Сообщение о картинах русских художников посвященных микуле и святогору

Обновлено: 05.07.2024

Николай Константинович Рерих - "Богатырский фриз"Он был создан еще в
1910 году в Петербурге для столовой в доме Ф. Г. Баженова (ул. Марата,
72). Этот фриз состоял из 7 больших панно. Высота панно - 2,03 м. Общая длина
больших панно - 25,75 м. Кроме того, над окнами на оконных наличниках было
размещено еще 12 декоративных полотен значительно меньшего размера.
Фриз начинали два панно, расположенные по сторонам от дверного проема, -
"Баян" и "Витязь". Баян с гуслями поет о подвигах русских богатырей. Его
слушает молодой витязь. Оба панно как бы предваряли собою образный мир всей
серии в целом, служили своеобразным прологом к ней.
По левую руку от дверного проема находились большие полотна - "Вольга" и
"Микула".
Микула изображен могучим пахарем.

Крестьянское происхождение становится атрибутом и главного богатыря русского эпоса — Ильи Муромца. Но, в отличие от других богатырей, сила Микулы Селяниновича направлена исключительно на мирные дела: он пашет землю, выращивает хлеб. Именно на пашне происходит его встреча с Вольгой. Он слышит:

Как орет в поле оратай, посвистывает, Сошка у оратая поскрипывает, Омешки по камешкам почирикивают.

Только на третий день Вольга добирается до пахаря и видит, как тот

А большие-то камни в борозду валит.

Микула Селянинович является действующим лицом двух эпических сюжетов. В каждом из них он выступает как сильнейший богатырь. В былине о Микуле и Вольге (Волхе) Вольга с дружиной не могут вытащить из земли плуг Микулы Селяниновича.

Оратай-оратаюшко

Брал-то сошку одной рукой,

Сошку из земли-то повыздынул,

Из омешиков земельку повытряхнул.

Бросил сошку за ракитов куст.

Изумленный Вольга спрашивает у него:

Как-то тебя да имянем зовут,

Нарекают тебя да по отечеству?

Вольга приглашает богатыря в свою дружину. Но Микула Селянинович отказывается, он должен продолжать работать на поле:

Я как ржи-то сложу, да домой выволочу, Домой выволочу, да дома вымолочу, А я пива наварю, да мужиков напою, А тут станут мужички меня похваливать: Молодец, Микула Селянинович!

Морозко

Персонаж сказочного и обрядового фольклора.

В русских сказках Морозко является стариком, который живет в лесной избушке. Он может наслать непереносимый мороз или выступить в роли волшебного дарителя. В наиболее распространенном сказочном сюжете Морозко щедро награждает трудолюбивую падчерицу и жестоко наказывает ленивую и нерадивую дочь хозяйки.

В быличках Морозко представлен в образе маленького старичка с длинной седой бородой. Он бегает по полям и лесам с колотушкой и наводит трескучие морозы. Морозко часто предстает и в образе богатыря или великана, который проходит по лесу и сковывает деревья и воду.

После распространения христианства с образом Морозки связались былички и поверья о новогоднем деде, широко распространенные у народов Западной Европы. В них рассказывается, что Дед Мороз живет на далеком Севере. Каждый год он отправляется в кругосветное путешествие на оленьей или конной упряжке. В санях Мороз везет мешки с подарками и дарит их маленьким детям. Приезд Деда Мороза означает наступление Нового года.

Морской царь

Мифологический персонаж, встречающийся в русских былинах и сказках. Вероятно, образ Морского царя был заимствован русским фольклором и представлен в былине о Садко и в сказках, где Морской царь является отцом Василисы Премудрой.

В былине Морской царь — повелитель подводного царства. Когда он танцует, на море разыгрывается разрушительная буря. Узнав об этом, Садко рвет струны на гуслях и отказывается продолжать игру. Пытаясь навсегда оставить героя в подводном мире, Морской царь предлагает ему жениться на одной из своих дочерей. Садко выбирает царевну Чернаву, которая помогает ему перехитрить Морского царя. Она превращается в реку и помогает Садко попасть в мир людей. В рассказе о появлении реки Чернавы отчетливо видны черты новгородского предания о происхождении местных рек.

Достигнув определенного возраста, царевич отправляется к Морскому царю. По дороге он знакомится с его дочерью, которая оказывается Еленой Премудрой. Она помогает царевичу выполнить требования отца, потом герои убегают из морского царства. Сказка заканчивается свадьбой героев.

Норка-зверь

Мифологический персонаж, распространенный в русских народных сказках.

В некоторых вариантах сказок об Иване-царевиче рассказывается, как герой добывает жар-птицу или норку-зверя. В начале сказки говорится о том, как норка-зверь прибегает в царство отца Ивана-царевича, чтобы поесть золотых яблок. Иван-царевич хочет его поймать и отправляется по следам норки-зверя. Добравшись до волшебного царства, Иван-царевич ловит норку-зверя и женится на его хозяйке — Елене Прекрасной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программа Г.С.Меркина

развивать навыки составления тезисного плана статьи учебника, выразительного чтения, коммуникативных умений;

воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний.

- С какими произведениями устного народного творчества вы познакомились в 5-6 классах?

2.Обращение к домашнему заданию.

Рассказ о художественном мире былин по тезисному плану , предложенному в учебнике.

III. Изучение нового материала.

2. Слово учителя. Беседа.

Былина - эпическое произведение русского фольклора; название русских эпических песен.

- Прочитайте определение эпоса в учебнике. Расскажите, как вы понимаете, что такое эпос.

- Какие былины вы прочитали самостоятельно? Какие подвиги совершали былинные богатыри? Расскажите о них.

3.Обращение к выставке разных изданий былин, комментарии-рассказы.

- Какой термин использовали в середине XIX в. на севере России для обозначения эпических песен?

- Какие географические названия часто встречаются в былинах? Назовите имена былинных героев.

- Какой облик принимают в былинах обычные слова?

В 1902 Иван Трофимович Рябинин совершил 3-месячную зарубежную гастрольную поездку в Болгарию, Сербию, Австро-Венгрию, Чехию, Польшу. Его выступления в славянских странах имели общегосударственное значение. Они начались 24 мая 1902 в Мраморном зале Зимнего дворца в присутствии императорской фамилии. Сказитель был награжден императором Николаем II Золотой медалью.

Лексическая работа

Поедет во всю рысь. Ступою едет. Стал здыматъ. Только дух под сумочку мог подпустить. Изотчество.

7. 1.Слово учителя.

- Кто из героев былины вызывает вашу симпатию и почему?

Микула Селянинович — пахарь-богатырь в русских былинах, получил чрезвычайную популярность в народе в новейшее время как обобщенный символ русского крестьянства.

Микула Селянинович встречается в 2-х былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче.

У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича соответственно) также являются центральными героинями былин.

- Какие качества русского народа нашли отражение в былинах?

- Каким изобразил художник Микулу Селяниновича?

Богатыря Святогора считали воплощением стихийной первобытной силы. В основу его мифического облика, вероятно, легли представления людей о горах, о горных великанах. Тяга земная находится в суме землепашца. Забытый всеми могучий властелин гор гибнет как сила, противостоящая плодородию матери сырой земли.

В глубокой древности люди одушевляли явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса. Эти представления нашли отражение в фольклоре. Древние верования, древние божества и герои постепенно отходили прошлое. На смену прежним богатырям приходили новые. Вот почему во всех былинах Святогор обязательно погибает, исчезает, уходит в небытие.

4.7. Индивидуальное задание. Продолжение слайдовой презентации.

- Почему богатырь Святогор не мог догнать Микулу Селяниновича?

Святогор, воплощающий бесполезную силу, не может соперничать с тружеником Микулой Селяниновичем.

- Какая мысль, выраженная с помощью гиперболы, предстает в былине наиболее ярко?

- Найдите в тексте такие формулы.

Путем-дорогою широкою, на добром коне, на сыру землю.

В былине о Святогоре нашел отражение мифологический взгляд на действительность. В глубокой древности люди почитали силы стихии, явления природы, воду, ветер, солнце, горы, леса.

Образ Святогора, возникший в мифах о каменных людях, является воплощением этих представлений.

4.10.Выразительное чтение варианта былины о Святогоре и Микуле Селяниновиче, в котором Святогор погибает.

СВЯТОГОР И ТЯГА ЗЕМНАЯ

Снарядился Святогор во в чисто поле гуляти,

Заседлает своего добра коня

И едет по чисту полю.

Не с кем Святогору силой помериться,

А сила-то по жилочкам

Так живчиком и переливается.

Грузно от силушки, как от тяжелого беремени.

Вот и говорит Святогор:

«Как бы я тяги нашел,

Наезжает Святогор в степи

На маленькую сумочку переметную;

Берет погонялку, пощупает сумочку - она не скрянется,

Двинет перстом ее - не сворбхнется,

Хватит с коня рукою - не подымется.

«Много годов я по свету езживал,

А эдакого чуда не наезживал,

Такого дива не видывал:

Маленькая сумочка переметная

Слезает Святогор с добра коня,

Ухватил он сумочку обема рукама,

Поднял сумочку повыше колен -

И по колена Святогор в землю угряз,

А по белу лицу не слезы, а кровь течет.

Где Святогор увяз, тут и встать не мог,

Тут ему было и кончение.

IV. Подведение итогов урока.

Святогор, как стихийная сила, оказывается слабее Микулы Селяниновича, воплощающего плодородие земли, могущество созидательной силы крестьянского труда.

Святогор как мифический богатырь представляет бесплодную непроизводительность горных пород, и, как бесполезная сила, он должен погибнуть, когда люди научились возделывать землю.

V. Домашнее задание.

3.Составить цитатный план былины на основе плана структурных частей былины (задание 4, стр.25).

Живопись о богатырях

Ну, коли у нас была тема о богатырях русских Былинные русские богатыри и Кто есть кто в былинном мире, то давайте пройдёмся и по полотнам, посвященным им.

( находится в музее г.Коломны)Голь кабацкая. Константин ВасильевВаснецов "Богатыри на конях" (1896)
Илья Муромец в немощи Андрей Клименко

Живопись о богатырях

Добрыня Никитич. Станислав Москвитин.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: