Сообщение о картине золотая осень

Обновлено: 05.07.2024

Один из последних теплых солнечных осенних деньков. Вся природа пригрелась на солнышке и затихла, в приятном красочном ожидании.

Спокойная водная гладь речушки отражает лазурное небо с перистыми белыми облаками, кустарники и траву с берегов, верхушки отдаленных рощиц.

Листва на деревьях уже по-осеннему разноцветная, но она еще не опала, а значит, первого морозца еще не было. Стройные красавицы березки нарядились в желтые сарафаны, красные листья на редких кустиках, пожелтевшая с зелеными проблесками осенняя травка. Природа готовится к зимнему сну.

Вдали виднеется зеленое пятно озимого поля, за ним несколько деревенских домов. На поле взошли озимые, а значит скоро снег. Значит скоро зима и мороз, метели и холода.

Вся природа пригрелась и затихла в лучах последнего осеннего, но еще теплого солнышка. Состояние торжественной красоты и умиротворения одновременно мягко переплетаются в одном пейзаже.

Еще можно упасть ненадолго на траву и полюбоваться осенними, тяжелеющими облаками. Вдохнуть острого, наполненного ароматами пожухлой листвы и речной влаги, уже по-осеннему прохладного воздуха, с деревенскими нотками.

Преобладание желтого цвета на земле и голубого в небе, картина поражает богатством тонов и полутонов, спокойной тихой торжественностью осеннего золота.

Березовые рощицы, переливаясь золотом листвы, замерли в лучах последнего осеннего теплого солнышка, нигде не дрогнет веточка, тишина и спокойное благородное ожидание.

Хочется, чтобы этот теплый погожий золотой денек запомнился на всю холодную белую зиму. Хочется утонуть в золоте красок и понежиться в последних лучах солнышка. Вдохнуть аромат листвы и тихой прозрачной речки, послушать звуки близкой деревни, пение петуха и мычание коровы.

Перемена настроения в живописной манере объясняется новым сердечным увлечением художника. В тот период он повстречал Анну Турчанинову, которая приехала с дочерьми в свое поместье Горка в Тверской губернии. Там и были написаны этюды к картине — изображенный уголок природы находился в шаговой доступности от усадьбы. Работа была завершена уже в Москве и представлена публике на 24-й выставке передвижников. Вскоре Павел Третьяков (1832-1898) приобрел ее для галереи за 700 рублей.

Прекрасные пейзажи русских и зарубежных мастеров часто выставляются на аукционах, которые проходят на сайте Very Important Lot. Это удобная возможность пополнять коллекцию произведениями искусства или шедеврами антиквариата. Также портал дает возможность недорого купить картины с пейзажами напрямую у современных художников.

Описание

На картине изображена природа. Это березовая роща на берегу реки. Светит солнце. Тишина и спокойствие.

Деревья на картине изображены по-разному: на каких-то деревьях уже опали листья, на каких-то еще красноватые листики, на каких-то листья только пожелтели, а на каких-то листья все еще зеленые. Автор картины показывает, что деревья наслаждаются последними лучами солнца.

Река, рядом с которой расположились деревья, уходит вглубь. Вдалеке виднеются дома. Левитан показывает близость человека к природе. Люди живут посреди такой красивой местности.

Краски

Левитан показал переход природы от лета к осени. Такую пору принято называть золотой осенью. Листья деревьев уже пожелтели, хотя трава еще до сих пор зеленая. Левитан использует краски, способные передать разные временные пласты. Преобладает желтый и даже золотистый цвета, которые говорят о том, что осень вступила в свои права. На смену времени года указывает и красный цвет кустарников и листьев деревьев. На заднем плане ярко видны зеленые деревья, которые показывают, что лето ушло еще не до конца.

Оттенки желтого и красного цветов перемежаются с оттенками синего. Голубоватое небо уже заволокло облаками, оно отражается в реке синеватого цвета.

Все краски, которые использовал Левитан при написании пейзажа, сочетаются между собой и помогают выразить основную идею картины – показать переход от лета к осени.

Главная мысль

Показывая переходное состояние природы, автор хотел попрощаться с летом. Преобладают нотки грусти, на что указывают опавшие листья на деревьях, которые находятся на первом плане. Однако в целом настроение положительно: автор ностальгирует по прошедшему времени, но ждет наступление новой поры. Для него важным было показать момент смены времени года, когда лето сочетается с осенью, что воспринимается человеком как процесс перехода от одного периода жизни к другому.

Автор показал, что и осень, которую часто сравнивают с тоской и унынием, может быть красивой. Главное – увидеть эту красоту и радоваться ей.

Золотая осень 1895 г.

Автор и русский пейзаж

Трудно поверить, но многие современники живописца, имеющего еврейские корни, осыпали его упрёками в чрезмерной любви к русскому пейзажу. Недоброжелатели считали, что восхищение природными красотами Руси прерогатива русских мастеров.

Предыстория

Шёл не первый год романа с Софьей Кувшинниковой (1847-1907), эксцентричной ученицей Левитана. Эта женщина обожала творческую атмосферу и часто собирала в своём доме в Москве известных музыкантов, артистов, писателей, художников. Так и познакомилась в 1886 году с Левитаном. Она была замужем за известным в Москве доктором, что не мешало ей предаваться страстям.

Осенний пейзаж был начат в 1895 году в Горке, здесь же были созданы первые этюды. Заканчивал работу над картиной художник уже в Москве.

На полотне, ориентированном по горизонтали, предстаёт тихий и солнечный день ранней осени. Деревья ещё не скинули листву, которая пока даже не вся сменила окраску – справа совсем зелёный перелесок, трава местами также сохранила цвет лета.

От нижнего края картины на переднем плане почти прямо, словно просёлочная дорога, ведёт неширокая речка с тихими глубокими водами, в которых отражается высокое голубое небо, подёрнутое лёгкими облаками. Берега речушки густо поросли травами и низким кустарником. Склон левого берега пологий, на нём замерли молодые берёзки, словно осторожно спускающиеся к воде.

Дальше пожелтевшие луга, поля, перелески. За полосой горящих золотом берёз слева угадывается направление речки. У её поворота стоит одинокая, вся в позолоте буйной ещё листвы, берёза, словно страж и наблюдатель.

Преобладание жёлтой гаммы оттеняется красными вкраплениями листвы осинок, других прибрежных растений, гряды деревьев вдали за бледно-соломенным полем. За этой красно-жёлтой полосой зеленеют озимые посевы (во второй половине XIX века в России широко применялось так называемое трёхполье, когда каждый год у земли было разное предназначение: засевались озимые, яровые либо почва оставлялась без посадок, т.е. под паром). Все циклы бережной обработки земли русскими крестьянами налицо.

За зелёным полем рассыпаны хаты, снова поля и деревья, становящиеся уже неразличимыми и сливающиеся на горизонте с бездонным небом – безгранична, широка и привольна русская земля. И везде следы трудов человеческих, деликатных и благоразумных, не уродующих родную землю, не калечащих трогательный пейзаж, а дополняющих его хрупкую прелесть.

Судьба картины

В Харькове в конце ноября 1896 года, когда экспонаты уже снимали и готовили к отправке дальше, на холст Левитана, стоявший на полу и прислоненный к стене, упал подвесной обогреватель (выставочные залы требовали отопления). Образовалась сквозная прореха. Руководство выставки уведомило об инциденте собственника (Третьякова). По прибытии шедевра в Москву его восстановление было поручено искусному реставратору Дмитрию Арцыбашеву, который справился с работой безукоризненно.

Не до конца удовлетворённый результатом работы, Левитан в 1896 году пишет одноимённую картину с иной композицией, другим цветовым решением, но похожей концепции – берёзы, водоём, голубое небо. Это произведение также принадлежит Третьяковке.

Принцип сочинения неизменен – работа должна состоять из 3-х частей: вступления (название, автор), основной части (описание) и заключения (собственное отношение к картине).

3 класс

Картина выполнена преимущественно жёлтыми красками разных оттенков. Есть также красный, бурый, голубой, зелёный – настоящие природные цвета в ясный солнечный день ранней осенью. Золотистые берёзы, деревья с зелёной и красной листвой разбросаны среди пожухлых лугов. Между ними течёт небольшая речка. Вдали виднеется зелёное поле, деревня. Над этим простором раскинулось голубое небо. Лёгкие облака не мешают солнечным лучам ярко освещать великолепный пейзаж и дарить последнее тепло земле.

Картина вызывает восторг и любовь к родной природе.

4 класс

Одиночные деревья и их группы одеты в ярко-жёлтые наряды, некоторые с красными бликами, другие совсем зелёные. Листва ещё не опала – осень недавно вступила в свои права. Но трава уже почти завяла, луга и поля поблёкли. Речушка, неспешно несущая свои воды, поблёскивает холодом воды. У небольшой рощицы золотистых подружек-берёз она сворачивает и теряется вдали. За полями видна небольшая деревня. В этих избах, вероятно, и живут те крестьяне, которые обрабатывают поля. Сейчас у них отдых от летних трудов, и они так же, как и природа вокруг, радуются тёплой солнечной погоде, голубому небу и бегущим в вышине облакам.

Картина производит очень приятное впечатление и создаёт радостное настроение. Так и хочется побывать среди этой красоты.

5 класс

Передо мной картина русского художника Исаака Левитана, написанная в 1895 году. Автору тогда было 35 лет, он был уже зрелым живописцем, знаменитым мастером русского пейзажа. Его работы, как правило, выполнены в приглушённых тонах и пронизаны поэтической печалью. Эта картина отличается яркими красками ранней осени и оптимизмом.

Никаких действующих лиц – только природа и безмолвие. Молодые и старые берёзы, окутанные золотом листвы, небольшие осины в багряных красках, великаны справа, зелень листвы которых ещё не тронута неизбежной осенью. Деревья разбросаны по широкой холмистой равнине. Между ними поля, которые уже готовятся к зимнему отдыху, речка с ощутимо прохладной водой. Солнечные блики на её поверхности играют и сверкают, отражая каждый солнечный прощальный лучик и бездонную голубизну неба в невесомых облаках. Вдалеке видны крыши домов – явное обозначение присутствия людей среди этой красоты, символ осторожного сплетения природы и результатов труда человеческого, полей с посевами.

Картина невероятно притягательна. Она даёт ощущение счастья и умиротворения. Хотелось бы, чтобы и сегодня земля наша была так же прекрасна, а не изуродована свалками, заброшенными строениями, заводами и даже целыми деревнями.

Топ лучших картин Исаака Левитана


Красота и грусть сентябрьской поры на картине Ильи Остроухова "Золотая осень"

Учителя считали, что еврейский мальчик, пусть и талантливый, не должен был касаться русского пейзажа.

Сюжет

Пожалуй, лучше всего сюжет картины описывают строки Александра Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,

Вдали видны деревенские домики, поля, а надо всем этим — голубое небо в белых облаках. Левитан очень любил писать осень, но обычно выбирал нежные мягкие тона. На этой же картине — яркие, мажорные цвета. Видимо, за это её относят к так называемой оптимистической серии Левитана.

1.jpg

Контекст

Левитан работал над картиной в Тверской губернии, когда жил в усадьбе Горка. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. С его женой у Левитана, кстати, закрутилась интрижка, которая ничем хорошим ни для художника, ни для почтенной дамы не закончилась. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой.

2.jpg

Судьба художника

Из-за еврейского происхождения и страшной бедности, в которой жила семья, Левитану приходилось нелегко. Московское училище живописи, ваяния и зодчества время от времени оказывало Исааку и его брату, который учился там же, материальную помощь, а затем и вовсе освободило их от оплаты. При этом звание художника по окончании заведения они не получили — только дипломы учителей рисования.

Преподаватели по-снобски смотрели на виды Останкина и Саввинской слободы, исполненные Левитаном. По их мнению, еврейский мальчик не должен был покушаться на темы коренных русских художников. Тем не менее именно Левитан ввёл моду на Плёс, волжские просторы, леса и поля.

3.jpg

Исаак Левитан умер совсем молодым, месяца не дожив до 40-летия. В его мастерской остались десятки неоконченных картин и сотни этюдов.

Читайте также: