Сообщение о карелине фотограф

Обновлено: 02.05.2024

Двойной портрет в зеркале

Внучка с бабушкой

Семейный портрет в интерьере

Из альбома "Нижний Новгород", сделанного совместно с И.И.Шишкиным (акварели по фотоотпечаткам):

Кремль, Нижний базар и ярмарка

Китайские ярмарочные ряды

Павильон на Черном пруду

Мордва Сергачского уезда

Две его работы как художника (акварели):

Портрет О.Г. Карелиной

Девушка в мордовской одежде

Лучший кандидат от России на Евровидение

В ютюбе есть канал "Народное слово", у этого "Народного слова" есть телеграм-канал. в котором результаты этого любопытного опроса я и увидел.

Отцы и дети, 1863 и 1883 годы

Из журнала Развлечение №31 за 1863 год: - Вот всё на нас стариков нападают, что мы взятки брали, теперь все молодые набраны, а слышно берут…

Смущение завоевателей

-Ваше Величество! Конфеты Динга видимо так хороши, что русские успели все сами съесть. Плакат. Москва, т-во В. Шушунина, 1900-е. Скан РГБ.

Андрей Осипович Карелин. Творческое наследие.

Андрей Осипович Карелин(1837-1906) родился в крестьянской семье в слободе Селезни Тамбовского уезда.Начало его фотографической деятельности приходится на тот период, когда портретную живопись зaметно потеснила светопись новый способ фиксации натуры, привлекавший заказчиков своей документaльностью. Правда, в Академии художеств Карелин готовился как портретист и исторический живописец, но расписывать церкви,как это делaли почти все живописцы, малые и великие, не стал. Вынужденный по состоянию здоровья покинуть Петербург, он ищет пристaнище и заработок. Уже знакомый с техникой фотографии, вслед за А. Деньером и В. Карриком,Карелин решает зaнятьcя портретной cвeтoпиcью, рaссмaтривaя это занятие только как мaтepиaллнoe подcпopьe.

В 1869 году А. Кaрелин открывaет в Нижнем Новгороде мaстерскую под вывеской "Фотогрaфия и живопись художника А. Кaрелина". В Нижний, "кaрман России", его привлекла возможность пoлyчeния заказов на ярмарке.

Творчество Карелинa это прежде всего портреты: огромное количество зaказной продукции его мастерской и уникальные снимки цвета русской интеллигенции-знакомых и друзей художника, среди которых В. Короленко,М.Горький, Н. Рубинштейн, Д. Менделеев, И. Шишкин и многие другие.

в 70-е и 80-е годы А. Карелин издает нecкoлько выпусков "Художественного aльбoмa фотографий с натypы". В те годы фотография еще не воспpинимaлacь как творчество, как искусство, тем более любопытно и драгоценно это издание, утверждающее художественную ценность фотографии. "Художественный альбом" - это тисненая кожаная папка, где на отдельных листах картона с фирменной рамкой наклеены фоторепродукции лучших снимков Карелина.

В центpe созданной художником утопии его жена,Ольга Григорьевна. Она была музыкантшей, художницей, занималась в московском училище живописи.В Горьком, у коллекционера В. З. Вешапури, хранится альбом ее зарисовок -цветов и узоров для вышивок.На ее плечах были семейные заботы, она управляла принадлежавшими ей домами, преподавала в рисовальной школе. Все эти стороны натуры Ольги Григорьевны, деловой и артистической одновременно,показывает, иногда не без иронии, художник. Удачливый техник-оптик,

знаток освещения и композиции,А. Карелин создавал уникальные фотокартины, где сочеталась резкость многоплановых композиций с великолепной проработкой. светoв и теней.

А. Карелин был в то время единственным в своем роде фoтoграфом, чья оптика пoзволяла снимать персонажи на расстоянии до семи метрoв со стабильной резкостью.Поэтому запечатленные им на один негатив мнoгoфигурные группы вызывали пoвсюду и недоверие, и вoстoрг. В 1876 гoду за "важное усовершенствование худoжника Карелина", кoтoрое "вoзвoдит фотографию в действительное, важное и вполне полезное пособие для xудожественных работ", ему было даровано звание фотографа императорской Академии художеств. Очевидна связь фoтoкартин А.Карелина с гoлландскoй живописью XVII века.Еще более наглядна преемственность от русской живописи начала XIX века (интерьеры школы Венецианова, например), лубка, кoтoрый начали собирать и изучать во времена Карелина. В его работах oщутима также орнаментальная стихия народного прикладного искусства, знатоком и собирателем которого он был.А.Карелнн создал значнтельное количество фoтoкартин пейзажного жанра. Неизвестно, делал ли худoжник какие-либo эскизы своих снимков, но в пейзаже, как и в "кoмнатных группах", ощущается стрoгая продуманность, значительная подготовительная работа.Совершенствование фoтoтехники,появление сухих желатиновых пластинок, пoртативных камер изменило сферу творчества А. Карелина.В последние годы он много работал на вoздухе, снимал различные тoржественные события жизни Нижнегo- освящения храмoв. отплытие парохода для наблюдения солнечного затмения, открытие Всероссийской выставки, очень интересные зарисовки быта простого народа художник работал до последних дней,не повторяя себя.

В его некрологе было сказанo: "Д.О.Карелин одним из первых доказал всему свету своими фoтoграфическими этюдами-кoмпoзициями, что художество и фотография стоят в самой тесной связи, и что худoжник-фoтoграф вполне в сoстоянии создать истинные произведення искусства".




Покупка ягод. Фото А.О. Карелина. 1870-1880 гг.




Во дворике. Фото А.О. Карелина. 1870-1880 гг.

Книга посвящена творческому наследию русского художника и фотографа Андрея Осиповича Карелина. Представлено более 250 фотографий, исполненных Карелиным. "В становлении реалистической эстетики фотографии и фотографической композиции большое значение имело творчество нижегородского светописца Андрея Осиповича Карелина. Его судьба художника-разночинца крайне характерна для того времени. Он был, как и В. Г. Перов, внебрачным сыном крестьянки. Подобно И.Н.Крамскому и И.Е.Репину, проявив склонность к рисованию, попал в обучение к иконописцам. Как и В.И.Сурикову, ему повезло: нашелся помещик-меценат, который отправил талантливого юношу учиться в Петербургскую Академию художеств. Уже в годы обучения в академии, которую Карелин окончил в 1864 году, он начал заниматься фотографией и увлекся ею. С тех пор на всю жизнь фотография и живопись равно вдохновляли его."

Купить книгу:


    1. Если у вас еще не установлена программа uTorrent (рекомендуемая версия программы uTorrent 1.8.2), скачиваем и устанавливаем:


2. Копируем ссылку в буфер обмена (если ссылку "разрезало" на несколько строк, нужно её "склеить" обратно, чтобы ссылка выглядела также как на образце):


3. Запускаем uTorrent:


4. Нажимаем на кнопку с глобусом и плюсом на верхней панели uTorrent:


5. Вставляем ссылку в открывшееся окно, если она еще не вставилась сама, и жмем OK:

Щедрость чревата. Сколько жизней умерло в истой надежде на шанс. Сколько судеб построилось и погибло, ожидая удачи, полного собрания сочинений, внимания и любви. Почти никто не получил ожидаемого. © Ещё фотомастера РИ, в т.ч. Карелин



Андрей Карелин



2. Андрей Карелин. Автопортрет в пледе



3. Андрей Карелин. Автопортрет с кубком



4. Андрей Карелин. Невеста



5. Андрей Карелин. Угадай

Андрей Осипович, наверное, в конце концов вплавится в бронзу и станет где-нибудь тихо и крупно близ местного кремля, зеленясь. Его в меру лебезливая биография, написанная самоотвер­женными краеведами, ляжет на полки городских книжных магазинов рядом с путеводителями и буклетами. Тьма спокойно обнимет его, и никто уж не пожалеет о недораскрытости его дарования, не­дооцененности его со стороны спесивых столичных специалистов. Всё будет раскрыто и оценено. Так в городе Муроме едва ли не шес­тирядная трасса в легендарное село Карачарово плавно превраща­ется в проспект художника Куликова. И не важно уже, что Куликов был вполне приличным учеником Репина, цветом и точностью мазка иной раз побивавшим учителя: местный гений (почти что genius loci) отныне прикован к своей родине, и не видать ему передвижений вверх по художественной иерархии.



6. Андрей Карелин. Девушки с альбомами. 1870-1880-е

Прикованный к случайной своей родине, А.О. Карелин должен был всю среду свою извлекать из себя. Там, внутри, кроме общих ухваток иконописца и посиневшей от дисциплинированности акаде­мической живописности, была только полукрестьянская красивость и срамная народническая болезнь передвижничества. Но мучи­тельно создававшаяся среда почти не породила продолжателей и умерла вместе с А.О. Карелиным. Рассыпавшаяся на бессистемные инициативы его просветительская деятельность выплеснулась в го­род, непрерывными переходами от сословия к сословию связала губернаторские представления о комильфо с лапидарными нормами нижегородского мещанства: муж должен быть строгим. В мужиц­кую строгость эту — обычно животную, обычно бесцельную — впечатался карелинский фотографический взгляд. Фотографируя, он придумал новые нормы и новые лица. Следов среды его нет и в по­мине, но взгляд поколений, прошедших сквозь его ателье, при уст­ремлении в объектив перестал походить на бараний.



7. Андрей Карелин. Дети у стола

Прочитана доблестная биография А.О. Карелина, пролистан да­римый всеми нижегородцами друг другу альбомчик. Добродетели нужен покой. Так, наверное, сам А.О. Карелин закрыл бы альбом свой. Но нет почему-то покоя.



8. Андрей Карелин. Уборка комнаты



9. Андрей Карелин. Подаяние

И ведь ясно, чего не хватало в художестве А.О. Карелину: сердца. Будто не сочувствовал он народной доле, не вспоминал по­мещика-мецената. Стоило взяться ему за кисть, как выветривалась из головы вся народническая идейность. Сквозь непреодолимую его неумелость проступала фантастической густоты классически-роман­ти­че­ская закваска: поворот лица, замутнение взора, чисто теорети­ческий пейзаж, окружающий условную фигуру условной доброде­тели. Старательное, почти инстинктивное следование А.О. Карелина архаическим прописям было настолько несовременным и бескоры­стным, что иногда в его ископаемой ретроградности мелькал редко­стный для России третьей четверти прошлого века призрак нового романтизма. Вернее, консерватизм художника оказывался столь ра­дикальным, что мог сойти за утонченный маньеризм, присматри­вающийся к каноническим деталям столь пристально, что они, ги­пертрофированные, становились самоцелью, своего рода знаком эзотерической посвященности. В этом чувствовался декаданс и предвиделся символизм. Тщась повторить Вермеера с Гейнсборо, А.О. Карелин мелочью, тенью, краешком и самой своей рахитиче­ской неумелостью вдруг походил на прерафаэлитов с Пюви де Ша­ванном. Но лишь вдруг и лишь тенью.



10. Андрей Карелин. Подаяние

Одним словом, живописец А.О. Карелин был дилетант. Что и служило главной причиной его разнообразного подвижничества на нижегородских просторах. Ведь дилетант более всего нуждался в воспроизведении среды ученичества, повторении, исключающем какой бы то ни было риск художественных перемен. И навязывал городским просвещенцам свою старорежимную волю, украшал раз­ночински-купеческий быт гипсовыми венерами и усаживал местных девиц за тоскливое рисование гипсов. Академисты из них не вырастали, но и все эти, знаете ли, художественные поиски вымирали в них, не проклевываясь.



11. Андрей Карелин. Среди редкостей

Будь всё только так, памятник А.О. Карелину стоял бы в Нижнем Новгороде уже в 1907 году, в 1927-м переплавленный вместе с ко­локолами.



12. Андрей Карелин. Покупка ягод

Попираемый подраставшей советской невнятицей, местный культ А.О. Карелина, реабилитированный в очередную оттепель, в наступившую гниль был бы убит и унижен очередным авангардом. Но обелисков не появилось. И книга не в силах утишить его неприкаянность.



13. Андрей Карелин. Актеры-любители

А.О. Карелин должен был покинуть фотографический и передвиж­нический Петербург — и в нижегородском уединении, не затапты­ваемый ежечасно конкуренцией сильных и талантливых, соединил два своих увлечения. И победил. Победил ли он как беспримерный фотограф, легко вносящий в свое ремесло все технологические новшества, — с точки зрения чистых художеств неизвестно.



14. Андрей Карелин. Без подписи

Несомненно лишь, что А.О. Карелин обратил против своих да­ровитых коллег-живописцев всю страшную силу идеологически ан­гажированной фотографии. Всем изводам русского реализма XIX века он ответил уничтожающим, как пулеметный огонь колонизато­ров по зулусам, реализмом фотокарточек. Никакой передвижниче­ский гений, решившийся демократизировать живопись и забить своими олеографиями меблированные комнаты, не смог бы демо­кратизировать ее более, чем неограниченные тиражи, производимые карелинским ателье. И даже академист, истребляющий творческую гордость А.О. Карелина точностью своего рисунка и глаза, не был точнее объектива. От фотографа, с помощью своего аппарата пре­одолевшего печальную разницу в сугубо рисовальном мастерстве, требовалось лишь принять те внешние, идейно-эстетические пра­вила живописцев, что, собственно, и составляли всю их программу.



15. Андрей Карелин. Беседа



16. Андрей Карелин. Брат и сестра



17. Андрей Карелин. В мастерской живописца

С медицинской внимательной жесткостью проследив пунктир русского реализма, в своих фотографиях А.О. Карелин также скупо и верно вступал в русский модерн. И кабы не умер, столь же спо­койно и естественно впитал бы наиболее выигрышные ходы кубо­футуризма, оставив за кадром все его бреды и морды. Пописывая на досуге свои парсунно-бездарные картинки.



18. Андрей Карелин. В раздумье

Мы, может быть, лучше гениев знаем, какой была жизнь и в ка­ком тайном уклоне сердца саднит ее новая возможность.



20. Андрей Карелин. Внучка и бабушка



21. Андрей Карелин. Девушка с бусами



22. Андрей Карелин. Девушка с полотенцем



23. Андрей Карелин. Девушка у окна



24. Андрей Карелин. Дети с книжкой



25. Андрей Карелин. Дети с лейкой



26. Андрей Карелин. Досуг



27. Андрей Карелин. За вышиванием



28. Андрей Карелин. За вышиванием



29. Андрей Карелин. За обеденным столом



30. Андрей Карелин. За столом



31. Андрей Карелин. Игра



32. Андрей Карелин. Игра в жмурки



33. Андрей Карелин. Крестьянская девушка



34. Андрей Карелин. Летний отдых



35. Андрей Карелин. Любительницы гравюр



36. Андрей Карелин. Маленький оркестр



37. Андрей Карелин. Мать и сын



38. Андрей Карелин. Мать, дитя и кормилица



39. Андрей Карелин. На балконе



40. Андрей Карелин. На задворках



41. Андрей Карелин. Охотник с борзыми



42. Андрей Карелин. Певица из кабаре на Макарьевской Ярмарке. 1900



43. Андрей Карелин. Письмо



44. Андрей Карелин. Письмо



45. Андрей Карелин. Под сенью Амура и Психеи



46. Андрей Карелин. Подаяние



47. Андрей Карелин. Подаяние



48. Андрей Карелин. Подруги



49. Андрей Карелин. Покупка ягод



50. Андрей Карелин. Путешественники



51. Андрей Карелин. Салонный разговор



52. Андрей Карелин. Семейное чтение



53. Андрей Карелин. Семья татар



54. Андрей Карелин. Сцена в интерьере



55. Андрей Карелин. Сцена у окна



56. Андрей Карелин. Трапеза



57. Андрей Карелин. Три девицы



58. Андрей Карелин. Трое за чтением



59. Андрей Карелин. У бабушки



60. Андрей Карелин. У рояля



61. Андрей Карелин. Угощение



62. Андрей Карелин. Уличные музыканты



63. Андрей Карелин. Фотография девушки

-Всегда под рукой

-Поиск по дневнику

-Статистика

АНДРЕЙ ОСИПОВИЧ КАРЕЛИН - МОЙ ЗНАМЕНИТЫЙ ЗЕМЛЯК

Моей подругой в начальной школе была правнучка А.О Карелина - Наташа Карелина.


Судьба выдающегося русского фотохудожника Андрея Осиповича Карелина (16. 07. 1837 -12. 08. 1906) уникальна и в тоже время удивительно характерна для второй половины XIX века.

Как и Василий Перов он был внебрачным сыном крестьянки, как и Илья Репин, проявив склонность к рисованию, попал в обучение к иконописцам, вместе с Василием Суриковым ему очень повезло — нашелся добрый помещик, который отправил талантливого юношу учиться в Петербургскую Академию художеств. И, наконец, как и многие художники того и более позднего времени (скажем, Франтишек Дртикол или Арнольд Ньюман), он понял, что живопись не даст ему средств к существованию и начал заниматься фотографией: сначала для заработка, а потом и для души, пока это не стало основным делом его жизни.

Семья

первая жена — Евгения Никитична Макаренко, † 1866 год .умерла при родах.

Их дети:

Карелин, Аполлон Андреевич — Википедия,

Аполлон Андреевич (1863-1926) - сын А.О. Карелина, писатель, юрист, экономист, один из идеологов и теоретиков анархизма.

Людмила Андреевна (1862- ?) - дочь А.О. Карелина. До середины 1880-х годов проживала в Нижнем Новгороде в семье отца. По некоторым сведениям, вышла замуж за фотографа А.В. Заикина и уехала в Москву, затем в Петербург.

Карелин, Андрей Андреевич — Википедия,

Андрей Андреевич (1866-1928) - сын А.О. Карелина, художник, исторический живописец и портретист, принимал активное участие в создании художественного и исторического музея в Нижнем Новгороде (1896), в создании Древлехранилища Александро-Невской лавры в Петербурге (1909). Последние годы жил в Ашхабаде, где заведовал художественным и культурно-историческим отделами Туркменского государственного музея. Занимался фотографией.

  • вторая жена — Ольга Григорьевна Лермонтова. Информация о близком родстве О.Г. Карелиной с М.Ю. Лермонтовым ошибочна. Ее отец, Григорий Николаевич Лермонтов, родился в один год с поэтом. Общий предок Григория Николаевича и Михаила Юрьевича - Георг (Юрий) Лермонт, ротмистр, умер в 1634 году. Информация предоставлена Л.В. Рассказовой.

Их дети:

Ольга Андреевна (1869-1949) - дочь А.О. Карелина, художник-акварелист. Современник отмечал, что, будучи блестящей акварелисткой, Ольга Андреевна умела передать любовь к акварели своим ученикам. См. также прим. 14. Впоследствии переехала в Москву, была членом Союза художников, участвовала в художественных выставках.

Татьяна Андреевна (1877-1927) - дочь А.О. Карелина, художник. После смерти отца она вместе с сестрой Ольгой Андреевной руководила вечерними художественными классами, где получали начальное образование многие нижегородские художники. Один из них - заслуженный деятель искусств РСФСР К.И. Иванов - вспоминал, что классы были очень хорошо оборудованы и имели очень много учебных пособий, и отмечал, что классы выпускали людей вполне подготовленных к дальнейшей художественной деятельности. Впоследствии переехала в Москву.

Рафаил (по другим данным — Михаил), (1885-1942), музейный работник, единственный из детей А.О. Карелина жил в Нижнем Новгороде (Горьком).


Андрей Осипович Карелин. Творческое наследие.

http://rexstar.ru/uploads/myfile/69c8691099bf97e0a32ca95dad83b94a.jpg



http://andcvet.narod.ru/XA/02/max/32.jpg

Одной из причин успеха портретов и бытовых сцен Карелина была разработанная им методика обеспечения глубины резко изображаемого пространства. В то время не существовало объективов для съемки жанровых сцен, герои которых находятся на разном удалении от фотоаппарата. Эталонными считались работы английского фотохудожника Генри Робинсона, использующего комбинированную печать с нескольких негативов. Карелин пошел по другому пути. Изучив оптику и законы освящения, экспериментируя со светом, а также с различными объективами и добавочными линзами, изменяющими фокусное расстояние, он добился отличной проработки всех деталей в свете и в тенях.

http://andcvet.narod.ru/XA/02/max/14.jpg

Андрей Осипович Карелин.

Впервые на одном негативе получилась законченная многоплановая жанровая картина и это стало настоящей сенсацией. На Парижской всемирной выставке 1878 года русскому эксперту-фотографу Сергею Львовичу Левицкому пришлось доказывать, что снимки Карелина отпечатаны с одного, а не с нескольких негативов.

До самой смерти Андрей Осипович Карелин много работал: фотографировал, участвовал в выставках, учил начинающих художников и фотографов (одним из его учеников был знаменитый русский фотограф Максим Петрович Дмитриев). Он был членом большого числа различных обществ: Нижегородского общества любителей художеств, Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, 5-го (фотографического) отдела императорского Русского технического общества, Русского фотографического общества в Москве, Французской национальной академии искусств. Андрей Осипович много сделал для развития российского и мирового фотоискусства.

Читайте также: