Сообщение о городе вельске

Обновлено: 02.07.2024

В Вельске я наблюдал Утро Русского Севера. Именно такой эпитет возник в голове при созерцании пейзажей этого небольшого городка в те часы, когда большинство его жителей ещё спали, а солнце плавно поднималось после короткой северной ночи. Вельск — один из самых древних городов Русского Севера (впервые упоминается в 1137 году), но при этом не самый интересный в плане достопримечательностей, однако же и весьма уютный. Город насчитывает 23 тысячи жителей и стоит среди лесов и живописных северных деревень.

В Вельск я ехал ночью из Котласа проходящим дополнительным поездом Сосногорск - Новороссийск (и даже, как оказалось при посадке, в одном из прицепных вагонов Котлас - Новороссийск). На часах было 11 вечера, и вагоны наполнялись людьми, едущими на черноморские курорты. Мне же до Вельска ехать всего 5 часов, и билет я взял максимально дешёвый, — на верхнее боковое у туалета и без белья. Спал недолго, и уже в 4 утра меня будит проводница: "Ваша станция через полчаса!". За окнами заря, мелькают сосновые леса и верховые болота, временами и маленькие станции со штабелями готовых к погрузке брёвен. А я, наблюдая всё это, пью утренний чай, пробуждая ещё не до конца проснувшийся разум. Все пассажиры, кроме меня, спят и, возможно, им уже "снится тёплое Чёрное море". В половину пятого поезд остановился в Вельске. Лишь я один выхожу, а навстречу довольно много людей садится.

2. Стоянка всего 5 минут, и я провожаю взглядом летний курортный поезд. В голове тепловоз ТЭП70 из депо Котлас. Через 117 километров, в Коноше, его сменят на электровоз.

3. В Вельске новый вокзал. Довольно красивый и необычно большой и просторный для города такого размера. Внутри удалось вкусно позавтракать в буфете.

5. Вокзал со стороны города:

6. Покинув вокзал, я отправился гулять по уютному утреннему Вельску.

В Вельске железная дорога пересекается с транспортными путями, идущими на север. Один из них старинный — река Вага и её приток Вель (собственно, у их слияния город и расположен), а второй современный — автомобильная трасса М8 Москва - Архангельск, ныне обходящая мимо города по объездной. Поэтому мне особенно удобно было добираться от Котласа до Каргополя именно через Вельск.

7. Поблизости от вокзала — промзона:

8. Среди пятиэтажек попадаются деревянные железнодорожные домики явно времён постройки Печорской магистрали.

9. Характерные казармы железнодорожников. С типичными для Русского Севера деревянными мостками. Ведь здесь кругом лес.

10. Школа типовой сталинской постройки:

11. На часах ещё нет и шести утра. Городок пока спит.

12. В Вельске много уютного вида деревянных домиков. Вот так может выглядеть одна из главных улиц города (это, вроде, улица Пушкина).

13. Кажется, единственный в городе перекрёсток со светофором:

14. Есть здесь и типично северные барачные дома:

15. И тоже (но гораздо более давнего типа) типично северные пятистенные избы:

18. Даже близко к центру города некоторые улицы могут являть собой грунтовки.

19. Гуляя по Вельску, я порой слышал стук колёс и гудки тепловозов, которые тут, наверное, разносятся на многие километры в леса. А по виду некоторых изб видно, что они помнят времена, когда железной дороги здесь не было.

20. Улочка-грунтовка вывела меня в какие-то кусты. По тропинке мне навстречу прошёл пожилой человек с собакой, а потом я увидел перед собой песчаный пляж и речку Вель, на которой уже заканчивается город, и перед глазами предстаёт природа. Хотя за ближайшим лесом — довольно немало сёл.

21. Вель через три километра впадает в Вагу — один из крупнейших притоков Северной Двины. По мосту Вель пересекает дорога, ведущая из города к архангельской трассе. По нему я потом и выезжал.

22. Постояв у реки, возвращаюсь на городские улицы:

23. Ещё старые дома, из каких, наверное, лет сто назад город состоял почти целиком. В доме слева, как гласит мемориальная доска, в 1919 году проходило первое собрание местного Комсомола.

Как уже говорилось, Вельск известен с 1137 года. Долгое время он был Вельским погостом, затем, с 1550 года, посадом, а с 1780 года — городом — центром Вельского уезда Вологодской губернии. Сейчас он в составе Архангельской области, но к Вологде в два раза ближе (260 километров, против 540 до Архангельска), и, как мне кажется, больше тяготеет именно к ней.

Как и многие города на Севере, Вельск ещё до революции был местом ссылки, которую здесь отбывали некоторые российские революционеры, в том числе, к примеру, организатор Морозовской стачки Пётр Моисеенко. В сталинские годы эти места не обошёл стороной ГУЛАГ, когда здесь шло строительство Печорской магистрали. А в послевоенные годы город продолжал развиваться уже как один из центров лесной промышленности.

26. Хоть и нет в Вельске большого количества достопримечательностей, в этом городе есть своё обаяние.

27. Так я пришёл на пустынную в шесть утра площадь Ленина — главную в городе. Центральное её здание, кстати, не администрация, а суд.

28. Наклонившийся Ленин с кепкой в кармане стоит на фоне школы:

29. Вяло реставрируемый старый домик соседствует с новоделом:

30. Площадь благоустроенная, даже целый фонтан есть. Сохранилось несколько дореволюционных купеческих домов.

31. Другая сторона. В доме на дальнем плане — краеведческий музей.

33. А в этом домике — редакция районной газеты "Вельские вести".

34. А это уже советские барачные дома. В Вельске они обычные, и таких шедевров, как в Шарье, Котласе и Архангельске, мне не попадалось.

35. В Вельске есть Набережная улица, обращённая уже к реке Ваге. Хоть и до реки отсюда полкилометра, но обрыв речной долины уже рядом с улицей, и, наверное, во время весеннего половодья вода доходит и прямо досюда.

На карте Вельск выглядит стоящим на слиянии двух рек, но фактически город больше обращён к Вели, и лишь район Лесобаза находится за Вагой, а к слиянию двух рек город выходит только северной оконечностью, и я дотуда не дошёл. Вага здесь описывает крутую излучину в виде лежащей на боку буквы г, и устье Вели находится в её середине. На Ваге Вельск — самый крупный населённый пункт и один из двух городов (второй — Шенкурск ниже по течению). Течёт она сюда из Вологодской области, где на ней стоит посёлок Верховажье, и почти постоянно параллельно архангельской трассе (точнее, наоборот), а в 250 километрах севернее Вага впадает в Северную Двину.

36. За Вагой — деревня Аргуновская и стройный сосновый лес.

37. И небо северного утра.

38. Дореволюционный деревянный дом:

39. А этот домик, наверное, уже советский:

40. Здесь же, рядом с обрывом важской долины, находится городское кладбище и Успенская церковь (1793-96 годы).

41. А в этом домике приютилась церковная лавка:

42. Вежливая табличка, однако!

43. Ещё один старый дом, ныне занятый школой:

44. А это улица Дзержинского, которую, наверное, можно считать главной в городе. Время неуклонно шло к семи утра, и город просыпался. На этой улице было уже довольно людно.

45. Есть здесь и торговые центры.

46. 7-этажная новостройка в правой части кадра — наверное, самое высокое здание Вельска.

47. А здесь виден корпоративный автобус одного из главных городских предприятий, название которого вызывает желание написать об этих местах "Сказки Вельского леса". Лесозавод находится за мостом через Вагу.

Я вновь пришёл к железной дороге. Переезд уводит в южную, залинейную часть города, но я туда не ходил. Вместо этого уже пошёл обратно к вокзалу.

49. В Парке Победы — мемориал вельчанам, погибшим на Великой Отечественной войне:

51. А также Воинам-Интернационалистам:

52. Улица Гагарина ведёт меня обратно к вокзалу:

Оттуда я и продолжил свой путь в северном направлении. Возле ЖД вокзала находится автостанция (фактически там её нет, просто посадочные площадки с расписанием, от которых отправляются автобусы). Гуляя по Вельску, я видел уезжающий на север автобус Вельск - Северодвинск, который до конечного пункта будет идти целых 10 часов. Я поехал в Каргополь автостопом, для чего мне нужно было добраться до трассы. Сначала думал местным пригородным поездом доехать до первой остановки 100-й километр, которая как раз у трассы расположена, но в итоге сел на ПАЗик и поехал до деревни Филяевской в 8 километрах от города. По пути клевал носом, — всё же мало спал в поезде.

53. Минут через двадцать я доехал до Филяевской. Сама деревня небольшая.

54. Взгляд назад. Слева виден автобус, на котором я приехал. Обратно в сторону города идёт цепочка деревень: Петуховская, Горка Муравьёвская, Вороновская и Лукинская (характерная особенность топонимики Русского Севера — деревни на "-ская").

55. По Филяевской я подробно не гулял. Лишь прошёл её за несколько минут.

56. До трассы ещё три километра. Сейчас я иду по старой трассе, — до постройки объездной она проходила через Вельск.

57. Где-то рядом течёт Вага. Даже можно различить её высокий правый берег.

58. Пройдя бодрым шагом три километра, я вышел на федеральную трассу М8 Москва - Архангельск, именуемую "Холмогоры", и начал стопить (машин, как видно, было довольно мало).

Через несколько минут застопил фуру с номерами Свердловской области. Водитель-дальнобойщик оказался из Нижнего Тагила и вёз грузы в Архангельск. Мне же нужно было ехать не прямо, а лишь 60 километров по трассе до поворота на Каргополь. Погода стала пасмурной, и пару раз прошёл дождь. Уже перед нужным поворотом дорога в одном месте живописно подходит к берегу Ваги. Выхожу у поворота с указателем, гласящим, что налево дорога ведёт в Няндому и Каргополь. До последнего осталось 213 километров.

59. Здесь, кстати, снова распогодилось. Выглянуло солнце.

60. Северный русский лес:

У поворота довольно быстро застопил микроавтобус с вологодскими номерами. Очень приятные вологжане с отчётливым окающим говором, муж с женой лет по 35 на вид, ехали в гости и порыбачить в какую-то деревню у границы Архангельской области с Карелией, а потому до Каргополя мне с ними сразу было по пути. Особенно запомнилось, что в машине у них всю дорогу играл "Наутилус Помпилиус". Двести с лишним километров лесных пейзажей, с холмами, деревнями, иногда озёрами. Проехали без остановки город Няндома (20 тысяч жителей), стоящий на Архангельской железной дороге, и потому служащий воротами в Каргополь с поезда. Качество дороги было разное. После почти идеальной архангельской трассы она поначалу казалась совсем разбитой, в паре мест шёл ремонт. Заметно лучше дорога стала после въезда в Каргопольский район. Уже перед самым Каргополем попали под короткий, но совершенно проливной дождь, успевший закончиться к моменту моего приезда в пункт назначения. Ну а Каргополь, стоящий на реке Онеге, — удивительно красивый маленький город. В следующий раз я расскажу именно о нём.

На юге Архангельской области находится небольшой живописный городок Вельск. Вельск расположен между реками Вага и Вель. Он на 10 лет старше Москвы, а за свою историю успел побывать в нескольких регионах, начиная еще с Новгородской республики. Вельск называют южной столицей Архангельской области и, действительно, столичные амбиции в некоторых моментах ощущаются.

Самая красивая улица Вельска — Набережная. Вдоль нее стоят старинные дома. Раньше Набережная улица называлась Городской бульвар. Гуляли здесь знатные и богатые горожане, а вход на бульвар был платным.

Сейчас улицу реконструировали, получилось симпатично. Но сама река Вага довольно далеко, вода доходит до улицы только в половодье. За это улицу называют набережной без реки.

Я не зря говорил про столичные амбиции. Несколько лет назад в Вельске решили построить фонтан. И построили. На зиму его закрывают пирамидой, это становится тоже местной достопримечательностью.

В Вельске до революции был большой храм. В советские годы из него сделали Дворец культуры. Здание очень сильно перестроили. Я попытался найти ракурс, при котором можно понять, что здесь действительно была церковь.

Ленин в Вельске, конечно, тоже есть. Даже два. Второй стоит около хостела, а первый, как и положено, на площади. Он не совсем обычный. Скульптура шире постамента. Дело в том, что в 90-е Ленина взорвали, а потом коммунисты привезли откуда-то другой памятник, он оказался немного не в габаритах.

В Вельске большое внимание уделяют росписям. Вдоль берегов Ваги был обычай расписывать дома и интерьеры. Этот стиль назвали домовые росписи Поважья.

В Вельске организовали музей домовых росписей Поважья, куда я советую зайти. Про домовые росписи я рассказывал отдельно .

На домах повесили очень красивые адресные таблички.

Некоторые жители стараются поддерживать курс на украшения города. Получается весьма оригинально. Например, эти изображения на воротах и доме сделаны из крышек от пластиковых бутылок.

А вообще, в Вельске живут люди творческие. Поэтому разные арт-объекты можно увидеть во многих местах. Например, в Вельске есть целая коллекция необычных фонарей: фонарь-скрипач, фонари-боксеры и так далее.

Не всё, конечно, получается идеально, но люди стараются.

В Вельске живет интересные и увлеченные люди. С некоторыми из них мне удалось познакомиться. Николай Кудрин водит экскурсии по городу и окрестностям, а также собрал большую коллекцию часов, можно устраивать музей.

Владимир Владимирович Григорьев — талантливый фотограф, меценат, организатор фестивалей фотографии. Он организовал в центре города хостел, картинную галерею и музей фотографии.

О городе Вельске, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.

Вельск - город Архангельской области в Вельском муниципальном районе, первое упоминание о котором относится к 1137 году, как волость Вель в составе Новгородского княжества. К началу XVIII века город вошел в состав Архангельской губернии. В XIX веке Вельск считался крупным торговым и ярмарочным центром, основу продукции составляли изделия из древесины и лён.

Численность постоянного населения Вельска составляет чуть более 22 тысяч человек. Начиная с 2005 года неуклонно сокращается и за последние 11 лет уменьшилось более чем на 4 тысячи человек. Этнический состав представлен русскими, которых насчитывается более 95 % от всего населения, а на 5 % населения приходятся украинцы, ненцы, коми и белорусы.

Территория города Вельск проходит по левобережью реки Вага, которая является крупным притоком Северной Двины. Город располагается на границе с северными районами Вологодской области. Расстояние до областной столицы, города Архангельска составляет 545 км на север. Вельск является самым южным городом области для которого характерен климат умеренного пояса с избыточным увлажнением и недостатком тепла. Зима характеризуется неустойчивой холодной снежной погодой с оттепелями и метелями, лето короткое, прохладное. Средняя температура с декабря по март изменяется от -14 до -18°C , летом от +14 до +18°C. Здесь проходит граница агроклиматическим условий, на север от которой уже не возможно возделывание сельскохозяйственных культур. В самом городе есть посевы льна, картофеля и множество огороднических хозяйств.

В Вельске проходит железнодорожная ветка Северной дороги, маршрут которой проходит от Москвы до Воркуты. Строительство железнодорожной магистрали в середине XX века обусловило бурное развитие промышленности города. Автомобильный транспорт представлен дорогой федерального значения М8, следующей по направлению Москва-Архангельск, которая окружает восточную окраину города. В 5 км от города построен аэропорт, имеющий свою взлетно-посадочную полосу, но рейсы здесь не осуществляются. Ближайший аэропорт расположен в Вологодской области в городе Великий Устюг на расстоянии 231 км, который обслуживает только региональные рейсы до Москвы и Санкт-Петербурга.

Центр города является основной достопримечательностью, на территории которого собрано большое количество архитектурным памятников прошлых столетий. Для развития культурно-познавательного туризма здесь представлены лучшие условия. Множество сохранившихся памятников истории сохранили в себе следы проживания финно-угорских племен IX-XI столетий. Краеведческий музей, открытый в 1919 году хранит в себя тысячи экспонатов, рассказывающих о прошлом и современном Вельска.

Основу экономики Вельска, как северного города России составляют две отрасли промышленности - лесохимия и лесопереработка. Наряду с ними в городе функционирует небольшой по мощности машиностроительный завод, пищевые комбинаты, которые функционирует на мясо-молочном сырье животноводства, хлебокомбинат и птицефабрика. Крупный асфальтобетонный завод снабжает продукцией большую часть территории Архангельской области. На основе природного газа Севера в Вельске построена и успешно развивается местная тепловая электростанция.

Город развивается как крупный туристический центр на юге Архангельской области, благодаря хорошей транспортной доступности и совершенствованию объектов инфраструктуры. Образовательную среду Вельска представляют 3 филиала институтов и 2 техникума, которые готовят специалистов в сфере сельского хозяйства и лесоперерабатывающей промышленности. В сфере культуры функционируют несколько спортивных, художественных и музыкальных школ, а также крупный дом культуры и детского творчества. Объекты размещения насчитывают 9 гостиниц, которые имеют различные условия для проживания - от эконом до бизнес класса. В Вельске более 10 мест питания - рестораны и кафе.


"Ржев сквозь века"


Москва и Санкт-Петербург в числе самых ярких городов Европы


В Севастополе появятся экскурсионные троллейбусы


В Суздале увековечили память Андрея Тарковского


Фестиваль на Федюхиных высотах


Владивосток - лидер гастрономического туризма в России


В Москве появится музей скорой помощи


По ком молчит колокол?


К Матроне Московской – не только в Москву


Поднять глаза от земли







Город Вельск


Вельск является административный центр Вельского района Архангельской области, а также центром лесообрабатывающей и лесохимической промышленности. Здесь расположено много различных заводов и комбинатов, таких как: машиностроительный завод, мясной и молочный комбинаты, хлебокомбинат.

История города Вельск начинается с 1137 года, в котором была издана грамота новгородского князя Святослава Ольговича осборе дани с поселения Вель. До новгородцев тут жили пока новоприбывшие не начали вытеснять коренных жителей глубоко в тайгу. Началась такая колонизация с 862 года, когда первые первопроходцы из Великого Новгорода начали селиться в Важской долине.



Конечно, смолокурение было не единственным промыслом. Вельские купцы активно продавали в Архангельск помимо смолы еще овес, рожь и льняную продукцию. Широко известны были местные ярмарки, на самую крупную из которых, Афанасьевскую, приезжал торговый люд даже из Ярославля и Москвы.


Серьезный вклад внес город в Великую Войну сороковых, когда помимо отправленных на линию огня своих уроженцев он находился на рубеже трудового фронта. Пятеро вельчан, Баландин М. Ф., Кашин Н. И., Попов Н. М., Фефилов П. П., Шибанов Г. И., были удостоены звания Героя Советского Союза, а один, Климовский М. А., награжден Орденами Славы трех степеней.


Музей открыт в 1919 году на базе уникальной коллекции предметов прошлого, принадлежавшей крестьянину В. Ф. Кулакову. Сейчас музей исполняет различные функции, представляя собой государственное хранилище памятников материальной и духовной культуры, а так же естественной истории края.

На экспозиционных стендах хранится более двадцати тысяч предметов, благодаря которым можно оценить развитие края с далеких дней эпохи мезолита до настоящего времени. Но на этом работники музея останавливаться не намерены. Ими, совместно с активистами, регулярно организовываются экспедиции по Вельску и всему району, благодаря которым в фонды поступает ежегодно порядка пятисот свежих экспонатов. Такая работа даже получила поддержку Российского гуманитарного научного фонда.



Адрес: Вельск, площадь Ленина, д. 39


Строительство церкви было начато в 1793 году, а в сентябре 1795 произошло освящение. Несомненно, что это самая древняя постройка Вельска, сохранившаяся до наших дней. Главный престол церкви – Успения Пресвятой Богородицы, кроме него есть престолы Николая Мирликийского, а также преподобных Кирилла Белозерского и Симеона Столпника.

Архитектура церкви представлена восьмериком на четверике, завершенным грушевидным куполом важского типа с пятигранным алтарем, трапезной и колокольней под шпилем. Примечательно, что дошел до нас храм в своем первозданном виде, выполненный из дерева.

В тридцатых годах прошлого века церковь была закрыта, верующим же возвращена в 1946 году. В наши дни это единственный действующий храм в Вельске.

Адрес: Вельск, улица Южная Слободка, д. 2


Клуб не только объединяет мастеровых людей, передающие свои секреты следующим поколениям, но и организует антураж городских праздников. Клуб расположен в старинном городском особняке, под одной крышей с городской художественной школой.

Адрес: Вельск, улица Первого Мая, д. 9



КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ГОРОДА ВЕЛЬСК

На поезде

Из Москвы до Вельска можно доехать с Ярославского вокзала за 15 часов. Из Ярославля дорога займет 9 часов 30 минут, а из Вологды – 5 часов 20 минут. Из областного центра, Архангельска, поезд идет 13 часов 15 минут. Из северной столицы России можно доехать за 18 часов.


На автобусе

Из Архангельска до Вельска автобус идет около девяти часов, а из Вологды – 3 часа 15 минут. Правда, есть один вологодский автобус, отправляющийся только по пятницам в 16.30, так он едет свыше шести часов ввиду увеличенного маршрута.

На автомобиле

Из Москвы до Вельска – 720 километров, путь пройдет через Ярославль и Вологду. От Вологды останется 260 км. Через нее пройдут все маршруты, кроме северных. Даже надо будет миновать вотчину Деда Мороза. А общая протяженность пути от Петербурга до Вельска составит 920 км. Из Архангельска дорога составит 510 километров.

Читайте также: