Сообщение о ноктюрне шопена фа минор

Обновлено: 19.05.2024

Автор: Гайдукевич Татьяна Михайловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств №1"
Населённый пункт: г. Усть-Илимск Иркутской обл.
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Раскрытие художественного содержания произведения в Ноктюрне фа минор Ф. Шопена"
Раздел: дополнительное образование

План-конспект открытого урока

«Раскрытие художественного содержания произведения

Гайдукевич Татьяна Михайловна.

Преподаватель фортепиано Муниципального Бюджетного Учреждения

г. Усть-Илимска Иркутской области.

Предмет: фортепиано.

Обучающаяся: Злыгостева Мария, обучающаяся 6 класса фортепианного

Задачи урока.

образовательные:

- работать над выразительностью музыкального языка, используя средства

- формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования

- работать над достижением уровня образной завершенности интерпретации;

- расширить музыкальный кругозор обучающегося;

развивающие:

- развивать образное мышление;

- развивать игровые приёмы и навыки;

- развивать инициативу в творчестве;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету и инструменту;

- воспитывать понимание и уважение к музыке различных жанров, стилей и

- воспитывать ответственность за результаты своего труда;

- воспитывать контроль за своими действиями;

- воспитывать культуру поведения за инструментом.

Тип занятия: комбинированный.

Форма урока: индивидуальное практическое занятие.

Оборудование: инструмент фортепиано, подставка на стул, стулья по числу

присутствующих в классе, ноутбук.

музыкальных

произведений: Фридерик

результат: обучающийся на практике посредством детальной

Приёмы и методы работы на уроке.

- словесный (беседа, объяснение);

- метод анализа и синтеза;

Реализуемые технологии:

Межпредметные связи: теория музыки, сольфеджио, гармония,

вступительное слово, характеристика обучающегося.

Основная часть урока.

а) выявить структуру содержания произведения, ее основные разделы,

характер тематических построений, их выразительное значение; то есть

анализ композиционного строения, формы произведения в сочетании с

выявлением ее художественных функций;

б) проследить динамику развития в произведении художественно-

содержательных эмоций: определить линии подъема и спада напряженности,

кульминационные точки, моменты смены настроения; проследить

трансформацию музыкально - эстетического чувства на протяжении всего

в) проанализировать используемые в произведении средства музыкальной

выразительности - гармонию, ритм, мелодию, элементы полифонии, фактуру

изложения, исполнительские штрихи и т.д. - с точки зрения их эмоционально-

смыслового значения, выполняемых ими художественно- выразительных

г) детальная работа над художественным образом каждой темы Ноктюрна

при помощи средств выразительности музыки (динамика, лад, штрихи,

ритмические особенности, агогика и пр.)

3. Контрольный этап.

Исполнение произведения целиком с применением приёмов и навыков,

необходимых для раскрытия художественного содержания.

4. Заключительная часть.

- домашнее задание (применить полученные в ходе урока знания,

умения и навыки в практической самостоятельной работе над

раскрывая художественный образ произведения при помощи средств

- музыкальная творческая викторина (из ряда предложенных и

опираясь на полученные знания о стилистических особенностях

творчества композитора; произведения для прослушивания могут быть

Приложение (материал к уроку).

«художественный

Музыка, как живое искусство, не может существовать вне образов. Она

творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем

художественный образ – это мысли автора, его чувства, его отношение к

произведению. Суть музыкально-исполнительской деятельности состоит в

исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено

Раскрытие художественного содержания произведения — это совокупное,

согласованное использование и применение средств выразительности музыки

и всех элементов музыкальной речи: ее интонационно-мелодического строя,

т.е. мелодии, гармонии, выразительных особенностей метра, ритма, темпа,

лада, динамических оттенков, а также внутреннего строения, т. е. композиции

каждого музыкального произведения и его формы.

Впервые мы обратились с Машей к творчеству Ф. Шопена в прошлом

учебном году. Мы работали над Прелюдией ми минор. Характер музыки, её

настроение, фактура изложения оказались близки Машиному восприятию,

нашли отклик в её душе и в этом году мы решили углубиться в творчество

этого композитора и взяли в работу Ноктюрн фа минор.

В процессе изучения Маша узнала много нового и интересного о биографии,

творчестве и стилистических особенностях музыки Шопена.

Что тебе особенно запомнилось, Маша?

Ф. Шопен - польский композитор и пианист. Родился в 1810 г., умер в 1849

г. (39 лет). В зрелые годы (с 1831 г.) жил и работал во Франции. Один из

ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма,

основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал

значительное влияние на мировую музыку.

С детских лет Шопен проявлял необыкновенные музыкальные способности.

Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он

фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его

восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и

необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы

подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

Интеллигентность и чуткость родителей объединяли всех членов семьи

любовью и благотворно сказывались на развитии одарённых детей. Кроме

Фридерика в семействе Шопенов было три сестры. Отец был учителем

французского, немецкого языков и литературы. Мать композитора имела

хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно

музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.

Своей матери Фридерик обязан первыми музыкальными впечатлениями,

привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.

С 19 лет Шопен начал свою артистическую деятельность. Он стал выступать,

исполняя свои произведения. Успех был полный. Слава Шопена росла

чрезвычайно быстро, он приобрёл множество преданных поклонников, как в

артистических кругах, так и в обществе.

Шопен поддерживал знакомство с

крупнейшими европейскими композиторами своего времени, среди которых

были Мендельсон, Беллини, Лист, Берлиоз, Шуман. Со временем он начал

вести преподавательскую деятельность; любовь к преподаванию

фортепианной игры была отличительной чертой Шопена, одного из немногих

великих артистов, которые посвятили этому много времени

Шопен - автор многочисленных произведений для фортепиано. По-

новому истолковал многие жанры: возродил на романтической

основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и

драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в

самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и

фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим

богатством и фантазией.

Среди сочинений Шопена:

2 концерта (1829, 1830),

3 сонаты (1828—1844),

4 баллады (1835—1842),

4 скерцо (1832—1842),

экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и

другие произведения для фортепиано; а также песни.

В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с

изяществом, техническим совершенством.

К какому художественному направлению относится творчество Ф.

Романтизм. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных

средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Для

романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной

действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она

пронизана духом мещанства и достойна только отрицания. Мечта — это

нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь

пласт души, чем разум. Не случайно идеальным видом искусства была

объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает

движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в

системе искусств. В качестве основной проблемы романтической музыки

выдвигается проблема личности, причем в новом освещении — в её

конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема

одиночества — едва ли не самая популярная во всем романтическом

искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек

Ф. Шопен Ноктюрны

Шопен ноктюрны

Фредерика Шопена называют поэтом и душой фортепиано. И не удивительно, ведь все свое творчество, за исключением нескольких произведений для других инструментов, голоса и оркестра, он посвятил именно ему. Весомое место в наследии Шопена занимают ноктюрны – мечтательные, лиричные, бурные, страстные, скорбные и строгие - все они очень любимы в музыкальном мире. Мы привыкли слышать эти пьесы в фортепианном звучании, но в последнее время большую популярность набирает их исполнение в переложении для других инструментов. Интересно? Еще бы, ведь сразу произведение раскрывается с другой, дотоле невиданной стороны.

Историю создания Ноктюрнов Шопена, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

В XIX столетии ноктюрны считались самыми популярными произведениями Фредерика Шопена . Почему современники отдавали предпочтение именно им, догадаться совсем не сложно. В них сконцентрировалось то главное, что было свойственно романтической эстетике - глубоко личное, субъективно-лирическое, интимное переживание, которое целиком и полностью захватило сознание художника новой эпохи. В них проявился и новейший камерный пианизм и салонное изящество, ставшие своеобразным противовесом виртуозной фортепианной музыке того времени.

Фредерик Шопен

Всего в творческом наследии польского гения насчитывается 21 ноктюрн. Любопытно, но их нумерация совершенно не соответствует порядку их появления на свет, поскольку ведется она по датам издания. Так, пьесы с №1 - №18 были созданы в 1830-1846 годах, а вот оставшиеся три являются юношескими. Они были опубликованы только после смерти композитора и поэтому называются посмертными.


Жанр ноктюрна был очень близок Шопену. Работать над ним он начал еще в юном возрасте до отъезда из Варшавы. Первые его ноктюрны (посмертные, e-moll, c-moll) появились в 1827 году, на тот момент он второй год обучался в Варшавской консерватории под руководством Ю. Эльснера. Эти первые композиторские опыты еще сложно назвать полностью самостоятельными, самобытными творениями, поскольку они очень близки по стилю композициям родоначальника этого жанра Дж. Филда.

Три ноктюрна op.9 были написаны в 1829-1830 гг. и посвящены блестящей пианистке Мари Фелисите Плейель, более известной как Камилла Мок. Игра этой артистки восхищала Р. Шумана , Ф. Листа, Ф. Мендельсона . В эту талантливую женщину был безумно влюблен Г. Берлиоз , который на почве ревности даже спланировал ее убийство, однако в последний момент решил отказаться от этой затеи. С Шопеном Камиллу связывала тесная дружба, он также преклонялся перед ее талантом, как и многие другие, и поэтому решил выразить свое почтение через такое музыкальное посвящение.

Ноктюрны op.15 (F-dur, Fis-dur, g-moll) увидели свет в 1830-1833 годах. Посвящены они еще одному музыкальному гению, который будоражил сознание современников своей гениальной игрой на фортепиано. Это немецкий пианист-виртуоз, композитор и дирижер Фердинанд Гиллер. С ним Фридерик познакомился в 1831 году в Париже, и в итоге этот основатель Кельнской консерватории стал одним из лучших друзей Шопена. Символом горячей дружбы этих двух легендарных пианистов стала бронзовая медаль, которая была выбита в их честь.

Композиции op.27 (cis-moll, Des-dur) были созданы в 1834-1835 годах. Биографы композитора считают это время самым счастливым в его жизни. В Париже его имя не сходило с уст и кружило головы всем француженкам, у него не было никаких проблем в личной жизни и достатке, здоровье заметно улучшилось.

Париж во времена Шопена

Ноктюрны op.32 H-dur и As-dur были написаны в 1836-1837 годах. Многие исследователи считают, что эти сочинения во многом уступают другим в этом жанре, поскольку отличаются бедностью в интонационном и эмоциональном плане. В этих сочинениях нашли отражение тяжелые времена в жизни Шопена, которые были связаны с расстроившейся свадьбой – композитор планировал связать себя брачными узами с Марией Водзиньской, однако этому не суждено было случиться.

Следующий, 37-й опус ноктюрнов (g-moll и G-dur) был сочинен в 1839 году, когда композитор уже был знаком с французской писательницей Жорж Санд. В этот период у него сильно обострилась болезнь, и он вместе с Санд отправился зимовать на остров Майорка. Облегчение было временным, и с сезоном дождей недуг стал наступать с новой силой. Возвратившись в Ноган, в скромную усадьбу своей спутницы, Шопен и создал эти произведения.

Шопен и Жорж Санд

Ноктюрны op.55 (f-moll, Es-dur), сочиненные в 1843 году, также имеют посвящение его ученице – Джейн Стирлинг. Эта девушка была очень близка к композитору, часто сопровождала его в поездках по разным городам и помогала деньгами. Историки в один голос твердят о том, что она была влюблена в своего учителя, и поэтому не покидала его вплоть до смерти.

62-й опус пьес (H-dur, E-dur) Шопен создал за несколько лет до своей смерти - в 1846 году. Это было необыкновенно сложное время, наполненное эмоциональными потрясениями – помимо обострившейся болезни, у него сильно испортились отношения с Жорж Санд.

Шопен
Жорж Санд

рукопись Ноктюрна №27
рукопись Ноктюрна №20

Интересные факты:

  • Родоначальником ноктюрна считается ирландский композитор XIX века Джон Филд, но с этим жанром музыкальное искусство знакомо еще со Средних веков. В те времена этим словом называли часть католической службы, исполняемой на рассвете. Из культовых рамок жанр вышел только в XVIII столетии и стал камерным произведением, звучащим ночами на улице. Ноктюрны писал даже Й. Гайдн , правда, все эти произведения были очень далеки от ноктюрна в нашем современном представлении.
  • Принято считать, что в наследии польского пианиста всего лишь 21 ноктюрн. Но это не совсем так. Существует так называемый Ложный ноктюрн Шопена (cis-moll №22). Он был найден в одном из архивов, где хранились редкие произведения композиторов XVIII-XIX веков. Данная рукопись была обнаружена уже после смерти композитора, и многие сомневаются, действительно ли она принадлежит ему.

Януш Оленижек

Современные обработки и необычные исполнения

На сегодняшний день существует множество обработок произведений Шопена для самых разных составов. Одним из первых, кто начал экспериментировать с его пьесами, был Н. Римский-Корсаков . В 1950 году в его архиве были обнаружены рукописи - переложения шопеновских творений для оркестров разного состава – духового, малого симфонического, струнного. В их числе были и ноктюрны.

Игорь Стравинский

Современные исполнители продолжают работу в этом направлении и предлагают слушателям свое видение шопеновских опусов. Очень интересна в этом плане работа французского пианиста Жака Лусье. Он прославился на весь мир тем, что стал исполнять классические произведения в джазовой обработке. Правда, делал всегда это он преимущественно в составе трио, а вот в случае с Шопеном сделал исключение – он записал диск с 21 ноктюрнами для фортепиано соло.

Своими переложениями ноктюрнов Шопена известен и малазийский гитарист Филипп Хии. Конечно, он не был первооткрывателем в этой области – ранее транскрипции этих пьес делали известные испанские классические гитаристы Франсиско Тарреги и Мигель Льобет.

Содержание


К созданию своих ноктюрнов Шопен подошел как истинный романтический творец – он сохранил контуры оригинального жанра, и при этом наделил его огромной силой чувства и глубоким содержанием. В 21 сочинении он смог затронуть целую палитру образов и тем, как сугубо личных, так и общих, затрагивающих интересы целого поколения и не только.

К миру природы романтики относились с особым трепетом. Они одушевляли ее, и даже находили в ней созвучие своим настроениям и переживаниям. Ноктюрн b-moll op. 9 – ярчайший тому пример. Именно в нем композитор отразил свое видение необычайной красоты природы и ощущение невероятно сильной ностальгии, спровоцированной этим созерцанием.



Сегодня ни у кого нет сомнений, что ноктюрны Ф. Шопена принадлежат к числу самых сердечных и теплых страниц его музыкального наследия. Эти, на первый взгляд, скромные лирические композиции с изящной формой и красивой фортепианной фактурой прочно вошли в репертуар всех исполнителей мирового уровня и стали частью золотой коллекции бессмертных шедевров музыкального искусства всех времен и народов.

Шопен Ноктюрн 20

Ноктюрн № 20

Ноктюрн № 20 до-диез минор был написан Шопеном в 1930 году. Иначе этот ноктюрн называется посмертным, поскольку он был издан уже после смерти композитора. Предлагаем вам послушать это произведение в исполнении гениального польского пианиста Владислава Шпильмана, одного из лучших интерпретаторов шопеновской музыки. Под его пальцами изящная и утонченная мелодия ноктюрна звучит как льющаяся песня, как живой человеческий голос.

Мир ночных грез и мечтаний был созвучен романтической эстетике с ее интересом ко всему таинственному, и вполне естественно, что в XIX веке к жанру ноктюрна проявляется большой интерес. Один из первых пианистов-романтиков, ирландский композитор Джон Фильд [1] утверждает жанр ноктюрна в качестве небольшой фортепианной пьесы лирического содержания (обычно в репризной 3х частной форме). Фильда и считают родоначальником фортепианного ноктюрна. Писала в этом жанре также Мария Шимановская, соотечественница Шопена.

Типичной ноктюрновой фактурой является фигурация на основе обертоннового ряда, которая дает ткань, развернутую из одного басового звука. Такой принцип приводит к совершенно новой фортепианной певучести: вся фактура поет, создавая единый, неразрывный и непрерывно длящийся фон — обоб­щенное выражение романтически одушевленного пространства.

Почти все ноктюрны изложены в контрастных 3х частных формах, где образный контраст между крайними частями и серединой нередко подчеркнут и жанровыми элементами (как в ноктюрне № 13).

Шопен создал 20 ноктюрнов. Его подход к этому жанру в принципе не менялся на протяжении всего творческого пути; но, будучи концентрированным выражением шопеновской лирики, ноктюрн яснее других жанров отразил эволюцию стиля композитора.

Самые первые ноктюрны Шопена (№ 19, ми-минор, № 1 си-бемоль минор и № 2 Ми-бемоль мажор, а также изданный посмертно ноктюрн до-диез минор) возникли под несомненным влиянием Фильда. Они еще очень явно связаны с кругом интонаций бытового романса, славянской вокальной лирики.

Мягкий, оттеняющий контраст образов в названных ноктюрнах сменяется (в № 3, Си-мажор и № 4 Фа-мажор) резким, конфликтным соотношением основных, собственно ноктюрновых разделов и бурных, драматичных средних частей, что намного расширило образный диапазон жанра. В отношении материала эти ноктюрны представляют более заметный отход от бытовой основы.

В ноктюрне Фа-диез мажор (№5) обращает на себя внимание связующий переход к ново­му фактурно-интонационному материалу середины, что придает форме некоторое сходство с сонатностью.

Таким образом, Шопен в ноктюрнах с разных сторон подходит к грани, отделяющей миниатюру от крупной формы, но не переходит ее. И только один раз – в до минорном ноктюрне № 13 – миниатюра становится настоящей поэмой со сквозным развитием, острейшим контрастом образов и трагической развязкой. От экспрессивной, но сдержанной мерно-траурным, маршевым движением мелодии через нарастание в средней части достигается совершенно новое состояние в репризе — порывистое, беспокойное движение, устремленное к трагическому срыву в последних тактах пьесы.

[1] Ученик М. Клементи, долгое время работал в России, где концертировал и преподавал. Среди его учеников – М. Глинка.

[2] Определение Л. Мазеля.

Фридерик Шопен. Ноктюрны

В XIX веке появился совсем другой ноктюрн - мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образом ночи, ночной тишиной, ночными думами.

Впервые фортепианные ноктюрны стал писать ирландский композитор и пианист, Джон Филд.

Мы находим ноктюрны в творчестве Глинки, Чайковского, Шумана. Но наиболее известны ноктюрны Шопена. Мечтательные или поэтичные, строгие или скорбные, бурные или страстные, они составляют значительную часть творчества этого поэта фортепиано.

Шопен начал писать эти романтические пьесы в 30-х годах. Ноктюрны Шопена значительно отличаются от ноктюрнов Д. Филда.

Шопен начал писать ноктюрны ещё в Варшаве. Ноктюрн, изданный после смерти композитора под ор. 72, сочинён в 1827 году, а ор. 9 датируется 1829-1830 годами. Общая хронология шопеновских произведений ведётся по датам прижизненного издания, из чего можно заключить, что создание подавляющего большинства ноктюрнов относится к периоду 30-х и начала 40-х годов. За исключением юношеского ноктюрна cis-moll. Всего у Шопена вместе с посмертно изданным ми-минорным девятнадцать ноктюрнов.

В основе филдовских ноктюрнов, как правило, один музыкальный образ, манера изложения напоминает песню с аккомпанементом: правая рука ведёт мелодию, остальные голоса ей аккомпанируют. У Шопена ноктюрны гораздо глубже по содержанию. Они отличаются богатством музыкальных образов и силой творческой фантазии. Большинство ноктюрнов Шопена строится на контрасте двух образов.

Одухотворённый лиризм Шопена находит в ноктюрнах свои специфические средства выражения. С чисто моцартовской щедростью рассыпает в них Шопен свои прекрасные мелодии. Предельно выразительные, непосредственные, они звучат как естественно льющаяся песня, как живой человеческий голос. В ноктюрнах наиболее явны песенные, вокальные истоки шопеновской мелодики.

Волнующий ноктюрн Шопена…
Уносит ночь стихов опавший лист.
Как медленно и вдохновенно
Свой сон играет пианист.
В мгновениях, парящих - вечность,
Аккордов, нот волшебный миг.
Мир из иллюзий - бесконечность,
Парящих фраз…
Луны полночной лик…

Три ноктюрна соч. 15 - это произведения, которые считаются вершиной творчества Шопена.

Одно из лучших произведений Шопена в этом жанре - Ноктюрн Фа-диез мажор, Op. 15 № 2. Как льющаяся в ночной тишине песня, звучит задушевная напевная мелодия.

Полнота лирического чувства выливается в страстный порыв. Словно налетевший вихрь (может быть, отчаяния, страсти) прерывает мечтательность песни. Насколько первый раздел формы спокоен и мечтателен, настолько взволнован и тревожен средний раздел. После него совсем по-другому звучит в репризе мелодия первой части. И только в коде исчезает напряжённость темы и всё успокаивается.

Ноктюрн Ре-бемоль мажор, Op. 27 № 2 - прекрасен прозрачной красотой. Кристально чистую мелодию, лежащую в основе сочинения, Шопен многократно преобразует, используя самые изысканные технические средства (трели, мелизмы, пассажи, уменьшенные кварты и квинты).

Упоение тёплой летней ночью, поэзия ночного свидания звучат в нежной и страстной музыке этой пьесы. Основная тема как бы проникнута живым и трепетным человеческим дыханием.

В средней части ноктюрна слышится нарастающее волнение, однако оно вновь уступает место основному ясному и светлому настроению, господствующему в этой пьесе. Пронзительная, пылкая романтическая мелодия ведёт нас к страстной кульминации, а затем – к тихому, спокойному финалу. Ноктюрн заканчивается чудесным дуэтом-разговором 2-х голосов.

О ноктюрне Ми-бемоль мажор, Op. 9 № 2 известно, что его начало Шопен написал на листе письма к Марии Водзиньской, своей возлюбленной. Этот ноктюрн всегда очень нравился публике. Его сонное течение, спокойные аккорды в партии левой руки, полная лиризма, неги и романтической чувственности мелодия завораживают, околдовывают сердце. Композитор и сам любил это произведение и часто исполнял его на концертах или просто играл ученикам, каждый раз находя удовольствие в том, чтобы менять орнаментику.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 10 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шопен. Ноктюрн Ми-бемоль мажор (Op. 9 № 2 ), mp3;
Шопен. Ноктюрн Ре-бемоль мажор (Op. 27 № 2 ), mp3;
Шопен. Ноктюрн Соль минор (Op. 15 № 3 ), mp3;
Шопен. Ноктюрн Фа мажор (Op. 15 № 1 ), mp3;
Шопен. Ноктюрн Фа-диез мажор (Op. 15 № 2), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Читайте также: