Сообщение о фотографе дмитриеве

Обновлено: 28.06.2024


Родился в деревне Повалишино Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Образование получил в церковно-приходской школе, где считался одним из лучших учеников. Благодаря усилиям матери, желавшей дать сыну хорошую профессию, в 15 лет Дмитриев поступил в мастерскую московского фотографа М.П. Настюкова, где приобрел практические навыки. М.П. Настюков поощрял в ученике стремление к познанию, и Максим Дмитриев по воскресеньям посещал рисовальные классы Строгановского художественного училища.

В 1874 г. 16-летним юношей Дмитриев впервые отправился в Нижний Новгород, на период работы Ярмарки, где Настюков владел своим фотопавильоном. Пребывание юного фотохудожника в Нижнем Новгороде стало судьбоносным: ему посчастливилось встретить известнейшего нижегородского фотографа Андрея Осиповича Карелина . Три года спустя молодой человек переехал в Нижний Новгород, чтобы начать работу у одного из самых способных учеников А.О. Карелина Д.Лейбовского. Наконец, в 1879 г. Дмитриеву было предложено место в фотоателье самого Карелина.

В 1887 г. М.П. Дмитриев открывает собственное фотоателье, оказавшееся весьма рентабельным. Однако работа в стационарных условиях не приносила мастеру полного удовлетворения: он стремился снимать живую природу, людей в обычных бытовых условиях. Московская публика впервые увидела работы Максима Петровича в 1889 г. на выставке, посвященной 50-летию светописи. Экспозицию составили 53 безукоризненно выполненные работы большого формата: волжские виды, лесные пейзажи, групповые и индивидуальные портреты. Среди последних были весьма смелые – например, портрет ссыльного В.Г.Короленко. И публика, и критики дали высокие оценки фотографиям Дмитриева.

Виды разоренных голодом деревень, умирающих детей, самоотверженной работы врачей, сестер милосердия и земских деятелей, помогающих больным крестьянам, никого не могли оставить равнодушными. Это было первое в России (и одно из первых в мире) издание с репортажными фотографиями, рассказывающее о постигшем русский народ несчастье, показывающее тяжелую жизнь и страдания простых людей. Альбом стал важной вехой в истории российского фоторепортажа.

После революции Дмитриев продолжал работать в Нижнем Новгороде, как и прежде отдавая всего себя любимой профессии. Оставаясь верным светописи, он фотографировал разруху первых лет советской власти и новостройки первых социалистических пятилеток. Его фотографии отразили изменения внешнего облика города и людей разных социальных групп, оставив будущим поколениям изобразительную энциклопедию нижегородской жизни. В конце 1929 г. фотоателье М.П.Дмитриева перешло в ведение Детской комиссии при Нижегородском крайисполкоме, а прежний владелец был утвержден заведующим художественной частью и павильонным фотографом.

Детская комиссия варварски отнеслась к наследию художника, сдав в утиль 16000 негативов. В 1933 г. краевое архивное бюро забрало у Детской комиссии уцелевшие материалы (около 7000 негативов), благодаря чему они сохранились до наших дней. Последние годы жизни фотохудожник провел в полном забвении. Однако художественное наследие М.П. Дмитриева всегда пользовалось успехом. И по сей день ученые, историки, архитекторы обращаются к фотографиям Карелина и Дмитриева как к объективным, точным и информационно насыщенным историческим источникам.

Память: на доме № 9 по улице Пискунова в Нижегородском районе Нижнего Новгорода, где работал мастер, установлена мемориальная доска



Нижний Новгород. Фото М.П. Дмитриева. 1896 г. Общий вид на Лубочные ряды и Мещерское озеро



Закладка ремесленного училища в селе Павлове Нижегородской губернии. Фото М.П. Дмитриева. 1895 г.



Благовещенский Керженский единоверческий мужской монастырь. Монах-схимник. Фото М.П. Дмитриева 1897 г.



Доктор Решетилов осматривает больного сыпным тифом Кузьму Кашина в селе Накрусове. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.



Тифозная больница в селе Новая Слобода Лукояновского уезда. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.



Семья больных тифом в городе Княгинине. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.



Семья, больная тифом, в городе Княгинине. Фото М.П. Дмитриева 1891-92 гг.



Изба крестьянина Савойкина, умершего от голода, в городе Лукоянове. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.



Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.



Народная столовая в селе Большом Мурашкине Княгининского уезда. Фото М.П. Дмитриева. 1891-92 гг.



Нижегородские босяки. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Нижегородские босяки. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Нижний Новгород.Кулачный бой перед ночлежным домом Н. А. Бугрова. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Печерская слобода. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Поволжье. Ложкарное производство в деревне Деяново. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.



Поволжье. Ложкарный базар в городе Семенове. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Поволжье. Ложкарное производство. Отделка ложечного черенка. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.



Поволжье. Ложкарный базар в городе Семенове. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.



Поволжье. Осташковские рыбаки. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Рыбацкие тони в верховьях Волги. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Слуда. Вид на берег Оки. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Странник в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Фото М.П. Дмитриева. 1904 г.



Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Типы старообрядцев. Семеновский уезд. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Типы раскольниц-поморок. Семеновский уезд. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.



Типы богомолок в Серафимо-Понетаевском женском монастыре. Фото М.П. Дмитриева. 1904 г.



Чернухинский скит. Уставщицы. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.



Настоятель молельни поморцев в Семеновском уезде. Фото М.П. Дмитриева. 1897 г.



Съезд старообрядцев в Нижнем Новгороде. Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.



Президиум съезда старообрядцев с Н. А. Бугровым (в центре). Фото М.П. Дмитриева. Конец ХIX - начало ХХ века.

Максим Дмитриев родился в деревне Повалишина в 1858 году, воспитывался у бездетного крестьянина из Рязанской губернии. Как все сельские мальчишки, учился в церковно-приходской школе. Когда он её окончил, в семье не осталось денег. Чтобы сводить концы с концами, Максим пел псалмы на похоронах и плёл корзины. Однако он умел ловить реальность объективом так, что этим восторгался весь мир. Талант помог ему выбиться в люди.

Максим Дмитриев

Автопортрет Максима Дмитриева

Максим Дмитриев обучался ремеслу у московского фотографа

В 14 лет Максим переехал в Москву, где работал в посудной лавке. Но его мать хотела для сына лучшего будущего. Поэтому она уговорила московского фотографа Михаила Настюкова взять её сына в подмастерья. Она не думала, что её сын будет фотографом, ей хотелось, чтобы он освоил хоть какое-то ремесло. Однако с выбором профессии она не прогадала.

Вначале Максим чистил стекла для изготовления фотопластинок, которые использовали до фотопленки. Уже через несколько месяцев ему доверили наклеивать отпечатки и исправлять дефекты на фотографиях — у него это хорошо получалось.

Когда Дмитриеву исполнилось 16, Настюков взял его с собой на Нижегородскую ярмарку. Они фотографировали людей в павильоне. Там он познакомился с фотографом Андреем Карелиным. Этого фотографа знали в России и Европе, и он был не против обучать Дмитриева.

Через 3 года Настюков перестал заниматься фотобизнесом, Дмитриев расторг с ним договор и поехал в Нижний работать с Карелиным. На работе Дмитриев не только освоил новые навыки, но и заработал денег, чтобы начать своё дело.

Андрей Осипович Карелин

Андрей Осипович Карелин — учитель Максима Дмитриева

Максим Дмитриев открыл фотоателье в Нижнем со второй попытки

В 1881 Дмитриев открыл фотоателье на Большой Покровской. Но через полгода он поссорился со своим компаньоном, Галиным, и вышел из дела. Денег у него не осталось, но он не опустил руки. До 1886 он работал фотографом в Орле и Москве, а когда скопил нужную сумму, снова открыл фотоателье в Нижнем. Оно стало шестым по счёту в городе.

Максим Дмитриев арендовал дом купчихи Пальцевой на бывшей Осыпной улице. Специально для фотографа домовладелица построила новый двухэтажный флигель на месте небольшого старого. Там и сделали фотопавильон. Фотолаборатория и зал ожидания клиентов находились на втором этаже основного здания, а на третьем — Дмитриев с семьёй.

На входе в мастерскую будущий клиент видел образцы работы мастера в большой стеклянной витрине. Фотографии были развешаны и вдоль крутой лестницы, которая вела клиентов на второй этаж в светлый павильон.

Дмитриев с женой, Анной Городецкой, и детьми

Дмитриев с женой, Анной Городецкой, и детьми

Дмитриев стал известным в России после юбилейной фотовыставки в Москве

Дмитриев стал известным после Всероссийской юбилейной фотовыставки в Москве. Там он представил 53 фотографии крупного и среднего формата на разные темы. На них стояли ценники и адрес его фотоателье — Дмитриев рассчитывал на коммерческий успех. И не прогадал: фотографии покупали прямо на выставке, а клиентов прибавилось.

Фотопортрет Виктора Короленко, снятый Максимом Дмитриевым

На Всероссийской юбилейной фотовыставке всех привлек фотопортрет Виктора Короленко, снятый Максимом Дмитриевым. Писатель тогда был в ссылке, поэтому выставлять его фото было смелым шагом.

В творчестве Дмитриева преобладал реализм, за что его критиковали

Удивляюсь, как г. Дмитриев не избрал другого сюжета, чтобы послать на Парижскую выставку. Из-за того только, что полутона хорошо вышли на рубашках арестантов, ещё не следовало послать и выставлять в Париже эту семейную сцену. Недоставало ему… выставить ссыльно-каторжных на пути в Сибирь. Теперь, увы, на Руси тоже преобладает реальная школа.

Рыбаки

Жизнь в царском Нижем Новгороде

В фотографиях Дмитриева отражены сцены реальной жизни и быта горожан того времени

Дмитриев освещал проблему голода в Нижнем Новгороде

Максим Дмитриев трудился над серией фотографий, посвящённых неурожаю в Поволжье. Он добирался до районов, которые пострадали от засухи и эпидемий, и снимал семьи в тифозной горячке, старые крестьянские дома без крыш, голодающих людей. Были и фотографии врачей, медсестёр, учителей — тех, кто помогал несчастным.

Доктор осматривает больного тифом

Дмитриев сделал фото в селе Накрусов. Доктор осматривает больного тифом

Дмитриев — главный городской фотограф своего века

Дмитриев состоял в Нижегородской губернской учёной архивной комиссии (НГУАК) и делал иллюстрации для краеведческого музея. Петербургская Академия художеств просила комиссию прислать в столицу изображения местных памятников: кремля, монастырей, храмов, старых зданий. Их снимал Дмитриев. Он фотографировал Георгиевскую башню и новый Ромодановский вокзал, снимал виды городских улиц.

Дмитриев побывал на всех высотных зданиях Нижнего Новгорода в поисках хороших ракурсов

Дмитриев побывал на всех высотных зданиях Нижнего Новгорода в поисках хороших ракурсов

В 1894 году Максим Дмитриев снимал Волгу от истока до устья, а также сёла, города и достопримечательности вдоль берега. Дмитриев сделал сотни кадров с холмов и возвышенностей. Он потратил на работу 10 лет жизни и много денег. Они так и не отбились, зато фотографии из этого цикла стали главными в творчестве фотографа.

Бесславный конец: советская власть испортила жизнь фотографу Дмитриеву

К 1929 году частные фотосалоны в СССР национализировали или закрыли. Дмитриева причислили к промышленникам, потому что он использовал наёмный труд. Поэтому он должен был платить большие налоги. Вскоре ателье просто отобрали и национализировали.

hist03

Родился в Тамбовской губернии в крестьянской семье. Трудовой путь после окончания сельской школы начал мальчиком у мастеровых в Москве. Служил у фотографа Настюкова, а по воскресеньям посещал Строгановское училище.

В 1874 году он впервые посетил Нижний Новгород - хозяин взял его работать в свой павильон на ярмарке. Здесь он познакомился с нижегородским фотографом-художником А.О.Карелиным.

В 1882 году М.Дмитриев принимает приглашение от А.О.Карелина поработать в его фотосалоне. Набравшись опыта, он, стремясь осознать свою творческую индивидуальность, уезжает из Нижнего Новгорода.

В 1886 году вновь возвращается в Нижний и открывает свой павильон “Новая фотография М.Дмитриева (Н.Новгород, Осыпная,9 ).

В 1889 году на фотографических выставках в Москве, Петербурге, Одессе, приуроченных к 50-летию светописи, впервые появились снимки неизвестного еще тогда нижегородского фотографа.

1892 год - на выставке в Париже золотая медаль по 4-ому отделу профессиональной художественной фотографии была присвоена нижегородцу М.Дмитриеву за снимок ”Арестанты на строительных работах.”

1893 год - М.Дмитриев издает в собственной фототипии большой альбом ”Неурожайный 1891-1892 год в Нижегородской губернии,” который стал суровым обвинительным документом. М.Дмитриев с тяжеловесной фотокамерой 18х24 см объездил почти все уезды Нижегородской губернии.

М.Дмитриев создает целые тематические циклы: Волжские бурлаки, Семеновские ложкари, Лукояновские крестьяне, Сормовские, Выксунские, Кулебакские рабочие. Сохранилось огромное количество снимков нижегородской ярмарки, ХУI Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года. Зафиксировал все приезды императора Николая II в Н.Новгород.

В 90-х г.г. он снимает Волгу от истока до устья. Фотографирует угасающие фрески Макарьевского монастыря, места известного Саровского монастыря, Серафимо-Дивеевского, Понетаевского и т.д.

В 1929г. здание на ул.Осыпная, 9, где работал М..П.Дмитриев было национализировано, с Дмитриевым заключен договор, по которому он нанимался на должность павильонного фотографа.

В 1933 году большой ценный фонд негативов был изъят по распоряжению председателя краевого архивного бюро Монахова.

АНДРЕЙ ОСИПОВИЧ КАРЕЛИН

hist02

Андрей Осипович Карелин родился в 1837 году в Тамбовской губернии в семье крестьянина. Десяти лет отдан в обучение к иконописцу. В девятнадцатилетнем возрасте поступил в Петербургскую Академию художеств. В 1864 году получил звание свободного художника.

В 1866 году приезжает в Нижний Новгород.

В 1869 году открывает на Осыпной улице мастерскую “Фотография и живопись”, где желающие могли заказать, как живописные, так и фотографические портреты.

В 70-х годах он участвует в фотографических выставках в Вене, Париже, Филадельфии, Эдинбурге и получает высокие награды. Карелин изучает физику, оптику и получает необходимую четкость изображения и нужную резкость во всех планах, применяя добавочные линзы. Современники признавали, что он сумел подчинить себе условия, которые до него считались непобедимыми. В путеводителях по Волге имя А.О.Карелина стояло в графе “Нижегородская известность”.

В 1876 году А.О.Карелин посылает свои работы на международную фотографическую выставку в Эдинбург. На выставке было представлено 6 тысяч снимков из многих стран. Два признаны лучшими. Оба принадлежали А.О.Карелину - “Девушки с альбомами” и “Супруги Зеленецкие”. Он был удостоен золотой медали.

В 1876 году Карелину присваивают звание фотографа Императорской Академии художеств ”За изобретенный особый способ фотографии”.

В 1878 году его принимают в члены Французской национальной Академии искусств.

В 70-е -80-е гг. выходит несколько выпусков его художественного альбома “Фотографии с натуры”.

В 1880-м году Андрей Осипович Карелин становится действительным членом V отдела Императорского Русского технического общества по светописи и ее применениям.

В 1885 году Карелин награжден медалью Императорского Русского Технического общества “За отличное и художественное исполнение фотографических снимков и за прогрессивное усовершенствование своего дела”.

30 лет просуществовала в Нижнем Новгороде школа рисования, созданная А.О.Карелиным. Нуждающихся учеников он обучал бесплатно.

Но, несмотря на все свои заслугив последние годы своей жизни А.О.Карелин испытывал материальные трудности. Умер Андрей Осипович Карелин в 1906 году.




Архивист А.Я. Садовский.



Дмитриев Максим Петрович.



Дети.



Максим Дмитриев с семьёй.

После чего работал в фотографиях Орла и Москвы. В 1886 году Дмитриев снова открыл ателье. С 1888 года работал для Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, фотографируя памятники старины волжского края. В 1889 году Максим Петрович демонстрировал снимки на Всероссийской организованной фотоотделом Общества распространения технических знаний выставке в Москве и в Петербурге на II выставке V Отдела светописи ИРТО. В 1891 и 1892 годах объездил многие охваченные бедствием местности и снял фотографии, вошедшие в альбом "Неурожайный 1891-1892 в Нижегородской губернии".




Максим Дмитриев с семьёй.

В 1892 году он был издан в собственной фототипии Дмитриева, как и художественный альбом Нижегородского Поволжья" (1895). Около ста большеформатных снимков, запечатлевших берега Волги, были показаны Дмитриевым на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде (1896). С 1894 он действительный член Русского фотографического общества в Москве, с 1897 - почетный член Казанского фотографического общества. Участник русских и иностранных экспозиций: "По светописи и ее применениям" в Одессе (1890), III выставки V Отдела ИРТО в Петербурге (1891), Всемирной выставки в Париже (1892, золотая медаль), Международной выставки в Сен-Жиле (1892, "Гран-При"), Международной выставки в Брюсселе (1892, почетный диплом), II выставки Общества распространения технических знаний в Москве (1892, малая золотая медаль), Колумбийской выставки в Чикаго (1893, золотая медаль), Всемирной фотографической выставки в Антверпене (1895, почетный диплом), выставки Русского фотографического общества (1896), V выставки V Отдела ИРТО в Петербурге (1898), Всемирной выставки в Париже (1900, золотая медаль), Международной выставки Московского художественно-фотографического общества (1902), Всемирной выставки в Нью-Йорке (1914, почетный диплом).



Дмитриев Максим Петрович. Автопортрет с трубкой.



Без подписи.



Команда управленцев предприятием. Крайний справа- купец 2-ой гильдии Василий Савостьянов.



Группа нижегородской полиции I части с приставом Пуаре. к. XIX – н. ХХ вв.



Группа судебных приставов.



Члены Гордеевского участкового комитета г. Нижний Новгород. 1896 г.



Группа военных врачей. Эвакуационное бюро. к. XIX – н. ХХ вв.



Группа нижегородских приставов с полицмейстером Балабановым.



Ратники-ополченцы. 1890-е годы.



Группа полиции с полицмейстером бароном А.А. Таубе, 1896 г.



Группа нижегородских купцов.



Портрет директора Нижегородской консерватории к. XIX в.



Купец Ознобишин.



Генерал Войцеховский.



Околоточный надзиратель М.Е. Васильков.



Члены Гордеевского участкового комитета г. Нижний Новгород. 1896 г.



Нижегородский губернатор М.Н. Шрамченко. 1906-1909 г.



Купец Сергеев. Нижний Новгород. 1900-е.



Нижегородский комиссар Орлов. 1928 г.



Башкиров Матвей с сыновьями и управляющими. к. XIX в.



Портрет хлебопромышленника Н.А. Бугрова н XX в.



Нижегородский губернатор В.М. Борзенко. 1914 г.



А.Н. Воскресенский, пристав Макарьевской части Нижегородской губернии.



Портрет хлебопромышленника Матвея Башкирова. к. XIX в.



Полицмейстер Яковлев.



Крестьянин.



Нижегородский губернатор Н.М. Баранов. 1882-1901 г.



Виктор Михайлович Борзенко (Губернатор Нижегородской области в период 1912-1915 гг).



Нижегородский купец Митрофан Рукавишников. к. XIX в.

Читайте также: