Сообщение о картине левитана владимирка

Обновлено: 02.07.2024

Картина "Владимирка" И. И. Левитана была написана в 1892 году. Картина размером 79х123 см выполнена маслом на холсте.

Описание картины "Владимирка" из книги В. Петрова "Исаак Левитан":

"Картина "Владимирка", или, как написал сам художник в правом нижнем углу этой работы, "Володимирка" (1892), была написана под впечатлением встречи летом 1892 года с этим печально известным трактом (по которому отправляли в Сибирь каторжан). Она, пожалуй, более наглядно отразила и остроту социальной отзывчивости живописца, и его невеселое знание о бесправии и вековечных горестях народа на нашей многострадальной земле.

Создание этого полотна имело для Левитана смысл гражданского поступка. Не случайно он преподнес его в дар Павлу Третьякову, которого считал "великим гражданином" и в собрании которого видел "колоссальное" общественное значение.

Картина была задумана во время пребывания Левитана в пушкинском Болдине после того, как он вышел на этот тракст, возвращаясь с охоты близ Городка Владимирской губернии.

Хотя за несколько лет до того "Володимирка" перестала быть дорогой, по которой вели по этапу в Сибирь каторжан (в 1890-е годы их стали отправлять по железной дороге), память о "звоне кандальном" определяет строй картины, более значительной по своему содержанию, чем работы иных художников, изображавших колодников и жандармов (например, картина Николая Скадовского "По Владимирке", 1891). Достигается эта значительность пейзажными образно-ассоциативными средствами, композиционным и цветотональным решением.

Наследуя достижения Василия Перов, в работах которого. важную символическую роль играл мотив уходящего вдаль пути, Левитан выразил чувство скорби и грусти, вызванное у него созерцанием "дороги русской, бесконечной, как терпение людское" (слова Перова), "заунывности", с которой она, то спускаясь, то вновь поднимаясь по пологим склонам, уходит за сизый горизонт.

Невеселые думы навевает пасмурное небо с плывущими серыми облаками, бросающими тусклые тени на обесцвеченную непогодой землю, просторы которой оживлены лишь фигурой странницы, с молитвой обратившейся к иконе на придорожном столбике-голубце.

Но чувство тоску и одиночества не безраздельно господствует в образном строе картины. Левитан передает нам и свою любовь к этим полям и лесам, раскинувшимся под высоким небесным сводом. Пасмурный колорит при внимательном взгляде обнаруживает приглушенное серым тоном богатство и нежность цветовых оттенков.

Светлую ноту вносит в образный строй картины и белеющая вдали церковь. Работа относится к редком типу полифонического "исторического пейзажа" и сопоставима в этом плане с "Аппиевой дорогой" Александра Иванова (1845).

Владимирка. избитая и истоптанная грубыми башмаками, колодками и скрипучими телегами арестантов, воспринимается как некий шрам, нанесенный историей многострадального народа на прекрасное лицо его земли."

(из книги В. Петрова "Исаак Левитан", изд-во "Белый город", 2000 г.)

Описание картины "Владимирка" из книги И. И. Пикулева "Русское изобразительное искусство":

Неуловимые колебания сумрачных красок, свойственных пасмурному дню, сразу же вселяют в смотрящего чувство острой, щемящей тоски. Перспектива огромного пространства, настойчиво вовлекающая зрителя в расстилающуюся унылую картину, доводит это чувство до предела, когда в поле внимания попадают узенькие тропки, отбегающие от Владимирского тракта, словно они хотят оторваться от его неумолимого движения и все же вынуждены снова, покорно приблизившись, слиться с ним.

О том же, что этот социальный мотив не был вымыслом критики, а сознательно внесен в пейзаж самим автором, свидетельствует рассказ художницы С. Н. Кувшинниковой: «Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинная полоса дороги белеющею полосой убегала среди перелесков в синюю даль. Все выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан
вспомнил, что это за дорога. "Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда. "

"На. картине изображена дорога. Просто — дорога, широкий исхоженный тракт посреди широкой равнины под громадным облачным небом. Дорога течет за горизонт — и там, за горизонтом, будет тянуться еще сотни и сотни верст. до самой Сибири.


(Майорова Н., Скоков Г., "История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века", том 8, 2006 г.)


Описание картины "Владимирка" на сайте Третьяковской Галереи:

"Мотив дороги, характерный для русского искусства XIX века, становится у Левитана основой подлинно философского пейзажа. При работе над полотном ему было важно помнить, что Владимирский тракт – путь каторжан, однако многогранное содержание картины передается художником чисто живописными средствами.

Уходящая вдаль дорога с крестом-голубцом на обочине уводит взгляд в глубину картины, а облака, как бы выплывающие нам навстречу, задают возвратное движение, фиксируя плоскость холста. Повествование о мире переводится в план эмоционального переживания, предвосхищая поиски мастеров следующих поколений. Этому же способствуют и тончайшие цветовые переходы в написании земли и неба, мелкий трепетный мазок, одухотворяющий живописную поверхность.

Движение и покой, краткость жизни и вечная красота мира – вот далеко не полный круг ассоциаций, которые вызывает картина. "

Картина Исаака Левитана “Владимирка” была написана художником в 1892 году, а в последствии подарена Левитаном Третьяковке. Это одна из трех работ из его мрачной трилогии, которая появилась на свет в период его нахождения во Владимирской губернии.

Писал картину художник, стоя прямо у края тракта, ведущего из Москвы в Российскую глубинку. В народе этот тракт называли Владимиркой — она прославилась тем, что долгие годы по ней угоняли на каторгу заключенных.

Проживал художник в этой местности вместе с художницей Софьей Кувшинниковой. Как то раз Левитан и Софья прогуливались вдоль дороги, они вышли на старый тракт и залюбовались прелестной умиротворенной картиной, которая раскрылась их взорам.

Белая полоска дороги убегала в далекую синюю даль, оставляя за собой зеленые перелески и поля. Далеко впереди виднелись одинокие фигуры схимниц, отходящих от старинного голубца с полустертыми иконами, а вдали на пригорке, словно белоснежное знамя спасения, виднелся старинный монастырь.

И в этот момент художник вдруг начал рассказывать о том, что именно по этой дороге шли заключенные в кандалах, направляясь в ссылку. Так и появилась идея написания картины, художник еще несколько раз возвращался к этой дороге, рисуя эскизы и этюды для картины, которую он закончил по приезде в Москву в этом же году.

Левитан писал быстро и увлеченно, вдохновленный увиденной картиной и своими воспоминаниями о прошлом Владимирки. Закончив писать, художник написал на картине название, чего никогда не делал в других своих работах.

Вместе с другими работами, произведение художника было выставлено на 21 выставке “Передвижников”, которая проходила в Санкт-Петербурге зимой 1893 года. Критики почти не писали о картине, отдавая предпочтение более злободневным произведениям.

Но когда полотно было отправлено на выставку в Москве в марте этого же года, о нем появилось достаточно много положительных отзывов. Несмотря на положительный резонанс от картины, она не была куплена, и через год в 1894 году художник сам подарил ее Третьяковской Галерее.

Этим произведением живописец увековечил память о каторжанах, которых до 1890 года по этой дороге отправляли в Сибирь на каторгу. Перед нами довольно мрачный пейзаж: конец лета, почти голая степь,

дорога, ведущая вдаль, Освобождая ее место, впереди расступается лес. Низко нависшее сумрачное небо с бегущими обрывками облаков вызывает тоску и печальные воспоминания. Бесконечно растянулась дорога, убегая за горизонт…

тревожное настроение пасмурного неба, угрожающе нависшего над извилистой лентой степной дороги. Монотонный унылый пейзаж немного оживляется светлым пятном, изображающим церковь, которая выписывается впереди и темная фигура женщины. Она стоит возле придорожного креста в немом ожидании. Множество горьких судеб увидела эта дорога, вызывающая горькие чувства безысходности и тоски…

Весь холст пропитан самозабвенной любовью автора к своей Родине, его искренним состраданием и участием к чужому горю, к бедным каторжанам, к матерям, сестрам и женам, терпеливо ожидающим их возле дороги. Эту картину художник подарил Третьяковской галерее.

Самая заметная работа в творчестве выдающегося русского художника написана в жанре исторического пейзажа. Она имеет глубокое общественное содержание.

Описание картины левитана владимирка

Жанр и история создания полотна

Это социальный пейзаж, которых очень мало среди работ Левитана. Оно было создано в период, когда живописец находился на отдыхе в местечке Владимировка. Большое впечатление на живописца произвело посещение Владимирского тракта. Этой печально известной дорогой отправляли в Сибирь на каторгу заключенных.

 левитан владимирка картина

Создание полотна имело для мастера силу гражданского поступка. Работа над эскизами началась в 1892 году. Художник много писал с натуры. Полотно было создано в короткие сроки. Чтобы закончить картину, Левитану потребовалось несколько сеансов.

Зрителю было трудно понять, что чувствовал и о чем думал художник, когда смотрел на уходящую вдаль дорогу. Может он представлял закованных в кандалы людей, которые медленно бредут под лучами палящего солнца.

Несмотря на то что полотно признали самым социальным, его не стал покупать для своей коллекции даже Третьяков.

Описание картины

В XVIII — XIX веке с Владимирского тракта начинался путь каждого каторжанина. Работа была создана через несколько лет после наступления момента, когда заключенных стали увозить в Сибирь на поездах. Теперь дорога пуста и безжизненна. Она отдыхает. За долгие годы она повидала много горя и скорби. Пустота и напряженная тишина создают тревожную обстановку. У зрителя возникает ощущение, что скоро послышатся горестные стоны осужденных, окрики надсмотрщиков и глухой стук цепей.

В центральной части картины автор расположил уходящую за линию горизонта дорогу. Путь каторжников имеет символическое значение. Художник старался выразить чувство бесконечной грусти и скорби. Низкое пасмурное небо навевает печальные мысли. По нему плывут серые облака, которые готовы пролиться на землю мелким, холодным дождем.

 исаак ильич левитан владимирка

Вдалеке виднеется одинокая женская фигура. Возможно, странница ждет, когда по дороге пойдут заключенные, и она сможет увидеть мужа или сына. Женщина обращается с молитвой к иконе, расположенной на верстовом столбе, который является важной деталью картины. Он отмеряет расстояние, пройденное путниками, их горе и страдания.

Около горизонта едва различима белая церковь. Она является символом надежды на лучшее и светлое, которое может появиться в жизни медленно идущих по Владимирскому тракту людей. Эту деталь художник вводит в сюжет картины неслучайно. Без нее полотно выглядело бы более тягостно.

Кроме чувства безысходности и одиночества, живописец передает свою большую любовь к родной природе.

Он наполняет произведение необъятным простором широкого поля, зеленью леса и раскинувшегося высокого неба. На общем сером фоне они выглядят довольно ярко.

Выразительные средства

Для русского изобразительно искусства XIX века мотив дороги является типичным. У Левитана он приобретает философский смысл. Для художника с помощью изобразительных средств очень важно передать, что эта Владимирский тракт — это дорога каторжников, для большинства из которых она станет последней.

Картина левитана владимирка

Уходящий вдаль путь с верстовым столбом постепенно перемещает взгляд на задний план полотна. Набегающие из-за линии горизонта тяжелые облака создают возвратный эффект и фиксируют изображение.

Картина очень интересна в плане выбора изобразительных средств, которые использует художник. Для описания неба и земли он использует тонкие цветовые переходы. Мелкие детали автор пишет тонкими мазками, которые привносят в полотно некоторое одухотворение.

Цветовая палитра несколько отличается от ранних работ Левитана. Ее особенностями являются:

Сочинение по картине владимирка

  1. Отсутствие ярких красок при изображении неба и степи. Художник ограничивается сероватыми, землистыми и зеленоватыми оттенками.
  2. Для изображения пейзажа Левитан использует яркие цвета. Белеющая вдали церковь. Полоска ржи на заднем плане, густой лес вносят оживление и свежесть. Они противопоставлены общему настроению картины.
  3. Живописец детально прорисовывает неровности и ухабы на дороге, словно желая подчеркнуть тяжесть пути измученных людей.

Тракт постепенно зарастает травой. Человеческая память постепенно стирает из памяти его горестное предназначение, но зрителю долго не удается избавиться от тревожного чувства.

Многие рассматривают сюжет Vladimirka как хорошо выполненный пейзаж, передающий красоту русской природы. Но название полотна нагнетало тяжесть, тревогу и переживание за судьбы арестантов.

Такая двойственность восприятия сделала произведение одним из самых важных в творчестве выдающегося художника и любимым у прогрессивно настроенной интеллигенции.

Читайте также: