Сообщение о космических кораблях россии

Обновлено: 28.06.2024

Новые космические корабли ближайшего будущего. Россия, США, Китай, Индия.

Поэтому ведущие космические державы стараются по мере своих сил и возможностей создать космические корабли нового поколения, пригодные для доставки на орбиту 5-6 космонавтов и полётов к Луне. В СМИ нам иногда рассказывают, что новое поколение КК годится и для полётов к Марсу и дальше, но это очевидная чушь, ибо они рассчитаны максимум на 2х месячное пребывание в космосе и ограничены по массе и объёму, а к примеру до Марса лететь минимум полгода…

В США разрабатывается сразу несколько конкурирующих проектов.

Индийский космический корабль ISRO

Китайская академия космических технологий (CAST) приступила к проектированию нового пилотируемого космического корабля следующего поколения, предназначенного для полётов в ближний и дальний космос. Создаётся 2 модификации КК. Одна из них будет весить 14 т, её предполагают использовать для полёта к китайской орбитальной станции, которую создадут к 2020 году, вторая, более тяжёлая, будет предназначена для посадки на поверхность Луны. Она будет весить 20 т

1000 Наука

Сегодня полеты в космос не относятся к фантастическим историям, но, к сожалению, современный космический корабль еще очень сильно отличается от тех, которые показывают в фильмах.

Космический корабль, как онработает?

Масса современных космолетов напрямую связана стем, как высоко они летают. Главная задача пилотируемых космолетов ‒ безопасность.

Спускаемый аппарат СОЮЗ стал первой космической серией Советского Союза. Вэтот период между СССР иСША шла гонка вооружения. Если сравнивать размеры иподход квопросу строительства, торуководство СССР делало все для скорейшего покорения космоса. Понятно, почему сегодня нестроят аналогичные аппараты. Врядли кто-то возьмется строить посхеме, вкоторой отсутствует личное пространство космонавтов. Современные космолеты оборудованы икомнатами для отдыха экипажа, испускаемой капсулой, главной задачей которой является втот момент, как осуществляется посадка, сделать еемаксимально мягкой.

 data-mce-src=

Первый космический корабль: история создания

Отцом космонавтики справедливо считается Циолковский. Наоснове его учений Годдрадпостроил ракетный двигатель.

Ученые, которые трудились вСоветском Союзе, стали первыми, кто сконструировал исмог запустить искусственный спутник. Также они стали первыми, кто изобрел возможность запуска вкосмос живого существа. Штаты осознают, что Союз стал первым, кто создал летательный аппарат, способный выйти вкосмос счеловеком. Отцом ракетостроения справедливо называют Королева, который вошел висторию как тот, кто придумал, как преодолеть земное притяжение, исмог создать первый пилотируемый космический корабль. Сегодня даже малыши знают, вкаком году запустили первый корабль счеловеком наборту, номало кто помнит овкладе Королева вэтот процесс.

Экипаж иего безопасность вовремя полета

Главная задача сегодня— безопасность экипажа, ведь онпроводит много времени навысоте полета. При строении летательного устройства важно, изкакого металла его делают. Вракетостроении используются следующие типы металлов:

  1. Алюминий ‒ позволяет значительно увеличить размеры космолета, поскольку отличается легкостью.
  2. Железо ‒ замечательно справляется совсеми нагрузками накорпус корабля.
  3. Медь ‒ обладает высокойтеплопроводимостью.
  4. Серебро ‒ надежно связывает медь исталь.
  5. Изтитановых сплавов изготавливают баки для жидкого кислорода иводорода.

Современная система жизнеобеспечения позволяет создать привычную для человека атмосферу. Многие мальчишки видят, как они летают вкосмосе, забывая обочень большой перегрузке космонавта при старте.

Самый большой космический корабль вмире

Среди боевых кораблей большой популярностью пользуются истребители иперехватчики. Современный грузовой корабль имеет следующую классификацию:

  1. Зонд— это исследовательский корабль.
  2. Капсула— грузовой отсек для доставки или спасательных операций экипажа.
  3. Модуль— наорбиту выводится беспилотным носителем. Современные модули делятся на3категории.
  4. Ракета. Прототипом для создания послужили военные разработки.
  5. Челнок— многоразовые конструкции для доставки необходимого груза.
  6. Станции— самые большие космические корабли. Сегодня воткрытом космосе находятся нетолько русские, ноифранцузские, китайские идругие.

Буран— космический корабль, вошедший висторию

Первым космическим кораблем, вышедшим вкосмос, стал Восток. После федерация ракетостроения СССР начала выпуск кораблей Союз. Намного позже стали выпускать Клиперы иРусь. Навсе эти пилотируемые проекты федерация возлагает огромные надежды.

В1960 году корабль Восток своим полетом доказал возможность выхода человека вкосмос.12апреля 1961 года Восток 1совершил виток вокруг Земли. Авот вопрос, кто летал накорабле Восток1, почему-то вызывает затруднение. Может быть дело втом, что мыпросто незнаем, что свой первый полет Гагарин совершил именно наэтом корабле? Втомже году впервые наорбиту вышел корабль Восток2, вкотором находилось сразу два космонавта, один изкоторых вышел запределы корабля вкосмосе. Это был прогресс. Ауже в1965 году Восход 2смог выйти воткрытый космос. История корабля восход 2была экранизирована.

Восток 3установил новый мировой рекорд повремени пребывания корабля вкосмосе. Последним кораблем серии стал Восток6.

Американский шатл серии Аполлон открыл новые горизонты. Ведь в1968 Аполлон 11смог первым приземлиться наЛуну. Сегодня существует несколько проектов поразработке космопланов будущего, такие как Гермес иКолумб.

Салют— серия межорбитальных космических станций Советского Союза. Салют 7 известна тем, что потерпела крушение.

 data-mce-src=

Следующим космолетом, история которого вызывает интерес, стал Буран, кстати, интересно, где онсейчас находится. В1988 году онсовершил свой первый ипоследний полет. После многоразовых разборов иперевозок путь передвижения Бурана потерялся. Известное последнее местонахождение космического корабля Буранв Сочи, работы понему законсервированы. Однако буря вокруг этого проекта досих пор неутихла, идальнейшая судьба заброшенного проекта Буран вызывает интерес умногих. АвМоскве внутри макета космолета Буран наВДНХ создан интерактивный музейный комплекс.

Джемини— серия кораблей американских конструкторов. Заменили проект Меркурий исмогли сделать спираль наорбите.

Американские корабли сназванием Спейсшатл стали своеобразными челноками, совершая более 100 полетов между объектами. Вторым Спейсшатлом стал Челенджер.

Неможет незаинтересовать история планеты Нибиру, которая признана кораблем-надзирателем. Нибиру уже дважды приближалась наопасное расстояние кЗемле, нооба раза столкновения удалось избежать.

Драгон— космолет, который в2018 году должен был совершить полет напланету Марс. В2014 году федерация, ссылаясь натехнические характеристики исостояние корабля Дракон, отложила запуск. Нетак давно произошло еще одно событие: компания Боинг сделала заявление, что также начала разработки посозданию марсохода.

Первым вистории многоразовым кораблем универсалом должен был стать аппарат под названием Заря. Заря— это первая разработка транспортного корабля многоразового использования, накоторый федерация полагала очень большие надежды.

Прорывом считается возможность использования ядерных установок вкосмосе. Для этих целей начались работы потранспортно-энергетическому модулю. Параллельно ведутся разработки попроекту Прометей— компактному ядерному реактору для ракет икосмолетов.

Китайский корабль Шэньчжоу 11стартовал в2016 году сдвумя астронавтами, которые должны были провести вкосмосе 33дня.

Скорость космического корабля (км/ч)

Минимальной скоростью, скоторой можно выйти наорбиту вокруг Земли считается 8км/с. Сегодня нет надобности разрабатывать самый быстрый вмире корабль, поскольку мынаходимся всамом начале космического пространства. Ведь максимальная высота, которой мысмогли достичь вкосмосе, всего 500км. Рекорд самого быстрого передвижения вкосмосе был установлен в1969году, ипока побить его неудалось. Накосмическом корабле Аполлон 10трое космонавтов, побывав наорбите Луны, возвращались домой. Капсула, которая должна была доставить ихизполета, сумела развить скорость 39,897км/ч. Для сравнения давайте рассмотрим, скакой скоростью летит космическая станция. Максимально она может развиться до27600км/ч.

Заброшенные космические корабли

Сегодня для космолетов, пришедших внегодность, создали кладбище втихом океане, где могут найти свой последний приют десятки заброшенных космических кораблей. Катастрофы космических кораблей

Вкосмосе случаются катастрофы, часто забирающие жизни. Наиболее частыми, как нистранно, являются аварии, которые происходят из-за столкновения скосмическим мусором. При столкновении орбита движения объекта смещается истановится причиной крушения иповреждений, часто становящихся причиной взрыва. Самой известной катастрофой является гибель пилотируемого американского корабля Челленджер.

Ядерный двигатель для космических кораблей 2017

Сегодня ученые работают над проектами посозданию атомного электродвигателя. Эти разработки подразумевают покорение космоса спомощью фотонных двигателей. Российские ученные планируют уже вскором будущем приступить киспытаниям термоядерного двигателя.

Космические корабли России иСША

Стремительный интерес ккосмосу возник вгоды Холодной войны между СССР иСША. Американские ученые признали вроссийских коллегах достойных соперников. Советское ракетостроение продолжало развиваться, ипосле распада государства его приемником стала Россия. Конечно, космолеты, накоторых летают российские космонавты, значительно отличаются отпервых кораблей. Более того, сегодня, благодаря успешным разработкам американских ученых, космические корабли стали многоразовыми.

 data-mce-src=

Космические корабли будущего

Сегодня все больший интерес вызывают проекты, врезультате которых человечество сможет совершать более длительные путешествия. Современные разработки уже готовят корабли кмежзвездным экспедициям.

Место, откуда запускают космические корабли

Увидеть своими глазами запуск космического корабля настарте— мечта многих. Возможно, это связано стем, что первый запуск невсегда приводит кжелаемому результату. Ноблагодаря Интернету мыможем увидеть, как взлетает корабль. Учитывая тот факт, что наблюдающим зазапуском пилотируемого корабля следует находиться достаточно далеко, мыможем представить, что находимся навзлетной площадке.

Космический корабль: какой онвнутри?

Сегодня, благодаря музейным экспонатам, мывоочию можем увидеть устройство таких кораблей, как Союз. Конечно, изнутри первые корабли были очень простыми. Интерьер более современных вариантов выдержан вспокойных тонах. Устройство любого космического корабля обязательно пугает нас множеством рычажков икнопочек. Иэто добавляет гордости затех, кто смог запомнить, как устроен корабль, и, тем более, научился управлятьим.

Накаких космических кораблях летают сейчас?

Новые космические корабли своим внешним видом подтверждают, что фантастика стала действительностью. Сегодня никого уже неудивишь тем, что стыковка космических кораблей— реальность. Имало кто помнит отом, что первая вмире такая стыковка произошла еще вдалеком 1967году.

Корабль Восток-1

За 60 лет мировой космонавтики на орбите Земли побывали сотни человек. Доставляли их туда всего 8 кораблей, это были серии аппаратов: “Восток”, “Меркурий”, “Восход”, “Джемини” (Gemini), “Союз”, “Аполлон”, “Спейс шаттл” (Space Shuttle), “Шэньчжоу”. Все корабли принадлежали лишь трем странам: США, СССР (теперь Россия), Китай.

Космический корабль “Восток” (СССР, 1961 год)

Это та самая серия кораблей, на которой человек впервые полетел в космос. 12 апреля 1961 года на корабле “Восток-1” Юрий Гагарин сделал виток вокруг Земли, продлившийся 108 минут.

“Восток” представлял собой связку из спускаемого аппарата, который служил также кабиной, и приборного отсека. В последнем модуле находилась тормозная двигательная установка. Корабль был покрыт теплозащитным слоем массой 1,5 тонны.


Тормозная двигательная установка была нужна для перехода с орбиты на траекторию спуска, перед плотными слоями атмосферы спускаемый аппарат отделялся от приборного отсека и на высоте 7 километров кос­мо­навт ка­та­пуль­ти­ро­вал­ся из ка­би­ны. Он приземлялся на па­ра­шю­те отдельно от корабля.

Корабли серии “Восток” доставляли космонавтов на орбиту с 1961 по 1963 годы; последний полет на этом аппарате совершила Валентина Терешкова — первая женщина-космонавт.

Аппарат “Меркурий” (США, 1961 год)

Во время “космической гонки” между СССР и США, которая длилась с 1957 по 1988 годы, Америка стремилась обогнать Советский Союз в разработке капсулы для доставки человека на орбиту. Такой аппарат американцы построили в рамках программы “Меркурий”, но запустить его первыми не успели.


Полеты людей на “Меркуриях” на орбиту выполнялись с 1961 по 1963 годы: всего было сделано 6 таких пусков.

Корабль “Восход” (СССР, 1964 год)

В космической гонке СССР стремился стать первой страной в мире, чей гражданин выйдет в открытый космос, поэтому перед державой стояла задача создать корабль, в котором бы могли разместиться минимум два человека и из которого было бы удобно выходить в вакуум. Аппараты серии “Восход” — это, по сути, улучшенная версия “Востока”.

Чтобы в кабине “Восхода” при тех же габаритах поместить больше людей, инженеры убрали катапультное кресло и заменили его обычными сиденьями, гораздо меньшими по размеру. Во время первого полета нового корабля “Восход-1” в 1964 году все три космонавта на борту аппарата находились без скафандров, это было сделано для экономии места.


Фото: ТАСС / Космонавт в отставке Леонов со своей картиной, на которой изображен выход в открытый космос

Вторую версию корабля, “Восход-2”, специалисты уже адаптировали для выхода в открытый космос. Для этого они добавили шлюзовую камеру, через которую космонавт должен был выйти в вакуум. При пуске шлюзовая камера находилась в свернутом виде, на орбите она надувалась и достигала длины 2,5 метра. Перед сходом корабля с орбиты и приземлением шлюзовая камера отстреливалась от аппарата.

В 1965 году на “Восходе-2” в 26-часовой полет отправились Алексей Леонов и Павел Беляев. Леонов вошел в историю как первый человек, который вышел в открытый космос, там он провел 12 минут 9 секунд. Эта миссия была последним полетом “Восхода”.

Аппараты “Джемини” (США, 1965 год)

Корабли “Джемини” — это улучшенная версия “Меркуриев”. Американцы хотели высвободить больше места в капсуле, чтобы в ней могли поместиться два астронавта, а также адаптировать ее для отработки стыковки космических кораблей на орбите, это было необходимо для будущей высадки людей на Луну. Кроме того, при помощи новых аппаратов агентство планировало установить рекорд по продолжительности пилотируемого космического полета и осуществить выход человека в открытый космос.

В первый пилотируемый полет на корабле “Джемини-3” астронавты отправились в марте 1965 года, всего через несколько дней после “Восхода-2”. Спустя три месяца в космос полетел “Джемини-4”, в ходе этой миссии астронавт Эдвард Уайт стал первым американцем, вышедшим в открытый космос, в вакууме он провел 20 минут. Миссия “Джемини-4” длилась 4 дня.


В декабре 1965 года астронавты миссии “Джемини-7” Джеймс Ловелл и Фрэнк Борман установили новый рекорд по продолжительности нахождения на орбите, в космосе они провели почти две недели. Цель этой миссии — изучение последствий более длительных космических полетов, данные были необходимы для подготовки к будущей лунной программе.

В 1966 году командир корабля “Джемини-8” Нил Армстронг и пилот Дэвид Скотт совершили первую в мире стыковку в ручном режиме корабля с разгонным блоком “Аджена-VIII”.

Пилотируемые полеты по программе “Джемини” завершились в 1966 году. В рамках последней миссии, “Джемини-12”, астронавты Базз Олдрин и Джеймс Ловелл провели стыковку с мишенью “Аджена-XII” и выход в открытый космос (совершил Базз Олдрин).

После успеха программы “Джемини” NASA приступило к подготовке к высадке человека на Луну.

Корабли “Союз” (СССР/Россия, 1967 год)


Первый пилотируемый запуск “Союза-1” состоялся в апреле 1967 года. К сожалению, миссия потерпела неудачу. Во время возвращения на Землю из-за проблем с парашютами погиб единственный космонавт на борту аппарата — Владимир Комаров. Причина: отказ парашютной системы.

Разумеется, корабли, которые сегодня летают на орбиту, не похожи на те, что летали 1960-х годах. На протяжении десятилетий сперва советские инженеры, а потом российские улучшали и создавали новые версии “Союзов”.

Однако устройство всех новых вариантов кораблей не менялось. “Союз” всегда состоял из трех отсеков:

— в центре располагается спускаемый модуль, в котором космонавты сидят во время запуска и в котором возвращаются на Землю. Здесь находятся системы жизнеобеспечения, управления, парашютная система;

— выше спускаемого модуля — бытовой отсек. Он оснащен системой сближения и стыковочным узлом. Здесь находится груз для МКС и туалет;

— ниже спускаемого модуля — приборно-агрегатный отсек с двигательной установкой, топливом и другими служебными системами.

С 1967 года на “Союзах” космонавты и астронавты совершили 150 полетов. Эти корабли продолжают оставаться самой проверенной и безопасной системой космических запусков: за всю их историю с советско-российскими аппаратами произошло всего 7 аварий.

Аполлон (США, 1968)


В командном отсеке (КО) на пути от Земли к Луне и обратно находился экипаж из трех астронавтов.

Служебный отсек (СО) нес основную двигательную установку, топливо, в нем размещалась часть системы связи. СО обеспечивал все маневры корабля на траектории полета к Луне, коррекцию траектории, выход на орбиту вокруг спутника, переход с лунной орбиты на траекторию полета к Земле. Энергоустановка модуля снабжала экипаж электроэнергией и питьевой водой, из установленных в нем баллонов подавался кислород в систему жизнеобеспечения корабля.

Лунный модуль (ЛМ) предназначался для прилунения и для старта с лунной поверхности, на орбите стыковался к командно-служебному модулю.

Первый запуск “Аполлона” с экипажем должен был состояться в 1967 году, но на испытаниях за неделю до старта произошла катастрофа, во время которой три астронавта — Роджер Чаффи, Вирджил Гриссом и Эдвард Уайт, погибли. Расследование аварии заняло 21 месяц, лишь после заключения экспертов и разрешения политиков NASA возобновило лунную программу.

В 1968 году прошел первый пилотируемый полет в рамках программы “Аполлон” (“Аполлон-7”). Проверить корабль на орбите Земли агентство отправило дублирующий экипаж “Аполлона-1” в составе астронавтов Уолтера Ширра, Донна Айзли, Уолтера Каннингема.

В 1969 году астронавты “Аполлона-11” стали первыми людьми, ступившими на поверхность Луны. Последний пилотируемый полет программы состоялся в 1972 году (“Аполлон-17”).

С 1969 по 1972 год в рамках программы “Аполлон” астронавты выполнили 6 высадок на наш спутник. Всего на поверхность Луны ступило 12 человек.

“Спэйс шаттл” (США, 1981)

С 1981 по 2011 год для пилотируемых полетов на орбиту, а потом и к Международной космической станции, NASA использовало многоразовые корабли “шаттлы”. Всего было построено пять челноков, которые доставили до места назначения 135 экипажей: “Колумбия”, “Челленджер”, “Дискавери”, “Атлантис”, “Индевор”.


Фото: NASA / Челнок Атлантис перед стыковкой с МКС во время своего последнего полета STS-135 в 2011 году

Челноки состояли из орбитального аппарата (основной части), к которому перед запуском присоединяли:

— внешний топливный бак, его окрашивали в оранжевый цвет. В нем содержалось горючее для трех жидкостных ракетных двигателей RS-25, размещенных на орбитальном аппарате. Топливный бак — единственный компонент, который не был повторно использован;

— два боковых твердотопливных ускорителя, их окрашивали в белый. Пара этих ускорителей обеспечивала 83% стартовой тяги шаттла и предназначалась для отрыва системы от земли и подъема до высоты 45 километров. Это крупнейший и наиболее мощный твердотопливный ракетный двигатель в истории космонавтики.

Внутри орбитальный аппарат был разделен на отсеки: в передней части находился фюзеляж, отсек экипажа, грузовой отсек, в хвосте располагался двигательный отсек. Отсек экипажа был рассчитан на 7 астронавтов, но были исключения: во время запуска миссии STS-61A на борту находилось 8 человек, при спасательной операции шаттл мог принять еще троих.

За все время использования шаттлов произошло две катастрофы, в которых погибло 14 астронавтов:

— в январе 1986 года космический челнок “Челленджер” на 73-й секунде полета разрушился из-за взрыва внешнего топливного бака. Погибло 7 членов экипажа, но не из-за самого взрыва, а при ударе о воду (после разрушения кабина осталась целой);

— в феврале 2003 года во время возвращения с МКС произошла катастрофа на челноке “Колумбия”: разрушился наружный теплозащитный слой. Погибли все 7 членов экипажа.

Шэньчжоу (Китай, 2003 год)

Шэньчжоу — пилотируемый космический корабль Китая, разработанный по технологиям “Союза”. Очень сильно напоминал советско-российский корабль, но отличался габаритами.


Фото: STR / AFP / Китайский корабль Шэньчжоу-9 с тайконавтами на борту на подлете к модулю космической станции Tiangong-1

Поднебесная использовала аппарат для пилотируемых полетов с 2003 по 2016 годы. За это время КНР осуществила 6 запусков: тайконавты (так в Китае называют космонавтов) выходили в открытый космос, отрабатывали технологии сближения с китайской космической лабораторией Тяньгун-1 и Тяньгун-2, проводили стыковки с ними.

Crew Dragon (США, 2020 год)

Многоразовый пилотируемый аппарат SpaceX Crew Dragon, запуск которого из-за плохой погоды был перенесен с 27 мая на ​​30 мая, должен доставить на МКС двух астронавтов: Боба Бенкена и Дага Херли. В случае успеха корабль станет первым частным космическим аппаратом для доставки людей к МКС, кроме того, это будет первый запуск американского пилотируемого аппарата за последние 10 лет.


Существует две версии корабля Dragon: грузовая Dragon 1 и пилотируемая Crew Dragon. В отличие от грузового корабля, пилотируемый способен стыковаться с МКС самостоятельно, без использования манипулятора станции. Кроме того, в Crew Dragon добавлены системы жизнеобеспечения.

Корабль будет стартовать при помощи ракеты-носителя Falcon 9. Первоначально SpaceX сообщало, что посадка аппарата будет управляемой и проходить на двигателях и выдвижных опорах для мягкой посадки, в качестве резерва будет парашютная схема. По словам разработчиков, благодаря двигателям SuperDraco аппарат был бы способен приземляться практически в любом месте с точностью вертолета, а возможность управляемой посадки сохранилась бы даже при отказе 2 из 8 двигателей. Но в 2017 году компания отказалась от управляемой посадки с использованием двигателей SuperDraco из-за сложности сертификации этой системы для пилотируемых полетов и рассказала, что корабль будет приводняться при помощи парашютов.

По данным SpaceX, в кабине Crew Dragon могут разместиться от 4 до 7 человек.

О новых публикациях на сайте вы можете узнать из наших групп в соцсетях. Подписывайтесь: Вконтакте, Twitter, Одноклассники, Facebook, Telegram

У нас выходят и материалы, которые мы не публикуем на сайте, а размещаем на каналах. Заходите и читайте: Яндекс Дзен и Instagram

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Космонавтика в России

Роскосмос

Данная организация контролирует ряд предприятий, а также научных объединений, подавляющее большинство которых было создано во времена СССР. Среди них:

Запуск с космодрома

Хронология развития отечественной космонавтики

3-го ноября 1957-го года произошел запуск второго спутника, на этот раз с живым существом на борту – собакой по имени Лайка.

Лайка - первое живое существо на орбите земли

Лайка — первое живое существо на орбите земли

bezyimyannyiy2

972

К 1991-му году на счету отечественной космонавтики было ряд серьезных открытий и несколько завершенных программ:

Развитие космонавтики в России

Наследием Советского Союза для России стали несколько значимых космических программ.

В 2016-м году конструкция МКС включает 14 модулей, среди которых 5 российских.

Международная космическая станция

Международная космическая станция

Беспилотные космические корабли

Пилотируемые космические корабли

Космический корабль

Космическая программа РФ

Итоги


Увидев заголовок, вы могли подумать, что речь пойдет о космических кораблях, устремляющихся к далеким объектам Солнечной системы, но сегодня мы расскажем о морском флоте, ставшем частью космической программы.

Корабли измерительного комплекса обеспечивали управление полетами пилотируемых космических аппаратов и орбитальных станций, связь с экипажами и спутниками, траекторные и телеметрические измерения, участвовали в испытаниях баллистических ракет.

17 научно-исследовательских судов работали в Службе космических исследований Отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР. Флот участвовал во всех наиболее значимых событиях космической программы СССР и даже частично дожил до наших дней. Да, таких кораблей почти не осталась, но технология использования кораблей измерительного комплекса не устарела и сохраняет актуальность.

В 1959 году Сергей Королёв предложил использовать корабли для связи с космическими аппаратами и управлением их полетом. В ближайшем будущем должны были состояться первые пуски к Венере и Марсу, что потребовало развивать проект кораблей измерительного комплекса (КИК) в кратчайшие сроки.

В начале 1960 года в акватории Тихого океана они принимали участие в испытаниях межконтинентальных баллистических ракет. В 1961 г. эти суда уже обслуживали первый космический полет вокруг Земли с человеком на борту.



Источник



Источник


180-метровое судно водоизмещением 22 тыс. тонн и энергетической установкой мощностью 12 000 л.с. Для этого корабля впервые вся измерительная техника была изготовлена в морском исполнении (подверглась полной защите от воздействия влаги).

На корабле одновременно и комфортно могли разместиться более 300 человек экипажа и научной экспедиции. По уровню комфортабельности АСК ничем не отличался от большого круизного теплохода, однако он был оснащен и разным специфическим оборудованием. Так, на корабле был установлен гидроразбиватель, который должен был уничтожить материалы корабельного секретного архива в случае захвата судна.

В первую экспедицию корабль отправился 18 марта 1971 года и за весь срок службы выполнил в общей сложности двадцать две экспедиции, продолжительностью 6–7 месяцев (иногда до десяти месяцев).


Вершина кораблестроения, флагман космической флотилии и самое большое для своего времени (а может, и на настоящий момент) исследовательское судно, построенное в 1971 году на верфях Ленинграда.

Такие показатели работы достигались за счет мощных передающих и высокочувствительных приемных устройств с параметрическими усилителями, охлаждавшимися жидким гелием, производимым тут же, на судне. Всего на борту судна находилось 75 антенн. Всеми командно-измерительными средствами операторы управляли централизованно с помощью двух мощных ЭВМ.



Источник

Зеркала приемопередающих антенн, вращавшиеся в трех плоскостях, имели диаметры 12 и 25 м и весили 180 и 240 т соответственно. Общий вес всех четырех основных антенн вместе с платформой, на которой они были установлены, составлял 1000 тонн.



Источник



Источник

Чтобы удержать корабль на месте, установили пассивный успокоитель, с помощью которого амплитуда при бортовой качке в условиях семибального волнения моря снижалась с 10 до 3 градусов. Помимо этого внутри корпуса были установлены подруливающие устройства — крыльчатые движители: 2 в носу и 1 в корме. Они обеспечивали судну отличную маневренность. Сеансы связи осуществлялись при скорости ветра до 20 м/с и волнении моря до 7 баллов.


Корабль мог нести службу во всех районах Мирового океана, включая полярные, однако на практике в Ледовитом океане не использовался. С 1971 по 1991 годы судно выполнило 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане.

Коснемся внутреннего устройства корабля — оно впечатляло не только технической оснащенностью, но и условиями для работы и отдыха экипажа и научной команды. Во всех 86 лабораториях и 210 каютах имелись системы кондиционирования. На борту были кинозал на 250 мест, спортзал, три бассейна, зоны отдыха с бильярдной. Комфортные условия должны были обеспечивать работу сотен человек на протяжении 130 суток, пока корабль плавал в автономном режиме.



КЮГ в Сухом Лимане. Лето 1978 г.
Источник

Берег мертвецов


Что же произошло с остальными кораблями? Часть из них, конечно, устарела – морально и физически. Но большинство погибли из-за развала СССР. Официально несколько кораблей принадлежали Академии Наук СССР, а на обслуживании находились в Черноморском морском пароходстве. После развала Союза организации остались в разных странах.

Остальные корабли, находившиеся на территории России, ждала та же судьба. Сокращение расходов на космос привело к печальному финалу. Предпринимались попытки спасти уникальные суда, они ходили в коммерческие рейсы, но все попытки оказались тщетны. С 1991 года почти все корабли подвергались периодическому разорению мародерами. С кораблей исчезало все, что только можно было продать.



Здесь умер космический флот СССР

Новая надежда

Аналогичные научно-исследовательские корабли сейчас есть у США (последний на данный момент вошел в строй в 2012 году), Китая и Франции.



Источник

Читайте также: