Сообщение о к в глюке
Обновлено: 06.07.2024
Кристоф Виллибальд Глюк (нем. Christoph Willibald Ritter von Gluck , 2 июля 1714, Эрасбах — 15 ноября 1787, Вена) — австрийский композитор классической эпохи, осуществивший во второй половине XVIII века реформу итальянской оперы-сериа и французской лирической трагедии [1] .
Содержание
Биография
Кристоф Виллибальд Глюк родился в семье лесничего, был с детства увлечён музыкой, и поскольку его отец не хотел видеть своего старшего сына музыкантом, Глюк, окончив иезуитскую коллегию в Коммотау, ещё подростком ушёл из дома. После долгих странствий он в 1731 году оказался в Праге и поступил на философский факультет Пражского университета; одновременно брал уроки у знаменитого в те годы чешского композитора Богуслава Черногорского, пел в хоре церкви Св. Иакова, играл на скрипке и виолончели в бродячих ансамблях [1] .
Получив образование, Глюк в 1735 году отправился в Вену и был принят в капеллу графа Лобковица, а чуть позже получил приглашение от итальянского мецената А. Мельци стать камер-музыкантом придворной капеллы в Милане. В Италии, на родине оперы, Глюк получил возможность познакомиться с творчеством крупнейших мастеров этого жанра; при этом композицию он изучал под руководством Джованни Саммартини, композитора не столько оперного, сколько симфонического.
В поисках музыкальной драмы
В обязанности Глюка как придворного композитора входило и обучение музыке юной эрцгерцогиги Марии-Антуанетты; став в апреле 1770 года женой наследника французского престола, Мария-Антуанетта пригласила в Париж и Глюка [3] . Однако на решение композитора перенести свою деятельность в столицу Франции в значительно большей степени повлияли другие обстоятельства.
Глюк в Париже
Последние годы
Творчество
В астрономии
Примечания
Литература
- Рыцарев С. Кристоф Виллибальд Глюк. — М.: Музыка, 1987.
- Кириллина Л. Реформаторские оперы Глюка. — М.: Классика-XXI, 2006. 384 с. ISBN 5-89817-152-5 .
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Музыканты по алфавиту
- Родившиеся 2 июля
- Родившиеся в 1714 году
- Родившиеся в Баварии
- Умершие 15 ноября
- Умершие в 1787 году
- Умершие в Вене
- Кавалеры ордена Золотой шпоры
- Венская классическая школа
- Композиторы Германии
- Композиторы классической эпохи
- Композиторы Франции
- Оперные композиторы
- Похороненные на Центральном кладбище Вены
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Глюк, Кристоф Виллибальд" в других словарях:
Глюк Кристоф Виллибальд — (Gluck) (1714 1787), немецкий композитор. Работал в Милане, Вене, Париже. Оперная реформа Глюка, осуществлявшаяся в русле эстетики классицизма (благородная простота, героика), отразила новые тенденции в искусстве эпохи Просвещения. Идея… … Энциклопедический словарь
Глюк, Кристоф Виллибальд — Кристоф Виллибальд Глюк. ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (1714 87), немецкий композитор. Работал в городах Германии, в Милане, Вене, Париже. Реформа оперы сериа в духе эстетики классицизма (подчеркивающая благородную простоту, героику) отразила… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ГЛЮК Кристоф Виллибальд — (Gluck, Christoph Willibald) КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК (1714 1787), немецкий композитор, оперный реформатор, один из величайших мастеров эпохи классицизма. Родился 2 июля 1714 в Эрасбахе (Бавария), в семье лесничего; предки Глюка происходили из… … Энциклопедия Кольера
Глюк Кристоф Виллибальд — Глюк (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, 15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чешский органист и композитор Б. Черногорский. Г. занимался пением и игрой на… … Большая советская энциклопедия
ГЛЮК Кристоф Виллибальд — ( 2 VII 1714, Эрасбах, Бавария 15 XI 1787, Вена) Простота, правда и естественность вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства. К. В. Глюк К. В. Глюк великий оперный композитор, осуществивший во второй половине XVIII в.… … Музыкальный словарь
Глюк Кристоф Виллибальд — (Christoph Willibald Glück) знаменитый немецкий композитор (1714 1787). Франция считает его своим, потому что наиболее славная его деятельность связана с парижской оперной сценой, для которой он написал свои лучшие произведения на французские… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кристоф Виллибальд Глюк — Christoph Willibald Ritter von Gluck К. В. фон Глюк Дата рождения 2 июля 1714 Место рождения Эрасбах, Бавария Дата смерти … Википедия
Кристоф Виллибальд фон Глюк — Кристоф Виллибальд Глюк Christoph Willibald Ritter von Gluck К. В. фон Глюк Дата рождения 2 июля 1714 Место рождения Эрасбах, Бавария Дата смерти … Википедия
ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд — (1714 1787) композитор. Работал в Милане, Вене, Париже. Оперная реформа Глюка, осуществлявшаяся в русле эстетики классицизма (благородная простота, героика), отразила новые тенденции в искусстве эпохи Просвещения. Идея подчинения музыки законам… … Большой Энциклопедический словарь
Кристоф Виллибальд фон Глюк – великий композитор, значимый представитель классицизма в музыке. В творческом мире признан как реформатор и талантливый автор около 50 произведений.
Детство и юность
Родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе в Верхнем Пфальце (Бавария). Его родителями были Александр Йоханнес Глюк и Мария Вальпурги. Увлечение музыкой возникло с ранних лет и постоянно росло. Семья переехала в Богемию в 1717 году и здесь же, ему преподавали музыкальную грамоту на дому. Глава семьи был лесничим, а это означало, что ремесло вынуждало к частым переездам. Примерно 5-6 лет мальчик учился в мужском духовном ордене Римской-католической церкви в Комотау. Иезуитская гимназия помимо служения Богу и папе римскому, вкладывала в детей важность проповедования, науки.
Будущий композитор догадывается, что не пойдет по стопам отца и в жизни не получит одобрения как музыкант. Юноша уходит из дома, держа путь в Прагу, где поступает в местный университет и учась там некоторое время. Слушая лекции по логике и математике, параллельно зарабатывает на жизнь талантливой игрой на виолончели и скрипке и неплохим пением.
К. В. Глюк (Ф. Э. Феллер)
Краткая биография
К. В. Глюк (худ. З. Беллиар)
Личная жизнь
Их брак описывают счастливым и долгим. У них не было своих детей, но не отчаявшись, пара удочерила ближайшую родственницу-сироту.
Вклад реформатора-композитора
Всю жизнь – со школьной скамьи и до самой смерти, Глюк был влюблен в музыку и стремился к научным познаниям. Считался прогрессивным и со всех сторон развитым человеком. Его никто не мог сбить с пути, повлиять на его мнение. Все его произведения по стилю героические, но в то же время просты и лаконичны. Нет излишней роскоши, не приветствуется виртуозное направление. Хоровые формы восходят к античной мифологии.
Глюк родился в семье лесничего. Отец считал профессию музыканта недостойным занятием и всячески препятствовал музыкальным увлечениям старшего сына. Поэтому еще подростком Глюк уходит из дома, странствует, мечтает получить хорошее образование (к этому времени он окончил иезуитскую коллегию в Коммотау). В 1731 г. Глюк поступил в Пражский университет. Студент философского факультета много времени отдавал музыкальным занятиям — брал уроки у знаменитого чешского композитора Богуслава Черногорского, пел в хоре церкви Св. Якова. Странствия в окрестностях Праги (Глюк охотно играл в бродячих ансамблях на скрипке и особенно любимой виолончели) помогли ближе познакомиться с чешской народной музыкой.
Имя Глюка отождествляется в истории музыки с так называемой реформой музыкальной драмы итальянского типа, единственной известной и широко распространенной в его время в Европе. Он считается не только великим музыкантом, но прежде всего спасителем жанра, искаженного в первой половине XVIII века виртуозными украшениями певцов и правилами условных, основанных на машинерии, либретто. В наши дни позиция Глюка уже не кажется исключительной, поскольку композитор не был единственным творцом реформы, необходимость которой чувствовали и другие оперные композиторы и либреттисты, в частности итальянские. Кроме того, понятие упадка музыкальной драмы не может относиться к вершинным произведениям жанра, но разве что к низкопробным сочинениям и малоодаренным авторам (трудно обвинить в упадке такого мастера, как Гендель).
Детские годы Глюка. Крйстоф Виллибальд Глюк родился 2 июля 1714, года в Эрасбахе (Верхний Пфальц) недалеко от чешской границы.
Отец Глюка был "крестьянин" в молодости служил:Солдатом, а затем сделал своей профессией лесничество и работал лесничим в богемских лесах на службе у графа "Лобковица". Таким образом, с трехлетнего возраста, (с 1717 года) Кристоф Виллибальд жил в Чехии, что, впоследствии сказалось на его творчество. В музыке Глюка пробивается струя чешской народной песеннности.
Детство Глюка было суровым: семья обладала скудными средствами, и ему приходилось помогать отцу в трудном лесническом деле. Это способствовало выработке у Глюка жизненной стойкости и твердого характера, помогавших ему впоследствии при проведении в жизнь реформаторских идей.
Годы учения Глюка. В 1726 году Глюк постудил в иезуитскую коллегию в, чешском городе Домотау, где он проучился шесть лет и пел в хоре школьной церкви., Все преподавание в коллегии было проникнуто слепой верой в церковные догматы и требованием поклонения начальству, что, однако, не могла подчинить,себе юного музыканта, в будущем передового художника.
Положительной стороной обучения явилось овладение Глюком греческим, и латинским языками, и античной литературой, композитору в ту эпоху, когда оперное искусство во многом основывалось на античной тематике, это было необходимо.
Во время обучения в коллегии, Глюк занимался также игрой на клавире, органе и виолончели. В 1732 году он переехал в столицу Чехии Прагу, где поступил "в уни-, верситет, одновременно продолжая свое музыкальное образование. Временами, ради заработка Глюк вынужден был оставлять занятия и странствовать по окрестным деревням, где он играл на виолончели различные танцы, фантазии на народные темы.
Глюк в Вене. В 1736 году, наступает новый период в жизни Глюка, связанный с началом его творческой деятельности и музыкальной карьеры, Граф Лобковиц (у которого на службе находился отец Глюка) заинтересовался незаурядным дарованием молодого музыканта; взяв Глюка с собой в Вену, он назначил его придворным певчим, в своей капелле и камерным музыкантом., В Вене, где музыкальная жизнь била ключом, Глюк сразу окунулся в особую музыкальную атмосферу, создавшуюся вокруг итальянской оперы, господствовавшей тогда на венской оперной сцене. В это же время в Beнe жил и работал знаменитый в XVIII веке драматург и либреттист Пьетро Метастазио. На тексты Метастазио Глюк написал свои первые оперы.
Учение и работа в Италии. На одном из бальных вечеров у графа Лобковица, когда Глюк играл на клавире, сопровождая танцы, на него обратил внимание итальянский меценат граф Мельци. Он взял Глюка с собой в Италию, в Милан. Там Глюк провел четыре года (1737—1741), совершенствуя свои знания в области музыкального сочинения под руководством выдающегося итальянского композитора, органиста и дирижера Джованни Баггиста Саммартини (1704—1774). Познакомившись с итальянской оперой еще в Вене Глюк, разумеется, ближе и теснее соприкоснулся с ней в Италии.
И все же между ранними операми Глюка и его реформаторскими операми при их принципиальных отличиях нет непроходимой грани. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что Глюк использовал музыку ранних опер в сочинениях реформаторского периода, перенося в них отдельные мелодические обороты, а иногда и целые арии, но с новым текстом.
Между тем в Лондоне для привлечения на свои концерты широкой публики, падкой до сенсационных зрелищ, Глюк не чуждался и внешних эффектов. Например, в одной из лондонских газет 31 марта 1746 года было опубликовано следующее объявление: «В большой зале г. Гикфорда, во вторник 14 апреля, г. Глюк, оперный композитор, даст музыкальный концерт с участием лучших артистов оперы. Между прочим он исполнит в сопровождении оркестра концерт для 26 рюмок, настроенных с помощью ключевой воды: это — новый инструмент его собственного изобретения, на котором могут быть исполнены те же вещи, что и на скрипке или клавесине, Он надеется удовлетворить таким образом любопытных и любителей музыки.
В эту эпоху многие артисты вынуждены были прибегать к такому способу привлечения публики па концерт, в котором наряду с подобными номерами исполнялись и серьезные произведения. После Англии Глюк посетил множество других евопейских стран, где выступал с концертами и дирижировал.
Работа в области французской комической оперы сыграла в творческой жизни Глюка весьма положительною-роль. Он стал более свободно обращаться к подлинным" истокам народной песенности. Нового типа бытовые сюжеты и сценарии обусловили рост реалистических элементов в музыкальной драматургии Глюка. Французские комические оперы Глюка включаются в общий поток развития этого жанра.
Начало реформаторской деятельности. Начало реформаторской деятельности Глюка ознаменовалось его сотрудничеством с жившим в Вене итальянским поэтом, драматургом и либреттистом Раииеро да Кальцабиджи (1714—1795). Метастазио и Кальцабиджи представляли собой два различных направления в оперной либреттистике XVIII века. Выступая против придворно-аристократнческой эстетики либретто Метастазио, Кальцабиджи стремился к простоте и естественности, к правдивому воплощению человеческих страстей, к свободе композиции, диктуемой развивающимся драматическим действием, а не стандартными канонами. Избирая для своих либретто античные сюжеты, Кальцабиджи трактовал их в возвышенно-этическом духе, свойственном передовому классицизму XVIII века, вкладывал в эти темы высокий моральный пафос и большие гражданские и нравственные идеалы. Именно общность передовых устремлений Кальцабиджи и Глюка привела их к сближению.
Реформаторская деятельность в Париже. Новый и последний период в творческой деятельности Глюка наступил с его переездом в Париж в 1773 году, Хотя оперы Глюка имели в Вене значительный успех, его реформаторские идеи не были там до конца оценены;, он надеялся именно во французской столице —этой цитадели передовой культуры того времени —найти полное понимание своих творческих замыслов. Переезду Глюка в Париж— крупнейший в то время центр оперной жизни Европы— способствовало также покровительство Марии-Антуанетты, супруги дофина Франции, дочери авег-.рийской императрицы и бывшей ученицы Глюка.
Читайте также: