Сообщение о коми избе

Обновлено: 31.05.2024

Презентация для детей старших-подготовительных групп "Жилище коми народа - коми изба".

ВложениеРазмер
Презентация "Жилище коми народа - коми изба" 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Воспитатель Зырянова С.В. 2019 г.

Дома коми народ строил большие, высокие, из крепких брёвен, в основном из сосны, реже из ели. Поэтому дома, построенные давно, сохранились до наших дней. Дома строили так, чтобы окна смотрели на дорогу или на речку, и на южную сторону, чтобы солнышко заглядывало чаще. Чтобы в доме сохранялось тепло, брёвна перекладывали мхом.

Обязательным элементом части дома было крыльцо, украшенное резьбой - невысокая лестница с небольшим навесом. Коми народ любил украшать своё жилище, это резные наличники, охлупень -конёк на крыше в виде конской головы, рогов, птиц и т.д. Охлупни помещали для красоты, а самое главное, считалось, что они будут охранять дом от пожаров, ветра, бедствий, защитят от воров, от дурного глаза, от болезней.

Окон делали много, небольшие и довольно высоко. Почему много? Чтоб в доме было светло. Почему делали высоко? За зиму выпадало много снега и чтобы окна не засыпались снегом.

В избе не было перегородок, отдельных комнат. Здесь и кухня, и передний красный угол, и прихожая. Потолки делали очень высокие.

Самое большое и главное место в коми избе занимала русская печка, которая всегда стояла в углу. Она давала людям тепло, в печи готовили пищу

Под самым потолком около печи располагались полати. Туда можно было забраться по ступенькам. Там было очень тепло, на них спали младшие члены семьи. Для главы семьи под полатями стояла деревянная кровать.

Рядом с печкой - вход в подполье (голбец). Голбец – дощатый пристрой к печи, место под тёплым полом, где хранили портящиеся продукты и овощи в зимнее время. В голбце имелась дверь, открывавшая лестницу для входа в подполье.

Вдоль стен тянулись деревянные лавки, а над ними на высоте человеческого роста устраивались полки. На полках ставили посуду и различную кухонную утварь, что могло понадобиться хозяйке. Крупную кухонную утварь (чугуны, деревянные кадки, вёдра и т.д.) располагали на полу под лавкой.

В каждой избе, где были маленькие дети, устанавливались люльки. Устанавливались они по-разному: на потолке устанавливался крючок или кольцо и на него подвешивали люльку. Или люльку вешали на длинной, гибкой и крепкой жерди, который крепился одним концом к потолку.

Делали люльки из еловых досок. Для чего укрывали ситцевой или холщовой тканью? Чтоб яркий свет не мешал спать, мухи не мешали и чтоб уберечь малыша от постороннего глаза, люльку сверху накрывали ситцевой или холщовой тканью. Для чего верёвочка внизу?

Где коми народ хранил одежду? Конечно в сундуках. В каждой избе имелся большой сундук, где держали одежду и другие дорогие вещи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия "Путешествие в коми избу".

Вводное занятие сдетьми подготовительной группы на конкурсе "Сердце отдаю детям".


Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"

Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы.


Цель педагогов: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре коми народа через ознакомление с его бытом и традициями. Цель, поставленная перед детьми: ознакомление с бытом, трад.


Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят. Арнолд М.Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е.


Конспект открытого итогового занятия в подготовительной группе.


Новоселье в Коми избе

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о быте и интерьере Коми избы.

и наш специалист ответит Вам
в ближайшее время

Спасибо,
ваша заявка принята

Наш специалист ответит Вам
в ближайшее время

керка

Керка — изба: история создания и традиции возведения

Существует разделение коми домов на два вида: сысольский и вымский. Эти дома немного различались. Например, сысольская керка – это квадратная постройка, которая разделялась на жилую и нежилую. Каждая из частей имела свой скат крыши. Жилая половина разделялась на зимнюю и летнюю. А вымская керка – это изба, которая тоже разделена на две части, но под одной кровлей. Жилая часть также разделена на зимнюю и летнюю.

Как строили керки

А создание керки – это целый обычай. Очень много примет и легенд связано с этим. Вообще на строительство керки использовалась обычно сосна. Однако нижние венцы предпочитали делать из лиственницы, т.к. она меньше подвержена гниению. Сама изба строилась высокой.

По преданию, к выбору леса подходили очень серьезно. Не каждое дерево подходило. Для выбора нужных деревьев приглашались знающие люди. Это были старики, которые считались колдунами. Нельзя было ослушаться этого человека. Иначе могла случиться беда.

Нельзя было использовать деревья с наростом на стволе , опоясывающий дерево. Или если сучья росли вдоль ствола, а возле сучка была ложбинка. Дерево с двумя вершинами тоже не подходило под строительство керки – верная плохая примета.

Сруб керки рубили обычно в марте. Строительством занимались плотники. Но первый удар делал обязательно хозяин дома. А отлетевшую щепку хранил до установки на фундамент первого венца. Эту щепку подкладывали в красном углу.

Очень важно было, чтобы порог и матица (балка под потолком, незакрытая отделкой) были нечетным венцом. Обычно порог был 7 и 9 венец, а матица – 17, 19.

Возведение керки начиналось с установки оклада – первых венцов. Укладка первого венца — значимое событие. По окончании оклада работы останавливались. Хозяин керки угощал всех работников вкусной едой прямо внутри сруба.

Еще один важный этап строительства – устройство матицы. Снова готовилось обильное угощение. И после ее установки работы снова не велись.

Затем стелили потолок, поднимали последние венцы, делали крышу. Стройка считалась завершенной. Дальше хозяин сам доделывал некоторые моменты.

Переход в новую избу

Переезд в новую керку происходил обязательно ночью около полуночи. Все вставали, собирались и шли в новый дом. Первым шел хозяин. В руках он нес петуха и курицу (желательно черного окраса), а за пазухой икону. Не забывали взять с собой хлеб и соль. Из голбца (подпола) звали домового в новую избу.

Войдя в сени нового дома, внутрь пускали сначала петуха и курицу. И только потом заходил хозяин и остальные члены семьи.

Вообще, процесс строительства керки сопровождался множеством примет и обрядов. К этому люди коми земли относились с особой серьезностью.

К сожалению, в наше время почти не встретить таких изб.

Расположение основных элементов во внутреннем убранстве традиционной коми избы было одинаково почти во всех домах.

Возле печи над входной дверью сооружали полати (коми - пӧлать), и здесь отдыхали, спали и хранили одежду, лук, сушеные грибы. Между печью и ближней стеной дома дверь в подполье (коми – гӧлбӧч).

изба коми.jpg

убранство коми избы.jpg


В углу под иконами находился четырёхугольный обеденный стол (коми – пызан). На столе обычно стояла деревянная посуда – солонка в форме утки, туес (коми – туис), тарелки (коми – тасьтi) и т. д. Возле стола стоял стул (коми – улӧс) с высокой спинкой или лавка (коми – лабич).

комната.jpg

Изба освещалась лучиной, поэтому светец (коми - пеша) и деревянное корытце с водой (коми - бипеш вор) были непременными атрибутами жилого помещения.

У боковой стены устраивалась залавка — самодельный деревянный шкаф. Такой шкаф был оборудован внутренними полками, дверками или задвижками. В залавке хранили посуду хлеб, остатки пищи. Верхнюю часть горизонтальной плоскости залавки использовали в качестве разделочной столешницы.

На полу – домотканые половики (джодж дӧра) - плетёные из разноцветных обрезков ткани на специальных ткацких станках узкие длинные коврики, они застлались в направлении от двери к передним окнам.

Везде почти в каждой избе, хозяева хотели украсить своё жилище. Поэтому украшали несложной резьбой всю деревянную мебель, вышитыми полотенцами, расписной посудой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 В коми избе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 В коми избе.


Главной частью избы был красный угол. На стене висели иконы украшенные вышиты.

Главной частью избы был красный угол. На стене висели иконы украшенные вышитыми рушниками.

В красном углу располагался стол и лавки. Вся семья собиралась за столом. За.

В красном углу располагался стол и лавки. Вся семья собиралась за столом. За столом непринято разговаривать

Крестьянская пища была простой- мясо, молоко, овощи, грибы, ягоды, дичь, рыба.

Крестьянская пища была простой- мясо, молоко, овощи, грибы, ягоды, дичь, рыба.

На праздники пекли пироги, шаньги с разной начинкой.

На праздники пекли пироги, шаньги с разной начинкой.

На стене ,специальных полках располагалась посуда.

На стене ,специальных полках располагалась посуда.

Разнообразные горшки и крынки из глины, деревянные миски, туиски из бересты.

Разнообразные горшки и крынки из глины, деревянные миски, туиски из бересты, сито.

Глиняные кувшины с узким горлышком разных размеров.

Глиняные кувшины с узким горлышком разных размеров.

В берестяных туисках хранили сыпучие продукты.

В берестяных туисках хранили сыпучие продукты.

Посуда бала самодельная сделанная своими руками.

Посуда бала самодельная сделанная своими руками.

Из дерева делали кадка , кадушки ,бочки. Этим занимались бондари.

Из дерева делали кадка , кадушки ,бочки. Этим занимались бондари.

Главной частью избы была печка, которая занимала половину помещения.

Главной частью избы была печка, которая занимала половину помещения.

Вокруг печки кипела жизнь: готовили,

Вокруг печки кипела жизнь: готовили,

Вокруг печки размещалась вся крестьянская утварь.

Вокруг печки размещалась вся крестьянская утварь.


В крестьянской семье было много детей, п.э в семье имелась люлька.

В крестьянской семье было много детей, п.э в семье имелась люлька.

С малолетства детей приучали к труду: старшие нянчили младших.

С малолетства детей приучали к труду: старшие нянчили младших.

Женщина занимались ткачеством: изготовляли ткани из льна на специальных самод.

Женщина занимались ткачеством: изготовляли ткани из льна на специальных самодельных ткацких станках, а также шили одежду.

Много изделий изготовляли из бересты: корзины, пестер.

Много изделий изготовляли из бересты: корзины, пестер.

Люлька сделанная из бересты.

Люлька сделанная из бересты.

У более зажиточных крестьян имелись керосиновые лампы, стеклянные бутыли.

У более зажиточных крестьян имелись керосиновые лампы, стеклянные бутыли.

Часы и зеркало были признаками богатства.

Часы и зеркало были признаками богатства.

Богатством для крестьян был самовар, по цене он стоил как корова.

Богатством для крестьян был самовар, по цене он стоил как корова.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 258 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.03.2017 700
  • PPTX 9.4 мбайт
  • 12 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Русских Елена Роальдовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


На основе полевых и научных материалов рассматриваются особенности планировки традиционной крестьянской избы коми-зырян конца XIX первой половины ХХ века с точки зрения хозяйственно-экономической, социально-половой, ритуально-мифологической сторон. Анализируются основные составляющие убранства, выявляются их функциональные и полисемантические аспекты.

Ключевые слова: традиционная жилая среда, проектная культура, синтез материального и духовного.

Традиционная проектная культура коми-зырян, хранящая в себе древнее богатейшее наследие и собственные уникальные черты является неотъемлемой частью финно-угорского мира. Эпоха глобальной урбанизации и изменение образа жизни современного человека способствуют процессу ассимиляции, растворению национальной самобытности коми этноса в мировом культурном пространстве. Влияет на культурные артефакты этноса и фактор времени — элементы традиционного искусства и культуры постепенно уходят в прошлое, унося с собой информацию о характерных для них духовных, эстетических и функциональных особенностях. В этом контексте исследование традиционных проектных тенденций коми-зырян является актуальной задачей [5, с. 278].

На сегодняшний день, в широком спектре научных исследований большое внимание уделяется изучению такой объемно-пространственной системы жизнеобеспечения, как традиционная жилая среда и элементы ее предметного наполнения. Ведется сбор эмпирического материала, проясняющего различные аспекты традиционного интерьера, его анализ и интерпретация. На данный момент обзор комплекса источников позволяет определить некоторые способы адаптации к условиям проживания и хозяйствования, особенности этнокультурных взаимовлияний (этногенеза) с одной стороны и устойчивость к модификациям (трансформациям) с другой. Эти данные позволяют выявить архаичные черты мировоззрения, исследовать проблемы искусствоведческого характера, реконструировать проектную культуру регионального масштаба.

Придерживаясь рамок общей тематики будет полезным рассмотреть традиционную жилую среду крестьянской избы коми-зырян с позиций композиции и семиотики. В связи с чем акцентируем внимание на ее основных составляющих — планировка (зонирование), материалы и технологии, масштабный строй (пропорции), геометрические (размерные, параметрические данные), пластический язык формообразования, символика.


Рис. 1. Планировка жилой избы. Разработка автора, 2015 г.


Рис. 2. Планировка жилой избы по принципу хозяйственно-бытового и социально-полового зонирования. Разработка автора, 2015 г.

Красный угол держали в чистоте и нарядно украшали. Его убирали вышитыми полотенцами и атрибутами христианской веры. Икона вместе с другими предметами стояла на прикрепленной к углу стен полке, иногда таких полок было два. Не исключено, что до христианизации красный угол представлял собой языческий центр, а предметный набор включал культовые элементы, которые, к стати, некогда бытовали вместе с христианскими (такие примеры встречаются и по сей день). Так, традиционным украшением сакрального угла могла быть сделанная из дерева фигурка птицы, размером 10–20 см. Фигурка играла обереговую роль и символизировала благополучие рода. Устойчивым является сакральная обереговая подборка, включающая крыло водоплавающей птицы, щучья челюсть, ветка рябины, которые предохраняли от сглаза, порчи и нечистой силы [6]. Соседство христианских и более древних, языческих атрибутов говорит об очевидном наслоении, синтезе двух форм религий в мировоззрении коми-зырян. Ученые видят в их взаимном расположении (сочетании) своеобразную иллюстрацию двоеверия.

Красный угол группировал возле себя объекты , которым придавалась высокая культурная ценность: стол (пызан), лавки (лабич) и стулья (улӧс). Стол являлся символом устойчивости миропорядка, источником силы и благополучия. Прямоугольный в плане, он всегда располагался более узкой стороной к фасадной стене избы. Делалось это для того, чтобы в помещении было больше места.

На высоте чуть выше человеческого роста, по периметру жилой площади, стены оборудовали полками (джадж), на которых стояла домашняя утварь. С права или с лева, возле входной двери, монтировали самодельную деревянную вешалку (тув; кӧлуй ӧшлан) для одежды и головных уборов.

Заведомо (фактически), в этой части интерьера готовилась пища для семьи, корм для домашних животных, хранилась утварь и женские хозяйственные предметы, над тазом висел медный рукомойник (мыссян доз), до металлических такие емкости делались из дерева, и полотенце, тут же висела детская люлька (кага потан; гычӧдан). Изба освещалась лучиной, поэтому светец (пеша) и деревянное корытце с водой (бипеш вор) были непременными атрибутами жилого помещения.

Принцип организации мебели в топографии женского пространства является одним из самых устойчивых. У боковой стены устраивалась залавка — самодельный деревянный шкаф. Такой шкаф был оборудован внутренними полками, дверками или задвижками. В залавке хранили посуду хлеб, остатки пищи. Верхнюю часть горизонтальной плоскости залавки использовали в качестве разделочной столешницы. Для усиления (повышения) эстетической выразительности, залавку снабжали несколькими распашным филенчатыми дверками, декорировали резьбой или росписью.

25
28

Рис. 3. Посудники. Национальный музей Республики Коми, отдел этнографии. Фото автора, 2013 г.

29
30

Рис. 4. Верхние угловые полки. Республика Коми, Сысольский район, с. Куратово, дер. Расчой. Фото автора, 2012 г.


Рис. 5. Семантико-смысловое значение горизонтальной структуры коми-зырянского дома. Разработка автора, 2015 год.

Высокая степень семиотичности жилого пространства особенно показательна для зонирования почти квадратного по форме плана (Рис. 5). Основными композиционными узлами традиционного интерьера были углы. Каждый угол имел свое название и предназначение — красный угол, печной угол, женский (передний) угол, мужской (дверной или задний) угол. Все они были сакрализованы и несли особый знаковый статус. Доминантно выделяются два композиционных центра — красный угол и печной угол, возле которых группируются остальные элементы предметного наполнения жилой среды. В отличие от трехуровневой вертикальной системы (верхний мир, средний мир, нижний мир), проявляющей больше динамический аспект, четырехчастная горизонтальная сакрально-образная система традиционной жилой среды образует статически целостную и совершенно (безупречно) устойчивую структуру.


Рис. 6. Классификация элементов предметного наполнения традиционного интерьера коми-зырян по характеру функционирования. Разработка автора, 2015 год.

В итоге, жилое пространство коми-зырянского дома, с ее особым, компактно организованным пространством, статичными и динамичными элементами убранства, была единым целым, составляющим целый микрокосмос в космизированной сакральной среде вселенского континуума.

1. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - 2-е изд., испр. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 224 с.

2. Белицер В. Н. Очерки по этнографии народов коми: XIX — начало ХХ в. // ТИЭ, Новая серия. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - Т. 45. - 395 с.

3. Бортникова Н. В. Семантика женского начала в сакральном пространстве традиционного удмуртского дома: автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.01 / Н. В. Бортникова; УдГУ. — Саранск, 2014. — 18 с.

4. Жаков К. Ф. Этнологический очерк зырян // Живая старина. - СПб., 1901. - Вып. 1. - С. 3–36.

5. Некрасов Р. В. Космогенез в мифологии древних коми-зырян // Мир Науки, Культуры, Образования. Международный научный журнал. - Горно-алтайск, 2014. - № 2 (45). - С. 278–280.

6. Некрасов Р. В. Материалы анкетирования, проведенные автором в ходе этнографических экспедиций по районам Республики Коми, 2011 - 2014 гг.

7. Чудова Т. И., Чудов С. И. Традиционная архитектура коми (зырян): доместикация пространства: монография. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского государственного университета, 2013. — 156 с.

Основные термины (генерируются автоматически): красный угол, входная дверь, жилое пространство, лавка, предметное наполнение, разработка автора, традиционная жилая среда, боковая стена, женское пространство, печной угол.

Ключевые слова

проектная культура, традиционная жилая среда, синтез материального и духовного., синтез материального и духовного

Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающую предметно-пространственную среду нельзя представить без участка детского сада. Пространство участка, так же как и помещения детского сада, может быть организовано с учетом его назначения.

Городская купеческая усадьба (на материале усадьбы Петра. )

Боковые части подвала были жилыми.

В двух комнатах стены были оклеены обоями, а в последних (количество комнат в описи не указано) побелены.

Городской двор как источник гуманитарной энергии

Гостиные дворы имели высокие каменные стены и проездные ворота. На стенах по углам располагались башни, иногда со скульптурой и часами.

Лавки располагались на нижнем этаже и выходили не на двор, а на улицу. Они сдавались как жилые комнаты.

Значение предметно-пространственной развивающей среды.

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Проектирование развивающей предметно-пространственной.

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС. Автор: Кирилова Ирина Васильевна.

Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию.

Использование традиционных славянских орнаментов в отделке.

Автор: Картавая Мария Николаевна.

Для отделки выбран красный и чёрный цвет. В графическом векторном редакторе Corel DRAW было создано два варианта орнамента для отделки спинки.

Демшина А. Ю. Этнотенденции в пространстве современной моды / А. Ю.

Проблемы архитектурного образования: художественное.

Основной смысл творческой деятельности архитектора состоит в преобразовании материальной среды и организации пространства в интересах человека и общества.

Подошло время для формирования нового искусства проектирования, в котором традиционные художественные.

О категории пространства в узбекском и русском языках

Авторы: Махмудов Умиджан Реимбаевич, Алланазарова Мохира Расулбековна, Султонова Нафосат

Однако в целом понятие пространства у образованных людей носит универсальный характер.

Ср., также: тўр — почётное место в комнате; красный угол; уларга.

Основные этапы дизайн-проектирования учебных аудиторий вуза

Поэтому главной задачей дизайнера при проектировании учебных кабинетов вуза становится разработка предметно-пространственной среды аудиторий с учетом вида проводимых занятий.

Это правило подойдет как для жилых, так и для общественных пространств.

Читайте также: