Сообщение о картине царевна софья алексеевна в новодевичьем монастыре илья репин 1879 год

Обновлено: 02.07.2024

Картина Ильи Репина, где изображена царевна Софья Алексеевна после заключения в Новодевичьем монастыре, была написана в 1879 году.

Софья Алексеевна

После подавления бунта в том же году Софья была пострижена в монахини и заточена в монастырь. Там она находилась под стражей: молодой царь опасался реакции. Позже в монастырь были заточены её сёстры.

Стрельцы

Новодевичий монастырь

Казнённый стрелец

По приказу Петра I перед окнами кельи Софьи были повешены её сторонники — участники восстания стрельцов. Произошло это в 1689 году, а не в 1698, как Репин указал в названии полотна.

Парча

Репин отличался невероятно тщательной проработкой всех деталей. Для своих героев он нередко специально заказывал костюмы. Так, жена Ильи Ефимовича Вера Алексеевна сама сшила платье царевны по эскизам из Оружейной палаты.

Парча была классическим материалом для придворной и церковной одежды. Эта тяжёлая ткань выполнялась из шёлка, на ней был выполнен узор металлическими нитями с золотом, серебром или сплавами.

В России парча до правления Петра I называлась алтабасом. Техника изготовления также слегка различалась. Алтабас больше напоминал тонкий металлический лист за счёт того, что золотыми и серебряными нитями выполнялись более крупные узоры, а не только орнаменты, как в парче.

Для детального знакомства с аксессуарами художник посещал музеи и костюмерные мастерские театров, делая там множество зарисовок. Репину позировали мать Валентина Серова Валентина Семёновна, жена композитора Павла Бларамберга Елена Апрелева и некая портниха, им которой история не сохранила.

Жизнь царевен была предопределена

Дочь царя Алексея Михайловича Софья Романова родилась 27 сентября 1657 года. Ее мать, Мария Милославская, являлась первой супругой Алексея и приходилась матерью царям Федору III и Ивану V. Софья была шестым по счету ребенком в монаршей семье. Как полагалось в те времена, она жила на женской половине дворца и её воспитанием ребенка занимались женщины.

Ничто не предвещало девочке великого будущего. Её судьба, как впрочем и судьба всех царевен, была предопределена. Выйти замуж они не могли. И всё потому, что русские женихи, пусть и самых знатных родов, были их не достойны, а иностранные исповедовали другие веры.

Поэтому их лишь обучали нехитрым наукам ведения домашнего хозяйства, рукоделию и чтению церковных книг, при этом запрещая проявлять чувства, эмоции и непокорность характера. Затем, когда царские дочери достигали зрелого возраста, отправляли в монастырь, где они принимали постриг и проводили жизнь в затворничестве и чтении молитв.

Семь добродетелей

Маленькая Софья с детства стала проявлять характер и начала всё делать наперекор. Когда про её тяжелый нрав донесли отцу, тот, на удивление всем не рассердился, а приказал серьёзно заняться воспитанием девочки. Учителем семилетней Софьи стал богослов Симеон Полоцкий – один из образованнейших людей России той эпохи. К десяти годам девочка освоила грамоту, чтение, науку, историю и несколько иностранных языков.

Даже враги царевны отмечали её ум и образованность. А книгохранитель и справщик Московского печатного двора, духовный писатель, придворный поэт Сильвестр (Медведев) и вовсе отзывался о ней с нескрываемым восторгом. Он говорил, что молодая царевна имеет семь добродетелей: мудрость, целомудрие, правдолюбие, благочестие, щедрость, великодушие и чудный дар слова.

Известный факт — у Софьи Алексеевны имелась богатая библиотека, где находились произведения богословского и религиозного характера, а некоторые из книг с собственноручными подписями царевны до сих пор хранятся в Новодевичьем монастыре.

В Теремном дворце хранится ковёр, вышитый царевной, и Евангелие, которое она переписала.

Слухи о необычной царевне расходились за пределами дворца. Алексей Михайлович гордился дочерью. Более того, стал брать её в свои поездки по стране. Ум и мудрость юной девушки признали все приближенные. Софья очень надеялась найти себе владетельного супруга. Царевне в этом пытались помочь знакомые иностранцы — командиры Бутырского полка, бывшие в родстве с западноевропейской знатью.

Однако Алексей Михайлович категорически отклонял все предложения. Он считал, что подобный брак может сделать Россию политически зависимой. Софье оставалось только одно: самой стать царицей. В 1676 году царь Алексей Михайлович умирает. Русский трон занимает родной брат царевны, болезненный и слабый Федор. Молодой правитель умирает в 1682 году в возрасте 20 лет, не оставив после себя наследника.

Огромной страной правит женщина

Помимо нескольких сестёр у Софьи было два младших брата: родной брат Иван и сводный — Пётр, сын от второй жены царя Алексея Михайловича Натальи Нарышкиной.

Так как царь Фёдор умер бездетным, власть следовало передать кому-то из них. Бояре никак не могли определиться с выбором. Старший Иван слаб здоровьем. А Пётр пусть и отличается умом и энергией и крепок здоровьем, слишком юн. Именно тогда на политической сцене появляется царевна Софья, которую Николай Карамзин потом назовёт одной из великих женщин, произведенных Россиею.

Напомню, в конце XVII века в России были очень сильны традиции домостроя. Женщины вели затворническую жизнь и не имели никакого права голоса. И вдруг происходит невероятное!

Успехи её правления

Правление царевны Софьи было отмечено рядом инициатив по развитию промышленности, оживлением торговли с Западом. Особенно это коснулось ткацкого производства. На Руси началось производство дорогих тканей: парчи, атласа и бархата, прежде их завозили из-за границы и стоили они очень дорого. Для обучения русских мастеров начали выписываться специалисты-иностранцы. За границу для обучения стали отправлять молодых людей из знатных семей.

В 1687 году открывается Славяно-греко-латинская академия, которая начала создаваться ещё при царе Федоре Алексеевиче. Кроме того, усилиями царевны в Москве начинают возводить каменные хоромы, изучать иностранные языки и развивать искусство.

В сфере внешней политики также намечаются сдвиги. Россия заключает с Речью Посполитой Вечный мир. В рамках этого документа, признаётся переход к Русскому государству Киева и принадлежность России Левобережной Украины, Северских и Смоленских земель.

С Поднебесной заключается первый русско-китайский Нерчинский договор, который будет действовать до 1858 года, что становится ещё одним важным политическим событием. В 1687 и 1689 под руководством князя Василия Голицына предпринимаются походы против крымских татар. К сожалению, они не приносят государству существенной пользы, однако укрепляют авторитет России. Более того, 21 июля 1687 года в Париж прибывает русское посольство, посланное регентшей к королю Людовику XIV с предложением присоединиться к Священной лиге против турецкого султана.

Согласитесь, не все правители-мужчины, что были на Руси до, как впрочем и после Софьи, могли похвастаться подобными успехами!

Конфликты с молодым Петром

Вначале женится ставший царь Иван, то есть по понятиям того времени делается совершеннолетним. Затем приходит черёд Петра. Больше формальных оснований для продолжения регентства не остаётся. Но кто же захочет добровольно расстаться с властью? И царевна в этом не исключение. Софья никак не желает уступать и у неё начинаются конфликты с молодым Петром. Сейчас уже трудно сказать, что послужило настоящей причиной вражды, некоторые историки считают, что немаловажную роль в этом сыграла и его мать Наталья Кирилловна. Но факт остаётся фактом - конфликт выходит за рамки семейного.

Первая открытая стычка между царевной и Пётром произошла, когда Софья захотела участвовать вместе с царями в крестном соборном ходе. Дело в том, что следовать за крестами представительнице слабого пола считалось непристойным. Пётр даже не пытался скрыть своего гнева, громко заявил, что она - женщина, будто последнее кто-то отрицал и потребовал немедленно удалиться.

Но привыкшая делать по-своему Софья проигнорировала слова брата и тогда церемонию покинул сам Пётр, оставив всех в глубоком недоумении и страхе.

Затем Пётр отказывается принять, приехавшего после Крымского похода, к слову, не совсем удачного, её фаворита, князя Василия Голицына.

Тут следует сказать немного об этом неординарном человеке. Современники утверждают, что князь Голицын был талантливым дипломатом и высокообразованным человеком. Именно близкое и продолжительное общение с ним сделало молодую Софью убеждённой сторонницей просвещения.

Следует сказать, что авторитет Софьи у народа, который её называл царицей-матушкой, был велик. Так что неудивительно, что между Кремлём, который стал её резиденцией, и Преображенским, где жил Пётр, установилась атмосфера враждебности и недоверия. Последний в ней видел только врага и никого более.

Попытка венчания на царствование провалилась

Софья Алексеевна очень хочет венчаться на царство. Вариант физически устранить Петра она отметает сразу. Взять грех убийства брата на душу ей не хочется. Как вариант — переворот и царевна берёт в свои союзники стрельцов, на которых возлагает большие надежды.

Известие о бегстве царя из Преображенского в Москве многих приводит в замешательство. Все, и в первую очередь сама Софья, понимают — может начаться междоусобица, которая грозит стране кровопролитием. Тогда царевна просит патриарха Иоакима поехать в Троицу и уговорить Петра начать переговоры. Патриарх обещает всё сделать, как она просит, но обманывает, переходит на сторону Петра и объявляет его полноправным самодержцем.

27 августа из Троицы приходит царский указ, подписанный Петром. В нём он требует всем стрелецким полковникам явиться в его распоряжение в сопровождении стрелецких выборных, по 10 человек от каждого полка. За неисполнение им грозит смертная казнь. В свою очередь Софья запрещает стрельцам покидать Москву и также грозит смертью.

Стрельцы находятся в растерянности и не знают, как им поступить. В результате многие стрелецкие начальники и рядовые принимают решение покинуть свою благодетельницу. Софья прекрасно понимает, что время работает против неё. Она сама отправляется в Троицу, чтобы договориться с младшим братом, однако ей это не удается. Стрелецкий наряд задерживает ее в селе Воздвиженском и Софья возвращается в столицу.

Об этой неудаче царевны тут же становится всем известно и она мгновенно теряет своих сторонников, даже тех, кого считала самыми преданными.

Из Москвы бегут бояре, приказные чиновники, стрельцы. В Троице их довольно благожелательно встречает ставший главным советником Петра князь Борис Голицын, двоюродный брат князя Василия. Всем, кто прибывает в лавру, он самолично подносит чарку и от имени царя благодарит за верную службу. Рядовым стрельцам также раздают водку и наградные.

Софья понимает, что сопротивление бесполезно. Поэтому, когда Пётр требует, чтобы она немедленно удалилась в Святодуховский монастырь (Путивль), молча выполняет приказ.

Вскоре Пётр решил, а, может ему кто и подсказал, что держать вдалеке сводную сестру, да ещё к тому же пользующуюся авторитетом у народа, небезопасно, и её перевозят в Новодевичий монастырь. У монастырских ворот выставляют караулы из ста солдат Преображенского и Семеновского полков, которыми командует один подполковник и два капитана.

Величайшая из женщин своего времени была забыта почти сразу

Однако даже в таких условия Софья вновь делает попытку вернуть себе престол и ей даже удаётся собрать сторонников, но всё заканчивается более, чем печально. История навсегда сохранит жестокое подавление этого восстание и казнь стрельцов, в которой молодой царь лично принимал участие.

Теперь для амбициозной царевны всё кончено. Впрочем, её уже нет. миру явилась монахиня Сусанна, которая прожила в монастыре долгие пятнадцать лет и умерла 4 июля 1704 года, не дожив до сорока семи лет.

Перед смертью она постриглась в великую схиму, будто бы желая ещё раз напомнить о своём существовании берёт себе прежнее своё имя - София.

Ее возлюбленный, фаворит и любимый друг князь Василий Голицын пережил бывшую царевну и правительницу Государства Российского на десять лет и умер в 1714 году в ссылке в селе Пинега, Архангельского края и был захоронен по завещанию в Красногорском монастыре.

Царевна Софья 1879 г.

Исторический контекст

В 1689 году, после 7 лет регентства, Софья была низложена Петром I и отправлена в Новодевичий монастырь. Однако власть молодого царя еще долгое время оставалась шаткой. Когда в 1697 он отправился в Великое посольство, политические противники не преминули воспользоваться его отсутствием.

Главной движущей силой восстания стали стрельцы, недовольные своим положением после Азовских походов. Они наладили связь с заточенной царевной, которую видели символом старого порядка. Однако бунт был успешно подавлен правительственными войсками. Главных зачинщиков повесили на месте, почти 2000 человек отправились в тюрьму. Петр вернулся только через 2 месяца после окончания мятежа и развернул масштабное следствие. Сотни человек пережили пытки, в их число попали слуги Софьи Алексеевны, которых ей разрешили оставить при себе в монастыре. Допросили и саму царевну – Петр лично участвовал в процессе. После ее снова отвезли в Новодевичий монастырь, где она оставалась уже до самой смерти. В октябре вновь прошли массовые казни стрельцов. Их тела разлагались у плах долгие месяцы без погребения. Троих царь приказал повесить прямо у окон Софьиной кельи, приколов к их рукам челобитные, в которых указывались доказательства их преступлений.

Сюжет

Царевна Софья Репина наделена монументальными чертами. Ее фигура, облаченная в тяжелую серебристую парчу, ярко выделяется на контрастном фоне темной кельи. Героиню окружает смиренная монашеская обстановка: иконы на стене, раскрытая книга, молодая послушница, почти слившаяся со стеной. За окном виднеются зловещие очертания казненного стрельца. Но ничто не сможет усмирить крутой нрав свергнутой правительницы. Ей тесно и душно в стенах монастыря. Ей чуждо и ненавистно это место, здесь она чувствует себя, словно зверь в клетке. Художник подчеркивает эти эмоции, выделяя царевну светом и придавая ее позе воинственность. Всклокоченные волосы не сочетаются с богатым нарядом, но дополняют гримасу негодования, застывшую на грубом лице. Глаза выпучены, руки скрещены на груди, бурлящая энергия не находит должного выхода – и больше никогда не найдет. Некоторые критики писали, что репинская Софья слишком мужеподобна, но мощь ее фигуры призвана передавать ее деятельный и властный характер – не менее жестокий, чем у ее младшего брата, отныне окончательно завладевшего престолом.

История создания

Идея написать заточенную в монастыре царевну пришла Репину в 1877 году, когда он находился в родном Чугуеве. Чуть позже он переехал в Москву, выбрав квартиру поближе к месту действия картины. На протяжении года он изучал исторические документы той эпохи, ходил по музеям в поисках деталей. В качестве натурщиц ему позировали сразу 3 женщины: Валентина Семеновна Серова (ее сына, будущего художника Валентина Серова, Репин взял на воспитание после смерти главы их семейства), Елена Апрелева, сестра композитора Павла Бларамберга, и безымянная портниха. Парчовое царское платье сшила жена мастера специально для картины – ради образцов они посетили Оружейную палату.

Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году

Кратко о живописном полотне

Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей прислуги царевны в 1698 году

Картина "Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году" задумана в Чугуеве в 1877 году, окончена в 1879 году в Москве. Первая историческая картина Репина. История трактуется художником как драма личности. Главная интересующая его задача - раскрыть трагические переживания свергнутой и заточенной царевны, ее страшный гнев и лютую, бессильную ненависть. В историческом образе царевны Репин стремится передать общечеловеческие чувства в наиболее ярком и монументальном их выражении.

Репина увлекает преимущественно экспрессия открытого проявления чувств. С большой силой выразительности изображает он гневное лицо царевны Софьи Алексеевны с нахмуренными бровями, широко раскрытыми глазами, раздувающимися ноздрями и плотно сжатыми губами. Судорожно скрещены на груди руки, и вся ее словно застывшая фигура выражает скованную силу и энергию. Облик царевны Софьи Алексеевны внушает страх, что подчеркнуто художником в изображении забившейся в глубину испуганной девочки-послушницы.

Образ Царевны Софьи Алексеевны в своей богатырской силе свидетельствует о демократичности эстетики Репина, стремившегося в трактовке исторической личности избежать всякой идеализации и приукра-шенности. В мощности облика царевны Софьи Алексеевны Репина захватывают характерность выражения, цельность натуры и сила чувств людей старой Руси.

Композиция картины лаконична. В ней господствует одна фигура царевны, а все остальное - не только обстановка, но ц голова повешенного стрельца в окне, и фигурка монашенки - все это лишь играющие подсобную роль детали.

Они нужны для того, чтобы сделать изображение сюжетной картиной, а не просто своего рода монументальным портретом. Репин несколько сдвигает фигуру царевны Софьи Алексеевны от центра и делает ее в небольшом повороте. Неглубокий интерьер палаты, изображенной с угла, выгодно выделяет фигуру царевны Софьи Алексеевны придает ей крупный масштаб.

Живописное произведение написано в темпераментной и сочной живописной манере. Ее цветовая гамма построена на контрасте и переходах холодных серебристых тонов парчового платья царевны, натюрморта на столе, света в окне и теплых темных стен интерьера, красного ковра на полу, света свечей в арке, в глубине. Это сочетание двух тональностей должно служить передаче душевного смятения и одиночества царевны. Любопытная деталь: пятна от восковых свечей на сукне, Обтягивающем пол. Этой тонко подмеченной деталью Репин придает бытовую убедительность изображению. В ее передаче сказывается репинская любовь и внимание ко всему в картине, длительное вынашивание ее и стремление к законченности, завершенности.

Скидки и подарки

Заказать живописную копию любого размера можно у профессионального копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.

Читайте также: