Сообщение о курае кратко

Обновлено: 15.05.2024

Курай в былые времена делали из тростника. Перевод слова Курай, Кура - сухой стебель растения и Най - флейта. Имеет низкий, мягкий звук в три октавы. Сложно к произведению исполняемой на инструменте наложить человеческий голос, из-за этого ему почти ни когда не аккомпанируют. Трудно голос певца настроить под Курай, а мелодию Курая под голос певца.

Длина бывает разная, приблизительна как восемь кулаков. Так как у мастеров жанра кулаки разные, у кого больше или меньше, и Курай по своему размеру отличается. Каждый исполнитель делает себе Курай сам и замеряет его своими кулаками. Это касается и расстоянием между отверстиями, у каждого своё. Вот поэтому и все инструменты разные. Количество отверстий, так же разное, бывает четыре-пять, бывает шесть и более.

Научится играть не трудно. По нотам приблизительно так: все отверстия открыты - это ЛЯ, все отверстия закрыты - это ДО, открыто только первое отверстие - это РЕ, и т.д.

Есть истории в которых мастера обучающие игре на инструменте, заставляли учеников самим сделать себе Курай, но с одним отверстием. По мере оттачивания своего мастерства игры и увеличивались отверстия.

Легенда происхождения Курай.

Слушая мотивы Курай представляешь красивые горы, безграничные степи и вольные равнины. Скорее всего это связано с тем, что Курай поет о том, что ему близко.

Легенды рассказывают о том, как один из жестоких ханов разгневался на молодого джигита из-за девушки, которая приглянулась обоим и отослал молодого парня далеко от неё, к далеким и глухим горам. Молодой джигит, прибыв на место, затосковал по любимой девушке. В горах он услышал как поёт на ветру тростник, которое растет на высоких горах. Джигит взобрался на гору, увидел засохший тростник, срезал его, приподнес к губам — и полилась печальная и тоскливая мелодия. Тростник этот так и назывался - Курай.

Часто встречается упоменания и в татарских народных сказках и сказаниях. В основном это грустные и печальные повествования, так как герой сказок и легенд уже взрослые персонажи, со своим чувствами и переживаниями, так и мелодия Курай ассоциируется у нас как жалобные и тоскующие мелодии. Хотя как только инструмент попадал в руки детей, мелодия превращалась в задорный и веселый мотив, под который трудно удержаться и ноги сами пускаются в пляс.

Современный Курай.

В современной татарской эстраде, инструменту отведена отдельная часть, в основном, это вступительная часть в произведении или отдельная мелодия. Трудно подобрать для коллектива хорошего исполнителя на Курай, мастера своего дела, на вес золота. Наверное мы так редко слышим замечательные звуки Курай в современной татарской эстраде из-за этого.

Сегодня проводятся разные конкурсы и мероприятия, где выступают мастера разных направлений. В 1974 году в городе Уфе, был открыт памятник-фонтан "Весенняя песнь", Мальчик играющим на Курай. А в 2001 установили памятник Курай на горе Тугажман. Хорошо, что этот инструмент не забывается в татарской культуре. Мы надеемся, что красивые мелодии и традиции игры на инструменте будут продолжены и порадуют нас в будущем.

В Башкирии есть семь чудес республики. Одно из чудес — это музыкальный инструмент курай. Его можно встретить во многих районных музеях Республики Башкортостан. В музее Чишмы можно в записи услышать, как звучит этот национальный инструмент. Это невероятно красивое мелодичное звучание.

Инструмент курай довольно давно появился и получил своё распространение в культуре башкир и татар. Звуки курая можно было услышать на свадьбах, праздниках. Сегодня в Башкирии на нем играют целые коллективы.

Курай

Курай — это духовой музыкальный инструмент. Он похож на флейту как внешне, так и техникой игры. Внешне представляет длинную дудку с отверстиями для выхода воздуха, расположенными на корпусе. Длина инструмента от 50 до 80 см. Это довольно длинная дудка.

Название и материал изготовления инструмента

Своё название инструмент получил от растения, из которого его делают. Растение — это курай или реброплодник уральский. Довольно распространённое растение в хвойных и лиственных лесах Урала, зонтичное, с полым стеблем, достигает 120 см в высоту. Это растение двухлетнее или трёхлетнее.

Надо особо отметить, что цветок Курая считается символом Башкирии, его можно встретить на флаге и на гербе. Цветок, состоящий из семи лепестков, символизирует дружбу семь Башкирских родов, положивших начало единению народов, проживающих в Башкортостане.

Легенда

Происхождение инструмента отраженно в легенде, которая повествует нам о юноше, спасшемся от страшной смерти. Оказавшись в дремучем лесу, юноша брел, кругом его поджидали опасности, но юноша не отчаивался. На глаза ему попал цветок с длинным стеблем, из него он смастерил дудочку, на которой стал играть. Игра на инструменте спасла молодого человека, вывела его из леса, мелодия победила зло. Вариантов данной легенды встречается достаточно много, где-то юноша покорил сердце красавицы, благодаря кураю, где-то спасался от злого хана. Но какой бы не была легенда, факт остается фактом, и курай стал постоянным спутником башкир, как символ избавления от страданий.

Согласно традиции, на курае играют только мужчины – кураисты, и их выступления обязательно сопровождается устной прозой, этот может быть легенда или сказание.

Увидеть курай можно в музее поселка Чишмы.

Координаты музея: 54.589923, 55.380336

Автор: Надежда Шуренкова
Фото: Сергей Суворов


А ведь многих интересует этот вопрос. И по праву. Курай — действительно не только главный музыкальный инструмент, но и символ, и гордость башкирского народа. Тем интереснее будет узнать читателю, что таковым он стал относительно недавно. По крайней мере, связывать его с башгардами и бурджанами — древним этносом, являющимся коренным для башкир, — не приходится.

А ОТКУДА ТОГДА КУРАЙ ПОЯВИЛСЯ У БАШКИР И КОГДА?

Давайте для начала выявим главные отличия курая от других духовых инструментов, которые есть практически у всех народов:
1. Курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, носящее одноименное название.
2. Курай не имеет специального приспособления для извлечения звука, как у абсолютного большинства духовых инструментов. В этом его главная уникальность.
3. Курай имеет определенную длину и определенное количество отверстий для игры.
4. Игра на курае, как правило, сопровождается горловым пением.
5. Каждая мелодия, исполняемая на курае, имеет свою легенду.

Есть ли в мире музыкальные инструменты, идентичные кураю по параметрам, по которым он считается уникальным? Принято считать, что нет. Но он есть. Это монгольский "цуур". Его изображение вы видите на фото.

Цуур так же как и курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, который произрастает в лесах Алтая и Хингана.
Он имеет такую же уникальную конструкцию, как и курай. То есть у него нет специального звукоизвлекающего приспособления.
Цуур имеет определенную длину, которая измеряется размером ширины ладони музыканта. Количество отверстий и расстояние между ними тоже идентично кураю (иногда меньше на одну, что не существенно).
Цуурчи (так принято называть музыканта, играющего на цууре) дополняет исполнение горловым пением. А перед этим обязательно должен рассказать легенду мелодии.

И еще… Почти все песни, исполняемые на цууре, относятся к категории "протяжных песен" ("узун куй") и посвящены прославлению главной горы (Алтая, Хингана), реки и т. д. А также есть мелодии под названием "Черный иноходец" ("Кара Юрга") и др.

И еще… Все помнят башкирскую народную сказку о курае. Она состоит из двух не совсем связанных друг с другом частей. В первом повествование идет о злом хане, который имел рог. Вторая часть легенды повествует о юноше, который услышал, как ветер играет на сломанном стебле растения и изготовил из него музыкальный инструмент. Так вот, сказка с сюжетом первой части легенды о курае есть и у казахов. Но там уже история о создании курая не упоминается. А вот у монгол есть легенда о происхождении цуур. Она полностью повторяет сюжет из башкирской легенды о происхождении курая.

Хорошо, эти два инструменты идентичны. Но каким образом они родственны? И как монгольский цуур мог попасть на Урал? Или все было наоборот?

КАК КУРАЙ ПОПАЛ НА УРАЛ?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны уточнить два момента.
1. Среди какой группы башкир распространен курай?
2. В какой исторический период последний раз соприкасались монголы и башкиры.

Ну начнем, наверное, со второго. Потому что ответ лежит на поверхности. В начале 13-го века Башкирия вошла в состав улуса хана Джучи, сына монгольского императора Чингизхана. Вместе с Джучи Чингизхан послал на завоевание Башкирии 2 тысячи воинов племени унгират (кунграт) и 2 тысячи воинов племени джалаир. Вместе с семьями. Жена Чингизхана Бортэ была из племени унгиратов (кунграт). Вот что об этом пишется в источниках: "Родство с ханским родом обусловило высокое положение унгиратов в Монгольской империи. Хонкираты, обитавшие в XII — начале XIII в.в. на берегах р. Толы (Монголия), расселились главным образом в улусе Джучи (Золотая Орда), приняли в свой состав зависимые (покоренные) тюркские племена и быстро тюркизировались, сохранив в тюркском произношении свой этноним.[7]"

Кстати, и в Западной Монголии племена унгиратов, джалаиров и сальжуитов кочевали рядом. Я упомянул здесь сальжуитов потому, что наряду с кунгратами, сальжуиты тоже составляют монгольский компонент у современных башкир. А джалаиры в настоящее время, как этнический компонент у башкир не упоминается. В память о них остались только названия двух рек: Лесной Зилаир и Крепостной Зилаир. Ну и производные от них названия района и поселка — районного центра. Видимо, они кочевали вместе с кунгратами и среди них и растворились. Потому что территория современного расселения потомков кунгратов — башкирского племени тунгаур находится в бассейне именно этих двух рек. Хотя, согласно письменным упоминаниям о ранних кунгратах в Башкирии, первоначально они кочевали вдоль бассейна реки Демы. А Нойоном (эмиром) у них был родной младший брат жены Чингизхана — Алчин (Алшин). До недавнего времени на берегу Демы существовала деревня Альшей, давшее название современному Альшеевскому району. После экспансии в западную Башкирию мангытов и минцев из Крыма и Причерноморья под предводительством Габдуллы хана, потомки кунгратов были вынуждены мигрировать на юго-восток современной Башкирии. Случилось это после поражения Тухтамыша перед Тамерланом в конце 14-го века. Башкиры, как известно, воевали на стороне Тохтамыша.

А при чём тут курай? А при том, что завезли курай на Урал кунграты, потомками которых является современное башкирское племя тунгаур.
История этого племени была до сих пор мало изучена. С легкой руки академика Р. Кузеева историки Сальман Ярмуллин и Фуат Сулейманов связывали происхождение этого племени с древнебашкирским союзом племен, Приаральем и еще далее Тюркским каганатом. А само название племени с древнемонголо-маньчжурским этнонимом Тангор, упоминаемым в китайских хрониках. Конечно же, это в корне не верно. Если бы тунгауры пронесли свое самоназвание от начала тысячелетия (когда оно единственный раз было упомянуто), через все перепитии сначала Восточного, потом Западного Тюркского Каганата, Эфталитских войн, союза с башгардами и бурджанами, конгломерата с баджнаками (печенегами), они точно попали бы во все хроники современников. Осколки этноса сохранились бы и у других соседних народов, как это случилось со всеми другими племенными образованиями. Но тунгауры в следующий раз упоминаются чуть ли не в 17-м веке только. И уже только в составе башкир.

Тунгауры имеют такую же тамгу, как у казахских, каракалпакских и узбекских кунгратов — С (полумесяц). Ораном (боевым кличем башкирских тунгауров является "Кунграт", ну и, наконец, тунгауры и каракалпакские кунграты имеют одну гаплогруппу — N1c или еще называемую N-tat (ханскую), потому что эту гаплогруппу, по мнению некоторых исследователей, носил Чингизхан.

Со временем, башкирские кунграты утратили свое первоначальное название и стали называться по имени одного из своих предводителей — тунгаурами. Тунгаур ( а если более правильно — Дунгэур) — очень распространенное монгольское имя, в переводе означающее — бубен. Так звали, например, одного из сыновей Батый хана. Случаи, когда определенная группа родственных семей или даже целый народ начинает называется по имени предводителя, история знает сплошь и рядом: узбеки, ногаи, башкирские усэргэне, кубаляки и т. д.

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ КУРАЯ.

У КАКИХ НАРОДОВ ЕЩЕ ЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПОХОЖИЕ НА КУРАЙ?

Курай — уникальный, в своем роде, музыкальный инструмент. Он может существовать только там, где произрастает.
Поэтому его нет ни у татар, ни у казахов. Просто природные условия не позволили распространиться ему в степные и лесостепные зоны.

Кунграты были очень пассионарным и воинственным племенем. Кунгратские воины участвовали почти во всех завоевательных походах Чингизхана, его детей и внуков. Оседали на завоеванных территориях. Так осколки кунгратов появились в составе узбеков, каракалпаков, казахов. Есть они даже в Иране. Но у этих потомков кунгратов цуур не сохранился. Потому, что семена растения, из которого изготовляется инструмент в этих краях не приживался.

А вот в Китае, у озера Канас, есть небольшая этническая общность тувинцев. Местные исследователи считают их потомками солдат армии Чингизхана. У них тоже есть музыкальный инструмент, похожий на курай. Они называют его ШООР

У бурят-хондогоров (потомков хунгиратов) тоже сохранился инструмент. Они называют его СУУР. У киргизов есть — ЧООР, у горных алтайцев — ЧОГУР.

У всех этих народов инструмент уже на грани исчезновения и поэтому не так знаменит, как наш курай. У некоторых он имеет более совершенную, не такую архаичную, форму. Но нам они интересны с точки зрения возможности провести параллель с нашим инструментом. Через монгольский ЦУУР (ЦУУР-АЙ) (встречается и такое звучание название этого инструмента) мы можем выйти на более широкий простор поиска родственников нашего КУРАЯ, не так ли?

Несомненно, все эти инструменты имеют один корень. А еще? А если еще упоминания об этом инструменте, удревняющие ее историю? Есть.

И еще цитата: "Самым древним монгольским музыкальным инструментом считается так называемый цуур. Его изображение было найдено на стенах в пещерах. Возраст этого наскального рисунка ни много не мало – 5 тысяч лет

ЕЩЕ БОЛЕЕ ДРЕВНИЕ РОДСТВЕННИКИ КУРАЯ.

Вот мы и узнали о том, как появился курай у башкир и его ближайших родственниках. Не надо обладать большим воображением, чтобы догадаться, что и само название инструмента — "курай", не что иное, как искаженное "цуур-ай". Тем более, что и в монгольском и бурятском одним из значений слова является "трубчатое растение". Но не только. Слово "цуур" употребляется еще в значении "эхо", "гудение".

В связи с этим неслучайными кажутся созвучия башкирских (в широком понимании — тюркских) слов: "ОРАн" — "клич", "хОРЭнлэу" — "кричать", "ОРОу" — "лаять" и очень много других однокоренных слов, означающих шум, гудение, звук.

И совсем уж фантастическим, но не невероятным выглядит созвучие названий центральноазиатских по происхождению духовых музыкальных инструментов с ближневосточными и кавказскими — ЦУУР — ЗУРНА.

Цитата из Википедии: "

Зурна́ (азерб. Zurna, арм. զուռնա, курд. — Zûrna, перс. — сурнай[1][2][3],карач.-балк. сарнай,сырыйна[4][5][6], буквально — праздничная флейта) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструментс двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии[7].

Представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8—9) отверстиями (одно из которых находится на противоположной остальным стороне). Зурна находится в близком родстве с гобоем (имеет такую же двойную трость) и считается одним из его предшественников".

Самые древние экземпляры Зурны были найдены во время раскопок на территории Азербайджана. Они датируются 3000-ми лет.

Но и это не предел. Буквально, несколько лет назад археологи раскопали в Европе костяную флейту. Ей 40 тыс лет!

Только пусть скептики не обвиняют меня в том, что я собираюсь утверждать, будто кураю — 40 тысяч лет. Не дай, Боже! Я уже написал, что башкирский курай — сравнительно молодой инструмент. И за эту крамолу я еще получу свою долю люлей от соплеменников. Но предшественник всех духовых инструментов, в том числе и курая, уже существовал именно 40 тысяч лет назад. И возможно, что имел примерно такое же название, как и большинство духовых музыкальных инструментов: КУРай — ХУУР — СУУР — ЦУУР — СУРНА — ЗУРНА — вальТОРна ( лесной рожок) — вальТХОРНа — ГОРН.

Еще раз прихожу к выводу, что история народов на планете так коротка и так переплетена, что все мы являемся, чуть ли не братьями. На этот раз благодаря истории происхождения курая.

Курай — национальный башкирский духовой деревянный музыкальный инструмент, похожий на флейту.


Курай

Популярность курая связана его тембровым богатством. Звучание курая поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком.

Основная и традиционная особенность игры на курае — это умение играть грудным голосом. Легкий свист прощается только начинающим исполнителям. Профессионалы исполняют мелодию проникновенно, нежно и звучно, пропуская ее через грудь.

Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Устройство, характеристики

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense (Реброплодник уральский), имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Известны изготовления курая из различных металлов.

В старину считалось престижным иметь курай, изготовленный из серебра или меди. В настоящее время широкое распространение получил деревянный курай, для изготовления которого используется шпон.

Курай изготавливают путем обхвата стебеля руками поочередно, отмеряя от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое — на расстоянии 4 пальцев, следующие три — на расстоянии 2 пальцев, последнее, 5-е — на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от 4-го отверстия.

Средняя длина курая составляет 57-81 см.

Звукоряд курая образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты.

Диапазон курая — около трех октав.

Признанным мастером изготовления деревянного курая является Вакиль Шугаипов.

Курай и кураисты в наше время

Любимым кураистом всего башкирского народа, признанным виртуозом игры на курае в XX веке был Ишмулла Дильмухаметов. Сегодня призанным виртуозом игры является Азат Аюткулов, Президент Союза кураистов, заслуженный артист России, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева.

Популярность курая в Башкортостане так велика, что на нем играют и старые, и молодые музыканты.

На заключительном концерте съезда кураистов в 2007 году самому молодому исполнителю было 6 лет, самому старшему 83 года. Ежегодно проводится Республиканский конкурс кураистов.

Видео: Курай на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Читайте также: