Сообщение о фотохудожнике роджер баллен

Обновлено: 06.07.2024

Роджер Баллен родился в Нью-Йорке, но уже более 30 лет живет в Йоханнесбурге. По образованию геолог. После учебы в Штатах работал консультантом в горнорудной промышленности в Южной Африке. Начинал как фотограф-документалист, снимал репортажи, но постепенно стал фотохудожником. Его работы хранятся в коллекциях Музея Помпиду (Париж), Музея Виктории и Альберта (Лондон), в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Обладатель множества наград. Назван фотографом года на фестивале Rencontres d' Arles в 2002 году.

Роджер Баллен – современный фотограф, работающий в жанре постановочная фотография. Родился в США, но большую часть карьеры провел в ЮАР

Роджер Баллен (англ. Roger Ballen, р. 1950) – современный фотограф, работающий в жанре постановочная фотография. Родился в США, но большую часть карьеры провел в ЮАР.

Ранняя биография

Роджер Баллен родился в Нью-Йорке (США), в 1950 году. Его отец был адвокатом, а мать – Адриенн Баллен – в период с 1963 по 1967 год являлась членом известного фотоагентства Magnum. В 1968 году она вместе с Ингрой Бонди основала свою фотогаллерею в Нью-Йорке. Известно, что бабушка и дедушка фотографа были родом из России.

Свою первую фотографию Баллен сделал, когда ему было пять с половиной лет, а первую камеру получил в 13, но нельзя сказать, что будущий фотограф сразу нашел свое призвание. После окончания старшей школы он изучал психологию в Университете Калифорнии, Беркли. Свою первую серию фотографий по воспоминаниям друзей Баллен создал во время студенческих демонстраций против войны во Вьетнаме. Впрочем, снимки того времени не были официально опубликованы и неизвестно сохранились ли они до наших дней.

В 1973 году умирает мать художника. Сразу после этого Баллен покидает Нью-Йорк и оправляется путешествовать по Европе, Азии и Африке. Полтора года живет в ЮАР. В это время он создает множество фотографий, часть из которых составляют его первый профессиональный альбом "Boyhood" (1979). В США он возвращается только в 1977 году для окончания работы над вышеупомянутым альбомом и получения степени PhD в Колорадском горном институте. Как представитель данного института, т.е. в качестве геолога в 1982 году он вновь посещает ЮАР.

Работы из "Shadow Chamber" часто представляют собой нечто среднее между художественной и документальной фотографией. Люди, животные и различные другие объекты здесь часто представлены обособленно. Они как бы существуют в рамках одной фотографии, но при этом внешне никак не контактируют друг с другом. Здесь почти отсутствует нарративная составляющая, однако зритель чувствует нечто необъяснимо жутковатое и сюрреалистичное в том, что предстает перед его взглядом.

fotograf Rodzher Ballen 04

Свои причудливые, эмоциональные, часто кошмарные фотографии он снимает в заброшенных домах южноафриканских городов. Некоторые символы в его работах повторяются: животные, самодельные скульптуры, маски, куклы, одеяла, каракули и примитивные картины.

fotograf Rodzher Ballen 0

fotograf Rodzher Ballen 0 5

Тьма не обязательно плохая или злая, она может означать свет. Истина может прийти из тьмы и примирить со страхами, – говорит фотограф.

Баллен все еще снимает на пленку и в черно-белом режиме. Монохром, по его мнению, подчеркивает разницу между внутренне реальным (странные лица, тела и позы людей) и наносным, ложным, показным. Почему его так привлекают гротеск и крайности? Ответ прост:

Я не верю в традиционные определения красоты. Как фотограф, я вижу маску перед лицом каждого. Я должен снять ее. Мои критики не имеют ни малейшего представления о реальности того, что я делаю, о моих взаимоотношениях с теми, кого я фотографирую. Я бы сказал, не желая преувеличивать, что они любят меня.

Тем не менее, люди все чаще исчезают с его фотографий, уступая место маскам, манекенам и куклам, поскольку они становятся более скульптурными и живописными. Его работы все более абстрактны и все теснее связаны с театром и инсталляцией, символами и знаками. В настоящее время Роджер Баллен работает над двумя новыми проектами, один из которых посвящен крысам и мышам, а другой – абстрактным рисункам Роршаха.

За творчеством Роджера Баллена можно следить на его сайте в Facebook и Instagram. Ниже подборка из разных сборников автора.

fotograf-Rodzher-Ballen 41-1

fotograf-Rodzher-Ballen 41-2

fotograf-Rodzher-Ballen 41-3

fotograf-Rodzher-Ballen 41-4

fotograf-Rodzher-Ballen 41

fotograf-Rodzher-Ballen 43

fotograf-Rodzher-Ballen 44

fotograf-Rodzher-Ballen 45

fotograf-Rodzher-Ballen 46

fotograf-Rodzher-Ballen 47

fotograf-Rodzher-Ballen 48

fotograf-Rodzher-Ballen 49

fotograf-Rodzher-Ballen 50

fotograf-Rodzher-Ballen 51

fotograf-Rodzher-Ballen 52

fotograf-Rodzher-Ballen 53

fotograf-Rodzher-Ballen 54

fotograf-Rodzher-Ballen 55

fotograf-Rodzher-Ballen 22

fotograf-Rodzher-Ballen 18

fotograf-Rodzher-Ballen 1

fotograf-Rodzher-Ballen 2

fotograf-Rodzher-Ballen 3

fotograf-Rodzher-Ballen 4

fotograf-Rodzher-Ballen 5

fotograf-Rodzher-Ballen 6

fotograf-Rodzher-Ballen 7

fotograf-Rodzher-Ballen 8

fotograf-Rodzher-Ballen 9

fotograf-Rodzher-Ballen 10


Роджер Баллен - культовый американский и южноафриканский фотохудожник. Его работам присуща особая эстетика, для одних людей - притягательная и завораживающая, для других - пугающая и вызывающая отвращение. Фотографический архив Роджера Баллена содержит массу непривычных и волнующих образов, от странных портретов аутсайдеров и изгоев до совершенно фантасмагорических картин. К его искусству сложно оставаться равнодушным, оно вызывает у зрителя сложные эмоции и заставляет задумываться о непростых вещах.

Биография

Роджер Баллен родился в 1950 году в Нью-Йорке. У его матери была фотографическая галерея, и он с детства рос в окружении фотографий и людей, которые их создают. Уже ребенком он начал фотографировать, и на окончание школы родители подарили ему профессиональную камеру, однако большую часть жизни это было для него всего лишь хобби.

Roger Ballen, Puppy Between Feet, 1999

В 23 года после окончания университета Баллен отправился путешествовать по миру и в середине семидесятых впервые попал в ЮАР, где познакомился со своей будущей женой. В 1977 году он вернулся в Соединенные Штаты и в 1979-м издал там свою первую книгу - Boyhood (“Мальчишество”), в которой собраны фотографии мальчишек разных стран. Как говорит сам Баллен, эта книга посвящена его собственному детству.

В 1981 году он получил докторскую степень по геологии и вернулся в Южную Африку, где тридцать лет работал геологом - его профессиональная деятельность заключалась в поиске минералов, золота и платины. Благодаря этой деятельности Баллен много путешествовал по Африке и смог увидеть ее жизнь изнутри - не с точки зрения туриста, а в качестве ее полноправного участника. Это не поверхностный взгляд из окна автомобиля и не простая документальная съемка: Баллен налаживает с интересующими его людьми контакт, общается с ними, заходит в их дома и видит то, что редко видят "цивилизованные люди".

Old man, Ottoshoop,(Dorps), 1983

В вышедший в 1986 году второй альбом Роджера Баллена, который называется Dorps: Small Towns of South Africa (”Селения: маленькие города Южной Африки”), вошли фотографии, сделанные им во время геологических экспедиций. Это увиденные им в пути пейзажи, быт, лица людей. Во многом это документалистика, показывающая условия, в которых живут бедные слои населения, пока не затронутые прогрессом. Однако во всем этом присутствует что-то характерно “балленовское” - иррациональное и пугающее.

Дризи и Кэзи

Одна из самых известных фотографий Роджера Баллена - “Дризи и Кэзи”. Она появилась в его третьем альбоме Platteland (”Сельская местность”), вышедшем в 1994 году. На ней изображены пускающие слюни близнецы, серьезно смотрящие прямо на нас.

Dresie and Casie

Баллен отказывается рассказывать про них какие-то подробности - вероятно, он несколько раздосадован тем, что, несмотря на огромное количество сделанных им снимков, основное внимание все же достается одной единственной фотографии. Известно, что с 2011 года Дризи и Кэзи живут в доме для престарелых: можно сравнить то, как их увидел художник Рождер Баллен, и то, как они выглядят в своей обычной жизни двадцать лет спустя.

Casie and Driesie

Документальный вымысел

Особенностью фотографий Роджера Баллена является то, что на лежащую в их основе документальную репортажную съемку накладывается субъективный взгляд художника, привносящий особое ощущение и настроение. Сам же Баллен называет свою стилистику документальным вымыслом. Он часто говорит о том, что занимается не социальной фотографией, а экзистенциальной. Его творчество посвящено абсурдности жизни и больше говорит о человеческом уделе, чем о повседневной реальности или социальных проблемах.

С течением времени работы Баллена претерпевают трансформацию: начиная с его четвертого альбома, Outland (”Далекая земля”), в его фотографиях появляются элементы постановки, а в дальнейшем он приходит к еще более сюрреалистичным образам. Также он использует в своих работах рисунки, коллажи, скульптурные элементы.

Family room, 2014

Сотрудничество с Die Antwoord

Вероятно, широкой публике работы Роджера Баллена стали известны благодаря сотрудничеству с южноафриканской группой Die Antwoord. В 2006 году Йо-Ланди Фиссер написала Баллену, что его творчество сильно на них повлияло, и предложила ему создать что-то вместе.

Roger Ballen/Die Antwoord

В 2009 году Баллен участвовал в создании декораций их первого клипа Enter the Ninja, в 2011 году появляется срежессированный им клип I Fink U Freeky, в 2017-м - их совместный короткометражный фильм Tommy can’t sleep. Также Йо-Ланди Фиссер и Ninja присутствуют на фотографиях и в видео Баллена в качестве моделей.

Читайте также: