Сообщение каналы получения информации

Обновлено: 17.05.2024

Информа́ция — сведения независимо от формы их представления.
Несмотря на широкую распространённость, понятие информации остаётся одним из самых дискуссионных в науке, а термин может иметь различные значения в разных отраслях человеческой деятельности.
В международных и российских стандартах даются следующие определения:
знания о предметах, фактах, идеях и т. д., которыми могут обмениваться люди в рамках конкретного контекста;
знания относительно фактов, событий, вещей, идей и понятий, которые в определённом контексте имеют конкретный смысл;
сведения, воспринимаемые человеком и специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.
Простейшей единицей измерения информации является бит — единица измерения количества информации, принимающая 2 логических значения: да или нет, истина или ложь, включено или выключено; 1 или 0 в двоичной системе счисления.
По способу восприятия:
Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
Звуковая — воспринимаемая органами слуха.
Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
По форме представления:
Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
Видеоинформация — передаваемая в виде видеозаписи.
По назначению:
Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
По значению:
Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
Достоверная — информация, полученная без искажений с надежных источников.
Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
По истинности:
Истинная.
Ложная.
В основу классификации положено пять общих признаков:

Место возникновения.
Стадия обработки.
Способ отображения.
Стабильность.
Функция управления.

К достоинствам речевого канала относят:

· более естественен для человека при диалоге;

· требует для связи менее широкополосный канал;

· не требует дополнительного обучения при использовании (как например, клавиатура);

· возможность работы на компьютере для слепых и слабовидящих людей;

· для большого количества применений возможностей речевого канала более чем достаточно.

К недостаткам речевого канала можно отнести:

· сложность длительной непрерывной работы (человек устает говорить, начинает допускать большое количество ошибок);

· рядом работающие люди мешают друг другу.

Все средства визуального отображения информации можно разделить на две группы: регистрирующего и оперативного отображения.

В устройствах регистрирующего отображения информационный отпечаток получается нанесением красящего вещества на носитель (бумагу, картон, пленку и т.д.). К таким устройствам относятся принтеры: ударного действия, струйные, электрофотографические (лазерные и LED-принтеры), твердокрасочные (Solid Ink), сублимационные (термодиффузионные)(dye-sub), термовосковые. К этому же классу устройств относятся плоттеры.

К средствам компьютерной визуализации относятся мониторы, проекторы, устройства для отображения трехмерных (3D=3-Dimensional) изображений, интерактивные доски.

Все мониторы принято делить на две группы: мониторы на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ=CRT-Cathode Ray Tube), называемой также кинескопом, и плоскопанельные мониторы.

К плоскопанельным мониторам (в ряде публикаций их называют также матричными панелями, цифровыми панелями, цифровыми мониторами) относятся жидкокристаллические (LCD-Liquid Crystal Display), в том числе и холестерические жидкокристаллические (ChLCD- Cholesteric LCD) ЖК-мониторы, плазменные панели (PDP-Plazma Display Panel), органические светодиодные мониторы (OLED-Organic Light Emitting Diode), мониторы на основе полупроводникового пластика (полимерные мониторы) (PLED-Polymer Light Emitting Diode), SED-мониторы на основе автоэлектронной эмиссии (Surface-conduction Elektron-emitter Display), CNT-FED-мониторы (Carbone Nano Tubes – Field Emission Display).

В портативных коммуникаторах (мобильных телефонах, карманных портативных коммуникаторах), используются OLED- и PLED-мониторы, которые являются активными электросветовыми преобразователями в отличие от ЖК-мониторов, которые по сути являются светоклапанными системами, где более 70% света от лампы подсветки поглощается ЖК-матрицей. Вследствие этого коэффициент полезного действия электросветового преобразования в OLED- и PLED-мониторах выше.

Помимо мониторов в компьютерных системах используются устройства визуализации, ориентированные на решение мультимедийных и презентационных задач. К таким устройствам в настоящее время относятся прежде всего мультимедийные проекторы.

Используются полисиликоновые 3 LCD-проекторы, использующие 3 LCD-матрицы, DLP (Digital Light Processing)-проекторы, LCOS (Liquid Crystal on Silicon)-проекторы, LED-проекторы. До прошлого года наиболее продаваемыми в России были полисиликоновые 3 LCD-проекторы, в 2006 году более продаваемыми стали DLP-проекторы.

В системах обучения все шире начинают использоваться интерактивные доски (Smartboard), которые разделяются на интерактивные доски прямой проекции и интерактивные доски обратной проекции. Первые дешевле, но менее удобны в использовании, вторые дорогие, но имеют хорошие пользовательские качества.

Основными каналами утечки информации являются : персонал, делопроизводство, технические каналы утечки информации.

Информационная безопасность предприятия

Под безопасностью ин­формационной системы предприятия понимается ее защищенность от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный про­цесс функционирования, а также от попыток хи­щения, модификации или разрушения ее компонен­тов. Безопасность системы достигается обеспече­нием конфиденциальности обрабатываемой ею информации, а также целостности и доступности компонентов и ресурсов системы. Информация с точки зрения информационной безопасности обладает следующими категориями:

конфиденциальность – гарантия того, что конкретная информация доступна только тому кругу лиц, для кого она предназначена; нарушение этой категории называется хищением либо раскрытием информации;

В отношении информационных систем применяются иные категории:

надежность – гарантия того, что система ведет себя в нормальном и внештатном режимах так, как запланировано;

точность – гарантия точного и полного выполнения всех команд;

контроль доступа – гарантия того, что различные группы лиц имеют различный доступ к информационным объектам, и эти ограничения доступа постоянно выполняются;

контролируемость – гарантия того, что в любой момент может быть произведена полноценная проверка любого компонента программного комплекса;

контроль идентификации – гарантия того, что клиент, подключенный в данный момент к системе, является именно тем, за кого себя выдает;

устойчивость к умышленным сбоям – гарантия того, что при умышленном внесении ошибок в пределах заранее оговоренных норм система будет вести себя так, как оговорено заранее.

Процесс управления персонала осуществляется путем постоянного анализа информации о фактических значениях параметров, характеризующих текучее состояние организационной структуры, и принятия на этой основе решений и воздействий на нее.

Таким образом, процесс управления организацией и персоналом – понятие информационное и требует соответствующего информационного обеспечения.

Информационное обеспечение системы управления персоналом представляет собой совокупность информации, циркулирующей в системе управления персоналом при ее функционировании. А так же служба управления персоналом производит обработку информации и обеспечивает принятие управленческих решений руководством предприятия. Информационное обеспечение включает в себя:

классификаторы технико-экономической информации;

системы документации (унифицированные и специализированные).

Стоит отметить, что в новый информационный период входит широкое распространение и использование компьютеров. Практически не возможно представить работу организации без ПВЭМ. Компьютеру отдали право хранить и распоряжаться информационными потоками, которые существуют на предприятии. Вплоть до внесения и хранения конфиденциальной информации. Безусловно, это во многом облегчает работу. Но необходимо помнить, что неумелое обращение с техникой, да и со всеми информационными носителями может привести как к уничтожению организации, так и для создания компромата на ее сотрудников.

Безопасность системы обеспечивается ком­плексом технологических и административных мер, применяемых в отношении аппаратных средств, программ, данных и служб с целью обес­печения доступности, целостности и конфиденциальности, связанных с компьютерами ресурсов; сюда же относятся и процедуры проверки выпол­нения системой определенных функций в стро­гом соответствии с их запланированным поряд­ком работы.

Конфиденциальность компьютерной информа­ции – это свойство информации быть известной только допущенным и прошедшим проверку (ав­торизацию) субъектам системы (пользователям, программам, процессам и т. д.).

Целостность компонента (ресурса) системы – свойство компонента (ресурса) быть неизменным (в семантическом смысле) при функционирова­нии системы.

Доступность компонента (ресурса) системы – свойство компонента (ресурса) быть доступным для использования авторизованными субъектами системы в любое время.

Объектами информационной безопасности на предприятии являются:

- информационные ресурсы, содержащие све­дения, отнесенные к коммерческой тайне, и кон­фиденциальную информацию, представленную в виде документированных информационных мас­сивов и баз данных;

- средства и системы информатизации – сред­ства вычислительной и организационной техни­ки, сети и системы, общесистемное и прикладное программное обеспечение, автоматизированные системы управления предприятиями (офисами), системы связи и передачи данных, технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки и отображения информации, а также их ин­формативные физические поля.

Таким образом, при анализе проблематики, связанной с информационной безопас­ностью, необходимо учитывать специфику данного аспекта безопаснос­ти, состоящую в том, что информационная безопасность есть составная часть информационных технологий – области, развивающейся беспреце­дентно высокими темпами. Здесь важны не столько отдельные решения (законы, учебные курсы, программно-технические изделия), находящие­ся на современном уровне, сколько механизмы генерации новых реше­ний, позволяющие жить в темпе технического прогресса.

Научный руководитель Костоусов Н.С. к.п.н., доцент

Психолого-педагогические аспекты развития

операциональных навыков суворовцев

Специфика суворовских военных училищ и кадетских корпусов отражена в руководящих документах Правительства РФ, приказах МО РФ. Суворовские военные, нахимовские военно-морские училищ осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования и по дополнительным программам, обеспечивающим подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы (далее именуются – военные образовательные учреждения). В качестве основной задачи училищ является удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии 1 .

Развитие личности означает, что ее возможности возрастают. Это в первую очередь относится к психическим функциям – восприятия, памяти, мышления, моторно-двигательной системы, эмоциональной, волевой и операциональной сфер личности. Следует иметь в виду, что процессы развития могут протекать в различном темпе. Поэтому в конкретных способностях личности учащегося должны быть выделены строго определенные качественные показатели (характеристики), а появление каждого качественно нового свойства личности следует фиксировать во времени. Вот тогда-то о развитии конкретной личности можно вести предметный разговор, а не ограничиваться общими фразами (Лернер).

Развитие человека очень сложный, длительный и проти­воречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоп­лению количественных изменений, прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная осо­бенность этого процесса – диалектический переход количе­ственных изменений в качественные преобразования физиче­ских, психических: и духовных характеристик личности.

Белкин А.С. И Ткаченко Е.В. определяют, что развитие личности это: процесс закономерного изменения личности в процессе ее социализации; процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса; процесс количественных и качественных изменений в ор­ганизме, психике, интеллектуальной и духовной сфере че­ловека, обусловленный влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых факторов; процесс закономерного изменения системных качеств индивида, в результате социализации; при этом важное влияние уделяется воспитанию как одному из компонен­тов социального влияния на процесс развития. Фазы: адаптация, индивидуализация, интеграция; целенаправленный процесс функционального совершен­ствования качеств социальных субъектов в соответствии с характером решаемых задач и собственными потребно­стями; объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека; процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации; изменение, представляющее собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в кото­ром постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Явля­ясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно распаду, регрессу, де­градации; объективный процесс внутреннего, но последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Обучение и воспитание есть фор­ма этого развития. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение чего бы то ни было в человеке, как переход жизни и деятельности от низших форм к высшим. Развитие включает в себя физическое, физиологическое, психическое, социальное, духовное и интеллектуальное разви­тие человека. Развитие характеризует движение человеческого существа в единстве его телесных и духовных сил; естественное становление духовных, физических, нравст­венных и других качеств личности под воздействием са­мых различных факторов 1 .

В аспекте подготовки суворовцев к будущей военной специальности мы опираемся на определение профессиональное развитие – это рост, становление профессио­нально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний, умений и навыков, активное качествен­ное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и спосо­бу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии.

Согласно исследованиям А. Л. Денисовой, А. И. Мищенко, В. А. Сластенина, Н. К. Солоповой готовность к профессиональной деятельности включает следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, операциональный, эмоционально-волевой. В аспекте проблемы и темы нашего исследования для нас наиболее актуальны:

- обучение математическому анализу – когнитивный компонент, который подразумевает наличие инженерных и психологических знаний об объекте и субъекте воинского труда, умение обобщать, систематизировать, анализировать и применять их при выполнении профессиональных функций:

- развитие операциональных навыков – операциональный компонент, который включает профессиональные способности и профессиональное мышление, умения, навыки, индивидуальный стиль деятельности при решении профессиональных задач офицерской службы 1 .

Навык – это действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения 1 .

Навыки – действия, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, т.е. не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле. Физиологический механизм навыков – динамический стереотип. Только осмысленные, осознанно расчлененные и объединенные в системы навыки как высшая их форма дают возможность человеку сохранять сознательный контроль за своими действиями и сравнительно легко их перестраивать 2 .

Навыкать, приучаться опытом, получать навык к чему, действие или состояние по опытности, по навыку 3 .

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства 4 .

Навык – приобретенное в результате обучения и повторения умения действие, выполняемое без непосредственного соотнесения с правилом (знанием). Навык – автоматизированное действие, подконтрольное сознанию. Навык – умение, приобретенное упражнениями, созданное привычкой 5 .

Навык – приобретенная способность выполнять более или менее сложные психомоторные действия различного рода, включая зрительно-пространственные и символические 6 .

Навык – умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или мыслей 1 .

Навык – последовательность действий и операций, развертываемых во времени и пространстве, который вырабатывается в процессе обучения и тренировки 2 .

Навык – автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения 3 .

Навык – действие, автоматизировавшееся в результате упражнений в процессе тренировок 4 .

Навык – автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, воспроизводимое без поэлементной сознательной регуляции и контроля 5 .

Навык – приобретенное в результате обучения и повторения умения действие 6 .

Навык – это автоматизированное, привычное, безошибочно выполняемое определенным способом действие 7 .

Навык – действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания 8 .

Навык – действие, автоматизировавшееся в результате упражнений в процессе формирования той или иной деятельности. Навыки могут быть умственные (волевые, мыслительные, мнестические), двигательные (психомоторные) и сенсорные 9 .

В зависимости от того, какие стороны действия частично автоматизируются, выделяются различные виды навыков. К сенсорным навыкам относится различение формы букв при чтении, фонем при слушании речи. В результате автоматизации мышечных действий возникают двигательные (моторные) навыки: печатание вслепую на пишущей машинке, игра на пианино, не глядя на клавиши, для нашего исследования умение пользованием клавиатурой персонального компьютера (ПК). Применительно к умственной деятельности выделяют интеллектуальные навыки (например, счёта, чтения показаний приборов и т. п.). В более широком смысле в аспекте математического анализа можно говорить о навыках решения задач определения функций и логического мышления.

Условия формирования операциональных навыков. В основе образования навыков лежат пробные попытки и отбор. Без повторных практических попыток формирование навыков невозможно. Выполнение действия у человека всегда так или иначе регулируется сознанием. Практические пробы протекают как сознательные попытки воспроизвести определенные движения. Контроль результатов, оценка условий, корректировка действий тоже до определенной степени осознаны. Даже простое подражание в той или иной мере опирается на сознательное наблюдение образца осваиваемых действий. И самое главное, выбор и регуляция приемов действия зависят от осмысливания цели и представления их содержания. таким образом, первичное формирование операциональных навыков направлено на достижение правильности выполняемых действий.

Психологи и педагоги интенсивно изучают активные способы обучения. К ним относятся расчлененный показ и детальный инструктаж, применение специальных инструктивных карточек и тренажеров и т.д. Эксперименты показывают, что детальное предварительное ознакомление ученика с формой требуемых движений, чувственными ориентирами контроля за действием и приемами его планирования существенно ускоряет усвоение действий и формирование соответствующих навыков. Еще лучшими оказываются результаты, когда само выполнение действий управляется внешними средствами регуляции сенсорных и интеллектуальных действий и контроля за ними.

Процесс формирования навыков. Навык у человека возникает как сознательно автоматизируемое действие. Навык освобождает сознание от контроля над выполнением приемов действия и переносит его на цели и условия действия.

Структура психической и практической деятельности ученика при упражнении и повторном выполнении нового для него действия не остается неизменной. При первых попытках ученик стоит перед новым для него действием. Постепенно соответствующие операции или приемы выполнения действия осуществляются быстрее и лучше. В дальнейших пробах эти приемы от упражнения к упражнению изменяются уже не так значительно. Применение приемов действия все более автоматизируется, освобождается от контроля сознания, что освобождает его, открывая возможность произвольно управлять скоростью действий, приспосабливать их к изменяющимся задачам, переносить на новые ситуации и объекты. Таким образом, достигается скорость выполнения определенных действий, доведенных до автоматизма.

Пути обучения навыкам. Различают два главных пути обучения навыкам. Если за основу принимают выработку сенсорных дифференцировок, то главное – учить ориентирам действия и автоматизировать их восприятие. Основными упражнениями при этом должны быть упражнения на различение. Если в основу обучения навыкам кладут выработку моторных дифференцировок, то главное — тщательная отработка всех элементов действия, связанного с данным объектом (или задачей), при этом в процессе обучения действию происходит автоматизирование его выполнения. Требования к организации обучения также будут различные. Если образование связи основано на подкреплении, то необходимо создавать интерес к решаемым задачам, показывать и разъяснять их важность и полезность, формировать сознательную установку на овладение навыком. Если же главным условием считается награда, то требуется непрерывная информация о достигнутых результатах и поощрение правильных действий. Само построение упражнений зависит от того, какой тип научения лежит в их основе. Если главное — сенсорная дифференцировка и подкрепление, то упражнения должны быть комплексного характера на осмысленных содержательных задачах. Обучение трудовым навыкав происходит тогда в процессе изготовления полезных вещей. Если же главное — моторные дифференцировки и награда, то полезны упражнения аналитического характера на формальных объектах. Обучение трудовым действиям — с усвоения отдельных приемов.

Итак, существуют две концепции основ эффективного обучения навыкам. Одна концепция требует опоры на чувственные ориентиры. Упражнения, согласно этой концепции, должны осуществляться на варьируемых комплексных содержательных задачах. Их решению способствует знание цели. Путь к этому — поиски и пробы правильных действий, анализ допущенных ошибок и их устранение. Такую методику можно назвать синтетической. Другая концепция требует опоры на двигательные акты. Упражнения, согласно ей, должны осуществляться на стандартных элементах, формальных задачах. Их решению способствует знание результата и удовлетворение при его достижении. Путь к этому закрепление элементов правильного действия и постепенное их объединение в целостном действии. Такую методику можно назвать аналитической 1 .

Конечные итоги этих исследований не дают оснований предпочесть какую-нибудь из рассмотренных методик. При этом влияние других факторов — содержания действия, индивидуальных особенностей учащихся, личности учителя — оказывается сильнее, чем различия методик.

Ключевые слова:
Источники информации, устная речь, текст, каналы передачи и получения информации.

Основные понятия:
Источники информации делятся на два вида: природные и техногенные.
Природные источники информации – это источники, которые создаются природой для познания или информационной поддержки какой-либо деятельности.
Техногенные источники информации – это источники, созданные и преобразованные людьми.

Пояснения:
Природными источниками информации для человека могут быть природные вещества, объекты живой и неживой природы, различные природные явления, звуки.
Техногенные источники информации похожи на природные. Отличие в том, что эти материальные источники созданы людьми.
Устная речь появилась раньше письменной. Долгое время она являлась единственным средством передачи информации.
С появлением различной аппаратуры появились пластинки, кинофильмы, фотографии, диски и карты флеш-памяти. Они являются важными источниками информации.
Одним из основных каналов коммуникации является канал непосредственного межличностного общения (коммуникации).
В Интернете содержится огромный объем информации, и этот канал как бы поглощает другие.

Литература:
Технология. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.]; под ред. В. М. Казакевича. — М.: Просвещение, 2017.

Читайте также: