Сообщение о храме николая чудотворца 4 класс

Обновлено: 19.05.2024

В православной вере существует множество святых, чьи ряды до сих пор пополняются. Святые православной церкви – это люди, которые во время своей жизни вели себя праведно, верили в Христа и после смерти их прах не разлагается. Одним из самых популярных и основных святых считается Николай Чудотворец или как ещё его называют Николай Угодник.

Николай Чудотворец считается святым, который способен исполнять любые благостный желания людей, а на западе его считают покровителем путников и осиротевших детей. На Востоке люди верят, что он помогает детям, которые к нему обращаются. Считается, что именно с его образа был создан Санта Клаус. Причиной тому является его житие, в котором указан следующий факт: Николай превратил приданной трёх дочерей небогатого человека. Так православный святой похож на Санту Клауса, который дарит подарки на рождество.

Николай Чудотворец родился в 3 веке нашей эры, через 3 века после прихода на землю Иисуса Христа. Рождение святого произошло в греческой колонии в римской провинции. С самого раннего детства мальчик верил в бога и следовал христианским канонам. Благодаря состоятельности родителей он смог получить хорошее образование и изучил Священное писание. Когда Николай стал юношей его дядя поставил будущего святого чтецом в церкви, где позже он стал священником, а затем и епископом. Средства, доставшиеся ему в наследство, Николай отдал нуждающимся. Николай жил во время, когда гонения на Христиан прекратились и церковь начала свое восстановление. Николай лично боролся с ересью и язычеством. Это и стало основной причиной наказания Николая. На одном из вселенский соборов святой дал пощечину высокопоставленному служащему.

После смерти тело Николая стало мироточить, тогда и стали к его могиле приезжать паломники. За свою жизнь святой совершил множество чудес, среди которых самыми значимыми и известными являются следующие: воскрешение моряка, который погиб во время мореплавания – таких случаев воскрешения несколько; спасение от наказания трёх граждан его города и воевод. Во время очередного мятежа он силой убеждения смог поговорить с людьми и прекратить его.

За все свои деяния и совершенные чудеса Николая причислили к лику святых и назвали чудотворцем или угодником. Это один из самых великих святых, которые существуют в православной и католической церкви. Николай и по сей день исполняет желания тысяч людей каждый день.

Святой Николай Чудотворец

Популярные сегодня темы

Уральские горы разделяют Россию на азиатскую часть и европейскую. Они образовались около 350 миллионов лет назад, на их территории действовали вулканы, также были случаи сильного землетрясени

Лён - род растений семейства Льновые. Наверное, каждому известно, что у лена существует тонкий и зеленый стебель. Осенью его полностью убирают, а уже на следующий год можно опять посадить в з

омас Мор (1529—1532) - английский философ, адвокат, государственный деятель, родился в Лондоне 7 февраля 1478 г. в семье лондонской знати. С самого рождения его ожидала успешная карьера юрист

Остров Врангеля расположен в Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским и Чукотскими морями. Назван в честь русского мореплавателя Фердинанда Врангеля.

История развития геометрии ведет свое начало с древних времен. Людям необходимо было как-то измерять земельные участки. Отсюда и пошло название геометрия: geo - земля, metria – мера (землемер

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

hello_html_m58578897.jpg

Выполнил: ученик 4 класса

МБОУ «Борковская основная

Руководитель: Деськова Наталья Михайловна

учитель начальных классов

hello_html_m525f69e6.jpg

Свято-Никольский храм имеет многовековую историю.

466 лет назад, по реке Кама сплавлялись суда купцов Строгановых, владельцев этих земель, и в абсолютно тихую погоду, на глубоком месте реки, суда остановились, торговые люди не могли их сдвинуть ни вперед, ни назад. Сойдя на берег, увидели они на высокой березе икону Николая Чудотворца.

Когда торговцы помолились иконе и вернулись на свои суда, то поплыли снова с прежней легкостью. Место обретения образа было глухим, нежилым, и люди поняли, что стали свидетелями чуда. Об этом чуде они рассказали боярам Строгановым. Бояре собрали духовенство и молились пред этой иконой, и многие люди получили исцеление.

Об этом чуде узнал царь Иван Грозный и велел доставить икону в Москву, и построил для нее храм Закамского Николы. Грозный царь навсегда хотел оставить икону у себя. А когда у него заболели ноги, ему во сне привиделся Святой Николай, и сказал, что до тех пор не выздоровеешь, пока не вернешь икону на прежнее место ее явления. Царь отправляет икону обратно. На месте явления иконы, в 16 веке боярами Строгановыми строится деревянная часовенка, и образовывается село, названное в честь этого явления Николо-Березовкой.

Это уже пятый по счету каменный храм, до этого были деревянные, которые пришли в ветхое состояние или были сожжены.

Есть легенда, что в 1576 г здесь останавливался Ермак со своей свитой и молился иконе Николая Чудотворца о победе. И вопреки военной логики, они одержали победу.

hello_html_52e87baa.jpg

Великая княгиня Елисавета Фёдоровна сестра царицы Александры Фёдоровны приезжала в храм 100 лет назад в 1910 г. и в 1914 году.

Княгиня Елисавета занималась благотворительной деятельностью в больницах, приютах, в домах для инвалидов. Отличалась любовью к ближним, серьёзным, глубоким характером.

Во время русско- японской войны княгиня занималась организацией помощи фронту: устроила госпиталь для раненых, создала швейные мастерские.

В 1918 году её арестовали и бросили в шахту старого рудника под Алапаевском. Она скончалась в страшных муках. Княгиню Елисавету причислили к лику святых.

hello_html_7c8f88bb.jpg

22 мая 1998 года в Свято- Никольском храме состоялось привнесение иконы святой Елисаветы.

hello_html_m5ef63e90.jpg

20 лет назад храм был в разрушенном, плачевном состоянии. Трещины в колокольне с тех времён, когда сбрасывали колокола в 1934 году. А высота колокольни 61 метр. И когда упал самый тяжёлый колокол, весом 3 тонны, то колоколенка заплакала, по ней пошли тещины.

Сейчас Никольский храм восстановлен и выглядит так. Я с мамой и папой побывал в нём. Помолился иконе Николая Чудотворца и видел много других икон. Получил благословление от отца Алексия и от отца Гавриила.

Побывал в музее этого храма и узнал его многовековую историю. Я благодарен служителям этого храма за теплый, радушный приём и интересный рассказ.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Точная дата возникновения православного прихода в Беловежье неизвестна. Наиболее вероятным представляется, что это произошло в 1800 - начале 1801 гг. Первый православный храм был деревянным, крытым соломой. На протяжении он оставался так и недостроенным. Иконостас был установлен только в 1836 году. Церковь, даже несколько лет спустя, в 1845 г. имела довольно убогий внешний вид и скудное убранство, о чем пишет в своих путевых записках русский статистик и географ К.И. Арсеньев. Мало что изменилось и в последующее время. К 1870 г. храм пришел в такую ветхость, что решено было его разобрать. Ранее, в 1853 г., поблизости была построена новая деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. В 1853 г. беловежский приход был включен в Шерешевское благочиние.

7 октября 1860 г. храм посетил император Александр II, который в это время охотился в Беловежской Пуще. В 1870 г. при храме было учреждено опекунство, председателем которого в конце XIX в. был управляющий царского двора генерал-майор П. Попов. В 1900 г. опекунство располагало денежными средствами в сумме свыше 260 рублей. При храме был хор, состоявший из учеников местной школы. Впоследствии появился еще один хор из служащих. Оба хора любил слушать император Николай II. Их исполнительское мастерство высоко оценивали великие князья, посещавшие Пущу.

В сентябре 1880 г. церковь посетил епископ Брестский Донат. После неполных тридцати лет своего существования она находилась в ужасном состоянии. Храм настолько наклонился набок, что стену приходилось подпирать жердями. В таком виде 11 декабря 1885 г. его и застал великий князь Николай Николаевич. По возвращении в Петербург он начал хлопотать о строительстве нового каменного храма. В 1888 г. Беловежская Пуща отошла к землям дворцового ведомства. Годом позже в Беловежье приступили к строительству представительного дворца. Старую церковь разобрали, а строительные материалы передали православному приходу в с. Пухлы, где он был использован для возведения кладбищенской часовни. Строительство храма по плану виленского архитектора Пименова началось вскоре после того, как приступили к возведению дворца. 20 августа 1894 г. строительство посетил император Александр III, на чьи средства создавался храм. В 1891 г. было закончено строительство приходского дома и хозяйственных построек для приходского священника, в 1893 г. - строения для певчих. Средства на это выделило главное управление уделов. 22 января 1895 г. епископ Литовский и Виленский Иероним освятил новый храм, признанный в то время самым красивым в Гродненской губернии. Вечером того же дня в церкви состоялась панихида по императору Александру III.

Новый храм был построен из красного кирпича, а фундамент сложен из тесаного камня из Беловежской Пущи. Церковь увенчали две главы, одна из которых выполняла роль колокольни. Крышу покрыли выкрашенным в черный цвет листовым железом. Иконостас был выполнен из китайского фарфора , привезенного из Петербурга. В настоящее время -это единственный иконостас подобного типа во всей Польше. Строительные работы окончательно были закончены в 1897 г. незадолго до посещения Беловежья императором Николаем II. Стоимость строительства церкви достигла 54 тысячи рублей.

В 1905 г. приход насчитывал 2315 человек. Прихожанами были жители деревень Сточек, Застава, Подоляны, Погожельце, Теремиски, Прыбудки. До 1900 г. приход административно подчинялся Литовской епархии, затем (до 1915 г.) - Гродненской. В 1908 г. в Гродно было получено разрешение консистории на проведение в церкви электричества. В 1911 г. были закуплены хоругви. Сохранились имена и фамилии священников служивших на приходе до начала Первой мировой войны: Чайковски (1846 г.), Парфений Базилевский (1851-1853), Ян Якубовский (до 1870 г.), Кирилл Шириньский (14.XII.1870-11.III.1884), Михаил Шириньский (с 24.VI.1884 до своей смерти 28.IV.1915) и, недолго, Александр Гелея.

В августе 1915 г. православное население Беловежья было вынуждено эвакуироваться в глубь России. Была вывезена большая часть церковной утвари, в том числе колокол весом 125 кг, чей могучий звон при благоприятных погодных условиях доходил до границ Беловежской Пущи. Иконостас лишился икон и царских и диаконских врат. После окончания войны сильно поредевшие прихожане вернулись в родные края. Храм, к счастью, уцелел. Был только сожжен в 1919 г. дом, предназначенный для певчих. Восстановили его только во время Второй мировой войны.

Весь трагизм Второй мировой войны прихожане Беловежья осознали уже в первый ее день. 1 сентября 1939 г. ранним утром над Беловежьем появились немецкие самолеты. Один из них сбросил несколько бомб, две из которых попали в храм. Одна взорвалась внутри храма, другая - снаружи, рядом с фундаментом. Была полностью уничтожена северная стена с прилегающим к ней сводом. В других сводовых перекрытиях появились значительные трещины. Все окна с рамами и двери были вырваны ударной волной. Разлетевшиеся осколки бомбы уничтожили половину иконостаса. Со звонницы и крыши южного притвора упали металлические кресты. Была уничтожена электрическая установка и все церковное убранство, за исключением двух хоругвей. Церковь представляла из себя печальное зрелище.

Беловежье вскоре было занято советскими войсками, и восстановление не производилось. Оно началось после немецкой оккупации этих районов. Основная тяжесть восстановительных работ легла на плечи приходского священника Клавдия Пушкарского и церковного старосты Яна Смоктуновича. После того, как не удалось договориться с местными властями, о. Клавдий отправил делегацию прихожан в Берлин. Ян Смоктунович и Алексей Волковыцкий одели по этому поводу местные, груботканные национальные костюмы и лыковые лапти. Их поездка окончилась успешной. Составление сметы всех работ было поручено строительному мастеру немцу Казимежу Йонефу. Восстановительные работы начались 1 июня 1943 года. Руководил ими церковный староста. На строительстве было занято около 70 человек, не считая школьников, помогавших при расчистке руин. Настенные росписи и некоторые иконы обновил Теодор Гнич. Восстановлением иконостаса занимался Киприан Лисицкий, новые царские врата изготовил столяр Анатолий Харитонов. Ремонт церкви продолжался около четырех с половиной месяцев. 17 октября 1943 г. состоялось торжественное освящение обновленного храма. В церемонии приняли участие представители местных немецких властей. Освящение совершил декан из Хайнувки прот. Ян Громотович. Стоимость восстановительных работ достигла 33 300 немецких марок. Реставрация велась, в основном, на деньги из церковной кассы, добровольные пожертвования верующих Беловежского и соседних приходов, а также на дотации управления Гродненской епархии. В денежном выражении дарения в форме строительных материалов и бесплатной рабочей силы выражались суммой около 8500 марок.

Во время оккупации проводились массовые расправы над мирным населением. Одно из мест, где проводились казни, находилось рядом с церковным двором Ныне здесь положен валун с памятной доской. Растущие поблизости от церкви деревья каратели превратили в виселицы. Каждый раз к месту казни перед церковью сгоняли жителей Беловежья, заставляя их быть свидетелями жестокой расправы. Первый раз казнь через повешение состоялась 9 сентября 1942 года. Тела казненных оставляли висеть некоторое время, а затем их снимали с деревьев и хоронили на местном кладбище. В последний раз казнь рядом с церковью состоялась 17 сентября 1943 года. Было повешено свыше 90 человек. Многие из них были православными.

Опасность нового разрушения храма возникла 16 июля 1944 года, когда два немецких солдата решили разместить на колокольне станковый пулемет, чтобы удобней было обстреливать наступавшие части советской армии. К счастью о.Клавдию удалось уговорить солдат не делать этого.

В первые послевоенные годы в храме был расписан купол. В 1974 г. купили колокол весом 35 кг. В 80-х годах на церковном дворе было проведено электрическое освещение. В храме оборудованы подаренные ранее светильники. Была перекрыта крыша на небольшой часовне. В последние годы был проведен очередной капитальный ремонт приходского храма. Наряду с этим частично реставрировались росписи, было установлено новое большое паникадило. В связи с многочисленными кражами за последнее время в православных церквях Белосточчины в 1992 г. в церкви была установлена сигнализационная система. В 1993 г. отремонтировано ограждение церковного двора. Был также отремонтирован приходской дом и подключен к системе центрального отопления. Обустроена территория, прилегающая к храму.

Беловежский приход неоднократно принимал высоких и почетных гостей - представителей Православных Церквей - со всего мира. Здесь побывали Архиепископ Афинский и Митрополит всей Эллады Серафим (1978 г.), Архиепископ Вашингтонский и Митрополит всей Америки и Канады Феодосий (1982 г.), Архиепископ Карелии и всей Финляндии Павел (1984 г.). Постоянными гостями прихода бывают участники ежегодного Фестиваля церковной музыки, проходящего в соседней Хайнувке. Становится традицией, что некоторые хоры участники Фестиваля дают концерты в беловежском храме. По-прежнему велик интерес к храму и со стороны туристов, для многих из них это первая встреча с Православием. Приход каждый год принимает во время каникул участников молодежных лагерей, которые организуются духовенством других приходов или Братством православной молодежи. Братство с 1989 г. имеет в Беловежье свой дом , в котором разместился учебно-рекреационный центр. В июне 1993 г. в нем проходил Международный семинар “Национальные и религиозные меньшинства”. Подобные мероприятия планируется проводить и в будущем. Центр в настоящее время интенсивно перестраивается и расширяется. Беловежские прихожане часто организуют поездки в храмы окрестных деревень, совершают паломничества в монастыри Св. Онуфрия в Яблечней и Супрасльский.

О. Клавдий Пушкарский исполнял обязанности приходского священника Беловежья на протяжении 40 лет вплоть до 1979 г., когда ушел на покой. В 1974 г. за свои труды на ниве церковной он был возведен в сан протоиерея, в 1976 г. стал митрофорным протоиереем. С 1976 г. был помощником декана округа Хайнувка. По случаю 50-летия священнического служения в 1979 г. был награжден орденом Св. Марии Магдалины II степени.

9 июля 1979 г. на приход был направлен о. Сергий Корх. Два месяца спустя пришло подтверждение о назначении его приходским священником, каковой пост он и занимает до сего дня. В 1986 г. о. Сергий стал протоиереем. В 1990 г. Священный Синод наградил его палицей, в 1992 г. - крестом с украшениями. В настоящее время приход насчитывает более 800 прихожан. В него входят деревни Сточек, Застава, Кшыже, Подоляны, а также Грудки, Погожельце, Теремиски, Буды и Черленка. С 1946 г. церковный приход относится к Хайновскому деканату Варшавско-Бельской епархии. Церковные праздники - 22 мая (Св. Николая Чудотворца) и 14 октября (Покров Пресвятой Богородицы). Храм, приходской дом, часовня и кладбище с часовней относятся к памятникам культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложная, но интересная сукдьба сложилась у "жемчужины" архитектуры села Починки - Никольской церкви. Цель работы : проследить её историю до наших дней.

На районный конкурс

"Духовное и культурное наследие

родного края " – 2015

МБ ОУ Газопроводская СШ

Руководитель: Савинова Н.В.,

учитель начальных классов,

Клокова В. В. (мама)

607911, Нижегородская область,

Починковский район, с. Починки

ул. Советская, д.22

Сложная, но интересная судьба сложилась у одной из жемчужин архитектуры села Починки. Речь пойдёт о Никольской церкви. Цель нашей работы проследить историю Никольской церкви до наших дней.

Первые упоминания о церкви. С момента принятия христианства на Руси главным зданием в городе, самым высоким, расположенным как правило на возвышенности, являлся храм. Починки не являлись исключением. Во второй половине ХVII века мастерами, имена которых не дошли до наших дней, был срублен величественный храм шатровой формы, посвящённый Рождеству Христову. По реданию, этот храм находился на месте нынешней тёплой церкви св. Николая Чудотворца. История этих двух храмов тесно переплетается и неразрывно связана друг с другом.

К сожалению, подробных описаний Починок, относящихся ко второй половине ХVII –первой половине ХVIII века немного. Видимо в это время появляется ещё одна деревянная церковь – зимний соборный храм во имя Николая Чудотворца. 1

Святитель Николай Чудотворец

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, самый почитаемый святитель на Руси со времен принятия христианства, прославился как великий угодник Божий (Приложение 1). И поныне он внимает всем молитвам и оказывает помощь и поддержку страждущим, оказывая покровительство морякам и торговцам, больным и нищим, старикам и детям. Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, обращающихся к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах.

На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.

Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суще и на море. Иногда они получали в народе именование “Николы Мокрого.” Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами, милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. 1

Каменный храм

В 1790-х годах в Починках, которым был присвоен статус города, началось каменное строительство. Началось оно с храмов. В конце ХVIII века почти одновременно строятся две каменные церкви – Казанская и Никольская тёплая при Христорождественском соборе. Известно, что благословение на строительство нового каменного храма на месте обветшавшего деревянного дал в 1790 году епископ Нижегородский и Алатырский Дамаскин (Руднев). Из указа Нижегородской Духовной Консистории от 18 Декабря 1794 года за № 2071 известно, что в 1794 году совершались в этой церкви Божественные Литургии. По назначению Епархиального Начальства за постройкой церкви наблюдали соборные: протоиерей Георгий Алексиев и священник Иаков Николаев.

Базарная площадь

Площадь, расположенную вокруг Христорождественского собора жители города Починок прозвали Соборной или Базарной площадью. Дома на Соборной площади в начале 20 века стояли очень тесно, то есть близко друг к другу и образовывали большой квадрат, середина которого была пустой (ныне засажена деревьями, образующими сквер вокруг памятника Ленину). На Базарной площади по четвергам шла торговля.

Перед зданием старой почты располагался дровяной ряд, здесь торговали дровами и лесоматериалами. Можно было купить тес и протес. Тут же стояли зимой сани, груженные сеном. Напротив дома Котельникова (ныне здание администрации) устанавливались карусели. Коровий ряд, где можно было купить корову, располагался перед современным зданием райпо.

Практически все пространство Соборной площади было занято торговыми рядами. Базар одновременно размещался и на Напольной площади, около Всесвятской церкви. Там располагались конные ряды, где продавались лошади. Здесь же продавали домашний скот.

Украшением Базарной площади являлись Никольская церковь, прозванная зимним собором, и Христорождественский собор, летний. В 1890–х годах рядом с Христорождественским собором была возведена огромная четырёхъярусная колокольня (Приложение 2). Интересен и тот факт, что в 1890 году ансамбль Соборной площади включил в себя памятник злодейски убитому императору Александру II. Монумент располагался между южным входом холодного Христорождественского собора и алтарём Никольского храма.

Пожар. В 1795 году в Починках произошло трагическое событие – сильнейший пожар. Причину этого пожара сами починковцы видели в гневе Божием. Поводом, который повлёк такое страшное наказание, называли утрату Починками небесного покровителя, защищавшего ранее город от пожаров. Дело в том, что починковцы продали ветхую деревянную Николаевскую церковь вместе с иконами в село Слободу Лукояновского уезда. Вместе с этими иконами была продана икона Святого Николая Чудотворца. Через несколько дней после этого события и случился пожар, унесший человеческие жизни. Починковцы раскаялись в своей оплошности, приобрели в Москве икону Святителя и Чудотворца Николая, несли её на руках. По приближении к Починкам она была встречена торжественно с крестным ходом изо всех Починковских церквей. Место этой встречи было увековечено постройкой часовни в честь Святителя и Чудотворца Николая. 1 (Приложение 3)

Восстановление храма

Мы уже говорили, что судьбы Христорождественского и Никольского храмов тесно переплетены. История их восстановления после пожара - ещё одно тому подтверждение. Из сгоревшего в 1795 году деревянного Христорождественского собора образовалась масса пепла. В этом пепле был найден пречистый лик Спасителя, чудесно оставшийся от обгоревшей иконы. Обретение Божественного лика подтолкнула починковцев к скорейшей поправке обгоревшей Николаевской церкви, а затем к постройке нового величественного собора в честь Рождества Христова. 2

Отстроенный после пожара, Никольский храм вторично освящен был в 1798 году с благословения Преосвященного Павла Епископа Нижегородского и Алатырского во имя Святого Чудотворца Николая. В 1840 году храм был распространен. 3

3 Распространить- увеличить, сделать более обширным (книжн).Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва, 2006.

В трапезной был устроен по правую сторону придел во имя Святого и Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, который и освящен в 1841 году, с благословения Преосвященного Иоанна Епископа Нижегородского и Арзамасского, благочинным Андреем Федоровичем Покровским.

После реставрации храма в 1876 году он в третий раз был освящен благочинным протоиереем Константином Семеновичем Писаревым. Освящение произошло 28, 29–го ноября 1876 года во имя Святого Чудотворца Николая и придел во имя Святого Апостола Евангелиста Иоанна Богослова с благословения Высокопреосвященнейшего Иоанникия Архиепископа Нижегородского и Арзамасского.

Наружная часть храма. И снова о переплетении судеб храмов. Узнать о наружном и внутреннем облике Никольского храма мы можем благодаря работе священника Константина Владимирского, протоиерея Христорождественского собора 1 (Приложение 4).

С 1876 году изменения произошли и во внешнем облике храма, который стал сочетать черты разных стилей. Например, видимыми следами поиска

1Владимирский К. Летопись (или историческо-статистическое описание) соборной Христорождественской церкви и прихода заштатного города Починок, Нижегородской епархии. Арзамас, типография Н.Н.Доброхотова , 1891г.

русскими архитекторами национального стиля являются окна с псевдорусскими кокошниками на фасадах основного объема и трапезной. (Приложение 5)

Внутренняя часть храма

До 1876 года храм был не благоустроен. Во время богослужения в храме, особенно при многочисленном стечении народа, на сводах и на стенах окрашенных масляной краской, от пара появлялись потеки, воздух в храме делался удушливым, так что гасли свечи, хотя и устроена была вентиляция. Люди со слабым здоровьем избегали посещать этот храм из опасения получить в нем головную боль, обморок. К весне великим постом храм делался еще неудобнее. Все эти неудобства преимущественно зависели от чугунного пола. Чугунные плиты положены были на толстый слой извести, которая от сырости издавала из себя вредные испарения и портила воздух.

В 1876 году, взамен чугунного были положены деревянные полы: черные дубовые и белые сосновые.

1 Сажень – старая русская мера длины, равная трём аршинам (2, 13 м) .Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва, 2006.

Уничтожили старую штукатурку пропитанную маслом. Своды и стены покрыли новой штукатуркой без масляной окраски, устроили вентиляцию в стенах, печах и окнах. Теперь воздух в храме совершенно изменился к лучшему. Он сделался несравненно чище и свежее, а с возобновлением в 1884 год иконостаса и сам храм сделался благолепным. Возобновление храма с иконостасом стоило прихожанам до 3000 руб. серебром

В большие праздники храм не вмещал молящихся, бывала в нем ужасная теснота.

Известно также, что на месте этого храма в древности было кладбище. Поэтому при устройстве полов найдено было много человеческих черепов и костей, которые были собраны в один большой гроб и положены под полом в трапезной на северной стороне.

С этим храмом была соединена каменная колокольня в три пролета, выбеленная (построена в одно время с храмом). Колокольня выполняла разные функции. В том числе была часами, каждый час звонарь давал один, два удара и так далее до двенадцати. Характер звона был разным. О пожаре извещали, например, ударами в колокол с низким тревожным звуком, затем присоединялся звон колокола с более высоким звуком. Все жители заштатного города (такой статус имели Починки в то время), услышав такой звон, узнавали о пожаре. При храме устроена каменная ограда с железной решеткой.

Великая утрата

В начале двадцатого века отношение власти к церкви изменилось, а вместе с ним изменился и облик Починок.

Долгое время в храме располагалась детско-юношеская спортивная школа.

Судьба Христорождественского собора сложилась ещё трагичнее. В 1930 году храм был взорван.

Возрождение храма

Сегодня, ко всеобщей радости починковцев, возможность обретения храма Божиего в центре Починок становится реальностью. Администрация Починковского района готовится передать в ведение Лысковской епархии здание Никольской соборной церкви. С 19 ноября 2015 года в храме возобновились богослужения и вновь зазвучало слово Божие, освещая души людей.

На Руси люди с трепетом и уважением относились к храмам. Строили их на возвышенностях или в центре города, старались убрать красиво и богато. Улицы городов носили названия соборов. Так, например, в Починках одна из старейших улиц была названа Никольской (ныне улица Луначарского) в честь Никольской церкви.

Список источников, лёгших в основу исследовательской работы, и использованной литературы

Владимирский К.И. Летопись (или историческо-статистическое описание) соборной Христорождественской церкви и прихода заштатного города Починок, Нижегородской епархии. Арзамас, типография Н.Н.Доброхотова , 1891г.

Читайте также: