Сообщение о гербах 5 класс

Обновлено: 01.07.2024

Данная презентация знакомит учащихся с историей возникновения герба, с символикой цвета и изображения в геральдике.Рассазывается о символах и эмблемах в современном обществе.

ВложениеРазмер
o_chyom_rasskazyvayut_nam_gerby_.pptx 2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила: Базанова Елена Михайловна О чём рассказывают нам гербы

Геральдика – (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традицией и практикой их использования. Княжеский герб Герб Москвы

Герб – это отличительный знак , передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба ( человека , сословие , город, страну). Первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей на боевых щитах, шлемах, флагах. Они помогали закованным в латы воинам различать друг друга на расстоянии.

Гербы использовались и в качестве печати. Они располагаются на перстнях и украшениях. Появились гербы и на монетах. Князь Михаил Ярославич (1304-1318) пользовался печатями с образом Архангела Михаила с державой в левой руке и крестом в правой.

Основой герба является щит. В геральдике встречаются щиты самых разных форм . Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Формы щитов :

В большинстве случаев щит бывает разделён на несколько частей, каждая из которых называется полем . Геральдические фигуры делят щит на несколько полей определённого цвета. Встречаются и негеральдические фигуры – это изображение человека, животных, растений, оружия, а также фантастических ж ивотных ( дракон, единорог, гриф и др.) Стропило Перевязь справа Глава Пояс Подножие Столб Крест вилообразный Вольная часть Щиток Клин

Каждое изображение на поле щита несет в себе определенный смысл. Медведь - сила Крылатый змей - зло, смута Дракон - могущество Рука –храбрость Бык - плодородие земли. Волк - злость, прожорливость, жадность . Единорог - чистота, непорочность . Орел - власть, господство, великодушие, прозорливость . Змея - символ вечности, мудрости и хитрости. Дуб - символ крепости и силы. Лилия - добрая надежда, непорочность. Оливковое дерево - мир.

Символическое значение цветов: Золото – богатство, сила, верность, чистота, постоянство. Серебро – невинность, белизна, девственность. Голубой – величие, красота, ясность. Красный – храбрость, мужество. Зелёный – надежда, изобилие, свобода. Чёрный – скромность, печаль, образованность . Пурпуровый – достоинство, сила, могущество.

В средневековье гербы были и у ремесленников. В гербах гильдий ремесленников, как правило, изображались профессиональные инструменты и принадлежности. Не трудно распознать гербы ткачей, портных, мельников, перчаточников.

В современном мире корпоративная геральдика не утратила свою актуальность и популярность. Собственные гербы имеют как мелкие предприятия (мастерские, кафе, гостиницы и т.д.), так и крупнейшие концерны. Учебным заведениям также считается престижным иметь свой герб, причем, независимо от уровня, - от Гарвардского университета до обычной городской средней школы.

Двуглавый орел –главная фигура герба. Он символизирует силу державы. Скипетр – это символ власти. Держава -символ могущества страны. Воин-победитель символизирует защиту государства. Корона - символ законности. Герб России

Золотые звезды символизируют населенные пункты, исторически существовавшие на территории района - станцию Бутово, деревни Поляны, Гавриково , Чернево, Язово , Щиброво , Потапово . Серебряная стена в виде бутовых камней - гласный символ (бут -камень неправильной формы, использовавшийся для строительства), отражающий название района и активное жилищное строительство, благодаря которому возник район . Раскрытые ворота свидетельствуют о доброжелательности и гостеприимстве жителей района. Герб района Южное Бутово

Задание : Придумайте свой собственный герб, герб своей семьи или своего класса, используя язык символов. Продумайте форму щита, его деление, фигуры-символы, а также цвет, девиз, учитывая интересы, увлечения свои и членов своей семьи, класса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщает знания гербовой символики средневековья; познакомит учащихся с гербами древних городов, историей городов Астрахани и Волгограда. Развивает эстетический вкус, знакомит с закона.

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы? ИЗО 5 класс

Презентация "Изобразительное искусство" по программе Б.М. Неменского, 5 класс.

Формирование представления о различных видах гербов и эмблем.Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.Создание эскиза эмблемы фестиваля "Путь просвещения и труд.


Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"

Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы".


О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Презентация Рыбиной Кристины Александровны, учителя изобразительного искусства, ГБОУ СОШ 206 Санкт-Петербурга к уроку изобразительного искусства по программе Н. А. Горяевой, О. В. Островской в 5 класс.

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».


Конспект урока в 5 классе по изобразительному искусству на тему "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы"

План-конспект урока по изобразительному искусству на тему " О чем нам рассказывают гербы и эмблемы".

Оборудование: проектор, компьютер, работы учащихся разных лет.

Музыкальный ряд: средневековые баллады в исполнении группы “Blackmore’s Night”.

Материал для работы учащихся (на компьютере):

Приложение 2: папка со вспомогательным раздаточным материалом.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка учебной задачи.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление знаний по теме.
  5. Выполнение практического творческого задания.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности рабочего места.

2. Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации)

Учитель: Ребята, скажите, изображение какого символа России вы видите?

А вы знаете, что такое герб, и о чем он может нам рассказать?

А хотите узнать?

Сегодня, и на следующих уроках, мы будем изучать с вами тему “О чем нам рассказывают гербы”. Те знания, которые вы получите, пригодятся вам на уроках истории в 6 классе, и вы будете уметь “читать” гербы, например, герб России.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь написаны вопросы, которые помогут нам ориентироваться в море информации, и на которые в конце урока я хочу от вас услышать ответы.

  1. Зачем людям понадобились отличительные знаки?
  2. Что такое герб?
  3. О чем может рассказать герб?
  4. Кто такие герольды?
  5. Что такое геральдика?
  6. Из каких элементов состоит герб?
  7. Какие цвета используются в геральдике?

3. Объяснение нового материала

Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности – эмблемы.

Собственно герб появился в раннем средневековье, в X-XI веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. На турнир они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо. Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно.

И вот, чтобы зрители могли узнавать рыцарей, на щитах и знаменах (флагштоках), у них появились особые знаки. Такие знаки стали передаваться по наследству – от отца к сыну, потом – к внукам и правнукам. Это уже был знак не одного рыцаря, а целого рода. Он стал называться “гербом”, что в переводе на русский язык означает “наследник, наследство”.

На рыцарских турнирах присутствовали распорядители – герольды, в обязанности которых входило подавать сигналы к бою, распознавать рыцарей по их убранству. Со временем герольды стали устанавливать жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок, и кому их дозволено носить. Так возникло искусство составления гербов – геральдика. Образовалась геральдическая азбука.

Все в композиции герба имеет важное значение и несет информацию о владельце.

  • Композиция герба обычно симметрична. Самую важную информационную часть герба помещают в центр и называют щит.
  • По сторонам щит поддерживают фигуры-щитодержатели: люди, птицы, звери.
  • Герб украшает лента с девизом. Девиз – это краткое выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например, “Усердие все превозмогает”, “За честь и достоинство”, “Честь превыше всего”.
  • Венчает герб корона.

Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.

Остановимся поподробнее на элементах герба.

Щит – главная часть герба. Первая форма была треугольная.

Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический (у дам), круглый, квадратный.

В настоящее время употребляется исключительно французской формы – прямоугольник, основание которого 8/9 высоты, выступает в середине нижней части и имеет закругленные углы.

За проступок в наказание отрезали угол щита.

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Композиция, например, способ разделения поля, названа “делением”, основные рисунки – “ординариями”, изобразительные символы на щите герба – “загрузкой”.

  • Золото – знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
  • Серебро – благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
  • Червлень (красный) – храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
  • Лазурь (голубой) – великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
  • Зелень – надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.
  • Пурпур (фиолетовый) – благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
  • Чернь (черный) – осторожность, мудрость, печаль, траур.

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур: изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно.

  • дуб, медведь означали силу;
  • факел, раскрытая книга – знание;
  • пчела – трудолюбие;
  • лавр – славу;
  • крылатый змей – зло, смуту;
  • дракон – могущество;
  • рука в перчатке – храбрость;
  • лев – символ силы, мужества, великодушия;
  • леопард – храбрость, отвага;
  • ворон – долголетие;
  • петух – символ боя.

Дополнительная информация (можно не “озвучивать”):

Часто встречается изображение:

коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель)

Геральдика представлены деревьями – дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами – роза, лилия (геральдическая и натуральная 45–46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь.

Искусственные фигуры представлены предметами военного быта:

различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского – орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.).

Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые “гербовые платья”. Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами – символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке.

Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

4. Закрепление знаний по теме

Давайте вернемся к гербу России. Из каких элементов состоит герб? Как вы думаете, что они означают? Какие цвета используются?

1. Практическая работа

Обратите внимание на доску. Сейчас я покажу вам способ создания герба в технике коллажа в программе PowerPoint.

Учитель показывает, как использовать папку с шаблонами, с помощью которого создается основа и последующие части.

Учитель работает с заранее заготовленными формами, прикрепляя их последовательно.

На глазах у ребят в течение двух-трех минут появляется готовый герб.

Задание учащимся: Представьте себе, что вы – древние рыцари и вам необходим свой герб. На сегодняшнем уроке вы выполните эскиз герба в технике коллажа на компьютере, пользуясь знаниями о форме гербов, символике цвета, символике качеств животных, растений и предметов, и правилах их изображения.

Попробуйте придумать девиз, который подходил бы к изображенному вами гербу.

Вспомогательные материалы с информацией лежат у вас на рабочем столе в папке “Геральдика”.

Выполненные вами гербы сохраните, пожалуйста, в этой же папке.

Учащиеся выполняют практическое задание.

В это время звучит музыка средневековых баллад.

2. Итог урока

Задание выполнялось в активной творческой атмосфере, школьники были увлечены работой, гербы получились интересные и выразительные.

Два-три наиболее удавшихся герба можно вывести на экран и обсудить их.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с гербами, их символикой, попробовали создать свои гербы. А сейчас давайте вернемся к вопросам на доске и ответим на них.

  1. Зачем людям понадобились отличительные знаки?
  2. Что такое герб?
  3. О чем может рассказать герб?
  4. Кто такие герольды?
  5. Что такое геральдика?
  6. Из каких элементов состоит герб?
  7. Какие цвета используются в геральдике?

Выставляем оценки за урок (не всем, а только тем, у кого работы наиболее удачны, остальные – комплексная оценка).

7. Домашнее задание

  1. Пользуясь полученными знаниями о форме гербов, обсудите дома с родителями эскиз герба вашей семьи, который на следующем уроке вы выполните в красках.
  2. Разделить класс на 3 группы.


Одним из главных государственных символов нашей страны является герб Российской Федерации. Учащиеся узнают о том, что такое государственный герб, как он выглядит и познакомятся с историей создания этого символа нашей страны.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Герб России"

Одним из главных государственных символов нашей страны является герб Российской Федерации.


Государственный герб – это отличительный знак, который является официальной эмблемой государства и общенациональным символом, предназначенным объединять людей, живущих на территории государства.

За всю историю нашей страны государственный герб не раз изменялся, дополнялся, становился предметом жарких споров и дискуссий на всех уровнях политической и общественной жизни.

Современный государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава.

На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Каждая деталь российского герба имеет своё символическое значение.


Красный цвет щита – это традиционный символ российского народа. Цвет любви, мужества и отваги. Цвет крови, пролитой в защиту Отечества.

Двуглавый орёл – это многовековой исторический символ нашего государства, единства Европы и Азии, а золотой цвет орла является символом величия и богатства.

Короны над головой символизируют суверенитет как всей Российской Федерации, так и её частей.

Скипетр и держава символизируют государственную власть и единство страны.

Изображение всадника, поражающего копьём дракона, – это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой и защиты Отечества.

Автором официального изображения государственного герба является народный художник России Евгений Ухналёв.

Современный символ российского государства имеет довольно длинную историю.


Как утверждают историки, впервые двуглавый орёл в качестве символа государства был использован в конце пятнадцатого века великим князем Московским Иваном III Васильевичем, до этого времени древнерусские князья изображали на своих печатях и монетах всадника, который символизировал самого князя. И только в 1472 году, после заключения брака между Иваном III и наследницей Византийского престола Софьей Палеолог, изображение двуглавого орла вместе с всадником стало использоваться на государственной печати.

Согласно легенде, двуглавый орёл был изображён на флаге, который несли впереди невесты, поскольку этот символ являлся родовым гербом правителей византийской империи, охватывающей Восток и Запад, и символизировал её величие. Иван III воспринял это как великую честь и возможность встать в один ряд с другими европейскими правителями, и принял этот символ как герб Российского государства.

В течение веков различные события нашей истории находили своё отражение и на гербе. Со временем он наполнялся всё новыми и новыми элементами. В середине шестнадцатого века, в эпоху Ивана IV Грозного, изображение всадника, поражающего змея, появляется уже на самом гербе.

По мере укрепления царской власти к орлу и всаднику добавлялись новые атрибуты. В XVII веке в лапах орёл уже держал скипетр и державу – регалии королевской или императорской власти, общепринятые во всех монархических государствах.

Изображение трёх корон, символизирующих три царства, – Казанское, Астраханское и Сибирское, или по другой версии, союз Великой, Малой и Белой Руси, – появляется на государственном гербе спустя почти сто лет при царе Алексее Михайловиче. Тогда же появляются и скипетр, и держава как символы власти. Кроме того, в соответствии с европейской традицией, крылья орла были подняты вверх.

В годы царствования Петра I на гербе появилась лента голубого цвета, которая скрепляла короны, а на груди орла – орден Святого апостола Андрея Первозванного, покровителя России.

Также, в связи со стремлением Петра ко всему европейскому и в угоду европейской моде того времени, орёл стал чёрным.

В дальнейшем государственный герб России видоизменялся при многих правителях нашей страны и каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.

Но самые серьёзные изменения государственный герб претерпел при Александре II в 1855–1857 годах. По его распоряжению было создано специальное Гербовое отделение во главе с бароном Бернгардом Кёне.


Гербовое отделение разработало целую систему российских государственных гербов (Большой, Средний и Малый), а государственный герб был приведён в соответствие с принятыми международными правилами.

11 апреля 1857 года Александр II утвердил в качестве герба Российской империи двуглавого орла. Также был утверждён весь комплект государственных гербов – Большой, Средний и Малый.

Так, Большой герб России стал символом единства и могущества империи, поскольку в нём была воплощена древняя традиция изображать вокруг двуглавого орла гербы территорий, входящих в состав русского государства. Всего в нём было помещено 17 щитов, на которых были изображены 52 исторических герба территорий, входивших в состав Российской империи. В таком виде государственный герб практически без изменений просуществовал вплоть до Февральской революции 1917 года, после которой Российская империя прекратила своё существование.

После Февральской революции 1917 года Временное Правительство сохранило двуглавого орла как государственную эмблему, но птица изображалась там с опущенными крыльями, без корон, всадника, скипетра и державы. Этот герб так и не получил своего официального утверждения.

А в 1924 году практически все эти элементы были использованы и в гербе Союза Советских Социалистических Республик.

Советский герб символизировал нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции, дружбы и братства трудящихся всех наций и народностей страны, добровольное объединение равноправных союзных республик в едином союзном государстве, равноправие всех наций и выражал идею интернациональной солидарности народов СССР с трудящимися всех стран планеты Земля.

И только в начале девяностых годов двадцатого века, с распадом советского государства, вопрос о гербе независимой России встал вновь.


Было предложено несколько вариантов нового государственного символа.

Согласно закону, государственный герб Российской Федерации, как и другие символы государства, может быть использован строго по назначению.

Например, изображение герба должно присутствовать:

· на пограничных столбах и в пунктах пропуска через Государственную границу нашей страны;

· на бланках и печатях государственных органов власти и управления, силовых структур, а также судов;

· на официальных документах, выдаваемых от имени государства (свидетельствах о рождении и заключении брака).

· на документах, удостоверяющих личность гражданина, таких как паспорт и загранпаспорт;

· на денежных знаках;

· на фасадах зданий государственных организаций и учреждений, на территории нашей страны, а также на зданиях посольств и консульств нашей страны за рубежом;

· в рабочем кабинете Президента Российской Федерации и иных государственных служащих;

· в залах заседаний Совета Федерации и Государственной Думы Правительства, Конституционного, Верховного и других федеральных судов и т.д.


Также на основе Государственного герба строятся эмблемы органов федеральной исполнительной власти – министерств и ведомств. Они содержат: изображение двуглавого орла, у которого некоторые атрибуты (например, скипетр и держава в лапах, щит на груди) заменяются знаками, указывающими на профиль министерства. Таким образом, герб служит знаком, указывающим на государство и государственную власть.

На протяжении нескольких столетий двуглавый орёл пережил разные эпохи, триумфы и забвения. Его видоизменяли, отменяли и опять восстанавливали. В новое столетие Россия вошла с новым государственным гербом, который является частью истории и культуры нашей страны, и мы, как граждане России, должны с уважением относиться к нему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


История Российского Герба

hello_html_m49c5d3b9.jpg

ученик 5 " а"класса

Сёмкин Владимир

Тема моего проекта : История Российского герба

Я выбрал эту тему , потому что мне стала интересна , как возник герб России.

Цель моего проекта : узнать изменения , которые происходили с российским гербом в разные периоды развития нашего государства.

1. Изучить литературу по теме

2. определить основные направления изменений герба в разные времена.

Герб России — один из главных государственных символов России.

Великий Князь Московский Иван III женился на Византийской царевне Софье Палеолог, и принял родовой герб Византийских царей – Двуглавого Орла. Двуглавый Орёл Византии представлял собой Римско-Византийскую империю, охватывавшую Восток и Запад. Его сочетание с Московским гербом Георгия Победоносца и стала гербом Русского государства.

Впервые двуглавый орёл как государственный символ Русского государства встречается на оборотной стороне государственной печати Ивана III Васильевича в 1497 году.

На Большой печати Ивана IV 1577 года вместо двух корон появилась одна с крестом над орлом. Во время правления Фёдора Ивановича две короны вернулись обратно, однако над головами орла был помещён православный крест.

Датой официального установления трёх корон на гербе можно считать 1625 год, когда при Михаиле Фёдоровиче на малой государственной печати между глав орла вместо креста появилась третья корона.

При Петре I Алексеевиче, герб резко меняет свою форму. У орла оявляются новые элементы. На головах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св.апостола Андрея Первозванного. Пётр Алексеевич утвердил этот орден в 1798 году, и он стал первым из высших государственных наград России. А Св.апостол Андрей Первозванный был объявлен покровителем России.

Николай I стремился к духовному и культурному возрождению России. Поэтому появился новый Орёл, который со временем изменился, но по-прежнему был всё в тех же строгих формах.

Современный герб был принят в 1993 году. За его основу взят герб Петра I . Но двуглавый орёл золотого цвета, а не чёрного, и помещён он на красном геральдическом щите.

За время истории нашего государства каждый правитель вносил изменения в герб.

Читайте также: