Сообщение о художнике 18 века
Обновлено: 04.07.2024
Жанровые русские картины 18 века
Большое внимание в те времена мастера уделяли портретному искусству. Они писали изображения правителей, русских купцов, бояр. Живописцы обогащали портретные композиции помпезной обстановкой, дорогой мебелью, роскошными костюмами, великолепными вазами с живыми цветами.
Проследить развитие мастерства можно на различных примерах картин русских художников 18 века:
При сравнении первых портретных картин 18 века русских художников с теми, что написаны в конце столетия, явно видно, что они носили примитивный характер, характеризовались плоскостностью изображения, не всегда удачно подобранным ракурсом и освещением. Однако полотна уже значительно отличались от русского иконописного стиля, господствующего в искусстве живописи.
Самые известные картины русских художников пейзажистов 18 века
Лучшие картины русского художника 18 столетия:
Картины С. Щедрина:
В 18 веке городские пейзажи писались с реалистичной точностью, без домыслов, фантазии и приукрашивания действительности.
Бытовые сцены из крестьянской жизни
Для многофигурных картин характерна оригинальность замысла, наблюдательность, продуманность образов.
Художники запечатлевают моменты, связанные с русскими обрядами, обычной жизнью крестьянских семей, например:
В последнем произведении зритель видит восторженное лицо жениха, с любовью глядящего на свою избранницу. Невеста слегка побледнела от волнения. Чётко прописаны выражения лиц крестьян, а каждой детали одежды уделено особое внимание.
Библейские, мифологические и исторические мотивы
Древние сказания и сюжеты из Библии были излюбленными темами при написании русских картин 18 столетия.
Список наиболее значимых шедевров:
На полотне Г. Угрюмова, размером 283 х 404 (см), изображён младший сын киевского кожемяки – Ян, который в присутствии князя Владимира голыми руками остановил мчащегося разъярённого быка, сорвав с него кусок кожи. Так князь испытал молодого богатыря перед ответственным поединком с самым могучим печенежским воином.
Не менее интересна история развития русской живописи предыдущего века, управление которой производилось централизованно. Главная руководящая роль по надзору за разными видами искусства принадлежала Оружейной палате Московского Кремля.
Блог В Интерьер 2022-02-07 2022-02-07 Картины русских художников 18 века. Список наиболее значимых шедевров
Европейские веяния в русской живописи
Известные русские художники 18 века были вынуждены следовать западной моде по велению Петра I, который хотел европеизировать Россию. Он придавал большое значение развитию изобразительного искусства и даже планировал построить специализированное учебное заведение.
Русские художники 18 века осваивали новые приемы европейской живописи и изображали на своих полотнах не только царей, но и различных бояр, купцов, патриархов, которые старались не отставать от моды и часто поручали местным художникам нарисовать портрет. При этом художники того времени старались обогащать портреты предметами быта, элементами национального костюма, природой и прочее. Внимание акцентировалось на дорогой мебели, больших вазах, роскошных одеждах, интересных позах. Изображение людей того времени воспринимается сегодня как поэтический рассказ художниками о своем времени.
И все-таки ярким контрастом отличаются портреты русских художников 18 века от портретов приглашенных иностранных живописцев. Стоит упомянуть, что для обучения русских художников приглашались художники из других стран.
Виды портретов
Парадный вид портрета отличается от других изображением человека в полный рост. Блеск роскоши - как в одежде, так и в предметах быта.
Полупарадный вид – это изображение модели по колено или по пояс.
Если человек изображен на нейтральном фоне по грудь или пояс – то этот вид портрета называется камерным.
Интимный вид портрета предполагает обращение к внутреннему миру героя картины, при этом фон игнорируется.
Портретные образы
Часто русские художники 18 века были вынуждены воплощать в портретном образе представление заказчика о самом себе, но никак не действительный образ. Важным было учесть общественное мнение о том или ином человеке. Многие искусствоведы давно сделали вывод, что главным правилом того времени было изображение человека не столько таким, каким он являлся на самом деле, либо таким, каким бы он хотел быть, а таким, которым он мог быть в своем лучшем отражении. То есть в портретах любого человека старались изобразить как идеал.
Первые художники
Русские художники 18 века, список которых в общем-то невелик, - это, в частности, И. Н. Никитин, А. П. Антропов, Ф. С. Рокотов, И. П. Аргунов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий.
Среди первых живописцев 18 века Петровской эпохи - имена Никитина, Антропова, Аргунова. Роль этих первых русских художников 18 века была незначительна. Она сводилась лишь к написанию огромного количества царских изображений, портретов российских вельмож. Русские художники 18 века – мастера портретов. Хотя часто они просто помогали иностранным мастерам расписывать стены большого количества дворцов, изготавливать театральные декорации.
Имя живописца Ивана Никитича Никитина можно встретить в переписке Петра I со своей женой. Его кисти принадлежит портрет самого царя, канцлера Г. И. Головина. В его портрете напольного гетмана нет ничего искусственного. Внешность не изменена ни париком, ни придворной одеждой. Художник показал гетмана таким, как в жизни. Именно в жизненной правде заложено главное достоинство портретов Никитина.
Творчество Антропова сохранилось в образах Андреевского собора в Киеве и портретах в Синоде. Эти произведения отличает склонность художника к желтому, оливковому цветам, ведь он живописец, который обучался у мастера иконописи. Среди его известных работ - портреты Елизаветы Петровны, Петра I, княгини Трубецкой, атамана Ф. Краснощекова. Творчество Антропова соединило в себе традиции самобытной русской живописи 17-го века и каноны изобразительного искусства Петровской эпохи.
Иван Петрович Аргунов - известный крепостной портретист графа Шереметьева. Его портреты изящны, позы изображенных им людей свободны и подвижны, все в его творчестве точно и просто. Он творец камерного портрета, который впоследствии станет интимным. Значимые работы художника: портреты Екатерины II, четы Шереметьевых, П. Б. Шереметьева в детстве.
Не стоит думать, что в то время в России не существовало больше никаких жанров, но великие русские художники 18 века самые значительные произведения создавали все-таки в жанре портрета.
Федор Степанович Рокотов (1735–1808 гг.)
Главный жанр его творчества – полупарадный портрет. Среди его работ – портреты Григория Орлова и Петра III, княжны Юсуповой и князя Павла Петровича.
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822 гг.)
Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825 гг.)
Наследие Боровиковского очень разнообразно и обширно. Есть в его творчестве как парадные портреты, так и миниатюрные, и интимные полотна. Среди работ Боровиковского наиболее известными стали портреты В. А. Жуковского, Г. Р. Державина, А. Б. Куракина и Павла I.
Картины русских художников
И все-таки
Давайте вспомним самых знаменитых художников. Сразу в памяти всплывают громкие имена Эпохи Возрождения с Леонардо да Винчи во главе. Либо импрессионисты со своей цветовой революцией. Либо такие талантливые эксцентрики, как Сальвадор Дали и Энди Уорхол. И наверняка Вы также вспомните малых голландцев.
Получается, что на слуху чаще художники XVI, XVII, XIX и XX веков…
А как же век XVIII?
Между тем, XVIII столетие в истории живописи было не менее интересно. И в это время тоже творили талантливые мастера, которые внесли в изобразительное искусство что-то совершенно новое и удивительное.
Предлагаю поближе познакомиться с этими замечательными художниками.
1. Жан-Антуан Ватто (1684-1721).
Герои Ватто танцуют, музицируют, отдыхают, гуляют в парке. Завидные сцены беззаботной жизни.
Однако во всем этом улавливается ироничный взгляд художника. Чувствуется и двусмысленность, и меланхолия, а порой и грусть.
Жан-Антуан Ватто. Затруднительное предложение. 1716. Эрмитаж.
На первый взгляд в сюжете нет ничего интригующего. На фоне природы, будто на сцене, отдыхает компания аристократов. Звуки гитары, неспешные разговоры. Но присмотритесь внимательнее: перед нами мнимая идиллия!
Молодой юноша в синем камзоле пытается остановить девушку, порывающуюся уйти. Пунцовые щёки дамы говорят о возмущении, обиде.
Остальные девушки не смотрят на рассорившуюся пару, но человек в красном всё понимает. Его лёгкая усмешка с долей ехидства говорит, что он в курсе всех событий. Но он не собирается вступаться за девушку. Наоборот, ему доставляет удовольствие наблюдать за ее реакцией.
Неловкая ситуация, которая поначалу казалась обыденной пасторалью. Так что картина в стиле рококо тоже может быть многослойной.
В историю живописи Ватто вошёл, как талантливый колорист. Тончайшие оттенки и наслоения коричневых, сиреневых, жёлтых, розовых тонов – всё это фирменное цветовое решение художника.
Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717. 129 × 194 см. Лувр, Париж.
На картине изумительно выстроена композиция. Персонажи расставлены просто гениально: они будто танцуют, то устремляясь вглубь картины, то приближаясь к зрителю.
Жан-Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена. 1720. Шарлоттенбург, Германия.
Ватто создал эту картину в качестве вывески для реальной лавки своего друга. Поэтому какое-то время этот шедевр висел на улице, над дверью в эту лавку.
Казалось бы, это просто бытовая сцена. Посетители рассматривают картины. Но у Ватто же всегда что-нибудь ещё заложено.
Вот и тут он показывает закат эпохи Короля-Солнце, Людовика XIV. Аллегорически, конечно — портрет Людовика убирают в ящик.
Вот так Ватто умел передавать смыслы с помощью изящных и малозаметных поз и жестов.
И в этом сквозит все та же меланхолия: ведь именно при этом правителе расцвело искусство. Именно в эту эпоху Ватто состоялся, как художник.
Плодотворный период художника длился всего 12 лет! Но за это время он успел получить признание, вырастить последователей и дать старт новому стилю в искусстве (рококо).
2. Жан-Батист Шарден (1699-1779).
Жан-Батист Шарден. Автопортрет. 1771. Лувр, Париж.
Жан-Батист Симеон Шарден признанием при жизни был обделён. А зря — его работы являются величайшим достижением реализма в живописи.
Но в результате его работы оказались вне времени. Невольно удивляешься, сколько любви к окружающему миру читается в его картинах. Кажется, Шарден восхищался буквально всем, что видел вокруг.
Жан-Батист Шарден. Медный бак. 1734. Лувр, Париж.
В этой простоте мастер видел поэзию. Цветом он передаёт полированный блеск от множества прикосновений рук, игру солнца на медных боках.
Это больше, чем натюрморт. Это образ, полный благородства. И никакая простота предмета не может нивелировать это.
Только самые прозорливые современники сумели по достоинству оценить Шардена. Например, Дидро. Да и как можно не восхищаться честностью и наблюдательностью художника.
Жан-Батист Шарден. Мальчик с юлой. 1738. Лувр, Париж.
Модный парик, чопорный костюм, тугой шейный платок, строгая осанка. Но Шарден показывает, что это всего лишь мальчик, которому свойственно любопытство и живость характера. И никакими атрибутами это не скрыть.
Художник был преданным семьянином. Даже на автопортрете он предстаёт перед нами в домашнем колпаке, этаким добрым дедушкой.
А образ супруги чрезвычайно правдив, без прикрас.
Это уже немолодая женщина, но как много здесь преданности и искренности. И это во времена, когда от портрета ждали декоративности и вычурной красоты.
Что ж, Шарден смело двигался своей дорогой. Он предпочитал манерности простой рассказ о жизни, о людях и их быте.
3. Каналетто (1697-1768).
Каналетто. Автопортрет. XVIII век. Частная коллекция.
Каналетто был основателем школы ведуистов. Нет, это никакое не религиозное течение. А всего лишь живописный жанр, который предполагает детальное изображение городского пейзажа.
Такой подход к пейзажу был в новинку в те времена. И именно метод Каналетто оказал наибольшее влияние на все последующие поколения ландшафтных художников.
Начинал Каналетто с изображений повседневной жизни венецианских улиц. И уже в первых его работах есть точность рисунка, владение композицией, знание архитектуры.
Каналетто. Гранд-Канал. 1730. Галерея Уффици, Флоренция.
А здания вокруг – это уже не бездушные театральные декорации, а полноценные герои картины. Удивительная передача света и тени! Ну как тут не вспомнить об импрессионистах?
Каналетто много работал на натуре, что в то время было редкой практикой. Много экспериментировал с расположением элементов на полотне. И активно применял камеру-обскуру, чтобы достичь документальной точности в изображении.
В 1746 году Каналетто переехал в Англию, где быстро завоевал любовь публики.
Но зато сколько за счёт этой свободы появляется симметрии и гармонии! Ни одно точное фото не способно передать величавость собора так, как это сделал Каналетто!
Каналетто. Скуола Сан-Марко. 1765. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид.
Художник подбирает необычный, драматичный цвет неба. Здание написано невероятно тонкой линией. Рассветные лучи мягко обволакивают Скуолу. Потрясающее сочетание красоты природы и архитектуры. В этом весь Каналетто!
В конце жизни мастера мода на подобные пейзажи прошла. Он был забыт. Но его влияние на искусство уже не ослабеет никогда. Ведь Каналетто заложил основы совершенно новой эстетики городских пейзажей.
4. Жан-Этьен Лиотар (1702-1789)
Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет. 1868. Частная коллекция.
Личность Лиотара загадочна. А его жизненный путь полон белых пятен. Например, до сих пор биографы гадают, почему он одевался как турецкий поданный.
Но известно, что он был 13 ребёнком в семье и получил первое образование, как миниатюрист. После были годы странствий, о которых мало что известно.
Но именно в это время он открыл для себя пастель. Эта техника прославила его на всю Европу.
Жан-Этьен Лиотар. Три грации. 1737. Рейксмузей, Амстердам.
Здесь можно воочию увидеть, за что мастер так любил пастель. Мягкие линии, плавные цветовые переходы, реалистичное изображение деталей и, конечно, нежный колорит.
Сам художник упоминал, что живопись – это зеркало всего прекрасного, и только пастель позволяет реалистично передавать восхитительный окружающий мир.
Глядя на эту пастельную картину, сложно возразить мастеру.
Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. 1745. Пастель, пергамент. 82,5х52,5 см. Дрезденская галерея.
Личность прекрасной героини породила немало мифов. О части из них я рассказываю в статье про эту картину .
Взгляд модели в сторону разрушает все каноны классического портрета. Нейтральный фон делает изображение ещё более рельефным.
Жан-Этьен Лиотар. Портрет Георга, Принца Уэльского (позже Георга 3). 1754. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Молодой юноша предстаёт перед нами в пол-оборота. Мы не видим пышных одежд, атрибутов королевской принадлежности. Зато сразу наше внимание привлекает румянец на щеках героя: перед нами всего лишь юноша, хоть и принц.
Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет. 1773. Галерея Уффици, Флоренция.
Он призывал объединить выверенность классических канонов античного искусства с лучшими находками мастеров Возрождения . Нужно взять всё лучшее у лучших. Что может быть проще?
Работа явно выполнена в классическом стиле. Никакой излишней драматизации барокко, скрупулёзной фотографической точности реализма и экспериментов со световыми эффектами импрессионизма.
Герой портрета выглядит, как идеальный представитель своего сословия. Дорогое одеяние, уверенный взгляд, гордая осанка, правильные черты лица. Немного полноват, но тогда это было признаком достатка.
Современники называли портреты Менгса слишком холодными. Но он всего лишь следовал точным правилам композиции, светотени и перспективы.
Антон Рафаэль Менгс. Рождество. 1772. Прадо, Мадрид.
Кажется, что перед нами картина эпохи Ренессанса. Нет, это Менгс. Живописец считал, что художники Возрождения обладали безупречным вкусом. И нет ничего плохого, чтобы им подражать.
Если бы Менгс жил в XVI веке, то однозначно был бы записан в список величайших художников Ренессанса. Наравне с Рафаэлем и Тицианом. Но этого не случилось, так как он просто шел по их стопам. Пусть и очень мастерски.
Антон Рафаэль Менгс. Юпитер целует Ганимеда. 1758.Национальная галерея, Рим.
Именно эта картина навсегда рассорила Менгса с его учителем Иоганном Винкельманом. Последний принял картину за античный подлинник: настолько точно скопировал Менгс стиль древних мастеров.
Более того, он даже внёс полотно в свою искусствоведческую книгу, чем сильно навредил своей репутации, когда обман раскрылся.
Что за авантюрные мысли обуревали Менгса так поступить, неизвестно. Но правду об авторстве он открыл только перед смертью.
6. Федор Рокотов (1735-1808)
Фёдор Рокотов. Автопортрет. 1757. Третьяковская галерея.
Фёдор Степанович Рокотов… был крепостным. Что на самом деле не удивительно для той эпохи.
Именно людей подневольных в первую очередь отправляли учиться живописи. Так художественная академия была спокойна, что спорить с заведёнными традициями люди, привыкшие подчиняться, не будут.
Но, так или иначе, только талант помог Рокотову пробиться на самый верх, к пышным залам аристократов и самой императрицы Екатерины II.
Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной (Дама в розовом). 1764. Третьяковская галерея.
А портрет внебрачного сына Екатерины II, Алексея Бобринского видел каждый, кто интересуется историей.
Милый мальчуган с погремушкой, в чепчике с оборками больше походит на девочку. До пяти лет детей не делили по половому признаку, и наряды были одинаковые для всех.
В это время Рокотов был самым почитаемым при дворе художником и любимцем императрицы. Поэтому художник рискнул и придал портрету мальчика черты матери. Хотя происхождение Алексея хранилось в строжайшем секрете.
В портретах Рокотова можно отметить не только реализм свето-воздушной среды. Но и умение передать характер модели: чувство достоинства, гордость, внутреннюю красоту, душевное богатство.
Ни на каком другом портрете Екатерина Великая не была столь грандиозна, величава и…красива, как у Рокотова.
Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Третьяковская галерея.
Написанный в честь коронации, портрет стал эталонным изображением Екатерины II. Мастер выбрал редкий ракурс для того времени – профильное изображение, выстроив всю композицию вокруг героини.
Властность и честолюбие императрицы Рокотов облагораживает, превращая в прекрасные стремления. Художник улавливает её живой характер, ясный ум, энергию.
Именно благодаря Рокотову мы имеем редкую возможность увидеть, как выглядели его знатные современники. И везде мы отметим реалистичность, благородство и красоту.
Такие разные, художники XVIII века, каждый по-своему видел живопись и будущее любимого искусства.
Еще один француз, Шарден, впервые обратился к бытовым сюжетам, найдя в этом чрезвычайную красоту и поэзию.
Итальянец Каналетто прославил городские пейзажи.
Швейцарец Лиотар по-новому взглянул на портретный жанр, выдвинув на передний план пастельную технику.
А русскому Рокотову было суждено, словно летописцу, оставить для нас талантливые изображения многих влиятельных соотечественников.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Русская живопись 18 века — это особенное явление в мировой живописи. Началом развития светской русской живописи можно считать 18 век. С этого момента древнерусская живопись приобретает некую светскость и отходит от канонов иконописи. У художников возникает потребность изображать повседневную жизнь, природу, человека. В этот период времени происходят переломы практически во всех сферах русской культуры, в том числе и в живописи.
Развитие русской живописи в 18 веке
Русская живопись после петровских преобразований 18 века претерпевает еще большие изменения. Иностранные художники начинают приезжать в Россию и работать при дворе. Появляется Академия художеств, открываются картинные галереи. Русская живопись врывается в мировое искусство и за несколько десятилетий 18 века проходит такой путь, который Европа прошла до этого за несколько веков.
В 18 веке в России появляются различные стили и направления, причем, если в Западной Европе живопись развивалась последовательно, течения постепенно сменяли друг друга, то в России развитие разных жанров происходит практически параллельно.
Русская живопись в 18 столетии становится профессиональной: в большом количестве начинают создаваться как парадные, так и камерные портреты, в живопись приходит натюрморт, так популярный в то время в Европе. Во второй половине XVIII века, благодаря Академии художеств, в России расцветает классицизм (в основном, это картины на исторические, библейские и мифологические сюжеты).
Особенности русской живописи XVIII века
Постепенно русская живопись начинает обрастать национальными особенностями. На полотнах начинают появляться сюжеты из русской истории, наряду с библейскими персонажами героями картин становятся былинные богатыри, не уступая первым в накале страстей. Портретное искусство во второй половине 18 века обретает новое дыхание с приходом новых мастеров живописи.
Портретный жанр обогащается новыми направлениями – костюмированный и мифологический портрет. Постепенно портретное искусство перестает быть элитарным. Портрет выходит за пределы столиц и приходит в русскую провинцию, становясь вершиной русской живописи 18 века.
К концу столетия в русской живописи начинает зарождаться новый жанр – бытовой. И его главным героем становится простой народ и, конечно, русское крестьянство.
В конце 18 века еще одно направление русской живописи выделяется в самостоятельное – это пейзаж. Художники начинают рассматривать природу как ценность, достойную отдельного изображения. Тогда как ранее природные фоны использовались только как украшение заднего плана картины.
Читайте также: