Сообщение о кружке петрашевцев о т шевченко о польском восстании 1831 года кратко

Обновлено: 02.07.2024

Петрашевцы – участники кружка, собиравшегося в доме русского мыслителя и политического деятеля М. В. Буташевича-Петрашевского для обсуждения перспектив переустройства существующего строя в России.

Участники кружка имели доступ к богатой библиотеке хозяина дома, состоящей из ряда запрещённых в России книг по истории революционных движений. Сам Петрашевский (выходец из дворян) увлекался идеями утопического социализма и был последователем французского утописта Ш. Фурье. В своих публикациях он раскрывал тему демократизации политического строя России и отмену крепостного права с последующим разделением земли между крестьянами.

Начало деятельности кружка, формирование взглядов петрашевцев

С 1844 г. в Петербурге стала собираться молодёжь, желающая переустроить существующий строй в России и считающая, что самодержавие и крепостничество тянут страну назад. С октября 1845 г. собрания стали носить регулярный характер. Участники каждую пятницу собирались в доме у Петрашевского, высказывали свои взгляды на миропонимание, зачитывали доклады о будущей деятельности организации, обсуждали различные философские учения, мечтали организовать собственную типографию, чтобы через неё пропагандировать социалистические идеи.

На идеологию петрашевцев большое влияние оказали прогрессивные взгляды Белинского и Герцена. Однако единства в выборе методов по изменению общества среди участников не было: часть из них ратовала за реформы, другая часть считала, что изменить общество можно только революционным путём.

Участники собраний и кружки, близкие к петрашевцам

Первое время кружок Петрашевского насчитывал 15 человек, но к 1849 г. число петрашевцев выросло до 158 человек. Это были молодые люди – студенты, литераторы, чиновники, офицеры.

В среде петрашевцев возникли ещё два подобных кружка:

Идеи и диспуты петрашевцев

Вопросы, поднимаемые петрашевцами:

  • уничтожение самодержания и установление в России республики,
  • отмена крепостного права,
  • изучение работ Герцена и Белинского,
  • изучение западной философской и экономической мысли (особенно, трудов по утопическому социализму Ш. Фурье),
  • порядок проведения социальных реформ в России,
  • поиск своего места в народных выступлениях.

Диспуты участников кружков были направлены на обсуждение политических событий в Западной Европе, общественной роли литературы; поднимались вопросы об отношениях между верующими и атеистами. На диспутах петрашевцы активно искали ту философскую концепцию, которая объяснила бы происходящие процессы в обществе и помогла бы найти единственно правильное решение, отвергая при этом насильственные действия.

Чёткую политическую программу петрашевцы выработать не успели, но конкретные шаги были предприняты:

составили библиотеку из запрещённых в России книг зарубежных авторов — экономистов, философов, прогрессивных общественных деятелей;

план создания тайного общества для серьёзной подготовки к будущим социальным изменениям и распространению революционных идей среди различных слоёв российского общества посредством издания нелегальной пропагандистской литературы.

Карательные меры правительства и аресты петрашевцев

Более года чиновник по особым поручениям Министерства внутренних дел Липранди вёл тайные наблюдения за участниками собраний. В его докладах указывалось на серьёзность намерений петрашевцев:

  • организация тайного общества,
  • подготовка политического заговора,
  • вероятность вооружения крестьян против помещиков,
  • подрыв религиозного чувства в разных сословиях,
  • распространение влияния тайного общества по всей Российской империи.

Результаты следствия показали на преувеличения в докладе Липранди. Было установлено, что участники собраний дальше отвлечённых рассуждений не пошли и в их рядах не было единства.

Тем не менее, военный суд проявил суровость: из 122 арестованных участников (трое сошли с ума в ожидании наказания) к смертной казни приговорены 15 человек. Остальным были назначены разные сроки каторги и тюремного заключения.

Инсценировка казни и приговор

Инсценировка казни – это вид психологического давления, при помощи которого можно добиться раскаяния или морального уничтожения личности. Такой вид пытки правительство Николая I применило в отношении Петрашевского и его коллег.

22 декабря 1849 г. на Семёновском плацу в Петербурге всё было готово к казни. На осуждённых, которые до этого провели восемь месяцев в одиночном заключении, надели предсмертные рубахи, выполнили необходимые церемонии (переломили шпагу над дворянскими головами, предложили прочитать молитву, привязали с завязанными глазами к столбу), прочитали смертный приговор и озвучили команду целиться.

Десятиминутное ожидание превратилось в кошмар, прежде чем прискакавший царский офицер объявил об отмене смертной казни.

Осуждённым прочли окончательный приговор:

  • Петрашевский — бессрочная сибирская каторга,
  • Григорьев, Львов, Момбелли, Спешнев – 10-15 лет каторги,
  • Достоевский, Дуров – 4 года каторги и служба в армии рядовыми,
  • Плещеев – рядовой в оренбургский батальон,
  • Пальм – переведён из гвардии в армию в чине поручика.

Остальные получили наказание в виде ссылки, службы в арестантских ротах и службы рядовыми на Кавказе.

В 1856 году император Александр II издал Указ о помиловании части петрашевцев и смягчения участи каторжникам (замена каторги на поселение).

Влияние идей петрашевцев на творчество прогрессивных писателей XIX века

Петрашевцы кратко и понятно – самое главное

Петрашевцы история создания, их взгляды, лидеры

В середине XIX века в России прогрессивная мысль стала находиться под контролем разночинцев. Это были представители купцов, мещан, духовенства, отставных солдат, мелких чиновников и богатых крестьян.

Эти люди не проходили государственной службы, поэтому им было тяжело войти в социальную систему Российской империи.

Они зарабатывали на жизнь в основном умственным трудом. Разночинцы стали новой социально-культурной группой с прогрессивными идеологиями - либеральной, социалистической, революционной, анархической.

Костяк революционного движения составляла интеллигенция. И если представителями декабристов были в основном дворяне, то их преемниками уже становились разночинцы. Одни из ранних разночинных кружков считались петрашевцы, названные в честь М.В. Буташевича-Петрашевского. По методам борьбы петрашевцы были расколоты. Были среди них и реформаторы, которые составляли большинство, и революционеры.

Каждую пятницу в доме Петрашевского зачитывались доклады, посвящённые вопросам деятельности организации. На их идеологию и методы борьбы оказали влияние мировоззрения Герцена и Белинского. Организационно и идейно кружок оформиться не успел: в 1849 году, когда он был близок к этому, он был прикрыт царским правительством.

Род деятельности и идеология

Идеи и цели петрашевцев были такими же, как и у любых российских прогрессистов середины XIX века. Главной целью кружка была, конечно же, отмена крепостного права. В число других целей петрашевцев включались судебная реформа, свобода печати, а ряд петрашевцев были склонны к восстанию. Многие петрашевцы отрицательно относились к религии, отрицали существование Бога и относили себя к выраженным материалистам.

Религия, по мнению многих челнов кружка, огрубляла и подавляла человека. Религия, по мнению петрашевцев, выражена в боге, который потворствует сильным и победителям. Как и любые прогрессисты, петрашевцы были поборниками науки и просвещения. Они противопоставляли их суевериям, мистицизму и религии. Петрашевцы относились критически к идеалистам из Германии, считая их взгляды оторванными от реальности.

Петрашевцы поддерживали утопический социализм как альтернативу порокам феодальной и капиталистической систем. На их идеи оказали влияние взгляды Шарля Фурье. Они выступали против патриархальной семьи и поддерживали эгалитарную семью из-за того, что в эгалитарной модели отсутствует угнетение женщины. Личный эгоизм, по мнению петрашевцев, должен поглощаться групповым эгоизмом. Таким образом, этот кружок выступал за преобразование общества через естественную природу человека.

Социализм петрашевцев носил далеко не социалистический характер. Но в России все революционные движения того времени назывались социалистическими. Если многие либералы выступали только за права русского крепостного крестьянства и были реформистами в целом, то почти все социалисты выступали за научное мировоззрение, против религии и суеверий, за свободу личности и общества, боролись против феодализма и капитализма.

Конечно же, самым известным деятелем организации считался Буташевич-Петрашевский, санкт-петербургский дворянин, создатель "Карманного словаря иностранных слов". После ареста оставшуюся жизнь он провёл в Сибири, где и умер в 1866 году (в Енисейской губернии).

Известным членом петрашевского кружка был и Фёдор Михайлович Достоевский, который тоже оказался в числе 20 арестованных в 1849 году. В отличие от многих членов кружка, он положительно относился к религии и придерживался позиций христианского социализма, который уже был влиятелен в ряде европейских стран. Атеистический социализм Фёдор Михайлович ставил в один ряд с буржуазностью, а многие петрашевцы противопоставляли эти понятия. Достоевский успел побывать и в более радикальных сообществах Дурова и Спешнева.

Сергей Фёдорович Дуров был более аполитичным; кружки, которые он организовывал, носили литературный характер. А Николай Иванович Спешнев в романе Достоевского "Бесы" стал прототипом Ставрогина. Он одним из первых называет себя коммунистом. В ссылке он при поддержке восточносибирского губернатора Н.Н. Муравьёва-Амурского возвращается на государственную службу.


Петрашевцы и их мировоззрение

Петрашевцы – участники кружка, собиравшегося в доме русского мыслителя и политического деятеля М. В. Буташевича-Петрашевского для обсуждения перспектив переустройства существующего строя в России.

Участники кружка имели доступ к богатой библиотеке хозяина дома, состоящей из ряда запрещённых в России книг по истории революционных движений. Сам Петрашевский (выходец из дворян) увлекался идеями утопического социализма и был последователем французского утописта Ш. Фурье. В своих публикациях он раскрывал тему демократизации политического строя России и отмену крепостного права с последующим разделением земли между крестьянами.

Участники собраний и кружки, близкие к петрашевцам

Первое время кружок Петрашевского насчитывал 15 человек, но к 1849 г. число петрашевцев выросло до 158 человек. Это были молодые люди – студенты, литераторы, чиновники, офицеры.

В среде петрашевцев возникли ещё два подобных кружка:

Доклад Липранди

Среди этих документов важную роль играло донесение И. П. Липранди, который по поручению министра внутренних дел больше года наблюдал за кружком Петрашевского и представил списки людей для ареста.

Начало деятельности кружка, формирование взглядов петрашевцев

С 1844 г. в Петербурге стала собираться молодёжь, желающая переустроить существующий строй в России и считающая, что самодержавие и крепостничество тянут страну назад. С октября 1845 г. собрания стали носить регулярный характер. Участники каждую пятницу собирались в доме у Петрашевского, высказывали свои взгляды на миропонимание, зачитывали доклады о будущей деятельности организации, обсуждали различные философские учения, мечтали организовать собственную типографию, чтобы через неё пропагандировать социалистические идеи.

На идеологию петрашевцев большое влияние оказали прогрессивные взгляды Белинского и Герцена. Однако единства в выборе методов по изменению общества среди участников не было: часть из них ратовала за реформы, другая часть считала, что изменить общество можно только революционным путём.

Политические диспуты петрашевцев

Карательные меры правительства и аресты петрашевцев

Более года чиновник по особым поручениям Министерства внутренних дел Липранди вёл тайные наблюдения за участниками собраний. В его докладах указывалось на серьёзность намерений петрашевцев:

  • организация тайного общества,
  • подготовка политического заговора,
  • вероятность вооружения крестьян против помещиков,
  • подрыв религиозного чувства в разных сословиях,
  • распространение влияния тайного общества по всей Российской империи.

Результаты следствия показали на преувеличения в докладе Липранди. Было установлено, что участники собраний дальше отвлечённых рассуждений не пошли и в их рядах не было единства.

Тем не менее, военный суд проявил суровость: из 122 арестованных участников (трое сошли с ума в ожидании наказания) к смертной казни приговорены 15 человек. Остальным были назначены разные сроки каторги и тюремного заключения.

Влияние идей петрашевцев на творчество прогрессивных писателей XIX века

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 9024
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Формирование кружка

Сам Буташевич-Петрашевский придерживался скорее демократических взглядов и выступал за освобождение крестьян от крепостного права. В своем доме он собрал богатую библиотеку трудов по философии, истории, социологии Шарля Фурье, Этьена Кабе и Жозефа Прудона, большая часть которых была запрещена в России. Себя Петрашевский причислял к последователям Шарля Фурье с его утопическим социализмом и теорией правильной организации труда.

С 1845 года собрания кружка единомышленников стали регулярными. Беседы проходили каждую неделю, на них приходили такие известные критики и писатели, как Фёдор Достоевский и Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Данилевский и Алексей Плещеев. Собрания посещали самые разные люди — одни часто, другие раз или два. Сами петрашевцы не считали себя тайным обществом, так как ни целей, ни программы у них не было, а сами члены кружка не были связаны обязательствами.

Достоевский

Члены кружка не делали тайны из еженедельных встреч. Более того, беседы о политике и чтение сомнительной литературы не были чем-то из ряда вон выходящим — такие собрания проходили едва ли не в каждом многоквартирном доме Петербурга.
В 1848 году Петрашевский обсуждал возможность создания общества взаимопомощи из прогрессивно настроенных людей, но идея так и осталась висеть в воздухе — петрашевцы обладали слишком разными убеждениями.

Идеи петрашевцев

Среди петрашевцев выделялась группа радикально настроенных членов под предводительством Н. А. Спешнева. Это были Н. А. Мордвинов, Н. А. Момбелли, П. Н. Филиппов, Н. П. Григорьев, В. А. Милютин, а также писатель Ф. М. Достоевский. Спешнев рассматривал возможность народных восстаний на окраинах империи — на Волге и в Сибири, предлагал печатать за границей запрещенную политическую литературу, пытался организовать тайную типографию у себя дома. Во время следствия среди его бумаг было найдено обязательство его единомышленников участвовать в революции, если она произойдет.

Расследование

В августе 1848 года на стол министра внутренних дел Л. А. Перовского легла докладная о происходящем в окружении Петрашевского. Тут же в его дом были отправлены шпионы с предписанием докладывать о разговорах, происходящих во время собраний. Дело усугублялось личным отрицательным отношением Перовского к Петрашевскому и честолюбием министра. Главе министерства внутренних дел нужно было громкое дело, которое придало бы авторитет сыскной полиции в глазах монарха и отодвинуло за задний план III отделение — надзорный орган за политически неблагонадежными лицами.

Аресты

Во время допросов петрашевцы проявляли раскаяние, лишь сам Петрашевский, человек нрава далеко не покорного, до последнего настаивал на готовности начать реформы в стране. Несмотря на скудость улик, обвинение согласилось с предположениями И. П. Липранди о планах широкого общественного антиправительственного движения.

Пока шло расследование, среди петрашевцев ходили слухи об освобождении по недостатку доказательств либо, в крайнем случае, о ссылке на Кавказ или в Сибирь. Однако император высказался за назначение более строгого наказания, и специально созданная Военно-судная комиссия в ноябре осудила 15 человек на смертную казнь, 5 — на каторгу, 1 — на поселение. Николай I приказал заменить смертную казнь другими наказаниями, но сделать это в последний момент, перед самыми выстрелами.

Казнь

Наказание петрашевцев стало настоящим спектаклем, призванным, с одной стороны, устрашить участников других аналогичных тайных кружков, а с другой — продемонстрировать милость Николая I.

22 декабря 1849 года арестантов, среди которых были сам Петрашевский и Ф. М. Достоевский, в предсмертных рубашках привезли на Семеновский плац. Ритуал казни проходил как обычно, о том, что это инсценировка, ничто не напоминало. Приговоренным прочли приговор и переломили шпагу над ними, завязали глаза, привязали к столбу. Офицер скомандовал солдатам целиться.

В следующий момент объявили отбой, арестантов отвязали и сообщили об изменении меры наказания. Всех, кроме Петрашевского, отправили в Петропавловскую крепость, а затем — на каторжные работы или в арестантские роты. Главу кружка прямо с казни отправили в ссылку в Иркутск, где за выступления против злоупотреблений местного чиновничества он не раз высылался из одного населенного пункта в другое и умер в 1866 году.

Читайте также: