Сообщение о фугах баха

Обновлено: 05.07.2024

Пятая, шестая и седьмая – фуги в противодвижении. Их темы являют собою варианты основной: в пятой – в прямом обращении, в шестой размер темы при некоторых проведениях вдвое уменьшается, в седьмой применяется и уменьшение, и увеличение. Пятая и шестая фуги ритмически фигурированы, в седьмой прямое движение совмещается с противоположным.

Далее следуют четыре двойные и тройные фуги. В них возникают новые темы, который сочетаются и с основной, и ее вариантами. Две новые темы, появившиеся в восьмой фуге, будут использованы в одиннадцатой в обращении. В этих фугах применен двойной контрапункт децимы и дуодецимы.

В последующих четырех канонах тоже наблюдается постепенное усложнение: в одном из них идет имитация в октаву, в другом – в дуодециму, далее – в дециму, но в разных ладах, а в последнем – в увеличении и в обращении.

Каждая из трех последующих фуг заключает в себе как бы две фуги: основную и зеркальную. Интервалы между голосами в них весьма велики, что делает достаточно сложным исполнение на одном инструменте, и эти фуги нередко исполняются на двух фортепиано.

Что такое фуга, история фуги


Полифония. Это особый вид многоголосного изложения музыки, который можно назвать ансамблем мелодий, возник еще во времена глубокой древности и прошёл длинный путь исторического развития. Данный способ выражения музыкальных идей так пришёлся по вкусу композиторам, что они, для разностороннего раскрытия содержания своих творений и более яркого воплощения художественных образов, непрерывно старались его развивать. В результате постоянных изысканий возникали новые техники и формы, применяемые для написания контрапунктических сочинений. На сегодняшний день высшим достижением полифонического искусства по праву считается фуга.

Историю фуги и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое фуга?

  • Фуга – это полифоническое (многоголосное) музыкальное произведение, изложенное в имитационной фактуре по строго установленным правилам.
  • Фуга – это особо развитая полифоническая форма, основанная на последовательном повторении (имитации) в разных мелодически самостоятельных голосах, заданной композитором музыкальной темы.
  • Фуга – это контрапунктическая композиционная техника, в которой заданная автором музыкальная тема, переходя из одного голоса в другой, определяет дальнейшее развитие произведения.


Элементы, составляющие фугу

  • Тема. Это главный стержень фуги: её развитие и обогащение в разных голосах является основной мыслью представленной полифонической композиции. Тема, в фуге именуемая вождём, сочиняется композитором по определённым строгим правилам. Во-первых, тему надлежит начинать со звука, который наиболее характеризует тональность произведения, то есть с тоники или доминанты и изначально обязательно проводить в главной тональности. Во-вторых, она должна быть предельно краткой, мелодически яркой и с чётким ритмическим рисунком, а по диапазону не превышать одной октавы.
  • Спутник или тональный ответ. Так называется проведение темы в доминантовой или субдоминантовой тональности. Он начинает звучать во втором голосе после начального проведения темы в основной тональности.
  • Противосложение. Это контрапункт, который исполняется первым голосом, когда во втором звучит тональный ответ, называемый спутником. Противосложение по ритму должно отличаться от темы, чтобы придать музыке определённую рельефность.
  • Интермедия. Небольшое промежуточное связующее двухголосное предложение, звучащее в первом и втором голосе после спутника перед темой - вождём, которая должна прозвучать в третьем голосе. Помимо этого интермедии могут звучать не только внутри части, но и между основными разделами фуги. Строение интермедий по большей части секвентное, основанное на интонациях главной темы.
  • Постлюдия. Заключительное четырёхголосное предложение, звучащее после спутника – тонального ответа в четвёртом голосе.
  • Стретта. Так называют сжатую имитацию, которая обычно пишется в форме канона на тему фуги. Стретта не является в фуге обязательным элементом, а если появляется, то в разработочной или репризной части. Она сочиняется на разное количество голосов и любые интервалы.
  • Кодетта. Короткая связка между темой-вождём и спутником - тональным ответом.

Строение фуги

Структура фуги обычно включает в себя три части: экспозицию, разработку - развитие и репризу - заключение. Реже встречаются двухчастные композиции, в которой вторая часть является как разработочной, так и заключительной.

  • Экспозиция начинается с темы – вождя, затем после её окончания в другом голосе вступает спутник – тональный ответ. Далее в третьем голосе вновь звучит тема, а за ней в четвёртом голосе – ответ. В четырёхголосной фуге экспозиция является завершённой, когда во всех голосах были проведены и темы, и ответы.
  • Разработка. Этот раздел в своём построении весьма свободен, так как не имеет структурных закономерностей. Он тоже начинается с проведения темы, однако, не в главной тональности, а в тональности первой и иногда второй степени родства. В разработке находят широкое применение интермедии, стретты, а также различные приёмы полифонической техники, например такое преобразование темы, как увеличение, уменьшение и обращение.
  • Реприза. В этой части происходит возвращение в главную тональность. Раздел, который по своим размерам значительно меньше первой части, тоже начинается с проведения темы в главной тональности. Она звучит в основной тональности во всех голосах, но иногда появляется в тональности субдоминанты или доминанты и весьма часто в форме канонической стретты. Тематическое развитие в репризе приводит к кульминации всей композиции. Завершается заключительный раздел и соответственно вся фуга тоническим органным пунктом, символизирующим устой основной тональности.

Разновидности фуги

Фуги бывают двух-, трёх-, четырёх - и пятиголосные. Самые распространённые виды – это трёх - и четырёхголосные фуги. Двух - и пятиголосные композиции данного жанра встречаются весьма редко. Помимо этого фуги различаются по количеству использованных в композиции музыкальных тем. Если автор включил в произведение две темы, то фуга называется двойной, три темы – тройной, четыре темы – четверной. Весьма часто в композиторской практике встречаются сокращённые варианты фуги – это фугато и фугетта.

Фугато не является самостоятельной формой и не обладает завершённостью, а потому, как правило, включается в более крупные произведения. Хороший пример тому Третья симфония Бетховена, Шестая симфония Чайковского и Первая симфония Танеева. Фугато не отличается особой строгостью построения и обычно ограничивается экспозиционным разделом.

Фугетта – это маленькая фуга, которая строится по принципу большой фуги, но по содержанию и изложению музыкального материала сложностью не отличается.

История

История фуги берёт своё начало во времена Высокого Средневековья. Уже в ту пору в различных музыкальных композициях использовался приём, когда один мотив имитационно повторялся от разных звуков несколько раз. Композиторы той эпохи в своих сочинениях постоянно экспериментировали с новыми формами, и их стремление разнообразно продемонстрировать тему склоняло их в сторону полифонического изложения музыкального материала.


В эпоху барокко фуги писали фактически все музыкальные сочинители и как демонстрацию композиционного мастерства вставляли их в произведения всевозможных жанров, начиная от оратории и заканчивая клавирными сонатами. Тем не менее, полного совершенства и завершённый вид жанр достиг в произведениях Георга Фридриха Генделя и, несомненно, в творчестве великого Иоганна Себастьяна Баха . Подытожив накопленный опыт своих предшественников, Бах сочинял фуги, ставшие своеобразным эталоном, на который опирались все последующие поколения композиторов.

Иоганн Себастьян Бах

В наступившей после классицизма эпохе романтизма интерес к музыке Баха и Генделя проявился вновь. В связи с этим фугальное письмо стало понемногу возрождаться. Немногочисленные, но замечательные примеры встречаются у Шуберта , Шумана, Мендельсона , Листа, Верди , Берлиоза и даже великого оперного реформатора Вагнера. К примеру, Феликс Мендельсон, изучая музыку Баха, так вдохновился, что сочинил ряд фуг не только для фортепиано, но и органа.

Революционный XX век вернул фуге популярность и должное уважение. В начале столетия в России этому способствовала замечательная теоретическая работа выдающегося русского композитора Сергея Ивановича Танеева , а в Германии творчество композитора и органиста Макса Регера. Контрапунктическую композиционную технику для реализации новейших идей талантливо использовали Николай Мясковский, Белла Барток, Игорь Стравинский, Альфред Шнитке , Борис Тищенко. При этом необходимо отметить, что циклы фуг подобно баховским из ХТК создали Пауль Хиндемит, Дмитрий Шостакович и Родион Щедрин.

Сергей Танеев

Интересные факты

Фуга. Эта форма впитала всё самое лучшее, что было разработано в полифонической музыке. К сожалению, сегодня фугу не часто можно услышать на концертных площадках, однако она, помогая активно развивать творческое мышление, является важным участником учебного процесса, как у исполнителей, так и начинающих композиторов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фуга

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



👨 Сначала он написал простую фугу, затем — фугу на ту же тему, но с варьированным ритмом. Затем фугу с перевернутой темой — как если бы она отражалась в зеркале. Потом вдвое уменьшил длительности всех нот, потом, наоборот, увеличил, и так далее.

🏗 Представьте архитектора, который чертит здания по постепенно усложняющемуся плану — от часовни до гигантского кафедрального собора: примерно это делал Бах.

♾ На ней, прямо посреди тела развивающейся фуги, баховский текст обрывается. Это выглядит поразительно даже на нотном листе — что уж говорить о впечатлении от прослушивания.

🎹 Послушайте первый контрапункт в исполнении Гленна Гульда, который так всем понравился вчера. У него он звучит действительно мистически.

Удивительное свойство этой музыки в том, что ее можно играть на чем угодно: есть даже записи ансамблей с гитарой и саксофоном.


🗺 Мы с вами много говорили о Лейпциге как о важном городе в жизни Баха. По ссылке можно увидеть 3D-модели старого Лейпцига и найти там уже знакомые нам места: церковь Святого Фомы, кофейню Циммермана и другие.

🎓 Этот урок мы целиком посвятили Иоганну Себастьяну Баху. Давайте повторим, что мы узнали.

✨ Иоганн Себастьян Бах — величайший композитор, его творчество завершает музыкальную эпоху барокко, а год его смерти, 1750-й, считается ее концом.

👨‍👩‍👦‍👦 Бах — представитель большой музыкальной династии. Он был дважды женат, у него родилось 20 детей, из которых выжили 10, и минимум трое стали известными музыкантами.

⛪️ Бах был глубоко верующим человеком, библия Лютера всю жизнь оставалась его главной книгой. Однако он одинаково много работал в сфере духовной и светской музыки и создал более 1100 сочинений. В общей сложности вся музыка Баха, сохранившаяся до наших дней, занимает около 200 часов звучания. То есть, чтобы послушать все, понадобится чуть меньше 9 дней.

Где работал

🏰 В жизни Баха было три главных города. Его служебные задачи определяли главные сочинения каждого периода:

Веймар — органная музыка;
Кётен — светская инструментальная музыки;
Лейпциг — кантаты и крупные духовные сочинения.

👓 Бах не только создал много гениальной музыки для органа, он был великим органистом и знатоком органостроения.

🔸 Более 200 кантат: подавляющее большинство — духовные, но есть и светские, они тоже важны и прекрасны.

🔸 Сочинения для органа: хоральные обработки, прелюдии, фуги, токкаты, фантазии.

🔸 Сочинения для сольных инструментов (клавесина, клавира, скрипки, виолончели): сонаты, партиты, сюиты.

🔸 Инструментальные концерты.
Сочинения для оркестра и камерного ансамбля.

🌈 Бах — одно из главных имен в области полифонической музыки. Но он прекрасно знал сочинения своих французских и итальянских коллег, поэтому его музыка удивительно разнообразна.

🧐 Основой его музыкального языка всегда оставался протестантский хорал. Тексты тех хоральных мелодий, которые Бах использовал в своих сочинениях, помогают нам сегодня разгадать многие загадки его музыки.



Как признается гениальность или талантливость того или иного музыкального произведения?

Что такое гений и что такое талант их авторов?

Что такое вдохновение композитора? Как оно приходит?

Чем одарены композиторы?

Предшествует ли развитию одаренности в музыке какое-то особенное событие в жизни человека? Чем грозит композитору наличие у него дара? Навязчивая идея и аффективное расстройство обязательны, чтобы одаренность композитора смогла раскрыться?

Зачем рождаются композиторы?

Их гениальное искусство - только для избранных? Ведь понимать гениальную музыку как язык могут или одаренные музыканты или такие любители, для которых тайны музыки как будто открыты самим Богом. И все же концертные залы и оперные театры наполнены людьми. Многие из них не понимают музыки так, как хотел бы написавший ее композитор. Но все же их манит непостижимая тайна музыки. Музыка притягивает людей своим эмоциональным воздействием, как гипнозом.

Немецкий композитор и органист, непревзойденный мастер полифонии. Философская глубина содержания и высокий этический смысл произведений Баха поставили его творчество в ряд шедевров мировой культуры.

Французский композитор, дирижер, музыкальный писатель. Создатель жанра романтической программной симфонии. Стремился к театрализации симфонического жанра.

Русский композитор,(один из создателей русской классической симфонии) и ученый-химик (с 1864 г.профессор), общественный деятель.

Немецкий композитор, пианист и дирижер.

Австрийский композитор и педагог: один из крупнейших симфонистов 2-й половины XIX века. Написал 11 симфоний. Прославился как органист-импровизатор.

Австрийский композитор и музыкальный критик. Представитель позднего романтизма. Работал главным образом в жанре песни-романса.

Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.

Американский композитор и пианист. В творчестве использовал элементы джаза и афро-американского музыкального фольклора.

Русский композитор, основоположник национальной композиторской школы.

Австрийский композитор, реформатор оперной музыки. Сочинил свыше 40 опер.

Американский пианист и композитор.

Русский композитор и пианист. Ввел в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.

Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры.


Практика фуги требует твердого владения техниками музыкального письма и, в частности, контрапункта . Музыканты и музыковеды обычно считают, что многие фуги, написанные Иоганном Себастьяном Бахом, являются непревзойденным образцом. Тем не менее многие композиторы, в том числе и великие романтики , успешно практиковали фугу .

Резюме

Рождение и история

Спонтанный процесс: имитация


Имитация , как и контрапункт , имеет средневековое происхождение и вокал. Подражание - это процесс, который спонтанно используется певцами, импровизирующими в группах, что мы все еще можем наблюдать сегодня, например, в негритянских спиричуэлах, где хор повторяет припев последних нот певца.

Массы Палестрины , одного из величайших мастеров вокального контрапункта, дают нам богатейшие и наиболее известные примеры имитационного письма.

Канон

Исторически сложилось, что этот процесс занимает несколько канонических имен с XIII - го века с Rondellus (обмен голосов) или Rota (входной голос просто другой), то Качча Италии, охоты во Франции в XIV - м веке , и уловом и раунду английский с XVI - го века.

К настоящей фуге: мотет, ричеркаре, канцона, фэнтези

Фуга в ее нынешней условной форме, то есть в том виде, в каком она была завещана Бахом, сама по себе является решением проблемы структуры и согласованности, не решаемой ранее существовавшими формами. Ricercare , то песнопение и другие древние формы страдали от отсутствия единства, фуга, в современном смысле этого слова, решает по успешной архитектуре, которой считаются Bach , чтобы окончательно зафиксировала рамку.

Золотой век: начало XVIII - го века


Конец XVIII - го века

Романтическая эпоха

XX - го века

Фуга входит в XX - го века через переднюю дверь с современным преемником Баха, Макс Регер , который пользуется большим авторитетом в Центральной Европе, где его обильное работа имела сильное влияние на его современников, в том числе Шенберг. Рихард Штраус использует его в финале своей Sinfonia Domestica (1902).

Генрих Камински (1886–1946), который в свое время также пользовался очень высокой репутацией, завершает свой квинтет из двух альтов фугой, вариации в развитии и размерах которой во многом похожи на Большую фугу Бетховена.

Пример: тема фуги первого движения Музыки для струнных, ударных и челест по Бартку , говорят на альтах с немым .

Школа беглеца

Пример: 16- й беглый наземный минор , первая книга Хорошо темперированного клавира , очень близка к этой подробной архетипической форме Гедалджа; именно эта форма до сих пор используется в школе, и мы представим элементы словарного запаса, прежде чем описывать ее развитие.

Точно так же Ральф Киркпатрик: «Если вы хотите найти типичную фугу Баха, вы должны это сделать. Результатом такой подготовки будет не что иное, как школьный побег. Похоже на те модели, которые демонстрируют анатомию человека: деревянное изображение фуги. Разнообразие, очевидно, можно оценить только по отношению к единообразию. "

Тема может быть очень короткой. В четырех нот в фуга C-диез минор из Хорошо темперированного клавира :

Вот два примера более длинных предметов фуги, которые подчеркивают их особую тональную ось. Первый считается закрытым , другой - открытым . Остальные испытуемые представляют диаграмму в несколько этапов: тоника → тоника → доминанта (тема закрывается, затем открывается ); тоника → доминанта → тоника → тоника ( открытая, затем закрытая тема ). Важно восприятие предмета как глобальной сущности, тонально ориентированной и несущей будущее произведения.

. или "тональный ответ" с небольшими изменениями:

В некоторых случаях реакция осуществляется на тон субдоминанты (верхняя четвертая / нижняя квинта): это называется плагиальной реакцией . Так обстоит дело с аллегро первой сольной скрипичной сонаты Баха BWV 1001 и начальной фугой струнного квартета № 14 Бетховена .

Часть, представляющая предмет и его ответ, распространяющийся на все голоса, называется экспозицией . Порядок записей варьируется: альт, сопрано, бас, тенор или тенор-бас, альт, сопрано или наоборот в фуге для четырех голосов.

После разоблачения (каждый из голосов повторял предмет, за его ответом следует контр-субъект) не существует типизированной процедуры обращения с контр-субъектом, которая зависит от воли композитора. С другой стороны, его присутствие необходимо в школе беглеца. В противном случае в разработке презентация может быть неполной, за исключением одного или нескольких голосов. Каждое развитие обычно заканчивается более или менее заметным темпом .

Есть фуги без контр-сюжета.

"Разработка"

Процесс

Пример: мы находим известные элементы: тема (или dux ), ответ (или приходит ) и контр-тема. Первые измерения фуга на минор, BWV 895b Иоганна Себастьяна Баха:

Первый интервал испытуемого - это нисходящая пятая часть ( mi - a ), тогда как этот же интервал стал четвертым по убыванию ( la - mi ) в ответе. Эта модификация интервала, которая лишь незначительно меняет впечатление идентичности между субъектом и ответом, называется мутацией . Эта уловка иногда необходима для поддержания тональной когерентности, чтобы сделать любую последующую модуляцию более удивительной.

Пример: последние такты Хроматической фантазии и фуги ре минор , BWV 903 Иоганна Себастьяна Баха. Последний из трех педалей - доминирующий ( ) 155-157 мер - заключительная часть; а субъект, сидящий высоко, произносится в последний раз. Обратите внимание, что в каденции снова используется треть Пикардии :

Обычно единая тема лежит в основе всей композиции, обеспечивая единство. Одна из величайших трудностей фуги - избавиться от впечатления монотонности, которое может возникнуть при многократном повторении темы. Искусство композитора - регулировать отдачу, другими словами, уметь остановиться, прежде чем утомить слушателя. Однако эти трудности характерны не только для фуги как таковой, но и для композиции в целом [ ref. желаемый] .

Есть фуги с более чем одним сюжетом, которые называются двойными или тройными фугами. Это в случае с фугой Кирия от Моцарта Реквием . Это, однако, уловка, потому что эти явно новые предметы, выставляемые по отдельности (новая выставка) после того, как предмет и контрсубъект были широко использованы и развиты, на самом деле являются дополнительными контрсубъектами , написанными контрапунктом. (или четыре) голоса, которые затем интегрируются в полифонию, уже сформированную ранее услышанными испытуемыми и контр-предметами.

Само собой разумеется, что для таких подвигов необходимо владение обратимым контрапунктом более чем с двумя голосами. Примеры которой любой композитор может принести пользу, должны быть найдены в Искусстве фуги , в частности , известные фуги из которых один из контра-субъект-вторых предметов является БАХ , в немецкой записи, то есть, если ♭ - л - делать - если :

Ритмическая организация

В описанной выше организации преобладает тональная эволюция фуги. Однако недостаточно учитывать все фуги, например, когда нет модуляции, стретте или педали. Остается изучить ритмическую аранжировку.

Другие виды побегов

Помимо двойных и тройных фуг, есть и другие виды фуг.

В контр-фуге ответ инвертирует интервалы испытуемого. Примеры в искусстве фуги : контрапункты V, VI, VII и XIV.

Вращающаяся фуга состоит из дукса, который не возвращается к тонике, а продолжает свой тональный путь с пятой на пятую. Самый мастерский пример - первый мотет Опуса 74 Брамса , где фуга начинается ре минор, но заканчивается фа-диез минор.

Фугетта или фугетта - это маленькая фуга.

Фугато - это отрывок фуго в более крупном произведении или форма вертикального письма, такая как симфония или соната . Тема обрабатывается менее строго, и фугато длится всего несколько тактов. Кроме того, конечная Симфония Юпитера Моцарт также включает 9 - я Бетховена в Fancy странник из Шуберта , на 5 - й из Bruckner и 4 е из Шостакович (высшая точка первого движения). Первое движение Квартет п о 3, оп. 22 (1921) Пауля Хиндемита - это фугато.

Используемые инструменты

Фуга может быть исполнена любым полифоническим инструментом, любой группой монодических инструментов, любым оркестром и любым типом хора. Тем не менее, самые известные фуги предназначены для клавишных инструментов, особенно подходящих для написания фуги, и представляют собой репертуар выбора для исполнителя, особенно для органа , клавесина и фортепиано.

Бах , однако, сочинил три фуги для скрипки соло, которые можно найти в его Сонатах для скрипки ( BWV 1001, 1003 и 1005), а также фугу для виолончели соло во второй части прелюдии к своей пятой сюите для соло. виолончель . Эту обработку можно найти в произведениях для виолончели соло Регера (соч. 131) и Бенджамина Бриттена (три сюиты).

Знаменитые беглецы

Фуги для органа

Фуги для клавишных и других инструментов или формаций

Известные фугато

Библиография

Договоры