Сообщение о композиторе франц шуберт 5 вопросов к сообщению слушать балладу лесной царь

Обновлено: 30.06.2024

методическая разработка урока для обучающихся 6 класса Детской школы искусств по предпрофессиональной программе. Полное описание урока, конспект, презентация.

ВложениеРазмер
Лесной царь. Шуберт 34.63 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыкальной литературе в 6 классе по предпрофессиональной программе обучения

Кулыгиной Анастасии Алексеевны

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа).

Тип урока: расширение и углубление знаний.

- формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа; выявление средств выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.

Образовательная : совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить , рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Оборудование : компьютер, ЖК экран для показа презентации, учебник Фроло

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний учащихся о жизненном пути композитора - романтика (краткий обзор биографии Ф.Шуберта).
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление нового материала, вывод урока, рефлексия.
  5. Домашнее задание.

На предыдущих уроках мы познакомились с творчеством Шуберта и узнали о том, что композитор вошел в историю музыки как основоположник музыкального романтизма и создатель ряда новых жанров: романтической симфонии, фортепианной миниатюры, романтической песни и программно-сюжетного вокального цикла.

Слайд 1 (записать в тетрадь тему урока)

Более подробно о жизни и творчестве Шуберта вы узнали из фильма, который смотрели на прошлом уроке. А сейчас я хочу проверить ваши знания, отвечая на вопросы, вы составите краткий обзор его творческой биографии .

Вопросы для проверки выполнения работы.

1. Кто такой Франц Шуберт? (австрийский композитор)

2. Когда и где родился Шуберт? (31 января 1797 года в предместье Вены – Лихтенталь)

3. Сколько лет было Шуберту, когда он начал сочинять музыку? (13 лет)

4. Сколько песен написал Ф. Шуберт? (более 600)

5. Как называются два вокальных цикла Ф.Шуберта?

6. Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта? (Иоганн Фогель)

7. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? (шубертиада)

8. Представителем, какого музыкального направления был Шуберт? (романтизм)

9. Когда к Шуберту пришел настоящий успех? (в1828г. дал авторский концерт)

10. Какое творческое наследие оставил Ф.Шуберт? ( 16 опер, 22 квартета, 22 сонаты, 9 увертюр , 9 симфоний, более 600 песен)

11. Сколько лет прожил Шуберт? (31 год)

Да, судьба отпустила венскому романтику всего 31 год жизни.

- Какой жанр занимал главное место в его творчестве? (песня) Особое место в песенном жанре занимает баллада. Создателем вокальной баллады считается Ф.Шуберт.

Музыку к балладе сочинил австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, Франц Петер Шуберт в 1815 году.

(слайд 3) Особое место в песенном жанре занимает баллада. В далёкой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века баллады стали песнями повествовательного характера. В них нашли отражение народные предания, истории о таинственных событиях, судьбах бесстрашных героев, заповедном мире духов, фантастические, мистические обряды.

Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт. На рубеже XXVIII – XIX вв. этот старинный жанр был, как бы открыт заново в творчестве писателей и композиторов-романтиков.

Давайте запишем в тетрадь определение, что такое баллада -

(Баллада-вокальное произведение, написанное на фантастический, исторический либо драматический сюжет, или инструментальная пьеса. (записывают в тетрадь)

Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

В произведении рассказывается о том, как в сумерках холодной порой по лесной дороге на коне скачет всадник с больным маленьким ребёнком. Сыну кажется, что лесной царь зовёт его к себе. Отец успокаивает малыша, объясняя, что всё это ему лишь мерещится. Ребёнок испуганно кричит и отец сильнее подгоняет коня. Однако когда он доскакал, ребёнок был уже мёртв.

В балладе четыре персонажа: рассказчик, отец, сын и лесной царь, и все они озвучиваются одним вокалистом. Это представляет сложность для певца, так как каждое действующее лицо изображается в определённом диапазоне и различными ритмическими рисунками.

Партия рассказчика, пронизанная драматическими интонациями, так как именно ему приходится объявлять о смерти ребёнка, исполняется в баритонном диапазоне. Для ребёнка композитор выбрал высокую теноровую тесситуру. Его партия исполняется с большим напряжением, и каждое её новое проведение исполняется на полтона выше, что увеличивает эмоциональный накал. Образ Лесного царя обрисован завлекающей сладостной мелодией, исполняемой на пианиссимо в среднем теноровом регистре. Партия отца поётся в басовом регистре.

В балладе есть и пятый персонаж – это лошадь. Быстрые триоли, звучащие в аккомпанементе на протяжении всего произведения имитируют удары её копыт.

Слайд 8 (портрет Жуковского)

Баллада исполняется, как правило, на языке оригинала - немецком, поэтому её смысл и содержание нуждаются в переводе.

(преподаватель очень выразительно читает стихотворение)

Учитель: Какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения? (волнение, страх, тревога).

- Назовите персонажи, о которых идет речь в стихотворении. (рассказчик, отец, сын, Лесной царь).

- О чем это стихотворение?

- О том, как отец везет сына - младенца через ночной лес. Ребенок жалуется, что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим голосом. В конце младенец умирает. Возможно, младенец умер от горячки, или же его забрал Лесной царь.

Давайте обратим внимание на слова баллады (количество куплетов) и сравним её с песней. Что сразу обращает на себя внимание?

В балладе 8 куплетов текста. Обычно в песне 3 или 4 куплета. Баллада - это более масштабное произведение.

Особенность баллады ещё и в том, что есть сюжет и тема из области фантастики, что является особенностью романтических произведений.

- В какой форме изложено стихотворение (диалог)

Да , баллада – лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом .

- Итак, вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь" и обратите внимание на сочетание мелодии и сопровождения, выразительности и изобразительности.

После прослушивания вы должны будете дать музыкальную характеристику баллады .

После прослушивания дети устно отвечают на вопросы.

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика - от p до f (контрастная)

Регистр – низкий и средний (аккомпанемент), средний и высокий (солист)

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть? Аккомпанемент играет главную изобразительную роль?

Аккомпанемент - стремительное, напряжённое движение (скачет всадник)

Музыка выразительная или изобразительная?

И выразительная и изобразительная ( выражает тревогу, изображает движение)

Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.

В балладе четыре действующих лица.

Какие интонации вы услышали в каждом образе?

Сын – испуганный, задыхающийся;

Лесной царь – сладостно-завлекательный, а потом угрожающий.

Вывод: Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Итак, продолжим урок и подведем итог услышанному:

- ребята, какая же атмосфера создана в произведении? (тревога, предчувствие гибели, трагедии)

- каково отношение лесного царя к младенцу? (он хочет заполучить его к себе, отлучить от отца, лишить жизни)

- почему отец не видит лесного царя? (он считает, что это бред, сон больного младенца)

- можно ли точно сказать, сон это или явь, действительно ли существует лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца? (нет, это остается загадкой, тайной)

- Потусторонний мир лесного царя кажется привлекательнее, чем реальный. Но, что отсутствует в его мире? (Чувство любви - человеческой любви.)

Вот почему ребёнок испытывает ужас: не радость, веселье его ждут у лесного царя, а отсутствие любви.

- Почему отец не сумел спасти сына? (Поздно поверил в его грёзы).

Вывод: два мира - призрачный, великолепный, но холодный мир царства лесного царя и непривлекательный внешне, но согретый теплотой чувства - мира реального.

Все ваши выводы по литературному и музыкальному вариантам произведения еще раз доказывают, что перед нами один из наиболее ярких жанров романтизма – баллада.

Сравните язык трёх художественных произведений – литературного, музыкального и живописного.

Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматически - напряжённый образ?

Обучающиеся: Литература использует - слово, музыка - звуки, живопись – колорит.

Вывод: Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств главных действующих лиц.

Хочу обратить ваше внимание, что все эти виды искусства не подражают друг другу, не иллюстрируют друг друга, а существуют самостоятельно.

Неповторимая музыка Шуберта может помочь человеку в трудные минуты его жизни, даруя ему надежду и веру в собственные силы. Очень хотелось бы, чтобы в каждом из нас жила эта вера.

Слайд 11 Рефлексия: Далее проводится рефлексия содержания учебного материала:

Дом. задание: Я предлагаю вам дома соприкоснуться с поэзией Гёте - потренироваться в чтении баллады "Лесной царь", а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё понимание и собственные чувства, возникшие во время знакомства с этой удивительной музыкой Первого романтика и уникального композитора-песенника XIX века Франца Шуберта.

Учитель: Ребята, спасибо за вашу работу на уроке.

Я думаю, вам сегодня было интересно познакомиться с творчеством удивительного композитора, Франца Шуберта.

Как это прекрасно, что есть такие композиторы, музыка которых помогает человеку лучше понимать себя и других людей.

История создания

Франц Шуберт

Но поскольку в доме не было фортепиано, а всем было интересно, что же в конечном итоге получилось, друзья, долго не раздумывая, в тот же вечер решили пойти в конвикт, чтобы там прослушать новое сочинение Франца. В школе их встретил органист Венцель Ружичка, который выслушав просьбу бывших учеников, незамедлительно сел и сыграл новое произведение своего талантливого воспитанника. Восторгам уважаемого музыканта не было предела.


Интересные факты

Гектор Берлиоз

Содержание

В произведении рассказывается о том, как в сумерках холодной порой по лесной дороге на коне скачет всадник с больным маленьким ребёнком. Сыну кажется, что лесной царь зовёт его к себе. Отец успокаивает малыша, объясняя, что всё это ему лишь мерещится. Ребёнок испуганно кричит и отец сильнее подгоняет коня. Однако когда он доскакал, ребёнок был уже мёртв.


В балладе четыре персонажа: рассказчик, отец, сын и лесной царь, и все они озвучиваются одним вокалистом. Это представляет сложность для певца, так как каждое действующее лицо изображается в определённом диапазоне и различными ритмическими рисунками.

Партия рассказчика, пронизанная драматическими интонациями, так как именно ему приходится объявлять о смерти ребёнка, исполняется в баритонном диапазоне. Для ребёнка композитор выбрал высокую теноровую тесситуру. Его партия исполняется с большим напряжением, и каждое её новое проведение исполняется на полтона выше, что увеличивает эмоциональный накал. Образ Лесного царя обрисован завлекающей сладостной мелодией, исполняемой на пианиссимо в среднем теноровом регистре. Партия отца поётся в басовом регистре.

В балладе есть и пятый персонаж – это лошадь. Быстрые триоли, звучащие в аккомпанементе на протяжении всего произведения имитируют удары её копыт.

Текст


Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

Сырова Анна Александровна

учитель музыки

Предмет: Музыка

Класс: 6 класс

Номер урока в теме: урок №7

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа).

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Задачи урока:

Образовательная : совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить , рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Оборудование : ПК, проектор, учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской "Музыка" для 6 класса, фонохрестоматия к учебнику "Музыка" 6 класс., фортепиано.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся о жизненном пути композитора - романтика (краткий обзор биографии Ф.Шуберта).

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала (цифровой диктант), вывод урока, рефлексия.

5. Домашнее задание.

Учитель: Какая прекрасная музыка открывает наш урок. Произведение, которое вы слышите достаточно известно. Знакомо ли вам это произведение?

Учитель: Чей образ воспет в этой музыке? (ответы детей)

Учитель: Какие чувства вы испытывали, когда слушали эту музыку? (нежные, ласковые, чувство любви и грусти, мама Иисуса Христа очень любит своего сына, страдает вместе с ним)

Учитель: Что для всех олицетворяет Дева Мария? (ответы детей)

Учитель: Можете ли вы назвать композитора, написавшего это бессмертное произведение? (ответ учащихся).

(Портрет Шуберта)

Учитель: На предыдущем уроке мы познакомились с творчеством Шуберта и узнали о том, что композитор вошел в историю музыки как основоположник музыкального романтизма и создатель ряда новых жанров: романтической симфонии, фортепианной миниатюры, романтической песни и программно-сюжетного вокального цикла.

(записать в тетрадь тему урока)

Учитель: Более подробно о жизни и творчестве Шуберта вы узнали из видео фильма, который смотрели на прошлом уроке. А сейчас я хочу проверить ваши знания, отвечая на вопросы, вы составите краткий обзор его творческой биографии.

Смотрим на экран.

Вопросы для проверки выполнения работы.

· Кто такой Франц Шуберт? (австрийский композитор)

· Когда и где родился Шуберт? (31 января 1797 года в предместье Вены – Лихтенталь)

· Сколько лет было Шуберту, когда он начал сочинять музыку? (13 лет)

· Сколько песен написал Ф. Шуберт? (более 600)

· Как называются два вокальных цикла Ф.Шуберта?

· Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта? (Иоганн Фогель)

· Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? (Шубертиада)

· Представителем какого музыкального направления был Шуберт? (романтизм)

· Когда к Шуберту пришел настоящий успех? (в1828г. дал авторский концерт)

· Какое творческое наследие оставил Ф.Шуберт? (16 опер, 22 квартета, 22 сонаты, 9 увертюр , 9 симфоний, более 600 песен)

· Сколько лет прожил Шуберт? (31 год)

Учитель: Да, судьба отпустила венскому романтику всего 31 год жизни.

Учитель: Какой жанр занимал главное место в его творчестве? (песня) Особое место в песенном жанре занимает баллада. Создателем вокальной баллады считается Ф.Шуберт.

Учитель: Баллада (от ит. ballade-танцевать) в средние века песня народного происхождения, сопровождавшая танец. Позднее - литературное лирико-эпическое произведение драматического характера, часто с элементами фантастики, содержание которого опирается на прошедшие события, предания, легенды. Баллада – небольшое сюжетное стихотворение с

напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер. В эпоху романтизма баллада вошла в вокальную и инструментальную музыку.

Учитель: Баллада – так стали называть вокальную или инструментальную пьесу романтического характера.

Учитель: Что представляет собой баллада в музыке – это определение на экране, запишите его в музыкальный словарь

(баллада-вокальное произведение, написанное на фантастический, исторический либо драматический сюжет, или инструментальная пьеса. (записывают в тетрадь)

Учитель: Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

(Портрет И.Гете)

Учитель: Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей:

Учитель: Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

Послушайте первую интонацию вступления баллады.

Подумайте и ответьте, можно ли определить характер всего произведения по этой интонации. Что в ней заключено: покой, умиротворение, безмятежность или напряжение, волнение, тревога?

Звучит мелодия: (играет учитель)

Ученик: Эта интонация тревожная.

Ø В каком регистре звучит? (ответы учащихся)

Ø В каком ладу? (ответы учащихся)

Вывод: Ритм - чередование "триолей" с восьмыми нотами - длительности короткие. Штрих исполнения - стаккато, характер музыки тревожный.

( Портрет Жуковского)

Учитель: Самым известным переводчиком баллад на русский язык был великий русский поэт 18 – 19 вв. Василий Андреевич Жуковский.

Его переводы становились совершенно оригинальными произведениями, в чем мы с вами постараемся убедиться.

Итак, теперь мы знаем немного и о немецком поэте, и о его переводчике.

в переводе Жуковского.

Учитель: Какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения: волнение, страх, тревога (ответы учащихся)

Ø Назовите персонажи, о которых идет речь в стихотворении (ответы учащихся)

Ø О чем это стихотворение? (ответы учащихся)

О том, как отец везет сына - младенца через ночной лес. Ребенок жалуется, что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим голосом. В конце младенец умирает. Возможно, младенец умер от горячки, или же его забрал Лесной царь.

Учитель: Давайте обратим внимание на слова баллады (количество куплетов) и сравним её с песней.

Ø Что сразу обращает на себя внимание?

Учитель: В балладе 8 куплетов текста. Обычно в песне 3 или 4 куплета. Баллада - это более масштабное произведение.

Учитель: Особенность баллады ещё и в том, что есть сюжет и тема из области фантастики, что является особенностью романтических произведений.

Ø В какой форме изложено стихотворение? (ответ учащихся)

Да, баллада – лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом.

Учитель: Есть ли для вас незнакомые слова в тексте?

Словарная работа: объяснить лексическое значение слов: чертоги - (пышное, великолепное здание, дворец); перлы – (сокровища, драгоценности); ветлы – (серебристая ива, крона деревьев).

Итак, вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь" и обратите внимание на сочетание мелодии и сопровождения, выразительности и изобразительности.

После прослушивания вы должны будете дать музыкальную характеристику баллады.

После прослушивания дети устно отвечают на вопросы.

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика - от Р до F (контрастная)

Регистр – низкий и средний (аккомпанемент), средний и высокий (солист)

Ученик: В балладе 8 куплетов текста. Обычно в песне 3 или 4 куплета. Баллада - это более масштабное произведение.

Учитель: Особенность баллады ещё и в том, что есть сюжет и тема из области фантастики, что является особенностью романтических произведений.

В какой форме изложено стихотворение (диалог)

Да, баллада – лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом.

Учитель: Есть ли для вас незнакомые слова в тексте?

Словарная работа: объяснить лексическое значение слов: чертоги - (пышное, великолепное здание, дворец); перлы – (сокровища, драгоценности); ветлы – (серебристая ива, крона деревьев).

Итак, вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь" и обратите внимание на сочетание мелодии и сопровождения, выразительности и изобразительности.

Что вы услышали в аккомпанементе?

Можно ли это увидеть?

Аккомпанемент играет главную изобразительную роль?

Аккомпанемент - стремительное, напряжённое движение (скачет всадник)

Музыка выразительная или изобразительная?

И выразительная и изобразительная ( выражает тревогу, изображает движение)

Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.

В балладе четыре действующих лица.

Какие интонации вы услышали в каждом образе?

Рассказчик – взволнованный;

Отец – встревоженный;

Сын – испуганный, задыхающийся;

Лесной царь – сладостно-завлекательный, а потом угрожающий.

Вывод: Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Итак, продолжим урок и подведем итог услышанном.

Ø ребята, какая же атмосфера создана в произведении? (тревога, предчувствие гибели, трагедии)

Ø - каково отношение лесного царя к младенцу? (он хочет заполучить его к себе, отлучить от отца, лишить жизни)

Ø почему отец не видит лесного царя? (он считает, что это бред, сон больного младенца)

Ø можно ли точно сказать, сон это или явь, действительно ли существует лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца? (нет, это остается загадкой, тайной)

Учитель: А теперь давайте определим образы, краски, звуки и чувства мира реального и мира ирреального (фантастического).

Реальный мир

Образы : отец, малютка, конь, лес, ветлы.

Краски : темнота, ночь, мгла, туман, темные ветви.

Звуки : шелест деревьев, тревожные голоса.

Чувства : теплота человеческой любви, тревога, страх, волнение.

Фантастический мир

Образы: лесной царь, дочери лесного царя.

Краски: цветы бирюзовы, жемчужны струи, золотые чертоги.

Звуки: сладкозвучные голоса, убаюкивающие интонации.

Чувства: холод, видения, обещающие радость, покой.

Вывод: сравним два мира реальный и фантастический:

Ø Потусторонний мир лесного царя кажется привлекательнее, чем реальный. Но, что отсутствует в его мире? (Чувство любви - человеческой любви.)

Ø Вот почему ребёнок испытывает ужас: не радость, веселье его ждут у лесного царя, а отсутствие любви.

Ø Почему отец не сумел спасти сына? (Поздно поверил в его грёзы).

Вывод: два мира - призрачный, великолепный, но холодный мир царства лесного царя и непривлекательный внешне, но согретый теплотой чувства-мира реального.

Учитель: Все ваши выводы по литературному и музыкальному вариантам произведения еще раз доказывают, что перед нами один из наиболее ярких жанров романтизма – баллада.

Учитель: Сравните язык трёх художественных произведений – литературного, музыкального и живописного.

Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматически - напряжённый образ?

Ученики: Литература использует - слово, музыка - звуки, живопись – колорит.

Вывод: Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств, главных действующих лиц.

Хочу обратить ваше внимание, что все эти виды искусства не подражают друг другу, не иллюстрируют друг друга, а существуют самостоятельно.

Учитель: На предыдущем уроке мы разучили песню Франца Шуберта

Какой образ показан в этой песне?

Ученики: Образ движения, круговорот воды.

Учитель: Это очень символичное произведение. Мельничное водяное колесо как символ вечности. Нельзя нам в жизни останавливаться, необходимо постоянно двигаться вперед. Жизнь – это постоянное движение.

Неповторимая музыка Шуберта может помочь человеку в трудные минуты его жизни, даруя ему надежду и веру в собственные силы. Очень хотелось бы, чтобы в каждом из нас жила эта вера.

Цифровой диктант по теме урока (закрепление пройденного)

Рефлексия: Далее проводится рефлексия содержания учебного материала:

Учитель: А сейчас, прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране (высказывания учеников)

Домашнее задание: Я предлагаю вам дома соприкоснуться с поэзией Гёте - потренироваться в чтении баллады "Лесной царь", а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё понимание и собственные чувства, возникшие во время знакомства с этой удивительной музыкой. Первого романтика и уникального композитора-песенника XIX века Франца Шуберта.

Учитель: Ребята, спасибо за вашу работу на уроке.

Я думаю, вам сегодня было интересно познакомиться с творчеством удивительного композитора, Франца Шуберта.

Как это прекрасно, что есть такие композиторы, музыка которых помогает человеку лучше понимать себя и других людей.

А ваше душевное исполнение песни меня искренне порадовало, и я убеждена: вы счастливые дети, потому что ваши сердца наполнены музыкой. Урок окончен!

Ф. Шуберта зачаровывала поэзия Гёте.
Она волновала, пленяла фантазию, ум, душу
молодого композитора.
Балладу "Лесной царь" Шуберт сочинил, когда ему
было всего 18 лет.

Лесной царь - свободная композиция, музыкальное
строение которой подчинено развёртыванию сюжета.
Замечательна при этом гармония всех соотношений:
сквозного музыкально-драматического развития и
симметричности форм, вокального и инструментального начал,
выразительности и изобразительности.
Ритм сопровождения, его непрерывное тяжёлое биение,
пронизывает балладу, скрепляет и объединяет все части целого.
В эту безостановочную октавную дробь -
подражание топоту коня, скачке - вклиниваются тревожно
возбуждённые гаммаобразные взлёты в басу.
Объединяя изобразительные и выразительные приёмы,
Шуберт создаёт полную зрительно-слуховую иллюзию.

Начинается баллада большим фортепианным вступлением,
материал которого продолжает затем развиваться в
партии сопровождения.
Кроме фортепианного вступления есть ещё и вокальное
обрамление, то есть вокальное вступление и послесловие;
оно ведётся от лица рассказчика-повествователя:
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
Словами рассказчика завершается повествование:
Ездок погоняет, ездок доскакал.
В руках его мёртвый младенец лежал…
Остальной текст - прямая речь, распределённая между
отцом, его сыном и лесным царём.
Реальные лица - повествователь, отец, ребёнок объединены
близостью интонационного строя.
Но в соответствии с текстом, в музыку баллады всякий
раз привносятся новые штрихи, которые оттеняют
индивидуальные черты, состояние каждого персонажа.
Речь Лесного царя заметно отличается от взволнованной
речи рассказчика, ребёнка и отца преобладанием ласковой
вкрадчивости, мягкости, завлекательности.
Характер мелодии - отрывистой,
с обилием вопросов и восходящих интонаций в партиях
всех персонажей, кроме Лесного царя, у него же она -
плавная, закруглённая, певучая.
Но не только характер мелодической интонации -
с появлением Лесного царя меняется всё фактурное
сопровождение: ритм бешеной скачки, пронизывающий
балладу от начала до конца, уступает место более
спокойно звучащим аккордам, очень благозвучным,
нежным, убаюкивающим.
Возникает даже своеобразный контраст между эпизодами
баллады, такой взволнованной, тревожной по характеру
в целом, с двумя лишь проблесками спокойствия и
благозвучия (две фразы Лесного царя).
Не зная содержания произведения, возможно даже ошибиться,
связав лирические эпизоды с появлением доброго
и светлого персонажа на фоне общего смятения и тревоги.
Такова трагическая ирония этой музыки, как бы дразнящей
слушателя мнимым светом и мягким призывом.
На самом деле, как это часто бывает в искусстве,
именно в такой ласковости таится самое страшное:
зов к смерти, непоправимости и безвозвратности ухода.
Поэтому музыка Шуберта не оставляет нам иллюзий:
едва умолкают сладкие и страшные речи Лесного царя,
тут же вновь врывается неистовая скачка коня
(или стук сердца?), своей стремительностью
показывающая нам последний рывок к спасению,
к преодолению страшного леса, его темных и таинственных глубин.
На этом и заканчивается динамика музыкального развития
баллады: потому что в конце, когда наступает остановка
в движении, последняя фраза звучит уже как послесловие:
"В руках его мёртвый младенец лежал".
Эта баллада, благодаря реализму своих образов,
является одним из самых впечатляющих
произведений Шуберта.

Особое место в песенном жанре занимает баллада. В далёкой древности балладами называли танцевальные песни. В средние века баллады стали песнями повествовательного характера. В них нашли отражение народные предания, истории о таинственных событиях, судьбах бесстрашных героев, заповедном мире духов, фантастические, мистические обряды.

Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт. На рубеже XXVIII – XIX вв. этот старинный жанр был, как бы открыт заново в творчестве писателей и композиторов-романтиков.

Это уже не просто песня, а драматическая сценка, в которой участвуют три действующих лица: отец, скачущий на коне, больной ребёнок, которого он везёт с собой, и лесной царь. Баллада Шуберта рисует фантастическую картину: здесь и таинственный, окутанный мрачной мглой лес, и мчащийся сквозь этот лес отец с умирающим ребёнком на руках, и фантастический образ грозного лесного царя, завлекающего в своё страшное царство бредящего ребёнка.

У каждого из героев баллады своя музыкальная характеристика. Напряжённость, ужас, мольба звучат в словах ребёнка, вкрадчивость слышится в речах лесного царя. Отец успокаивает своего сына.

Баллада исполняется, как правило, на языке оригинала - немецком, поэтому её смысл и содержание нуждаются в переводе.

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал.
В руках его мёртвый младенец лежал.

Ритм сопровождения, его непрерывное тяжёлое биение, пронизывает балладу, скрепляет и объединяет все части целого. В эту безостановочную октавную дробь - подражание топоту коня, скачке - вклиниваются тревожно возбуждённые гаммаобразные взлёты в басу. Объединяя изобразительные и выразительные приёмы, Шуберт создаёт полную зрительно-слуховую иллюзию.

Начинается баллада большим фортепианным вступлением, материал которого продолжает затем развиваться в партии сопровождения.

Кроме фортепианного вступления есть ещё и вокальное обрамление, то есть вокальное вступление и послесловие; оно ведётся от лица рассказчика-повествователя:

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

Словами рассказчика завершается повествование:

Ездок погоняет, ездок доскакал.
В руках его мёртвый младенец лежал…

Остальной текст - прямая речь, распределённая между отцом, его сыном и лесным царём.

Реальные лица - повествователь, отец, ребёнок объединены близостью интонационного строя. Но в соответствии с текстом, в музыку баллады всякий раз привносятся новые штрихи, которые оттеняют индивидуальные черты, состояние каждого персонажа.

Речь Лесного царя заметно отличается от взволнованной речи рассказчика, ребёнка и отца преобладанием ласковой вкрадчивости, мягкости, завлекательности. Обратите внимание на характер мелодии - отрывистой, с обилием вопросов и восходящих интонаций в партиях всех персонажей, кроме Лесного царя, у него же она - плавная, закруглённая, певучая.

Но не только характер мелодической интонации - с появлением Лесного царя меняется всё фактурное сопровождение: ритм бешеной скачки, пронизывающий балладу от начала до конца, уступает место более спокойно звучащим аккордам, очень благозвучным, нежным, убаюкивающим.

Возникает даже своеобразный контраст между эпизодами баллады, такой взволнованной, тревожной по характеру в целом, с двумя лишь проблесками спокойствия и благозвучия (две фразы Лесного царя).

Не зная содержания произведения, возможно даже ошибиться, связав лирические эпизоды с появлением доброго и светлого персонажа на фоне общего смятения и тревоги. Такова трагическая ирония этой музыки, как бы дразнящей слушателя мнимым светом и мягким призывом.

На самом деле, как это часто бывает в искусстве, именно в такой ласковости таится самое страшное: зов к смерти, непоправимости и безвозвратности ухода.

Поэтому музыка Шуберта не оставляет нам иллюзий: едва умолкают сладкие и страшные речи Лесного царя, тут же вновь врывается неистовая скачка коня (или стук сердца?), своей стремительностью показывающая нам последний рывок к спасению, к преодолению страшного леса, его темных и таинственных глубин.

Эта баллада, благодаря реализму своих образов, является одним из самых впечатляющих произведений Шуберта.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 8 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шуберт. Баллада Лесной царь (2 варианта исполнения - фортепиано и фортепиано с вокалом), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Читайте также: