Сообщение о купце 19 века

Обновлено: 04.07.2024

Об­ра­зу­ет со­сло­вия, кор­по­ра­ции, зем­ля­че­ст­ва и другие со­ци­аль­ные и профессиональные груп­пы. Хо­тя об­мен ве­ща­ми прак­ти­ко­вал­ся ещё при гос­под­стве ро­до-п­ле­мен­ных от­но­ше­ний, тор­гов­ля, как ку­п­ля-про­да­жа то­ва­ров, по­яви­лась в эпо­ху не­оли­ти­че­ской ре­во­лю­ции, ко­гда воз­ник­ла про­из­во­дя­щая эко­но­ми­ка, обес­пе­чи­ва­ющая соз­да­ние ус­той­чи­во­го при­ба­воч­но­го про­дук­та. Про­цесс стра­ти­фи­ка­ции древ­не­го об­ще­ст­ва и по­яв­ле­ние городских по­се­ле­ний со­про­во­ж­да­лись фор­ми­ро­ва­ни­ем купечества, так же, как кре­стьян и ре­мес­лен­ни­ков, вла­сти с её бю­ро­кра­ти­ей, во­ин­ст­ва и жре­цов. Тор­гов­ля вы­сту­пи­ла эко­но­мической аль­тер­на­ти­вой не­эко­но­мическому (во­ен­но­му) спо­со­бу ов­ла­де­ния при­ба­воч­ным про­дук­том, про­из­ве­дён­ным в дру­гом об­ще­ст­ве, при этом на за­ре ци­ви­ли­за­ции и в отдельной ис­то­рической эпо­хи, например в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье, оба спо­со­ба мог­ли осу­ще­ст­в­лять­ся од­ни­ми и те­ми же людь­ми.

Ку­пе­чест­во в Древ­нем ми­ре.

В гре­ко-ро­ман­ском ми­ре, где вы­ше все­го ста­ви­лись зе­мель­ная соб­ст­вен­ность, во­ин­ская доб­лесть и при­над­леж­ность к чис­лу гра­ж­дан, куп­цы не поль­зо­ва­лись боль­шим ав­то­ри­те­том. В Древ­ней Ин­дии с её жё­ст­кой кас­то­вой сис­те­мой пред­ста­ви­те­ли купечества не при­над­ле­жа­ли к брах­ма­нам и кшат­ри­ям и дол­гое вре­мя со­став­ля­ли часть низ­шей вар­ны шудр, а впо­след­ст­вии рас­пре­де­ли­лись в вар­не вай­шью. На­про­тив, у се­мит­ских на­ро­дов, осо­бен­но у фи­ни­кий­цев, за­ня­тие тор­гов­лей счи­та­лось не­об­хо­ди­мым и по­чёт­ным де­лом. Фи­ни­кий­цы ве­ли про­ду­ман­ную тор­гов­лю с за­пи­ся­ми и ис­поль­зо­ва­ни­ем точ­ных мер ве­са. И имен­но фи­ни­кий­цы, ос­во­ив Сре­ди­зем­но­мо­рье, ста­ли про­дви­гать­ся со свои­ми то­ва­ра­ми вдоль оке­ан­ско­го по­бе­ре­жья. Но не толь­ко фи­ни­кий­цы за­ни­ма­лись в древ­но­сти тор­гов­лей на боль­шие рас­стоя­ния. Вслед за ни­ми сре­ди­зем­но­мор­ское про­стран­ст­во ста­ли ос­ваи­вать куп­цы Кри­та, Египта и других стран. С конца 3-го тысячелетия до нашей эры на­чал фор­ми­ро­вать­ся Ве­ли­кий шёл­ко­вый путь, впол­не сло­жив­ший­ся во II веке до нашей эры. Этот путь про­тя­нул­ся от Ки­тая до Ри­ма и был раз­бит на несколько эта­пов, на ка­ж­дом из ко­то­рых ка­ра­ва­ны с то­ва­ра­ми фор­ми­ро­ва­ли куп­цы-по­сред­ни­ки из раз­ных на­ро­дов. Па­рал­лель­но су­щест­во­ва­ла и мор­ская меж­ду­народная тор­гов­ля, свя­зы­вав­шая Ки­тай с по­бе­режь­ем Ин­дий­ско­го океана. Ещё до по­яв­ле­ния де­нег купечество Древ­не­го ми­ра ста­ло ис­поль­зо­вать в сво­их рас­чё­тах слит­ки се­реб­ра (смотри так­же в статье День­ги).

Ку­пе­че­ст­во в сред­ние ве­ка.

Купечество стал­ки­ва­лось в сред­ние ве­ка с не­ма­лы­ми труд­но­стя­ми. Ин­тер­на­цио­на­ли­за­ции тор­гов­ли ме­ша­ло слож­ное административно-территориальное уст­рой­ст­во средневекового ми­ра, раз­дроб­лен­но­го на мно­гие сот­ни го­су­дарств. За­труд­не­ния для купечества соз­да­ва­ло не толь­ко су­ще­ст­во­ва­ние мно­го­численных мыт­ных дво­ров, но и различные ме­ры ве­са, дли­ны, объ­ё­ма, а глав­ное - мно­го­об­ра­зие де­неж­ных сис­тем, с ко­то­ры­ми куп­цам при­хо­ди­лось иметь де­ло. Им при­шлось уст­раи­вать по­всю­ду ме­няль­ные кон­то­ры или спо­соб­ст­во­вать их уч­ре­ж­де­нию. Так ку­печеский ка­пи­тал сти­му­ли­ро­вал раз­ви­тие осо­бой сфе­ры пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, став­шей за­тем од­ним из эле­мен­тов кре­дит­но-фи­нан­со­вой сис­те­мы ев­ропейских стран. Это­му же спо­соб­ст­во­ва­ло и изо­бре­те­ние куп­ца­ми пе­ре­вод­ных век­се­лей (смотри в статье Век­сель), из­ба­вив­ших ком­мер­сан­тов от рис­ко­ван­ной не­об­хо­ди­мо­сти во­зить с со­бой на боль­шие рас­стоя­ния зна­чительные сум­мы де­нег. Ис­поль­зо­ва­ние пе­ре­вод­ных век­се­лей от­кры­ва­ло куп­цам про­стор для ма­нёв­ра: за­труд­не­ния с обыч­ным то­ва­ром пре­одо­ле­ва­лись вло­же­ни­ем средств в иные тор­го­вые опе­ра­ции и да­же в другие об­лас­ти при­ме­не­ния ка­пи­та­ла (кре­дит, ор­га­ни­за­ция гос­ти­нич­но­го де­ла, при­об­ре­те­ние не­дви­жи­мо­сти и так далее). На­ко­п­лен­ный в тор­го­вых опе­ра­ци­ях ка­пи­тал стал ис­точ­ни­ком для соз­да­ния бан­ков­ской сис­те­мы. Так, ку­печеская се­мья Фуг­ге­ров из Аугс­бур­га в конце XV века глав­ные свои до­хо­ды по­лу­ча­ла уже за счёт рос­тов­щи­че­ско­го про­цен­та, а за­тем и ор­га­ни­за­ции мед­ных и се­реб­ря­ных руд­ни­ков в Центральной Ев­ро­пе. Прав­да, та­ко­го ро­да пре­вра­ще­ния тор­го­во­го ка­пи­та­ла стал­ки­ва­лись с ещё од­ним пре­пят­ст­ви­ем - осу­ж­де­ни­ем Рим­ско-ка­то­лической цер­ко­вью рос­тов­щи­че­ст­ва: им за­ни­ма­лись ев­реи, ко­то­рым был за­крыт путь в ку­печеские гиль­дии.

В сред­ние ве­ка куп­цы ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли яр­мар­ки, про­хо­див­шие несколько не­дель, чаще все­го в при­гра­нич­ных го­ро­дах. В яр­ма­роч­ной тор­гов­ле бы­ли осо­бен­но за­ин­те­ре­со­ва­ны куп­цы сред­не­го дос­тат­ка, у ко­то­рых не бы­ло боль­ших ка­пи­та­лов и на­вы­ков для тор­гов­ли с даль­ни­ми стра­на­ми. Яр­мар­ки слу­жи­ли ме­стом не толь­ко то­ва­ро­об­ме­на, но и ис­точ­ни­ком ком­мерческой ин­фор­ма­ции об из­ме­не­нии цен на то­ва­ры, ди­на­ми­ке спро­са и пред­ло­же­ния и яв­ля­ли тем са­мым про­об­раз тор­го­вых бирж.

С рос­том бо­гат­ст­ва ме­нял­ся ук­лад жиз­ни купечества, рос его пре­стиж. В позд­нем Сред­не­ве­ко­вье са­мые бо­га­тые куп­цы, со­став­ляв­шие городской пат­ри­ци­ат, об­ра­зом жиз­ни, рос­ко­шью двор­цов, изы­скан­но­стью кух­ни, мно­го­чис­лен­но­стью че­ля­ди не от­ли­ча­лись от ари­сто­кра­тов, ко­то­рых да­же пре­вос­хо­ди­ли в сфе­ре ме­це­нат­ст­ва и по­жерт­во­ва­ний в поль­зу Церк­ви.

Ку­пе­че­ст­во в Но­вое вре­мя.

В ран­нее Но­вое вре­мя для ев­ропейского купечества ха­рак­тер­ны те же про­ти­во­ре­чия, ко­то­рые бы­ли свой­ст­вен­ны са­мой эпо­хе, ког­да со­хра­ня­лись ро­до­вые чер­ты Сред­не­ве­ко­вья и в то же вре­мя не­умо­ли­мо про­би­ва­лись к жиз­ни но­вые фор­мы со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния, свя­зан­ные с воз­ник­но­ве­ни­ем и ста­нов­ле­ни­ем ка­пи­та­лиз­ма. С начала XVI века на­хо­дят своё вы­ра­же­ние и по­ли­тические ам­би­ции купечества. Их по­яв­ле­нию спо­соб­ст­во­ва­ла Ре­фор­ма­ция, но про­яв­ля­ли они се­бя по-раз­но­му. В од­них стра­нах (Ни­дер­лан­ды, Северная Ев­ро­па, часть германских кня­жеств) купечество уви­де­ло в лю­те­ран­ст­ве, осо­бен­но в каль­ви­низ­ме, идео­ло­гию, наи­луч­шим об­ра­зом от­ве­чав­шую его по­ли­тическим и идео­ло­гическим за­про­сам, в дру­гих (Фран­ция) - оно под­дер­жа­ло ос­тав­шую­ся вер­ной ка­то­ли­циз­му ко­ро­лев­скую власть в её борь­бе с той ча­стью ари­сто­кра­тии, ко­то­рая ре­ши­ла от­стаи­вать свои древ­ние при­ви­ле­гии под фла­гом про­тес­тан­тиз­ма.

В ран­нее Но­вое вре­мя (конец XV - середина XVII веков) слож­но скла­ды­ва­лись от­но­ше­ния купечества с ко­ро­лев­ско-кня­же­ской вла­стью, ко­то­рая про­во­ди­ла в от­но­ше­нии это­го со­сло­вия по­ли­ти­ку про­тек­цио­низ­ма и мер­кан­ти­лиз­ма. Куп­цов, вы­во­зив­ших свои то­ва­ры за ру­беж и воз­вра­щав­ших­ся с зо­ло­том и се­реб­ром, по­ощ­ря­ли (это бы­ло осо­бен­но ха­рак­тер­но для стран, где не до­бы­ва­лись бла­го­род­ные ме­тал­лы), а тех, кто тра­тил зо­ло­тые и се­реб­ря­ные мо­не­ты на иностранные то­ва­ры, пре­сле­до­ва­ли. С по­яв­ле­ни­ем ко­ло­ний рас­ши­рил­ся ас­сор­ти­мент то­ва­ров, но ко­ло­ни­аль­ная тор­гов­ля на­хо­ди­лась под осо­бым кон­тро­лем вла­сти. Ко­ро­лев­ская власть от­да­ва­ла се­бе от­чёт, что купечество, пла­тив­шее не­ма­лые на­ло­ги в каз­ну и пре­дос­тав­ляв­шее зай­мы пра­ви­те­лям, фак­ти­че­ски вкла­ды­ва­ло ин­ве­сти­ции в го­су­дар­ст­во. Имен­но со­юз мо­нар­хии и купечества стал важ­ней­шим фак­то­ром воз­ник­но­ве­ния и ук­ре­п­ле­ния на­цио­наль­ных го­су­дарств. В под­чи­нён­ном по­ло­же­нии в от­но­ше­нии государственной вла­сти на­хо­ди­лось и купечество в восточных стра­нах, например в Ки­тае XVI-XVII веков, где государственное ка­зён­ное про­из­вод­ст­во в зна­чительной сте­пе­ни пи­та­лось де­неж­ны­ми сред­ст­ва­ми от при­бы­лей куп­цов.

Купечество луч­ше, чем ос­таль­ные слои средневекового об­ще­ст­ва, спра­ви­лось с по­след­ст­вия­ми из­ме­не­ния эко­но­мической си­туа­ции, по­ро­ж­дён­но­го от­кры­ти­ем Аме­ри­ки и при­то­ком в Ста­рый Свет ог­ром­но­го ко­ли­че­ст­ва дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Ре­во­лю­ция цен боль­но уда­ри­ла по дво­рян­ст­ву и кре­сть­ян­ст­ву, свет­ской и ду­хов­ной вла­сти, но при­нес­ла оп­ре­де­лён­ные вы­го­ды купечеству, нау­чив­ше­му­ся соз­да­вать то­вар­ные за­па­сы, что по­зво­ля­ло вы­бра­сы­вать их на ры­нок по бо­лее вы­со­ким це­нам. Са­ма тор­гов­ля пре­вра­ти­лась в за­ня­тие, тре­бо­вав­шее об­ра­зо­ва­ния и специальных зна­ний. Это ста­ло осо­бен­но оче­вид­ным по­сле то­го, как итальянский ма­те­ма­тик, мо­нах-фран­ци­ска­нец Лу­ка Па­чо­ли за­ло­жил ещё на ру­бе­же XV-XVI веков ос­но­вы современного бух­гал­тер­ско­го учё­та. С вы­го­дой для се­бя купечество на­хо­ди­ло и но­вые фор­мы ор­га­ни­за­ции тор­гов­ли. Уси­ле­ние по­зи­ций голландского купечества в XVII веке в зна­чительной сте­пе­ни свя­за­но с раз­ви­ти­ем ак­цио­нер­ных об­ществ. Гол­ланд­цы ото­шли от прак­ти­ки ор­га­ни­за­ции тор­го­вых рей­дов отдельными куп­ца­ми и ста­ли фор­ми­ро­вать на ба­зе ак­цио­нер­но­го ка­пи­та­ла це­лые тор­го­вые фло­ти­лии, по­дав­ляв­шие в кон­ку­рент­ной борь­бе за ази­атские рын­ки раз­роз­нен­ные си­лы куп­цов из других ев­ропейских стран.

Ев­ропейское купечество яв­ля­лось но­си­те­лем двух ис­то­рических тен­ден­ций. Первая из них вы­рас­та­ла из норм и уза­ко­не­ний Сред­не­ве­ко­вья, ог­ра­ни­чи­вав­ших сво­бо­ду пред­при­ни­ма­тель­ст­ва. Она осо­бен­но оче­вид­но про­яв­ля­ла се­бя в тор­го­вых мо­но­по­ли­ях и па­тен­тах, вы­да­вае­мых ко­ро­ля­ми при­ви­ле­ги­рованным ку­печеским кор­по­ра­ци­ям на тор­гов­лю отдельными ви­да­ми то­ва­ров или на тор­гов­лю в оп­ре­де­лён­ных стра­нах. Эта сис­те­ма по­ро­ж­да­ла не­до­воль­ст­во куп­цов, не до­пу­щен­ных к при­быль­ной тор­гов­ле, и кор­руп­цию в сре­де чи­нов­ни­ков, вы­сту­пав­ших по­сред­ни­ка­ми ме­ж­ду вер­хов­ной вла­стью и куп­ца­ми. Втораяя тен­ден­ция за­клю­ча­лась в стрем­ле­нии к максимальному вы­сво­бо­ж­де­нию тор­гов­ли и ре­мес­ла от те­нёт средневековых уза­ко­не­ний.

Наи­бо­лее пол­ное раз­ви­тие этих двух тен­ден­ций про­явилось в Анг­лии. С од­ной сто­ро­ны, в ней про­цве­та­ла очень при­быль­ная за­мор­ская тор­гов­ля, где мо­но­поль­но гос­под­ство­ва­ли опе­кае­мые ко­ро­лев­ской вла­стью тор­го­вые ком­па­нии. С дру­гой сто­ро­ны, к тем куп­цам, ко­то­рые за­ни­ма­лись ме­ст­ной тор­гов­лей, двор с пре­зре­ни­ем от­но­сил­ся лишь как к по­дат­ным лю­дям. К то­му же эли­та и тор­го­вый люд при­над­ле­жа­ли к раз­ным ре­лигиозным те­че­ни­ям (двор на­са­ж­дал анг­ли­кан­ст­во, тор­гов­цы главным то­ва­ром - сук­ном в мас­се сво­ей бы­ли пу­ри­та­на­ми). Анг­лий­ская ре­во­лю­ция XVII века вы­све­ти­ла это про­ти­во­ре­чие: двор на­шёл под­держ­ку тор­гов­цев-мо­но­по­ли­стов, на­жи­вав­ших­ся на опе­ра­ци­ях с Вос­то­ком и Русским государством, пар­ла­мент же, всту­пив­ший в борь­бу с ко­ро­лев­ским аб­со­лю­тиз­мом, опи­рал­ся на со­юз джен­три и тор­гов­цев-ма­ну­фак­ту­ри­стов, из сре­ды ко­то­рых в пер­вую оче­редь и стал уве­рен­но фор­ми­ро­вать­ся класс бур­жуа­зии. В от­ли­чие от Анг­лии и Гол­лан­дии, где фео­даль­но-аб­со­лю­ти­ст­ские по­ряд­ки по­дор­ва­ла ре­во­лю­ция, весь ук­лад об­щественной жиз­ни в Ев­ро­пе сдер­жи­вал про­цесс ук­ре­п­ле­ния ку­печеского со­сло­вия. Стре­мясь влить­ся в дво­рян­ское со­сло­вие, са­мые бо­га­тые куп­цы (Фуг­ге­ры и другие) при­об­ре­та­ли зе­мель­ную соб­ст­вен­ность, строи­ли ве­ли­че­ст­вен­ные зам­ки, за­клю­ча­ли брач­ные сою­зы с пред­ста­ви­те­ля­ми ари­сто­кра­тии, ис­ка­ли спо­со­бы ока­зать­ся при дво­ре, в ко­неч­ном счё­те их ка­пи­та­лы омерт­в­ля­лись, а са­ми куп­цы при­чис­ля­лись к ари­сто­кра­тии. Сред­ние и мел­кие тор­гов­цы бы­ли не­до­воль­ны ог­ра­ни­че­ния­ми и при­тес­не­ния­ми, но бу­ду­чи ещё не в со­стоя­нии вы­ра­бо­тать собственные по­ли­тические идеи, как пра­ви­ло, ос­па­ри­ва­ли не са­му сис­те­му вла­сти, а толь­ко те её про­яв­ле­ния, ко­то­рые ущем­ля­ли их ко­ры­ст­ные ин­те­ре­сы (например, Фрон­да во Фран­ции).

Купечество яви­лось и од­ной из дви­жу­щих сил бур­жу­аз­ных ре­во­лю­ций XVIII века. Тор­гов­цы Фран­ции, вы­сту­пая вме­сте со всем на­ро­дом, вне­сли не­ма­лую леп­ту в со­кру­ше­ние аб­со­лю­тиз­ма. Ещё бо­лее важ­ную роль сыграло американское купечество в Вой­не за не­за­ви­си­мость анг­лий­ских ко­ло­ний в Аме­ри­ке.

В XVIII веке вы­рос­ло са­мо­соз­на­ние купечество, пи­тав­ше­го­ся идея­ми Про­све­ще­ния. Осо­бен­но вос­при­им­чи­вым оно ока­за­лось к те­зи­су о ес­те­ст­вен­ном пра­ве, несо­вмес­ти­мо­му с прак­ти­кой тор­го­вых мо­но­по­лий и втор­же­ни­ем вла­сти в де­ла пред­при­ни­ма­те­лей и в кон­це кон­цов став­ше­му ис­ход­ным мо­мен­том для борь­бы за пре­вра­ще­ние средневекового со­слов­но­го об­ще­ст­ва в об­ще­ст­во пол­но­прав­ных гра­ж­дан. То­гда же купечество и другие эле­мен­ты бур­жуа­зии об­ре­ли и на­учный фун­да­мент обес­пе­че­ния сво­их ин­те­ре­сов - тео­рию А. Сми­та, ко­то­рый уви­дел в ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции уни­вер­саль­ный ре­гу­ля­тор сти­хии эко­но­мической жиз­ни.

Ку­пе­чест­во в Рос­сии.

В бы­ту за­жи­точ­ное купечество под­ра­жа­ло дво­рян­ст­ву, при­об­ре­тая до­ро­гую оде­ж­ду и пред­ме­ты рос­ко­ши, в конце XVII века гос­ти Пан­крать­е­вы да­же по­лу­чи­ли фа­миль­ный герб. Куп­цы воз­во­ди­ли ка­мен­ные па­ла­ты (со­хра­ни­лись в Го­ро­хов­це, Пско­ве, Ка­лу­ге, Ниж­нем Нов­го­ро­де и других городах). Уни­каль­ным яв­ле­ни­ем ста­ла по­строй­ка кре­по­сти в 1640 году в устье река Яик (Урал) куп­цом-ры­бо­про­мыш­лен­ни­ком М. Гурь­е­вым на свои сред­ст­ва (в его честь в 1734 году воз­ник­ший здесь на­се­лён­ный пункт на­зван Гурь­ев, ны­не город Аты­рау в Ка­зах­ста­не).

Чис­лен­ность гиль­дей­ско­го купечества в Ев­ропейской Рос­сии со­став­ля­ла 68,9 тысяч человек в 1827 году и 176,5 тысяч человек в 1854 году; в це­лом по Рос. им­пе­рии в 1897 году (с семь­я­ми) - свыше 281,2 тысяч человек, или около 2% все­го на­се­ле­ния. Основная часть купечества кон­цен­три­ро­ва­лась в Московской губернии (свыше 23,4 тысяч человек в 1897 году), Мо­ск­ве (около 19,5 тысяч человек), Санкт-Пе­тербуржской губернии (около 2 тысяч человек), Санкт-Пе­тер­бур­ге (свыше 17,4 тысяч человек), Хер­сон­ской (свыше 12,3 тысяч человек) и Ки­ев­ской (около 12 тысяч человек) гу­бер­ни­ях, Одес­се (около 5 тысяч человек).

В конце XVIII - начале XIX веков сложились многие ку­печечкие ди­на­стии (Аб­ри­ко­со­вы, Бах­ру­ши­ны, Ели­сее­вы, Кар­зин­ки­ны, Ка­рет­ни­ко­вы, Кре­стов­ни­ко­вы, Мо­ро­зо­вы, Ря­бу­шин­ские и другие). Не­ко­то­рые пред­ста­ви­те­ли купечества из­вест­ны сво­ей ак­тив­ной об­щественной дея­тель­но­стью (П. А. Бу­рыш­кин, А. С. Виш­ня­ков, А. И. Ко­но­ва­лов, Н. А. Най­дё­нов и другие), дея­тель­но­стью в из­да­тель­ско-про­све­ти­тель­ной об­лас­ти (М. П. Бе­ля­ев, бра­тьяГра­нат, Н. П. По­ля­ков, М. В. и С. В. Са­баш­ни­ко­вы, К. Т. Сол­да­тён­ков, И. Д. Сы­тин и другие), в де­ле бла­го­тво­ри­тель­но­сти и ме­це­нат­ст­ва (Бах­ру­ши­ны, Бот­ки­ны, Ф. Я. Ер­ма­ков, Ку­ма­ни­ны, Ле­пёш­ки­ны, С. И. Ма­мон­тов, С. Т. Мо­ро­зов, П. М. Треть­я­ков и С. М. Треть­я­ков, Щу­ки­ны, Хлу­до­вы и другие). Из ку­печеской сре­ды вы­шли многие дея­те­ли отечественной куль­ту­ры и нау­ки: ис­то­ри­ки И. И. Го­ли­ков, В. В. Кре­сти­нин, Н. А. По­ле­вой, М. Д. Чул­ков, фи­зи­ки С. И. Ва­ви­лов, А. Ф. Иоф­фе, П. Н. Ле­бе­дев, хи­мик А. М. Зай­цев, аг­ро­хи­мик Д. Н. Пря­ниш­ни­ков, био­лог Н. И. Ва­ви­лов, кли­ни­цист С. П. Бот­кин и мн. др., ли­те­ра­то­ры В. Я.Брю­сов, Г. П. Ка­ме­нев, А. В. Коль­цов, И. С. Шме­лёв, те­ат­раль­ные дея­те­ли Ф. Г. Вол­ков, К. С. Ста­ни­слав­ский, му­зы­кан­ты А. Г. Ру­бин­штейн и Н. Г. Ру­бин­штейн и другие.

Дополнительная литература:

Ки­зе­вет­тер А. А. По­сад­ская об­щи­на в Рос­сии XVIII сто­ле­тия. М., 1903 год

Сы­ро­еч­ков­ский В. Е. Гос­ти-су­ро­жа­не. М.; Л., 1935 год

Яков­цев­ский В. Н. Ку­пе­че­ский ка­пи­тал в фео­даль­но-кре­по­ст­ни­че­ской Рос­сии. М., 1953 год

Рынд­зюн­ский П. Г. Го­род­ское гра­ж­дан­ст­во до­ре­фор­мен­ной Рос­сии. М., 1958 год

Мас­сон В. М. Эко­но­ми­ка и со­ци­аль­ный строй древ­них об­ществ. Л., 1976 год

Бо­ха­нов А. Н. Рос­сий­ское ку­пе­че­ст­во в кон­це XIX – на­ча­ле XX в. // Ис­то­рия СССР. 1985 год. № 4

Ва­рен­цов В. А. При­ви­ле­ги­ро­ван­ное ку­пе­че­ст­во Нов­го­ро­да XVI–XVII вв. Во­ло­гда, 1989 год

Бу­рыш­кин П. А. Мо­ск­ва ку­пе­че­ская. М., 1990 год

Гу­ре­вич А. Я. Сред­не­ве­ко­вый ку­пец // Одис­сей - 1990 год. М., 1990 год

Ле Гофф Ж. Ци­ви­ли­за­ция сред­не­ве­ко­во­го За­па­да. М., 1992 год

Рос­сий­ское ку­пе­че­ст­во от сред­них ве­ков к но­во­му вре­ме­ни. М., 1993 год

Мен­та­ли­тет и куль­ту­ра пред­при­ни­ма­те­лей Рос­сии XVII-XIX вв. М., 1996 год

Ку­пе­че­ст­во в Рос­сии. XV - 1-я пол. XIX в. М., 1997 год

Пре­об­ра­жен­ский А. А., Пер­хав­ко В. Б. Ку­пе­че­ст­во Ру­си. IX-XVII вв. Ека­те­рин­бург, 1997 год

Го­ли­кова Н. Б. При­ви­ле­ги­ро­ван­ные ку­пе­че­ские кор­по­ра­ции Рос­сии XVI - пер­вой чет­вер­ти XVIII в. М., 1998 год. Т. 1

Ва­рен­цов Н.А. Слы­шан­ное. Ви­ден­ное. Пе­ре­ду­ман­ное. Пе­ре­жи­тое. М., 1999 год

Дем­кин А.В. Ку­пе­че­ст­во и го­род­ской ры­нок в Рос­сии во вто­рой чет­вер­ти XVIII в. М., 1999 год

он же. Го­род­ское пред­при­ни­ма­тель­ст­во в Рос­сии на ру­бе­же XVII-XVIII вв. М., 2001 год

Коз­ло­ва Н.В. Рос­сий­ский аб­со­лю­тизм и ку­пе­че­ст­во в XVIII в. (20-е - на­ча­ло 60-х гг.). М., 1999 год

Ку­ла­ев И.В. Под сча­ст­ли­вой звез­дой: Вос­по­ми­на­ния. М., 1999 год

Раз­гон В.Н. Си­бир­ское ку­пе­че­ст­во в XVIII - пер­вой по­ло­ви­не XIX в. Бар­на­ул, 1999 год

Уль­я­но­ва Г.Н. Бла­го­тво­ри­тель­ность мо­с­ков­ских пред­при­ни­ма­те­лей, 1860-1914 годы. М., 1999 год

Ис­то­рия пред­при­ни­ма­тель­ст­ва в Рос­сии: В 2 кн. М., 2000 год

Тор­гов­ля, ку­пе­че­ст­во и та­мо­жен­ное де­ло в Рос­сии в XVI-XVIII вв. СПб., 2001 год

Ни­ло­ва О.Е. Мо­с­ков­ское ку­пе­че­ст­во кон­ца XVIII - пер­вой чет­вер­ти XIX в. М., 2002 год


Алексей Федорович Бахрушин перебрался в Москву из Зарайска в тридцатых годах позапрошлого столетия. Семья переезжала на телегах, со всем скарбом и младшего сына Александра, будущего почетного гражданина города Москвы, везли в бельевой корзине. Алексей Федорович - стал первым московским купцом Бахрушиным (в московское купечество он занесен с 1835 года).

Александр Алексеевич Бахрушин, тот самый почетный гражданин Москвы, был отцом известного городского деятеля Владимира Александровича, коллекционеров Сергея и Алексея Александровичей и дедом профессора Сергея Владимировича.

Второй, Алексей Александрович, был большим любителем театра, долгое время председательствовал в Театральном обществе и был весьма популярен в театральных кругах. Поэтому Театральный музей стал единственным в мире богатейшим собранием всего, что имело какое-либо отношение к театру.

И по Москве, и по Зарайску они были почетными гражданами города,- честь весьма редкая. Во время моего пребывания в Городской думе было всего два почетных гражданина города Москвы: Д. А. Бахрушин и князь В. М. Голицын, бывший городской голова.

Цитата: "Одной из самых крупных и богатых фирм в Москве считается Торговый дом братьев Бахрушиных. У них кожевенное дело и суконное. Владельцы — молодые еще люди, с высшим образованием, известные благотворители, жертвующие сотни тысяч. Дело свое они ведут хотя и на новых началах — т. е. пользуясь последними словами науки, но по старинным московским обычаям. Их, например, конторы и приемные заставляют многого желать". "Новое время".


Род Мамонтовых ведет свое начало от звенигородского купца Ивана Мамонтова, о котором практически ничего неизвестно, разве что год рождения - 1730, да то, что у него был сын Федор Иванович (1760). Скорее всего, Иван Мамонтов занимался откупным промыслом и составил себе хорошее состояние, так что сыновья его были уже богатыми людьми. Можно догалываться о его благотворительной деятельности: памятник на его могиле в Звенигороде был поставлен благодарными жителями за услуги, оказанные им в 1812 году.

У Федора Ивановича было три сына — Иван, Михаил и Николай. Михаил, видимо, не был женат, во всяком случае, потомства не оставил. Два других брата были родоначальниками двух ветвей почтенной и многочисленной мамонтовской семьи.

Цитата: «Братья Иван и Николай Федоровичи Мамонтовы приехали в Москву богатыми людьми. Николай Федорович купил большой и красивый дом с обширным садом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья”. ("П. М. Третьяков". А. Боткин).

Мамонтовская молодежь, дети Ивана Федоровича и Николая Федоровича, была хорошо образована и разнообразно одарена. Особенно выделялась природная музыкальность Саввы Мамонтова, что сыграло большую роль в его взрослой жизни.

С именем Саввы Ивановича тесно связано одно из замечательных начинаний в области русского народного искусства: знаменитое Абрамцево. В новых руках она возродилась и скоро стала одним из самых культурных уголков России.

Цитата: "Мамонтовы прославились на самых разнообразных поприщах: и в области промышленной, и, пожалуй, в особенности в области искусства. Мамонтовская семья была очень велика, и представители второго поколения уже не были так богаты, как их родители, а в третьем раздробление средств пошло еще дальше. Происхождением их богатств был откупщицкий промысел, что сблизило их с небезызвестным Кокоревым. Поэтому, при появлении их в Москве, они сразу вошли в богатую купеческую среду". ("Темное царство", Н. Островский).



Когда денег больше чем достаточно, приходит желание тратить их исключительно на личные удовольствия. Чем и занимались богатейшие представители купечества, распыляя финансы на любовниц, дорогую еду, проведение светских приёмов, игру в карты. Но, несмотря на причуды, пьянство и кутежи, российские купцы много сделали и для отечественной культуры, сохранив для потомков бесценные коллекции картин, редкие предметы искусства и просто значимые для истории вещи.

Чем славились русские богатеи

Даймлер, француженка за 200 тыс. и другие пристрастия финансового туза Рябушинского

Так, потомственный купец-промышленник Николай Рябушинский потратил на французскую любовницу Фажетт более 200 тыс. руб. за 2 месяца, оплачивая её прихоти и покупая драгоценности ценою в десятки тысяч рублей. Для сравнения: оплата рабочего за 12-часовую смену равнялась 50 копейкам и считалась высокой ценой за такой труд.

Однако тратил деньги эксцентричный Николай Павлович не только на женщин и вызывающие любопытство технические новинки. В молодые годы он побывал в Новой Гвинее, откуда привёз настоящие отравленные стрелы, рассказав, что получил их от африканских аборигенов-людоедов. Позже он объездил Европу, пополнив коллекцию старинными фарфоровыми вазами с Мальорки, итальянскими бокалами из венецианского стекла и прочими ценными вещицами, которые приглянулись щедрому на траты купцу.

Учёные животные – модный тренд среди русского купечества

От диких причуд к созданию музеев, или как собирались уникальные коллекции русскими богатеями

Купцы зарабатывали миллионы и тратили их не только на себя, но и на благотворительные цели: строили храмы, лечебницы, выпускали книги для бедных./Фото: static.tonkosti.ru

Купеческое стремление выделиться и превзойти любого проявлялось во всем: даже коллекционирование предметов искусства начиналось не от осознания культурной ценности, а от желания иметь вещь, которой больше ни у кого нет. Часто это сопровождалось пари, как, например, в случае с Алексеем Бахрушиным – создателем известного Театрального музея в Москве. Поспорив с двоюродным братом, что за месяц переплюнет его коллекцию, которую тот собирал не один год, Бахрушин так увлёкся поиском театральных редкостей, что эта страсть не покидала его до конца жизни.

История начала коллекционирования Михаила Абрамовича Морозова выглядит совсем комично: купив за 2 000 франков 4 картины Гогена, купец продал их через какое-то время и получил сразу 26 тыс. франков прибыли. Однако, придя на другой день в картинную галерею и обнаружив там бывшую собственность по цене 50 тысяч, Михаил Абрамович без колебаний купил картины обратно, не поскупившись почти на двойную переплату.


Обязанности и особенности

В 19 веке купеческое сословие оставалось достаточно закрытым, сохранявшего свои правила, а также обязанности, особенности и права. Туда не особо пускали посторонних. Правда, бывали случаи, когда в эту среду вливались люди из других сословий, обычней всего из разбогатевших крестьян или не желавшие или не могущие идти по духовному пути.
Частная жизнь купцов в 19 веке оставалась островком старинной старозаветной жизни, где все новое воспринималось, минимум подозрительно, а традиции исполнялись и считались незыблемым, что должно выполняться из поколения в поколение неукоснительно. Конечно, для развития бизнеса купцы не чурались светских развлечений и посещали театры, выставки, рестораны, где завязывались новые нужные для развития дела знакомства. Но вернувшись с такого мероприятия, купец менял модный смокинг на рубаху и полосатые штаны и в окружение своего многочисленного семейства садился пить чай около огромного медного начищенного самовара.
Отличительной чертой купечества была набожность. Церковь была обязательной для посещения, пропускать службы считалось грехом. Также важно было и молиться дома. Конечно же, религиозность тесно переплеталась с благотворительностью – помощь различным монастырям, соборам и церквям больше всего оказывали именно купцы.
Бережливость в быту, доходящая иногда до крайней скупости – одна из отличительных черт в жизни купцов. Расходы на торговлю были обыденными, а вот тратить лишнее на собственные нужды считалось совсем лишним и даже греховным. Было вполне нормальным, когда младшие члены семьи донашивали одежду за старшими. И такую экономию мы можем наблюдать во всем – и в содержании дома, и в скромности стола.

Купеческим районом Москвы считался Замоскворецкий. Именно здесь были почти все дома купцов в городе. Строили здания, как правило, используя камень, а каждый купеческий дом окружал участок с садом и более мелкими постройками, к ним относились бани, конюшня и хозяйственные строения. Изначально на участке обязательно должна была находиться баня, но позже ее часто упраздняли, а мылись в специально построенных общественных заведениях. Сараи же служили для хранения утвари и вообще всего, что было необходимо для лошадей и ведения хозяйства.
Конюшни всегда строились прочными теплыми и обязательно так, чтобы не было сквозняков. Коней берегли из-за дороговизны, и так заботились о здоровье лошадей. Их в то время держали двух видов: выносливых и крепких для дальних поездок и породистых, изящных для городских выездов.
Непосредственно сам купеческий дом состоял из двух частей – жилой и парадной. Парадная часть могла состоять из нескольких гостиных роскошно оформленных и обставленных, хотя и не всегда со вкусом. В этих комнатах купцы, для пользы дела устраивали светские приемы.
В комнатах обязательно ставили по несколько диванов и диванчиков обитые тканью неярких цветов – коричневой, синей, бордовой. На стенах парадных комнат вешались портреты хозяев и их предков, а в нарядных горках глаз радовала красивая посуда (часто составляющая приданое хозяйских дочерей) и всякие дорогие безделушки. У богатых купцов был странный обычай: все подоконники в парадных комнатах были уставлены бутылками разной формы и размерами с домашними медами, наливками и тому подобным. Из-за невозможности часто проветривать комнаты, а форточки давали плохой результат, воздух освежали различными доморощенными методами.
Расположенные в задней части дома жилые комнаты были намного более скромно обставленные и окна их выходили на задний двор. Для освежения воздуха в них вешали пучки душистых трав, часто привозимых из монастырей и перед тем как их повесить, окропляли святой водой.
С так называемыми удобствами дело обстояло еще хуже, находились туалеты во дворе, строились плохо, ремонтировались редко.

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

ÌÈÍÈÑÒÅÐÑÒÂÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß È ÍÀÓÊÈ ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ

ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÀÂÒÎÍÎÌÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÂÛÑØÅÃÎ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß

ÓðàëüñêèéôåäåðàëüíûéóíèâåðñèòåòèìåíèïåðâîãîÏðåçèäåíòàÐîññèèÁ. Í,Åëüöèíà

Öåíòðêëàññè÷åñêîãîîáðàçîâàíèÿ

ÔÀÊÓËÜÒÅÒÈÑÊÓÑÑÒÂÎÂÅÄÅÍÈßÈÊÓËÜÒÎÐÎËÎÃÈÈ

Êàôåäðàêóëüòóðîëîãèèèñîöèàëüíî-êóëüòóðíîéäåÿòåëüíîñòè

Áûò è íðàâû ìîñêîâñêîãî êóïå÷åñòâàêîíöà XVIII — íà÷àëà XIX ââ.

ñòóäåíòêè 1 êóðñà

Ïëàí

  • 1. Ââåäåíèå
  • 2. Ãèëüäèè. Ïðàâà è ïðèâèëåãèè
  • 3. Òîðãîâûå äíè êóïå÷åñòâà
  • 4. Äîì
  • 5. Åäà
  • 6. Êóïå÷åñêàÿ ìîäà
  • 7. Äîñóã
  • 8. Çàêëþ÷åíèå
  • 9. Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

ìîñêîâñêîå êóïå÷åñòâî áûò íðàâ

Ðóññêèé êóïåö, ðàñêëàäûâàÿ ñâîè òîâàðû, áîÿçëèâî îñìàòðèâàëñÿ ïî ñòîðîíàì: íå èäåò ëè ê íåìó êàêîé ÷èíîâíèê, ÷òîáû âçÿòü ó íåãî ÷òî ïîëó÷øå, è ïðèòîì äàðîì.

 ñòàðûå âðåìåíà îáùàÿ êàðòèíà ìîñêîâñêèõ ðÿäîâ è Ãîñòèíîãî äâîðà ïðåäñòàâëÿëà ñàìóþ êèïó÷óþ äåÿòåëüíîñòü. Íî÷üþ âñÿ ýòà ÷àñòü, çàïåðòàÿ ñî âñåõ ñòîðîí, ïðåäñòàâëÿëà êàêîé-òî íåîáúÿòíûé ñóíäóê ñ ðàçíûìè öåííîñòÿìè, îõðàíÿåìûé çëûìè ðÿäñêèìè ñîáàêàìè íà áëîêàõ äà ñòîðîæàìè. Íî ëèøü òîëüêî íà íåáå âñòàâàëî ñîëíöå, êàê âñÿ ýòà áåçëþäíàÿ è áåçìîëâíàÿ ìåñòíîñòü âäðóã ðàñòâîðÿëàñü òûñÿ÷àìè ëàâîê, çàêèïàëà æèçíüþ è äâèæåíèåì. Äëèííîé âåðåíèöåé òÿíóëèñü ê ðÿäàì òÿæåëî íàãðóæåííûå âîçû îò Óðàëà, Êðûìà è Êàâêàçà. Êóäà ãëàç íè âçãëÿíåò — âñþäó äâèæåíèå è êèïó÷àÿ äåÿòåëüíîñòü: çäåñü ðàçãðóæàþò, òàì íàêëàäûâàþò âîçû; òþêè, êîðîáà, ìåøêè, ÿùèêè, áî÷êè — âñå ýòî æèâîé ðóêîé ðàñòàñêèâàåòñÿ, ñêàòûâàåòñÿ â ëàâêè, â ïîäâàëû, àìáàðû è ïàëàòêè.

Äëèííûå, èçâèëèñòûå ïîëóòåìíûå ðÿäû ïîñòðîåíû áåç ïëàíà è òîëêó, â êîòîðûõ áåç ïóòåâîäèòåëÿ íåïðèâû÷íîìó íå ïðîéòè; âñå ýòè ðÿäû ñîõðàíÿëè è âìåùàëè â ñåáå òîâàðû öåíîþ íà ìèëëèîíû ðóáëåé. Çäåñü åñòü ëàâêè, ãäå áëåñê ñåðåáðà ïåðåëèâàåòñÿ ñ æåì÷óãàìè è áðèëëèàíòàìè, è íåäàëåêî îò íèõ íàâàëåí ÷óãóí, ñâèíåö ïëèòêàìè. Òóò, íàïðèìåð, ïàð÷è, áàðõàò è àòëàñ, à ó ñîñåäà ïðîäàþòñÿ ðîãîæè, öèíîâêà. Çäåñü ãàëàíòåðåéíàÿ ëàâêà è ðÿäîì ñ íåé òðÿïè÷íèê; òàì — ÷àé è ñàõàð, à íàïðîòèâ — ñóêíî, ïîëîòíî, êîæà, ïèñ÷àÿ áóìàãà.

Çäåñü âñåãäà ïåñòðàÿ ÿðìàðêà ñ ñàìûìè ðàçíîðîäíûìè òîâàðàìè.

1. Ïûëÿåâ Ì.È. Ñòàðàÿ Ìîñêâà. Èñòîðèÿ áûëîé æèçíè ïåðâîïðåñòîëüíîé ñòîëèöû. Ì.: ÝÊÑÌÎ, 2008

2. Îðëîâ À.Ñ., Ãåîðãèåâ Â.À. Èñòîðèÿ Ðîññèè. Ó÷åáíèê. Ì., 1999

3. Êèðèëëîâ Â.Â. Îòå÷åñòâåííàÿ èñòîðèÿ â ñõåìàõ è òàáëèöàõ. Ì., 2009

8. Áóðûøêèí Ï.À. Ìîñêâà êóïå÷åñêàÿ. Ì., 1990

9. Íàéäåíîâ Í.À. Ìàòåðèàëû äëÿ èñòîðèè ìîñêîâñêîãî êóïå÷åñòâà. Ì., 1889

Еда вообще является важным показателем национальной культуры и как раз купечество являлось хранителем кулинарной культуры.
В купеческой среде есть было принято 4 раза в день: в девять утра – утренний чай, обед – около 2-х часов, вечерний чай – в пять вечера, ужин в девять вечера.
Купечество кушало плотно, к чаю подавалось множество видов выпечки с десятками начинок, различные сорта варенья и меда, покупной мармелад.
Обед всегда содержал первое (уха, борщ, щи и т.д.), затем несколько видов горячих блюд, а после этого несколько закусок и сладкое. В пост готовились только постные блюда, а в разрешенные дни – рыбное.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

Ðàáîòû â àðõèâàõ êðàñèâî îôîðìëåíû ñîãëàñíî òðåáîâàíèÿì ÂÓÇîâ è ñîäåðæàò ðèñóíêè, äèàãðàììû, ôîðìóëû è ò.ä.
PPT, PPTX è PDF-ôàéëû ïðåäñòàâëåíû òîëüêî â àðõèâàõ.
Ðåêîìåíäóåì ñêà÷àòü ðàáîòó.

Литература

Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 15667
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Читайте также: