Сообщение о калужской хлудневской игрушке

Обновлено: 05.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Гипотеза: Хлудневский промысел живет и развивается. Игрушка отражает историю народа, необходимо не только изучить особенности, но и добавить космическое звучание в авторские работы по мотивам хлудневского промысла, как один из региональных компонентов.

Актуальность: хлудневская игрушка несет в себе не только историю глиняной иг­рушки, но и историю народа, развивает у людей чувство приобщенности к искусству, культуре и творчеству.

Новизна: созданы авторские работы по мотивам хлудненского промысла , проведен сравнительный анализ игрушек традиционных промыслов России.

Цель: Сохранение традиций Калужских мастеров х лудневской игрушки.

Сделать исторический анализ развития х лудневской игрушки.

Выявить, в чем выражено отличие х лудневской игрушки от других.

Создать авторские работы по мотивам хлудневского промысла с космическими атрибутами.

Предмет исследования: Хлудневская игрушка – как традиция Калужской области.

Объект исследования: процесс преемственности поколений в х лудневской игрушке.

Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, сравнительный анализ игрушек разных традиционных промыслов России.
Практические: беседа, анкетирование, статистический метод, изготовление авторских работ, посещение мастер классов, изготовление пособий для начинающих.

I . История х лудневской игрушки

1.1. История возникновения хлудневской игрушки

В III тысячелетии археологами найдены игрушки Древнего Египта. Это деревян­ные фигурки коров, свиней. А самой древней египетской кукле около 4 тысяч лет.

В античной Греции и Риме популярностью пользовались куклы-марионетки из глины и дерева. [2]

Но, гончарное ремесло было известно и в России. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся ко П ты­сячелетию. Это маленькие глиняные топорики, посуда. Глина легко поддается обработке: из нее можно вылепить все, что угодно. Глиняная посуда и утварь были самыми необходимыми и практичными в быту древнего человека. Раньше других существовала лепная керамика, т.е. глиняные изделия, вылепленные ру­ками, без специальных приспособлений. Также существовали лепные фигурки животных, людей. В них отразились древние суеверия, приметы. [4] На протяжении столетий они превратились в глиняные лепные игрушки.

Примерно в IX - X вв. в России появился гончарный круг. Он упростил, ускорил из­готовление глиняной посуды.

В XVII - XVIII вв. московские гончары изготавливали черную посуду - крупные кувшины, фляги. В 40-х гг. XVIII в. стали выпускать русскую цененную посуду с синей и многоцветной росписью.

Чуть ли не каждая российская губерния имела свой гончарный промысел. В Пензе - Абашево, в Рязани - Скопин да Сапожок, в Туле - Филимоново, в Вятке - Дымково. [2].

В России - расцвет производства глиняной игрушки - XVIII - XIX вв., когда иг­рушка стала доступна простым людям.

1.2. Хлудневские мастера

По преданию, гончарное мастерство в Хлуднево было принесено крестьянами, переселенными сюда местным помещиком и в конце XIX века бы­ло довольно крупным гончарным центром. В округе было много глины, пригодной для обжига. До войны, вспоминают со­временные мастера, в каждом доме был один, а то и два станка, то есть работали семьями — отцы и сыновья, женщины помогали мужчинам готовить глину для посуды. Девочки, начиная с 7-8 лет, и женщины лепили игрушки. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

Родословная по­томственных гончаров Трифоновых подтверждает непрерывность тра­диции на протяжении полутора столетий. [9]

Далее сле­дует обжиг . В процессе обжига глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой, фоновый цвет хлудневской игрушки . Затем раскраска фуксином и акварельными красками, кото­рыми отмечаются ушки, рожки, носик, лапки, кружочками и полос­ками чуть тронуты грудка и спинка. Нередко свистульки представля­ют и более сложные образы и композиции: кошка с котенком, всадник и др. [ 9]

Фигурки, сотворённые мастерицами с поэтической душой, сами излучают тепло, поражают силой и красотой пластики. И это не удивительно, ведь крестьянский вкус воспитывался на великом разнообразии окружающего, к многоголосной гармонии привыкал и слух и глаз. В глиняных, грубоватых на вид игрушках, деревни Хлуднево удивительным образом чувствуется самая седая наша древность .

II Особенности хлудневской игрушки

2.1.Сравнительный анализ хлудневской с дымковской и филимоновской игрушками

Хлудневской росписи характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полос­ками натурального фона глины. Распространены ромбы, знаки неба, жизни, солнца. Са­мый распространенный - знак солнца. Расписывают игрушки не целиком, а отдельные де­тали, перья птиц, части туловища. [1] Палитра цветов яркая: красный, малиновый, синий, зелёный, реже – жёлтый. Это цветосочетание типично для калужской вышивки и ткачества, для народного костюма.

глиняные игрушки горница дом мастеров Калуга

В 2018 году мы запустили интересный проект, который познакомит вас с Хлудневской игрушкой. А наша серия статей станет вашим путеводителем по миру этой удивительной глиняной игрушки.

Во время сельских и городских ярмарок, которые являлись, с одной стороны, местом хозяйственных покупок и торговых сделок, а с другой – местом праздничного веселья и различных развлечений, ярморочные площади оглашались разноголосым пронзительным свистом ребятишек, свистевших в глиняные коньки, петушки и другие диковинные по форме игрушки-свистульки. Кроме свистулек-зверей бытовала так же и другая игрушка. Сюжеты глиняной игрушки традиционны: “коза”, “петух”, “конёк”, сказочные персонажи. Кроме того, тематика хлудневской игрушки имеет глубокие корни, которые таятся в древних дохристианских формах славянского культа.

История хлудневской игрушки

Как появилась хлудневская игрушка достоверного ответа нет, но есть различные версии как народные, так и теории краеведов. В рамках проекта “Хлудневская игрушка” , мы приведём пару таких примеров.

Устная народная традиция связывает изготовление хлудневской глиняной игрушки с появлением здесь в первой половине XIX века нескольких крестьянских семей, выигранных местным помещиком в карты. Согласно местному поверью, они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло, быстро привившееся здесь, благодаря запасам хорошей глины.

Калужский краевед Н.М. Маслов, оставивший описание хлудневской игрушки, изготовленной в конце XIX – начале XX веков, и не сохранившейся до наших дней, связывает производство игрушки с древними народными праздниками “Ярилками”, широко распространенными в Калужском крае. Приуроченность хлудневской игрушки к этому празднику, посвященному языческому богу Яриле, который постепенно трансформировался из календарного народного обряда весенне-летнего цикла в ярмарочные гулянья, равно как и неоднородный, разнохарактерный состав игрушек, свидетельствуют о различных этапах её собственного становления, о её связи с культурными пластами разновременного происхождения.

Обжиг игрушек Роспись игрушек

Интересно, почему хлудневская глиняная игрушка так долго была в тени?

Изготовление Хлудневской игрушки шло как дополнение к производству глиняной посуды. Мужчины добывали и обрабатывали глину, вытягивали из нее различные сосуды. Женщины, хранительницы семейного очага и уюта, создавали фигурки из глины различных направлений: обрядовые и обереговые, игральные и хозяйственно-бытовые.

На ярмарках эти изделия распространялись по ближайшим крупным селениям: Жиздра, Сухиничи, Брянск, Людиново и Дятьково. Хлудневская игрушка ни по своим художественным особенностям, ни по уровню организации промысла не выделялась среди прочих игрушек других селений.

Невыделенная, не обособившаяся от гончарного промысла в целом, не ставшая предметом собственно художественного творчества калужская глиняная игрушка не экспонировалась на первых выставках игрушки в России (1890 г., 1909 г.) и оставалась самобытной и народной.

Знания и умения по созданию хлудневской игрушки передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

В периоды народных волнений и воин изготовление игрушки было приостановлено. Мужчины, основные добытчики глины, уходили воевать, а оставшиеся жёны, дети и старики брали на себя ведение хозяйства.

История хлудневской игрушки

В середине ХХ века хлудневский промысел прогремел на всю страну. Это событие является важной частью истории развития глиняной игрушки. Цикл статей нашего проекта “Хлудневская игрушка” раскроет вам главные моменты, но обо всём по порядку=)

Хлудневские звери

Хлудневская игрушка — русский художественный промысел в Калужской области.

История

Промысел игрушки возник в 1-й половине XIX века в среде местных гончаров. По данным Всесоюзной переписи мелкой промышленности 1929 года, в деревне Хлуднево Думиничского района из 130 домохозяйств в 76 занимались гончарным производством.

Как правило, мастера работали семейно, сдавая свои изделия перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. Причем мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Гончарный промысел в Хлудневе развивался до середины 1950-х гг. Мужчины возили свои изделия на рынки Сухиничей и Жиздры, и благодаря глиняным игрушкам торговля у них шла гораздо лучше, чем у других горшечников и крыночников.

Но затем в колхозах ввели денежную оплату, выросла оплата по трудодням, и работать на ферме или на полевых работах стало выгоднее, чем заниматься гончарством. Да и спрос на глиняную посуду упал. Постепенно практическое занятие превратилось в хобби.

Но хлудневские женщины продолжали лепить свистульки и грематухи. Интерес к их творчеству родился в 1969—1971 гг., после публикаций в центральной прессе и участия во Всесоюзных выставках. О хлудневской игрушке узнала вся страна.

Технология изготовления

Слепленные игрушки сохнут день-два на воздухе, затем их досушивают в печке, пока глина не станет светлой. В процессе обжига глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой, фоновый цвет хлудневской игрушки.

Особенности хлудневкой игрушки

Изделия хлудневских игрушечников отличает наивная простота, незатейливость росписи, некоторая грубоватость лепки.

Роспись игрушек

Расписывают хлудневские игрушки не целиком, а только отдельные детали: перья птиц, очертания и части туловища животных.

Характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Широко распространены разнообразные ромбы, знаки неба, жизни, солнца. Используют в основном яркие цвета: красный, малиновый, зеленый.

Хлудневская игрушка в настоящее время

Изготовлением хлудневской глиняной игрушки сейчас занимаются потомственные мастера в деревне Хлуднево, а также мастера в поселке Думиничи, дети и внуки хлудневских мастеров в городе Калуге.

Фотогалерея — хлудневская игрушка

Авторские права

Гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Хлудневская игрушка представляет собой изделия одного из видов русских народных художественных промыслов, изготовление которых до конца XX века было распространено в Калужской области. Название своеобразным глиняным игрушкам было дано от наименования деревни Хлуднево, где данный вид народного промысла был чрезвычайно популярен среди местных гончаров.

Хлудневская игрушка

Хлудневская игрушка

История происхождения промысла

Начало изготовления хлудневских игрушек датируется началом XIX века. Многие местные мастера, наряду с посудой и другими изделиями из керамики , стали делать смешные и трогательные игрушки — сувениры из глины.

В процессе работы в мастерской участвовала вся семья гончара, и чаще всего лепкой незамысловатых глиняных фигурок занимались женщины и дети, для которых это было весьма увлекательным занятием.

Хлудневская игрушка - свистулька

Хлудневская игрушка — свистулька

После все изготовленные изделия — посуда, бытовые керамические мелочи и игрушки отправлялись на базар в Сухиничи и Жиздру, где их охотно покупали как местные жители, так и приезжие торговцы.

Хлудневские игрушки, хоть и были далеки от совершенства по своим декоративным качествам и художественному оформлению, тем не менее, пользовались спросом у покупателей. Таким образом, игрушки из глины были для мастеров немалым подспорьем.

Постепенно промысел изготовления посуды сошел на нет, потому что спрос на нее значительно снизился. Эта же участь постигла и хлудневскую игрушку, изготовлением которой теперь исключительно в качестве хобби занимались жительницы деревни Хлуднево.

В 70 — х годах XX века в советской прессе был опубликован ряд статей, рассказывающих об этом своеобразном народном промысле. Далее была всесоюзная выставка произведений народного искусства, где хлудневская игрушка заняла свое заслуженное место. А мастер — гончар Анастасия Гаврикова получила диплом за вклад в развитие декоративного искусства Советского Союза.

В настоящее время промысел изготовления хлудневской игрушки не исчез бесследно. Так, созданием своеобразных глиняных игрушек и сувениров продолжают заниматься мастера — энтузиасты из Хлуднево и соседних Думиничей. Это потомки тех местных гончаров, которые в течение более полутора веков передавали из поколения в поколение секреты мастерства.

Современная мастерица игрушек из деревни Хлуднево Т. Городничева

Современная мастерица игрушек из деревни Хлуднево Т. Городничева

Особенности технологии изготовления игрушек

Хлудневские игрушки лепят вручную из местных сортов глины, а затем оставляют для просушивания на открытом воздухе в течение 2 — 3 дней. После этого их отправляют в печь, где при умеренной температуре происходит процесс окончательного досушивания глины, во время которого она значительно светлеет.

Далее изделия обжигают в печи особым образом, так что после обжига игрушки приобретают уникальный светло — розовый оттенок. Хлудневские игрушки характеризуются простотой, граничащей с примитивностью и некоторой грубостью форм.

Росписи хлудневской игрушки

В вот росписи имеют характерные особенности, так что хлудневскую игрушку невозможно спутать с образцом другого народного промысла. Так, хлудневские игрушки не расписывают полностью, а только отдельные их элементы — рисуют перья на крыльях и хвостах птиц, фрагменты очертаний туловища животных и схематические изображения элементов одежды на фигурках людей.

Хлудневская глиняная игрушка

Хлудневская глиняная игрушка

Наиболее распространенными являются полоски разных цветов, которые чередуются с натуральной окраской обожженной глины. Среди самых распространенных графических элементов изображений можно назвать следующие:

Роспись на хлудневской игрушке

Роспись на хлудневской игрушке

Среди основных цветов, которые используются для росписи хлудневских игрушек, можно назвать следующие:

Таким образом, некоторые мастера и на сегодняшний день продолжают делать хлудневские игрушки, которые являются отличным декоративным элементом для оформления интерьера в русской национальной стилистике.

Образцы хлудневских изделий из глины

Образцы хлудневских изделий из глины

Читайте также: