Сообщение о городе сатка

Обновлено: 04.07.2024

Город расположен на реке Большая Сатка, в 176 км от Челябинска на территории исторического Башкортостана. Железнодорожная станция на ветке Бердяуш — Бакал.

Содержание

Этноним

С давних пор берега бурной реки Сатка и горы западного склона Урала — Зигальга, Нургуш, Зюраткуль, Лукаш служили убежищем старообрядцам, имевшим здесь свои скиты и потаённые моленные.

История

Сменявшиеся владельцы, будучи нерасторопными предпринимателями, естественно, не заботились и о положении рабочих. Это не могло не привести к печальным последствиям — бегству, бунтам и волнениям.

Первые открытые выступления рабочих были в 1760 г., затем они дружно поддержали восстание Е. И. Пугачёва. Сатка стала одним из центров сосредоточения его вооружённых сил. По казачьему образцу здесь было создано самоуправление под командованием атамана И. Кузнецова. Именно сюда направлен правительством полковник Михельсон, который разбил отряды Пугачёва, Белобородова и Салавата Юлаева. Сражение, происшедшее 30 мая 1774 г., было кровопролитным. Восставшие потеряли только убитыми 400 человек. Салават Юлаев был ранен. Перед отступлением пугачёвцы сожгли Сатку. Жители и крепостные заводчика Лугинина ушли вместе с восставшими в леса. Там Пугачёв привёл в порядок свои потрёпанные войска и снова появился у Саткинского завода, но 5 июля был разбит Михельсоном.

Тем не менее завод развивался, ибо потребность в металле была значительной. Он производил чугун, не уступавший по своему качеству шведскому, пудлинговое железо, изготовлял снаряды, орудийные лафеты. Избыток железа способствовал кузнечному промыслу.

В 1824 г. Сатку посетил император Александр I, что положительным образом сказалось на дальнейшем развитии производства. К концу XIX в. здесь были две домны, между механической мастерской и литейной проложен рельсовый путь.

В 1898 году лаборант Саткинского чугуноплавильного завода Пётр Гаврилович Сальников, обнаружив на Карагайской горе залежи синего камня, исследовал его свойства и пришёл к выводу, что данный минерал — магнезит — обладает огнестойкими качествами и может применяться при выплавке металлов. Это открытие на века определило судьбу города и района.

В начале XX в. в Сатке проживало до 10 тыс. человек. Среди них много пришлых людей. Потянулись на заработки старообрядцы различных сект и толков (австрийцы, поморцы, полушкинцы, перфильевцы, тихвинцы, перекрещенцы, филипповцы, федосеевцы и др.). Здесь было две церкви, два училища, почта, телеграф, больница, общество потребителей, два промышленных и 46 торговых предприятий.

Советской власти досталось достаточно крупное производство. В 1928 г. Сатка стала посёлком городского типа, а в 1937 г. — городом районного, а с 1957 г. — областного подчинения.

Районы: Старая часть, Посёлок, Западный.

Экономика



Есть в Челябинской области поистине удивительный город - Сатка. О нём мало кто слышал, ведь этот город находится совершенно не на туристическом пути. Сюда нельзя приехать на поезде из Челябинска, и нельзя просто "выбраться на день", потому что общественный транспорт неудобен. А город-то какой интересный!

Я бы сейчас назвала Сатку одним из самых интересных городов России, безо всякого преувеличения. Это небольшой моногород (главное предприятие тут - "Магнезит", которое добывает, разумеется, магнезит) в 170 километрах от Челябинска (прямого простого пути на общественном транспорте нет!).

Добраться сюда можно либо на своей машине (самое простое), либо поездом до станции Сулея, а оттуда на маршрутке до Сатки. Туда мы ехали на поезде до Сулеи, потом ловили попутку до Сатки, потому что вечером маршрутки и автобусы уже не ходили. А назад мы возвращались на бла-бла-каре из Сатки в Златоуст через Миасс и Чебаркуль.

Сатка вобрала в себе несколько самых разносторонних преимуществ для туриста: это тебе и гигантский арт-объект (дальше вы увидите, каким современным и "дизайнерским" выглядит город!), и исторические промышленные объекты (старинный чугуноплавильный завод и Карагайский карьер - самое яркое), и большой парк развлечений, и просто приятное и интересное место для прогулки.

Начну, пожалуй, с того, что совсем недавно всем жителям одной (главной и парадной, конечно же) улицы Сатки подарили средства на косметический ремонт своих фасадов. По 150 тысяч рублей на дом - это очень немного, а жители должны были привести за эти деньги свои дома в порядок. Получилось очень весёленько и симпатично, если не вглядываться в детали (дешёвый сайдинг, покрашены только части зданий, выходящих на дорогу и пр.).



Свой промышленный уклад Сатка бережно хранит с незапамятных времён, когда на Урал пришли горнозаводчики. В 1756 году барон А. Строганов на слиянии рек Большая и Малая Сатка заложил металлургический завод. Сегодня знаменитый Саткинский чугуноплавильный завод – одно из крупнейших в России предприятий в этой отрасли.



Немало загадок и тайн хранят наши края. Одна из них – предание о легендарном чудском племени, которое жило здесь задолго до башкир и русских. Чудь прекрасно разбирались в минералах, добывали их, изготавливали прекрасные изделия из золота и бронзы и обладали поистине удивительными качествами, которые отразились в уральских сказах Бажова. А когда пришли на Урал русские, Чудь скрылись в подземных пещерах. Но по преданию, вернётся чудской народ со всеми своими знаниями, когда настанет срок…


Легенды легендами, а между прочим Саткинский район очень ценят археологи со всего мира. В 1995 году началось исследование Сикияз-Тамакского пещерного комплекса, расположенного в долине реки Ай. Открытие этого пещерного града со следами обитания людей каменного и бронзового веков учёные нередко сравнивают с раскопками легендарной Трои.

Саткинский район – это центр южно-уральского туризма, лучший из лучших для любителей активного отдыха и ценителей первозданной природной красоты.




Население Саткинского района, по данным 2012 года, составляет 85,2 тыс. человек.

Сатка: Как маленький уральский город становится арт-объектом

Сатка — моногород на Южном Урале, в 311 км от Екатеринбурга и в 176 км от Челябинска. Здесь живут 42 тысячи человек и производят огнеупоры — изделия на основе минерального сырья, которые используют в качестве прокладки во время плавки металлов благодаря их способности сохранять свойства в условиях высоких температур.

Но Сатка не похожа на депрессивный производственный городок, привычный в России: на улицах установлены слоты для ненужной одежды и обуви для нуждающихся, в общественных местах можно сдать использованные батарейки. Во дворец культуры привозят Дениса Мацуева и оригиналы картин из Русского музея. В городе постоянно проходят международные соревнования по шахматам, международный фестиваль уличного искусства — стены домов расписывают художники из Германии, Италии, Швейцарии, Испании и ЮАР.

The Village Екатеринбург побывал на месте и узнал, как так вышло.








Город

Сатка расположена на реке Большая Сатка, на территории исторического Башкортостана. Дорога в Сатку из Екатеринбурга проходит через Снежинск, Карабаш, Миасс и Златоуст. Железнодорожная станция находится на ветке Бердяуш — Бакал.








Фестиваль

Летом 2018 года граффити, современная стенопись и развеска плакатов продолжили преображение Сатки. Граффити-художники приезжали на фестиваль буквально со всего света: удалось привезти Хендрика Байкирха из Германии, испанского художника Пабло Пеллуза, итальянца Агустино Якурчи, монументального иллюстратора Рикки Ли Гордона из ЮАР, а также одного из пионеров европейского граффити Zedz. Открывали фестиваль уличные художники из России — Алексей Лучко (Luka) и Данила Шмелев. Площадками стали ангар цеха по ремонту БелАЗов, главное здание почты, часть здания школы, трансформаторные будки у дворца культуры, а также фасады жилых домов. В течение всего лета для горожан и гостей фестиваля устраивали мастер-классы, лекции и кинопоказы, раскрывающие тему актуального искусства, выходящего за рамки музеев и галерей.




Наталья Никифорова

директор департамента корпоративного развития и стратегических коммуникаций Группы Магнезит

Вокруг любой выставки, арт-проекта, художественной акции формируется сообщество неравнодушных людей, которые готовы вкладывать свое время и силы в изменение ситуации на месте. Почему так происходит? Дело в том, что современное искусство начинают воспринимать как активную действующую силу, импульс для развития собственных креативных процессов. Это дает ощущение присутствия жизни, энергии места. Мы осознали, что культура способна трансформировать среду, и пытаемся реализовать это на практике.

Наша задача в том, чтобы привлечь творческую молодежь города и расширить культурные горизонты местного населения, которое долгие годы жило в условиях дефицита художественных впечатлений. Сегодня территории инвестируют в то, чтобы жители не уезжали. Они стараются делать существование горожан в конкретном пространстве более осмысленным. Город преображается — это хорошо и для горожан, и для власти, и для бизнеса.





Валерия Цой


Художники

Валерия Цой

Хендрик рисует только портреты людей, которых он встречает. Находит лица, спрашивает разрешение, после этого изображает их в других странах. У него есть понимание: мир не имеет границ, любые рамки — условность. Мы просили его нарисовать в Сатке портрет с учетом особенностей менталитета. Он рисовал Ганди, простых рабочих людей. Мы хотели, чтобы здесь он нарисовал нашего жителя — простого человека, без ассоциаций с производством. Я предложила ему приехать, погулять по городу, найти интересного ему персонажа, нарисовать. Он не был уверен, что у него получится: с будущим героем должен обязательно случиться какой-то контакт, человек должен ему понравиться, заинтересовать его. Он предложил поискать персонажа вместе: я стала искать по местным газетам фотографии, отправила ему почти пятьдесят штук. Он выбрал две. Одной была фотография девочки Арины с прабабушкой, другая — дедушки с внуком.


Арина Хаванова

изображена на портрете:

Когда Хендрик впервые меня увидел вживую, он очень улыбался — во все 32. Я тоже улыбалась. За работой Хендрика мы следили с первого дня — он очень открытый, доброжелательный, легко идет на контакт. Для меня было новым, что человек приехал из другой страны, не говорит на нашем языке. С ним очень легко, не чувствовалось никаких барьеров.


Хендрик Байкирх

Когда я увидел эту фотографию, понял, что героинь невозможно разделить и даже представить по отдельности — одна без другой просто не может существовать. Их лица излучали свет, это были эмоции — для меня очень важны эти чувства, я верю своим первым ощущениям. Если меня что-то сразу заинтересовало, значит, все получится — я был уверен в этом на 99 процентов. Так и случилось с нашим проектом. В итоге я впервые рисую двойной женский портрет. И в нем есть движение — диалог между двумя поколениями.


История с Хендриком вылилась во что-то особенное: все две недели, пока он работал, вокруг него были дети. Общаться с немцем помогали организаторы. Он спускался с вышки — его обступало бешеное количество людей. Когда он заканчивал работать, ему таскали пирожки. Однажды мальчик Кирилл принес ему из дома стакан воды, когда тот спустился с вышки. Хендрик веган, вода для него очень важна — художника очень тронуло, что маленький мальчик решил сам о нем позаботиться. Кирилл стал его самым большим другом.

Когда Хендрик закончил работу, дети очень грустили, плакали — не хотели отпускать. Художник раздал всем автографы, подарил открытки со своей картиной. Кириллу от Хендрика на память досталась термокружка с их общей фотографией. Вася тоже часами наблюдал за работой Хендрика и вскоре стал рисовать на подручном материале: бесхозных досках и фанере. Своим увлечением он заразил соседских мальчишек — ребята обустроили себе рабочее место неподалеку от дома и стали ходить туда рисовать. С материалами помогает фонд — маленькие художники получили листы ДВП, новую гуашь. Теперь Вася целыми днями рисует и собирается стать художником.


Валерия Цой

Раньше эти ребята никогда не интересовались искусством и ходили в секции, в которые их записали родители. Бабушка Васи говорит, что не ожидала такого поворота событий — внук у них спортсмен. Когда художник уезжал, Вася плакал. У Хендрика глаза тоже были влажными — он хоть и не очень сентиментальный, но душевный.

Хендрик мне потом писал, что получил от работы большое удовольствие и по-новому влюбился в муралы. В последнее время он ушел в канвас, занимался выставками — в Сатке у него снова возникла любовь к огромным стенам. Вокруг носились дети, дни кончались красивыми закатами — здесь не было ничего придуманного, все было искренне, по-настоящему. Хендрик пообещал, что еще вернется провести мастер-класс для полюбивших его детей — билет на самолет в этот раз он покупал уже за свой счет, а это говорит о многом.






Принятие

Сатка — маленький моногород, которому столкновение с таким внезапным темпом развития оказалось сложным. За последние несколько лет город сильно изменился. Кто-то все это время развивался вместе с городом, кто-то к изменениям отнесся скептически. Ко всему новому люди относятся с осторожностью. Местным жителям понадобилось время, чтобы привыкнуть к изменениям в их среде.





Валерия Цой



Сложности — это часть пути внедрения новой культуры. Практически в каждой работе мы сталкиваемся с недовольством. Проходит время — люди меняют свое мнение, учатся любить то, что теперь их окружает. Их мышление меняется.


Екатерина Ефименко

На дом рисунок переносил местный художник — саткинский тату-мастер. В тонкостях организации они спрашивали у нас совета: какую краску выбрать, как рассчитать пропорции. Мы делились опытом. Мы были рады, что жители города подхватывают нас, потому что наша задача не разукрасить самим весь город, а показать, как его можно менять. Мы не будем делать здесь стрит-арт до конца своих дней и раскрашивать каждый дом. Хорошо, что у людей появляется фантазия, что они начинают интересоваться уличным искусством и урбанистикой, делать то, чего они раньше никогда не делали.

Читайте также: