Хороводные и плясовые песни южных регионов россии сообщение

Обновлено: 18.05.2024

стали отличаться от игровых песен.

Древняя приуроченность к аграрному календарю сохранилась в названиях хороводов, позже приспособленных и к христианскому календарю. В.И. Даль перечисляет хороводы: радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, Никольские, ивановские, ильинские, успенские, семенинские, капустинские, покровские.

Состав участников хороводных игр, их количество, возраст - все это варьировалось в зависимости от местных традиций; они могли быть чисто девичьими или смешанными, в них могли принимать участие только незамужние девушки или молодые женщины с разрешения мужа (в его отсутствие - свекра) или все желающие.

1. Игровые песни и припевки, которые обычно предваряют или организуют молодежные игры и не имеют хореографического компонента;

2. Хороводные игровые песни, в их основе лежит драматическая игра, игровое перевоплощение лицедеев;

3. Хороводные песни, организующие и ритмизующие хореографические действа, танцы, в них отсутствуют лицедеи, а драматическую основу составляет поэтический текст;

4. Проходочные песни - сравнительно короткие песни, сопровождающие и ритмизующие проходку одного или нескольких участников игры.

С музыковедческой точки зрения более правильной является классификация А.В. Рудневой. Автор выделяет в жанре хороводных песен хороводы-игры, хороводы-пляски и собственно песни-пляски.

Возможность проявить себя, оказавшись в центре круга, обратить внимание парней и девушек на свою индивидуальность и личные качества, - с психологической точки зрения хороводные и плясовые песни позволяли реализовать важнейшую для молодых людей потребность в самоутверждении.

Характерные черты хороводных, игровых и плясовых песен.

стали отличаться от игровых песен.

Древняя приуроченность к аграрному календарю сохранилась в названиях хороводов, позже приспособленных и к христианскому календарю. В.И. Даль перечисляет хороводы: радуницкие, троицкие, всесвятские, петровские, пятницкие, Никольские, ивановские, ильинские, успенские, семенинские, капустинские, покровские.

Состав участников хороводных игр, их количество, возраст - все это варьировалось в зависимости от местных традиций; они могли быть чисто девичьими или смешанными, в них могли принимать участие только незамужние девушки или молодые женщины с разрешения мужа (в его отсутствие - свекра) или все желающие.

1. Игровые песни и припевки, которые обычно предваряют или организуют молодежные игры и не имеют хореографического компонента;

2. Хороводные игровые песни, в их основе лежит драматическая игра, игровое перевоплощение лицедеев;

3. Хороводные песни, организующие и ритмизующие хореографические действа, танцы, в них отсутствуют лицедеи, а драматическую основу составляет поэтический текст;

4. Проходочные песни - сравнительно короткие песни, сопровождающие и ритмизующие проходку одного или нескольких участников игры.

С музыковедческой точки зрения более правильной является классификация А.В. Рудневой. Автор выделяет в жанре хороводных песен хороводы-игры, хороводы-пляски и собственно песни-пляски.

Возможность проявить себя, оказавшись в центре круга, обратить внимание парней и девушек на свою индивидуальность и личные качества, - с психологической точки зрения хороводные и плясовые песни позволяли реализовать важнейшую для молодых людей потребность в самоутверждении.

Характерные черты хороводных, игровых и плясовых песен.


ЛОКАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПРИУРОЧЕННЫХ ХОРОВОДОВ НА ЮГЕ РОССИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время одним из приоритетных направлений современной фольклористики считается выявление и установление географических границ локальных стилей на территории поселения восточных славян. Под локальным стилем следует понимать определенную песенную традицию, объединенную системой общих признаков. К ним, по мнению Е.В.Гиппиуса, относятся:

- иерархические формы их взаимосвязей по отношению к централизующему жанру каждой песенной системы;

- определяемые данной жанровой системой типы напевов в конкретных формах интонирования и группы ассоциативно связанных с ними поэтических текстов. [Гиппиус, 1982, с.8].

Особенностью жанровой системы музыкального фольклора Попселья является обилие хороводных песен. В местной терминологии они могут называться карагодными, гульбишными, говеенскими, гуленскими или таночными. Хороводный жанр играет главенствующую роль в местной иерархии жанров и сопровождает все праздники и обряды годового цикла, заменяя некоторые отсутствующие здесь календарные жанры. Подтверждение данному тезису находим в высказываниях Е.В.Гиппиуса относительно южнорусской традиции в целом. Ученый отмечает, что централизующим компонентом жанровой системы здесь являются хороводные песни, определяющее значение в них приобретает синхронная форма связи музыкального ритма с ритмом пляски и одним из определяющих жанровых признаков являются типы плясок. [Гиппиус,1982,с.9] Особую значимость хороводов в рассматриваемой традиции подчеркивает и тот факт, что они не перестают звучать даже во время Великого Поста. В то время как на соседних с Попсельем территориях Великий пост – время запрета на любые хороводы.

На сегодняшний день в фольклористике остается нерешенным ряд вопросов, связанных с научной классификацией и жанровой терминологией хороводных песен. Так, например, не ясен жанровый состав последних, не разработана терминология для обозначения разных видов хороводов, нет научной классификации всех разновидностей хороводных песен, соотношения функции и структуры. Существует большое количество определений хороводного жанра. Филологи и музыковеды по-разному трактуют этот жанр.

1) всякое веселье, гулянье на открытом воздухе;

2) толпу, сборище людей;

3) особый род песен, связанный с коллективным организационным движением;

4) копну хлебных снопов в поле.

- с преобладанием игрового действия и тесной связью между содержанием и движением, где игровая пластика носит сюжетно-обусловленный характер;

Обращает на себя внимание особая разновидность хороводного жанра Попселья – танки.

Значение термина танок не имеет точного определения. По мнению А.В.Рудневой, танок происходит от слова танцевать, на что указывает соседство с Украиной, у которых танок означает танец и место, где собирается молодежь потанцевать [Руднева, 1975, с.81]. Основными отличиями танков от других видов хороводной традиции являются прежде всего: состав участников, временная приуроченность и особые формы хореографии. Остановимся на этом подробнее.

Таким образом, вьющийся тип движения танков посолонь, топанье о землю, подскоки и скорый темп были направлены на приближение весны, влияли на будущий урожай и пробуждение матушки-земли.

Исполнение танков в поздневесенний период начиналось обычно со второго-третьего дня после Пасхи и продолжалось до Троицы. Обязательными датами вождения танков в этот период были также Красная горка и Маргоски или Лалынки (во второе воскресенье после Пасхи). Часто исполнители указывают Красную горку как отправную точку вождения хороводов после Пасхи.

Резюмируя вышеизложенное, полагаем необходимым отметить, что проблема хороводного жанра на сегодняшний день недостаточно описана и изучена. Тем не менее на основе приведенных выше сведений, можно предположить, что таночные песни, как разновидность русской хороводной традиции, представляют собой уникальное явление с точки зрения бытования, семантики и композиционных форм. В семантике текста и формы таночные песни содержат продуцирующую, аграрную функции, что подтверждается их календарной приуроченностью.

Список литературы

Агапкина Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. – М., 2000.

Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря: весенне-летний цикл. – М., 2002.

Гиппиус Е.В. Проблемы ареального исследования традиционной народной песни в областях украинского и белорусского пограничья // Традиционное народное музыкальное искусство и современность (Вопросы типологии). – М., 1982.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт. – М., 1955.

Пашина О. А. Календарно-обрядовый цикл у восточных славян. - М., 1998.

Рогачевская Е.М. О русском хороводном творчестве // Актуальные проблемы современной фольклористики. – Л., 1980.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Хороводные, плясовые, игровые песни.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Хороводные, плясовые, игровые песни.

Хороводные, плясовые, игровые песни.

Хороводные, плясовые, игровые песни- основа многих обрядов. Русские народные.

Хороводные, плясовые, игровые песни- основа многих обрядов. Русские народные песни часто исполняют с движениями, как бы играя. Ни один праздник на Руси не обходился без игр, плясок, хороводов. Хороводные, плясовые игровые песни - основа многих обрядов.

 Хоровод – это круговой массовый танец. . Само слово хоровод в разных об.

Хоровод – это круговой массовый танец. . Само слово хоровод в разных областях произносят по-разному: каравод, карагод, танок.

Хоровод Водить хороводы начинали с весны, празднуя начало нового годового сол.

Виды хороводов По характеру движений хороводы бывают разные: Круговые – в них.

Виды хороводов Некруговые- там участники делятся на две группы, группа поочер.

Пляски В плясовых песнях, в отличие от хороводных, важно показать своё умение.

Камаринская-русский танец-пляска. Этот танец можно было услышать и увидеть на.

Барыня-перепляс. Эту пляску обычно исполняли два танцора – мужчина и женщина.

Трепак Чёткий, активный ритм передаёт характер задорных плясовых движений. Ск.

Трепак Чёткий, активный ритм передаёт характер задорных плясовых движений. Сколько же выдумки показывают исполнители в танце! И как интересно, изобретательно звучит инструментальный наигрыш, сама песня – ведь чаще всего она представляет собой вариации на тему.

Игровые песни Как уже говорилось, многие хороводные песни не только пелись, н.

Уроки первый, второй. Понятие хоровода. Возрастные и социальные ограничения. Время проведения хороводов.

Характер участия в хороводе в зависимости от возраста был различным. Подростки (как мальчики, так и девочки) лишь допускались в хоровод; они должны были вечером рано уходить домой и участвовали далеко не во всех увеселениях молодежи. Часто они оставались лишь зрителями. Более взрослые парни и девушки были полноправными членами хоровода. В некоторых селениях бытовали отдельные гулянья подростков (особенно там, где возрастной барьер полноправного участия в хороводе был относительно высоким): летом они собирались на гумнах, в овинах, водили хороводы, плясали, играли в горелки и другие игры.

Урок третий. Праздничные и будничные хороводы.

Урок пятый. Виды хороводов .

Ученые выделяют несколько видов хороводов в зависимости от предназначения, количества участников и фигур.

К ним относятся "стреловые" - распространены на территориях юга, запада России, территория Беларусско-Черниговского и Гомельского пограничья, у переселенцев живущих на Урале и Сибири, а также Д.Восток;

"улица", "проходная разлука", - распространены на Севере России, Урале и Сибири.

Цель - шествие движется к месту проведения основных, больших хороводов (лужайка, берег реки, поле, за деревню и др.) Начинается шествие как правило в деревне и служит знаком сбора на хороводные гуляния. В особых случаях касаемых стреловых хороводов - "похоронить стрелу".

К ним относятся:

- круговые. Соответственно те хороводы которые водятся кругом, сюда же включаются южно-русские карагоды и танки (кроме "стеношных");

- орнаментальные. Посредством движения создаются различные рисунки "столбы" (Усть-Цилемские), "город" (пример "Чёрный ворон воду пил"), "улитка", "корзиночка", "цветок" и т.п;

- стенка на стенку, "стеношные".

Хоровод расположен в виде двух шеренг стоящих друг против друга (пример: "Как во Томской во губерни", "А мы сеяли лён", "Просо");

К ним относятся хороводы разыгрывающие какое-либо драмматическое или комедийное событие, а также аграрная тематика. В игровых хороводах может присутствовать ряжение. По мнению одной из мифологических школ в фольклористике, эти хороводы есть воспоминание и воспроизведение протомифа.

Примеры: "Кострома", "Козёл", "Бояре" и практически все святочные хороводы);

Пришлось ввести термин "парные хороводы", т.к. ни в одной классификации не встретил обозначения таких форм хороводов.

К ним можно отнести хороводы, где должно учавствовать чётное количество участников, как правило парень-девушка. Такие хороводы отличаются "многоколенностью". Примером могут служить: "Из бору, бору", "Груня", "Не летай мой соловей", "Я у батюшки жила". Здесь мы можем наблюдать процесс перехода из древней (простой) формы к новой, более сложной и многоступенной, танцевальной. Кстати, вроде Усть- Цилемская "Горка" является ярким примером.

У хороводов есть определенные схемы ведения, например:

Движение по кругу в одну сторону, затем в другую

Так ведется хоровод "Запелтися плетень"

А этот хоровод водится так. Сначала первая стенка обходит вторую и встаёт на своё исходное место. Затем вторая стенка проделывает то же самое.

Урок четвертый. Сакральный смысл хороводов. Пояснение на примере Усть-Цильмского хоровода.

Ученые до сих пор не могут определить время происхождения хороводовых обрядов и традиций, что позволяет сделать вывод об их древности, изначальности. Традиция водить хороводы характерна для всех славянских народов и, вероятно, зародилась задолго до разделения на западных, восточных и южных славян.

В представлении наших предков, мир разделялся на три уровня: верхний – божественных мир, срединный – мир человека, нижний – мир духов.

Цель вождения хороводов - взаимосвязь человека (мира середнего) с богами (миром верхним), что даёт возможность быть включёным в жизненный цикл мира, вселенной. В процессе вождения хороводов выстраивается вертикальная связь между двумя мирами.

Круг – основная фигура хоровода – символизирует собой не только солнце, но и бесконечность мира. Так же в хороводе происходит объединение людей.

Остюда мы можем определить основные задачи возждения хороводов:

  1. Магическое действие, попытка влиять на природу. Водя хороводы, люди посылали просьбу к небесам или солнце или дожде, о плодородии, от которого зависела жизнь крестьянина.
  2. Способ объединения разных групп населения: возрастных, половых, социальных и др.

На этом главная, ритуальная часть Горки заканчивается, и люди предаются веселью - начинают танцевать кадриль и барыню. Праздник продолжается. Это время всеобщей радости и танцев под гармошку. Под утро все не спеша расходятся по домам уставшие, но счастливые.

Читайте также: