Сообщение о герое коми пермяцкого эпоса

Обновлено: 18.05.2024

Пера-богатырь — главный герой преданий коми-пермяков. Верили, что его матерью была сама Парма, тайга. Пера стал первочеловеком-охотником: он сам сделал себе лук и стрелы. Однажды он увидел, как радуга пьет воду из реки в его лесных владениях. Богатырь по радуге поднялся на небо и среди светил увидел огонь солнца — Шонди. Пера хотел добыть небесный огонь, но был опален молнией. Герой тем не менее все же остался на небе: он сел в золотые сани, запряженные серебряным конем, а рядом обнаружил красавицу Зарань, дочь Солнца или самого Ена. (В других мифах рассказывается, что она сама спустилась на Землю по мосту — радуге.) Зарань была воплощением зари, вставала раньше Перы и ложилась позже героя, заботясь о том, чтобы солнечный огонь не сжег все живое.

Солнце не стерпело брака дочери с земным человеком и, когда они спустились на землю, ушло далеко от тайги. Наступили лютые морозы, но мать-тайга укрыла Перу и Зарань. Семь лет не возвращалось светило, но за это время супруги породили людей — семь сыновей и семь дочерей. Тогда Шонди вернулось, природа ожила, но Солнце продолжало звать дочь назад, на небо. Оно послало нестерпимый жар, и Зарань вернулась: она хотела забрать с собой и детей, но тайга Парма создала эхо, и Зарань не смогла докричаться до детей и найти их — так люди остались на земле. Жар между тем все не прекращался. Тогда Пера поднялся на гору со своими сыновьями, которые стали стрелять из луков в раскаленное светило: огромный кусок упал в тайгу, где с тех пор начались лесные пожары. Солнце продолжает по-прежнему уходить на зиму из тайги, но его кусок продолжает греть землю, люди же получили, наконец, земной огонь.

Главным соперником Перы — хозяина тайги — оказывается злой лесной дух, леший — ворса. Пера состязается с лешим и обманывает глупого духа: когда соперники перетягивают палку, Пера привязывает себя ремнем к пню, на ночлеге подкладывает вместо себя дерево, чтобы ворса не убил его. В конце концов Пера ранит ворсу стрелой, преследует его до Урала, где леший умирает у входа в свое пещерное жилище. Там Пера находит красавицу-жену лешего, но красавица сама не чужда нечистой силы — может снимать с себя скальп и искать вшей в волосах, и Пера убивает ее.

Миф о смерти Перы характерен для рассказов о первобытных великанах: он ушел в тайгу, где превратился в камень. В камень превратился и другой герой эпоса коми — Богатырь Медные рога: каменными стали его жены и его олени.

В эпосе коми-пермяков Пера — охотник-богатырь: он вмиг настигал добычу, а оленей, лосей и медведей насаживал на рогатину, как тараканов. Однажды на московского царя напало иноземное войско во главе с богатырем, который сидел внутри железного колеса. Колесо давило всех противников. Царь призвал на помощь Перу. Богатырь отправился на битву на чудесных лыжах или даже верхом на лосе, обогнавшем царскую тройку. Вражеское колесо отдавило богатырю мизинцы на обеих ногах, но тот поднатужился, поднял его и разбил о землю. Царь хотел наградить Перу золотом и мехами, но тот потребовал грамоту на Лупьинскую землю (по реке Лупье, где родился Пера), чтобы коми могли там беспошлинно промышлять. В придачу царь пожаловал богатырю шелковые сети для ловли куниц.

В преданиях Пера оказывается иногда чудским богатырем и приставлен навечно сторожить сокровища чуди. Сохранилось и характерное предание о том, что Пера боролся с самим Богом и тот превратил его в камень.

ГОРЫНЯ, КОРОМЫСЛО И ИВАН-БОГАТЫРЬ

ГОРЫНЯ, КОРОМЫСЛО И ИВАН-БОГАТЫРЬ Горыня и Коромысло отправились путешествовать по белу свету. Дорогой повстречались они с Иваном богатырем. Куда путь держите? спрашивает Иван-богатырь. — Пошли путешествовать по всей земле, отвечает Горыня. Иван-богатырь и пошел вместе

Медведь-богатырь Кудым-Ош

Богатырь-сиротка

Богатырь-сиротка В эпосе северных коми-оленеводов рассказывается о распрях, которые происходили между коми и их соседями ненцами в борьбе за владение оленьими стадами. Распри носили жестокий, истребительный характер, и целые роды становились их жертвами. Случилось так,

Пахарь-богатырь Тюштян

Пахарь-богатырь Тюштян Когда Нишке создал землю, леса, луга, то увидел, что поваленные деревья в лесу остаются неубранными, а луга некошеными. Тогда он и создал народ эрзю. Но эрзяне сильно умножились — возникло целых семь селений — и стали они спорить из-за земли: не могут

Гусь-богатырь и скифский Геракл

2.5. Из какой Индии богатырь Дюк Степанович?

2.5. Из какой Индии богатырь Дюк Степанович? Былину о богатыре Дюке Степановиче исследователями русского фольклора принято относить к былинам киевского цикла. Это одно из интереснейших произведений русского эпоса. Подавляющее большинство былин, в том числе и киевского

Иван-царевич — могучий русский богатырь[168]

Иван-царевич — могучий русский богатырь[168] Тип народного богатыря Ивана-царевича стоит на рубеже периода доисторического мифа и эпохи определившейся уже народной жизни. Он прямое божество дня и света древнего язычества, и в то же время в нем чувствуется православный

Иудейский богатырь Самсон

Иудейский богатырь Самсон Следующая история – о библейском герое и богатыре Самсоне, 13-м из судей израилевых. Все обстоятельства его жизни и подвиги описаны в 13–16 главах книги Судей.Мать Самсона долгое время была бесплодна, затем, по предсказанию Ангела, родила сына,

Огонь – богатырь-воевода

Огонь – богатырь-воевода Огонь и вода всему голова.Огонь да вода – нужда да беда.С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь.Огонь царь, вода царица, земля матушка, небо отец, ветер господин, дождь кормилец, солнце князь, луна княгиня.Хороши в батраках огонь да вода, а

На протяжении веков многие поколения людей пытались понять и дать объяснение тому, как устроен мир. Как и откуда появились люди? Есть ли жизнь после смерти? Почему вода родниковая одних лечит, другим помогает, а на третьих никак не действует. Вопросы, на которые человек не мог дать ответа, обрастали тайной, загадкой, люди фантазировали, так появились легенды: легенды о жизни и смерти, легенды о чудодейственных деревьях, реках, о людях, творящих чудеса. Они передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней, обрастая всё новыми подробностями.

На уроках краеведения я узнал, что у коренных жителей Пермского края, коми-пермяков, есть свои легенды, мифы, героями которых являются Пера-богатырь и Кудым – Ош. Мне захотелось узнать о этих героях, выяснить есть ли какие –то еще герои.

Цель: изучение материала по теме.

изучение и систематизация материала о героях преданий, легенд и мифов коми-пермяков;

Предметом настоящей работы являются легенды и мифы коми-пермяков.

Методы исследований: проведение учебно-­исследовательской деятельности, связанной с подбором и анализом источников информации, обобщением, систематизацией и анализом собранного материала.

Практическая значимость: данный материал можно использовать как на уроках краеведения, географии, истории Пермского края, так и на заседаниях кружка, классных часах, тематических вечерах.

Отличия легенды от иных жанров:

от мифов — легенды независимы от ритуала;

от преданий — события могут относиться как к прошлому, так и к настоящему и будущему;

от волшебной сказки — легенда рассказывает о чуде как о достоверном событии.

Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.

Мифы и легенды дают представление об основных этических и моральных нормах коми-пермяков. Сохранились верования в леших, духов деревьев, животных, огня.

Пе́ра (Пе́ля, Пе́ря; коми-перм. Пера) — легендарный богатырь, персонаж коми-пермяцкого прозаического эпоса. В эпосе коми-пермяков Пера — охотник-богатырь: он вмиг настигал добычу, а оленей, лосей и медведей насаживал на рогатину, как тараканов.

Родился в семье князя-жреца иньвенских коми-пермяков, легендарного богатыря Кудым-Оша и мансийской княжны Костэ около реки Лупья. По другим верованиям, он был сыном тайги Парма.

Его жена — красавица Зарни-ань (Зарань), дочь Шонди или Солнца, была воплощением зари, добродетельной хозяйкой: вставала раньше и ложилась позже мужа. Она присматривала за тем, чтобы солнечный огонь не сжег все живое.

Шонди не стерпело брака дочери с земным человеком. Наступили лютые морозы, но Парма, мать-тайга, укрыла сына и невестку в себе. Долго прожили они в укрытии, пока Шонди не вернулось вновь. Тогда оно послало на землю нестерпимую жару и Зарни-ань вынуждена была вернуться домой. Она хотела с собой забрать и детей, но Парма создала эхо и Зарни-ань не могла докричаться до них. От детей Перы и Зарни-ань и произошли люди.

Когда дети подросли, Пера поднялся с сыновьями на гору. Они стали стрелять из луков в Шонди. Наконец, огромный кусок солнца упал в тайгу. Так люди получили огонь.

Главным соперником Перы — хозяина тайги — оказывается злой лесной дух, леший — ворса. Пера состязается с лешим и обманывает глупого духа: когда соперники перетягивают палку, Пера привязывает себя ремнем к пню, на ночлеге подкладывает вместо себя дерево, чтобы ворса не убил его. В конце концов Пера ранит ворсу стрелой, преследует его до Урала, где леший умирает у входа в свое пещерное жилище. Там Пера находит красавицу-жену лешего, но красавица сама не чужда нечистой силы — может снимать с себя скальп и искать вшей в волосах, и Пера убивает ее.

Пера и Кудым-Ош уходят под землю (по другим вариантам, превращаются в камни или оказываются заточенными в Уральских горах ) после распространения новой христианской веры.

Сказания о Пере:

1. Неожиданно на царя нападают иноземцы, владеющие чудовищным колесом. По зову царя коми богатырь идет на битву с чудовищем, побивает его. Русский царь хочет наградить Перу золотом-серебром, но тот от награды отказывается, принимает лишь грамоту на лесные угодья и шелковые сети.

2.Завоеванные в битве с иноземцем-чудовищем права на свободный промысел дичи в родной тайге-парме Пере приходится утверждать в схватке с Лешим-Вöрса, который не признает дарованных царем прав, хочет извести Перу, убить его сонного.

БОГАТЫРЬ КУДЫМ-ОШ Другой богатырь коми-пермяцких преданий Кудым-Ош ( Кудын-Ош ; коми-перм. Кудін Ош букв. Медведь с устья реки Ку ) — легендарный богатырь , культурный герой, персонаж коми-пермяцкого национального эпоса, а также вождь и жрец, наделённый сверхъестественной силой.

Родился в семье чудского вождя-жреца иньвенских пама . Его мать Повсин — могучая одноглазая ведунья, зачала сына от медведя. После гибели отца Кудым-Оша в военном походе, он был избран новым главой рода и получил соответствующие знаки отличия: жезл и четырёхугольное изображение медведя, которое постоянно носил на груди. Юноша стал жрецом, наделенным сверхъестественными способностями, — памом. Он разъезжал верхом на лосе и был неуязвим для оружия. А если в него все же попадала стрела, он мог излечить рану, прижавшись к земле. Чтобы отразить нападение врагов, Ош мог чарами вызвать бурю на реке. Рассказывают о его чудесной женитьбе на обско-угорской (манси) красавице княжне Косто (Хэстэ): мать заставляла ее носить на лице маску из коровьей или лосиной шкуры, чтобы отец не выдал ее насильно замуж. Отец красавицы казнил женихов, испугавшихся страшной маски. Злобная колдунья отправила Кудым-Оша свататься к красавице, чтобы погубить его, но Косто полюбила его с первого взгляда и показала ему свой истинный облик из-под маски — тогда герой женился на девушке. У Кудым-Оша был сын, также национальный герой коми-пермяков, богатырь Пера .

Кудым-Ош прославился как культурный герой — в дальних странствиях он научился выращивать хлеб; он первым отыскал залежи руды и научился выплавлять железо. Кудым-Ош научил людей делать долбленые челны — раньше коми плавали на плотах. Как многие культурные герои, он перед смертью пообещал, что еще вернется на землю. Имя Кудым-Оша носит центр его легендарных родовых земель — Кудымкар .

В 2008 году в Кудымкаре открыт памятник национальному герою. На монументе Кудым-Ош изображен выходящим из гигантской книги в сопровождении медведя и филина. Памятник сделан пермским скульптором Валентиной Ракишевой .

Луншӧрика или Полудница — хранительница поля, покровительница посевов. Она появляется на межах во время цветения ржи и созревания хлебов и охраняет посевы от палящих лучей полуденного солнца. Иногда полагали, что есть добрая и злая полудницы. Они активизируется в полдень во время сева, цветения ржи и жатвы. Добрая в полдень своей огромной сковородой прикрывает хлеб и травы от жаркого солнца, злая, наоборот, раскаленной добела сковородой прижигает верхушки колосьев и цветы.

Этот персонаж в большинстве случаев невидим для человека. Одним из его проявлений считается дуновение ветра на поле, копна катится. Отмечают также глаза василькового цвета, длинные светлые волочы, напоминающие солому, железные пальцы. большей частью покровитель посевов представляется в виде женщины, реже его описывают как мужчину (ыб дядь), либо ребенка. Он может быть ростом с колосок или, наоборот, очень высоким. Отмечается уродливость или, напротив, красота персонажа. Из предметов одежды луншӧрики называют светлое платье, дубас, шамшуру, соломенные лапти, надетую навыворот шубу. Обязательным атрибутом луншӧрики является каленая сковорода.

Особенно сурово поступает полудница со жнецами, если они, пренебрегая запретом, работают в полдень: она насылает на них солнечный удар или хватает их за голову и начинает вертеть, пока не натрет шею до жгучей боли, а то и вовсе оторвет голову или защекочет до смерти.

В повседневной жизни коми-пермяков наблюдается разное отношение к духу леса и его имени. Часть названий отражает привязанность духа к лесу – вӧрись (лесной), вӧрдядь (лесной дядя), лесной царь. Также называют его просто дядя, дяденька, дедушко, начальник, медыджытыс вӧрас (самый большой в лесу). Чаще всего предстает в образе обычного человека. На ногах носит лапти, кирзовые или лаковые сапоги, может оказаться босоногим. В цветовой характеристике одежды, волос и общего образа лесного духа преобладает белый цвет. Также цветовое описание одежды обычно совпадает с цветовыми характеристиками крестьянской одежды коми-пермяков, тогда как части тела и силуэта (белый, серый или темный) отражают ощущение прозрачности образа. В описаниях образа вӧрись обращается внимание на головной убор: пеля шапка (ушанка), необычно большая шляпа, четырехугольная шапка, уздечка на голове. Редко обозначаются атрибуты, которые имеет вӧрись, он может опираться на палку, иметь топор за поясом, плести лапти, носит сумку за плечами, лешачиха ходит с прялкой. Спутником вӧрись называется большая собака. Передвигаться он может верхом на лошади, конь, как правило, белого или синего окраса, что указывает на его призрачность.

Знаком лесного считается дым, регулярно поднимающийся в лесу, на болоте или холме. Предполагают, что именно в этих местах находится его жилище. Разного рода звуки в лесу считаются проявлением лесного духа – звук шагов, топот лошади, уханье и оханье. Ему приписывается стук топора в лесу, бренчание ведра. С ним связывают звук кашля, плача, музыки, крика и хохота. Характерным звуком для лесного считается вой ветра, подражание животным и птицам. Необычность их выражается в громкости, таинственность – в копировании голосов тех людей, которых в данный момент нет в лесу. В большинстве случаев подобные звуки в лесу воспринимаются как знак, предупреждение о беде, о перемене в жизни. Реже встречается их понимание как выражение недовольства вöрись и способ напугать человека.

Русалка в виде утопленницы описывается с тремя золотыми зубами, водяной – рогатым. Они имеют стеклянные глаза, похожие на глаза рыб. Ваись держит при себе щеть для волос, которой расчесывает волосы, прялку, за которую садится прясть.

Вакуль топит одиноких путников, идущих через мост, опасен для рыбаков. Он может напасть на человека на водяных мельницах, распугать его рыбу. Считалось, что утонувшие дети становятся детьми вакуля. Вакуль продолжает козни против небесного бога. Один охотник отправился к реке пострелять уток. В это время разразилась гроза. Видит охотник, как из тучи молнии бьют в вакуля, который вышел из воды и показывает небу зад. Водяной успевал каждый раз спрятаться от молнии в воду, но тут подоспел охотник и так ударил его ружьем, что тот не успел опомниться, как молния его настигла. Бог спалил водяного, а ружье охотника после этого стало необычайно метким, так что он приносил много дичи.

У вакуля большие богатства и стада в подводном мире, но он требует от человека новых и новых приношений. Когда люди переплывали водоем, положено было бросать хлеб в воду. Яйца, деньги, кусочки ткани — это жертвовали васе, когда собирались ловить рыбу. Первую пойманную рыбу принято было отпускать в воду; иногда из нее готовили обрядовую трапезу, приглашая и водяных духов. Когда скот водяного выходит пастись на берега водоемов, его коров сразу можно отличить — они не оставляют следов. Если накинуть крест-тельник на такую корову, она не успеет скрыться в воде и останется у земного хозяина, принося большие удои.

Как и все природные духи, водяной может помочь человеку в обмен за оказанную услугу. Однажды вакуль мешал рыбаку рыбачить, и тот ударил его острогой. Тогда из воды вышел водяной и потребовал, чтобы рыбак пошел за ним, закрыв глаза. Пришел рыбак в подводный дом, а там сидит вакуль с острогой в теле. Рыбак вынул острогу, и водяные дали ему за это денег и проводили на берег. Рассказывают, что водяной дерется с лешим, которого не любит из-за того, что в водоемы попадают бревна и коряги.

Духа дома коми-пермяки повсеместно называют суседко (соседко), кроме того известны наименования домовик и домовник, дед-домовик, домовой. Когда его призывают, то кличут батюшкой, братанушкой, дедком, хозяином, что отражает его близость к семье, к домашнему очагу. Суседко считается невидимым для человека, но иногда он показывается людям, или человек ощущает его прикосновение. Суседко может иметь длинные жесткие волосы, бороду, железные пальцы, длинные ногти, невысокий рост. Одежда ничем не отличается от одежды человека. Он появляется в рубашке, подпоясанной кушаком, в платье, дубасе или сарафане, в шапке или фуражке.

Считается, что суседко есть в каждом доме. Знаком присутствия домового является неяркий голубоватый огонек. Синий огонек в коми-пермяцких поверьях сопровождает домового в ночное время при занятии прядением. Занятиями суседко называют прядение, приготовление хлеба, просеивание муки, забота о домашних животных, охрана дома, плетение кос животным и человеку. Спряденные им нити выделяются грубостью работы.

Суседко редко наделяется каким-либо дополнительными атрибутами, не считая прялки, которую обычно не видят, а только слышат звук работы с ней.

Необычные явления, коми-пермяки объясняют присутствием домового духа. Например, считают, что он прячет вещи, может потушить свет, двигает предметы.

Различные звуки в доме (шорох, стук, скрип, звук дыхания) коми-пермяки приписывают суседко. Характерными звуками при ночном прядении суседко являются кручение веретена и шуршание нити.

БАНЯИСЬ ИЛИ БАННИК

Персонажи, живущие в бане, в коми-пермяцкой традиции имеют названия банячуд, чуд, баняись (банник), банница, банягӧг (банная пуповина), баня-бабушка, банный домовик, банный староста, суседку, кулюшун, колян, кульпиян, кузьюрсия (длинноволосый), шулекун, силегун, каляки, шиши, бесы, черти. Банных духов распознают по особым чертам, присущим потустороннему миру – копыта вместо ног, волчьи глаза.

Банника представляли то черным здоровенным мужиком, всегда босым, с железными руками, длинными волосами и огненными глазами, то маленьким старичком с длинной бородой. Живет он в бане за печкой или под полком. Однако некоторые поверья рисуют банника в виде собаки, кошки, белого зайчика и даже конской головы.

Банник — злобный дух, он очень опасен, особенно для тех, кто нарушает правила поведения в бане. Ему ничего не стоит запарить человека до смерти, содрать с живого кожу, задавить его, задушить, затащить под горячую каменку, затолкать в бочку из-под воды, не дать ему выйти из бани. Об этом рассказывают довольно

Банник пугает моющихся стуком в стенку, хохотом, окликает людей по имени, бросает в них мусор и камни. Он любит подшутить над моющимися женщинами, храпя и воя за каменкой. Если баннику не хочется пускать людей в баню, он может вылить всю воду из бочек.

Вредить банник обычно начинает в ответ на нарушение человеком запретов. Нельзя, например, топить баню и ходить в нее в праздники, на Святки, ночью, особенно в полночь, потому что в это время там моются черти или сам банник.

Согласно поверьям, у банника есть шапка-невидимка, и раз в год он кладет ее на каменку сушить. Если тщательно подкараулить, то тогда ее можно стащить. Завладеть шапкой-невидимкой можно и другим способом. На Пасху во время заутрени надо прийти в баню; банник в это время всегда спит. Сдернув с его головы шапку, надо как можно быстрее бежать в церковь. Если успеешь добежать прежде, чем он проснется, значит, шапка-невидимка останется у тебя, если нет — банник догонит и убьет. Смельчак, сумевший украсть у банника эту шапку, становится колдуном.

На святках девушки ходили к бане гадать о женихах. Делалось это следующим образом: та, что гадала, поднимала юбку и просовывала заднюю часть тела в приоткрытую дверь. Считалось, что банник должен дотронуться до нее своей лапой. Если лапа была голая и когтистая, это означало, что ее жизнь в замужестве будет бедная, а свекровь лютая. Если банник гладил девушку мохнатой лапой, она верила, что брак будет счастливым, а муж богатым.

Земная красота, загадочный мир воды, леса, необозримые просторы земли всегда прельщали и будут притягивать людей своим таинством, рождая в народе свое восприятие этих удивительных вещей.

Результаты работы обобщены и позволяют сделать выводы:

1. С помощью легенд и преданий можно изучить свой край, который после этого станет для нас ещё понятнее и ближе.

2. Знакомство с легендами и преданиями вызывает чувство сопричастности к тем событиям и историям, о которых повествуется в них, возникает чувство гордости за своих предков и любви к каждому уголку родного села и района.

Баняись – банный дух.

Ваись или Вакуль - дух водоемов, Водяной.

Вӧрись (Лесной) – дух леса.

Кудым-Ош — легендарный богатырь , культурный герой, персонаж коми-пермяцкого национального эпоса, а также вождь и жрец, наделённый сверхъестественной силой. Луншӧрика (Полудница) — хранительница поля, покровительница посевов.

Пе́ра — легендарный богатырь, персонаж коми-пермяцкого прозаического эпоса. В эпосе коми-пермяков Пера — охотник-богатырь: он вмиг настигал добычу, а оленей, лосей и медведей насаживал на рогатину, как тараканов.

Кудым-Ош был сыном вождя рода иньвенских коми-пермяков

Сегодня мы познакомим вас с легендарным богатырем Кудым-Ошем, культурным героем, персонажем коми-пермяцкого национального эпоса, а также вождем и жрецом, наделенным сверхъестественной силой. Его имя в переводе на русский язык означает Кудым-медведь.

Неуязвимый

Среди родов древних коми-пермяков род Кудым-Оша был сильнейшим, а среди вождей никто не мог сравниться с ним по силе

Среди родов древних коми-пермяков род Кудым-Оша был сильнейшим, а среди вождей никто не мог сравниться с ним по силе Фото: Из открытых источников

Согласно наиболее распространенной версии, Кудым-Ош был сыном вождя рода иньвенских коми-пермяков, который одновременно был жрецом-памом (паном), то есть совмещал функции главы общественной, военной и культовой деятельности своего рода. После того как отец Кудым-Оша погиб в одном из военных походов, он был избран новым главой рода и получил соответствующие знаки отличия: жезл и четырехугольное изображение медведя, которое он постоянно носил на груди.

Среди родов древних коми-пермяков род Кудым-Оша был сильнейшим, а среди вождей никто не мог сравниться с ним по силе. Кудым-Ош обладал колдовскими способностями. Он был неуязвим для топора. Смертельно раненный стрелой, до трех раз мог оживать, прижимаясь полученной раной к земле, был способен вызвать на реке бурю, чтобы отогнать нападавших врагов.

Кудым-Ош обладал колдовскими способностями.

Женитьба на Костö

В цикле преданий о Кудым-Оше доминирует сюжет о его сватовстве и женитьбе на мансийской княжне Костö. Кудым-Ош отправляется сватать княжну по совету колдуньи Потöсь (Чикыш), которая имела тайной целью погубить его. Она знала, что никто из отправившихся сватать Костö не вернулся назад. Все они были казнены по приказу мансийского князя, потому что, увидев невесту воочию, отказались от своих намерений. Женихов отпугивало безобразное, мохнатое, более похожее на звериное, чем на человеческое, лицо Костö.

На самом деле она была красавицей, но ее мать, чтобы дать дочери возможность самой выбрать жениха, мужа, обклеила лицо Костö кусочками телячьей шкуры. Настоящего лица Костö не видел даже ее отец. Когда Кудым-Ош вошел в шатер, в котором находилась княжна, пред ним предстала девушка с прекрасными глазами, но безобразным лицом. Увидев богатыря Костö поняла, что это ее суженый, она оторвала кусочек шкуры и показала, что под ней нежная белая девичья кожа.

– Не бойся меня, Кудым-Ош: я не такая, какую видишь.

– Поедешь ли со мной, Костö? — спросил Кудым-Ош.

– Я с тобой куда угодно поеду.

Кудым-Ош подтвердил князю свое желание жениться на его дочери. Мать очистила лицо Костö от шкуры. Сыграли свадьбу, а по возвращении Кудым-Оша в родное городище с княжной – вторую.

Кудым-Ош жил очень долго, однажды к нему приходила смерть, но он прогнал ее. Наконец, предчувствуя свой конец, собрал всех сородичей и сказал, что сразу после его смерти у него изо рта пойдёт пена, ко всем, кто мизинцем соберет эту пену, перейдет часть его богатырской силы. По другой версии, Кудым-Ош прожил 150 лет, а перед смертью велел похоронить себя в долбленом кедровом гробу, опоясанном железными обручами, и сообщил, что когда-нибудь еще вернется на эту землю.

Мнение эксперта

Иван Зырянов:

Иван Зырянов: "Народная память сохранила для нас прекрасные сказки и чудесные предания, возникшие в глубокой древности" Фото: Из открытых источников

Иван Зырянов, кандидат филологических наук, фольклорист, писатель:

- Народная память сохранила для нас прекрасные сказки и чудесные предания, возникшие в глубокой древности. В них поэтическое воплощение чаяний и ожиданий народных, мечта о человеке-богатыре, который покоряет природу, охраняет землю и свой народ от врагов. Коми-пермяцкий народ поэтически воплотил свою историю в деяния и подвиги Кудым-Оша и Перы-богатыря.

Долгая и завидная судьба у народных героев. Богатыри не умирают. Они могут заснуть, могут уйти в камни, в горы, охраняя земные клады, завещая трудовому народу богатства, принадлежащие каждому человеку в равной доле. Народная фантазия в любой момент может вдохнуть в этих богатырей жизнь, и они снова способны на подвиг во имя справедливости на земле.

Возрастная категория сайта 18 +

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сюжет о Пере-богатыре является одним из наиболее развитых, хорошо сохранившихся как в эпосе коми-зырян, так и в эпосе коми-пермяков. Первая публикация относится ко второй половине XVIII века. Распространен в Усть-Куломском районе Республики Коми и Пермском крае.

Сказания о Пере имеют множество вариантов, но сюжеты большинства из них, по мнению исследователя Ю. Г. Рочева, характеризуются следующими особенностями:

1. Ратный подвиг богатыря является центральным эпизодом. Ратному подвигу предшествуют картины мирного труда. Пера занимается земледелием, охотничьим промыслом. Он дружелюбен, миролюбив, вспыльчив и отходчив, не может терпеть несправедливости, насмешек, жестоко мстит пересмешникам. Брат Перы служит у московского царя.

Неожиданно на царя нападают иноземцы, владеющие чудовищным колесом. По зову царя коми богатырь идет на битву с чудовищем, побивает его. Русский царь хочет наградить Перу золотом-серебром, но тот от награды отказывается, принимает лишь грамоту на лесные угодья и шелковые сети.


2. Поединок Перы с Лешим-Вöрса: завоеванные в битве с иноземцем-чудовищем права на свободный промысел дичи в родной тайге-парме Пере приходится утверждать в схватке с Лешим-Вöрса, который не признает дарованных царем прав, хочет извести Перу, убить его сонного.

Ночью Пера подкладывает вместо березовый кряж, прикрыв войлочным плащем-лузаном. Вöрса, приняв кряж за Перу, пронзает дерево копьем с серебряным наконечником.

В ответ Пера, притаившийся на дереве среди ветвей, пускает стрелу и смертельно ранит противника, добивает на пороге жилища, становится мужем его жены. Однако, обнаружив колдовские хитрости полоненной женщины, Пера убивает и ее.



Пера разрывает руками железную цепь, клнцы той цепи прячет в кустах. Так он освобождает себя и своих людей из крепостной неволи. Впрочем в большинстве вариантов оказывается, что Пера, этот отважный победитель иноземца и лесного чудовища, вынужден скрываться от графа и его прихвостней.

Наиболее распространённым является текст, в котором объединены два сюжета: Пера - защитник Родины, победитель вражеского войска и Пера - победитель лешего.

Логическая связь этих сюжетов объясняется достаточно легко: Пера в благодарность за победу над врагом просит и получает от царя ловчую сеть и грамоту на владение лесным промысловым участком в родных краях, но на него претендует и леший, прежний его хозяин. Пера вступает с ним в единоборство и, во многом благодаря хитрости, побеждает его.

Учитывая, что в одном из фольклорных текстов Пера предстаёт в роли солнцеборца и создателя прецедента, установившего годовой ход солнца, сюжет об уничтожении им огненного колеса, возможно, является отголоском древнего аналогичного мифа об установлении суточного хода светила.

Оригинальный коми-пермяцкий миф объясняет возникновение годового хода Шондi (Солнца) и связанной с ним смены времен года. В нем говорится, что некогда зимы не было вообще, а Шондi никуда не уходило из Пармы (Тайги). В Парме было много всяких зверей и птиц, но еще не было людей. Наконец, Парма родила юношу, которого назвали Перой, - интересный вариант рождения первочеловека самой Матерью-Природой.

Пера сделал себе лук и стрелы и стал хозяином и земли, и леса. Однажды, спустившись к реке, он увидел радугу, которая пила из нее воду. За разрешение напиться Пера попросил поднять его за облака.

После этого Пера оказался на облаках в золотых санях, запряженных серебряным конем, рядом с красивой девушкой. Это была дочь Шондi по имени Зарань, она вставала утром раньше Шондi, а вечером ложилась спать позднее его и следила, чтобы Шондi-огонь никого не сжег. Пера и Зарань полюбили друг друга и спустились жить на Землю.

Увидев это, Шондi рассердилось и ушло далеко от этих мест. На земле стало темно и холодно, замерзли реки и озера, все занесло снегом. Перу и Зарань укрыла Мать-Парма.

Шондi не было семь лет. За это время у Перы и Зарань появилось семь сыновей и семь дочерей. Наконец, Шондi вернулось. Стало тепло, появилась зелень, в небе снова засияла радуга.

Шондi предложило Зарань вернуться, угрожая в противном случае сжечь все на земле. Началась страшная жара, высыхали реки, трескалась земля. Чтобы спасти своих детей, Зарань поднялась за облака, но Шондi продолжало жечь. Тогда Пера со всеми своими сыновьями поднялся на высокую гору, он и семь его сыновей натянули могучие луки и выстрелили в Шондi.

От Шондi оторвался и рассыпался большой кусок, а в Парме зажглось множество огней. Шондi-огонь и сейчас убегает из этих мест, потому и бывает зима каждый год, но уйти совсем Шондi уже не может, потому что его большой кусок греет землю.

Сюжет о борьбе Перы с лешим, в свою очередь, состоит из двух стабильных эпизодов. В первом из них Пера встречает в лесу лешего и вступает с ним в единоборство. Вначале они меряются силой, перетягиваясь на палке. Пера обманывает лешего, привязав себя сыромятным ремнём к крепкому пню. Потом они ложатся спать у костра. Пера, улучив момент, подкладывает вместо себя берёзовый кряж или сосновый чурбак, накрывает его одеялом, а сам прячется неподалёку.

Леший, решив, что Пера уснул, бьёт в чурбак копьём с серебряным наконечником. Пера в это время стреляет в него из лука. Тяжелораненый леший, оставляя кровавый след, бежит в сторону Урала, добегает до горы Болванов Камень (Болван Из), где у него был дом, и умирает на его пороге.

Во втором эпизоде Пера обнаруживает в доме умершего лешего его молодую красивую жену, приводит её к себе домой и берёт в жёны.

Некоторое время молодожёны живут счастливо, но однажды Пера возвращается домой с охоты в неурочное время и входит в дом без стука. Он видит свою жену, щёлкающую вшей, которых она находит в волосах на снятом с головы скальпе, и убивает её.

Повод для убийства Перы своей жены – снятый ею со своей головы скальп – обладает также глубокой символикой. У обских угров голова и волосы считались местом обитания четвёртой души, поэтому у них существовал обычай скальпировать убитых врагов, чтобы уничтожить их души; никогда не стригли своих волос шаманы, поскольку верили, что в них находятся их душа, сила и оберег. Понятие о том, что в волосах находится душа или магическая сила, а потерять их означало потерять силу, универсально и было известно многим народам. Таким образом, жена Перы со снятым скальпом (без души) лишена сил и фактически ни жива, ни мертва, находится на рубеже бытия и небытия.

Считалось, что если соблюдать традиционные нормы и правила поведения в лесу, а также делать периодические приношения лесному духу-хозяину, он был нейтрален или даже помогал в промысле.

Остальные деяния Перы не имеют явно выраженной мифологической подоплеки и преимущественно свидетельствуют лишь о его богатырской силе.

С охоты Пера приносил по два-три лося на спине. Он вытаскивал воз, который не могла осилить лошадь. Соревнуясь в метании камней, Пера мог бросить на версту камень весом в сто пудов. Он приносил на плечах по двенадцать дубовых стволов зараз и раздавал их соседям для изготовления санных полозьев. Обидевшись на одного из односельчан, Пера поднял и сложил внутрь сруба все брёвна, заготовленные им для строительства дома.



Лыжи Перы, поставленные у стены дома, доставали его стреху, а мчался он на них так быстро, что обгонял лошадиную упряжку.

Обладая богатырским аппетитом, Пера мог съесть за один присест десять блюд пельменей и выпить бадью вина. После неудачной женитьбы на вдове лешего семьи Пера так и не завёл и жил один.

Два его брата не обладали богатырской силой Перы, а его сестра, тоже богатырской мощи, жила у северного моря, где она разводила оленей. Иногда сестра приезжала к Пере на оленях, или же он ездил к ней на собачьей упряжке.

Относительно смерти Перы существует несколько версий.

Согласно одной из них, он жил долго и умер естественной смертью. По другой, состарившись, Пера вместе с одним из своих братьев ушёл в парму (приуральскую тайгу), и там они превратились в камни. По третьей версии, Пера надорвался, натягивая ловчие сети, полученные им в дар от царя, между берёзой на правом берегу реки и сосной – на левом. Придя домой, он лёг в заранее изготовленный кедровый гроб и умер. Или же, натягивая сети между сосной на своём берегу реки и елью, растущей на другом, Пера приложил столько усилий, что ель сломалась. Он упал вместе с ней на землю и вскоре умер от полученных травм.

Оригинальный сюжет о Пере-богатыре был зафиксирован в 1771 году выдающимся сподвижником М. Ломоносова русским ученым и писателем Иваном Лепехиным.

«Между пермяками хранится старинная грамота, жалованная во время царствования государя царя Иоанна Васильевича, которая нынче истреблена, потому что пермяки, стоя за праотцовские свои дачи и часто ссылаясь в присутственных местах на свои древние грамоты, праведным судьям ею наскучили.

Грамота сия дана была одному из чюди, жившему на Каме, в верстах 50-ти от того места, где ныне стоит село Гайны. Сей чюденин, по их уверениям, был отменный силач, который узнан был по случаю заблудившегося русского торгаша, которому он указал дорогу и снабдил всем нужным.

Торгаш, возвратясь в Москву, многим рассказал об отменной силе чюденина, и слух дошел до самого царя. Сказуемая отменная сила возбудила любопытство государево, и он призван был в Москву, где в награждение ему дана была грамота за государевою рукою на известный земли округ, в котором бы он мог беспрепятственно промышлять.

К сему прибавляют, что в знак государевой милости даны были ему и шелковые сети.



К настоящему времени о Пере-богатыре опубликованы десятки текстов.

Уникальные графические изображения сюжетов сказаний о Пере-богатыре сделали известные художники Республики Коми Аркадий Васильевич Мошев , Василий Георгиевич Игнатов , Виталий Николаевич Оньков.

Произведения В. Г. Игнатова навеяны сюжетами коми-зырянских и коми-пермяцких легенд. Это своеобразная станковая графика.

А. В. Мошев, коми-пермяцкий художник, проживавший в Республике Коми, известный так же книжной и станковой графикой, из мифологических персонажей тоже явное предпочтение отдает богатырю Пере.

В. Н. Оньков – коми-пермяцкий художник, известен графикой, акварельными работами, а также деревянной скульптурой. Наиболее близки ему образы чудских богатырей: Перы, Кудым Оша и духов-хозяев: чердачный чуд, подпольный чуд, банный чуд, водяной чуд.

Читайте также: