Сообщение о художнике графике

Обновлено: 01.05.2024

Графика - это вид изобразительного искусства, подразделяющийся на оригинальную графику (рисунок в единичном экземпляре) и печатную графику (разные техники гравюры).

Оригинальные рисунки выполняются художниками разнообразными графическими материалами на бумаге или картоне: мягкие материалы (уголь, пастель, соус, сангина, сепия, мел), твёрдые материалы (карандаши графитные и цветные, ручки шариковые, гелевые и другие, линеры, фломастеры, маркеры, восковые мелки), жидкие материалы (тушь, акварель и гуашь в лаконичном графическом исполнении).

Альбрехт Дюрер, Изгнание Адама и Евы из рая. Гравюра на дереве.
Albrecht Durer, The Expulsion of Adam and Eve, Woodcut

Печатная графика (гравюра, эстамп) бывает 3 видов:


* глубокая печать (офорт, меццо-тинто, сухая игла);

* высокая печать (ксилография, линогравюра, гравюра на пластике);

* плоская печать (монотипия, шелкография, литография);

встречаются и смешанные авторские техники. Иногда чёрно-белую гравюру подкрашивают акварелью.

Изначально термин употреблялся применительно к каллиграфии и письменности, но получил собственное распространение. Вплоть до конца XIX века графика использовалась в прикладных целях (как подготовительный этап работы над живописным произведением, строением или скульптурой. Лишь в начале XX века графика стала считаться полноценным самостоятельным видом искусства.

Графика, как вид искусства, характеризуется ярко выраженными визуально тональными контрастами (тёмное и светлое), а также такими выразительно-изобразительными средствами , как линия, штрих, пятно, точка . Основа графики - линия: изображение может быть полностью линейным, сочетать в себе линии и пятна разной конфигурации, насыщенности, фактуры или линия остаётся только границей между контрастными пятнами.

Микеланджело Буонаротти. Michelangelo Buonarotti Simoni (Il Divino) 1475-1564 Study of a head by Michelangelo

Основой графики чаще всего является бумага. В большинстве случаев, художники-графики используют белую бумагу, реже тонированную или цветную. Искусство графики не исключает цвет, но в отличие от живописи, цвет в графике лаконичен, условен, не имеет полутонов и множества оттенков.
Важную роль в графике играют отношения предмета и пространства в листе, при этом фон вокруг предмета может быть как цвета бумаги (пустым, не проработанным), так и лёгкого цветового тона, сквозь который просвечивает цвет листа (заполненным). Предмет в графической трактовке выглядит условным, степень пространственности и плоскостности может изменяться в зависимости от идеи художника.


Соответственно задаче, графическое изображение может носить характер:

* пространственного построения;

* тщательной моделировки тоном (штудия);

* выявления структурного объёма предмета;

* стилизованно-плоскостного изображения;

* передачи фактуры предметов;

* впечатления от предмета;

* описательно-повествовательного описания;

* авторской интерпретации.

Рембрандт ван Рэйн. Оттиск на бумаге. Rembrandt (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), 1606-1669, Dutch, The Quacksalver, 1635. Etching on paper (state i/i), 7.8 x 3.6 cm. British Museum, London.

Возможности графики иные, по сравнению с живописью - вместо реалистической трактовки среды, пространства и формы в полном цвете, в графических произведениях можно передавать гротескные, сатирические образы. На этом основываются отдельные жанры - карикатура, шарж, иллюстрация.

По назначению графика делится на:

1) станковую (самостоятельное произведение, без прикладной функции) - рисунок, эстамп (печатный оттиск);

2) книжную;

3) газетно-журнальную (иллюстрации);

4) прикладную (книжный знак, экслибрис);

5) плакат и афиша.

Скупые и максимально-выразительные художественные средства графики придают рисункам и гравюрам особую ёмкость и точность образа, создают визуальные графические метафоры, развивая воображение зрителя. Именно поэтому особую ценность имеют не только законченные графические произведения, но и подготовительные рисунки (наброски, зарисовки, эскизы) художников к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры (Микеланджело, Рембрандт, Баженов и т. д.).

Широко применимы в графике неизобразительные мотивы - шрифт, орнамент, декоративные элементы. Современный графический дизайн включает в себя не только работу со шрифтами, но и символическо-знаковые изображения (логотип), часто геометризированные или стилизованные. Особой популярностью в искусстве современности пользуется компьютерная графика. В этом достаточно новом виде графики изображение создаётся художником при помощи компьютерных графических программ и выводится на печать посредством принтера.

Архитектор и график Сергей Эстрин – о пяти мастерах графики, чье творчество он считает созвучным себе.

mainImg

1.
Павел Бунин (1927-2008)

zooming


Очень люблю его графику. Она очень разная. У Бунина был, например, период, когда он рисовал пятнами. В детстве у меня были книжки с его иллюстрациями. Помню его потрясающие иллюстрации к Пушкину. Очень нравится, как он работал с лирикой Омара Хайяма. Или вот этот рисунок: по живости линии, по недосказанности – это интереснейшая работа. Бунину не нужно вырисовывать всю фигуру, весь объем, это лишнее, – сама линия, то, как она идет, и передает смысл образа. Где-то кажется, что рука задрожала, линия обрывается – но это не потому, что художник слабый, а потому что так надо для передачи смысла. И вот вы смотрите на эту линию – прерывистую, нервную, разную по толщине – и она рассказывает всё, что нужно. Для меня это высочайший уровень, совершенно потрясающая графика. Причем я уверен, что Бунин рисовал это без всякой подготовки, натурщица ему вряд ли позировала. Я сознательно пытаюсь повторять такую манеру ведения линии, рисую так горы. В такой манере – полулиниями – пытаются рисовать многие художники, но получается далеко не у всех.

zooming


С его творчеством я познакомился в институте. Ноаковский – русско-польский архитектор и график, жил на рубеже XIX–XX веков, до революции преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, был членом Императорской Академии Художеств. Он был великолепным акварелистом, рисовал архитектурные памятники. Студенты его обожали. Сохранилась фотография, где он во время лекции рисует мелом на грифельной доске, объясняя архитектурные стили. Я живо представляю себе, как он сначала показывает, что отличает, скажем, стиль рококо – пропорции, элементы, сочетания, соотношение масштабов стен и декора. И делает это все быстро, несколькими штрихами, но так, что схвачена суть. То есть на очень художественном и профессиональном уровне. Я могу себе представить, как было обидно студентам, когда он стирал одну вещь и начинал рисовать другую, возможно, не менее гениальную.

zooming


Так же и в этих акварелях: здесь передано главное. Ноаковскому не нужно было прорисовывать каждую деталь, каждый рельеф, как если бы он копировал фотографию. Вместо этого он концентрируется на сути: передает пространство, мощь, ритм, пропорции, впечатления от них. Это очень сродни тому, как вообще работает наша память – стираются мелочи, остается общий впечатливший нас образ. Так и Ноаковский – он схватывает образ целиком. Очень архитектурный, очень правильный, как мне кажется, подход к рисунку.

zooming
zooming
zooming
zooming


Австрийский художник, ученик Климта, после его смерти был фактически художник номер один в Австрии, но умер в 28 лет от испанки. У него много живописных картин и несколько тысяч рисунков. Его работы очень интересны. Удивительный талант. И узнаваемый, и разнообразный. Возможно, если бы он прожил долгую жизнь, то стал бы и скульптором, потому что его вещи очень скульптурны, а может, и архитектором. Он очень правильно видит, убирает лишнее и добавляет какую-то необычайно острую эмоцию. У него невероятно замечательная линия, словно обнаженный нерв. Его живопись не отделима от графики. Даже те вещи, которые раскрашены, абсолютно графичны.
Его портреты – ни в коей мере не шарж, не карикатура, где тоже стараются ухватить главное. Он тоже немного меняет пропорции, вытягивает их. У Шиле замечательная школа, он, безусловно, знает и пропорции, и анатомию, но умеет заострить их и передать так, что каждая линия начинает звенеть натянутым нервом, ее практически слышно.

zooming


А его архитектурные рисунки, которые гораздо реже публикуются, чем портреты, просто великолепны по какой-то своей простоте. И здесь он тоже видит главное. Казалось бы, самые обычные домики, никому не придет в голову их запечатлеть. Но несколько акцентов – и вы по ним узнаете начало 1900-х, настроение модерна, хотя ни одной линии от модерна, от ар нуво здесь нет.

Графика — моя любовь, и хочу поделиться с вами этой любовью :) С графики всё начинается: эскиз карандашом предшествует любому замыслу. Графика очень притягательна, её хочется рассматривать, и всегда есть что рассмотреть: свет и тень, ночь и день, белое и черное, линия, пятно, штрих, точка.

Некоторые картины настолько известны, что им посвящены отдельные статьи в Википедии. Вот как раз с такой и начнем смотреть:

Альбрехт Дюрер "Меланхолия" (ок.1514 г.) Самая загадочная — существуют самые разные мнения, что означают символы на этой картине. Одно несомненно: эмоциональное воздействие на зрителя!

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 1

Альбрехт Дюрер "Носорог" (1515 г.)

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 2

Леонардо да Винчи "Витрувианский человек" 1487

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 3

Ганс Гольбейн Младший Серия гравюр "Пляска Смерти" ксилография 1538 "Старик" и "Старуха"

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 4
Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 5

Ганс Гольбейн Младший, рисунок серебряным карандашом Иакова Мейера цум Хазен, 1516, Базель, гравюрный кабинет

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 6

Рембрандт Харменс ван Рейн. Три распятия, 1653 Сухая игла, резец, пергамент, 38х42.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 7

Рембрандт Харменс ван Рейн. Фауст, 1650-1652 Гравюра, 21х16.
Рикс Музей, Амстердам

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 8

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с широко раскрытыми глазами, 1630 Гравюра на меди, 51х46. Риксмузеум, Амстердам

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 9

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пожилой мужчина с волнистой бородой, 1631 Гравюра. Настоящее местонахождение неизвестно

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 10

Уильям Блейк "Elisha in the Chamber on the Wall" 1820. 243 x 210 mm. Галерея Тейт, Лондон

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 11

Уильям Блейк
Иов с дочерьми. 1823-26. 217 x 170 mm. Галерея Тейт, Лондон

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 12

Уильям Блейк
Геката. 1795. Галерея Тейт, Лондон

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 13

Франциско Хосе де Гойя "Сон разума рождает чудовищ" из серии "Капричос" (El sueno de la razon produce monstruos). 179. From the series Los Caprichos, plate 43. Etching and aquatint. 1798 офорт

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 14

Гюстав Доре иллюстрация к рассказу Эдгара По "Ворон"

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 15

Гюстав Доре иллюстрация Оноре де Бальзак "Озорные рассказы"

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 16

Елизавета Меркурьевна Бём, Знаменитые силуэты, литография

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 17

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 18
Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 19

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 20

Винсент ван Гог

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 21

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 22

Эгон Шиле
"Шиле, пишущий обнажённую натуру перед зеркалом", 1910 карандаш Graphische Sammlung Albertina, Вена

Пабло Пикассо
Портрет Игоря Стравинского. 1920. Graphite and charcoal. Музей Пикассо, Париж.

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 23

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 24

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 25

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 26

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 27

Феликс Валлоттон
"Красивое воскресение" 1895

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 28

Феликс Валлотон "Манифестации". 1893

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 29

Феликс Валлотон "Лень"

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 30

Серов Валентин Александрович Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой 1899 г. бумага литография

Серов Валентин Александрович Портрет композитора И.К.Глазунова 1899 г

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 31

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 32

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 33

И.Я. Билибин Книжная иллюстрация

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 34

Остроумова-Лебедева Анна Петровна

Кипарисы
1902 г Бумага, ксилография. 310х240 (200х105). Коллекция В.С. Геворкяна

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 35

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 36

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 37

Остроумова-Лебедева Анна Петровна
В парке. Тополя
1902 г. бумага, ксилография

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 38

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 39

Шагал Марк Захарович

Иллюстрация Н.В. Гоголь "Мёртвые души". 1927

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 40

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 41

Гончарова Наталья Сергеевна

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 42

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 43

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 44

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 45

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 46

Фаворский Владимир Андреевич
Б. Пильняк. Иллюстрация
1932 г. бумага, ксилография

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 47

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 48

Митрохин Дмитрий Исидорович Букет в вазе
1934 г. бумага, резцовая гарвюра

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 49

Митрохин Дмитрий Исидорович
Ленинград. Зима
1937 г. бумага, резцовая гравюра

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 50

Митрохин Дмитрий Исидорович
Цветы ирисы
1939 г. бумага, резцовая гравюра

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 51

Верейский Георгий Семенович
Городской пейзаж
1950-е гг.

Черно-белая графика знаменитых художников, фото № 52

На этом пока остановлюсь :) Надеюсь, вам было интересно! Планирую вторую часть 1 современную графику, не пропустите :)

Художник-график

Художник-график – это человек, создающий иллюстрации, рекламные плакаты, элементы айдентики, занимающийся оформлением полиграфической продукции. Профессия придется по душе абитуриентам, которые из всех школьных предметов выделяют литературу, а также увлекаются изобразительным искусством. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.


Краткое описание

Отрисовкой и разработкой дизайна карикатур, гравюр, иллюстраций, шрифтов и других графических изображений занимается художник-график. Он должен уметь чувствовать рынок, обладать отличным чувством юмора и эстетическим вкусом. Важно умение рисовать от руки, навыки работы с разными видами красок (акварель, гуашь) и программных продуктов.

В живописи применяется широкая цветовая гамма, в графике цвет играет преимущественно вспомогательную роль, в ней используются линии, штрихи, точки и пятна. Изобразительный язык графики простой, понятный и лаконичный. Этот вид изобразительного искусства условно разделяется на несколько видов, рассмотрим их:

  • компьютерная,
  • станковая,
  • книжная,
  • журнальная,
  • прикладная,
  • промышленная,
  • газетная,
  • плакатная,
  • письменная.


В графике цветовая палитра не так важна, как оттенок и фактура поверхности, на которую наносится графическое изображение. Каждая деталь такого изображения важна, оно достаточно простое, создается быстрее, чем классическая картина. Базовые цвета – черный и белый, иногда используются дополнительные 2-3 оттенка, но не более, ведь графика не должна соперничать с живописью в вопросе богатства красок. В последствии готовое изображение размножают с помощью разнообразных техник печати, используя для оформления книг, газет и иной продукции.

Особенности профессии

Художник-график – творческая профессия, которая требует повышенной концентрации внимания, глубоких знаний об изобразительном искусстве, навыков менеджера и дизайнера. От художника-графика зависит то, насколько привлекательно будет выглядеть печатная продукция, понравится ли читателям книга или журнал. Графическое искусство сегодня используется не только в сфере книгоиздания или создания периодических печатных изданий, но и при оформлении интерьера: орнаменты, картины, роспись. Многие художники-графики и вовсе работают фрилансерами, самые успешные организовывают выставки, рядовые – продают картины через фотостоки и берут частные заказы.


В обязанности штатных художников-графиков входят следующие работы:

  • создание изображений, схем, графиков, подбор шрифтов – всего, что необходимо для оформления печатной продукции. Нередко художники-графики занимаются разработкой логотипов, торговых знаков, плакатов, буклетов и т. д.;
  • разработка дизайна, новых стилей оформления, необходимых для создания книг, журналов и прочих видов печатной продукции;
  • отрисовка эскизов, составление плана размещения графических изображений, текстов, иллюстраций;
  • оформление сопроводительной документации, составление отчетов.

В работе художник-график использует современные технологии (программы-редакторы, фотошоп и иные), однако также он применяет краски, ручки и карандаши, различные кислоты и растворители. Поэтому профессия не подходит для людей, которые страдают от хронической аллергии на вышеперечисленные составы и типографскую краску.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Профессия идеально подходит для абитуриентов, которые стремятся работать в сфере искусства.
  2. Широкий выбор вакансий: типографии, СМИ, фриланс, арт-студии и другие.
  3. Талантливые художники-графики могут получить образование в вузе, колледже или на курсах.
  4. Работа интересная, связана с постоянным общением.
  5. Возможно профессиональное развитие, популярность в широких или узких кругах.
  6. Удаленная работа, создание авторских графических изображений позволяют совмещать деятельность с путешествиями.
  7. Профессия уважаемая и перспективная.
  8. Талантливый художник-график найдет хорошую вакансию сразу после окончания вуза или ссуза, создав небольшое портфолио.


Минусы

  1. Постоянное взаимодействие с реактивами, красками и прочими веществами, оказывающими негативное влияние на здоровье.
  2. Солидная конкуренция на рынке труда.
  3. Для достижения карьерных высот и популярности нужно приложить много усилий. Успеха добиваются лишь самые талантливые художники-графики.

Важные личные качества

Чувство цвета, фантазия, хороший вкус, умение адаптировать свои навыки под требования заказчика – это основные требования, которые выдвигают к художникам-графикам. Немаловажную роль играют такие черты характера, как усидчивость, навыки концентрации внимания, бесконфликтность, коммуникабельность, умение рекламировать свои услуги, настойчивость.


Обучение на художника-графика

Абитуриенты, которые желают освоить профессию художника-графика, могут выбирать из 3-х вариантов обучения.

Курсы

Pentaschool

Pentaschool

Читайте также: