Сообщение о картине сурикова взятие снежного городка

Обновлено: 30.06.2024

Сурикову, имевшему в роду казацкие корни, были близки местные нравы и забавы праздничных гуляний. Композиция картины динамична, полна движения, зритель словно вовлечен во всеобщее действо, чувствует морозный воздух и разлетающийся по сторонам снег.

В шуточном взятии снежной крепости художник изобразил молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы. В санях повернутым к зрителю предстает брат художника - Александр.

За это полотно Суриков получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900.


Картины Русских Художников

“Взятие снежного городка” Василия Ивановича Сурикова — это известная картина, которую сейчас можно увидеть в Государственном Русском музее. Написанная маслом по холсту размером 156 на 282 сантиметра в 1891 году, она поражает зрителя своей живостью и искренностью. Разберемся, что предшествовало созданию шедевра и как он воспринимается критиками в контексте всего творчества Сурикова.

История создания

В конце восьмидесятых годов семья Суриковых пережила серьезную трагедию — умерла жена, которую звали Елизавета. Долгое время Суриков не мог собраться с силами и взяться за кисти, однако смена обстановки, он с дочерьми уехал в Красноярск, и поддержка от сибирских родственников помогли художнику продолжить творчество. И даже загореться новыми необычными идеями, благодаря одной из которых и появилась картина.

Появление замысла

Во время пребывания в родном Красноярске, в котором Суриков пытался забыться после смерти супруги, он и задумал создать большое полотно о взятии снежного городка — популярном развлечении енисейских казачьих деревень. Эту народную забаву он наблюдал и в детстве, и во взрослом состоянии. Каждый раз после Масленицы жители окрестных деревень строили огромные снежные городища, а потом шуточно сражались за них. Это и захотел изобразить живописец.

Этюды для картины

Первые этюды для картины “Взятие снежного городка” Василий Суриков начал создавать в 1888 году. А в 1890 году Василий Иванович Суриков побывал в селе под названием Ладейка. Местную молодежь он попросил построить снежный городок и поиграть напоказ. Ребята, не привыкшие к таким странным обращениям, согласились позировать только за три ведра спирта. Однако такая сделка с ладейской молодежью позволила художнику:

  • Сделать важнейшие наброски центрального персонажа на коне;
  • Выяснить, как изображать свет, чтобы передать объем сугробов, снега;
  • Зарисовать будущую толпу;
  • Изобразить красками снег, разлетающийся во все стороны.

Некоторые лица Суриков писал не с неизвестных ему девушек и молодых людей, а со своих родственников и знакомых. Так, например, моделями выступали его родной брат, жена известного красноярского врача и подруга семьи Екатерина Рачковская, двоюродная племянница живописца Татьяна Доможилова.

По словам Александра Сурикова, брата художника, Василию пошла на пользу активная творческая деятельность, регулярные выезды из города на пленэры. “За работой этой картины Вася уже менее стал скучать о жене; одним словом, до некоторой степени пришёл в себя, стал бывать в гостях и у нас бывали знакомые!” — отмечал он.

Сюжет

В центре сюжета находится казачья традиционная игра в покорение городка. Она проходила почти в каждой деревне по периметру Енисея, а смотреть на нее собирались все односельчане. И это не удивительно. Картина прекрасно передает воодушевленную и полную радости атмосферу, которая царила во время таких гуляний.

Передний план

На первом плане находится всадник, который, находясь на скачущем коне, с силой бьет по разрушающемуся городку из чистого снега. Его лицо напряжено, а в глазах лошади настоящее безумие. Критик Владимир Кеменов писал о центральных персонажах: “Суриков как бы очеловечивает лошадь: в его картине не только всадник, но и конь выглядит полноправным участником весёлой забавы… Больше того, конь и сам испытывает удовольствие от игры”.

Они буквально олицетворяют весь пыл енисейских казаков, их серьезное отношение к старинным традициям. Также на переднем плане находятся люди в санях — парень и девушка, с левой и правой руки соответственно. Они в восторге от происходящего и с азартом наблюдают за теми, кто скачет вслед за наиболее успешным казаком.

Задний план

На заднем плане стоит толпа, но она расступается перед всадниками. Всадники выглядят не так, как центральный персонаж — они просто веселятся, в них нет такого запала и желания поскорее уничтожить снежное городище. Так же счастлива толпа, которая наблюдает за праздником. В ней есть люди разных возрастов и сословий, но в счастливый момент все стирается. Все они выглядят одинаково нарядными, счастливыми и румяными от мартовского мороза.

На заднем фоне, где-то за толпой, можно разглядеть силуэты гор и голые деревья. Из-за их расположения можно подумать, что игрища происходят на берегу реки. Почему художник беспокоится о географических деталях? Во многом это связано с тем, что картина передает национальный колорит, который присущ казакам определенной местности.

Восприятие картины

Впервые картина была выставлена на Девятнадцатой выставке передвижников. Она открылась в Петербурге в начале марта 1891 года, а уже через месяц переехала в Москву, в традиционный пункт маршрута. Затем художественная экспозиция совершила тур по современной Украине.

Мнение критиков

Критики скептично восприняли появление картины. В основном претензии были связаны с излишней праздничностью нарядов всех героев, с грязноватой работой над цветами. Еще они отмечали странный выбор оттенков — слишком ярких и насыщенных для зимней зарисовки. Ряд замечаний был связан с композицией картины. Из-за перегруженного заднего плана трудно сфокусироваться на чем-то одном.

Наиболее полный и доброжелательный отзыв дал историк искусств Владимир Стасов. В своей статье для “Северного вестника” он заявил, что полотно имеет необычный, свойственный скорее восточной культуре, чем русской, колорит. По его мнению, в сюжете есть только половина русского, так как детали в виде ярких одежд, низкорослых мохнатых лошадей скорее напоминают об азиатских традициях и культуре.

Реакция общественности

Общество заинтересовалось картиной как минимум потому, что на двух прошлых выставках передвижников никакие работы Сурикова не анонсировались. Однако аудитория, знакомая с творчеством художника, была немного удивлена тому, что он отошел от привычных трагических сюжетов. Можно предположить, что серьезное напряжение в реальной жизни и скорбь по супруге заставили Сурикова желать писать что-то более светлое и радостное, чем обычно.

Дальнейшая судьба картины

Первым покупателем картины стал меценат Владимир фон Мекк. Благодаря ему полотно поучаствовало во Всемирной выставке в Париже. Там оно получило бронзовую медаль, что сделало картину одной из наиболее признанных среди полотен Сурикова. Затем картину перекупил Русский музей.

Во время войны картину эвакуировали в Нижний Новгород, а затем и в Пермь. Только после окончания военных действий полотно вернули в Санкт-Петербург. После оно никогда не покидало город надолго, разве что участвовало в локальных выставках по России. В Русском музее, куда и была возвращена картина, ее можно увидеть по сей день.


Картина "Меншиков в Березове" Василия Сурикова

1280px-SurikovSnowFortress (700x387, 86Kb)

Василий Суриков. Взятие снежного городка

Суть игры заключается в том, что на Масленицу строится снежная крепость. Участники игры делятся на два лагеря. Одни защищают крепость, а вторые нападают. Игра продолжается до тех пор, пока крепость не будет взята и полностью разрушена. Сегодня это шумная и весёлая забава, однако в древности взятие снежного городка относилось к языческим поверьям в то, что на Масленицу весна побеждает зиму - весенние и летние боги врываются в снежную крепость зимних богов, разрушают её и приносят в мир тепло и жизнь. По той же самой причине на Масленицу сжигается баба — славяно-языческая богиня зимы и смерти Морана (Мара, Марена). Как бы то ни было, но традиция на Масленицу устраивать символическую битву весны с зимой крепко вошла в комплекс масленичных гуляний, наравне в блинами, ледяным столбом, сжиганием бабы и так далее.

На картине Сурикова запечатлён момент непосредственного взятия городка. Участник игры из группы нападающих верхом на коне прорывает защиту городка и разрушает снежную преграду.

artlib_gallery-23733-b (471x473, 284Kb)

На картине видно, как вокруг собралось большое количество людей, которые с улыбками и радостью на лицах наблюдают, как падёт снежная крепость на этот раз. Суриков также показал, что традиционная игра интересна как детям, так и взрослым. Больше того, за игрой наблюдают представители разных сословий. В левой части картины находятся обычные крестьяне, которые искренне радуются увлекательному зрелищу.

vzytiesnegnogogorodka3 (550x586, 357Kb)

На заднем плане, за конём, разрушающим крепость, находятся играющие из группы защитников, они машут ветками, чтобы отпугнуть лошадей.

winter_03 (618x700, 584Kb)

В правой части картины Суриков изобразил богато одетую дворянскую чету, которая наблюдает за взятием снежного городка не менее страстно и увлечённо.

vzytiesnegnogogorodka4 (547x700, 519Kb)

V.Surikov,_Self-Portrait_(1879,_Tretyakov_gallery) (513x700, 62Kb)

Василий Иванович Су́риков (12 (24) января 1848, Красноярск — 6 (19) марта 1916, Москва) — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен.

Суть этой старинной игры заключалась в следующем: из снега, облитого водой, строились стены в виде арок с воротами — городок. К воротам прикрепляли снежные фигурки. Как правило это были петух или бутылка. Участники игры делились на две команды: на защитников крепости и на нападавших. Участвовать при этом могли только лица мужского пола. От нападавших защищались всем, что под руку попало: палками, ветками, лопатами. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Побеждал тот, кто первым прорывался сквозь стену. Затем победителя зачем-то натирали снегом. Игра часто заканчивалась переломами и прочими травмами, из-за чего запрещалась властями.

На полотне изображено много людей, которые пришли посмотреть на битву. Чтобы победить, нужно захватить снежный городок, который строился заранее. Снежная крепость построена в безлюдном месте, домов не видно. Видны пологие склоны холмов, покрытые белым снегом. Небо сливается с холмами, оно такое же светлое, как снег.

На переднем плане картины изображен всадник, который разбивает стенку из снега. Мощные копыта лошади пробили стену, и мелкие комки снега летят в разные стороны. Лошадь темно – коричневого цвета, грива у нее черная. Всадник на лошади слегка наклонился вперед, одной рукой он держит узду лошади, второй взмахивает, подбадривая ее. Всадник одет в коричневый камзол и коричневую меховую шапку. Лицо у всадника напряжено и повернуто вбок.

Чуть ли не под копытами лошади стоит мальчик в рыжем полушубке, подпоясанном кушаком. Он сильно наклонился вбок, прячась от комков снега. У него с головы упала шапка. У мальчика светлые, кудрявые волосы.

За всадником на лошади идет толпа. Они кричат и машут руками с ветками и палками. У них возбужденно – радостные лица. Особенно выделяется парень в светлом полушубке, отороченном черным мехом. Полушубок подпоясан красным поясом. На голове у парня серая шапка. Правая рука с большой веткой поднята вверх, левая опущена вниз.

Справа, на картине изображены сани. На санях сидят две женщины. Они приехали посмотреть на взятие снежного городка. Сани покрыты красивым ковром, расписанным яркими цветами. Немолодая женщина наклонилась вперед и с интересом наблюдает за происходящим. На ней коричневая шуба и светлый платок, варежки у нее тоже меховые. Рядом, скорее всего молодая девушка в черной шубе с белым воротником. На воротник выпущена коса с красным бантом. На голове синяя шапочка, отороченная серым мехом. Девушка отворачивается от всадника, потому что на нее летит снег из-под копыт лошади.

Внизу, в левом углу картины, видно небольшую часть саней. Сани крестьянские, они покрыты соломой. В санях сидит мужчина в светлом полушубке. Он машет рукой всаднику на лошади.

Сочинение-описание картины Сурикова Взятие снежного городка

Одна из самых добрых и легких картин Василия Сурикова была написана в его родном городе Красноярске и представлена в 1891году, которая сразу завоевала всемирную известность. Она была написана после тяжелого периода художника, когда он потерял родного и близкого человека умерла его жена, вернув ему былую страсть к творчеству и просвещению. Данная картина пропитана жизнерадостной сибирской энергией и весельем, которая заставляет нас улыбаться, ведь душа русского человека всегда требует шума и настроения.

В основе картины лежит русская забава, то есть гулянья на масленице, которые обычно отмечаются дружно и с большим размахом. В этот день мы прощаемся с зимой и встречаем красавицу весну. Все динамично и полно движений. Мы видим штурм снежной крепости изо льда и снега, которая, по-видимому, готовилась несколько дней.

На картине очень интересно запечатлена игра мужчин. Разделившись на 2 команды, одна из которых защищает, другие стараются захватить и разрушить этот снежный городок. В результате городок разрушили и все залились громким смехом и радостью. Вся толпа людей в ярких и красивых нарядах. Они радостны, веселы и беззаботны. Но стоить заметить, приглядевшись к каждому из персонажей, что они все наделены разными эмоциями и мимикой. Все лица румяны, но у каждого свои чувства, мысли и даже позы. Все персонажи индивидуальности.

Суриков очень грамотно изобразил смешение людей различных сословий и статусов. Это и крестьяне, и барские особы. Всё это находит отражение в ярких и красных платках женщин, в дорогих полушубках, в расписных и шитых золотом коврах на санках.

Мы смотрим на эту картину и чувствуем её морозный воздух, а так же лучи солнца, которые на картине не видны. Кажется, что сейчас и к нам прилетят эти комки снега. Всё это завораживает и поднимает настроение и, несомненно, пропитывает картину жизнерадостностью и чувством свободы и простора.

Все довольно гармонично сочетается с безудержным весельем и с яркими одеждами, ведь для написания картины автор провел кропотливую и серьезную работу. За эту картину, за своё мастерство Василий Суриков получил серебряную медаль на Всемирно известной выставке в Париже.

Описание настроения картины Взятие снежного городка

Популярные сегодня темы

Центральное место на полотне занимают бурлаки, которые тянут тяжелую баржу. Бурлаков 11 человек. Они выстроены по парам, трое последних бурлаков идут по одному. Руки у бурлаков опущены вниз.

Клод Моне, знаменитый импрессионист, написал целую серию картин со зданием парламента в Лондоне в тумане. Всего художник создал более 30 картин с подобным сюжетом.

Если рассматривать картины знаменитого художника Венецианова, то можно сделать один вполне логичный вывод, этот художник специализировался на написании портретов

Одним из ярких и выразительных художников своего времени стал Аркадий Александрович Пластов. Его картины, среди которых есть и жанровые картины, и пейзажи, наполнены тонким чувством природы.

Читайте также: