Сообщение о композиторах вов

Обновлено: 05.07.2024

Они были разными людьми. Людьми разных национальностей и разных талантов. Но все они были музыкантами, мечтали о большой карьере, славе, аплодисментах… Им было немного лет, и жизнь представлялась длинной. А у некоторых она оказалась совсем короткой. В преддверии Дня Победы мы вспоминаем композиторов, которые воевали на фронтах Великой Отечественной, а некоторые не вернулись.

Латыпов Масгут Галеевич (1913-1987) – известный татарский композитор, дирижер, заслуженный деятель искусств ТАССР, один из основоположников профессионального татарского музыкального искусства, участник Великой Отечественной войны. Родился 23 августа 1913 г. в Сергиополе (ныне Аягуз Республики Казахстан).
Родители Масгута Галеевича были казанскими учителями, приехавшими в Сергиополь по приглашению для открытия татарской школы. С раннего детства у мальчика обнаружились большие музыкальные способности, но возможность учиться музыке появляется лишь после возвращения семьи в 1925 г. в Казань. В Казани Масгут берет уроки игры на духовых инструментах у своих дядей Хасана и Салиха Зульфокаровых и играет в их оркестрах. Постепенно музыка начинает занимать главное место в его жизни и для получения профессионального образования он в 1932 г. едет в Москву, где поступает на рабфак при Московской государственной консерватории (в класс тромбона профессора В.М. Блажевича). В 1934 г. переводится в музыкальное училище при консерватории, где проходит курс композиции у профессора Е.О. Месснера. Начало его творческой деятельности связано с оркестром НКВД Московской области. Для этого оркестра он сочиняет свои первые музыкальные произведения: “Татарская сюита”, марш “Красная Армия”, удостоенный премии конкурса маршей для духового оркестра (1936) и изданный Музгизом.
В 1936 г. М. Латыпов поступает в Татарскую оперную студию при Московской государственной консерватории по классу композиции профессора Г.И. Литинского, которую заканчивает в 1941 г. Талантливый ученик жадно впитывал все, чему его учили маститые наставники-педагоги. В эти же годы тесные узы дружбы связывали его с татарскими композиторами, объединенными вокруг Татарской оперной студии – Ф. Яруллиным, Н. Жигановым, Дж. Файзи, З. Хабибуллиным, С. Сайдашевым. В сентябре 1939 г. М.Г. Латыпов вместе с ними вступает в члены Союза композиторов ТАССР. К этому времени относится создание романсов “Радостная весть” на слова М. Джалиля, “Любовь моя” на слова Н. Валеевой, “Я здесь, Инезилья” на слова А. Пушкина в переводе М. Джалиля, массовых песен, песен для детей, обработок татарских народных песен, а также работа над операми “Сафа” (либретто А. Файзи) и “Зульхиджа” (либретто А. Ерикея). Творческая деятельность М. Латыпова в эти годы протекала активно и плодотворно. Накануне Великой Отечественной войны в 1940 г. в Москве состоялся авторский концерт композитора, в котором прозвучали дуэты и арии из его опер “Сафа” и “Зульхиджа”, квартет для деревянно-духовых инструментов, вариации для арфы, обработки татарских и башкирских народных песен, романсы на слова Г. Тукая и И. Саитова.
Летом 1941 г. М. Латыпова призвали на фронт. В это же время на войну уходят его друзья-композиторы Ф. Яруллин и З. Хабибуллин. Свой боевой путь М. Латыпов начал под Москвой в составе 360-й стрелковой дивизии 4-й Ударной армии. Участвовал в боях за освобождение городов Осташково, Торопец, Велиж, Великие Луки, Невель, Даугавпилс, Клайпеда, Кенигсберг.
В первые дни формирования дивизии М. Латыпову было поручено организовать военно-духовые оркестры. Впоследствии М. Латыпов был назначен начальником и художественным руководителем Ансамбля песни и пляски 360-й стрелковой дивизии (1943-1945). На фронте по инициативе М. Латыпова был сформирован оркестр из детей ­сирот, подобранных на дорогах войны. Военно-музыкальное обучение проводилось в школе, организованной специально для них. Творческая деятельность М. Латыпова продолжалась и в военные годы. На фронте он пишет кантату для солиста, хора и оркестра “Большая любовь” на слова М. Солянникова и М. Клипиницера. Под звуки созданных им многочисленных маршей и песен воинские формирования уходили на передовую. Трижды раненый, награжденный двумя орденами (орден Отечественной войны и орден Красной Звезды) и восемью медалями, М.Г. Латыпов заканчивает свой фронтовой путь в 1945 г. в Клайпеде.
В сентябре 1945 г. М. Латыпов возвращается в Казань и передает только что открывшейся консерватории большое количество ценных клавиров и партитур немецких изданий, найденных им в разрушенном доме Кенигсберга. В этом же году он приступает к преподавательской работе в консерватории и одновременно руководит Окружным ансамблем песни и пляски Казанского военного округа (1945-1946), а после его расформирования ансамблями песни и пляски Приволжского военного округа (1946-1950) и Восточно-Сибирского военного округа (1950-1953). За этот период композитором были написаны три кантаты, сюита для симфонического оркестра “После победы”, романсы на слова М. Ногмана, С. Шакира, Г. Насретдинова, множество песен. В качестве руководителя военных ансамблей М. Латыпов сделал много обработок мелодий популярной советской музыки.
В 1953 г. после демобилизации М.Г. Латыпов вновь вернулся в Казань. Среди произведений, созданных им в 50-е гг., – “Кантата о Родине” на слова М. Хусаина, кантата “Столице нашей отчизны – Москве” на слова Н. Исанбета, “Танцевальная сюита” для оркестра народных инструментов, романсы и песни на слова Н. Даули, Н. Арсланова, И. Юзеева, М. Ногмана, А. Еники, С. Хакима, обработки татарских народных песен для хора.
В 1956 г. М. Латыпову было поручено создание Ансамбля песни и пляски нефтяников Татарии для участия в Декаде татарского искусства и литературы в Москве (1957). Концертная программа, подготовленная под его руководством, имела огромный успех.
Творческая и просветительская деятельность композитора получила высокую оценку: в 1957 г. М.Г. Латыпову было присвоено почетное звание “Заслуженный деятель искусств ТАССР”.
В 1960-х гг. в республике получили широкое признание созданные и руководимые М.Г. Латыповым молодежные духовые оркестры в Кукморе и Лениногорске. Большой популярностью пользовался духовой оркестр “Сармановские цветы”, состоявший из ста девушек. В эти и последующие годы М.Г. Латыпов продолжал создавать новые сочинения. Им было написано 8 хоровых циклов, в том числе “Песни, ведшие в бой” на слова советских поэтов, “Песнь о современнике” – вокально-симфоническая поэма в семи частях на слова М. Хусаина, камерноинструментальная музыка, пьесы для инструментальных ансамблей, песни и романсы на слова татарских поэтов, три сюиты для духового оркестра. Многие его песни опубликованы в сборниках, вошли в репертуар татарских исполнителей и получили широкое признание. Его песня “Кырда” (“В поле”) стала поистине народной.
М.Г. Латыпов умер 9 апреля 1987 г. На доме 17 по ул. Горького, в котором проживал композитор, установлена мемориальная доска. В 1994-2006 гг. издательством Еникеевой были изданы хоровые, инструментальные и вокальные произведения М.Г. Латыпова. Начиная с 1998 г. в ежегодном конкурсе молодых исполнителей Татарстана, учрежденном сыном композитора Рустамом Латыповым, исполняются произведения М.Г. Латыпова для фортепиано, скрипки и виолончели.
В 2003 г. к 90-летию со дня рождения М.Г. Латыпова была сделана видеозапись из хоровых произведений композитора в исполнении солистов, хора и оркестра Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля (дирижер Р. Салаватов).
Имя Масгута Галеевича носит улица в Вахитовском районе Казани.

Однажды в Актюбинск приехали известные татарские музыканты Г.Альмухаметов и С.Габаши. После концерта они зашли в чайхану. Услышав там игру скрипача-самоучки Загида Хабибуллина, С.Габаши стал уговаривать его приехать в Казань и дал свой адрес. Так целеустремленный мальчик, привыкший к невзгодам и лишениям, начинает копить деньги на дорогу в неведомую Казань.

В 1927 г. Загид Хабибуллин приехал в Казань. Ему было уже семнадцать лет. Со скрипкой в руках он явился в музыкальное училище, где играл перед внушительной комиссией, в состав которой входили А.Литвинов, Р.Поляков, М.Пятницкая, А.Васильев, Г.Корбут и др. И стал студентом Казанского музыкального училища. В годы учебы в музыкальном училище выявились творческие способности будущего композитора: он пробует писать небольшие пьесы для скрипки и фортепиано.

Помимо игры в оркестре С.Сайдашева в татарском академическом театре, вскоре он стал руководить музыкальной частью рабочего театра при льнокомбинатском доме культуры в Заречье. Пишет песни, марши и танцы к спектаклям. Так начинается большой путь Загида Хабибуллина в музыке и искусстве.

Ощущая свое призвание композитора, молодой музыкант Загид Хабибуллин в 1934 году едет продолжать учебу в Москву, где он был принят на 2 курс композиторского отделения рабфака при Московской консерватории в класс профессора М.Ф.Гнесина, а затем продолжил учебу в Татарской оперной студии по классу сочинения профессора Г.И.Литинского. В годы учебы в Казани и Москве Загид сближается с видными татарскими писателями, поэтами, деятелями театра, познает национальную литературу и фольклор. Близко дружит с С. Сайдашевым, Ф.Яруллиным, М.Джалилем, Х.Такташем.

В Москве довольно определенно формируются характерные черты его творчества, отличающиеся стремлением композитора к яркой выразительности музыки, жанровой характерности и почти зримой выразительности музыкальных образов.

В 1940 году З.Хабибуллин возвращается в Казань и начинает работу в инструментальном ансамбле Татарской государственной филармонии.

В 42 году композитор был отозван из войсковой части и переведен в Казань.

В 1943 году, к тридцатилетию со дня смерти татарского народного поэта Г.Тукая, Загид Хабибуллин первым из композиторов Татарии написал цикл песен на слова поэта.

Большой активностью отмечено его творчество в послевоенные годы.

Почетное место в его вокальной лирике занимают песни, воспевающие красоту природы, проникнутые любовью к родному краю. Загид Хабибуллин дарит много интересных и разнообразных песен детям, часто бывает в школах, рассказывает учащимся о музыке, знакомит их со своими произведениями.

Многие годы З.Хабибуллин композиторскую деятельность сочетал с исполнительством.

Со своими авторскими концертами он исколесил всю Татарию, и многие города Союза.

Активно участвовал в музыкально-общественной жизни республики, ведя значительную

работу по организации и руководству коллективами художественной самодеятельности, оказывая им постоянную творческую помощь.

Личность талантливого композитора и виртуозного скрипача отличала удивительная скромность и безграничная преданность искусству.

Творчество З.Хабибуллина получило высокую оценку: ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусства ТАССР(1950), народного артиста ТАССР(1970), заслуженного деятеля искусства РСФСР (1981), а песенное творчество удостоено Государственной премии им. Г.Тукая (1968 г).

Похожие документы:

. разведчик, корреспондент: Очерк: [Участник ВОВ Гиляхов Исхак]. – Балкар. . восстановления государственности балкарского народа: [Композитор Х. Карданов]. – Балкар . – Февр. и 22. Первый кабардинский композитор: [О. Х. Карданове]. – Кабард. БлэкIа .

Къ БР-м и къэрал лъэпкъ библиотэкэ Кабардино-Балкарской Республики КъБР-м И ПЕЧАТЫМ И ТХЫДЭ КъМР-ни БАСМА ЛЕТОПИСИ Къэрал библиографическэ указатель (5)

. Феоктистов, Е. Подвиг лейтенанта А. П. Антонова [Текст]: [участник ВОВ] /Е. Феоктистов // Нальчик. – 2013. – 1 авг . мастеров сцены, музыки и живописи: М. М. Тарханова, композиторов А. Н. Александрова, С. С. Прокофьева и Н. Я. Мясковского, художника .

. ] // Терек. – 2002. – 9 апр. Солдат – победитель: [Участник ВОВ Занкишиев Х.] // Голос Чегема. – 2002. – 7 мая . апр. Жеттеев Мустафир Зекерияевич: [Композитор, член Союза композиторов СССР, заслуж. деятель искусств .

. Тяжкий путь Султана Шидакова: [Участник ВОВ]. – Кабард. Садовников Л. . [С. Газаева]. – Балкар. Балахова З. Памяти композитора: [Т. Блаевой] // Сев. Кавказ. – . – 105. Утижев Б. Прерванная мелодия: [О композиторе А. Даурове]. – Кабард. Хавпачев Х. Весна .

Константин Яковлевич Листов — советский композитор, автор более 800 песен, оперетт, музыки к спектаклям.
Родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в Одессе в еврейской семье. Родители были артистами цирка (отец — гимнаст, мать — балерина) и семья часто переезжала с места на место. С пятилетнего возраста учился музыке (на мандолине) и сам выступал на арене. С детства полюбил море; позднее он много песен посвятил морю и морякам. В 1917 году окончил музыкальное училище.
В 1918—1919 годах служил в 32-м пулемётном полку РККА, участвовал в боях на Царицынском фронте; в это же время его отец был военкомом пулемётного полка, а мать — военным комиссаром госпиталя.
В 1919 году был направлен руководством реввоенсовета Десятой армии на учёбу в Саратовской консерватории по классу фортепиано и композиции И. А. Розенберга и Л. М. Рудольфа; окончил консерваторию в 1922 году. Одновременно работал пианистом и дирижёром в Саратовском театре миниатюр.
С 1930-х годов началась слава Листова как первоклассного композитора-песенника. Он был также великолепным пианистом, выступал с концертами. С 1938 года был дирижёром в Московском театре оперетты.

Отдел литературы по культуре и искусству завершает цикл обзоров, посвященных творчеству советских композиторов, в чьих произведениях отразилась Великая Отечественная война. Речь пойдет о Сергее Сергеевиче Прокофьеве, которому в 2021 году исполнится 130 лет.


Марк Григорьевич Фрадкин

Марк Григорьевич Фрадкин (1914-1990) ‒ советский композитор, народный артист СССР (1985). За выдающиеся творческие заслуги в 1979 году был удостоен Государственной премии СССР.


Никита Владимирович Богословский

Никита Владимирович Богословский (1913-2004) ‒ советский и российский композитор, дирижер, пианист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968), народный артист СССР (1983).

Творчество Никиты Богословского очень многогранно. Композитор писал сочинения разных жанров (симфоническая музыка, пьесы, сюиты, балеты, музыкальные комедии, драмы, оперетты и другие).


Константин Яковлевич Листов

Константин Яковлевич Листов (1900-1983) ˗ известный советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1950), народный артист РСФСР (1973).


Борис Андреевич Мокроусов

Борис Андреевич Мокроусов (1909-1968) ̶ советский композитор, лауреат Сталинской премии второй степени (1948), заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1962).

Соловьев-Седой Василий Павлович

Василий Павлович Соловьев-Седой (1907-1979) ̶ советский композитор и пианист, общественный деятель, автор публицистических работ. Народный артист СССР (1967), лауреат Ленинской (1959) и двух Сталинских премий второй степени (1943, 1947).

Произведения Василия Соловьева-Седова составляют своеобразную летопись истории России XX века, став музыкальным памятником целой эпохи. В них отразилась жизнь поколения, чья молодость пришлась на 30-е годы, поколения, которое прошло огонь Великой Отечественной войны и продолжило трудиться в наступившее мирное время. Композитором было написано множество песен, 2 балета, несколько оперетт, музыка к десяткам кинофильмам и драматическим спектаклям.

По мнению музыковедов, талант Василия Соловьева-Седого раскрылся во время Великой Отечественной войны. Тогда к нему пришли творческая зрелость и всенародное признание. Кроме того, именно в военный период Василий Соловьев-Седой осознал склонность к песенному творчеству. Он создал более 60 патриотических произведений. Это были походные песни, баллады о героях и, конечно, лирические песни, которые заняли значительное место в его музыкальном наследии.

Однако уже в первые месяцы войны, почувствовав духовные запросы соотечественников, Василий Соловьев-Седой начал создавать лирические сочинения, выражавшие сокровенные чувства солдат.

Они были разными людьми. Людьми разных национальностей и разных талантов. Но все они были музыкантами, мечтали о большой карьере, славе, аплодисментах Им было немного лет, и жизнь представлялась длинной. А оказалась совсем короткой. В преддверии Дня Победы мы поименно вспоминаем композиторов, которые не успели написать главное сочинение своей жизни.



Амиров Фикрет – азербайджанский композитор. Родился в Гяндже в 1922 году. Добровольцем пошел на фронт. В 1943-м получил ранение в боях за Воронеж. Демобилизован. Окончил Бакинскую консерваторию по классу Бориса Зейдмана в 1949 году. Получил мировую известность благодаря симфоническим мугамам, синтезировавших европейский симфонизм и восточную систему высокой профессиональной импровизации.


Майборода Георгий Илларионович – украинский композитор, народный артист СССР. Родился в 1913 году. Ученик Льва Ревуцкого. Вместе с младшим братом Платоном (тоже композитором) добровольцами ушли на фронт. После войны вернулся к творчеству. Преподавал в Киевской консерватории.



Гольц Борис Григорьевич – ленинградский композитор. Родился в 1913 году. Окончил консерваторию по классу фортепиано Леонида Николаева и по классу композиции Венедикта Пушкова. Получил признание как академический пианист. Погиб при обороне Ленинграда.


Салманов Вадим Николаевич – петербургский композитор. Родился в 1912 году. Ученик Арсения Гладковского и Михаила Гнесина. Окончил консерваторию в 1941 году, и ушел на фронт. К творческой деятельности вернулся в 1945 году. Профессор Ленинградской консерватории по классу композиции. Лауреат Глинкинской премии и других наград.


Шамо Игорь Наумович – украинский композитор. Родился в 1925 году в Киеве. Ученик Бориса Лятошинского. Отец и старший брат ушли на фронт добровольцами. В эвакуации в Уфе окончил фельдшерские курсы, и в январе 1942 года был призван в армию. В составе Первого Украинского фронта прошел путь от Волги до Берлина. После войны окончил Киевскую консерваторию. Внес большой вклад в развитие различных украинских музыкальных жанров, особенно песен.







Мухатов Велимухамед – родился в 1916 году в Туркмении. В 20 лет начинает учиться музыке. Поступает в Туркменскую национальную студию при Московской консерватории. В 1941 году вступает в ряды Красной армии. После окончания войны поступает на композиторский факультет Московской консерватории. Автор гимна Туркменской Республики, первой туркменской оперы, большого числа сочинений разных жанров.


Меликян Грачик Спиридонович – родился в 1913 году в Тбилиси в семье ученика Комитаса, композитора и музыковеда-этнографа Спиридона Меликяна. Выпускник Московской консерватории по классу композиции. Ученик Виссариона Шебалина. Получил распределение преподавателем в Ереванскую консерватории, но был призван на армейскую службу. Погиб в июле 1941 года в боях под Могилевым.


Мержанов Виктор Карпович – родился в 1919 году. Выпускник Московской консерватории по классу фортепиано. Ученик Самуила Фейнберга. В июне 1941 года добровольцем ушел на фронт. После войны окончил аспирантуру. Стал лауреатом Шопеновского конкурса в Варшаве. Вел педагогическую деятельность. В 1964 году ему было присвоено звание профессора Московской консерватории.



Сальников Георгий Иванович – родился в 1923 году. В 1943-м сразу после окончания Музыкального училища при Московской консерватории был призван в действующую армию. Награжден орденом Отечественной войны Второй степени и несколькими медалями. Окончил Московскую консерваторию как пианист у Владимира Софроницкого, а в1953 году Ленинградскую консерваторию как композитор. С 1989 года профессор Московской консерватории, член Союза композиторов СССР.



Парцхаладзе Мераб Алексеевич – родился в 1924 году. В действующую армию призван в 1942 году. Участвовал в обороне Кавказа. Мобилизован в 1945-м. Залуженный деятель искусств грузинской СССР. Народный артист России. Автор большого количества музыки академических жанров, а также для театра и кино. Много писал для детского хора.


Отс Георг Карлович – родился в 1920 году в Петрограде. Участвовал в боевых действиях. С 1944 года выступал не передовой в составе шефских военных бригад. После войны окончил вокальное отделение Таллинской консерватории. Солист театра Эстонии.


Оловников Владимир Владимирович – родился в 1919 году. Выпускник Минской консерватории по классу композиции. С первых дней войны участник боевых действий. С 1947 года Владимир Оловников преподает в Белорусской консерватории. С 1962 года избран ректором. Наибольшую известность ему принесли массовые песни и музыка к кинофильмам.


Эшпай Андрей Яковлевич – родился в 1925 году. С началом Великой Отечественной войны выразил желание уйти на фронт добровольцем. Однако в связи с возрастом не был принят. В рядах Красной армии с 1944 года. Награжден Орденом Красной Звезды и медалями за освобождение Варшавы, за взятие Берлина, за победу над Германией. В 1953 году оканчивает Московскую консерваторию как пианист и композитор. Ученик Ракова, Мясковского, Голубева и Софроницкого. В аспирантуре занимается у Арама Ильича Хачатуряна. Автор двух балетов, четырех симфоний, камерных ансамблей. пишет эстрадные песни и музыку к кинофильмам.

Жуковский Герман Леонтьевич – родился в 1913 году. Выпускник Киевской консерватории, ученик Ревуцкого. В 1941 году ушел добровольцем на фронт. Осуществил побег из лагеря для военнопленных. После войны преподавал в Киевской консерватории. Автор девяти опер, трех балетов, большого числа оркестровых сочинений. Народный артист Украины.

Овчинников Евгений Иванович – родился в 1903 году. С 1941 года участник боевых действий. Награжден Орденом Красной Звезды и медалями, в том числе за оборону Сталинграда, за боевые заслуги, за взятие Берлина, за победу над Германией. В 1947 году по рекомендации Шостаковича принят в Союз композиторов. Автор большого количества камерных и вокальных сочинений.

Собрать все самое ценное. Передать все самое лучшее.

Композиторы Великой Отечественной войны

Александров Александр Васильевич

В первые дни Великой Отечественной Краснознаменный ансамбль был разделен на четыре группы для обслуживания частей Красной Армии. Нередко труппа гастролировала и в полном составе, всего за время войны коллектив дал около 1500 концертов, продолжал записывать пластинки, выступал на радио.

Блантер Матвей Исаакович

Богословский Никита Владимирович

Мокроусов Борис Андреевич

Соловьев-Седой Василий Павлович

Фрадкин Марк Григорьевич

В 1939 году Марк Фрадкин был призван в армию. Он попал в стрелковый полк, но его начальство, узнав, что к ним прибыл музыкант, поручили Марку организовать солдатский ансамбль, что он и сделал.

В 1944 году Марк Фрадкин был принят в Союз композиторов, и продолжил свою творческую карьеру в Москве, где продлилось его сотрудничество с Евгением Долматовским.

Читайте также: