Сообщение о казахских узорах

Обновлено: 02.07.2024

казахский орнамент

Казахский орнамент — важная часть культуры народа, который долго вел кочевой образ жизни. Он был не только украшением немногих, самых необходимых предметов быта кочевников, в его элементах — отголоски древних верований, представлений о мире, главные ценности людей, живших тысячи лет назад. Предлагаю вам иллюстрированный рассказ о разных видах орнамента: геометрическом, космогоническом, зооморфном, растительном, о символике цвета. В конце текста вы найдете викторины и игру онлайн на эту же тему.

Если вы щелкнете по нужной вам строчке содержания, то перейдете на соответствующую главу.

Содержание

Сегодня мы смотрим на эти рога, ромбы, круги просто как на украшение предметов нашей повседневной жизни. В наши дни язык орнамента почти утрачен, ученым лишь в малой степени удается восстановить значение его элементов. И, что интересно: одни и те же мотивы встречаются у народов, живших за тысячи километров друг от друга. Что это значит?

Принято орнаментальные узоры делить на зооморфные, растительные, космогонические и геометрические.

орнамент по книге Жанибекова Эхо

Зооморфный орнамент

Самый распространенный элемент зооморфного казахского орнамента — мүйіз , рога Сегодня забавно читать , что рога у самых разных народов: египтян, германцев, шумеров, — да почти у всех были знаком могущества. Шлемы с рогами носили цари, и когда Александр Македонский пришел в Азию в рогатом шлеме, все сразу решили, что он — бог. Так что быть рогоносцем было почетно. Вот только некоторые знаменитые рогачи.

Рога в древней символике

бараньи рога

верблюжий след орнамент

Я назвала только несколько элементов зооморфного казахского орнамента. На самом деле, одних только вариантов мүйіз есть несколько: сломанные рога, ветвистые рога, оленьи рога и т д. А есть еще другие элементы, связанные с частями тела: птичий клюв — кус тумсык , позвоночник — омыртка , роговидный завиток — откiзбе .

элементы казахского орнамента

Часто крестовины на коврах вписаны в ромбы, которые не только у казахов, но и многих народов связывались с женским началом, плодородием.

Геометрический орнамент.

Но ромб, крест, а еще круг, треугольник — это уже элементы геометрического орнамента, самого древнего, геометрические фигуры находят на предметах каменного века. Они встречается у разных народов, разделенных тысячами километров. Вот крест и ромб в прикладном искусстве разных народов.

Крест у разных народов

Ромбы здесь сочетаются не только с крестами, но и со свастикой. Для нас это эмблема фашистов, но они, считая себя арийцами, взяли ее у индусов, предками которых были древние арии. Я прочла, что этот элемент возник в эпоху неолита, свастика была распространена и в Азии, и на Кавказе, в Греции, даже в Америке ее находят среди предметов государства Майя. Говорят, Млечный Путь, напоминает свастику. Она включает в себя идею четырёх сторон света и отражает вращательное движение мира вокруг мировой оси. Ну вот, у них — свастика, а у нас — крестовина. Крест — один из самых древних символов, но, наверное, самый древний — круг, который родился из поклонения солнцу. Сколько всего круглого создали разные народы!

Вы скажете, что круг — это просто красиво. Но, может, потому круг нам и нравится, что тысячелетия его признавали изображением совершенства, божества. Кстати, и древние строения делали в форме круга. Например, Стоунхендж или древний город Аркаим , который был открыт в середине прошлого века в Челябинской области был тоже круглым.

Круг у разных народов

Круг — один из древних оберегов. Вспомните, чем спасался гоголевский Хома Брут от ведьмы? Чертил круг. А вот круги в казахском орнаменте.

Какзахский орнамент

Если круг люди могли увидеть, то остальные фигуры пришлось придумывать. Почему треугольник тоже стал оберегом, можно гадать. Но все мистики от индийских браминов, египетских и иудейских жрецов до масонов придавали ему особый смысл. Для любой религии число 3 имеет особое значение. Еще древние тюрки верили, что мир состоит из 3 частей: верхнего среднего и подземного. Во времени число 3 присутствует в виде прошлого, настоящего и будущего. Любопытно, что в легендах о Коркыте говорится, что мать носила его 3 года и 9 дней. Опять тройка.

Символика треугольника

А вот современные казахские треугольные тумары, амулеты. Сегодня них вставляют цитату из Корана.

Космогонический орнамент

Если говорить об элементах космогонического орнамента, то они отражали представления древних людей о космосе. Я уже упоминала о круге, элементе, явно связанном с поклонением солнцу. Элемент спираль известен еще со времен палеолита.

Спираль в орнаменте.jpg

Древние люди могли видеть, что водовороты образуют спираль, и домик улитки тоже. Сегодня мы знаем, что ДНК, тоже имеет форму спирали. Если взять у нас отпечатки пальцев, получится спираль, у всех разная. Да и наша галактика тоже спиралевидная. Этот элемент орнамента встречается у древних египтян, индусов, скандинавов, то есть у народов, которые жили так далеко друг от друга, что не могли заимствовать элементы орнамента друг у друга.

Орнамент кахахский

Звезды в древней символике

орнаментальный мотив звзеда

Растительный орнамент

У разных элементов орнамента были свои функции: одни вырезали на деревянных изделиях, другие нашивали на одежду, расписывали посуду. Узоры жапырак — листья, уш жапырак — трилистники, гуль — цветок вышивали гладью, ими украшали одежду и головные уборы. Узоры агаш — древо встречаются в оформлении мавзолеев. Вообще этот элемент восходит к мифу о мировом дереве, который есть почти у всех народов. Такое дерево, по тюркским преданиям, росло на самой высокой горе Алтая. Оно называлось Байтерек. Дерево с сидящими на нем птицами мы видим и на шапке Золотого человека.

курган Иссык

Так что этот элемент орнамента имеет отношение к государственной символике нашей страны.

Цвета казахского орнамента

Казахский орнамент в архитектуре

Айша-биби Тараз

В облицовке мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи использована глазурованная плитка, покрытая характерными для мусульманской культуры видами орнамента: гирих — геометрический и ислими — растительный.

Вопросы викторины

  1. Говорят, когда Тенгри увидел, что небесный свод обрушился и придавил землю, он (подпер его своим железным посохом, поднял его на свои плечи, слепил новый небесный свод) В точке, где посох Тенгри уперся в небо, находится звезда Темир казык- так зовут Полярную звезду, неподвижную точку на небе, по которой ориентируются путники.
  2. Древние степняки верили, что это- священный дар богини Умай, относились к нему как к божеству (солнце, огонь, вода).
  3. Древние степняки верили, что на Луне живет (дракон, старуха, барс)
  4. Люди боялись, что если долго смотреть на Луну, то старуха (откусит у них нос, сосчитает их ресницы, утащит их к себе)
  5. Согласно поверьям, эта часть тела, как и слово, обладает магической силой, иногда разрушительной (рот, глаз, ухо)
  6. В старину верили, что не родившиеся души живут (на Луне, на Венере-Шолпан, на самой высокой горе).
  7. Степняки верили, что шаман, во время камлания, чтоб встретиться с духами предков, поднимается на небо (на Тулпаре, по ветвям мирового дерева, у него вырастают крылья)
  8. В степи верили, что предком тюрков был (волк, конь, барс)

2 тур. Восемь красок казахского орнамента

Мы сегодня используем те или иные цвета в зависимости от моды или личных вкусов, в то время как древние люди верили в то, что каждый цвет обладает определенным значением. Об этом мы много узнаем, участвуя во втором туре.

  1. Этот цвет у всех степных народов считался священным, матерью всех прочих. Он олицетворяет собой счастье и благополучие, чистоту и благородство, честность и добро, почет и высокое положение в обществе. (красный, синий, белый).
  2. Этим словом обозначают и цвет, и Бога, и масть лошади, и понятие воли, свободы (золотой, синий, белый).
  3. Стороны света древние тюрки и монголы обозначали цветами черным, красным, голубым, белым. Каким цветом они обозначали восток?
  4. Желтым цветом тюрки обозначали юг, север, середину земли
  5. Именно этот цвет чаще всего встречается в орнаментальных узорах (белый, черный, красный)
  6. На языке орнамента этот цвет означает силу и могущество (белый, черный, красный)
  7. Этот цвет означает высшую ценность, он связан с образами священных животных и царей (золотой, красный, голубой)
  8. Говорят, этот цвет пробуждает патриотический дух казахов, символизируют казахскую землю, цвет и мелодии музыкальных произведений. Есть предание, что Коркыт исцелил лежачего больного мелодией, в названии которой было слово (ақ, қоныр, қара)

3 тур. Символика казахского орнамента.

Когда мы рассматриваем сегодня узоры, украшающие предметы быта, мы воспринимаем их просто как элемент декора, не подозревая, что для наших далеких предков, это был особый и хорошо им знакомый язык. С этими линиями, кругами, завитками они связывали представление о благополучии, могуществе, защите от враждебных сил.

А теперь можете поиграть в игру онлйан:

Конечно, сейчас язык узоров орнамента в значительной мере утрачен, но все же интересно хоть краем глаза заглянуть в древность, которая, я убеждена, только от нашего незнания кажется дикой и примитивной. Если бы нам отбросить наше высокомерие и попробовать приглядеться внимательней к тому немногому, что осталось от людей, живших тысячи лет назад, у нас был бы повод не только удивиться, но и восхититься их умению, их мудрости. О древней символике я сделала ролик. Вы можете посмотреть его, пройдя по ссылке: От древних священных знаков к символам независимого Казахстана

Казахские орнаменты и их значение

Казахи – очень умелый, искусный народ. Они оставили свой жизненный след от самых разнообразных камней в бескрайних степях до предметов повседневного обихода, оставляя потрясающие великолепные картины, знаки в виде орнаментов.

Орнаменты, используемые нашим народом в быту, можно назвать художественным произведением, рожденным его интеллектуальным и эстетическим мировоззрением. Многие исследователи отмечают, что в основе древних орнаментов лежит стремление нашего народа в точности запечатлеть впечатления от явлений природы. Помимо космогонических, геометрических орнаментов, наши предки-кочевники очень часто использовали в быту и зооморфные элементы.

Существует также мнение, что орнаментальное искусство – это своего рода культурная генеалогия нашего народа, как и устная литература.

В работах известного исследователя Саник Зейноллы говорится, что под каждым выражением скрывается тайный знак. К примеру, айбалта (секира) означала силу, торсык (бурдюк) – достаток, различные животные олицетворяли горную местность, проточная вода – пашни, воронья лапка – зиму, скотина – джайляу, летучая мышь, звезда – тайну, секрет.

55bb049c18d30da962c14506496a889b.jpg

Құсмұрын – Птичьи клюв

На одежду молодых девушек и парней, на изделия быта молодых семей наносится много фигурных знаков в виде птичьего клюва. Құсмұрын (Птичий клюв) означает быть свободным, счастливым, парить, как птица.

Түйетабан – Верблюжий след

Орнамент Түйетабан (Верблюжий след) означает дальнюю дорогу. Такой орнамент наносили на вьючное седло верблюда, на его покрытие и другие изделия, необходимые каравану. Таких находок было много найдено вдоль Великого Шелкового пути, поэтому, можно предположить, что такие орнаменты были распространены.

Итқұйрық – Собачий хвост

Орнамент Итқұйрық (Собачий хвост) означает близкое расстояние. Собака не отправляется в дальние путешествия, собака может уйти на такое расстояние, которое сможет преодолеть за один день. Поэтому этот орнамент наносился на кошму, под седло быка и на другие изделия, означающие близкое расстояние.

Қошқармүйіз – Бараний рог

Казахи сильно почитают барана. В казахских орнаментах очень много и часто встречаются завитки бараньего рога. Он означает силу, доброту, достаток. Люди, мечтающие о том, чтобы их потомки стали такими, наносили орнамент бараний рог на изделия, которые они делали для своих детей.

Позвоночник - символ стойкости, смелости. На изделиях, предназначенных для мужчин, часто вышивали орнаменты в виде позвонка. Известно, что люди, имеющие сильную пояснично-позвонковую часть, бывают стойкие, энергичные.

Кұстаңдай – Птичье небо

На чапанах и другой одежде ораторов, поэтов вышивали орнамент құстаңдай. Таким способом вкладывали пожелание, чтобы голос был приятным, как у соловья.

d220cbf6bc3df8dde8f65e77e47e36a6.jpg

4e7e2e4d1e4d6f4216e54a93f6588560.jpg

Использованная литература:

При всем богатстве и разнообразии орнаментального искусства, прослеженного по древним археологическим памятникам Казахстана, сложились мотивы геометрического, зооморфного, космогонического и растительного орнаментов. По происхождению казахский орнамент делится на две группы: к первой относятся те орнаменты, которые возникли на собственной национальной почве, являются истинно казахским орнаментом. Вторая — это те орнаменты, которые казахи переняли у других народов, т.е. интернациональные орнаменты. Казахский национальный орнамент насчитывает очень много видов и названий — более 200. По содержанию орнамент можно классифицировать по следующим группам:

7. Орнамент, связанный с изображением геометрических форм — квадратов, ромбов, прямоугольников, зигзагов, многогранников, символизирующих магические знаки оберега от злых духов.

Геометрические мотивы казахского орнамента

Геометрические мотивы казахского орнамента

В древности окраска изделий в определенные тона, использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение, служили выражением определенных понятий и представлений. Каждый из трех основных спектральных цветов (голубой, желтый, красный) и двух ахроматических (белый и черный) означали собственный символ желаний и чувств. Так, синий свет — символ неба, поклонение тенгри, красный — огня, солнца, белый — истины, чистоты, радости, счастья, желтый — разума, черный — земли, зеленый — весны, молодости. Таким образом, цвет и орнамент в древности имели ритуальное значение.

Овладение искусством орнамента было обязательным условием успешной работы для любого мастера. При выполнении орнамента мастера соблюдали следующие правила:
1. Орнамент должен соответствовать объему и форме изделия.
2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.
3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.
4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Символическое значение казахского орнамента: Орнамент – искусство очень древн.

Символическое значение казахского орнамента: Орнамент – искусство очень древнее. Еще пару сотен лет назад люди относились к природе совсем иначе, чем теперь. Она была их матерью, которая кормила, одевала, лечила, но могла и наказать за непочтительность. Люди верили что Луна и Солнце, море и пустыня, ветры и скалы, животные и растения могут думать и чувствовать, разговаривать, помогать человеку или мстить. С самых древних времен люди изображали на предметах домашней утвари и убранства жилищ знаки небесных светил, согревающего огня, воды, зеленых побегов и спелых колосьев, тучных стад как символ здоровья детей и плодородия земли, богатства и процветания дома и его хозяев. Охотники и воины украшали свои тела, доспехи и оружие узорами с фигурами хищных зверей, чтобы стать такими же храбрыми и непобедимыми как они. Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, с котором отразились живая поэтичная душа народа, любовь к родной природе и окружающему миру.

Казахское орнаментальное искусство, веками существуя с народом, превратилось.

Казахское орнаментальное искусство, веками существуя с народом, превратилось в его духовное и материальное благо. Оно играет немаловажную роль в совершенствовании эстетического и художественного мышления народа. Казахский орнамент- это раритет, который достался нам от наших кочевых предков. Особое место в духовной жизни казахского народа занимает орнаментальное искусство (кройка на ткани, коже, резьба на дереве, металл т. д.). И специфические особенности почерка и мастерства в этом виде искусства идут из глубины веков, бережно передаются и обогащаются от поколения к поколению. Орнамент традиционен в быту у казахов. Его элементы издавна стали составными частями юрты и мебели, ювелирных изделии и инструментов труда, одежды и хозяйственных принадлежностей, оружия и т. д. Орнаментальное искусство является своеобразной летописью культуры казахского народа, и мы не должны забывать о его эмоциональном воздействии, эстетическом и воспитательном значении. Всем понятный и доходчивый язык орнаментов рассказывает о столкновении эпох, пульсе времени, общественной жизни, человеческих проблемах посредством самых разнообразных полотен и предметов.

Читайте также: