Сообщение о скульпторе скопасе

Обновлено: 05.07.2024

Уроженец острова Парос, его отец – скульптор Аристандр. Работал в разных городах Эллады примерно с 70-60-х гг. по середину 30-х гг. IV в. до н.э., т.е. тогда же, когда творил Пракситель, с кем он, вероятнее всего, соревновался в славе и мастерстве (Plin., XXXVI, 25-6). Руководил постройкой храма Афины в Тегее. Античные авторы указывают на целый ряд статуй Скопаса, находившихся в полисах Эллады и Малой Азии и вызывавших неизменное восхищение зрителей; часть из них была впоследствии перевезена в Рим: например, статуи Афины и Потоса в Самофракии; скульптурная группа Эрос, Гимерос и Потос (Ἔρως, Ἵμερος, Πόθος, т.е. Любовь, Желание, Страсть) в Мегаре; статуя Гестии (потом – в садах Сервилия); Посейдон, Фетида, Ахилл, нереиды на дельфинах и прочая свита (потом – в цирке Фламиния) и т.п. Вместе с Бриаксисом, Леохаром и Тимофеем Скопас работал над скульптурным украшением Мавзолея – гробницы сатрапа Карии Мавсола (ум. 353 г. до н.э.), заказанной его вдовой Артемисией. Скопас трудился над восточной стороной фриза; его фрагменты, на котором изображена битва с амазонками, находятся в Британском музее. По утверждению античных авторов, именно благодаря скульптурному убранству гробница попала в списки семи чудес света (Vitr. 7. Praef. 12-13; XXXVI, 36.30-1).

Скопас. Менада. Середина 4 в. до н. э. Уменьшенная мраморная римская копия с утраченного оригинала. Дрезден. Альбертинум.

Скопас. Менада. Середина 4 в. до н. э. Уменьшенная мраморная римская копия с утраченного оригинала. Дрезден. Альбертинум.

Скопас. Менада. Середина 4 в. до н. э. Уменьшенная мраморная римская копия с утраченного оригинала. Дрезден. Альбертинум.

Скопас. Менада. Середина 4 в. до н. э. Уменьшенная мраморная римская копия с утраченного оригинала. Дрезден. Альбертинум.

Скопас. Менада. Середина 4 в. до н. э. Уменьшенная мраморная римская копия с утраченного оригинала. Дрезден. Альбертинум.

Скопас. Менада. Середина 4 в. до н. э. Уменьшенная мраморная римская копия с утраченного оригинала. Дрезден. Альбертинум.

Скопас (ок. 395–350 гг до н. э.)

Трагические противоречия позднеклассической эпохи воплотились в творчестве скульптора Скопаса. Сохраняя традиции монументального искусства высокой классики, Скопас насыщает свои произведения большим драматизмом, стремится к многогранному раскрытию образов, сложных чувств и переживаний человека. Герои Скопаса, подобно героям высокой классики, продолжают воплощать совершенные качества сильных и доблестных людей. Но порывы страсти нарушают их гармоническую ясность, придают образам патетический характер. Скопас открывает область трагического в самом человеке, вводит в искусство темы страдания, внутреннего надлома.

Наиболее характерное представление о творчестве Скопаса дает его Менада (Вакханка). Художник изобразил ее в порыве бурного стремительного танца. Мчится неистовая спутница Диониса с ножом в правой руке и растерзанным козленком на правом плече. Фигура вакханки резко изогнута, голова запрокинута, распущенные волосы тяжелой волной падают на плечи. Такого порыва чувств и вихря движений не знала греческая классика.

Скопас. Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины Алей в Тегее. Мрамор. 370— 360 гг. до н. э.

Скопас. Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины Алей в Тегее. Мрамор. 370— 360 гг. до н. э.

Вместо правильной яйцевидной головы с овалоидным лицом и неподвижными чертами Скопас создал новый тип – кубической, сидящей на мощной шее, искаженной страданием, с небольшими, сильно запавшими глазами, сверкающими из затененных глазниц скорбным, страдальческим светом. Такова голова воина, хранящаяся в Афинах, с западного фронтона храма Афины Алеи.

К зрелым работам принадлежат рельефы Скопаса, созданные для Галикарнасского мавзолея, над которым работали, согласно Плинию, четыре греческих мастера – Скопас, Тимофей, Бриаксид и Леохар.

Грек, обнажённый, в почти фронтальной позе, отклонившись в сильном ракурсе, прикрывается щитом от стремительно наступающей воительницы-амазонки. Её короткий хитон резко натянут между ног, тяжёлый плащ от сильного движения реет на ветру двумя скрещенными массивными концами.

Скопас. Фрагмент рельефного фриза восточной стены Галикарнасского мавзолея. Амазономахия. Сер IV в. до н. э.

Скопас. Фрагмент рельефного фриза восточной стены Галикарнасского мавзолея. Амазономахия. Сер IV в. до н. э.

Скопас, Пракситель и Лисипп: как древние греческие скульпторы изменили искусство мрамора и бронзы

Античные писатели называют Скопаса, Праксителя и Лисиппа тремя величайшими скульпторами второй половины 4-го века до нашей эры. Эта триада современников полностью изменила характер греческой скульптуры. Школы, которые они основали, разработки, которые они сделали в искусстве, сильно повлияли на историю скульптуры, а затем итальянского Ренессанса, а через него и современного искусства.

Скопас

Скопас - один из трех великих греческих скульпторов и архитекторов 4-го века до н.э.. Получил широкую известность прежде всего своей работой над Мавзолеем Галикарнаса. Оказал важное влияние на высокий классический стиль и развитие европейского искусства.


Работы Скопаса

Будучи космополитическим художником, который путешествовал и работал в Азии, Скопас был одним из первых представителей греческой скульптуры, представившим глубоко эмоциональные выражения на лицах своих мраморных фигур.

Согласно древним письмам, Скопас работал над тремя главными памятниками 4-го века: храм Афины Алеа в Тегее, храм Артемиды в Эфесе и Мавзолей в Галикарнасе - один из самых красивых храмов Пелопоннеса, который украсил и построил в сотрудничестве с другими художниками. Он также создал статую Диониса для города Книдос, создал статую Ники (Победы), которая изготовлена ​​из парижского мрамора и сейчас находится в Лувре.

К талантам Скопаса относится и самый красивый комплекс статуй Нереид (Посейдон, Фетида и Нереиды, несущие мертвое тело Ахиллеса).

Многие искусствоведы полагают, что в техническом плане Скопас был близок к Праксителю, но если последний предпочитал смелую выразительность и энергии, Скопас изображал чувства в моменты отдыха своих героев.

Храм Афины Алеа в Тегее - единственный сохранившийся оригинал Скопаса. Стиль и пропорции храма демонстрируют сильное афинское влияние.

Другие работы, известные по римским копиям, включают статую Мелеагра (Музей Фогга, Кембридж, Массачусетс), Аполлона Китароедуса (Вилла Боргезе, Рим) и знаменитого Людовизи Ареса (Палаццо Альтемпс, Рим).

Пракситель

Пракситель, родившийся в 395 году до нашей эры, был сыном или близким родственником известного художника Кефизодота, у которого он изучал искусство скульптуры. Карьера Праксителя, одного из самых известных и величайших скульпторов древней Греции, соединяла поздний классический период и эллинистический период греческого искусства.


Работы Праксителя

Одна из его главных задач как скульптора заключалась в том, чтобы привнести в свои работы как можно больше реализма, что впоследствии повлияло на реалистическое направление греческой скульптуры. Он постоянно пробовал новые методы работы, чтобы быть максимально естественным, тем самым раздвигая границы своего творчества. Для достижения такого натурализма, он обработал камень и бронзу, чтобы создать изгибы, свет и тень. Он разработал специальную технику для полировки мраморной скульптуры, которая придала его работам жизненность. Это определило его тонкий и чувственный стиль. Превратив индивидуальный и величественный стиль своих непосредственных предшественников в стиль нежной грации и чувственного обаяния, он значительно повлиял на последующее развитие греческой скульптуры.

Единственная известная сохранившаяся работа от руки Праксителя, мраморная статуя Гермеса, несущего Младенца Диониса, характеризуется тонкой моделировкой форм и изысканной отделкой.

Афродита Книдская считалась римским писателем Плинием не только самой прекрасной статуей Праксителя, но и лучшей в мире. Пракситель был одним из первых скульпторов, серьезно работавших с женской формой. Его Афродита обнажена - это смелое новшество того времени.

Его непосредственные предшественники создавали произведения, которые были отделены друг от друга и величественны по стилю, в то время как Пракситель внес более гуманистическую, нежную грацию в греческую скульптуру. Ни один другой скульптор не подходил так близко к этому.

Лисипп

Лисипп был одним из величайших скульпторов позднеклассического периода греческой скульптуры. Будучи официальным скульптором Александра Македонского, его творчество характеризовалось естественным натурализмом и тонкими пропорциями. Его отличает и особая плодовитость: Лисипп создал более 1500 произведений, некоторые из которых были колоссальными. Известен своими мраморными и бронзовыми скульптурами атлетов, героев и богов.


Работы Лисиппа

Лисипп был новатором в обозначении масштабов на мужских фигурах. Его работа характеризуется более тонкими пропорциями тела - он уменьшил размер головы и вытянул конечности, что сделало его фигуры более высокими и статными. Лисипп продолжал расширять границы своей мраморной скульптуры. В его работе появляется новое ощущение движения: голова, конечности, туловище - все лица в разных направлениях, что указывает на внезапное изменение действия. Он также тщательно работал с волосами, веками, ногтями и другими деталями своих героев.

Римские писатели того времени, в том числе Плиний, ссылаются на Лисиппа и его стиль лепки, отмечая изящество и элегантность, а также симметрию и баланс его фигур. Лисиппу удалось создать новые и поразительные версии Богов, включая Зевса и Бога Солнца.

Вместе со Скопасом и Праксителем Лисипп помог осуществить переход в эллинистический период искусства. Он остается ключевой фигурой в истории скульптуры с классической древности.


Содержание

Ранняя жизнь и семья

Скопас родился на острове Парос. Его отец был скульптором Аристандер Паросский. [1] Скопас покинул Парос в раннем возрасте и путешествовал по эллинскому миру.

Карьера скульптора и архитектора


Scopas работал с Пракситель, и он лепил части Мавзолей Галикарнаса, особенно рельефы. Он руководил строительством нового храма Афина Алеа в Тегея. Похожий на Лисипп, Scopas художественно является преемником Классический греческий скульптор Поликлет. Лица голов почти в квадрат. Глубоко запавшие глаза и приоткрытый рот - узнаваемые черты фигур Скопа.

Работы Scopas хранятся в британский музей (рельефы) в Лондоне; фрагменты из храма Афины Алеа в Тегее в Национальный археологический музей Афин; знаменитый Людовизи Арес в Палаццо Альтемпс, Рим; статуя Потоса восстановлена ​​как Аполлон Китароед в Капитолийский музей, Рим; и его статуя Мелеагра, не упоминавшаяся в древней литературе, но сохранившаяся в многочисленных копиях, возможно, лучше всего представленная торсом в Художественный музей Фогг, Кембридж, Массачусетс.


Одна из многих римских копий Pothos (Желание), статуя Скопаса, восстановленная здесь как Аполлон Китароидос (Аполлон, Читара-плеер)

Pothos

Pothos, или Желание, была знаменитой статуей Скопаса, которую ему очень часто подражали. Римские копии изображали человеческую фигуру с различными реквизитами, такими как музыкальные инструменты и ткани, как показано здесь. [2] в примере, который был в коллекции Кардинал Алессандро Албани.

Читайте также: