Сообщение о караван сарае в оренбурге кратко

Обновлено: 08.07.2024

Караван-Сарай – уникальный памятник архитектуры, отражающий стилевые и национальные особенности оренбургского края первой половины XIX века. Как и в XIX веке, так и сегодня Караван-Сарай является важнейшей архитектурной доминантой исторического центра города. Памятник архитектуры обладает большой исторической и мемориальной ценностью, ведь он хранит память о выдающихся деятелях, получивших признание в своём Отечестве и за рубежом, о важнейших событиях и памятных датах в истории нашего края.

Оригинальный памятник, возникший на стыке двух архитектурных эпох, на границе Европы и Азии, может по праву считаться достойным представителем как европейской, так и восточной художественной традиции.

Идея постройки в Оренбурге Караван-Сарая и её воплощение связаны с именем Василия Алексеевича Перовского, который дважды был начальником обширного Оренбургского края: военным губернатором в 1833-1842 годах и генерал-губернатором оренбургским и самарским в 1851-1857 годах. В то время Башкирия административно подчинялась оренбургскому военному губернатору. Главной целью Василия Алексеевича в этот период было создание в Оренбургском крае боеспособного Башкиро-мещеряцкого казачьего войска, поскольку он считал башкир в военном отношении ничуть не хуже оренбургских или уральских казаков. По свидетельству историографа Оренбурга генерал-майора И.В. Чернова,

Автором проекта стал выдающийся русский архитектор Александр Павлович Брюллов. В его проектах, наряду с приёмами классической школы, возникают мотивы иных архитектурных стилей, преимущественно европейских - романского, готического, ренессансного. Лишь однажды в своей биографии А. П. Брюллов обратился к наследию восточного зодчества, выполнив по просьбе Оренбургского губернатора В. А. Перовского проект Караван-сарая. Общее руководство строительством было возложено на подполковника Шарона, строительными работами руководил инженер-поручик Сеньков.

Строительство Караван-Сарая проходило на протяжении 1837-1846 годов. Башкиры подготавливали строительные материалы и доставляли их на место строительства. В 1842 году строительство в целом было закончено, однако ещё 4 года продолжалась внутренняя и внешняя отделка памятника. Первоначально в С-образном основном двухэтажном корпусе должны были находиться: квартира для командующего Башкирским войском, помещения для его руководства, войсковая канцелярия, училище для башкирских детей с различными мастерскими (малярной, кузнечной, столярной и др.), квартиры для обслуживающего персонала, помещения для временного проживания приезжающих башкир. Было предусмотрено 13 изолированных входов. Это было вызвано разнохарактерностью размещаемых учреждений и помещений. Западный и восточный дворы, примыкающие к основному корпусу, были предназначены для содержания лошадей, а также для хозяйственных нужд.

После завершения строительства здание было передано Министерству внутренних дел, что было вызвано упразднением в 1863 году Башкирского казачьего войска.

Несмотря на некоторые временные изменения, Караван-Сарай в целом сохранил свой первоначальный внешний облик.

Караван-Сарай является замечательным памятником архитектуры XIX века, вызывает восхищение жителей и гостей нашего города, является предметом изучения краеведов и научных работников.

Автором комплекса Караван-сарай стал А.П. Брюллов – один из самых талантливых архитекторов своего времени. И дружил он в то время с губернатором В.А. Перовским, который и помог ему с обустрйоством монумента. По своей форме и внешнему виду строение ассоциируется с обычным башкирским аулом. Мечеть, которая является сердцевиной композиции, похожа на жилище, где живет старейшина. На башкирском языке оно называется тирмэ. Расположенные по углам башенки чем-то похожи на юрты. При этом внутри здания есть красивый маленький двор, куда сегодня приходят туристы, чтобы более тщательно изучить эту достопримечательность.

При этом декор достаточно сдержанный. Это можно объяснить тем, что В.А. Перовский попросил своего друга-архитектора быть чуть более сдержанным при обустройстве украшений. Это было связано, прежде всего, с тем, что резные украшения в то время стоили баснословных денег, а лишних средств на обустройство караван сарая не было. Именно потому, желая сохранить средства, которых и так практически не было, архитектору пришлось использовать разнообразные приемы, включающие в себя формы не только башкирских мотивов, но еще и турецких, арабских и других, относящихся к восточной культуре.

Караван сарай в Оренбурге – несколько интересных фактов


Караван-Сарай – уникальный памятник архитектуры, отражающий стилевые и национальные особенности оренбургского края первой половины XIX века. Как и в XIX веке, так и сегодня Караван-Сарай является важнейшей архитектурной доминантой исторического центра города. Памятник архитектуры обладает большой исторической и мемориальной ценностью, ведь он хранит память о выдающихся деятелях, получивших признание в своём Отечестве и за рубежом, о важнейших событиях и памятных датах в истории нашего края.

Оригинальный памятник, возникший на стыке двух архитектурных эпох, на границе Европы и Азии, может по праву считаться достойным представителем как европейской, так и восточной художественной традиции.

История строительства

Идея постройки в Оренбурге Караван-Сарая и её воплощение связаны с именем Василия Алексеевича Перовского, который дважды был начальником обширного Оренбургского края: военным губернатором в 1833-1842 годах и генерал-губернатором оренбургским и самарским в 1851-1857 годах. В то время Башкирия административно подчинялась оренбургскому военному губернатору. Главной целью Василия Алексеевича в этот период было создание в Оренбургском крае боеспособного Башкиро-мещеряцкого казачьего войска, поскольку он считал башкир в военном отношении ничуть не хуже оренбургских или уральских казаков. По свидетельству историографа Оренбурга генерал-майора И.В. Чернова,


Автором проекта стал выдающийся русский архитектор Александр Павлович Брюллов. В его проектах, наряду с приёмами классической школы, возникают мотивы иных архитектурных стилей, преимущественно европейских - романского, готического, ренессансного. Лишь однажды в своей биографии А. П. Брюллов обратился к наследию восточного зодчества, выполнив по просьбе Оренбургского губернатора В. А. Перовского проект Караван-сарая. Общее руководство строительством было возложено на подполковника Шарона, строительными работами руководил инженер-поручик Сеньков.


Строительство Караван-Сарая проходило на протяжении 1837-1846 годов. Башкиры подготавливали строительные материалы и доставляли их на место строительства. В 1842 году строительство в целом было закончено, однако ещё 4 года продолжалась внутренняя и внешняя отделка памятника. Первоначально в С-образном основном двухэтажном корпусе должны были находиться: квартира для командующего Башкирским войском, помещения для его руководства, войсковая канцелярия, училище для башкирских детей с различными мастерскими (малярной, кузнечной, столярной и др.), квартиры для обслуживающего персонала, помещения для временного проживания приезжающих башкир. Было предусмотрено 13 изолированных входов. Это было вызвано разнохарактерностью размещаемых учреждений и помещений. Западный и восточный дворы, примыкающие к основному корпусу, были предназначены для содержания лошадей, а также для хозяйственных нужд.


После завершения строительства здание было передано Министерству внутренних дел, что было вызвано упразднением в 1863 году Башкирского казачьего войска.


Несмотря на некоторые временные изменения, Караван-Сарай в целом сохранил свой первоначальный внешний облик.

Караван-Сарай является замечательным памятником архитектуры XIX века, вызывает восхищение жителей и гостей нашего города, является предметом изучения краеведов и научных работников.

Архитектурный ансамбль Караван-Сарая, безусловно, является одним из наиболее впечатляющих памятников архитектуры Старого Оренбурга.

Вид на Караван-Сарай, Оренбург

Архитектурный ансамбль Караван-Сарай. 1846. Памятник федерального значения. Автор-архитектор А.П. Брюллов.

Архитектурный ансамбль Караван-Сарай. 1846. Памятник федерального значения. Автор-архитектор А.П. Брюллов. Ныне – административное здание и Соборная мечеть № 2. Адрес: Парковый проспект, 6.

История

Идея постройки в Оренбурге Караван-Сарая и ее воплощение связано с Василием Алексеевичем Перовским – оренбургским военным губернатором в 1833-1842 годах и генерал-губернатором Оренбургским и Самарским в 1851-1857 годах. В то время Башкирия административно подчинялась ему. Первоначально архитектурный комплекс Караван-Сарая предназначался для размещения органов управления так называемого Башкиро-мещеряцкого войска

Василий Перовский

Начало Башкирскому войску было положено в 1798 году, когда из башкир Оренбургской, Самарской, Уфимской, Вятской и Пермской губерний было сформировано иррегулярное войско, делившееся на 12 кантонов. Башкирское иррегулярное войско принимало участие в Отечественной войне 1812 года. После войны к этому воинскому подразделению присоединили ещё пять кантонов мещеряков, составлявших до этого отдельное войско. Таким образом сформировалось Башкиро-мещеряцкое войско, состоящее из 17 кантонов.

Башкиры – народ тюркской языковой группы, населяющий территорию современной Республики Башкортостан и соседние территории Южного Урала.

Мещеряки – народность тюркской языковой группы, живущая в районах Среднего Поволжья; говорят на диалекте татарского языка, в настоящее время сливаются с татарами.

Поскольку органы управления Башкиро-мещеряцким войском находились в Оренбурге, то башкирам и мещерякам часто приходилось приезжать в наш город по служебным делам, а также по своим надобностям. Как писал в служебном письме в правительство В.А. Перовский,

Караван-Сарай планировалось возвести к северу от исторического центра Оренбурга, на свободном от застройки месте. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор Александр Павлович Брюллов, с которым Перовский находился в близкой дружбе. Проект Караван-Сарая был выполнен к январю 1837 года. Приехав в Петербург, военный губернатор В.А. Перовский представил его императору Николаю I, который 19 января 1837 года утвердил проект Караван-Сарая. 29 мая 1837 года проектные материалы были доставлены в Оренбург.

Караван-Сарай строился в 1837-1846 годах. В 1842 году комплекс был в целом готов, оставались некоторые работы по мечети и минарету. Первоначально в С-образном двухэтажном корпусе хотели разместить квартиру командующего Башкирским войском, помещения войскового управления и канцелярию, училище для башкирских детей, квартиры для обслуживающего персонала, а также помещения для временного проживания приезжающих башкир. Возведение войсковой мечети с минаретом потребовало более длительных сроков строительства. Много времени ушло на отделку интерьеров. Наконец в августе 1846 года произошло освящение мечети.

Караван-Сарай в городе Оренбурге

Караван-Сарай в городе Оренбурге

После постройки Караван-Сарая первоначальные планы начальства в отношении его использования радикально поменялись. По распоряжению нового военного губернатора В.А. Обручева (1842-1851 годы) в помещениях двухэтажного корпуса разместились казармы башкирского конного полка. Во время второго правления генерал-губернатора В.А. Перовского (1851-1857 годы) созданное им Башкирское войско ещё продолжало кое-как существовать, хотя военной необходимости в таких воинских частях и подразделениях уже не было.

Приезжающие в Оренбург официальные лица, жители и гости нашего города всегда искренне удивлялись тому, что построенный в мусульманских архитектурных формах Караван-Сарай с мечетью и минаретом стал дворцом оренбургского губернатора, исповедующего православие.

Дело в том, что во время правления последнего оренбургского генерал-губернатора Н.А. Крыжановского (1864-1881 годы) Караван-Сарай стал его резиденцией. Причём переезд Николая Андреевича из Губернаторского дома на берегу Урала в Караван-Сарай был далеко не случаен. В это время Россия переживала период необыкновенного подъёма русского национального самосознания.

Меновой двор

В разные годы Караван-Сарай посетило великое множество высокопоставленных персон и выдающихся деятелей, получивших признание в нашей стране и за рубежом. Например, в 1876 году, когда была построена и открыта железная дорога до Оренбурга, приезжал в наш город граф Лев Николаевич Толстой. Он посетил генерал-губернатора Николая Андреевича Крыжановского, с которым они вместе участвовали в обороне Севастополя (1854-1855 годы) во время Крымской войны 1853-1856 годов.

После Февральской революции 1917 года в Караван-Сарае находился комиссар Временного правительства и работал Оренбургский совет рабочих и солдатских депутатов. В 1918 году оренбургский Караван-Сарай стал на некоторое время местом размещения руководящих органов вновь образованной Башкирской республики. В 1921-1936 годах в Караван-Сарае находился Башкирский педагогический техникум.

karavan КАРАВАН-САРАЙ ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

Памятник архитектуры, историко-архитектурный комплекс в Оренбурге. Состоит из мечети и народного дома. Был построен в 1838–1844 по проекту архитектора А.П. Брюллова. Идея постройки Караван-Сарая и его непосредственное строительство связано с Василием Алексеевичем Перовским – оренбургским военным губернатором в 1833-1842 годах и генерал-губернатором Оренбургским и Самарским в 1851-1857 гг. (в то время Башкирия административно подчинялась ему).

Первоначально архитектурный комплекс Караван-Сарая предназначался для размещения органов управления так называемого Башкиро-мещеряцкого войска. Начало Башкирскому войску было положено в 1798 году, когда из башкир Оренбургской, Самарской, Уфимской, Вятской и Пермской губерний было сформировано иррегулярное войско из 12 кантонов. Башкирское войско принимало участие в Отечественной войне 1812 года. После войны к этому воинскому подразделению присоединили ещё пять кантонов мещеряков, составлявших до этого отдельное войско.

Поскольку органы управления войском находились в Оренбурге, башкирам и мещерякам часто приходилось приезжать в Оренбург по служебным делам.

87589494974 КАРАВАН-САРАЙ ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

Граф В.А. Перовский. Гравюра с картины Брюллова

Караван-Сарай планировалось возвести к северу от исторического центра Оренбурга, на свободном от застройки месте. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор Александр Павлович Брюллов, с которым Перовский находился в близкой дружбе. Проект Караван-Сарая был выполнен к январю 1837 года. Приехав в Петербург, военный губернатор В.А. Перовский представил его императору Николаю I, который 19 января 1837 года утвердил проект. 29 мая 1837 года проектные материалы были доставлены в Оренбург.

Караван-Сарай строился в 1837-1846 гг.

В 1842 году комплекс был в целом готов, оставались некоторые работы по мечети и минарету. Возведение войсковой мечети с минаретом потребовало более длительных сроков строительства. Много времени ушло на отделку интерьеров. Наконец в августе 1846 года произошло освящение мечети.

orenburg-menovoj-dvor КАРАВАН-САРАЙ ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оренбургский Караван-Сарай никогда не был постоялым двором, никакие караваны сюда не приходили.

После постройки Караван-Сарая первоначальные планы начальства в отношении его использования поменялись. По распоряжению нового военного губернатора В.А. Обручева (1842-1851 годы) в помещениях двухэтажного корпуса разместились казармы башкирского конного полка. Во время второго правления генерал-губернатора В.А. Перовского (1851-1857 гг.) созданное им Башкирское войско ещё продолжало существовать, хотя военной необходимости в таких воинских частях уже не было.

После упразднения Башкирского войска в 1863 году изменились и функции здания.

karavan_saray КАРАВАН-САРАЙ ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ

В разные годы Караван-Сарай посетило великое множество высокопоставленных персон и выдающихся деятелей. Например, в 1876 году, когда была построена и открыта железная дорога до Оренбурга, приезжал в наш город граф Лев Николаевич Толстой. Он посетил генерал-губернатора Николая Андреевича Крыжановского, с которым они вместе участвовали в обороне Севастополя (1854-1855 годы) во время Крымской войны 1853-1856 гг.

После Февральской революции 1917 года в Караван-Сарае находился комиссариат Временного правительства и работал Оренбургский совет рабочих и солдатских депутатов. В 1918 году оренбургский Караван-Сарай стал на некоторое время местом размещения руководящих органов вновь образованной Башкирской республики. В 1921-1936 годах в Караван-Сарае находился Башкирский педагогический техникум. В 1930 году мечеть Караван-Сарая была закрыта, а в 1932 году в мечети устроили клуб для студентов. С 1940-х годов в основном двухэтажном корпусе Караван-Сарая размещалась воинская часть.

После ликвидации Башкирского педтехникума здание бывшей мечети некоторое время пустовало. В 1954 году здесь устроили планетарий. Убранство мечети оказалось скрыто за внутренним деревянным куполом для демонстрации звёздного неба.

Читайте также: