Сообщение о кочубее из поэмы полтава

Обновлено: 07.07.2024

Судьбы главных героев поэмы “Полтава” Пушкина переплетены между собой, и автор описывает любовную линию наряду с событиями Полтавской битвы. Характеристики героев “Полтавы” во многом списаны автором с реальных исторических личностей. Интересно, что изначально поэма должна была называться “Мазепа”, но в последний момент Пушкин изменил название, чтобы избежать аналогий с одноимённым произведением поэта Гордона Байрона. Украинский Гетман Мазепа в этом произведении является одним из центральных персонажей, поэтому-то Пушкин изначально и хотел назвать поэму в его честь.

Характеристика главных героев “Полтавы”

Иван Степанович Мазепа

Пожилой украинский гетман, главный герой “Полтавы”, который влюбился в Марию Кочубей, свою крестницу, дочь судьи. Характеристика Мазепы постепенно раскрывается по ходу развития сюжета – это скрытный и сдержанный человек, явно себе на уме. В молодости он был дружен с судьёй Кочубеем, и тот даже сделал его крёстным отцом своей дочери, но потом, когда дочь (Мария) выросла, Мазепа начал открыто добиваться её благосклонности, что для семьи Кочубея является позором. Гетман – человек жестокий и эгоистичный. Одновременно с проявлением интереса к Марии он плетёт заговор против Петра I и ведёт тайные переговоры со шведским королём Карлом XII, собираясь предать Петра I и перейти на сторону шведов, с которыми Россия сражается в ходе затяжной Северной войны. Когда Кочубей пытается сообщить Петру I о готовящейся измене Мазепы, гетман перехватывает письмо, обвиняет Кочубея в клевете и добивается его казни. В конце концов он всё-таки переходит на сторону шведов, но, что показательно, главный герой “Полтавы” в конце концов терпит поражение: как известно, в ходе Полтавской битвы шведская армия была наголову разгромлена русскими, и та же судьба постигла и самого гетмана-изменника.

Краткое содержание Борис Годунов

Герои поэмы

Василий Кочубей

Генеральный судья, благородный человек, который главной ценностью считает честь своей семьи. Характеристика этого главного героя “Полтавы” показывает его с лучшей стороны – он прямолинеен и честен, он пользуется уважением и имеет репутацию справедливого человека. К тому же Кочубей очень богат, что не даёт покоя Мазепе, другу его молодости, который ему завидует. Когда Мазепа уводит у Кочубея дочь, сделав её своей любовницей, для судьи отмщение гетману становится целью всей жизни, а потому, переступив через свои принципы, пишет Петру I донос на Мазепу. Когда донос перехватывают, и он оказывается в руках гетмана, Кочубея обвиняют в клевете и бросают в темницу, после чего приговаривают к смертной казни. Судья мужественно и стойко принимает смертный приговор. Пушкин описывает все эти события так, чтобы читатель понял – после того, как Мазепа уводит у главного героя дочь, его поступками начинает руководить отцовская любовь. Кочубей готов на всё, чтобы вернуть дочь и отомстить своему подлому “другу”, даже на предательство. Точнее, эта самая отцовская любовь переплавилась в его сердце в другое чувство – в жажду мести. Впрочем, характеристика Кочубея всё равно кажется очень положительной по сравнению с характеристикой Мазепы, и этот герой вызывает сочувствие, потому что его мотивацию действительно можно понять.

Мария

Мария, дочь главного героя поэмы

Мария Кочубей

Дочь Василия Леонтьевича Кочубея, генерального судьи. Характеристика Марии – очень красивая молодая девушка, которая с любовью и уважением относится к родителям. К ней постоянно сватаются молодые люди, богатые, знатные и привлекательные, но она неизменно отвечает им всем отказом. Причину этого Мария держит в тайне – она давно тайно влюблена в гетмана Мазепу, своего крёстного, который намного старше неё. В конце концов Мария сбегает с главным отрицательным героем “Полтавы”, и тайное становится явным, после чего девушка становится любовницей Мазепы. Со временем читатель также понимает, что Мария, при всех её положительных сторонах, ревнива и своенравна. Узнав о том, что Мазепа приказал казнить её отца, Мария сходит с ума. Её подводит молодость и наивность – она искренне верит своему любовнику и не видит всей его лжи, поэтому его предательство становится для неё страшным ударом. После того, как Мария тронулась умом, её идеалом становится Пётр, в чём она и признаётся Мазепе, повстречав гетмана снова, когда он, потерпев поражение, бежит. Эта героиня поэмы “Полтава” в сюжете является жертвой, а не злодеем – конечно, именно её бегство послужило причиной конфронтации её отца с Мазепой, что закончилось для Кочубея трагически, но Мария никому не желала зла. Она оказалась просто слишком наивной и слишком своенравной.

Data: 10.03.2012 13:21 | Автор:

Кочубей - генеральный судья Малороссии, один из персонажей поэмы Пушкина "Полтава", антагонист гетмана Мазепы, казнённый им за переход на сторону Петра. Кочубей - отец главной героини поэмы, Марии.

Источник: Поэма "Полтава"

Автор: Александр Сергеевич Пушкин

У Кочубея есть реальный прототип: генеральный судья Малороссии петровских времён Василий Леонтьевич Кочубей. Кочубей с женой противостоят любви их дочери, Марии, к украинскому гетману Мазепе. Вместе с подручным Искрой Кочубей доносит на Мазепу Петру из чувства мести. Месть - главное движущее чувство генерального судьи Малороссии. И в темнице в ночь перед казнью он отвечает Орлику, пришедшему выпытать тайну клада: "но сохранил я клад последний, Мой третий клад: святую месть. Её готовлюсь Богу снесть".

Кочубей - значимая фигура в поэме, соразмерная роли Мазепы. В первой и второй части поэмы Кочубей становится основным антагонистом Мазепы, что подчёркнуто в одной из последних сцен, связанных с ним: возникает параллель украинской ночи, темницы Кочубея и тёмной души Мазепы. После казни Кочубея место главного антагониста занимает Пётр, лишённый личных мотивов борьбы.

Цитаты

Но сохранил я клад последний,
Мой третий клад: святую месть.
Её готовлюсь Богу снесть

Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.

В одной из башен, под окном,
В глубоком, тяжком размышленье,
Окован, Кочубей сидит
И мрачно на небо глядит.

Образ Кочубея весьма привлекателен. Он был весьма богат, занимал высокое положение, пользовался всеобщим уважением, но ничто не было ему так мило и дорого, как его единственная дочь, которую он безгранично любил. Кочубей был в самых дружественных отношениях с Мазепой, знал все тайны последнего, его планы и решения. Но этот властелин Украины наносит Кочубею смертную обиду, и Кочубей выдает Петру все политические замыслы Мазепы; однако он слабее гетмана, а потому является жертвой. Тут-то и обрисовывается вся возвышенная нравственность этого истинного христианина.

С покорностью и смирением ожидает он своей участи и всецело предается размышлениям о высшей благодати. Но и тут, в тюрьме, ему приходится переживать страшные мучения. Является Орлик и мешает ему провести последние минуты тихо, в молитвах,. Из состоявшегося между ними диалога ясно обнаруживается, что счастье своё Кочубей полагал в своем честном имени и в безграничной любви к своей дочери.

Действительно, какой удар постиг этого несчастного страдальца, человека религиозного, честного и благородного! Человек пользовался уважением и гордился своим добрым именем — и вдруг этого человека подвергают пыткам! Сколько мучений и нравственных страданий претерпел Кочубей, когда он остался без любимой дочери, причем последняя оставила дом без ведома родителей. Бесспорно, страдания Кочубея были велики, но так как он перенёс их, стойко и притом незаслуженно, личность эта вызывает тёплое сочувствие и симпатию.

Кочубей - заботливый отец, богат, успешен, знаменит. Он знает все тайны Мазепы, потакает ему во всем. Но Мазепа обидел Кочубея. Последний рассказал о планах Петру Первому. И вот Кочубей в тюрьме. Размышляет о жизни, о судьбе, о дочери Марии. Присутствующий тут Орлик только мешает ему. Предательство дочери он тоже переживает тяжело.
У читателей Кочубей вызывает сочувствие, потому что в нем видится фигура человека заслуженного, искренне верующего, но слабого и потерявшего себя.

У Кочубея есть реальный прототип: генеральный судья Малороссии петровских времён Василий Леонтьевич Кочубей. Кочубей с женой противостоят любви их дочери, Марии, к украинскому гетману Мазепе. Вместе с подручным Искрой Кочубей доносит на Мазепу Петру из чувства мести. Месть - главное движущее чувство генерального судьи Малороссии. И в темнице в ночь перед казнью он отвечает Орлику, пришедшему выпытать тайну клада: "но сохранил я клад последний, Мой третий клад: святую месть. Её готовлюсь Богу снесть".
Кочубей - значимая фигура в поэме, соразмерная роли Мазепы. В первой и второй части поэмы Кочубей становится основным антагонистом Мазепы, что подчёркнуто в одной из последних сцен, связанных с ним: возникает параллель украинской ночи, темницы Кочубея и тёмной души Мазепы. После казни Кочубея место главного антагониста занимает Пётр, лишённый личных мотивов борьбы.
Цитаты
Но сохранил я клад последний,
Мой третий клад: святую месть.
Её готовлюсь Богу снесть
Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
В одной из башен, под окном,
В глубоком, тяжком размышленье,
Окован, Кочубей сидит
И мрачно на небо глядит.

Кочубей – антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на сторону Петра и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед “Мазепе” Дж. Г. Байрона, “Война-ровскому” К. Ф. Рылеева; но это уже не байроническая поэма.

Сквозь романтическую интригу (украинский гетман Мазепа берет в жены свою крестницу Марию Кочубей – вопреки воле родителей; отец мстит, донося Петру о государственной измене; донос пересылают гетману – К. приговорен, Мария сходит с ума) прорастает героический эпос, в ее пространстве

появляется множество персонажей; естественно, это не может не сказаться на изображении главных героев.

Сюжет отводит К. (прототип – генеральный судья Малороссии петровских времен Василий Леонтьевич Кочубей) “служебную” роль отца, препятствующего “беззаконной” любви дочери. Но автор усложняет “рисунок” роли, постоянно подчеркивает силу, мощь, страстность характера К. Вместе с подручным Искрой тот доносит на Мазепу не из верности “долгу” (его “орлиный взор” давно уже проник в сердцевину “изменнических” помыслов гетмана, да тот и сам намекал на них К., пока они были

заодно), но лишь из чувства мести. “Предприимчивая злоба” заставляет судью действовать. Месть становится смыслом его жизни; даже в темнице, в ночь перед казнью, он дерзко отвечает Орлику, пришедшему пытать его и требующему открыть тайну клада: “…но сохранил я клад последний,/ Мой третий клад: святую месть.

Ее готовлюсь Богу снесть”.

Рядом с “мнимо-второстепенным” (а на деле – сомасштаб-ным главному герою) К. – “настоящие” второстепенные персонажи: жена, что “злобой женскою полна” и действует заодно с мужем; молодой казак, что безнадежно влюблен в Марию и берется доставить донос в столицу империи. И жена, и казак движимы тем же чувством мести, что и К.; но их страсти – слабее; их характеры – мельче; по законам перспективы это не может не увеличивать объем фигуры самого К. По существу, в первой и второй частях он становится “полноценным” антагонистом Мазепы; в одной из последних “кочубеевских” сцен это подчеркнуто параллелью: украинская ночь – темница Кочубея и украинская ночь – темная душа Мазепы. Лишь после казни Искры и К., в 3-й части, на роль антагониста “заступает” Петр Великий, с чьим гением мужала “Россия молодая” и чья борьба с Мазепой будет начисто лишена “личных” мотивов.

Читайте также: