Народные песни краснодарского края сообщение

Обновлено: 18.05.2024

В баянном сопровождении, технически незамысловатом, строго выдерживаются стилистические черты, характерные для песни в целом. Ритмический рисунок, вариационная орнаментальность, гармонизация песни — все эти детали сопровождения скупо, но выразительно оттеняют главную мысль произведения, привносят новые штрихи в песенный образ.
Следует подчеркнуть еще одну особенность обработок кубанских народных песен Г. Плотниченко — их простоту и доступность, для исполнения.
Г. КОВАЛЕВ.

4. Обзор творчества кубанских композиторов и поэтов.

На Кубани любят песни и умеют их петь! На Кубани и слагать умеют хорошие песни! Многие произведения современных кубанских композиторов и поэтов пользуются успехом не только у кубанцев. Благодаря радио телевидению Москвы наши песни знают во многих уголках России. И это не случайно. В новых условиях продолжателями богатейших южно-русских народных песенных традиций стали люди, сумевшие наполнить страницы музыкальной летописи Кубани яркими, вдохновенными песенными образцами! Это Григорий Максимович Плотниченко, Валентин Александрович Лаптев, Николай Михайлович Хлопков, Герман Анатольевич Селезнев, Григорий Федорович Пономаренко, Виктор Гаврилович Захарченко, Василий Михайлович Волченко, Виталий Кеворков, Анатолий Поляков и многие другие композиторы.

2 июля 1966 г. – официальная дата создания Краснодарской композиторской организации

5. О кубанской народной песне.

Кто огонь в гулком сердце погасит,

Кто в нем ветры уймет и громы?

Кто Кубань мою песней украсит,

Если это не сделаем мы?

(Иван Варавва)

Необъятны просторы нашей великой Родины – России! Какие щедрые красоты дарит взору ее Природа! В ее наряде есть жемчужина, которая зовется Кубанью. Это целое государство с пятимиллионным населением. Два теплых моря омываю его границы: Черное и Азовское. Здесь плодороднейшие поля и уникальные леса, отроги гор Северного Кавказа, богатые рыбой реки, озера и лиманы. И, конечно же, Кубань – хлебное поле России, воспетое в стихах нашими замечательными поэтами:

Что в жизни бывает красивей,

Чем юности цвет по весне

И спелое поле России

В казачьей моей стороне?

(Иван Варавва)

Столетиями летят над краем, над кубанскими хуторами и станицами прекрасные народные песни. Они, как бессмертные души наших славных пращуров, живущих среди нас, напоминая, что вечность – это память народная. Народные песни – это река времени. Река полноводная, могучая, своей духовностью питающая наши души, нашу добрую память.

В России трудно найти более песенный край чем Кубань. Почему? Потому что здесь, на южных рубежах великой державы, рядом с адыгейскими и татарскими народами, обрели свою новую Родины два славянских народа : русский и украинский, для которых песня всегда значила в жизни очень многое.

Два века назад по приказу Екатерины II из Запорожской Сечи на Кубань были переселены украинцы. Вот тогда – то и возник на Кубани своеобразный кубанский говор и украинские песни:

Пройдет еще много лет, а те песни, которые привезли казаки на Кубань, стали для всех кубанцев своими. До сих пор звучат на посиделках любимые русские и украинские песни на каком-то странном языке, который вобрал в себя русские и украинские слова.

6. Гимн Кубани

Время корректировало слова, песни. Лучший современный вариант нашего гимна создал Иван Варавва, сказались его глубокие казачьи корни и поэтический талант.

Ты, Кубань, ты наша родина

Ты, Кубань, ты наша родина,

Вековой наш богатырь!

Разлилась ты вдаль и вширь.

На Кубани любят песни и умеют их петь. Нелишнее будет сказать и о том, что на Кубани умеют и слагать хорошие песни. Так, самобытный автор Борис Малиновский написал гимн нашему хутору Белому Темрюкского района.

7. Государственный Кубанский казачий хор

Наверное, ни в каком другом уголке нашей страны, ни в какой другой области и другом крае нет такого песенного своеобразия, такого уникального песенного сплава, как у нас на Кубани. Большая заслуга в этом Государственного Кубанского казачьего хора, который был создан в 1969 г. В основу этой деятельности был положен самобытный песенный и танцевальный фольклор кубанского казачества. Уже в 1971 г. молодой коллектив стал дипломантом на международном фольклорном фестивале в г. Бургасе, в Болгарии.

В 1974 г. Кубанский казачий хор возглавил фольклорист и композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Виктор Захарченко. Им была определена собирательская и последовательская работа по кубанскому песенному фольклору, записано огромное количество народных песен, лучшие из которых составили новую концертную программу хора. В 1975 г. на Всероссийском смотре профессиональных русских народных хоров Кубанский казачий хор занял 1-е место. В настоящее время искусство Кубанского казачьего хора пользуется неизменным успехом в нашей стране и за рубежом. Записи и обработки народных песен для Кубанского казачьего хора в последние годы сделаны его художественным руководителем В. Захарченко. Репертуар Кубанского хора отражает и другую сторону его художественных поисков: пропаганду ярких современных авторских песен о Кубанском крае, о трудовых буднях народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Влияние традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения" может быть использована в качестве метожическог8о локлада на заседании методического объединения в музыкальной школе или школе искусств. В любом регионе России существует своё культурное наследие, свои ремёсла и т.д. На Кубани в первую очередь- казачьи песни, и нв настоящее время в программы музыкальных школ и школ искусств активно вводится региональный компонент. На уроках музыкальной литературы дети знакомятся с песенными традициями Кубани.

Влияние традиций кубанского песенного творчества на воспитание подрастающего поколения.

Музыкальная культура Кубани- уникальная, самобытная оласть российской музыкальной культуры, осознание и осмысление которой является важнейшей задачей современного музыкального образования.Исключительна роль кубанского музыкально-культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения . Народная мудрость, воплащённая в устном народном творчестве, отточенные столетиями музыкальные интонации , бытующие в музыкальном фольклоре и обретающие вторую жизнь в творчестве кубанских композиторов – всё это способствует осознанию чувства Красоты и позволяет привить бережное отношение к культурным традициям своего народа.

В результате изучения музыкального искусства родного края ученики должны знать и понимать роль кубанского песенного творчества в жизни людей и в своей собственной жизни; знать имена известных кубанских композиторов, известных исполнителей; знать основные выразительные средства музыки и её жанры. Особенное внимание уделяется изучению кубанской песни.

Песенный фольклор Кубани тесно переплетается с жизнью, бытом и народными традициями. Важная черта казачьих песен - преобладание хорового многоголосного пения. Существует несколько разновидностей казачьей песни, и среди них особенно важное значение имеет историческая песня.

- Исторические песни отличаются разнообразной тематикой. Большая часть их посвящена нелёгкой казачьей военной службе, важнейшим событиям, происходящим на юге России, атаманам, прославившимся в боях за российские земли. Во многих песнях большое внимание уделяется судьбе женщин-казачек, провожающих на войну своих мужей, братьев и сыновей.

Первыми композиторами Кубани стали люди, которые сами прошли испытание войной. Это- Григорий Максимович Плотниченко, который закладывал фундамент кубанской музыкальной культуры, прошедший войну и ставший инвалидом, потеряв кисть правой руки; Николай Михайлович Хлопков, который прошёл всю войну и дважды был ранен; Павел Иванович Черноиваненко, Валентин Александрович Лаптев и конечно же - Григорий Фёдорович Пономаренко. который по –своему, чаще в глубоко лирической манере переосмысливал образы, связанные с темой Родины и Великой Отечественной войны .

Представители нового поколения композиторов продолжили традицию обращения к теме военно-патриотической песни- Виктор Гаврилович Захарченко, Владимир Васильевич Магдалиц, Борис Целковников, Владимир Андреевич Чернявский.

Живя уже в Краснодаре, Пономаренко как-то получил письмо из небольшого городка Славянска-на-Кубани. В нём автор рассказывал о нелёгкой судьбе своей землячки Татьяны Голуб, которая не смотря на многолетний недуг, приковавший её к постели, находила в себе силы писать хорошие стихи. К письму прилагалось несколько стихотворений поэтессы, из которых внимание Григория Фёдоровича привлекло с такими строками:

Разлилась заря в дали алым цветом.

Крик роняют журавли в бабье лето.

Ах, Журавки, в сентябре на кричите,

Вдов солдатских на заре не будите.

Её мы и хотим представить в исполнении выпускниц нашей школы Анастасии Ставровой и Светланы Литт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыкальная культура Кубани

Музыкальная культура Кубани

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

муниципального образования Динской район

Разработчик: преподаватель теоретических дисциплин

ИЗУГРАФОВА Елена Николаевна

Старомышастовская 201 6

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка……………………………………………………………. 4 2. Из истории……………………………………………………………………………..6 3. Народная музыка Кубани…………………………………………………………..23 4. Образ Родины в казачьих песнях………………………………………………….28

4. Образ Родины в казачьих песнях………………………………………………….28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный материал структурирован связно и логично. В нем отражено два направления:

  • изучение народной музыкальной культуры, музыкального фольклора, отражающего историю народов Кубани, их традиции, систему их духовных ценностей;
  • изучение творческого наследия композиторов Кубани.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения, поскольку она представляет собой систематизацию всей существующей на сегодняшний день информации о кубанской музыке, максимально освещая данную область, и предназначена именно для работы в детской школе искусств. Автором проведена серьезная работа по тщательной подготовке иллюстративного материала и фонохрестоматии.

 Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков. Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено на Кубани пение на улицах. Любовь кубанцев к коллективному пению не могла не вызвать появления полковых, школьных и любительских хоров.

Одной из замечательных особенностей Кубани являлось наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта, приобретенного в процессе коллективного пения на сельскохозяйственных работах, а также в период прохождения военной службы и ежегодных военных сборов казаков.

Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничном застолье, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено на Кубани пение на улицах. Любовь кубанцев к коллективному пению не могла не вызвать появления полковых, школьных и любительских хоров.

Особое место в музыкальной жизни Кубани, в развитии и укреплении певческих традиций занимали войсковые певческий и музыкантский хоры (1811-1917 гг.).


 Наряду с произведениями духовного содержания, в том числе сочинениями В. Моцарта, П. Чайковского, Д. Бортнянского, А. Львова и др., певческий хор исполнял большое количество русских и украинских народных песен в обработке местных кубанских музыкальных деятелей - М. Бибика, Г. Концевича, А. Бигдая. Значительное место в репертуаре хора занимали произведения русских композиторов (М. Глинки, А.Даргомыжского, П.Чеснокова, М. Анцева) и зарубежных композиторов (Л. Бетховена, Й. Гайдна, Р. Вагнера, Р. Шумана, Ф. Мендельсона и др.).

Наряду с произведениями духовного содержания, в том числе сочинениями В. Моцарта, П. Чайковского, Д. Бортнянского, А. Львова и др., певческий хор исполнял большое количество русских и украинских народных песен в обработке местных кубанских музыкальных деятелей - М. Бибика, Г. Концевича, А. Бигдая.

Значительное место в репертуаре хора занимали произведения русских композиторов (М. Глинки, А.Даргомыжского, П.Чеснокова, М. Анцева) и зарубежных композиторов (Л. Бетховена, Й. Гайдна, Р. Вагнера, Р. Шумана, Ф. Мендельсона и др.).

Наиболее продолжительное время, свыше 14 лет, регентом Войскового хора был Г.М. Концевич. С 1892 по 1906 гг. он являлся регентом войскового певческого хора, с октября 1910 г. - учителем пения и собирателем кубанских казачьих песен при Войсковом хоре.

Григорий Концевич

 С 1 января 1910 г. Войсковой певческий хор возглавляет ученик Концевича Я.М. Тараненко, при котором войсковой хор переживает время нового творческого подъема. Частые выступления перед публикой сделали хоровой коллектив знаменитым далеко за пределами Кубани. Значительное место в творческой деятельности войсковых хоров отводилось пропаганде церковной музыки. С войсковым хором связаны сбор и изучение кубанского казачьего фольклора. Огромная заслуга в этом благородном деле, а также в деле популяризации казачьих песен, принадлежит Г.М. Концевичу. В период с 1904 по 1913 гг. им было собрано и издано в собственной обработке более 200 кубанских песен.

С 1 января 1910 г. Войсковой певческий хор возглавляет ученик Концевича Я.М. Тараненко, при котором войсковой хор переживает время нового творческого подъема. Частые выступления перед публикой сделали хоровой коллектив знаменитым далеко за пределами Кубани. Значительное место в творческой деятельности войсковых хоров отводилось пропаганде церковной музыки. С войсковым хором связаны сбор и изучение кубанского казачьего фольклора. Огромная заслуга в этом благородном деле, а также в деле популяризации казачьих песен, принадлежит Г.М. Концевичу. В период с 1904 по 1913 гг. им было собрано и издано в собственной обработке более 200 кубанских песен.

Ф.И. Шаляпин Л.В. Собинов

Ф.И. Шаляпин Л.В. Собинов

 С.В. Рахманинов

С.В. Рахманинов

 Имя другого знаменитого артиста - Василия Петровича Дамаева - уроженца Кубани было известно не только в России, но и за границей. В.П. Дамаев родился в станице Отрадной, в бедной семье. Не имея материальной возможности, В.П. Дамаев, вероятно, никогда не смог бы получить музыкального образования, но совершенно случайно его пение услышал московский театрал, адвокат И.Л. Гар, который заинтересовался судьбой простого станичного парня. Он направил В.П. Дамаева в Москву с рекомендательным письмом к своей сестре В.П. Козловской, имевшей отношение к музыкальным училищам.

Имя другого знаменитого артиста - Василия Петровича Дамаева - уроженца Кубани было известно не только в России, но и за границей. В.П. Дамаев родился в станице Отрадной, в бедной семье. Не имея материальной возможности, В.П. Дамаев, вероятно, никогда не смог бы получить музыкального образования, но совершенно случайно его пение услышал московский театрал, адвокат И.Л. Гар, который заинтересовался судьбой простого станичного парня. Он направил В.П. Дамаева в Москву с рекомендательным письмом к своей сестре В.П. Козловской, имевшей отношение к музыкальным училищам.

В.П. Дамаев

 НАРОДНАЯ МУЗЫКА КУБАНИ Народные песни Кубани Музыкальный фольклор представлен как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. При изучении музыкального фольклора кубанских казаков первостепенную роль следует отвести освоению разнообразия его жанров: исторических, походных, лирических, плясовых, шуточных песен. Особого внимания заслуживает обрядовый фольклор: свадебные, рождественские, пасхальные песни.

НАРОДНАЯ МУЗЫКА КУБАНИ Народные песни Кубани Музыкальный фольклор представлен как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. При изучении музыкального фольклора кубанских казаков первостепенную роль следует отвести освоению разнообразия его жанров: исторических, походных, лирических, плясовых, шуточных песен. Особого внимания заслуживает обрядовый фольклор: свадебные, рождественские, пасхальные песни.

Линейные казаки

При всем разнообразии сюжетов можно отметить ряд стилевых признаков, характеризующих песенный исторический жанр. Н.К. Пархоменко отмечает, что в исторических песнях важны не детали сюжетных перипетий, а общий эмоциональный тонус величественности, грандиозности, необычайности. По этой причине тексты песен не отличаются излишней развернутостью, изложение сюжетов довольно кратко, лаконично. Иногда достаточно лишь намека на события, о которых рассказывается в песне. Главнее оказывается ее образно-эмоциональное содержание. С жанровой основой песен непосредственно связана и ритмика стиха и напева. Примечательно, что исторические песни могут иметь и маршевую, и танцевальную основу, иногда для них свойствен облик протяжных песен. Обычно в сборниках кубанских песен исторические, военно-бытовые и походные песни объединяются в одну группу.

При всем разнообразии сюжетов можно отметить ряд стилевых признаков, характеризующих песенный исторический жанр. Н.К. Пархоменко отмечает, что в исторических песнях важны не детали сюжетных перипетий, а общий эмоциональный тонус величественности, грандиозности, необычайности. По этой причине тексты песен не отличаются излишней развернутостью, изложение сюжетов довольно кратко, лаконично. Иногда достаточно лишь намека на события, о которых рассказывается в песне. Главнее оказывается ее образно-эмоциональное содержание.

С жанровой основой песен непосредственно связана и ритмика стиха и напева. Примечательно, что исторические песни могут иметь и маршевую, и танцевальную основу, иногда для них свойствен облик протяжных песен. Обычно в сборниках кубанских песен исторические, военно-бытовые и походные песни объединяются в одну группу.

При изучении песен казаков преподавателю следует обратить внимание ребят на характер исполнения многочисленных образцов песенного наследия. Они могут носить как аутентичный (подлинный), так и стилизованный характер. Можно предложить детям поговорить об исполнительской манере краснодарских творческих коллективов, исполняющих народную музыку, о привнесении новизны в традиционную музыку благодаря искусному ее прочтению, об индивидуальности и неповторимости такого интерпретирования.

При изучении песен казаков преподавателю следует обратить внимание ребят на характер исполнения многочисленных образцов песенного наследия. Они могут носить как аутентичный (подлинный), так и стилизованный характер. Можно предложить детям поговорить об исполнительской манере краснодарских творческих коллективов, исполняющих народную музыку, о привнесении новизны в традиционную музыку благодаря искусному ее прочтению, об индивидуальности и неповторимости такого интерпретирования.

Образ Родины в казачьих песнях

Даже самый краткий обзор военно-исторических песен говорит о том, что практически все важные исторические события, происходившие в России (не только на юге, но и на западе, и даже в Сибири), нашли поэтическое осмысление в песенном творчестве казачества.

Песни продолжали создаваться и в XX веке, явившись эмоциональным откликом на события Гражданской и Великой Отечественной войн. Вероятнее всего, такая событийность, насыщенность событиями и стала причиной вытеснения из бытования былин и эпических былинных песен, занимавших значительное место в казачьем репертуаре вплоть до начала XX века.

Обилие военно-исторических песен в казачьем песенном творчестве свидетельствует о преобладании чувства патриотизма в мировоззрении казака над остальными чувствами и настроениями.

Некрасовские казаки

Женщины-казачки пели балладные, лирические, семейно-бытовые, свадебные, шуточные песни.

Особую роль в пропаганде музыкального и певческого искусства играли созданные в 1811 г. музыкантский хор (по ходатайству атамана Ф.Я. Бурсака) и певческий хор (стараниями К.В. Российского). В каждой станичной школе пение было обязательным предметом, и почти в каждой православной церкви имелся свой церковный хор.

36 воинских частей Кубанского казачьего войска имели оркестры. В 1889-1895 гг. в Екатеринодаре работал общественный кружок любителей музыки. Многие родители стремились учить детей играть на музыкальных инструментах. Помочь в этом взялся известный общественный деятель Кубани, любитель-музыкант, собиратель казачьих песен Аким Дмитриевич Бигдай (1855- 1937 гг.). В 1897 г. он организовал и возглавил кружок любителей музыки.

А.Д. Бигдай

Большую роль в пропаганде музыкального искусства играл уроженец станицы Старонижестеблиевской Григорий Митрофанович Концевич (1863-1937 гг.) - хормейстер, композитор и педагог. С 1892 г. он возглавлял войсковой певческий хор Кубани, который по праву считался одним из лучших хоров России. Для преподавателей начальных училищ он издал два учебных пособия по пению, подготовил семь сборников народных песен, бытовавших среди казаков.

Большую роль в пропаганде музыкального искусства играл уроженец станицы Старонижестеблиевской Григорий Митрофанович Концевич (1863-1937 гг.) - хормейстер, композитор и педагог. С 1892 г. он возглавлял войсковой певческий хор Кубани, который по праву считался одним из лучших хоров России. Для преподавателей начальных училищ он издал два учебных пособия по пению, подготовил семь сборников народных песен, бытовавших среди казаков.

Представители музыкальной культуры Кубани: А.А. Головатый (1732-1797) – первый кубанский кобзарь, сочинитель и исполнитель казачьих песен, войсковой судья, атаман.

Представители музыкальной культуры Кубани: А.А. Головатый (1732-1797) – первый кубанский кобзарь, сочинитель и исполнитель казачьих песен, войсковой судья, атаман.


М. Богуславский – создатель капеллы бандуристов в Екатеринодаре

М. Богуславский – создатель капеллы бандуристов в Екатеринодаре

А.Н. Дроздов (1883-1950)- композитор, пианист, музыковед. 1911-1916 гг. – директор музыкального училища Екатеринодара.

А.Н. Дроздов (1883-1950)- композитор, пианист, музыковед. 1911-1916 гг. – директор музыкального училища Екатеринодара.

Г.М. Концевич (1863-1937)- хормейстер, композитор и педагог, собиратель народных песен, регент Кубанского казачьего хора.

Г.М. Концевич (1863-1937)- хормейстер, композитор и педагог, собиратель народных песен, регент Кубанского казачьего хора.


А.С. Пивень (1872-1962) – казачий фольклорист и писатель, издатель произведений кубанского народного творчества.

А.С. Пивень (1872-1962) – казачий фольклорист и писатель, издатель произведений кубанского народного творчества.

Черноморские казаки

В результате изменений в форме и черноморцы, и линейцы стали носить одинаковую форму, состоящую из черной черкески, темных шаровар, бешмета, башлыка, к которым зимой добавлялись бурка, папаха и сапоги. Характеризуя мундир черноморцев, И.Д. Попко отмечает, что в этом мундире соединились для черноморского казака его прошедшее и настоящее: кунтуш гетманской Украины и боевой наряд Кавказских гор.

Наряд казачек состоял обычно из юбки и кофточки, непременной принадлежностью которых были рюши и оборки, подчеркивавшие стройную фигуру. Интересно, что в костюме казачек отсутствует сарафан, встречающийся практически во всех регионах России: и в средней полосе, и на Севере.


Смелый, независимый характер украинских и русских казаков сыграл положительную роль в освоении, благоустройстве малообжитого, беспокойного края. Кавказские племена недружелюбно встречали новых поселенцев. Однако они скоро поняли, что перед ними появились люди крепкой воли, энергии, выносливости, равные им по мужеству, воинским доблестям, не терпящие насилия над собой.

Читайте также: