Сообщение о фильме москва слезам не верит

Обновлено: 05.07.2024

Все в Москву лезут, будто она резиновая

На удивление коллег-режиссеров, Владимир Меньшов взялся за съемки фильма про трех девушек из провинции, которые попали в Москву и пытаются устроиться в большом городе. Меньшов признавался, что тема покорения столицы была ему близка.

Сценарист фильма Валентин Черных брал образы главных героев со своих коллег в Останкино. Герои Веры Алентовой, Алексея Баталова, Ирины Муравьевой и Раисы Рязановой оказались близки миллионам советских граждан: их желание покорить Москву, выбиться в люди и найти семейное счастье понятно почти каждому.

Изначально на роль главной героини рассматривались Маргарита Терехова, Ирина Купченко и Анастасия Вертинская. Однако они отказались от съемок. Тогда Меньшов решил пригласить на главную роль свою супругу — Веру Алентову.

Иногда такую глупость услышишь, а оказывается — точка зрения

Москва — это большая лотерея

Меньшову позвонили 1 апреля 1981 года и сообщили, что он обошел Куросаву, Трюфо и Иштвана Сабо и выиграл престижную награду. Целый день режиссер был уверен, что это розыгрыш, пока не увидел вечерний выпуск новостей.

Гляжу я на них — такая тоска меня берет

По словам кинокритика, картина позволила советскому человеку взглянуть, каким он был 20–30 лет назад.

Журналист отметил, что фильм получил широкое признание из-за того, что затронул чувства человека любого социального положения.

Шпагин подчеркнул, что фильм затронул проблемы, которые остаются актуальными и сейчас.

Москва слезам не верит кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Москва слезам не верит (1979): смотреть онлайн

информация о фильме

Владимир Меньшов

Валентин Черных

Игорь Слабневич

Сергей Никитин

Саид Меняльщиков

Вера Алентова , Алексей Баталов , Ирина Муравьёва , Александр Фатюшин , Раиса Рязанова , Борис Сморчков , Юрий Васильев , Наталья Вавилова , Олег Табаков , Евгения Ханаева , Валентина Ушакова , Виктор Уральский , Зоя Фёдорова , Лия Ахеджакова , Татьяна Конюхова , Иннокентий Смоктуновский , Георгий Юматов , Леонид Харитонов , Павел Рудаков , Вениамин Нечаев



Гоша, по словам супруги писателя, это сам Черных, такой, каким он себя видел, каким хотел быть.



Киносценарист и драматург Валентин Константинович Черных



Владимир Меньшов с супругой Верой Алентовой и дочерью Юлей



Вера Алентова и Владимир Меньшов в студенческие годы

Решив, что за это можно зацепиться, Меньшову начал думать об этой истории, постоянно возвращался к ней в мыслях, и понял, что если сценарий переделать, доработать, то из него выйдет толк.

И Меньшов сел за доработку. Первое, что он изменил, это сцену, где подружки Екатерина и Людмила должны были наблюдать, как к аргентинскому посольству подъезжают приглашенные на дипломатический прием. Однако боливийского посла и военноморского атташе США он заменил кинозвездами 1950-х Юматовым и Конюховой, а "форды" и "бьюики" - отечественными "ЗИСами" и "Победами", подъезжающих на фестиваль французского кино. Появилась сцена со Смоктуновским, который "поздновато начинает" актерскую карьеру. Именно в этом моменте появилась главная тема фильма – в сорок лет жизнь только начинается.


У Черных главная героиня - депутат Моссовета - вела прием избирателей. "Скучно!" - решил Меньшов и отправил ее в клуб знакомств, где директриса, которую сыграла Лия Ахеджакова, сватала Екатерину за "работника главка - очень ответственного - всего пятидесяти трех лет".



Он придумал историю спившегося хоккеиста Гурина.


Некоторые сцены Меньшов специально сделал более бытовыми. Например, герой Баталова Гоша, вместо того чтобы, сидя перед телевизором, смотреть хоккейный матч, потягивая пиво, взялся конструировать к пылесосу какую-то приблуду.


У Меньшова появлялись новые сюжетные линии и новые герои. В итоге он увеличил сценарий на треть.

И только когда рабочий сценарий был готов, режиссёр задумался о том, кто же будет играть героев. И тут он вновь столкнулся с той же проблемой – как и режиссёры со сценаристами ранее, актёры тоже находили сценарий скучным и неинтересным, какой-то мыльной оперой. Да многие и не хотели работать с молодым режиссёром.

В первоначальной идее режиссёра три главных героини должны были выглядеть как-то так.


Катерину, по его представлению, должна была сыграть Маргарита Терехова, которая, как ему казалось, идеально подходила на эту роль. Но Терехова сниматься категорически отказалась - молодой и неопытный режиссёр, мыльная опера в сценарии не приглянулись актрисе. При этом, её, к тому времени, уже позвал Юнгвальд-Хилькевич в "Три мушкетёра" на роль Миледи. А отказать другу детства Маргарита Борисовна не могла.

Тогда Меньшов решил пригласить на главную роль Ирину Купченко. Но и здесь Меньшову не повезло - сценарий Купченко не заинтересовал.

И начались поиски. Вот некоторые фотопробы актрис на роль Катерины.


Не приглянулась руководству Мосфильма - её внешность назвали несоветской.


Её проба не понравилась режиссёру - актриса показалась неубедительной в роли молодой провинциалки.


Без замечаний прошла пробы с Виталием Соломиным (который пробовался на роль Гоши). С ними вроде даже была отснята проба сцены в электричке. Но Соломин не устраивал Меньшова. После утверждения Баталова, оказалось, что Алексей Владимирович и Наталия Петровна совершенно не смотрятся в кадре вместе. Баталова Меньшов менять не хотел. И поиски начались заново.

Были проблемы и со второй подругой. По сценарию Людмила была очень красивой девушкой и поэтому на её роль в фильм руководство Мосфильма порекомендовало Меньшову попробовать Жанну Болотову, Валентину Титову или Людмилу Савельеву. Сам же Меньшов видел в этой роли Анастасию Вертинскую. Но все они ответили отказом.

Пробовалась на роль Татьяна Сидоренко, но она не устроила ни режиссёра, ни худсовет.


Ирину Муравьёву же Меньшов увидел случайно в одном из спектаклей и сразу понял, что она идеально подходит на роль. В ней была необходимая для Людмилы искорка.


Муравьёва как только прочла сценарий сразу же взялась за роль


Но уже после выхода фильма на экран, Муравьёва признавалась, что даже плакала от обиды. "Моя героиня совсем не понравилась мне, — говорила как-то актриса. — Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела в жизни и в людях, вылезло на экран". Ей казалось, что Болотова, Вертинская, которые отказались, поступили мудрее.

На роль Антонины пробовались Наталья Андрейченко, Нина Русланова и Галина Польских.


Но режиссёр выбрал Раису Рязанову




Вот только по возрасту Баталов не очень подходил на роль. Гоше, как и Катерине, по сценарию было 40 лет. А Баталову уже было за 50. Чтобы омолодить актёра, Меньшов решил использовать парик-накладку, в котором снимался когда-то сам. Парик подошёл как влитой.


"Вот Гоша - все вроде с ним понятно: надо, чтобы у героини все кончилось хорошо, - вспоминал Баталов. - Но как только я прочитал, понял, что это не тот канонический, установленный государством рабочий, который уже сотни раз был на экране, - это другой совсем человек. Выйдет, не выйдет - это второй вопрос, но это интересно делать…"

Оставалась вакантной только роль Катерины.


Но увидев эти пробы, Меньшов понял - сколько времени он потерял даром, просматривая других актрис на эту роль. Алентова выглядела наиболее убедительно из всех кандидаток.

Содержание

Сюжет

История создания

Владимир Меньшов поначалу хотел отказаться от мелодраматического сценария, но всё же он его привлёк. Сначала интересным поворотом показался момент, когда героиня ложится спать, заводит будильник и просыпается через двадцать лет. [2] Как позже признавался Меньшов, возможно, что в будущем фильме была некоторая автобиографическая для него и его супруги Веры Алентовой нотка. Они так же, как и герои фильма, прошли через общежитие, завоёвывали Москву, как приезжие провинциалы и лимитчики. [3]

Несомненные профессиональные достоинства фильма в выборе американского жюри также сыграли свою роль, но по-видимому, не доминирующую.

В ролях

    Катерина Александровна Тихомирова (Катя)Людмила Свиридова (Люда)Антонина Буянова (Тося, Тоня)Георгий Иванович (Гоша, Гога), слесарь из НИИ, возлюбленный КатериныРудольф (Родион) Петрович Рачков, телеоператор из Останкино, отец АлександрыСергей Гурин, известный хоккеист, муж ЛюдмилыНиколай, рабочий на стройке, муж АнтониныАлександра Александровна Тихомирова (Сашка), дочь Катерины и Рачкова
  • Валентина Ушакова — мать Николая и свекровь Антониныотец Николая и свёкр Антонинымать Рачковатётя Паша, вахтерша
  • Михаил Зимин — профессор Алексей Тихомиров (дядя Лёша), московский дядя Катерины
  • Иветта Киселева — Маргарита, жена профессора Тихомирова (тётя Рита)Антон Круглов, замначальника главкадиректор клубаВолодя, женатый любовник Катеринызаводской мастер Михалыч, руководитель Катериныработница хлебозавода, коллега ЛюдмилыПолина, работница химчистки, коллега Людмилы (в титрах Т. Жукова) — доктор наук на пикнике, друг Гоши
  • Александр Бородянский — друг Гоши (сцена пикника)генерал (клиент в химчистке)генеральшаконсьержка в высотке
  • Виктор Лазарев — старик в лифтеэпизодическая роль (на пикнике)Андрей ВознесенскийИннокентий СмоктуновскийГеоргий Юматов
    Леонид ХаритоновТатьяна Конюхова
  • Павел Рудаков — Павел Рудаков
  • Вениамин Нечаев — Вениамин Нечаев

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Валентин Черных
  • Режиссёр-постановщик: Владимир Меньшов
  • Оператор-постановщик: Игорь Слабневич
  • Художник-постановщик: Саид Меняльщиков
  • Композитор: Сергей Никитин
  • Тексты песен:

Премии и призы

Интересные факты

Примечания

Ссылки

Сквозь тусклое стекло (1961) · Воскресенья в Виль-д'Эвре (1962) · Восемь с половиной (1963) · Вчера, сегодня, завтра (1964) · Магазин на площади (1965) · Мужчина и женщина (1966) · Поезда под пристальным наблюдением (1967) · Война и мир (1968) · Дзета (1969) · Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений (1970) · Сад семейства Финци-Контини (1971) · Скромное обаяние буржуазии (1972) · Американская ночь (1973) · Амаркорд (1974) · Дерсу Узала (1975) · Черное и белое в цвете (1976) · Вся жизнь впереди (1977) · Приготовьте ваши носовые платки (1978) · Жестяной барабан (1979) · Москва слезам не верит (1980)

Победители (1947—1960) · Победители (1961—1980) · Победители (1981—2000) · Победители (2001 — настоящее время)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Москва слезам не верит (фильм)" в других словарях:

Москва слезам не верит — Москва слезам не верит … Википедия

МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ — МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ, СССР, Мосфильм, 1979, цв., 150 мин. Кинороман мелодрама. Картины, ставшие в каком то смысле легендарными, порождают новые мифы. То вдруг прокатные данные оказываются завышенными (якобы 98 миллионов зрителей посмотрели в… … Энциклопедия кино

Украина слезам не верит — Украина слезам не верит … Википедия

Москва в произведениях искусства — Существует множество произведений искусства, в которых изображается Москва. Содержание 1 Тексты 1.1 Поэзия 1.2 Художественная проза … Википедия

— История Катерины — это история самого Валентина Константиновича. Но как драматургу ему было ясно, что именно женская фигура наиболее ярко выражает драму судьбы, — говорила Кожинова.


И сценарий Меньшову не приглянулся. Читая его в первый раз, он не заметил ничего интересного, кроме временного скачка в середине (когда Катерина заводит перед сном будильник, а звонит он уже через двадцать лет). Если бы не было этого хода, Меньшов, возможно, и не взялся бы за постановку. Но зацепился за него и начал думать, как можно было бы перенести сценарий на экран. Он попросил Черных внести много правок, а кое-что додумал самостоятельно.

Кстати, зрители потом часто интересовались — были ли хоть у кого-то из героинь картины непосредственные прототипы.

Кто мог сыграть Катерину: Купченко, Терехова или Вертинская


С остальными актрисами разобрались сравнительно быстро. Людмилу сыграла восходящая звезда Ирина Муравьева (она обошла более опытных Жанну Болотову и Людмилу Савельеву), Антонину — Раиса Рязанова (обошедшая Людмилу Зайцеву, Галину Польских, Нину Русланову и Наталью Андрейченко).

Кто будет Гошей: Пробовался даже Тихонов


Проблемы возникли с Гошей. Меньшов отверг Виталия Соломина, Олега Ефремова и Леонида Дьячкова. А потом — и самого себя (профессиональный и уже опытный актер, он примерялся к Гоше лично). Остались два совершенно неожиданных кандидата на роль слесаря: Алексей Баталов и Вячеслав Тихонов. Оба к концу 70-х прочно ассоциировались с ролями интеллигентов и аристократов. И оба родились в 1928 году — то есть им было за пятьдесят, и они почти не проходили по возрасту (в сценарии Гоша был ровесником Катерины).


Триумф у зрителей: самый кассовый советский фильм


[Но в то время даже] Гайдай был изгоем в среде кинематографистов, совершенно неуважаемой личностью. [Считалось], что он пошел на уступки зрительскому дурновкусию — каждая его картина сопровождалась этими словами! И никакого внимания не обращалось на зрительский успех: считалось, что зритель дурак, зрителя легко взять на эту, так сказать, обманку…

И, несмотря на все это, фильм Меньшова выиграл.

Алентова отказалось от роли Раисы Захаровны


Читайте также: