Сообщение о христианском подвиге

Обновлено: 04.07.2024

Нельзя описать, сколько трудностей и искушений претерпел этот юный подвижник в суровых условиях египетской пустыни. Он страдал от голода и жажды, от холода и зноя. Но самое страшное искушение пустынника, по слову самого Антония, – в сердце: это тоска по миру и волнение помыслов. Ко всему этому присоединились прельщения и ужасы от демонов. Иногда Антоний изнемогал и готов был отчаяться и вернуться в мир, но крепкой верой в Бога он преодолевал все искушения.

Так, в середине четвертого столетия, возникло мощное монашеское движение, которое из Египта перебросилось на Ближний Восток, в Византию, на Запад, а потом – в Россию.

Монашество наложило глубокий отпечаток на Православную Церковь: оно породило обширную духовно-аскетическую литературу, выработало церковный устав с его кругом постов и праздников, украсило богослужения вдохновенными молитвами и песнопениями. После мучеников за веру оно дало наибольшее количество угодников Божиих.

Подражание Христу

Человеку малодуховному и привязанному к земному эти добродетели кажутся непосильно трудными. Однако, если вникнуть, трудность заключается не в природе добродетелей, а в нашей испорченности. Действительно, ангелы на Небе живут добродетельно и исполняют все заповеди Божии совершенно естественно, без нарочитого подвига, и, главное, делают это с радостью. Если бы мы были безгрешными и чистыми, какими Бог нас создал, то и нам было бы легко и приятно добродетельно жить. Но грех нарушил в нас гармонию между душой и телом. Тело, пораженное проказой греха, взяло власть над душой и стало тиранствовать над ней своими беспорядочными и капризными пожеланиями. Возникла необходимость обуздать тело и поставить его на подчиненное место по отношению к душе. Но это легко только на словах. Фактически же человечество оказалось в рабстве греха и дьявола. Понадобилось пришествие на землю Сына Божия и принятие Им нашей природы, чтобы помочь нам освободиться от своего зла и восстановить в себе образ Божий.

Господь Иисус Христос Сам прошел путь человеческих невзгод, все трудности добродетельной жизни в условиях эгоистичного, грешного и порой богоборческого общества. Он сделал это для того, чтобы показать нам путь к духовному обновлению. Своей благодатью Он помогает нам на каждом шагу, Он укрепляет и воодушевляет нас, Он снимает с нас тяжесть грехов, но при всем этом нам не избежать подвига, потому что препятствия к духовному обновлению находятся внутри нас. Мы – главная помеха к своему спасению!

Итак, если бы мы были совершенно безгрешными, свободными от страстей и недоступными искушениям, если бы мы были всецело духовно настроенными и полными любви к Богу и к ближним, словом, если бы мы были духовно-совершенными, то, очевидно, подвиги были бы для нас излишними, как они излишни для ангелов и святых, достигших Царства Небесного. В данном же поврежденном состоянии – это лишь цель, которую надо достичь с Божией помощью, но и при личном усилии.

В сущности, все сводится к элементарной истине, что по причине греховной поврежденности душа и тело человека находятся в конфликте: когда тело пресыщается, тогда духовные силы человека притупляются и слабеют, и наоборот, когда человек добровольным воздержанием ослабляет тело, тогда его духовные силы просыпаются и начинают расцветать. Лучшие мыслители издревле установили, что всякое духовное усилие, всякое добровольное лишение, всякий отказ, жертва немедленно размениваются на духовные богатства внутри нас; чем больше мы теряем, тем больше приобретаем.

Высокая цель

Молитва, хождение в церковь, пост, воздержание, исповедь и причащение, изучение Священного Писания, чтение духовной литературы, богомыслие, дела милосердия – все это необходимые средства к внутреннему обновлению, это наши шаги вслед Христа. Когда же забывается цель, то дела сами по себе мало приносят пользы и могут превратиться в бездушное фарисейство.

Надо дорожить своей принадлежностью к Православной Церкви, потому что она сохранила первоначальное понимание сути христианства, в то время как инославные вероисповедания выбросили из христианства все, что казалось им трудным и неприятным. Этим они лишили его возрождающей силы, оставив только красивые, воодушевляющие фразы. Человеку, ищущему вершин духовного совершенства, Православие дает все необходимые средства в своих благодатных таинствах и духовном опыте святых отцов. Конечно, не все призваны стать великими учеными или получить нобелевскую премию. Но трагично, когда принципиально человеку закрывается путь к прогрессу и росту, когда начальная школа становится единственным учебным заведением, а газеты – единственной литературой.

Приложение: Святые отцы о христианском подвиге

Источник: Александр (Милеант) еп. Сущность христианства. [Электронный ресурс] // Миссионерский Листок № 71

Быть героем на поле битвы и при этом вести благочестивую жизнь. Совершать воинские подвиги и регулярно молиться. Охранять границы Руси и строить храмы. Могут ли подобные качества сочетаться в одном человеке? Как оказалось, могут, и не раз, – вместе с Синодальным отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами предлагаем вспомнить о 7 русских святых, которые показали себя и в бою, и в служении Богу.

1. Владимир Святославович

Именно с великого князя Владимира начались наша вера и наша культура. Принятие Владимиром христианства и распространение православной веры в народе изменили самого князя и во многом определили историческую судьбу России — из племенных союзов родилось единое и сильное государство. Владимир много молился, строил храмы, основывал княжеские училища по всей Руси. А на воинской стезе — значительно расширил границы государства, а также разбил волжских булгар и хазар, докучавших постоянными набегами. За благочестивую жизнь и заботу о безопасности своих подданных был причислен к лику святых.

Илия Муромец долгие годы служил в дружине киевского князя, охраняя границы Руси. Не единожды прославился воинскими подвигами и отличился невиданной силой. Его воинские свершения послужили основной для цикла русских былин. В старости Илия принял постриг в Киево-Печерском монастыре и последние годы провел уже в духовных подвигах. Скончался в 80-х годах XII века, а в 1643 году был официально канонизирован. Является покровителем русского воинства.

О воинских заслугах Дмитрия Донского мы знаем еще со страниц школьных учебников истории — именно ему мы обязаны освобождением от татаро-монгольского ига, которое тяготело над нашей страной почти 250 лет. Великому князю удалось собрать коалицию русских княжеств, отразить вражеские войска и не допустить разорения Руси. До Куликовской битвы Дмитрий приезжал за советом к преподобному Сергию Радонежскому, который поддержал его и напутственным словом, и молитвою. Так русские войска впервые одержали крупную победу над татарами.

Среди подвигов Александра Невского — знаменитое Невское побоище, когда его дружина разбила шведов в устье реки Ижоры, решающее сражение против Ливонского ордена, также известное как Ледовое побоище, и многие другие свершения. Кроме ратных подвигов Невский совершал и подвиги духовные. Он активно способствовал распространению православия на Север, участвовал в восстановлении русских городов. В княжеском Житии написано: “церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их”. Перед смертью принял монашество под именем Алексей.

Федор Федорович Ушаков, великий русский флотоводец, известен тем, что за время командования флотом не потерял ни одного корабля и ни один моряк под его началом не попал в плен. Именно адмирал Ушаков принес славу молодому черноморскому флоту: участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II, а затем полностью уничтожил турок при Калиакрии, прибегнув к созданной им новой маневренной тактике. Также Ушаков продемонстрировал образцовый порядок взаимодействия армии и флота при овладении морской крепостью Корфу. Федор Ушаков регулярно посещал службы, в быту был скромен, а деньги жертвовал на обустройство быта людей, нижних по чину, а также семьям погибших матросов. Во время войны 1812 года пожертвовал свое состояние для раненых русских солдат.

В годы правления Ярослава Мудрого Киевская Русь достигла своего расцвета и закрепилась в статусе одного из сильнейших государств в Европе. Внешняя политика монарха была направлена на укрепление международного авторитета Руси: были совершены удачные военные походы против финских народов, Литовского княжества и Польши, была одержана окончательная победа над печенегами, а последнее столкновение с Византией закончилось подписанием мирного договора. Ярослав построил множество храмов и церквей, поручал монахам переводить греческие книги, появились зодчество и живопись, а также церковные напевы. Прозвище “Мудрый” Ярослав получил за укрепление русского государства и свои богоугодные деяния.

7. Владимир Мономах

Князь всегда стремился жить в миру, но необходимость раз за разом возвращала его на ратное поле. Правление Мономаха ознаменовалось борьбой с половцами, он также неоднократно помогал и другим русским властителям в борьбе с кочевниками. Мономах был крещен с именем в честь святителя Василия Великого. По сохранившимся посланиям митрополита Никифора I, это был человек образованный и до аскетизма скромный в быту. Самому Мономаху принадлежит знаменитое “Поучение”, в котором он передает свое назидание детям.

Великим постом мы обычно строже подходим к своей жизни. Пытаемся хоть немного подвизаться, а иногда пробуем подражать древним подвижникам в молчании или ночных молитвах. И чаще всего приходим к выводу, что не по силам нам. Но в этом ли суть? И если нам не по силам строгий пост и молчание целыми днями, значит ли это, что никаких подвигов нам не надо совершать? Размышляет игумен Нектарий (Морозов).

Подвизаться как древние?

Обратившись к аскетической традиции Православной Церкви, мы увидим, что обычно под подвигом понимались, к примеру, проведение ночи в молитве, пост строже, чем обычно, столпничество, отшельничество, пребывание в безмолвии, в затворе, ношение вериг или власяницы, странничество или юродство Христа ради.

Игумен Нектарий (Морозов)

Игумен Нектарий (Морозов)

Но, все-таки, по слову одного святого отца, эти подвиги – лишь внешнее делание, и оно является листьями, а плодом становится то, что в результате этого подвига должно родиться в душе человека, – добродетель.

Если же этого не происходит, то, значит, подвиг совершается неразумно и подлинного плода не приносит.

А это в свою очередь приводит к мысли о том, что есть какой-то другой вид христианского подвига, более важный, – подвиг внутренний, – та борьба за верность Богу, которая происходит в сердце каждого из нас.

Нигде в Евангелии не говорится о том, что совершенно неотъемлемой частью жизни христианина должны быть вот те внешние подвижнические делания, о которых я сказал выше.

Есть такая общая беда – склонность вставать на путь формализации, потому что он более простой.

Мы сегодня можем видеть, как человек, приходя в Церковь и прочитав или услышав о подвижнической жизни святых отцов древности, пытается на себя это примерить: строго поститься, молиться по ночам, молчать в какие-то дни.

Чем это обусловлено? Человеческий организм подвергается влиянию той среды, в которой мы живем, и если сравнить физическую крепость и состояние здоровья современного человека и подвижника из египетской пустыни, жившего полторы тысячи лет тому назад, то мы увидим, что это – два совершенно разных человека.

Мы отравлены и ослаблены всем, чем только можно, и это – факт. И поэтому, когда человек пытается идти путем внешнего подвига, он очень быстро узнает, что ко многому просто не способен.

Смотреть, конечно, нужно в корень, то есть – в Евангелие, ведь именно из него можно узнать, в чем заключается подвиг христианской жизни. В том, чтобы не противиться злому, когда очень хочется противиться, чтобы не допускать нечистых и недобрых мыслей, чтобы смириться с волей Божией, когда в ответ на наши горячие просьбы и даже порой требования мы не получаем просимого.

Собственно говоря, самый главный подвиг в жизни христианина – это доверие Богу и способность не просто смириться с волей Божией под влиянием обстоятельств, а принять ее сердцем и благодарить за все, что Бог в жизни дает. Более великого подвига не существует.


Смириться и довериться Богу

Может сложиться впечатление, что наши предки были в более выгодном положении по сравнению с нами, потому что имели возможность нести большие труды ради Христа. И да, и нет.

У преподобного Исаака Сирина есть такая мысль: если ты имеешь труды, но не имеешь смирения, то труды тебя не спасут. Если же ты не имеешь трудов, но имеешь смирение, то оно тебя спасет.

Просто чаще всего без труда невозможно к смирению прийти, потому что когда человек начинает трудиться в исполнении заповедей Христовых, он видит, насколько у него ничего не получается, и под воздействием этого самоощущения он постепенно приходит к смирению.

Гордый и не желающий смиряться – будет унывать, малодушествовать, а стремящийся смириться через опытное познание своей немощи смирится и этим приблизится к Богу.

Каков же путь к доверию? Когда Господь шел по бурным водам Галилейского озера к Своим ученикам, плывущим в лодке, Он повелел апостолу Петру пойти к Нему навстречу, повелел – в ответ на готовность апостола сделать это. И Петр вступил на воды и пошел по ним, не страшась утонуть.

Вот каков был его путь к этому доверию? Он до этого момента успел в какой-то степени узнать Христа, хоть и не вполне, но даже такое несовершенное познание обусловило для апостола Петра эту готовность идти по воде и делать то, что казалось совершенно невозможным и оттого по-настоящему страшным.

Старец Паисий Афонский рассказывает, что когда он в раннем детстве начал подвизаться – подолгу проводить время в молитве, удалившись из дома, поститься, некий образованный студент по просьбе его разволновавшихся родителей однажды стал ему доказывать, что Бога нет и что Христос на самом деле – просто историческая личность. Студент не убедил мальчика, но посеял в его сердце страшное семя сомнения.

Старец Паисий Святогорец

Старец Паисий Святогорец

Таков, мне кажется, путь к доверию Богу: понимание, что никогда никого лучше Христа на земле не было, а раз так, то не важно, даст ли Он мне то, чего я хочу, или нет, поступит ли со мной так, как я того желаю, или поступит так, как желает Сам, ведь никогда на земле не было никого, кто любил бы меня больше, чем Господь.

Но если, взирая на что-то, мы потом отводим взгляд в сторону, то скоро забываем то, что было перед нашими глазами. Так устроен человек.

Поэтому надо постоянно иметь мысленный взор обращенным на Бога, на Его дела, на Его участие в нашей жизни, и тогда вот это живое чувство доверия к Богу будет в нас углубляться и усиливаться. Иначе мы будем постепенно переходить к забвению, к нечувствию и к потере доверия.

Приходится слышать, что порой люди, столкнувшись в своей жизни с какими-то скорбями внешними или внутренними, начинают терять уверенность, что Бог их действительно любит, что Он безгранично милосерд. И совершенно ясно, что они уже не могут следовать тем путем, о котором я говорю.

Есть ключевое отличие между христианином и всяким другим человеком. Нехристианин живет в этом мире и для этого мира, и только лишь происходящее здесь расценивает как существенно важное. Христианин же живет для вечности, и по-настоящему важно для него то, что будет там.

Вот это совершенно четкая граница. Если для человека важно лишь здешнее, и именно этим здешним определяется, желает или не желает он быть с Богом, значит, он – не христианин или еще не стал им. И это не какой-то мой суд о человеке, а констатация факта.

Когда предательство страшнее боли

Еще один тип христианского подвига – подвиг мученичества. Для древних христиан существование Церкви и каждого последователя Спасителя в условиях гонений являлось ежедневной реальностью – некой, хоть и страшной, но данностью.

Для современного человека казнь 21 копта в Ливии – это что-то экстраординарное, почти невмещаемое. Возникает естественный вопрос: насколько современные христиане готовы понести такой подвиг?

Безусловно, никто из нас не может сказать, готов ли он к подвигу мученичества или нет, вплоть до того момента, как он окажется со своими мучителями лицом к лицу. Однако на протяжении всей жизни сердце каждого человека наполняется определенным содержанием, которое и обуславливает то решение, которое он принимает в критический момент.

Вот мы видим двух разбойников на кресте, один из которых исповедует Христа Богом и просит помянуть его во Царствии Небесном, а другой хулит Спасителя; видим святого мученика Вонифатия, который до принятия мученической смерти вел распутную, совершенно аморальную жизнь.

Но подойдя к моменту выбора, он оказался готовым выбрать скорее смерть, нежели предательство. Значит, вся жизнь этих людей была наполнена скорбью, болью, покаянием перед Богом, которых больше никто, кроме Бога, не знал и не видел. И вместе с тем мы знаем случаи, когда люди, жившие вполне благочестиво, добропорядочно, отказывались от всего и предавали и свою веру, и Бога.

Мученичество – то, к чему человек должен готовиться.

Конечно, невозможно подготовиться так, чтобы переносить безболезненно страдания и боль или не чувствовать страха. Но зато возможно прийти к осознанию того, что важнее и дороже Бога для нас нет ничего. И тогда в момент, когда, может быть, придется страдать, для нас страх и боль будут менее страшны, чем предательство.

Вот самое главное состояние, к которому христианин должен прийти – к неспособности предать Бога. Но это – труд всей жизни, это восхождение.


Как следовать этим путем? Когда ты, например, узнаешь человека, сближаешься с ним, тогда он занимает в твоей жизни определенное место. А когда смотришь на человека издалека и даже толком о нем не думаешь, какое место найдется ему? Так же и в отношении Бога. Если в нашей жизни присутствует постоянное общение с Ним, стремление к Нему и узнавание Его, тогда Он становится для нас близким и дорогим.

Вспомним апостола Петра, который, потеряв в какой-то момент прежнюю решимость умереть за Христа и проявив малодушие, переживает такой ужас, что потом оказывается готов на любую самую страшную и мучительную смерть, только бы уже никогда от Христа не отойти. Именно это нужно, именно это главное: чтобы Господь стал дороже всего на свете.



1. Священники Андрей Верещагин и Григорий Михневич, вытащили четверых выживших из упавшего самолёта

При заходе на посадку в аэропорту Петрозаводска авиалайнер из-за плохой видимости задел деревья, упал и разрушился.

На борту тогда оказались 43 пассажира и 9 членов экипажа. Из 52-х человек в момент столкновения с землёй погибли 44 человека. Позднее в больнице от полученных травм скончались ещё трое.

Священник Григорий Михневич увидел падение самолета в окно.

К тому моменту, пока на место крушения приехали кареты скорой помощи и спасатели, два священника и спасший ребёнка мужчина смогли разыскать и эвакуировать с места крушения ещё четверых выживших пассажиров.

«Попав на место происшествия, мы сосредоточили свое внимание на том, чтобы искать живых людей и уносить их с места аварии, поскольку топливо горело и мог произойти взрыв.

Сначала мы вынесли мужчину, потом увидели еще живую совсем юную девушку, и в груде трупов рядом с ней был живой ребенок, я не смог определить, мальчик это был или девочка. Кожа на его лице была содрана и перемешана с землей.

2. Священник Валентин Скребец спас провалившихся под воду детей

1 декабря 2019 года на Светиловском озере в Барановичах под лёд провалились трое младшеклассников.

Двое мальчиков и девочка гуляли у озера, а затем решили спуститься на лёд и постучать по нему камнями и палками. В результате детского озорства лёд треснул и школьники попадали в стылую воду.

Несколько впереди них шёл также прихожанин храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца, где служит отец Валентин, Сергей Ханцевич.

Когда он подбежал к месту происшествия, священник и юноша уже вытащили детей на берег и Сергей забрал их к себе домой сушиться, а взрослым посоветовал немедленно переодеться. Вскоре ребятишек разобрали по домам их родные.

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков) больше 30 лет посвятил лечению людей. Реаниматолог по специальности, он трудился в Институте Склифосовского, затем в Первой инфекционной больнице.

В 45 лет священник принял монашеский постриг и священническую хиротонию. Это было в 2008 году. После этого он служил на севере Луганской области в небольшом селе, где жители еле-еле сводили концы с концами.

Во время вызов священник никогда специально не занимается проповедью, но пациенты всё же нередно догадываются, что их врач — служитель Божий. И сами обращаются к нему за советом, наставлением и духовой помощью.

4. Архиепископ Лонгин (Жар). Человек, которого 400 сирот называют отцом

Однажды, я уже рассказывал читателям про архиепископа Банченского, викария Черновицкой епархии, который живёт и трудится на Западной Украине.

При обители живёт более 1000 детей, а для более чем 400 из них владыка Лонгин является приёмным отцом. Он просто усыновил их!

Владыка Лонгин близко к сердцу принимает боль других людей и умеет всем им сочувствовать. Именно поэтому к нему тянется каждый ребёнок. И именно поэтому Господь продлевает дни его жизни несмотря на перенесённые в последние годы три инфаркта и две операции на сердце.

5. Священник Анатолий Якимов бросился в реку за самоубийцей

В городе Коврове Владимирской области расположен храм во имя мученика Иоанна Воина. А в нём служит Богу священник Анатолий Якимов.

Эта история произошла в 2009 году, когда батюшке было 60 лет. После богослужения они с матушкой по своему обыкновению пошли погулять по берегу Клязьмы.

Подходя к автомобильному, на обрыве священник заметил женскую сумочку. Тогда он подошёл ближе и разглядел в воде тонущего человека. Женщину.

Позже оказалось, что женщина поссорилась с близкими и пыталась покончить с собой. Так что батюшка спас не только её жизнь, но и душу!

До этого случая в жизни отца Анатолия были ещё два подвига по спасению людей. Однажды он отговорил мужчину прыгать с моста. А в другой раз — спас из воды мужчину, который неудачно нырнул и повредил позвоночник.

6. Священник Валентин Мельник — доставил в больницу двух уцелевших после массового убийства в Керчи

Все ещё помнят трагедию, произошедшую в Керчи в 2018 году. Тогда в местном политехническом колледже один из студентов организовал взрыв и расстрел учащихся.

Тогда многие неравнодушные люди пытались хоть как-нибудь помочь выжившим и утешить родственников погибших. Одним из таких людей стал настоятель храма в честь святых жён-мироносиц священник Валентин Мельник.

Однако, многим всё-же удалось выжить. Священник увидел двух студентов. Один из них пытался поднять другого. Он помог им выбраться из здания, посадил в свой автомобиль и повёз в больницу.

Позже батюшка вспоминал, что один из юношей всю дорогу держал в руке купленную в столовой булку. Оба парня были в шоковом состоянии и за весь путь до больницы не сказали ни слова.

7. Священник Николай Гордеев спас тонущего рыбака

В первый день Рождественского поста 2014 года отец Николай, настоятель храма во имя святителя Николая Чудотворца села Печерское Самарской области, отправился на зимнюю рыбалку.

На водоёме уже собралось несколько любителей подлёдного лова. В их числе был и Пётр — заядлый рыбак. Он так спешил к любимому месту, что решил срезать дорогу напрямик, через подводные родники, где лёд всегда был довольно тонок. И провалился. Это произошло метрах в 100-150 от берега, где глубина достигает 10 метров.

8. Священник и травматолог Виктор Никитенко спас человеку ногу

Иерей Виктор Никитенко служит в церкви святых апостолов Петра и Павла в Карачарово. Ему 58 лет, из которых он более 30 лет отдал медицине, где имел врачебную специализацию травматолога.

В 2018 году, став священником, он ушёл из больницы, но в 2020 вернулся в неё на время пандемии коронавируса, чтобы помочь бывшим коллегам.

Во время майских праздников фельдшер из Москвы Алексей Воронин с супругой-акушеркой приехал в свой дом в Тверской области. Во время хозяйственных работ в саду он неудачно упал с высоты и получил сложный перелом ноги.

Но и здесь всех врачей собрали в стационар к вирусным больным, а на приёме оказался только отец Виктор.

После совещания с супругами, отец Виктор сделал Алексею сложную операцию под местной анастезией (общего наркоза не было) и спас ногу. До другой больницы довезти без последствий его бы уже не успели.

9. Протоиерей Григорий Григорьев. Вылечил десятки тысяч людей от алкогольной зависимости

В прошлом отец Григорий много лет служил в подводном флоте военным врачом. После ухода со службы он стал работать психиатром-наркологом со специализацией по лечению алкозависимости.

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, а также доктор богословия, отец Григорий продолжает и сегодня совмещать медицинскую практику и служение в храме.

За годы медицинской и пастырской практики отца Георгия ему удалось помочь избавиться от алкогольной и наркотической зависимости нескольким десяткам тысяч человек. Многие из них сегодня являются его прихожанами.

10. Священник Николай Тихончук — медбрат в реанимации парижского госпиталя

Отец Николай родился в Омской области и там же закончил семинарию, а в 28 лет переехал для продолжения образования во Францию. Здесь, когда ему исполнилось 34 года, он поступил в школу подготовки медработников, так как всегда стремился деятельно помогать ближним.

Сначала в доме престарелых, затем — в качестве сиделки на дому, затем — в психиатрической больнице. В период пандемии корнавируса священник и медбрат также решил не оставаться в стороне и стал помогать в реанимации одной из крупнейших больниц Парижа — госпиталя Кошен.

А можно иметь перед собой добрый пример таких вот истинных пастырей. Кто-то из них, быть может, и вовсе потаённый святой и через 20-30 лет его будут просить о молитве грядущие поколения христиан…

Я открыл свой собственный блог! Дорогие друзья, если вам интересно читать мои статьи, пожалуйста, поддержите его подпиской и репостом!

Читайте также: