Аппиева дорога сообщение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нередко в народе можно услышать выражение, что все дороги ведут в Рим. Оно появилось много веков назад и имело буквальный смысл. Крылатая фраза зародилась во времена Древнего Рима, когда жители города вели захватнические войны на прилегающих территориях и расширяли свое государство. Именно тогда возникла острая необходимость в хороших дорогах, чтобы войска могли беспрепятственно добираться до мест завоеваний, чтобы налоговые сборы вовремя поставлялись в казну, а также была возможность завозить необходимый провиант для местных жителей. В эпоху Древнего Рима действительно построенные вокруг дороги вели именно в этот город. И Аппиева дорога не стала исключением. Она была проложена в IV веке до н.э. и считается одной из старейших.

Протяженность Аппиевой дороги от Рима до Брундизии составляет почти 535 километров. Магистраль пересекает несколько регионов Италии: Апулию, Кампанию, Базиликату и Лацио.

История

История Аппиевой дороги берет начало с консула Аппия Клавдия Цека – древнеримского военачальника и политика. Принято считать, что гениальный реформатор положил начало судостроительному делу в столице республики. Именно по его распоряжению в 312 году до н. э. началась закладка магистрали. Аппий не только принял решение о строительстве, но также считается, что консул указал верное направление будущей дороги.

Первоначальная цель строительства пути была исключительно военной. Ранее Древнеримская республика активно расширяла свои границы за счет захватнических войн, включая прилегающие территории варваров.

Интересные факты

  • В течение нескольких веков представители древнеримской знати строили вдоль дороги памятники, богато украшенные гробницы и даже семейные склепы. Для них быть похороненным вдоль величайшего древнего пути считалось большой честью. Члены именитых семей даже соревновались друг с другом в части убранства захоронений.
  • В истории Аппиевой дороги существуют и печальные моменты. Например, в свое время римляне очень жестоко наказывали бунтовщиков. Когда восстание знаменитого Спартака было подавлено, легионеры распяли на деревянных крестах вдоль дороги 6000 мятежников, взятых в плен.
  • Со временем магистраль утратила первоначальное военное, а затем и торгово-промышленное значение. Дорогу стали использовать верующие для паломничества к реликвиям христианских катакомб, расположенных вдоль обочины пути.
  • Когда значительная часть Аппиевой дороги стала подвластна Святому Престолу, большинство захоронений и сооружений были демонтированы, а материал использован на нужды городского строительства.
  • В настоящее время Аппиева дорога в Риме представляет собой государственную магистраль. Она частично покрыта асфальтом, но во многих местах сохранилась древняя каменная выкладка.

Описание достопримечательностей

Аппиевы ворота

Первое, на что стоит обратить внимание, – это ворота святого Себастьяна или Аппиевы ворота. В свое время эта постройка была признана самыми большими воротами Рима. Грандиозное сооружение построили в 3 веке н. э. по приказу правителя Аврелиана.

Гробница Цецилии Метеллы

Монументальная усыпальница, напоминающая внешним видом башню, была возведена в честь дочери знатного римского вельможи, Цецилии. Диаметр строения составляет 11 метров, а высота – около 7 метров. В настоящее время башня сильно разрушена, однако гробница является главной достопримечательностью Аппиевой дороги и представляет собой яркий пример архитектуры древнеримских усыпальниц.

Для строительства гробницы были использованы каменные блоки, очень плотно подогнанные друг к другу: настолько плотно, что между ними нельзя просунуть даже швейную иглу. Башня украшена мрамором, сохранившим на поверхности рельефы в виде животных. В те времена такой материал стоил невероятно дорого. Подобную роскошь могли себе позволить только богатейшие представители знати. Сама Цецилия была похоронена в саркофаге, размещенном в центре усыпальницы. Позже ее останки перенесли в Палаццо Фарнезе. На сооружении высечена надпись, которая гласит, что покойная была прекрасной дочерью и матерью.

Катакомбы Домитиллы

Подземная часть сооружения представляет собой галереи, украшенные различными фресками, изображающими святых. Постепенно ее пространство было расширено для захоронения христиан. В период существования Римской Империи катакомбы облюбовали паломники и использовали их в качестве молелен и храмов.

Есть мнение ученых, согласно которому катакомбы были построены на месте гробницы древнего рода Флавиев. Они возведены на земле, находившейся в собственности Домитиллы, внучки императора Весписиана. Домитилла была в числе самых первых христианок, за что жестоко преследовалась и скончалась в муках, замученная палачами.

Руины виллы Квинтилиев

Некогда усадьба принадлежала братьям Квинтилиям. Вилла была настолько красиво и богато обставлена, что им мог позавидовать сам Коммод, император Древнего Рима. Сегодня увидеть часть ее фасада получится во время прогулки по Аппиевой дороге. Большая часть храма, включая скульптурные композиции и археологические находки, открыта для посещения.

Гробница Сципионов

Захоронение принадлежало одному из самых знатных родов Рима – Сципионам. В усыпальнице захоронен знаменитый поэт Квинт Энний, хотя он и не имел отношения к знатному роду. Данное строение – один из ярчайших и впечатляющих примеров погребальной архитектуры Древнего Рима.

Церковь Домине-Кво-Вадис

По-настоящему называется Санта-Мария-ин-Пальмис. Считается, что церковь стоит на том месте, где Иисус Христос явился перед апостолом Петром как раз в момент, когда солдаты уничтожили всех христиан Рима. Апостол спросил Иисуса, куда Святой держит свой путь. А миссия ответил, что направляется в Рим, чтобы принять второе распятие. Петр последовал за Господом в столицу. В Риме он встретил смерть мученика и принял ее достойно.

Кроме перечисленных достопримечательностей, рекомендуем также посетить арку Друза, гробницу Помпония, ворота Сан Себастьяна, первую мильную колонну, гробницу Геты, мавзолей Присциллы, колумбарии вольноотпущенников и Винья Ранданини, гробницу Волусия и колонну Пия IX.

Как добраться

С более подробной информацией о достопримечательностях маршрута можно ознакомиться на официальном сайте. Там вы найдете расположение Аппиевой дороги на карте, режим работы и фотографии объектов.

В разделе Описания достопримечательностей почти ни одна достопримечательность как раз не описана. Приведены исторические справки. Опишите объекты, которые у вас в этом разделе перечислены.



Аппиева дорога имела важное военное, культурное и торговое значение. Она связывала Рим с такими богатыми регионами, как Кампания, Апулия. Первый участок дороги был построен во время второй Самнитской войны (326−304 г. до н. э.), затем использовался в военных целях и во время других конфликтов. В ходе строительства дороги был проведен канал через Понтинские болота, осушивший землю.


Основание дороги было вымощено тесаными камнями из серого вулканического базальта, которые укладывали на слой гальки и цемента. Блоки укладывались таким образом, чтобы дорожное полотно имело немного выпуклую форму, благодаря чему вода сразу стекала. Ширина дороги доходила до 4 метров, что позволяло разъехаться двум колесницам, по бокам дороги шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды.



Мильный столб



Могила Цецилии Метеллы

Так как римский закон запрещал захоронения в черте города, для погребений римляне использовали крупные дороги. Сначала вдоль Аппиевой дороги появились колумбарии с урнами. А начиная со II века зажиточные граждане начали хоронить тела в земле. Самой выдающейся из гробниц считается хорошо сохранившаяся могила Цецилии Метеллы, жены одного из генералов Юлия Цезаря. Среди других выдающихся памятников можно отметить гробницу Марка Сервилия, римского военачальника Секста Помпея, философа Сенеки.



Порта Аппия

Аппиева дорога начиналась у Капенских ворот Сервиевой стены, именно с этого места шел отсчет мильных камней. После строительства Аврелиановой стены в III веке н. э. часть Аппиевой дороги оказалась в черте города. Она выходила из ворот Святого Себастьяна (Порта Аппия), следующие 90 км шла по прямой до Таррацины, пересекая Понтинские болота. Последние 28 км шли параллельно дренажным каналам, что позволяло продолжать альтернативный маршрут на лодке.


2 Капуя

За Таррациной Аппиева дорога сворачивала в глубь полуострова, по направлению к Фунди, через горы проходила к Формиям, дальше маршрут дороги проходил через Минтурну, Синуэссу, Казилин (современная Капуя) и приводил к Капуе (сегодня Санта-Мария-Капуа-Ветере). Расстояние от Рима до Капуи составляло 195 км.


3 Брундизий

Второй участок Аппиевой дороги шел от Капуи через Беневент, Венузию, Тарент, Урию до Брундизия в Апулии. Сначала, в III веке до нашей эры, был проложен путь от Капуи до Беневента. А во второй половине II века до н. э. дорога из Беневента была продолжена до Брундизия. Расстояние от Рима до Брундизия составляет 540 км.


Окончание Аппиевой дороги в Брундизии обозначали две мраморные колонны, возведенные во II веке. Сейчас в порту города находится лишь одна из них, украшенная изображениями Юпитера, Нептуна, Марса и восьми тритонов. Высота ее составляет 19 метров. Вторая колонна была перенесена в 1666 году в город Лечче.


Сегодня Аппиева дорога носит статус государственной, на ее территории расположен региональный парк. Она частично заасфальтирована, но все еще имеет участки с неплохо сохранившимся античным покрытием, на котором можно рассмотреть следы, оставленные древними повозками и колесницами. В праздничные и выходные дни дорога закрывается для транспорта и становится пешеходной.

Tutte le strade partono da Roma – Все дороги отходят от Рима.

Аппиева дорога в Италии

Ворота святого Себастьяна (ранее Порта Аппия). От этих ворот начиналась Аппиева дорога

Аппиева дорога была протянута сначала от Рима до Капуи, далее – до Брундизия (совр. Бриндизи), морской порт которого открывал римлянам путь в Грецию, Малую Азию, Египет. В итоге она стала самой значимой в политическом и экономическом плане дорогой, которая когда-либо была построена в Римской империи.

Чтобы отличить эту дорогу от одноименной, проложенной в 80-х годах XVIII века, к ее названию делают приставку – Старая. И если бы камни ее могли говорить, они бы поведали множество историй. Старой Аппиевой дороге есть, что вспомнить: по ней когда-то шагали грозные римские легионы, тянулись торговые караваны, скакали средневековые рыцари, проходили в святые места паломники, вдоль нее выстраивались церкви, вырастали кладбища, воздвигались распятия…

Аппиева дорога в Италии

Вид на Аппиеву дорогу

Именно поэтому сегодня по Аппиевой дороге водят экскурсии. Она стала общепризнанной и всемирно известной достопримечательностью Италии, неоднократно воспетой в литературе и запечатленной в произведениях живописи.

Как строилась дорога

Строительство Аппиевой дороги происходило в несколько этапов с конца IV до средины II века до нашей эры. Инициатором его считается римский цензор Аппий Клавдий Цек, в 312 г. до н. э. приказавший проложить дорогу до Капуи. Но существует и другая версия, по которой начало дороге было положено до него, Аппий лишь придал ей нужную направленность и качественно вымостил. Событие было довольно подробно описано в исторических трудах Тита Ливия.

  • IV в. до н. э. – проложен 195-километровый участок от Рима до Капуи.
  • III в. до н. э. – построен следующий участок, соединивший Капую с Беневентом.
  • II в. до н. э. – дорога через Венузию, Тарент протянулась до Брундизия. Ее длина стала составлять более 570 км.

Закончив строительство, римляне обозначили конец дороги, установив там 2 величественные колонны из мрамора. Одну из них можно увидеть на том месте и сегодня, она является достопримечательностью Бриндизи (Брундизия). Вторая упала в конце XVI в. и позже была отдана в дар городу Лечче, где ее установили в честь избавления от чумы.

Аппиева дорога в Италии

Церковь Домине-Кво-Вадис на Аппиевой дороге

Одной из первостепенных причин для начала строительства дороги послужила, как считают историки, насущная военная необходимость – во время ведущейся в тот момент войны римлян с самнитами ею преимущественно пользовались легионеры. Но со временем она приобрела также огромное торговое и культурное значение, которое стала постепенно утрачивать только после распада Римской империи. Значительная часть античных построек и сооружений вдоль нее в последующие столетия была разобрана на части, а в XVIII веке параллельно ей проложили новую дорогу.

Особенности дороги, построенной Аппием

Несмотря на более чем солидный возраст Аппиевой дороги, к настоящему времени сохранилась весьма существенная часть ее покрытия. Она продолжала весьма интенсивно использоваться вплоть до VI в. н.э. и даже в наше время вполне еще пригодна к эксплуатации. Возможно, потому, что ответственный за ее строительство патриций Аппий Клавдий не только хорошо знал свое дело, но весьма ответственно подходил к его выполнению. Городу нужна была надежная дорога, способная выдержать нагрузки военного времени, и он ее получил.

Аппиева дорога в Италии

Гробница Цецилии Метеллы и крепость семьи Каэтани

Дорога Аппия имеет многослойное покрытие из камня толщиной в 1 м. Верхний слой был составлен из отполированных и настолько тщательно подогнанных друг к другу базальтовых плит, булыжников, что между ними сотни лет не возникало щелей или выбоин. Согласно легенде, Аппий Клавдий, проверяя качество кладки, пытался вставлять между плитами лезвие кинжала, и если ему удавалось это сделать, участок дороги в этом месте разбирали и начинали мостить заново. Благодаря этому дорога получилась очень ровной, что делало ее удобной не только для колесниц, но и для пеших путников. Более того, в средней части это практически монолитное полотно делалось слегка приподнятым, благодаря чему вода на нем не задерживалась, сразу стекая к обочинам, и дорога всегда оставалась сухой и чистой.

Через равные расстояния рядом с дорогой были установлены мильные столбы с указанием пройденного пути, мест для отдыха и другой полезной путникам информации. В окрестностях городов, между которыми была проложена эта дорога, рядом с ней строились храмы, гостиницы и трактиры. В отдельных своих частях она имела (и имеет) некоторое подобие тротуара, кое-где установлены скамейки для отдыха путников. Ее ширина составляет чуть больше 4 м, поэтому в прежние времена она позволяла спокойно разъехаться двум колесницам, сегодня – двум машинам.

Аппиева дорога в Италии

Новая история Старой Аппиевой дороги

Сегодня Аппиева дорога носит статус государственной, на ее территории расположен региональный парк. Она частично заасфальтирована, но все еще имеет участки с неплохо сохранившимся античным покрытием, на котором можно рассмотреть следы, оставленные древними повозками и колесницами.

За свою долгую историю Аппиева дорога успела побывать тропой войны, крупнейшей торговой артерией, священным путем паломников. В настоящее время она добавила к этому историческому багажу звания прогулочной, экскурсионной и спортивной трассы: здесь гуляют, осматривая достопримечательности, туристы, проводятся спортивные забеги, соревнования. Во время Олимпийских игр, состоявшихся в Риме в 1960 году, именно здесь соревновались легкоатлеты-марафонцы.

В праздничные и выходные дни эта древнейшая дорога закрывается для транспорта, по ней с большим удовольствием совершаются пешие прогулки. Разнообразные экскурсионные программы дают желающим возможность подробно познакомиться с историей античной дороги и историей многочисленных сооружений, построенных вдоль нее.

Аппиева дорога в Италии

Памятные места и туристические достопримечательности

Осмотр достопримечательностей вдоль Аппиевой дороги может занять довольно много времени, экскурсионные программы отличаются просто невероятным разнообразием. Туристическая Италия предлагает вам посетить гробницы, церкви, виллы разных исторических периодов, средневековые башни, укрепления, христианские и иудейские катакомбы, другие интересные постройки давно минувших времен.

Погребальные сооружения (гробницы, мавзолеи, колумбарии, катакомбы) вдоль этой дороги стали появляться буквально сразу после ее прокладки. Поскольку на городской территории согласно существующим тогда в Риме законам хоронить не полагалось, эти места считались наиболее престижными для захоронения. Одним из наиболее внушительных подобных сооружений в окрестностях Рима принято считать Мавзолей Цецилии Метеллы, относящийся к 50 г. до н. э. Большой интерес среди захоронений различных видов вызывают также гробница Сципионов, катакомбы Домициллы, святого Себастьяна, святого Каллиста, гробница Марка Сервилия, мавзолей Ромула, колумбарий Помпония Хила и многие другие, поскольку количество их здесь более чем внушительно.

Среди многочисленных загородных вилл, построенных у этой дороги римскими аристократами, выделяются виллы Квинтилиев, философа Сенеки, императора Максенция, Клодия Пульхра.

Аппиева дорога в Италии

Гробница сыновей Секста Помпея

Печальной известности дороге Аппия добавляет и тот факт, что после того, как было жестоко подавлено восстание Спартака (71 г. до н. э.), вдоль нее были распяты 6 с лишним тысяч плененных восставших рабов.

Перечисляя достопримечательности Аппиевой дороги, стоит также упомянуть развалины средневековых крепостей и укреплений, базилику святого Себастьяна, цирк Максенция, колонны Геркулеса и Пия IX, Героический рельеф, башню Капо ди Бове, Базальтовую башню, парк акведуков – эти и многие десятки других древних сооружений выстроились в ряд на протяжении всего пути, ведущего от Рима до Бриндизи.

Аппиева дорога в Италии

Со сменой столетий многие из этих античных и средневековых сооружений достраивались, превращались в крепости или напротив – разрушались или разбирались на стройматериалы. И все-таки весьма значительная их часть сумела устоять до настоящего времени и продолжает напоминать искателям новых впечатлений о былом величии Римской империи и ее богатейшей истории.

Аппиева дорога – самая известная из тех, что были построены древними римлянами.

Это древняя трасса "федерального значения", соединяющая главные города Римской Империи. Вымощенная огромными булыжниками в три ряда, она интересна не только как чудо античной инженерной мысли: вдоль нее также расположено много любопытных достопримечательностей. Сюда непременно стоит приехать, чтобы ощутить неповторимую атмосферу Вечного города.


Почему Аппиева?

Такое название дорога получила в честь Аппия Клавдия, консула и военачальника, которому принадлежала идея строительства. Он же и занимался ее строительством (начало сооружения относят к 312 году до н.э.), израсходовав на это практически весь государственный бюджет. За растраты его долгое время критиковали, но впоследствии экономическая целесообразность дороги была не раз подтверждена.

В древности римляне также называли ее Regina Viarum, в переводе "царица дорог".

Политические оппоненты также упрекали Аппия в том, что дорогостоящий проект он использовал для прославления своего имени. В этом есть доля правды: несмотря на огромный вклад, который консул внес в развитие юриспруденции и литературы Древнего Рима, первое, что приходит в голову при упоминании его имени – дорога.

Чудеса строительства римских дорог

Римляне научились строить отличные дороги уже более 2000 лет назад до нашей эры.

Аппиеву дорогу строили поэтапно в период с IV века до н.э. по II век до н.э. Старейший участок дороги длиной около 200 км вел из Рима на юго-восток, в город Капуя. Затем был построен второй отрезок – до города Беневенто, что в 40 км к востоку от Капуи. Последним сегментом была 300-километровая дорога на юго-восток от Беневенто до Брундизи, порт на берегу Адриатического моря. Из него переправлялись на Балканский полуостров. Там, в месте, где сейчас стоит албанский город Дуррес, начиналась другая римская дорога – Эгнатиева, которая вела в Константинополь.


Уникальность Аппиевой дороги не столько в длине, сколько в долговечности – хотя она активно эксплуатировалась почти полторы тысячи лет, ее до сих пор можно использовать по прямому назначению. Те же участки полотна, которые непригодны для этого, были разрушены не временем, а владельцами придорожных земель: когда в Средневековье дорогой перестали пользоваться, они выкорчевывали из нее каменные плиты, чтобы использовать их при постройке домов.

Секрет износостойкости покрытия – в передовых для того времени технологиях: холмы и низины предварительно выравнивали, тесаные камни укладывали на несколько слоев гальки и песка, рельеф полотна делали выгнутым, чтобы после дождей не образовывались лужи, а вдоль обочины рыли канаву для отвода дождевой воды. Ширина дороги была рассчитана так, чтобы могли разъехаться две колесницы.

Для чего нужна была Appia?

Эта дорога играла важную роль в жизни Древнего Рима: она соединяла столицу с отдаленными частями империи, что было очень важно для контроля над этими регионами. По ней в кратчайшие сроки переправляли войска как из Рима, так и в Рим. Кроме того, магистраль использовалась в качестве торгового пути, связывая собой несколько регионов империи. Экономическая и военная значимость Аппиевой дороги сохранялась вплоть до Средних веков, когда она постепенно превратилась в пешеходный маршрут для паломников.


Уже с первых лет существования дороги, прилегающие к ней участки стали использоваться для возведения фамильных склепов, гробниц и памятных стел. Римская знать хоронила здесь умерших родственников из соображений престижности. Но была и другая причина: погребение в черте Рима было запрещено, поэтому хоронили за городом, ну а лучшее для этого место – у дороги, по которой удобно добираться до могилы.

Достопримечательности у Аппиевой дороги


Архитектурных памятников на территориях, прилегающих к дороге столько, что для их осмотра проводятся специальные экскурсии, которые по насыщенности программы вполне сопоставимы с турами по городу. Особый интерес представляют первые 10 километров тракта, вдоль которых построены десятки величественных гробниц с прахом известных в свое время римлян.

Самые интересные из достопримечательностей Аппиевой дороги:

Мавзолей Цецилии Метеллы (Mausoleo di Cecilia Metella)


Правильнее будет назвать ее гробницей или усыпальницей, но саркофаг с останками дочери консула перенесен в другое место, а по форме постройка так напоминает крепостную башню, что воспринимается она именно так. Какое-то время она и служила военным укреплением – через XIII столетий после строительства ее использовали в этом качестве для защиты от врагов.

Вилла Квинтилиев (Villa dei Quintili)


Руины огромного поместья, некогда принадлежавшего состоятельной семье. Во II веке римский император самовольно захватил роскошную виллу, убив ее владельцев. На короткий промежуток времени она даже стала его резиденцией, но наслаждался отдыхом он в ней недолго – его убили здесь же во время заговора.

Церковь Domine Quo Vadis


Гробница Сципионов (Sepolcro degli Scipioni)


Фамильная усыпальница, в которой с III века до н.э. по I век н.э. хоронили членов аристократического семейства. В четвертом столетии нашей эры за гробницей перестали ухаживать, она пришла в запустение, а затем и вовсе была забыта. Археологи до нее добрались лишь к XVIII веку. Артефакты, обнаруженные при раскопках, стали экспонатами Ватиканских музеев.

Как добраться до Аппиевой дороги из центра Рима:

Как проще всего добраться: сесть на автобус №118, остановка которого расположена на площади Венеции (piazza Venezia), напротив Капитолийского Холма. Выйти на остановке: Appia Antica-Domine Quo Vadis

Читайте также: