. Дуэль А.С. Пушкина с Дантесом. 1890

Соколов Пётр Петрович. Дуэль А.С. Пушкина с Дантесом. 1890

Получившее широкое распространение в списках, оно противостояло официальной версии и способствовало оформлению противоположной трактовки образа Пушкина.

Несколько слов об истории создания стихотворения. Лермонтов был болен, когда по городу разнеслась весть о дуэли и ее итоге. Лечил Лермонтова доктор Н. Ф. Арендт – от него, навещавшего умиравшего поэта, и от других приходивших в дом людей двадцатитрехлетний поэт узнал подробности. Чувство неизмеримой потери, острейшая душевная боль соединились с ненавистью к свету, ко всем, кто распространял

В некоторых кругах, в великосветских салонах защищали Дантеса, обвиняли Пушкина. Об этом упоминала в воспоминаниях С. Н. Карамзина. Е. Н. Мещерская писала о контрасте между “плебейскими почестями” поэту и равнодушии “раззолоченных салонов”

“Невольное, но сильное негодование вспыхнуло во мне против этих людей, которые нападали на человека, уже сраженного рукою божьей, не сделавшего им никакого зла и некогда ими восхваляемого”,- вспоминал Лермонтов.

Первые пятьдесят стихов “Смерти поэта” были написаны 28 января (по старому стилю). Они

быстро разошлись в списках, читались наизусть, декламировались и передавались из рук в руки. Вскоре Лермонтов узнал, что Дантес и Геккерн, как иностранцы, не подлежат российскому суду.

После того как 6-8 февраля раненный в руку Дантес предстал перед судом и действительно отделался легким наказанием, разгневанный поэт пишет дополнение, а также прибавляет стихотворный эпиграф.

Появились мнения, что эпиграф, обращенный к государю (“Отмщенья, государь, Отмщенья! Паду к ногам твоим. Будь справедлив и накажи убийцу” и т. д.), смягчает общий тон негодования, отводит обвинение от венценосного государя и обращает гнев на толпу царедворцев у трона.

Герцен в статье “О развитии революционных идей в России”, высоко оценив отклик Лермонтова, видел в прибавлении эпиграфа непоследовательность автора. О том, что наличие эпиграфа “смягчало смысл последней строфы”, пишет и И. Л. Андроников. Он замечает, что в ряде копий стихи переписаны без эпиграфа, потому, видимо, что он предназначался не для всех, что сам Лермонтов, именно желая смягчить общий тон стихотворения, стремился довести до III отделения полный текст с эпиграфом. Однако нам кажется более верным и убедительным толкование смысла эпиграфа, при котором его прибавлением общая взрывчатость и сила стихотворения в целом усиливается.

См., к примеру: Иванова Т. Об эпиграфе в стихотворении Лермонтова “Смерть поэта”.

В середине февраля Бенкендорфу был передан полный текст стихотворения, аттестованного как “бесстыдное вольнодумство, более чем преступное”. Было заведено “Дело по секретной части Военного министра о непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым”.

Что же возмутило и испугало николаевских жандармов? Почему стихи на смерть Пушкина признаны непозволительными и очень опасными? Поэтическая эпитафия была вызвана гневом и скорбью, жаждой справедливости, отмщенья, благоговением перед светлым гением Пушкина, перед героической его личностью.

Стихи, по-пушкински совершенные, поразительно глубоко и точно отразили суть трагедии, понятой как катастрофа национальной культуры.

Взволнованно и смело опровергались поэтом домыслы и легенды, кривотолки о причинах дуэли, обвинения Пушкина и его жены. Заглушая ропот клеветников, Лермонтов утверждал, что поэт “восстал… против мнений света”, против палачей “свободы, гения и славы”. Не один Дантес, а “жадная толпа” у трона виновна в гибели благородного певца.

Его долго губили лицемерием, клеветой, раздували “чуть затаившийся пожар”.

Лермонтовские оценки Пушкина, характеристика поэта отвергали вымыслы о просветленной христианским смирением его кончине: нет, умер он непреклонным, “с свинцом в груди и жаждой мести, поникнув гордой головой…” В дописанных стихах поднята на новую высоту идея мщения.

Эти крамольные по тем временам мысли прочитывались современниками. В короткое время стихи стали известны в широких кругах. Они были высоко оценены истинными друзьями Пушкина.

Бывший в 1837 году учеником Училища правоведения В. В. Стасов вспоминал, как “подымала сила лермонтовских стихов”, как “заразителен был жар, пламеневший в этих стихах. Навряд ли когда-нибудь еще в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление”. Идеи лермонтовского стихотворения отозвались в других, позже созданных поэтических откликах на кончину Пушкина. Прямым виновником трагедии назвал царя Н. Огарев в стихах “На смерть поэта”:

…зло и низостно и больно Поэта душу уязвил. Когда коварными устами Ему он милость подарил, И замешал между рабами Поэта с вольными мечтами.

Независимый образ Пушкина утверждал А. Креницын, обращаясь к поэту:

О, сколько сладостных надежд И дум заветных, и видений, На радость сильных и невежд, Ты в гроб унес, могучий гений. Во мраке ссылки был он тверд, На ложе счастья – благороден, С временщиком и смел, и горд…

Э. Губер вторил в поэтическом отзыве Лермонтову, продолжая мотив “суда веков” над убийцей, “с клеймом проклятья на челе”. Юнкер П. А. Гвоздев обратился к Лермонтову, написав “Ответ” на его стихи о смерти Пушкина. Разделяя гнев, благородный порыв “младого поэта”, вставшего на защиту гения, Гвоздев отмечает, что тем, в кого метил Лермонтов, недоступны чувства печали и сожаления.

У этих душ презренных сердца, “покрытые зимней вьюгой”. Им песнь “На смерть Пушкина” страшна “как суд кровавый, Для них она, как грозный меч…” Автор обращения предвидит тяжкую участь дерзнувшего встать на защиту погибшего и призывает его к твердости духа:

…Твой стих свободного пера Обидел гордое тщеславье, И стая враг у ног царя, Как милость, ждет твое бесславье… Не ты ль сказал: “Есть грозный суд!” И этот суд – есть суд потомства, Сей суд прочтет их приговор, И на листе, как вероломство, Он впишет имя их в позор.

Так завершалась перекличка с лермонтовскими стихами, предоставляя будущему оценить подвиг Пушкина и его младшего собрата по перу. Стихи датированы 22 февраля 1837 года. Они не могли попасть в печать, впервые опубликованы в “Русской старине” в октябре 1896 г. Непредназначенные для обнародования, они отражают идеи некоторых представителей молодежи лермонтовского поколения.

Анализ стиха смерть поэта

Краткий обзор

Смерть поэта

История создания

  1. Описание смерти поэта.
  2. Осуждение убийц.

Большая часть сложена в первые дни после трагедии. Михаил Юрьевич тяжело переносил утрату. Потрясенный, он не загонял каждый стих в традиционные рамки, поэтому ритм произведения не выдержан.

Анализ стихотворения смерть поэта

Стихотворение впервые было издано в 1852 г. в Германии. На русском языке первую часть напечатали только в 1858 г. Полную версию элегии на родине автора увидели спустя два года.

Основная тема

Анализ стихотворения смерть поэта лермонтов

Люди жестоки, они ошиблись, когда выносили Пушкину приговор. Но грозный Божий суд найдет истинных виновных, клеветники получат заслуженное наказание.

Композиция и жанр

Анализ стихотворения смерть поэта лермонтова

Произведение нельзя отнести к одному жанру. Первая часть считается элегией, но имеет признаки оды. Вторую часть можно назвать эпиграммой. Если рассматривать стихотворение целиком, будут видны черты сатиры.

Строфы разного размера и ритма. В первой части есть трехстопные и четырехстопные ямбы, во второй ямб разностопный (сочетание пяти- и шестистопного). Рифмы различны: перекрестные, кольцевые и парные.

Выразительные средства

Настроение стихотворению задают трагичность и сатирический сарказм. Кроме них Лермонтов использует:

Анализ стихотворения лермонтова смерть поэта

Анализируя средства художественной выразительности, тему и композицию стихотворения, можно придти к выводу, что Лермонтов вписался в обычные для себя рамки романтизма. Протест и открытое осуждение — его любимая проблематика.

Читайте также: