Сообщение о культуре европы в 11 13 веках

Обновлено: 05.07.2024

Тип урока: изучение нового материала.

  • учебник – Ведюшкин В.А. История средних веков. 6 класс. -М.: Просвещение, 2002. -335 с.
  • пособие – Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс. -М.: ВАКО, 2008. -384 с.
  • презентация PowerPoint “Архитектурные стили Западной Европы XI-XIII веков”;
  • ПК
  • мультимедийный проектор;
  • иллюстрации, карточки.

I. Организационный момент.

    Что мы с вами изучали на прошлом уроке?
  1. Что такое университет?
  2. Чему учили в средневековых университетах?
  3. Как управлялись средневековые университеты?
  4. Какие черты средневековых университетов сохраняются в наши дни?
  5. Каких философов периода расцвета Средневековья вы запомнили?
  6. Какие философские течения существовали в этот период?

III. Переход к изучению нового материала.

Итак, на прошлом уроке мы начали изучать тему “Культура Западной Европы в XI–XIII веках”. Познакомились со средневековыми философами и их учениями, узнали как проходило обучение в средневековых университетах. И сегодня мы продолжим изучение культуры Западной Европы, познакомимся с двумя архитектурными стилями существовавшими в этот период. Научимся их различать.

  1. Зарождение романского стиля в архитектуре.
  2. Характерные черты романского стиля.
  3. Появление готического стиля архитектуры.
  4. Характерные черты готического стиля.

Но работа наша будет не совсем обычной. В ходе нашей беседы вы будете вести таблицу, основа ее дана на доске, в которой будете записывать основное по ходу нашего урока, для того, чтобы потом сделать вывод о том, какой из данных стилей вам больше понравился.

(Ученики рисуют таблицу в рабочих тетрадях)

Архитектурные стили Западной Европы XI-XIII веков

5. Зарождение романского стиля.

XI-XIII века стали временем блистательного расцвета средневекового искусства. Возводили замки и дворцы, мосты и ратуши. И все же ведущая роль принадлежала именно церковной архитектуре. В XI-XIII веках религиозные чувства человека Средневековья переживали расцвет. Невиданное развитие получили паломничества. Прежние церкви городов и аббатств, стоящие на наиболее оживленных путях паломников, уже не могли вместить возросшее число молящихся.

Стиль, господствовавший в Европе в XI-XIII веках, называют романским (от латинского слова “Рома” - Рим), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приемы. Это был первый стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе.

- Теперь давайте заполним первую строку таблицы. Какие же хронологические рамки появления романского стиля?

6. Характерные черты романского стиля

В отличие от Византии, где базилика со временем уступила место крестово-купольному храму, на Западе базилика сохранялась, а формы ее усложнялись и совершенствовались.

Сначала центральный неф перекрывали деревянным потолком. Со временем зодчие научились перекрывать нефы каменными сводами. Однако давление тяжелых каменных сводов было таким сильным, что выдерживать его могли только очень толстые стены и мощные столбы, разделяющие нефы. Чтобы стены не утратили надежность, окна в них делали маленькими, узкими, похожими на бойницы. Поэтому внутри романских храмов царил полумрак, а внешне они напоминали крепости. Это впечатление усиливали мощные башни, которые могли возвышаться и на пересечении главного нефа и трансепта, и по углам западного фасада, и у восточной стены, что придавало внешнему облику храма, величавость, строгость, иногда даже суровость.

Еще одной отличительной чертой романских соборов было обилие полукруглых арок. Этот мотив повторялся и в окнах, и в дверях, внутри здания и при оформлении его фасадов.

- Давайте заполним следующую строку нашей таблицы о романском стиле. Глядя на картинку храма выполненного в этом стиле, выделите черты о которых я говорила? (работа с презентацией).

7. Появление готического стиля архитектуры.

В XII веке в северной Франции зародился новый стиль средневекового искусства. Именно во Франции в XIII веке он достиг зрелости, а затем распространился почти по всей Европе, от Португалии до Польши и Литвы, и господствовал вплоть до конца Средневековья, т.е. XVI века. Современники именовали его “французской манерой”, а потомки стали называть готикой (от названия древнегерманского племени готов).

- Заполняем теперь колонку номер два. Каковы же хронологические рамки появления готического стиля?

8. Характерные черты готического стиля.

Во многом готический собор сохранял традиции романского. В его убранстве есть и башня у западного фасада, и порталы, богато украшенные скульптурой, и нефы, ведущие к алтарю, и поперечный трансепт. Это естественно: готика не изменила назначения собора, который по-прежнему остался местом молитв и богослужений. Почти все элементы его остались, но изменились.

Вместо мощных столбов – пучки тонких изящных колонн. Их линии, закруглялись и продолжаясь на своде, причудливо переплетались и “заставляли” тяжелый каменный свод словно теряться в вышине. Многочисленные арки, прежде полукруглые вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто “сломались” - такие арки называют стрельчатыми. Вместо маленьких окошек, пробитых в толще стен, появились огромные окна, рядом с которыми почти не видно стены. Внутренне пространство собора наполнено светом.

В таком храме человек чувствовал себя иначе. Хотя он казался маленьким рядом с огромным собором или внутри его, но храм не подавлял верующего. Напротив, стрельчатые арки, башни и башенки с остроконечными шпилями, сотни, а иногда и тысячи статуй на фасадах и внутри здания – все это влекло взор и мысли человека вверх, к Богу.

Готический собор был настоящим чудом средневекового искусства, в котором гармонично сочетались архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство предметов священного культа, роскошные одежды священнослужителей и торжественное звучание органа.

- Теперь, глядя на иллюстрацию и прослушав мой рассказ, запишем в последнюю строку черты готического стиля. (Работа с презентацией).

Итак, что нового мы сегодня узнали на уроке? На основе этого давайте попробуем сделать вывод.

Вывод: таким образом, основными архитектурными стилями в Западной Европе XI-XIII веков были романский и готический. Несмотря на то, что у них была единая основа, они в корне отличались друг от друга.

IV. Закрепление изученного материала. Работа с иллюстрациями и карточками.

Теперь давайте попробуем отгадать к какому стилю относятся те или иные храмы и соборы. (Работа с презентацией на определение основных черт архитектурных стилей)

А теперь давайте попробуем отгадать элементы того или иного стиля. (Работа с карточками на определение черт архитектурных стилей)

Средневековая культура достигает своего расцвета в XI–XV вв. Она становится чрезвычайно многослойной, отражая высокую степень стратификации самого общества: в ней выделяются рыцарский и городской пласты, субкультуры городской молодежи, женщин, маргинальных групп. В то же время все общество сохраняет тесную связь с народной культурной традицией.

Неоценимый вклад в развитие средневековой культуры внесли города. В городе формировалась специфическая атмосфера, в которой ценились образованность, владение языками, активность и предприимчивость; здесь возникало новое отношение ко времени, более динамичный ритм жизни. Городское сословие было носителем этических идеалов, вступавших в противоречие с аскетической религиозной моралью.

Если в эпоху раннего Средневековья центрами интеллектуальной жизни были монастыри, то теперь они переместились в города, где возникал постоянный спрос на образование, действовало множество школ и частных преподавателей-магистров. В XII в. в городах возникают университеты, представлявшие собой пользовавшиеся автономией корпорации студентов и преподавателей, выбиравших ректора. Как правило, университеты объединяли студентов разных национальностей, которые не испытывали затруднений в общении благодаря общему языку ученых – латыни, тем не менее они образовывали землячества – нации. Большинство студентов были клириками и готовились к духовной карьере.

Учебный план любого университета предполагал овладение семью свободными искусствами – грамматикой, риторикой, диалектикой, арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией. После этого можно было продолжить обучение на одном из факультетов высшей ступени – теологии, права и медицины.

Старейшими в Европе были университеты Парижа, Болоньи, Оксфорда, Монпелье, Виченцы, Падуи, Кембриджа, Саламанки. Постепенно наметилась их специализация: в Болонье были сильны традиции преподавания права, в Сорбонне (Париж) и Оксфорде – теологии, в Саламанке – медицины.

В студенческой среде зарождались специфические формы творчества – латинская поэзия вагантов – бродячих школяров, прославлявших, наряду со знаниями, радости жизни и мирские удовольствия.

В эпоху классического Средневековья пышно расцветает элитарная рыцарская культура, сформировавшаяся в XI–XIII вв., в период феодальных распрей, войн, крестовых походов, когда рыцарство достигло пика своего социального значения. Этический идеал рыцаря по-прежнему включал в себя моральные ценности германского воина – доблесть, презрение к смерти, верность сеньору, щедрость, однако существенным дополнением к ним становится христианская идея: в теории рыцарь воспринимается воином Христовым, носителем высших добродетелей, чьи подвиги освящены благородными целями. На практике эти декларируемые качества уживались с высокомерием, обостренным чувством чести, эгоизмом и жестокостью. Новым компонентом рыцарской этики стало и понятие куртуазности, включавшее галантность, умение изящно выражаться, поддерживать занимательную беседу, танцевать и ухаживать за дамами. Важнейшим элементом куртуазного поведения было поклонение Прекрасной Даме. Идеалы куртуазии сложились в XI–XIII вв. на юге Франции в Провансе, при небольших, но изысканных дворах, где в отсутствие суверена, уходившего в походы, часто властвовала его супруга. Провансальские поэты – трубадуры – в своей лирической поэзии прославляли радости жизни, наслаждения и любовь как одну из высших ценностей. Они исповедовали новое отношение к женщине, свободное от женофобии, свойственной аскетическому религиозному идеалу Средневековья.

Подъем материальной культуры, расцвет городских ремесел, строительной техники и мастерства инженеров, каменщиков, резчиков и художников привел к расцвету архитектуры и искусства в XIII–XV вв. В период зрелого Средневековья произошла быстрая трансформация архитектуры, скульптуры и живописи от романского стиля, доминировавшего в X–XI вв., к готическому (XII–XV вв.). Готические постройки, в особенности величественные кафедральные соборы, были синтезом всего лучшего, чего достигла средневековая цивилизация к этому времени, – духовных устремлений, технического совершенства и художественного гения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

7. 2. Дипломатический успех Западной Европы

7. 2. Дипломатический успех Западной Европы Эта программа была успешно реализована.Судите сами. а) Во второй половине XVI века на Руси начинается смута и гражданская война, о которой мы подробно рассказали в [5]. Орда проигрывает войну. В результате к власти приходят Романовы

Физика Западной Европы

Физика Западной Европы Схоластика XI–XIII веков В XI веке и Европа наконец начала проявлять склонность к занятиям науками. Вся ученость была здесь в руках церкви, поскольку издревле, как и везде, знаниями традиционно владели жрецы. Усложнение структуры общества, появление

Астрономия Западной Европы

Астрономия Западной Европы Европейская астрономия до XV века Не подлежит никакому сомнению, что европейские народы заимствовали свои астрономические сведения от арабов. Астролябия, изобретенная византийцами главным образом с целью точного определения времени, была

Линейно-ленточная керамика Европы V–IV тыс. до н. э. Культура триполье. Начало вытеснения древней средиземноморской общности Европы индоевропейцами

Линейно-ленточная керамика Европы V–IV тыс. до н. э. Культура триполье. Начало вытеснения древней средиземноморской общности Европы индоевропейцами Сложившаяся около конца VII тыс. до н. э. земледельческая и скотоводческая общность средиземноморского населения Балкан,

Раздел 19. Основатели западной Европы.

Раздел 19. Основатели западной Европы. Так кто же создал предпосылки современных западных государств? Спросите у историков, и они, ко­нечно, скажут – Германские племена! Ну а на самом деле? Заранее говорю. Своё мнение я не навязываю. Я историю не выдумываю. Сами всё можете

Войска Западной Европы

Войска Западной Европы Возможные союзники Дмитрия Московского и Мамая 1. Тяжеловооружённый рыцарь (возможно, командир подразделения).Этот воин снаряжён типично для Европы конца 14 века. Его голову защищает лёгкий шлем, близкий по форме к раннему бацинету, с кольчатой

Войска Западной Европы

Войска Западной Европы Возможные союзники Дмитрия Московского и Мамая 1. Тяжеловооружённый пехотинец-копейщик (1—2 линии построения).В течение 14 века пехота в Западной Европе играет все более и более важную роль на поле боя. Хорошо вооружённая и дисциплинированая пехота

Новые государства Западной Европы

Культура Западной Европы в XI–XV вв

Культура Западной Европы в XI–XV вв Средневековая культура достигает своего расцвета в XI–XV вв. Она становится чрезвычайно многослойной, отражая высокую степень стратификации самого общества: в ней выделяются рыцарский и городской пласты, субкультуры городской

Культура Западной Европы в XV – первой половине XVII в

Культура Западной Европы в XV – первой половине XVII в Культуру раннего Нового времени отличали чрезвычайная многослойность и разнообразие, в эту эпоху сосуществовали противоречивые тенденции в духовной жизни и творчестве, уживались разные типы культуры, направления и

Часть 3. Предыстория Западной Европы

Глава II КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ



В начале средневековые века называли Тёмными, конечно, в это время было весьма сложно развиваться культуре страны. Но именно в эти тяжёлые для жителей моменты, стремительно стала развиваться культура страны. Благодаря варварской культуре и христианству, культура западной Европы смогла постепенно сформировывать свои культурные наследия страны. Во времена Королинского возрождения, стали проглядываться самые первые результаты этого взаимодействия. Этим название окрестили культурный подъём в королевстве Франков, во времена правления Карла Великого и его родственников. В истории Европы средних веков, это был самый первый случай, когда к ней стали проявлять более глубокий интерес и осмысленное понимание значение античности. Но Карл Великий всё ещё помнил о том, что в его жилах течёт германская кровь. Он отдал приказ о том, чтобы по всей стране собирали древности различного характера, которые принадлежат германцам, также он сохранял записи о старинных песнях.

На то время, Карл имел весьма солидное образование. Он знал латинский язык, а также в совершенстве владел греческим. Он много времени проводил за чтением старинных книг, но к сожалению до конца своих веков он так и не научился писать. Он постоянно интересовался европейскими учёными и частенько старался переманить их на службу его стране. Карл лично отдал приказ о том, чтобы при царском дворе был организован некий кружок, под названием Академия. Он должен был быть похожим на философскую школу Платона. Там в слух, специально для Карла Великого читали различные античные произведения, сочиняли лирические стихи, часто спорили на счёт разногласий во мнениях.

При помощи возведённых Академий, Карл Великий решает открыть несколько школ при центрах епископства. Там должны были готовить людей с хорошим образованием, которые в последствии должны были управлять делами государственной важности. Он лично издал указ, согласно которому, абсолютно все дети вольных крестьян, должны посещать школы для получения знаний и образования. Вся организация процессов обучения, а также подготовка материала и изготовление учебных пособий для учеников, легло на плечи верного и надёжного соратника Карла Великого по имени Алкуин. Но приказ не был выполнен по причине того, что должного количества учителей попросту не набралось. Из ранее подготовленных школ, в последствии стали делать университеты. Школа, в которой проводилась подготовка людей, которые будут управлять государственными делами располагалась при царском дворе.

Карл Большой очень сильно интересовался историческими событиями и всей историей в целом. Он отдал приказ собирать все древние рукописи Римской Империи и Греческого государства и переписывать их. Также он отдал приказ писарям, вести специальную книгу, в которой необходимо записывать самые знаменательные события всего года. В последствии, эти книги стали называться анналами. Он отдавал приказы о возведении соборов и дворцов и камня. Постепенно прокладывали всё новые пути и дороги. Карл Великий был основоположником проекта по возведению канала между Дунаем и Рейном. Он должен был соединить Чёрное море с Северным. Но к сожалению из-за многих неудач, этот проект в те года не выдалось возможности осуществить.

Культурное проявление страны выражалась за счёт стремительного строительства. За время правления Карла, было возведено практически 300 различных соборов, монастырей, дворцов и церквей.

Огромный дворцовый комплекс, Карл возвёл в своей резиденции. В самом центре находится зал, в котором принимают важных персон, а также расположены покои императора. В боковом крыле правого корпуса, была размещена школа, библиотека со множеством различной литература, а также архив. Эти залы соединялись с дворцовой капеллой. К нашему времени уцелела всего одна церковь, которая имеет в своём архитектурном строе колонны, а стены и потолок украшены разноцветной мозаикой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Культура Западной Европы в XI-XV вв.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура Западной Европы в XI-XV вв.

Культура Западной Европы в XI-XV вв.

Архитектура С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богат.

В основу романского храма положена базилика- так называли римляне большие об.

В основу романского храма положена базилика- так называли римляне большие общественные здания: это длинные помещения, разделенные колоннами на три иногда пять продольных частей- нефов. Основным строительным материалом романского зодчества был камень.

Сохранившиеся храмы-это массивные каменные здания, с узкими и небольшими окн.


В украшении романского храма преобладали настенные изображения- мозаика, фре.

В украшении романского храма преобладали настенные изображения- мозаика, фреска.

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространил.

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии.

В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и мал.

В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Самым значительным сооружением готической архитектуры был собор- символ бога.

Самым значительным сооружением готической архитектуры был собор- символ богатства и могущества города, высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Многие из готических храмов могли вместить все городское . Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры динамичным архитектурным ритмам, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих. Готический храм украшали скульптуры, рельефы, витражи.

Нижний ярус фасада Рейнского собора заполнен тремя глубокими порталами. Второ.


Витражи- украшение соборов В готических соборах, где почти не оставалось мест.

Витражи- украшение соборов В готических соборах, где почти не оставалось места для настенной живописи преобладали витражи. Изображения в окнах набирали из небольших кусочков ярко раскрашенного стекла; их свинцовые ободки служили контуром рисунка. Вставленные в каменные переплеты окон они покрывали большие площади .Свет, проходивший через стекло, создавал в соборах атмосферу таинственности.

Скульптура В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы ук.

Скульптура В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефы.

Химер давно считаются безмолвными стражами собора. Считалось, что по ночам хи.

Гаргульи Нотр-Дама обосновались здесь уже в средние века. Да, гаргульи и хим.

Рыцарская поэзия В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэ.

Рыцарская поэзия В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Поэты-певцы назывались трубадурами . Среди поэтов встречались короли и знатные феодалы, но было много рыцарей, реже — горожане. В отличие от жонглеров трубадуры были людьми образованными . В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести

Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Кругл.

Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей. Популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды — один из самых поэтических сюжетов в мировой литературе.

Самым великим поэтом Средневековья был Данте Алигери (1265— 1321) родился во.

С городской литературой связаны стихи вагантов . Вагантами называли школяров.

С городской литературой связаны стихи вагантов . Вагантами называли школяров и студентов, которые в XII—XIII веках кочевали по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей.. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке. Они прославляли любовь и вино, высмеивали лицемерие, жадность и обман, особенно в среде священников и на папском троне. Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон (XIV век); музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы.

Средневековые книги Материалом для создания средневековых книг служил пергаме.

Средневековые книги Материалом для создания средневековых книг служил пергамент (или пергамен) . Пергамент появился примерно во II в. до н. э. в городе Пергаме. Крышки переплета делались из дерева, обтягивались кожей, а особо ценные книги украшались окладом из золота, серебра, драгоценных камней или слоновой кости. Писали на пергаменте специальными заостренными палочками. Чернила изготовлялись из дубовых чернильных “орешков” и камеди (густой смолы) . Чернила были черного и красного цвета. Использовалось также золото и серебро

Красным цветом обычно писались заглавные буквы новой главы — отсюда происход.

Красным цветом обычно писались заглавные буквы новой главы — отсюда происходит выражение “писать с красной строки”. Особо важные фрагменты текста открывались богато орнаментированными заглавными буквами — инициалами, которые могли занимать собой целую страницу.

Книжная миниатюра. Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во мн.

Книжная миниатюра. Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей: как люди разного происхождения и достатка одевались и причесывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись.



Создавались книги в специальных мастерских преимущественно в монастырях. Но.

Создавались книги в специальных мастерских преимущественно в монастырях. Но созданием книги занимался не один мастер, а несколько различных специалистов Прежде всего писарь-каллиграф переписывал текст специальным книжным шрифтом (в отличие от повседневного, скорописного) , далее за работу принимался рубрикатор — этот мастер специализировался исключительно на инициалах. Если книга иллюминировалась, то этим уже занимался следующий мастер — миниатюрист. Переплет и оклад создавался в других мастерских. С подобным разделением труда процесс создания книги значительно ускорялся, но тем не менее для создания книги требовалось очень много времени (учитывая, что работали в основном в светлое время суток) .

В 1450 году немец Иоганн Гуттенберг изобрел наборные литеры. Он стал отливат.

В 1450 году немец Иоганн Гуттенберг изобрел наборные литеры. Он стал отливать в металле каждую букву по отдельности. Когда Гуттенберг получил достаточно букв, он мог составить из них сколько угодно слов. Можно было использовать одни и те же металлические буквы - литеры - в разных сочетаниях. И, что самое важное, напечатать десять, сто и более экземпляров одной и той же книги гораздо быстрее, чем если бы ее переписывали от руки.

Гениальное изобретение Гуттенберга состояло в том, что он изготовлял из мета.

культура западной европы в средних век

Для растущих городов и королевской власти требовались обра­зованные люди. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, управлять городскими советами. Короли нуж­дались в образованных чиновниках и судьях. В городах возникали светские школы. В XII веке в Европе появились первые высшие школы- университеты. Занятия велись на латинском языке, поэтому люди из разных стран могли учиться в любом университете.


00d/27/frum/14718/f11X026

Развитие хозяйства приводило к зарождению знаний, не свя­занных с церковным учением.


В XIII веке в Англии жил профессор Оксфордского универси­тета аббат Роджер Бэкон. Р.Бэкон доказывал, что познание мож­но приобрести с помощью наблюдений и опытов. Ученый проводил опыты с магнитными стрелками и увеличительными стеклами.

В XIV веке с образованием мануфактур возникла и буржуазия. Буржуазия обогащалась путем торговли и эксплуатации работаю­щих в мануфактуре рабочих. Поэтому буржуазия интересовалась развитием науки и техники. Ведь владельцы могли выдвинуться в соперничестве друг с другом, применяя новые сооружения. Кроме того, каждое новое сооружение означало, что за короткое время можно произвести больше продукции. Значит, быстрое обогаще­ние требовало развития науки и техники.

Города росли и становились красивыми, все больше требовались грамотные люди. В результате этого в городах появлялась особая группа людей, занимающаяся умственным трудом. Они называ­лись интеллигенцией.

С зарождением буржуазии возросла необходимость в художе­ственной литературе. Высшая прослойка богатых горожан заказы­вала художественные произведения. Поэтому культурный подъем в Италии произошел с зарождением буржуазии. Внимание пред­ставителей новой культуры привлекала не религия, а человек, в первую очередь, его дела. Поэтому их называли гуманистами. Гу­манисты проявляли интерес к живой природе, человеку. Ученые старались объяснить события, изучить их причины и поэтому про­водили наблюдения и опыты.

Художники и скульпторы стремились точнее изобразить лю­дей. Для этого они изучали строение человеческого тела и занима­лись математикой. Таким образом, укреплялась связь науки с искус­ством. Художники создавали картины и на религиозную тему. Но Иисуса, Марию и святых они изображали в одеяниях своих совре­менников. Художники рисовали также портреты своих современ­ников — простых людей.

Цель жизни и счастье человека гуманисты видели в полезном труде для людей. Поэтому их интересовал всесторонне развитый человек: человек, в котором были прекрасны душа и тело.

Церковь осуждала культуру античного времени. Поэтому ан­тичная культура частично была забыта. Гуманисты же проявляли большой интерес к культуре Древней Греции и Древнего Рима, ко­торая восхваляла человеческую красоту. Интерес к античной куль­туре возрождал забытую культуру. Поэтому время, когда возникла новая культура, назвали Возрождением,

Гуманисты не копировали произведения древних греков и рим­лян. В то время как античные писатели изображали человека, не распоряжающегося своей судьбой, гуманисты описывали его как человека-хозяина своей судьбы. Многие произведения гуманисты писали не на латинском, а на понятном народу родном языке.


На важном торговом пути располагался итальянский город Флоренция. В городе было много богатых людей, которые заказы­вали и щедро платили за произведения искусства. Правители Флоренции покровительствовали художникам и поэтам. Флоренция стала центром культуры Италии. Здесь были собраны прославлен­ные мастера, они обучали своему искусству талантливых юношей.

Такие города Италии, как Рим, Венеция, Милан, славились своими известными мастерами.

Читайте также: