Сообщение о католиках которые прославили русь

Обновлено: 05.07.2024

В эпоху Российской империи переход из православия в иные религии считался подсудным делом и строго наказывался, но тем не менее, число католиков в самой России (а не в бывших владениях Польши) постоянно росло из-за большого числа переселенцев с запада. Многие из них к революции уже были русскими людьми во всем, кроме веры, и даже гонения на все без исключения религии в советское время сильно ситуацию не изменило. По большому счету, отличия между двумя ветвями христианства сильно преувеличены, и имеют больше культурную и политическую основу, нежели связаны с религиозной доктриной.

Мой рассказ будет об известных российских католиках.

По семейному преданию, бабушка Владимира Машкова была итальянкой из Швейцарии, и именно это называется причиной, по которой сам актер сохранил католическое вероисповедание. Впрочем, вездесущая Википедия заявляет, что предки нашего героя были славяне, но кто-то из них, аки Ильич, скрывался от имперского правосудия за границей из-за своей революционной деятельности и именно это стало основой для легенды, что у семьи Машковых такое западноевропейское происхождение. Так или иначе, редкую для нашей страны религию они подцепили, и гипотетические итальянские корни для этого – не самое плохое объяснение.

Дочь русской и литовца Кристина Орбакайте ко всему прочему прежде состояла в браке с носителем мусульманской веры, а потому ее трое ее детей вообще слуги трех господ: они принадлежат к православной, католической и мусульманской религии. Сама она унаследовала веру отца, т.е. является католичкой. Разумеется, в таком-то окружении, она совсем не имеет фанатичных убеждений и является очень толерантным человеком, но сама из-за воспитания соблюдает некоторые обряды западного христианства, к которым певицу приучил ее отец.

Телевизионная звезда Ольга Шелест, несмотря на то, что родилась в Татарстане, сознательно перешла в католичество по достижении совершеннолетия, как раз после того, как переехала учиться и строить карьеру в Москву. Впрочем, собственных детей она не принуждает ни к одной из религий, и хочет, чтобы они сделали выбор сами по достижении зрелого возраста. Ее участие в католической вере ограничивается отмечанием главных религиозных праздников и редким посещением московских костелов.

Владимир Познер следует атеистическим убеждениям своего отца-коммуниста, но все же, крещен в католичество мамой-француженкой. Сам, конечно, он не исполняет никаких обрядов, не требует этого от своих жены и детей, да и вообще является одним из наиболее известных атеистически настроенных знаменитостей России, которые не стесняются об этом заявлять, хотя такие взгляды сейчас и не очень в моде.

Витус Беринг

Беринг стал человеком, исполнившим одно из последних распоряжений царя Петра Первого. Незадолго до смерти, в январе 1725, Петр написал секретную инструкцию, по которой Берингу было поручено отыскать пролив между Азией и Северной Америкой, а затем спуститься вдоль североамериканского побережья на юг.

Беринг, родившийся в Дании, служил в русском флоте с самого его начала – с 1703 года, и в 1725 уже был капитаном 1-го ранга. Его экспедиция стала первой научной морской экспедицией в России. В 1725-1727 годах, прибыв на Камчатку по суше, Беринг и его команда проплыли через Берингов пролив и вышли в Чукотское море, показав, что Азия и Америка не соединяются сушей. В ходе этой экспедиции было окончательно открыто северо-восточное побережье Азии; однако Америки Первая Камчатская экспедиция Беринга так и не достигла.

Волю Петра удалось выполнить лишь в 1741, когда уже 60-летний капитан Беринг пристал к американским берегам. Это было последним его подвигом – по дороге назад, в тяжелейших условиях зимовки, Беринг умер на острове, впоследствии названном его именем. Его останки были найдены и идентифицированы только в 1990-х годах.

2. Доменико Трезини (1670 – 1734), главный архитектор Петербурга – Швейцария

Доменико Трезини

Доменико Трезини был родом из Тессинского кантона Швейцарии. Удивительным образом люди, родившиеся там, славились на всю Европу своим мастерством строителей и каменотесов. В 33 года, поработав в Европе, Треззини подписал контракт на службу в России, где царь Петр только что основал Петербург.

Памятник Доменико Трезини в Петербурге у дома, в котором жил архитектор. Скульптор П. Игнатьев, архитектор П. Богрянцев

Памятник Доменико Трезини в Петербурге у дома, в котором жил архитектор. Скульптор П. Игнатьев, архитектор П. Богрянцев

Надежда Пивоварова (CC BY-SA 3.0)

Как самый опытный из всех приглашенных Петром архитекторов, Трезини стал главным строителем новой столицы. Одновременно он наблюдал за сооружением несколько десятков зданий, и общим видом Санкт-Петербурга мы обязаны его вкусу. Именно он – автор Петропавловского собора и Здания 12 коллегий – первых министерств России. Также Трезини составил сборник типовых проектов жилых домов и дач – и этим определил архитектурную стилистику Петербурга на годы вперед.

3. Бартоломео Франческо Растрелли (1700–1771), архитектор, автор Зимнего дворца – Италия

Портрет Ф. Б. Растрелли

Портрет Ф. Б. Растрелли

Lucas Conrad Pfandzelt/Hermitage Museum

Бартоломео Растрелли, хотя и был итальянцем, родившимся в Париже, вырос в России. Его отец, скульптор и инженер Бартоломео Карло Растрелли, был приглашен Петром Великим в Петербург в 1716.

Именно отец и стал первым учителем Бартоломео, который также расширял свои знания в путешествиях в Европу. Первые же заказы молодого архитектора были царского уровня – Рундальский и Митавский дворцы для герцога Бирона, фаворита Анны Иоанновны. Великолепный Рундальский дворец можно подробно рассмотреть в фильме HBO ‘Catherine the Great,’ большинство дворцовых сцен которого сняты именно там. А почему? Потому что он – наиболее близок к подлинным дворцам русских царей, Зимнему дворцу в Петербурге и Большому дворцу в Петергофе. Спроектировал их именно Растрелли.

Смольный собор, архитектор Ф. Б. Растрелли

Смольный собор, архитектор Ф. Б. Растрелли

Именно барокко и погубило Растрелли – когда этот стиль вышел из моды, и заказы Растрелли иссякли. Привыкший жить в роскоши архитектор очень быстро разорился. Он пытался бежать из России и предложить свои проекты Фридриху II, но тому тоже оказался не мил устаревший стиль. Растрелли вернулся в Россию. Чтобы свести концы с концами, он распродавал мебель и предметы искусства из своего дома. Точное место смерти его неизвестно.

4. Августин Бетанкур (1758 – 1824), инженер – Испания

Августин де Бетанкур

Августин де Бетанкур

Музей Исаакиевского собора

Подъём Александровской колонны в 1832 году

Подъём Александровской колонны в 1832 году

Бишебуа Луи Пьер Альфонс, Байо Адольф Жан Батист

Но главный плод трудов Бетанкура знает каждый русский – это Александровская колонна в Петербурге. Именно по разработанной Бетанкуром системе его ученик, скульптор Огюст Монферран, сумел поставить вертикально 600-тонный гранитный монолит.

5. Огюст Монферран (1786 – 1858), архитектор, автор Исаакиевского собора – Франция

Огюст де Монферран

Огюст де Монферран

Огюст Монферран служил в армии Наполеона, но карьера его началась с того, что он преподнес альбом своих архитектурных проектов победителю Наполеона – русскому императору Александру, когда в 1814 году тот со своей армией вошел в Париж. Александру проекты понравились, и 30-летний архитектор вскоре был приглашен в Петербург. Тут он и познакомился с Августином Бетанкуром, который занимал должность председателя комитета о городских строениях в Санкт-Петербурге.

Исаакиевский собор

Бетанкур разглядел незаурядный талант молодого архитектора и на свой страх и риск предложил императору кандидатуру Монферрана как архитектора для перестройки Исаакиевского собора. Этот храм был одной из святынь Петербурга: он был основан при Петре Великом, и именно здесь он венчался с императрицей Екатериной. Кроме того, работа по перестройке храма была архисложной: существовавший собор нужно было частично разобрать и, не трогая освященные три алтаря, встроить в новый объем.

Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из облицовочных камней, использовавшихся при строительстве собора

Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из облицовочных камней, использовавшихся при строительстве собора

А. С. Татаринов - (CC BY-SA 3.0)

Монферран руководил строительством собора всю жизнь – Исаакий был окончен в 1858 году, а через месяц Монферран скончался. Его последним желанием было быть похороненным в подземелье собора, но император Александр II не дал на это разрешения, так как Монферран был католиком. Гроб с телом Монферрана лишь трижды обвезли вокруг огромного собора; а внутри собора стоит его бюст. Он сложен из осколков камней, использовавшихся для облицовки Исаакиевского собора. Огюст Монферран был похоронен в Париже, возле могилы матери.

6. Борис Якоби (1801 – 1874), физик, изобретатель гальванопластики – Германия

Борис Якоби

Купола Исаакиевского собора, созданного Монферраном, золотили с помощью паров ртути – и в результате от 60 до 100 мастеров погибли. Физик Борис Якоби придумал гальванопластику – технологию, позволявшую покрывать предметы металлами с помощью электрического тока. Более мелкие детали украшения Исаакиевского собора покрывали золотом именно с помощью этой технологии.

Борис (Мориц) Якоби родился в Потсдаме, в богатой еврейской семье. Его отец был личным счетоводом короля Пруссии, поэтому Мориц получил великолепное инженерное образование. Его главным интересом стало электричество – и в 1834 он собрал первый в мире электродвигатель. Произошло это в Кенигсберге, недалеко от русских владений. Якоби был приглашен жить и работать в Россию – император Николай I увидел большое будущее в созданной Якоби технологии.

Электродвигатель Якоби

Мориц Якоби переехал в Россию в 1837 – как оказалось, навсегда. В Петербурге к нему относились как к великой знаменитости – сразу же по приезду ему были выделены 50 000 рублей (эквивалент зарплаты 10 министров за год) на разработки; и Якоби не подвел. Уже в 1838 он делает главное свое открытие – изобретает гальванопластику. В 1841 Якоби сделал для русского царя первый буквопечатающий телеграф – с его помощью Николай из своего кабинета в Зимнем дворце мог общаться с офицерами Главного штаба, находящегося на другой стороне Дворцовой площади. Вскоре линии телеграфа Якоби протянулись и в загородные резиденции. Якоби так никогда и не уезжал из России. Он стал русским дворянином и умер почтенным стариком в Петербурге в 1874 году.

7. Маурис Петипа (1818 – 1910), балетмейстер – Франция

 Мариус Петипа

Гравюра с фотографии Бергамаско. Рисовал П.Ф. Борель, гравировал Л.А. Серяков

Российский балет сегодня – один из символов русской культуры. Интересно, что у его истоков стоял француз. Маурис Петипа родился в Марселе в семье Жана-Антуана Петипа, известного во Франции балетмейстера. Жизнь всей семьи была подчинена искусству танца: они постоянно были в разъездах. Сыновья Жана-Антуана, Люсьен и Маурис, с самого детства выступали с отцом. А в России тем временем была жестокая нехватка качественных хореографов.

Вся культура российской элиты строилась на умении изящно двигаться и танцевать. Поэтому, когда Мауриса Петипа пригласили в Петербург в 1847 году, он уже через 4 месяца перевез с собой отца – в русской столице был просто Клондайк для хореографов. У знаменитых французов не было отбоя от учеников. С 1869 года Маурис Петипа становится главным балетмейстером Императорских театров. В 1894, в 72 года, он стал подданным Российской империи. Петипа прожил огромную жизнь и умер в Гурзуфе, в Крыму, в 1910 году. Петипа создал русский стиль академического балета и воспитал несколько поколений выдающихся танцовщиков.

По наследству не передавалось

История католицизма в России насчитывает много веков, и раскол христианства в 1054 году, произошедший после Крещения Руси, не помешал поддерживать контакты с представителями Западной церкви. Влияние Святого престола распространялось среди народов, впоследствии включённых в Российскую империю: поляков, украинцев, белорусов, а также прибалтийских, финно-угорских и других этносов.

Портрет Екатерины II. Фёдор Рокотов, 1763, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Портрет Екатерины II. Фёдор Рокотов, 1763, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Russian Look/Global Look Press

На рубеже XVIII–XIX веков обращение к католицизму в каком-то смысле было аристократической модой на фоне присоединения императора Павла I к Мальтийскому ордену. В Россию тогда приехали для миссионерской деятельности мальтийские кавалеры-иезуиты. В эти времена, как и впоследствии при Александре I, много разговоров шло об отсутствии существенных различий между православием и католицизмом. В последнее, к слову, обращались представители русской знати и интеллигенции — князья Иван Гагарин, Дмитрий Голицын, Зинаида и Елизавета Волконские, декабрист Михаил Лунин, поэт Владимир Печерин, писательница Софья Свечина, археолог Иван Мартынов и многие другие.

С распадом СССР большинство проживавших на его территории приверженцев католицизма оказались за пределами России, а часть тех, кто остался в РФ, стали эмигрировать на историческую родину, как это делали, например, поволжские немцы. Но именно на волне перестройки в СССР Россия установила дипломатические отношения с Ватиканом. В 1991 году для католиков латинского обряда были созданы две апостольские администратуры, через семь лет — ещё две. В феврале 2002 года, 20 лет назад, они были преобразованы в епархии, объединённые в митрополию во главе с главой архиепархии Божией Матери в Москве архиепископом Тадеушем Кондрусевичем, который также занимал пост председателя Конференции католических епископов РФ.

Вызывает сожаление, что такое важное решение было принято без должного учёта мнения российской стороны. МИД России подтверждает свою заинтересованность в налаживании таких отношений между Русской православной и Римско-католической церквями, которые бы строились на равноправной основе и не наносили ущерба интересам РПЦ, — заявляли в МИД.

Выдворения и прецеденты

Межконфессиональные трения, вышедшие на дипломатический уровень, довольно быстро обернулись административными мерами. В апреле 2002 года сотрудники пограничного контроля без объяснения причин не пустили после зарубежной поездки обратно в Россию правящего ординария католической епархии святого Иосифа с центром в Иркутске епископа Ежи Мазура (он являлся гражданином Польши). Также из страны был выслан настоятель католических приходов Владимира и Иваново Стефано Каприо, имеющий гражданство Италии, а также другие священнослужители.

Впрочем, сам епископ Дубинин не увидел чего-либо странного в своём назначении, подчеркнув, что для Ватикана вопрос национальной принадлежности священнослужителя не представляет какой-либо важности:

Люди, которые ищут в Католической церкви что-то максимально удалённое от православия, как правило, с разочарованием обнаруживают, что это такая же церковь, с довольно строгими правилами, трудными взаимоотношениями, и главное — с необходимостью менять свою жизнь. Для многих это оказывается полной неожиданностью . Отношения между католиками и православными можно назвать хорошими на высшем институциональном и богословском уровне. Можно сказать, что в этой области достигнут значительный прогресс по сравнению с тем, что было 20 лет назад. Чего не хватает — так это дружеских отношений и сотрудничества между католическими и православными общинами.


Кирилл Горбунов

пресс-секретарь Конференции католических епископов России

Алоизий Егорович Трупп – латгальский крестьянин, русский солдат, лакей императора Николая II, до смерти сохранивший верность царской семье и расстрелянный вместе с Романовыми. Католик, провозглашенный православной Церковью святым мучеником.

Четыре человека были убиты вместе с царской семьей в Екатеринбурге: лейб–медик Евгений Сергеевич Боткин, комнатная девушка Анна Степановна Демидова, повар Иван Михайлович Харитонов, лакей Алексей Егорович Трупп.


Лакей — всего лишь послушная тень близ царственных особ. Тень следа не оставляет. Так ли это?

Алоиз Лауре Труупс родился 8 августа 1856 г. в Латгалии – в деревне Калнагалс Режицкого уезда Витебской губернии (сейчас это Баркавская волость Резекненского района Латвии), в состоятельной латгальской крестьянской католической семье. Его крестил о. Эрик Мажиновский, священник Баркавской католической церкви, с именем Алоизий Лаврентий. У Алоиза были сестра и три брата. Дети учились в начальной школе в Баркаве, Алоиз закончил ее в 1866 г. Городское уездное училище в Резекне было для него недоступно, после окончания школы он жил в родительском доме.

Придворный лакей, или камер-лакей, относился к числу низших служителей. В силу своей должности он постоянно находился при членах царской семьи, даже в траурной процессии придворные лакеи шли за ротами полков лейб-гвардии. Для латгальского крестьянина это была головокружительная карьера – Алоиз считал, что ему улыбнулось счастье. Служба во дворце требовала исполнительности, исключительной честности и надежности, она предполагала полное доверие. Доход Алоиза позволял ему приобрести недвижимость в окрестностях Петербурга, но он был равнодушен к материальным ценностям и не корыстен. Проводя большую часть времени в Царском Селе, в Александровском дворце – любимом доме последнего российского императора, Алоиз мог регулярно посещать Мессу в католической церкви св. Иоанна Крестителя – там же, на Дворцовой улице, прямо через дорогу.

Алоиз помнил о своей родине и всеми путями помогал родственникам и знакомым. Он прислал братьям молотилку и другую сельскохозяйственную технику, посещал Баркаву, жертвовал деньги на тот храм, в котором его крестили. Он помогал деньгами, оказывал протекцию при устройстве на работу, отвечал всем, кто его просил, был веселым и коммуникабельным, любил проводить время со своими соотечественниками, однако воздерживался от участия в общественных мероприятиях.

2 марта 1917 г. царь отрекся от престола, а 6 марта Николай и Александра были арестованы Временным правительством. К обслуге претензий не было, они могли покинуть Царское Село, где находится бывший монарх с семьей. В 1917 г. Алоизу Труппу исполнился 61 год. Он остался со своими бывшими хозяевами добровольно. Когда бывший император не смог платить своим слугам, Алоиз, так же как и другие, продолжил работать бесплатно. В числе сорока человек (педагогов, наставников цесаревича, фрейлин, врачей, поваров) Алоиз Трупп в июле отправился в тобольскую ссылку вместе с царской семьей.



Из дневника Николая II:

Алоиз Трупп исполнял свои обязанности слуги, помогал по хозяйству. В это время охрана дома Ипатьева состояла из его соотечественников. По воспоминаниям С. И. Иванова, Трупп встретил в Екатеринбурге, в отряде красноармейцев, родного племянника. Был ли это действительно родственник, или просто два латыша поговорили на родном языке, неизвестно. Кто бы ни были они друг другу, они оказались по разную сторону баррикад, каждый по-своему понимая свой долг: ни национальность, ни вероисповедание не имели значения. Католик Алоиз Трупп, например, участвовал в православной церковной службе. Екатеринбургское предание говорит о том, что Алексей Егорович прислуживал за богослужением: был пономарем, разжигал и подносил кадило, выносил свечу.

Даже во время расстрела Иван Харитонов и Алоиз Трупп не забыли о своем положении.

Дальше произошло то, что всем теперь хорошо известно…


Читайте также: