Сообщение о клеман жанекен

Обновлено: 18.05.2024

Клеман Жанекен ( ок . 1485–1558 ) был французским музыкантом эпохи Возрождения . Он считается одним из самых известных популярных композиторов шансона своего времени, наряду с Клоденом де Сермизи , и сыграл очень важную роль в развитии парижского шансона, особенно программного типа. Его известность, благодаря широкому распространению его творчества, стала возможной благодаря развитию нотного книгопечатания .

Жизнь

Он родился в Шательро , недалеко от Пуатье (сегодня департамент Вьен ). Его карьера была довольно необычной для того времени, поскольку он никогда не занимал стабильного положения в соборе или при аристократическом дворе. Вместо этого он занимал ряд второстепенных должностей, часто под эгидой важного покровительства. Не сохранилось документов, которые могли бы дать подробную информацию об этапах его формирования. В 1505 году он находился в Бордо на службе у Ланселота дю Фау, который должен был стать епископом Люсона ; он оставался на этом посту до смерти дю Фау в 1523 году. , будучи нанятым тогда епископом Бордо. В этот период он был рукоположен в священники, хотя больших функций ему не приходилось исполнять, так как, кажется, он всегда жаловался на безденежье.

После 1530 года Жанекен занимал ряд должностей в Анжу , начиная с должности учителя пения в хоре собора Ош и заканчивая хормейстером в школе пения собора Анже . Вскоре он привлек внимание Жана де Гиза , покровителя Эразма , Клемана Маро и Рабле ; в 1548 году, с помощью Шарля де Ронсара (брата поэта Пьера де Ронсара ), он получил толчок в своей карьере, в конце концов заняв религиозный пост в Унверре , недалеко от Шартра .

Музыка


Немногие композиторы эпохи Возрождения были так же популярны при его жизни, как Жанекен. Его шансоны высоко ценились и исполнялись. Парижский типограф Пьер Аттеньян напечатал пять томов его песен. La bataille , так ярко описывающая звуки и события битвы, наряду с любовной песней Il estoit une fillette , и по сей день остаются фаворитами музыкальных групп эпохи Возрождения.

Жанен написал очень мало духовной музыки: ему приписывают только две мессы и мотет , хотя многие другие произведения могли быть утеряны. Его 250 светских песен и 150 псалмов и chansons spirituelles — французский эквивалент итальянского madrigale Spirituale — являются его самым важным наследием.

Помимо программных шансонов, которыми он так известен, он писал и другие короткие и изысканные произведения, больше в стиле Sermisy. Для них он включил тексты некоторых из самых выдающихся поэтов своего времени, в том числе Клемана Маро . Позже он продолжил писать священные песни, в которых использовались традиционные кальвинистские мелодии. И поскольку нет документальных свидетельств того, что Жанен когда-либо был протестантом , использование стихов Маро, кальвинистских мелодий и необычайная простота его поздней музыки (особенно в отличие от полифонической сложности и программного стиля, которые он культивировал в молодости), по крайней мере все наводит на размышления. Поэтому Жаннекен решил наложить музыку на шумы повседневной жизни.

Классическая музыка , литургическая музыка ( in )

Клеман Жанекен [Жаннекен, Женекен] - французский композитор , кантор и священник (родился в Шательро около 1485 года и умер в Париже в период с января по апрель 1558 года ), известный своими сочиненными им многими полифоническими песнями .

Резюме

биография

Шательро и Люсон

Семья Жанекена происходит из Шательро; это, несомненно, легко, поскольку ее родители Этьен Жанекен и Луиза Лиашер владеют здесь двумя домами, тремя землями и несколькими садами в окрестностях. Клеман, вероятно, родился в Шательро, но доказательств этому нет; у него есть брат Саймон, женатый на Клодин Жагойс. У нас нет конкретных следов его музыкальных занятий, но мы можем разумно предположить, что они получили степень магистра в Шательро, вероятно, в коллегиальной церкви Нотр-Дам, в которой с тех пор был хор из шести детей и шести взрослых. конец в XV - го века.

Было ли его обучение завершено в Шательро или продолжено в другом месте? Мы знаем, что в августе и Сентябрь 1505 г. Жанекен был клерком в окружении Ланселота дю Фау, генерального викария архиепископа Бордо и каноника Сент и Бордо. Неужели этот великий персонаж - будущий епископ Люсона в 1515 году - привязался к нему, выведя его из рук господ? Два акта 1505 года помещают Жанекена в аббатство Pleine-Selve и в Saintes в качестве клерка Lancelot du Fau.

Тишина, затем Бордо

Между 1507 и 1525 годами биография Жанекена омрачилась восемнадцатилетним молчанием. Даже если предположить, что он останется в Люсоне на несколько лет и что он прибудет в Бордо в 1523 году после смерти своего покровителя Жана дю Фау, остается молчание от десяти до пятнадцати лет .

Как ни парадоксально, именно в этот непонятный период Janequin стал широко известен. Его песня La Guerre, очевидно, была написана после битвы при Мариньяне (1515 г.), а другие песни (например, Or sus vous dormez, также известная как L'Alouette ), распространенные с 1510-х годов. Она присутствует в первых публикациях Пьера Аттеннана в Париже. с 1528 г .; В этом году он посвятил ему целый том, содержащий пять песен, что является признаком уже прочной репутации. Венецианское издание, опубликованное в 1520 году, показывает, что его слава уже перешла через Альпы.

В 1525 году мы находим Жанекина, основанного в Бордо в качестве священника. Говорят, что он состоял на службе у Жана де Фуа (архиепископа) , архиепископа Бордо, по крайней мере, до 1528 года. Он не несет там никаких музыкальных обязанностей и получает несколько церковных доходов: должность помощника на юбилейных мессах епархия Бордо до 1529 года, лечение Сен-Мишель-де-Рьефре с 1526 по 1528 год, каноник Сен-Эмильона с 1525 по 1528 или 1529 год. обмен на часть дохода. Совокупный доход оценивается в 350 литов ( турнирные книги ) в год. Мы можем предположить, что это отсутствие каких-либо ограничений и близость его защитника оставляют ему время, чтобы усердно собраться.

Около 1530 года, несомненно, из-за смерти Жана де Фуа в 1529 году, Жанекен, кажется, на этот раз поставил себя под защиту Бернара де Лахета, королевского адвоката в Адмиралтействе Гайенны, а затем в парламенте Бордо , любителя музыки. Он нашел другие преимущества, такие как диаконат в Гарросе и приход Сен-Жан-Батист де Мезос , населенные пункты в Ландах . То , что в 1531 году он на короткое время был хозяином детей в соборе Оша , показывает, что он не отказался от своего мастерства. Но затем он покинул Бордо и Гасконь , где прожил шесть или восемь лет (1523–1531).

С 1533 по 1537, Janequin был в Анже , где с 1534, он занимал должность в хормейстер ( мастер часовни ) от собора . Его брат Симон проживает в этом городе. По-видимому, под защитой Жана Оливье , епископа Анжеского и поэта, связанного с литературными кругами, близкими к Клеману Маро , он также получает две выгоды, которые зависят от главы собора: лечение в Броссэ, обмененное в 1533 году на лечение в Аврилле, и часовня собора.

В течение этого периода он был в контакте с Франсуа де Гонди, лордом Раффу, от которого Жанекен должен был стать крестным отцом двух дочерей в 1533 и 1537 годах. Его пребывание в Анжере закончилось в 1537 году, и его заменил Лойс Генри во главе. мастерства собора.

К этому периоду относится известная песня Du beau tétin , написанная на эротическое стихотворение Клемана Маро (опубликовано в 1535 году) и состоящее из 4 вокальных партий Жанекена (опубликовано в 1536 году Пьером Аттенантом во Второй книге, содержащей XXV новых песен . , п о 19: " Blaison их Ьеаев pacin").

Снова тишина, затем Париж

Он оказался в Париже в 1549 году, основал улицу Сорбонна . Его деятельность там малоизвестна, даже если предполагается, что она будет активна в окружении кардинала Иоанна III Лотарингского , Франсуа де Гиза или других знатных людей, часто посещающих двор.

Жанекен и Франсуа I ул.

Такой известный музыкант, как Жанекен, не мог остаться незамеченным при дворе короля Франции и мог подать заявку на работу в его палате или в его часовне. Несколько улик показывают, что можно было рассмотреть позицию в суде. Лето 1530 года суд Франсуа I эр идет в Бордо , где Janequin может встретиться с ним (он написал песню в честь возвращения из плена два его сына после душевной дамы ). Жанекен также сочинил в начале 1530-х годов три песни на стихи короля, тексты также положил на музыку Клоден де Сермиси , который примерно с 1525 года был заместителем начальника Королевской капеллы. Он хочет привлечь внимание короля, желая добиться большего, чем Сермиси? Также в 1533 году он опубликовал свой единственный сборник мотетов . Реорганизация Королевской капеллы в начале 1530-х годов, возможно, казалась ему возможностью подать заявку на должность су-мэтра, к которой его могли бы привести его композиции, его слава и его предыдущая работа во главе со степенью магистра. .

Насколько нам известно, карьера Жанекена остается нетипичной: его обязанности начальника часовни были относительно недолговечными, он так и не получил при дворе должности, которую его знаменитость могла бы назначить ему, и, не выполняя церковных функций, несмотря на свое священство, он оставался под защитой некоторых епископов во время сбора пожертвований, которые позволяли ему жить. Был ли он слишком поглощен своей работой, чтобы работать над ее продвижением? У него был непростой характер? Но эта реконструированная карьера по-прежнему состоит из более чем двадцати лет забвения; Остается надеяться, что новые открытия однажды прольют на него новый свет, например, недавнее его использование в Люсоне около 1507 года.

Произведение искусства

Массы


Это две пародийные мессы , в которых музыкальный материал светских песен заимствован из литургического текста, что было обычной практикой в ​​то время. В случае второй мессы это самопародия, поскольку эта месса перефразирует и развивает темы его собственной песни La Bataille .

Мотеты

Псалмы и духовные песни


Титульный лист Первой книги, содержащей xxviii Pseaulmes de David (Париж: Du Chemin, 1549). Парижский BnF Gallica.

Духовное творчество Жанекена весьма велико, что доказывает, что он внимательно следил за эволюцией и формами протестантского музыкального репертуара. Увы, все издания более-менее неполные, но по некоторым мы можем реконструировать музыку.

  • Первая книга, содержащая xxviii псевдонимы Давида, переведенные на французский ритм Клементом Маро и положенные на музыку мистером Клементом Жанекеном; в четырех частях, в двух книгах, по песне, которую я использовал . Париж: Николя Дю Шемен, 1549. 2 т. в-4 ° обл. Lesure 1953 п ø 1.
  • Вторая книга духовных песен и гимнов. Все написано на музыку в четырех частях, в четырех книгах мистера Клемента Жанекена . Париж: Николя Дю Шемен, 1555. 4 т. в-4 ° обл. Lesure 1953 Дополнение II, п о 41 - бис, RISM J 453.
  • Первая книга, содержащая несколько духовных песен, с Плач Иеремии: недавно сочиненная . Париж: Адриан Ле Рой и Роберт Баллард, 1556. 4 т. 8 ° обл. Lesure 1955 п о 18 тер RISM J 454.
  • Притчи Соломона, записанные в гимнах, и французская рифма, согласно еврейской истине; недавно сочиненный в четырех частях музыки М. Клементом Жанекеном, напечатанный в четырех томах . Париж: Адриан Ле Рой и Роберт Баллард, 1556. 4 т. 4 ° обл. Lesure 1955 п ø 48, RISM J 455.
  • Octante - два псалма Давида, переведенные на французский ритм Клементом Маро и другими, с несколькими гимнами, недавно сочиненными на музыку из четырех частей мистером Клементом Жанекеном . Париж: Адриан Ле Рой и Роберт Баллард, 1559. 4 т. 8 ° обл. Lesure 1955 п Ø 55, RISM J 457.

Песни



Очевидно, что в области песни работа Janequin наиболее важна. В основном он издается в Париже между 1528 и 1578 годами, а пик приходится на период 1540-1550 годов. Песни также исполняются в Лионе с Жаком Модерном и различными издателями в Италии, особенно Андреа Антико в Риме.

У него была специальность - отличные описательные песни, также с оттенком юмора или поэзии. Это:

Эти произведения вводят длинные отрывки из звукоподражания , спетые посреди других слов; они были опубликованы в 1527 и 1537 годах и быстро принесли ему международную известность. Мы можем рассматривать Janequin как первого нойз-музыканта , который попытался передать в своих композициях то, что он услышал. Когда вы слушаете La Guerre или Les Cris de Paris , у вас создается впечатление, что вы слышите, помимо музыки, звуки, присутствующие в то время, как если бы они были записаны.

Помимо описательных песен, его репертуар разделен на деревенские, повествовательные, галантные песни и эротические или сатирические эпиграммы. Песни Жанекена в основном издавал Пьер Аттенан с 1528 года до конца деятельности мастерской в ​​1553 году. В меньшей степени он также доверил их Николя Дю Шемену между 1549 и 1561 годами, а затем Адриану Ле Рою и Роберту Балларду с 1556 года ( незадолго до смерти); они переиздали его в течение двадцати лет, спустя много времени после его смерти.

Песни часто публикуются в сборниках с произведениями других авторов, но его известность оправдывает то, что эти типографии выделяют ему по крайней мере том, зарезервированный для его произведений, из которых вот краткий список:

Среди множества современных изданий, которые часто касаются только одной песни, можно упомянуть:

Потомство

Музыка Janequin по-прежнему высоко ценится и была записана много раз. Таким образом, его песня, ля гер Ou La Батай, был использован в саундтреке от Гаса Ван Сента фильм Последние дни (в самом начале фильма и в титрах).


Искусство эпохи Возрождения – в том числе музыкальное – во всех странах Европы породило свои великие имена. Самой заметной фигурой во французской музыке той эпохи стал Клеман Жанекен.

Сведений о жизни этого французского композитора сохранилось не так уж много, некоторые из них носят характер предположений. Жанекен появился на свет приблизительно в 1485 г., предположительно он происходил из буржуазного семейства. Родина композитора – Пуату (точнее, Шательро), эта местность всегда была богата песенным и танцевальным фольклором (особенно распространены были там такие жанры, как ноэль и бранль, и их черты отразились в сочинениях Жанекена. Судя по тому влиянию, какое оказал на его творчество Жоскен Депре, можно предположить, что Клеман обучался у кого-либо из его учеников или ближайших последователей – а возможно, и у самого Депре.

Около 1515 г. Клеман Жанекен принял священнический сан, и последующая его карьера была связана с церковью. Известно, что большую часть 1520-х гг. (с 1523 г. по 1529 г.) он служил священником в Бордо, под началом у архиепископа Жана де Фуа.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Подобные посты

Жизнь и творчество Луи Моро Готтшалка в контексте американской музыкальной культуры XIX века

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Борис Эмильевич Блох

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Дариус Мийо

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком. Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки. Я уже подписчик. Войти

Читайте также: