Времена года гаврилин сообщение

Обновлено: 04.07.2024

С тех пор, как музыка стала рисовать пейзажи. а впрочем, нет, начать стоит иначе.

Музыкальные пейзажи — во всяком случае, подражание пению птиц, шуму дождя, свисту ветра — появились в невероятной древности. Может быть, они даже старше пейзажей живописных.

Но прошли тысячелетия, прежде чем люди изобрели музыкальные циклы .

Музыкальный цикл — это законченное произведение, которое состоит из нескольких законченных произведений (да, именно так). В самом коротком цикле всего два произведения (чаще всего это прелюдия и фуга). В самом длинном. этот цикл стартовал в начале XXI века и будет исполняться до конца нынешнего тысячелетия (разумеется, и сочиняет, и исполняет этот цикл машина). Это цикл Longplayer Джема Файнера, а главная партия в нём принадлежит тибетским поющим чашам .

Но мы сейчас не об этом.

Первые музыкальные циклы относятся к XVI - XVII векам. Они были бессюжетными и чем-то напоминали современные плейлисты. Или дискотечные миксы. Это были сюиты — подборки танцев. Смысл подборок заключался в чередовании быстрых и медленных композиций (точно так же, как и в наше время).

Но очень скоро в музыкальных циклах появился сюжет. А какой сюжет напрашивается для музыки там, где нет ни пения, ни актёрской игры? Что может быть естественней, чем сюжет пейзажный — чередование музыкальных картин, изображающих весеннее пробуждение, цветение лета и так далее.

Трудно найти человека, который не слышал бы о "Временах года" Антонио Вивальди. Но до Вивальди был (забытый ныне) Кристофер Симпсон.

Симпсон написал свои "Времена года" в 1659 году. Он писал для виолы да гамба — предшественницы виолончели — с сопровождением небольшого оркестра. Как и у Вивальди, каждое из его "Времён" состоит из трёх частей, но это не "портреты" отдельных месяцев, а разные "облики" каждого сезона. Увы, у Симпсона не было такого мелодического дарования, как у Вивальди, и его "Времена" не так западают в память. Интересней всего разве что "Ария" (средняя часть) из цикла "Зима", где слышатся острые уколы мороза и резкие очертания узоров инея на стекле.

А от Вивальди до второго, известного всем и всюду цикла "Времена года" (принадлежащего, конечно, Чайковскому) чего только не было!

Жозеф Боден де Буамортье написал цикл кантат с таким названием. Кантата — сама по себе цикл из законченных пьес, обычно арий, хоров и вокальных ансамблей. То есть у Буамортье получился цикл циклов.

Куда более знаменитый композитор Гайдн сочинил ораторию "Времена года". Оратория — это почти опера, то есть сюжета в ней больше, чем в кантате. Пожалуй, сюжета во "Временах" Гайдна больше всего. У Гайдна даже есть персонажи: старый крестьянин Симон, его дочь Ганна и жених Ганны Лука.

(В оратории, надо сказать, Лука и Ганна так и не поженились, хотя дело к тому всю ораторию шло).

Спустя века, уже в наше время мимо сюжета "времён года" не смог пройти и Астор Пьяццолла (безумно знаменитый как автор "Либертанго").

"Времена" Пьяццоллы — это, конечно, тоже танго: цикл из четырёх танго " Времена года в Буэнос-Айресе ". В отличие от всех остальных авторов, Пьяццолла начал с "Лета".

По авторским описаниям, эти четыре танго — тоже не просто пейзажи, пусть и латиноамериканские. Это сюжет, нечто вроде "Смена времён года в жизни бедного жителя пригорода Буэнос-Айреса".

С названием "Времена года" писали и ставили и балеты. Есть не меньше пяти таких балетов.

Но если возвращаться к музыке, то из "неизвестных" "Времён" стоит знать ещё вокальный цикл Валерия Гаврилина, одного из советских классиков .

. закончен ли к нынешнему времени цикл "времён года"?

Нет сомнений, что композиторы настоящего и будущего снова и снова будут возвращаться к "смене сезонов" и воплощать её в самых разных музыкальных формах, самым разным музыкальным языком.

И даже — миллиарды лет спустя — угасание реального Солнца не станет поводом покончить с "Временами года"!

Проект Алексея Гориболя к 80-летию Валерия Гаврилина

Detailed_picture

В. Гаврилин в кабинете (ул. Пестеля, 12). 1982

Валерий Гаврилин родился 17 августа 1939 года в Вологде, в семье первого поколения интеллигенции из народа. Детство провел в селе Перхурьево около Кубенского озера. Его отец погиб на фронте через год после начала войны, мать в 1950 году была арестована по ложному доносу о растрате. Гаврилин оказался в детском доме. Там он увлекся музыкой и благодаря таланту и счастливому случаю попал в ленинградскую школу-десятилетку, потом поступил в консерваторию, которую с блеском закончил как композитор и фольклорист.

В. Гаврилин (в центре) и исполнители первого квартета Ю. Симонов, Н. Кокушин, О. Гринман, Д. Левин. Музыкальная десятилетка. 1957

В. Гаврилин (в центре) и исполнители первого квартета Ю. Симонов, Н. Кокушин, О. Гринман, Д. Левин. Музыкальная десятилетка. 1957

Будучи ленинградским/петербургским композитором, он сохранял свою вологодскую идентичность. Слишком сильны были впечатления детства, да и зачем отказываться от того, что составляет часть тебя? Это выражалось не только в его интересе к фольклору. Была причина глубже: у музыки Гаврилина и у фольклорной музыки одна основа — человеческий голос. Инструмент, дарованный каждому с рождения, с богатейшими возможностями выражения.

Его обращение к народной музыке никогда не было пошлым, а разномастные фольклорные ансамбли песни, пляски и прочих утех вызывали презрение. В каком-то смысле пошлость — попытка повторить явление без понимания его глубинной сути. Так же как мещанский вкус — который копировал эстетику аристократии без понимания смыслов, наполняющих ее жизнь.

А суть жизни, в которой рождался фольклор, Гаврилин понимал.

Музыкальная школа. В. Гаврилин с воспитателем интерната Н. Штейнберг. 1958

Музыкальная школа. В. Гаврилин с воспитателем интерната Н. Штейнберг. 1958

Борис Пинхасович нашел свой способ: все же он — оперный певец и, в отличие от Хиля, поет Гаврилина без микрофона. Академическая манера пения как некая вневременная категория стала основой его блестящей интерпретации.

Благодаря колоссальному объему голоса все краски были слышны даже на последних рядах. Академический вокал имеет весьма строгие границы и задачи: заполнить звуком зал, прорезать массу оркестра и при этом петь долго, красивым звуком и в широком диапазоне. Есть не так уж много способов сделать это, и все они входят в понятие академической школы. В том числе поэтому стилистика оперного пения меняется гораздо медленнее, чем стилистика эстрадного.

В. Гаврилин за партитурой (Озерный пер.). 1970

В. Гаврилин за партитурой (Озерный пер.). 1970

В. Гаврилин у парадной на ул. Некрасова. Коллаж со статуей из Летнего сада. 1972

В. Гаврилин у парадной на ул. Некрасова. Коллаж со статуей из Летнего сада. 1972

Вне ситуации концерта, где артист традиционно представляет, а публика традиционно внимает, песня является живым проявлением творческого начала. Естественно, она ограничена традицией — как река, чтобы течь, ограничена руслом. В архаичных практиках песня служит медиатором, или, если сказать точнее, средством объединения — не обязательно с чем-то высшим, но обязательно с большим, чем ты сам. Создается пространство переживания горя, радости, вообще всевозможных чувств или ситуаций, которое трудно зафиксировать и передать. Решая эту задачу, Гаврилин где-то слегка расшатал структуру классического романса, где-то добавил больше повторов, чем принято. Так создается впечатление импровизационности, присущей и народной песне, и салонному, семейному музицированию. Его романсы и вокальные циклы — это открытая система, куда артист приглашен для того, чтобы заполнить ее собой на один вечер (если хватает таланта, мастерства и звезды на небе удачно сходятся).

В. Гаврилин на балконе (ул. Пестеля, 12). 1981

В. Гаврилин на балконе (ул. Пестеля, 12). 1981

V.Gavrilin.jpg

5769.PNG

Всякий человек имеет три тайны. Тайну рождения, тайну любви и тайну смерти.

С тайной рождения Валерия Гаврилина здорово напутано!

Кто говорит, что он родился в Вологде, кто - в Кадникове, кто - в деревне Перхурьево.

А где на самом деле?

Отец будущего музыканта, Александр Павлович Белов, способный математик, возглавлял Скольский районный отдел народного образования. А мать, Клавдия Михайловна Гаврилина, родом из села Старая Майна в Паволжье, оказалась на Русском Севере случайно.

Начавшийся в 1921 году голод в Самарской губернии привёл её вместе с детским домом, где она была воспитателем, в Вологду. Отсюда её направили также воспитателем детдома в Тотьму. Вскоре Клавдия опять уехала в Поволжье, но через какое-то время вернулась и её назначили директором детдома в старинном городе Кадникове, что недалеко от Сокола. Здесь, в Кадникове, она и вышла замуж за А.П.Белова.

У молодожёнов родился первенец Валерий, но, к сожалению, умер. В августе 1939 года Клавдию Гаврилину увезли в больницу в Вологду, где 17 числа она родила второго сына, его тоже назвали Валерием. С малышом она прибыла в Кадников, а местом его рождения в документах поставили Вологду.

В конце июня 1941 года, в самом начале войны, Белов попросился добровольцем на фронт. В звании старшего лейтенанты его послали под Ленинград. В первых боях Александр Павлович погиб где-то под Лиговом. Уже без него, в июле, родилась дочь Галина.

В тяжёлое лихолетье вдову с двумя малышами перевели из Кадникова в село Воздвиженье Кубено-Озерского района директором дошкольного детдома. А по соседству, в деревне Перхурьево, предоставили квартиру в деревянном доме. Здесь, в сельской обстановке, в окружении природы, рядом с огромным озером и прошли детские годы выдающегося композитора, чей талант высоко ценил великий Георгий Свиридов.

5767.jpg

Перхурьево не отличалось чем-то особым, и тогда насчитывало с десяток домов. Первое впечатление, когда я вступил на деревенскую улицу, - ничего не изменилось за минувшие десятилетия: те же избы и тропинки, поросшие подорожником. На удивление хорошо сохранился дом, где жили Гаврилины. Теперь тут, разумеется, другие хозяева, установлена мемориальная доска. Старожила этих мест, бабушка Елена Павловна Кузнецова, оживилась:

- Как же не помнить Гаврилиных? - вздохнула. - Помню! И Валерика помню, хоть я постарше была, но вместе играли. И Клавдию Михайловну - небольшая такая ростиком, ходила голову на бочок. Валерий-то раза три приезжал сюда.

По воспоминаниям сестры Галины, в детстве Валерий был заводилой: сочинял, придумывал, изобретал. Любил обследовать окрестности. Слёзно просил мать купить гармошку, уже тогда хотел играть, что-то всё мурлыкал себе под нос. Клавдия Михайловна, наверное, купила бы сыну инструмент, но случилась беда.

И не посмотрели ни на её несовершеннолетних детей, ни на то, что за девять лет директорства у неё не было ни одного замечания.

Клавдию Михайловну забрали в тюрьму. Перед отправкой она успела распорядиться, куда определить детей.

Валерия, который к тому времени уже заканчивал Воздвиженскую начальную школу, отправили в Октябрьский детский дом, в село Ковырино под Вологдой. Директором там была знакомая Клавдии Михайловны - Анна Харлампиевна Романова.

literature_n_arts.jpg


Музей "Литература. Искусство. Век 20" (Гаврилина и Рубцова). Вологда, ул. Герцена, 36. Дом купца Ситникова, 1868 г.

В селе Ковырино, на одной из репетиций детдомовского хора, на мальчика, самозабвенно поющего, с чутким слухом обратила внимания учительница музыки Татьяна Томашевская; расспросила, откуда он, где занимался. А Валерий сразу вопрос:

- Смогу ли я учиться музыке?

- Да, - ответила она.

В одиннадцать лет Валерий стал учеником музыкальной школы.

Как-то ночью директор Анна Романова позвонила Томашевской:

- Татьяна Дмитриевна, не знаю, что и делать с вашим Валеркой, - сетовала она. - Просыпаюсь в два ночи: музыка! Пошла вниз. Зал заперт. Но кто-то играет. Постучала - открыл Валерка. Пришлось дать нагоняй. Но на следующую ночь то же самое.

Что могла возразить Татьяна Дмитриевна?

Подросток жил музыкой и хотел играть днём и ночью.

После войны у столичных вузов была традиция - отыскивали таланты в глубинке. С этой целью преподаватель Ленинградской консерватории Иван Белоземцев и колесил по градам и весям. Он прослушал немало детей, но так и не нашёл будущего Моцарта.

В Вологде ему представили Валерия Гаврилина. Слух отменный, есть музыкальные навыки. А вдобавок парнишка, набравшись смелости, предложил гостю исполнить . собственное сочинение.

- Ещё сыграйте, - попросил он. - Ещё!

Вскоре после отъезда Белоземцева Валерий получил вызов на учёбу в Ленинград, в школу при консерватории. Но требовалось согласие родителей, в данном случае - матери. Татьяна Томашевская через тюремное начальство обратилась к Клавдии Михайловне. Та заплакала, не хотела, чтобы сын уезжал. В конце концов, её уговорили, и она дала согласие.

Гаврилин и Свиридов.jpg


Композиторы Валерий Гаврилин (слева) и Георгий Свиридов (справа)

И эти пожелания великого маэстро сбылись!

От произведения к произведению креп и мужал драгоценный талант Валерия Гаврилина.

Он чувствовал себя не просто музыкантом и сочинителем, а выразителем души русского народа, поскольку от природы обладал особым мелодическим даром.

Именно по мелодичности, по интонации уже с первых аккордов можно было узнать музыку Валерия Гаврилина.

А у Гаврилина мелодия - это всё!

Без какой-либо натяжки смею утверждать, что Валерий Александрович Гаврилин и стал русским Моцартом ХХ века.

Поражает невероятно высокая работоспособность композитора.

В 1977 году, давая ответ поклоннице его музыки Е.Копышевой из г. Опочка Псковской области, Валерий Александрович составил примерный список основных произведений. Это - несколько опер, симфонических сиют, вокально-симфонических циклов, камерной инструментальной музыки, сочинений для хора, эстрадных песен (около 100), музыки к семи кинофильмам и 52 спектаклям в театрах Москвы, Ленинграда, Вологды, Иркутска, Севастополя, других городов.

Так что, Гаврилина-музыканта весомо дополнил Гаврилин-литератор.

108321258_cc9b3b9730ef.jpg


Балет "Анюта"

7..jpg

И всё! И этот вальс ушёл всместе с ним.

Души близкие. А вот другому выдающемуся земляку Гаврилина, писателю Василию Белову, как говорится, больше повезло.

Заочно они давно знали друг друга, следили за творчеством, а личная встреча всё не получалась.

Kontsertnyy-zal.jpg

И всё-таки встреча состоялась, но гораздо позже.

Василий Белов приехал в гости к известному в Петербурге фотомастеру А.В. Пантелееву, с которым давно дружил. Анатолий Викторович и привёл гостя домой к Валерию Гаврилину. Оба были очень довольны встречей и не могли наговориться. Ну, а Анатолий Викторович, как профессионал, не преминул воспользоваться ситуацией и запечатлел её. Позже он передал часть этих фотографий в дар музею-квартире В.И.Белова в Вологде.

Иначе и не могло быть!

Валерий Гаврилин и писатель Василий Белов.jpg


Композитор Валерий Гаврилин и писатель Василий Белов

Валерий Гаврилин и Василий Белов - близкие, по сути - родственные души.

И всё-таки, завершая заметки, я чувствую в душе обиду и горечь.


Валерий Гаврилин – известный отечественный композитор. Писал симфонические и хоровые произведения, камерную музыку, песни, мелодии к кинокартинам. В 1985 году получил звание Народного артиста РСФСР и Государственную премию СССР.

Композитор Валерий Гаврилин всегда считал, что таланты родом из детства. Он сам писал и жил исключительно тем, что впитал в себя с детства, проведенного в родном крае. Музыкант сумел передать красоту своей родной земли в музыке, она трепетная, тонкая, ранимая, нежная. Гаврилин стал новатором, соединившим в одно целое аутентичную народную мелодию с классической и эстрадной музыкой.

Детство

Родился Валерий Гаврилин в Вологде 17 августа 1939 года. И отец Александр Петрович, и мать Клавдия Михайловна, имели педагогическое образование. Отец руководил отделом народного образования, мама преподавала в детском доме. Валерию еще не исполнилось и двух лет, как началась война, забравшая у него отца. Мужчина погиб. Мама забрала сына и дочь, и перевезла их в село Перхурьево под Вологдой. Сама устроилась на должность директора интерната в соседней деревне Воздвиженье. Там же Валерий и пошел в первый класс.

1950 год стал переломным в биографии будущего композитора. На его мать написали ложный донос, в котором говорилось, что женщина воровала рожь. Ее арестовали, а Валерия и его сестру отправили в интернат деревни Ковырино. Подросток очень переживал, постоянно мотался к маме на свидания.

Валерий Гаврилин в детстве

Способности к музыке проявились у Валерия именно в этот период. Он стал активным участником хора, освоил несколько народных инструментов, спустя год поступил в Вологодскую музыкальную школу №1 по классу фортепиано. Учился у талантливого педагога Т.Томашевской. Подросток еще полностью не владел музыкальной грамотой, но уже написал несколько вальсов, полек, песен и романсов на произведения Гейне.

В 1953-м в Вологде случайно оказался доцент И.Белоземцев, преподававший в Ленинградской консерватории. Он прослушал многих учеников школы, но особое внимание обратил на Гаврилина. Посоветовал 14-летнему подростку продолжить обучение в специальной музыкальной школе-десятилетке при консерватории. Валерию повезло учиться в композиторском классе С.Вольфензона. Кроме этого, он продолжил обучение игре на фортепиано и изучал теорию. Приличные результаты показывал и в сочинительстве. Именно в этот период Валерий написал прелюдию для фортепиано, струнный концерт №1 и сонатину для фортепиано.

Валерий Александрович Гаврилин

В 1958 году Гаврилин окончил школу. По спецпредметам у него стояли отличные отметки, что позволило без труда стать студентом консерватории. Молодой человек выбрал своей специализацией композицию, учился в классе доцента О.Евлахова.

Музыкальная карьера

Валерий Александрович Гаврилин

В 1964-м молодой композитор успешно сдал государственные экзамены по композиции и музыковедению. Благодаря рекомендации О.Евлахова и сдачи экзамена, поступил в аспирантуру. Одновременно с этим, начинает свою карьеру преподавателя музыкального училища Ленинградской консерватории.

Валерий Александрович Гаврилин

Валерий Александрович Гаврилин

Валерий Александрович Гаврилин

Валерий Александрович Гаврилин

Произведения известного композитора звучали в исполнении народных артисток СССР Ирины Богачевой и Зары Долухановой, народных артисток РФ Людмилы Сенчиной и Натальи Герасимовой, народных артистов Российской Федерации Сергея Лейферкуса, Владимира Чернова, Сергея Яковенко, народного артиста РСФСР Эдуарда Хиля, а также дирижеров — народного артиста СССР Владимира Федосеева, народного артиста РФ Станислава Горковенко, народного артиста СССР Владимира Минина, занимавшего должность художественного руководителя Московского камерного хора, народного артиста СССР Владислава Чернушенко, художественного руководителя Капеллы имени Глинки, заслуженного фортепианного дуэта Латвии Раффи Хараджаняна и Норы Новик. Тесное сотрудничество связывало Валерия Гаврилина и Михаила Ульянова, народного артиста СССР, Георгия Товстоногова, режиссера, народного артиста России, народного артиста РФ Александра Белинского, Владимира Васильева и Екатерину Максимову, известных танцовщиков и балетмейстеров, народных артистов СССР.

Валерий Александрович Гаврилин

Творчество Гаврилина высоко ценили его современники. Георгий Свиридов, в частности говорил, что произведения композитора очень народные, обладают невероятной чистотой и нежностью. Валерий как-то по сыновнему любил свою родину, и эта любовь передавалась в каждой написанной им ноте. Песни и хоры Гаврилина воскрешают вольную, перезвонную Русь. И это вовсе не экзотика или архаика, не игра, с использованием раритетов древнего искусства. Это — истинно, написано сердцем, его кровью. Свиридов считал музыку Гаврилина современной, живой, глубоко народной, передающей современное мироощущение, родина которого — российские просторы.

Почти всю свою сознательную жизнь композитор прожил в городе на Неве, но всегда помнил о своей малой родине, часто бывал на Вологодчине, там, где прошло его детство и отрочество. Он выступал там с авторскими концертами, последний прошел в Воскресенском соборе Вологодского кремля в 1997 году.

Валерий Александрович Гаврилин

Читайте также: