Сообщение о георгиевском зале большого кремля

Обновлено: 16.05.2024

Этот самый большой в Кремле зал был назван в честь святого Георгия Победоносца, считающегося покровителем русского войска. Имя святого для воинской награды, учрежденной 26 ноября 1769 года, было взято не случайно: по церковному преданию в Риме при императоре Диоклетиане жил военачальник Георгий, исповедовавший христианство и преданный за это казни. Первым из русских князей, принявших второе церковное имя Георгий, был князь Ярослав Мудрый.

Своды и стены были украшены знаками ордена Георгия Победоносца, а в полукружиях поперечных стен помещались горельефные изображения святого Георгия на коне и извивающегося под его копьем дракона.

Великолепный паркет Георгиевского зала, подобный исполинскому ковру, был составлен из более чем двадцати сортов цветного драгоценного дерева.

По сложившейся традиции в Георгиевском зале проходит церемония официальной встречи и проводов президентом Российской Федерации главы иностранного государства.

В назначенный час глава иностранного государства входит в Георгиевский зал из Владимирского или аванзала. К этому времени в Георгиевском зале российские участники переговоров и сопровождающие гостя официальные лица встают в линию у окон. Первыми располагаются (отсчет ведется справа налево) российские участники церемонии, затем — представители страны гостя.

Навстречу гостю, под звуки президентских фанфар, направляется президент Российской Федерации. Оба президента встречаются на ковровой дорожке в центре зала и обмениваются рукопожатием. Гость занимает место справа от президента России, лицом к Владимирскому залу. Если гость прибывает с супругой, обе пары располагаются в следующем порядке (слева направо): супруга гостя, президент России, гость, супруга президента России. Супруга российского президента преподносит букет цветов супруге гостя, они фотографируются на память, после чего исполняются государственные гимны страны гостя и Российской Федерации. Затем оба президента подходят поприветствовать российских участников переговоров и сопровождающих гостя официальных лиц.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском Небольшой владимирской городок Юрьев-Польской основал и назвал в свою честь в 1152 году князь Юрий Долгорукий. В XII–XIV веках Юрьев был центром небольшого удела, с 1212 года принадлежавшего князю Святославу Всеволодовичу, внуку Юрия

Георгиевский крест Александра I

Георгиевский крест Николая I

Георгиевский крест Николая I У императора Николая I была своя история награждения орденом Св. Георгия. После изгнания Наполеона из России начался Заграничный поход русской армии. В 1814 г. будущему Николаю I исполнилось 17 лет. Он страстно желал оказаться в бою и заработать

Георгиевский крест Александра II

Георгиевский крест Александра III

Георгиевский крест Александра III За крестами поехали на фронт и многочисленные великие князья. На фронте находились даже младшие сыновья царя, 20-летний великий князь Сергей Александрович и 17-летний Павел Александрович. Старшие сыновья Александра II – Александр, Владимир

Георгиевский крест Николая II

Георгиевский крест Николая II После вступления России в Первую мировую войну в августе 1914 г. Николай II начинает регулярно выезжать на фронты. В августе 1915 г., после трехмесячного отступления русской армии, царь принял на себя обязанности Верховного главнокомандующего. К

Глава I Георгиевский кавалер

Глава I Георгиевский кавалер В 1469 г. на правом берегу Волги возникло чувашское поселение Шупашкар (ныне город Чебоксары). С 1555 г. оно стало крепостью Московского государства, а с 1781 г. уездным городом Казанской губернии. На исходе XIX века неподалеку от города Чебоксары, в

Георгиевский трактат

Георгиевский трактат Во время правления Екатерины в Грузии при царе Ираклии II значительно усилилось Картли-Кахетинское государство: возродилась культура, возникло книгопечатание, но все это происходило под постоянной угрозой вторжения в страну турок и персов. Ираклий

СПРАВА ОТ АВАНЗАЛА РАСПОЛОЖЕН ОРДЕНСКИЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ ЗАЛ, НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЙ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ В РЯДУ ЗАЛОВ ПАРАДНОЙ АНФИЛАДЫ БОЛЬШОГО КРЕМЛЕВСКОГО ДВОРЦА. ЕГО ДЛИНА — 60 МЕТРОВ, ШИРИНА — 19 И ВЫСОТА — 17 МЕТРОВ. ГИГАНТСКИЙ СВОД ОПИРАЕТСЯ НА ВОСЕМНАДЦАТЬ МОЩНЫХ ПИЛОНОВ, УВЕНЧАННЫХ АЛЛЕГОРИЧЕСКИМИ СТАТУЯМИ ПОБЕД. ОНИ ОЛИЦЕТВОРЯЮТ СОБОЙ ОБЛАСТИ, ВОШЕДШИЕ В СОСТАВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.

О Георгиевском зале императорского дворца в Кремле М.П. Фабрициус писал, что это «один из величайших (длина 85 1/2 арш., ширина 29 арш. и вышина 24 3/4) в России; он производит на каждого входящего в него впечатление по своим размерам, характеру отделки и архитектурным формам. Его белый, снежный колер напоминает кружево благодаря чрезвычайно мелкой, прекрасной лепной работе орнаментов, почти сплошным вычурным узором покрывающих колоссальный сводчатый плафон, стены и колоннаду. 18 пилонов, образующих выступы и ниши у стен залы, оканчиваются 18 цинковыми колоннами, на которых поставлены статуи побед, изображающие аллегорически следующее (справа от входа):

а) завоевание Перми (1472);

в) царства Казанского (1553);

г) Золотой Орды (1557);

ж) Камчатки (1643);

з) Малороссии (1654);

и) берегов Невы (1702);

б) Малой Татарии (1791);

г) царства Польского (1794);

д) присоединение Грузии (1801);

ж) Финляндии (1809);

з) областей Персии (1812);

Георгиевский зал. Люстры

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца самый большой из всех парадных залов Московского Кремля. Он, по идее императора Николая I, был задуман как зал воинской славы русского оружия и был посвящен ордену св. Георгия, ставшего с древнейших времен символом ратных подвигов России и главным попечителем и заступником российского воинства.

Георгиевский зал – третий в анфиладе парадных залов дворца. Он выходит торцевой частью на главный южный фасад, тогда как протяженной своей стеной зал обращен на Соборную площадь и Благовещенский собор Московского Кремля, причем в прошлом зал был соединен с собором крытым переходом.

Колонны с мраморными статуями

Зал ордена св. Георгия, как Андреевский и Александровский, имеет два яруса окон, прорезанных в южной и восточной стенах этого громадного помещения. Оно перекрыто полуцилиндрическим кессонированным сводчатым потолком, опирающимся на восемнадцать мощных каменных столпов. Стройные витые цинковые колонны практически разгружены и несут декоративную функцию. Громадный потолок всем своим весом опирается на мощные треугольные в плане пилоны, выступающие во внутреннее пространство зала. Пилоны расположены симметрично по западной и восточной стенам зала. Массивность огромных пилонов успешно скрадывается невесомыми ажурными белыми колоннами и великолепными мраморными статуями. Такое художественное оформление колоннады с белокаменными парными скульптурами было предложено директором Оружейной палаты А.Ф. Вельтманом.

Интерьер Георгиевского зала удачно совмещает парадную пышность и роскошь художественного оформления с лаконичностью архитектурных форм и сдержанной цветовой гаммой, соответствующей цветам орденских знаков. Это сильно отличает кремлевский зал русской воинской славы от соседствующих с ним тронного Андреевского и Александровского залов.

Георгиевский зал оформлен в бело-золотой цветовой гамме. По его сторонам установлены восемнадцать витых белых цинковых колонн. Над ними смонтирован ажурный белоснежный антаблемент. Над каждой колонной размещены скульптурные женские фигуры (выполнены известным русским скульптором И.П. Витали), держащие щиты с изображенными на них гербами царств, княжеств и областей, вошедших в состав Российского государства с конца XV по первую треть XIX века.

Под стать великолепным скульптурам и замечательный лепной декор, ставший настоящим украшением этого парадного зала. Необъятный цилиндрический свод Георгиевского зала обильно украшают декоративные кессоны с ажурной объемной лепниной. Для оформления потолочных сводов широко использованы знаки ордена св. Георгия – золотые звезды и кресты.

Впрочем, такой традиционный орденский декор характерен и для оформления стен зала и присутствует буквально во всех элементах интерьера.

Несомненным украшением Георгиевского зала императорского дворца служат два прекрасных камина, изготовленных из белого каррарского мрамора, богато украшенных филигранной каменной резьбой, изображающей традиционную воинскую символику. Проект и эскизы этих каминов были выполнены архитектором К.А. Тоном и изготовлены известным мастером Сантино Кампиони.

Общее ощущение парадной торжественности Георгиевского зала подчеркивается и усиливается благодаря шести многорожковым бронзовым с позолотой люстрам, симметрично расположенным по всей протяженности огромного зала, и четырем десяткам бронзовых золоченых бра, выполненных в том же стиле, что и люстры. Эти сложные и пышные по форме люстры и бра хорошо гармонируют с богатейшим лепным орнаментом, обильно покрывающим свод Георгиевского зала.

Одной из настоящих достопримечательностей Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца является его богатейший паркет, сохраняющийся в своем первозданном виде уже полтора века, то есть с момента строительства парадных залов. Уникальный многоцветный, невероятно сложный по своему мозаичному рисунку паркет Георгиевского зала был исполнен по проекту и эскизам академика Ф.Г. Солнцева. За сто пятьдесят лет паркет в зале неоднократно подвергался научной реставрации, однако его подлинный вид, рисунок и цвет до сего времени являются предметом настоящей гордости. Последние комплексные научно-реставрационные работы по паркетным полам зала прошли в 1997–1999 годах, и сегодня паркет предстает в том виде, каким он был задуман и исполнен гениальными российскими мастерами.

Георгиевский зал. Орден на потолке

Исторически обстановка зала включала в себя лишь скамьи и табуреты на позолоченных витых деревянных ножках. Они всегда были оформлены полосатым шелком в тонах Георгиевской орденской ленты – черным и оранжевым цветом.

Зал ордена св. Георгия закономерно считается главным залом русской воинской славы. Именно здесь по именному повелению императора Николая I на стенах и в нишах, образованных чередой мощных пилонов, были установлены памятные бело-мраморные доски. На них высечены изображения орденских Георгиевских знаков, а по всей плоскости золотыми буквами увековечены имена более чем одиннадцати тысяч воинов – георгиевских кавалеров и названия 545 наиболее отличившихся в сражениях воинских соединений российской армии. Эти памятные доски делают Георгиевский зал настоящим пантеоном славы русского оружия, памятником мужества и героизма наших соотечественников.

О Георгиевском зале императорского дворца в Кремле М.П. Фабрициус писал, что это «один из величайших (длина 85 1/2 арш., ширина 29 арш. и вышина 24 3/4) в России; он производит на каждого входящего в него впечатление по своим размерам, характеру отделки и архитектурным формам. Его белый, снежный колер напоминает кружево благодаря чрезвычайно мелкой, прекрасной лепной работе орнаментов, почти сплошным вычурным узором покрывающих колоссальный сводчатый плафон, стены и колоннаду. 18 пилонов, образующих выступы и ниши у стен залы, оканчиваются 18 цинковыми колоннами, на которых поставлены статуи побед, изображающие аллегорически следующее (справа от входа):

а) завоевание Перми (1472);

в) царства Казанского (1553);

г) Золотой Орды (1557);

ж) Камчатки (1643);

з) Малороссии (1654);

и) берегов Невы (1702);

б) Малой Татарии (1791);

г) царства Польского (1794);

д) присоединение Грузии (1801);

ж) Финляндии (1809);

з) областей Персии (1812);

Георгиевский зал. Люстры

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца самый большой из всех парадных залов Московского Кремля. Он, по идее императора Николая I, был задуман как зал воинской славы русского оружия и был посвящен ордену св. Георгия, ставшего с древнейших времен символом ратных подвигов России и главным попечителем и заступником российского воинства.

Георгиевский зал – третий в анфиладе парадных залов дворца. Он выходит торцевой частью на главный южный фасад, тогда как протяженной своей стеной зал обращен на Соборную площадь и Благовещенский собор Московского Кремля, причем в прошлом зал был соединен с собором крытым переходом.

Колонны с мраморными статуями

Зал ордена св. Георгия, как Андреевский и Александровский, имеет два яруса окон, прорезанных в южной и восточной стенах этого громадного помещения. Оно перекрыто полуцилиндрическим кессонированным сводчатым потолком, опирающимся на восемнадцать мощных каменных столпов. Стройные витые цинковые колонны практически разгружены и несут декоративную функцию. Громадный потолок всем своим весом опирается на мощные треугольные в плане пилоны, выступающие во внутреннее пространство зала. Пилоны расположены симметрично по западной и восточной стенам зала. Массивность огромных пилонов успешно скрадывается невесомыми ажурными белыми колоннами и великолепными мраморными статуями. Такое художественное оформление колоннады с белокаменными парными скульптурами было предложено директором Оружейной палаты А.Ф. Вельтманом.

Интерьер Георгиевского зала удачно совмещает парадную пышность и роскошь художественного оформления с лаконичностью архитектурных форм и сдержанной цветовой гаммой, соответствующей цветам орденских знаков. Это сильно отличает кремлевский зал русской воинской славы от соседствующих с ним тронного Андреевского и Александровского залов.

Георгиевский зал оформлен в бело-золотой цветовой гамме. По его сторонам установлены восемнадцать витых белых цинковых колонн. Над ними смонтирован ажурный белоснежный антаблемент. Над каждой колонной размещены скульптурные женские фигуры (выполнены известным русским скульптором И.П. Витали), держащие щиты с изображенными на них гербами царств, княжеств и областей, вошедших в состав Российского государства с конца XV по первую треть XIX века.

Под стать великолепным скульптурам и замечательный лепной декор, ставший настоящим украшением этого парадного зала. Необъятный цилиндрический свод Георгиевского зала обильно украшают декоративные кессоны с ажурной объемной лепниной. Для оформления потолочных сводов широко использованы знаки ордена св. Георгия – золотые звезды и кресты.

Впрочем, такой традиционный орденский декор характерен и для оформления стен зала и присутствует буквально во всех элементах интерьера.

Несомненным украшением Георгиевского зала императорского дворца служат два прекрасных камина, изготовленных из белого каррарского мрамора, богато украшенных филигранной каменной резьбой, изображающей традиционную воинскую символику. Проект и эскизы этих каминов были выполнены архитектором К.А. Тоном и изготовлены известным мастером Сантино Кампиони.

Общее ощущение парадной торжественности Георгиевского зала подчеркивается и усиливается благодаря шести многорожковым бронзовым с позолотой люстрам, симметрично расположенным по всей протяженности огромного зала, и четырем десяткам бронзовых золоченых бра, выполненных в том же стиле, что и люстры. Эти сложные и пышные по форме люстры и бра хорошо гармонируют с богатейшим лепным орнаментом, обильно покрывающим свод Георгиевского зала.

Одной из настоящих достопримечательностей Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца является его богатейший паркет, сохраняющийся в своем первозданном виде уже полтора века, то есть с момента строительства парадных залов. Уникальный многоцветный, невероятно сложный по своему мозаичному рисунку паркет Георгиевского зала был исполнен по проекту и эскизам академика Ф.Г. Солнцева. За сто пятьдесят лет паркет в зале неоднократно подвергался научной реставрации, однако его подлинный вид, рисунок и цвет до сего времени являются предметом настоящей гордости. Последние комплексные научно-реставрационные работы по паркетным полам зала прошли в 1997–1999 годах, и сегодня паркет предстает в том виде, каким он был задуман и исполнен гениальными российскими мастерами.

Георгиевский зал. Орден на потолке

Исторически обстановка зала включала в себя лишь скамьи и табуреты на позолоченных витых деревянных ножках. Они всегда были оформлены полосатым шелком в тонах Георгиевской орденской ленты – черным и оранжевым цветом.

Зал ордена св. Георгия закономерно считается главным залом русской воинской славы. Именно здесь по именному повелению императора Николая I на стенах и в нишах, образованных чередой мощных пилонов, были установлены памятные бело-мраморные доски. На них высечены изображения орденских Георгиевских знаков, а по всей плоскости золотыми буквами увековечены имена более чем одиннадцати тысяч воинов – георгиевских кавалеров и названия 545 наиболее отличившихся в сражениях воинских соединений российской армии. Эти памятные доски делают Георгиевский зал настоящим пантеоном славы русского оружия, памятником мужества и героизма наших соотечественников.

О Георгиевском зале императорского дворца в Кремле М.П. Фабрициус писал, что это «один из величайших (длина 85 1/2 арш., ширина 29 арш. и вышина 24 3/4) в России; он производит на каждого входящего в него впечатление по своим размерам, характеру отделки и архитектурным формам. Его белый, снежный колер напоминает кружево благодаря чрезвычайно мелкой, прекрасной лепной работе орнаментов, почти сплошным вычурным узором покрывающих колоссальный сводчатый плафон, стены и колоннаду. 18 пилонов, образующих выступы и ниши у стен залы, оканчиваются 18 цинковыми колоннами, на которых поставлены статуи побед, изображающие аллегорически следующее (справа от входа):

Залы Большого Кремлевского дворца. Сегодня здесь проводятся торжественные государственные мероприятия – награждения орденами, вручение премий, присвоение воинских и гражданских званий, подписание важных государственных договоров.

Прежде, чем мы расскажем об известных залах Большого Кремлевского дворца, вкратце напомним историю последнего.

Построили дворец в период с 1838 по 1849 годы. Указ о начале строительства издал император Николай I. К работе были привлечены лучшие зодчие страны, а главное руководство возложили на архитектора Константина Андреевича Тона.

Внушительное здание Большого Кремлевского дворца выходит главным фасадом на протекающую за стенами Кремля, ниже по склону, Москву-реку. Здание строили как временную резиденцию русских императоров во время их посещения Первопрестольной столицы.

Хотя снаружи здание смотрится 3-уровневым, на самом деле здесь всего два этажа. Нижний уровень несколько выступает за плоскость верхних этажей, что позволило устроить над ним открытую террасу для прогулок.

Всего во дворце 5 главных залов, о которых и пойдет речь в этой статье:

Залы Большого Кремлевского дворца

Андреевский зал Кремля

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца называют еще и тронным. Свое название получил по ордену в честь Святого апостола Андрея Первозванного.

В первоначальном виде сохранялся с 1849 по 1932 годы, после чего, в Советское время, был объединен с соседним Александровским для создания Зала заседаний ВС СССР. Восстановили его в период с 1994 по 1998 годы по проекту С.В. Демидова.

Десять позолоченных пилонов Андреевского зала, как и также оформленные двери, украшают цепи и кресты из атрибутики российского ордена Андрея Первозванного. Поверх оконных проемов размещены гербы губернских образований, которые существовали в Российской империи.

В торце Андреевского зала Кремля размещается престол, исполненный с оборудованием мест под три стилизованных трона для царствующих особ – Николая II, его супруги Александры Федоровны и матери Марии Федоровны, а также импровизированные сени с подлогом из горностая.

Настоящие троны и сени сегодня можно увидеть в залах Оружейной палаты Кремля.

Поверх престола размещено лучезарное Всевидящее око, выполненное из золота.

Андреевский зал Кремля


Фото 1. Андреевский зал Кремля и орден Андрея Первозванного

Александровский зал Кремля

Александровский зал Большого Кремлевского дворца назван в честь ордена во имя Святого Александра Невского, который был учрежден в Российской империи в 1725 году по указу императрицы Екатерины Первой.

Его стеновые плоскости декорированы мрамором розоватого оттенка, свод купола и примыкающие парусные своды украшены орденскими гербами и звездами.

Вид последних повторен на обшивке спинок стульев, которая выполнена из бархата под цвет орденской ленты.

На стенах Александровского зала Кремля расположены живописные полотна, изображающие эпизоды жизни князя Александра Невского.

Как говорилось выше, вместе с Андреевским залом во времена СССР был уничтожен и восстановлен также в 1990-х годах.

В наши дни в Александровском зале периодически проводят заседания Госсовета РФ.

Александровский зал Кремля


Фото 2. Александровский зал Кремля и орден Александра Невского

Владимирский зал Кремля

Владимирский зал Большого Кремлевского дворца необычен по своей планировке. В принципе, это квадрат со сторонами порядка 16 метров, но из-за устройства угловых ниш смотрится как восьмигранник.

В декоративном оформлении задействованы цвета, присущие российскому ордену в честь Святого Владимира.

Шатровый свод в виде 16-гранника выполнен с использованием керамических горшочков, что позволило и облегчить саму конструкцию, и придать помещению прекрасные акустические свойства. Освещение Владимирского зала Кремля осуществляется через специально устроенный вверху проем.

Лестничный марш выводит посетителей в помещения Теремного дворца.

Владимирский зал Кремля


Фото 3. Владимирский зал Кремля и орден Святого Владимира

Георгиевский зал Кремля

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца является парадным залом. Свое название получил по российскому ордену в честь Святого Георгия Победоносца, который был учрежден императрицей Екатериной II в 1769 году, после чего он стал высшим военным орденом тогдашней России.

Помещение Георгиевского зала Кремля выполнено в бело-голубых с золотом тонах. Зал по-праву является своеобразным храмом воинской доблести.

Общая длина Георгиевского зала порядка 61 метра, при ширине 20,5 и высоте под 17,5 метра. На стенах установлены панели с названиями войсковых частей и списки георгиевских кавалеров. Верх колон, расположенных у стен, украшают скульптурные изваяния работы Витали, символизирующие территории, входившие в состав Российской территории.

Под потолком установлены шесть позолоченных бронзовых люстр, а напольное покрытие выполнено из 20 пород ценных деревьев, выложенных оригинальным узором.

В годы советской власти в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца проходили правительственные приемы, награждения и встречи высшего руководства с народом. Сегодня эта традиция продолжает существовать.

Стоит отметить, что именно в Георгиевском зале Кремля прошла церемония подписания договора о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Случилось это 18 марта 2014 года.

Георгиевский зал Кремля


Фото 4. Георгиевский зал Кремля и орден Святого Георгия Победоносца

Екатерининский зал Кремля

Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца также является одним из парадных залов. В момент своего создания был тронным залом для российских императриц.

Назван зал в честь Ордена во имя Святой Екатерины, который был учрежден еще Петром I в далеком 1713-м году и, по сути, являлся единственным женским орденом в Российской империи.

Общая длина Екатерининского зала Кремля около 21 метра. Главным приметным элементом помещения являются пилястры, украшенные малахитовыми вставками, и закрепленные на мощных столбах у дверных проемов.

Стены и своды украшены муаром сероватого оттенка с обрамлением из материала, под стать рисунку орденской ленты. Также в качестве декора используется позолоченная лепнина, выполненная российскими мастеровыми.

Геометрический рисунок паркета Екатерининского зала Кремля был спроектирован академиком Федором Григорьевичем Солнцевым.

В качестве освещения используются позолоченные люстры, отлитые из бронзы, с канделябрами из тончайшего хрусталя, изготовленного по специальному заказу на одном из императорских заводов по производству стекла в городе Санкт-Петербурге.

Екатерининский зал Кремля


Фото 5. Екатерининский зал Кремля и орден Святой Екатерины

Мы завершили наш краткий обзор залов Большого Кремлевского дворца. Надеемся, что эта информация вам понравилась и вы нашли в ней что-то новое для себя.

Эта статья — о Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца. О зале Зимнего дворца см. Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца.

Гео́ргиевский зал — зал, расположенный в Большом Кремлёвском дворце. Построен в 1838—1849 годах по проекту архитектора Константина Тона при участии художника Фёдора Солнцева и архитекторов Фёдора Рихтера и Николая Чичагова [1] . Является частью анфилады гербовых парадных помещений, назван в честь ордена Святого Георгия Победоносца, учреждённого в 1769-м [2] [3] [4] .

Читайте также: