Сообщение о европейских художниках

Обновлено: 04.07.2024

Насколько хорошим должен быть художник, чтобы считаться Старым Мастером, неопределено. На практике все известные художники указанного периода попадают в эту категорию. Несмотря на то, что большинство искусствоведов избегают его неопределенности, этот термин регулярно используется галереями и художественными аукционами для маркировки и отделения великих европейских художников прошлых лет от знаменитых художников современной эпохи.

Картины старых мастеров висят в большинстве лучших художественных музеев, таких как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Музей Пинакотеки в Мюнхене, Музей Прадо в Мадриде, Галерея Тейт в Лондоне, Галерея Уффици во Флоренции и музей Ватикана в Риме, а также лучшие общественные галереи в Америке, такие как Музей Метрополитен в Нью-Йорке.

Список старых мастеров

Категория старых мастеров иллюстрируется (но ни в коем случае не ограничивается) следующими художниками:

ГОТИКА – ИКОНОПИСЬ – МЕЖДУНАРОДНАЯ ГОТИКА – ПРОТО-РЕНЕССАНС

Чимабуэ (Ченни ди Пеппи) (1240-1302)
╰ Известен его цикл фресок в церкви С. Франческо в Ассизи.
Дуччо ди Буонинсенья (c.1255-1319)
╰ Величайший сиенский художник, известный алтарем Маесты для Сиенского собора
Джотто ди Бондоне (1267-1337)
╰ Первый великий до-ренессансный фресковый художник (Часовня Скровеньи, Падуя).
Симоне Мартини (1285-1344)
╰ Готический художник, Сиенская школа живописи; ученик Джотто и Дуччо ди Буонинсенья.
Жан Пьюсель (c.1290-1334)
╰ Французский иллюстратор рукописей, художник-миниатюрист, известный религиозными книгами.
Амброджо Лоренцетти (работал в 1319-48)
╰ Итальянский готический художник, член Сиенской школы живописи.
Пьетро Лоренцетти (работал в 1320-45)
╰ Сиенская школа живописи, под влиянием Джотто и флорентийского прото-ренессанса.
Феофан Грек (ок. 1340-1410)
╰ Константинопольский иконописец, основатель новгородской школы иконописи.
Мельхиор Брёдерлам (c.1350-1411)
╰ Пионер интернациональной готики, панно фламандской школы.
Жакемар де Хесдин (c.1355-1414)
╰ Знаменитый фламандский иллюминатор и миниатюрист.
Андрей Рублев (c.1360-1430)
╰ Самый известный русский средневековый иконописец; ученик Феофана.
Лоренцо Монако (Монах Лоуренс) (1370-1425)
╰ Родился в Сиене, художник, представитель интернациональной готики, работавший во Флоренции.
Мазолино (1383-1440)
╰ Художник и ювелир, помогал Масаччо с фресками часовни Бранкаччи.
Братья Лимбург (эт.1390-1416)
╰ Книжные художники, иллюминаторы рукописей.
Пизанелло (Антонио Пизано) (c.1394-1455)
╰ Интернациональная готика, итальянский художник-портретист.
Сассетта (Стефано ди Джованни) (c.1395-1450)
╰ Готический художник Сиенской школы, известный алтарями, написанными темперой.
Энгерранд де Шарантон (Квартон) (ок. 1410-1466)
╰ Иллюминатор и художник, известный благодаря Авиньону Пьета .
Жан Фуке (1420-1481)
╰ Лучший французский художник 15 века. Принес ренессансное искусство во Францию.
Дионисий (ок. 1440-1502)
╰ Русский иконописец, известный иконами Иосифо-Волоцкого монастыря.

РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Пожалуйста, обратите внимание: ряд старых мастеров работали как в период раннего, так и высокого ренессанса. В таких случаях они были перечислены в периоде, с которым они наиболее тесно связаны.

ВЫСОКИЙ РЕНЕССАНС

ВЕНЕЦИАНСКИЙ РЕНЕССАНС (ВЕНЕЦИЯ)

СЕВЕРНЫЙ РЕНЕССАНС (ФЛАНДРИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ГЕРМАНИЯ)

МАНЬЕРИЗМ

БАРОККО

ГОЛЛАНДСКАЯ ШКОЛА РЕАЛИЗМА

РОКОКО

НЕОКЛАССИЦИЗМ

РОМАНТИЗМ

Франсиско Гойя (1746-1828)
╰ Испанский придворный художник, один из великих портретистов ( Обнаженная Маха ).
Уильям Блейк (1757-1827)
╰ Религиозный художник-символист, гравер и книжный иллюстратор.
Антуан-Жан Гро (1771-1835)
╰ Французский художник-романтик, ученик Луи Давида; находился под влиянием Жерико, Делакруа.

Художники 19 века, вошедшие в историю искусства. Поль Сезанн

Поль Сезанн (Paul Cézanne) — один из самых ярких, нестандартных французских живописцев 19 века. Вся его жизнь в искусстве — вечный поиск. Стиль настолько самобытен, что не укладывается в рамки какого-то одного направления: любил удивлять, ошарашивать. Постоянно находился в состоянии эксперимента.

Художник-постимпрессионист искал свой способ самовыражения в течение всей жизни. К сожалению, он не успел насладиться известностью, популярность его работ достигла своего пика уже после смерти Сезанна.

Рисуя людей, он не стремился передать движение, напротив, предпочитал писать моделей застывшими, неподвижными. Мечтал постичь суть формы изображаемой вещи. Поэтому созданные им натюрморты смотрятся очень натурально. У яблок, винограда, вазочек и кувшинов на его картинах есть характерное внутреннее сияние.

Сезанн — один из самых плодовитых художников. Он оставил в наследство потомкам более 800 картин, написанных в разных жанрах.

Художники 19 века, вошедшие в историю искусства. Сезанн. Букет цветов в голубой вазе

Эдуард Мане

Художники 19 века, вошедшие в историю искусства. Эдуард Мане

Французского художника Эдуарда Мане (Édouard Manet) искусствоведы возвели в ранг родоначальников импрессионизма. Семья мечтала о том, чтобы Эдуард посвятил свою жизнь юриспруденции. И только дядя поддерживал желание мальчика рисовать, оплачивал ему уроки и посещение лекций по живописи.

Отец отправил Мане в путешествие на парусном судне, надеясь, что романтика выветрится из головы мальчика. Он попадает в совершенно другой, гораздо более многоцветный и свободный мир — в Бразилию. Очаровывается красотой этой страны. Экзотика, яркость тропических красок только усиливают желание стать художником. Из поездки возвращается с большим количеством картин и набросков.

В Париже поступает в ученики к известному в то время художнику, — Тому Кутюру. Но Мане не импонирует классическая живопись, его раздражает буржуазность.

Сближается с импрессионистами, начинает много экспериментировать со цветом.

Художники 19 века, вошедшие в историю искусства. Эдуард Мане. Белые пионы

Эдгар Дега

Художники 19 века, вошедшие в историю искусства. Эдгар Дега. Портрет

Особенности творчества: заметно смещенные композиции, обрезанные фигуры, появление на полотнах неожиданных предметов, которые заслоняют главных героев. Во многих работах Дега заметен интерес художника к позе, к движению. Он стремится запечатлеть людей в момент действия, делая ставку на обычную жизнь, а не на позирование.

Большинство самых известных его полотен написано пастелью, а не масляными красками. По этой причине работы редко экспонируются. Полюбоваться ими ценители мастерства Дега могут нечасто, выставки проводятся раз в несколько лет, музеи стремятся сохранить картины художника для потомков.

Художники 19 века, вошедшие в историю искусства. Эдгар Дега. Танцевальный класс

Иван Айвазовский

Художники 19 века, вошедшие в историю искусства. Иван Айвазовский

Художники 19 века, вошедшие в историю искусства. Иван Айвазовский. Лунная ночь на Босфоре.

Исаак Левитан

Художники 19 века, вошедшие в историю искусства. Исаак Левитан

XIX век оставил неизгладимые отпечатки на всех видах искусства. Это время смены социальных норм и требований, колоссального прогресса в архитектуре, строительстве и промышленности. В Европе активно проводятся реформы и революции, создаются банковские и правительственные организации, и все эти изменения прямым образом сказывались на деятелях искусства. Зарубежные художники XIX века перевели живопись на новый более современный уровень, постепенно вводя такие направления, как импрессионизм и романтизм, которым пришлось пройти немало испытаний, прежде чем стать признанными обществом. Художники прошлых веков не спешили наделять своих персонажей бурными эмоциями, а изображали их более или менее сдержанными. Но импрессионизм имел в своих чертах необузданный и смелый фантастический мир, который ярко сочетался с романтичной загадочностью. В XIX веке художники стали думать нестандартно, напрочь отвергая принятые шаблоны, и эта сила духа передается в настроении их произведений. В этот период творило множество художников, имена которых мы по сей день считаем великими, а их произведения - неподражаемыми.

Франция

Франция – родина многих великих художников позапрошлого века. Именно в этой стране родились новаторы и гении искусства:

Зарубежные художники XIX века: самые яркие деятели изобразительного искусства и их наследие

Эдгар Дега

Эдуард Мане

Клод Моне

Пьер Огюст Ренуар

Поль Сезанн

Эжен Делакруа

Испания

Пиренейский полуостров также подарил нам немало известных имен, среди которых:

Пабло Пикассо

Франсиско Гойя

Нидерланды

Винсент Ван Гог

Норвегия

Эдвард Мунк

Кент Рокуэлл – один из знаменитых американских пейзажистов. Его работы сочетают в себе реализм и романтизм, что очень точно передает настроение изображаемого. На его пейзажи можно смотреть часами и каждый раз трактовать символы по-разному. Немногим художникам удавалось изобразить зимнюю природу так, чтобы смотрящие на нее люди по-настоящему испытывали холод. Насыщенность цветов и контрастность – это узнаваемый почерк Рокуэлла.

Кент Рокуэлл

XIX век богат яркими творцами, которые внесли огромный вклад в искусство. Зарубежные художники XIX века открыли двери нескольким новым направлениям, таким как постимпрессионизм и романтизм, что, на самом деле, оказалось непростой задачей. Большинство из них неустанно доказывали обществу, что их творчество имеет право на существование, но многим это удалось, к сожалению, только после смерти. Их необузданный характер, смелость и готовность к борьбе сочетаются с исключительным талантом и легкостью восприятия, что дает им полное право занимать существенную и значимую ячейку в истории.

Автопортрет Каналетто

Давайте вспомним самых знаменитых художников. Сразу в памяти всплывают громкие имена Эпохи Возрождения с Леонардо да Винчи во главе. Либо импрессионисты со своей цветовой революцией. Либо такие талантливые эксцентрики, как Сальвадор Дали и Энди Уорхол. И наверняка Вы также вспомните малых голландцев.

Получается, что на слуху чаще художники XVI, XVII, XIX и XX веков…

А как же век XVIII?

Между тем, XVIII столетие в истории живописи было не менее интересно. И в это время тоже творили талантливые мастера, которые внесли в изобразительное искусство что-то совершенно новое и удивительное.

Предлагаю поближе познакомиться с этими замечательными художниками.

1. Жан-Антуан Ватто (1684-1721).

Герои Ватто танцуют, музицируют, отдыхают, гуляют в парке. Завидные сцены беззаботной жизни.

Однако во всем этом улавливается ироничный взгляд художника. Чувствуется и двусмысленность, и меланхолия, а порой и грусть.

Ваттом затруднительное положение

Жан-Антуан Ватто. Затруднительное предложение. 1716. Эрмитаж.

На первый взгляд в сюжете нет ничего интригующего. На фоне природы, будто на сцене, отдыхает компания аристократов. Звуки гитары, неспешные разговоры. Но присмотритесь внимательнее: перед нами мнимая идиллия!

Молодой юноша в синем камзоле пытается остановить девушку, порывающуюся уйти. Пунцовые щёки дамы говорят о возмущении, обиде.

Остальные девушки не смотрят на рассорившуюся пару, но человек в красном всё понимает. Его лёгкая усмешка с долей ехидства говорит, что он в курсе всех событий. Но он не собирается вступаться за девушку. Наоборот, ему доставляет удовольствие наблюдать за ее реакцией.

Неловкая ситуация, которая поначалу казалась обыденной пасторалью. Так что картина в стиле рококо тоже может быть многослойной.

В историю живописи Ватто вошёл, как талантливый колорист. Тончайшие оттенки и наслоения коричневых, сиреневых, жёлтых, розовых тонов – всё это фирменное цветовое решение художника.

Ватто паломничество на остров Киферу

Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717. 129 × 194 см. Лувр, Париж.

На картине изумительно выстроена композиция. Персонажи расставлены просто гениально: они будто танцуют, то устремляясь вглубь картины, то приближаясь к зрителю.

Ватто вывеска лавки Жерсена

Жан-Антуан Ватто. Вывеска лавки Жерсена. 1720. Шарлоттенбург, Германия.

Ватто создал эту картину в качестве вывески для реальной лавки своего друга. Поэтому какое-то время этот шедевр висел на улице, над дверью в эту лавку.

Казалось бы, это просто бытовая сцена. Посетители рассматривают картины. Но у Ватто же всегда что-нибудь ещё заложено.

Вот и тут он показывает закат эпохи Короля-Солнце, Людовика XIV. Аллегорически, конечно — портрет Людовика убирают в ящик.

Вот так Ватто умел передавать смыслы с помощью изящных и малозаметных поз и жестов.

И в этом сквозит все та же меланхолия: ведь именно при этом правителе расцвело искусство. Именно в эту эпоху Ватто состоялся, как художник.

Плодотворный период художника длился всего 12 лет! Но за это время он успел получить признание, вырастить последователей и дать старт новому стилю в искусстве (рококо).

2. Жан-Батист Шарден (1699-1779).

Шарден автопортрет

Жан-Батист Шарден. Автопортрет. 1771. Лувр, Париж.

Жан-Батист Симеон Шарден признанием при жизни был обделён. А зря — его работы являются величайшим достижением реализма в живописи.

Но в результате его работы оказались вне времени. Невольно удивляешься, сколько любви к окружающему миру читается в его картинах. Кажется, Шарден восхищался буквально всем, что видел вокруг.

Шарден медный бак

Жан-Батист Шарден. Медный бак. 1734. Лувр, Париж.

В этой простоте мастер видел поэзию. Цветом он передаёт полированный блеск от множества прикосновений рук, игру солнца на медных боках.

Это больше, чем натюрморт. Это образ, полный благородства. И никакая простота предмета не может нивелировать это.

Только самые прозорливые современники сумели по достоинству оценить Шардена. Например, Дидро. Да и как можно не восхищаться честностью и наблюдательностью художника.

Шарден мальчик с юлой

Жан-Батист Шарден. Мальчик с юлой. 1738. Лувр, Париж.

Модный парик, чопорный костюм, тугой шейный платок, строгая осанка. Но Шарден показывает, что это всего лишь мальчик, которому свойственно любопытство и живость характера. И никакими атрибутами это не скрыть.

Художник был преданным семьянином. Даже на автопортрете он предстаёт перед нами в домашнем колпаке, этаким добрым дедушкой.

А образ супруги чрезвычайно правдив, без прикрас.

Это уже немолодая женщина, но как много здесь преданности и искренности. И это во времена, когда от портрета ждали декоративности и вычурной красоты.

Что ж, Шарден смело двигался своей дорогой. Он предпочитал манерности простой рассказ о жизни, о людях и их быте.

3. Каналетто (1697-1768).

Каналетто автопортрет

Каналетто. Автопортрет. XVIII век. Частная коллекция.

Каналетто был основателем школы ведуистов. Нет, это никакое не религиозное течение. А всего лишь живописный жанр, который предполагает детальное изображение городского пейзажа.

Такой подход к пейзажу был в новинку в те времена. И именно метод Каналетто оказал наибольшее влияние на все последующие поколения ландшафтных художников.

Начинал Каналетто с изображений повседневной жизни венецианских улиц. И уже в первых его работах есть точность рисунка, владение композицией, знание архитектуры.

Каналетто гранд-канал

Каналетто. Гранд-Канал. 1730. Галерея Уффици, Флоренция.

А здания вокруг – это уже не бездушные театральные декорации, а полноценные герои картины. Удивительная передача света и тени! Ну как тут не вспомнить об импрессионистах?

Каналетто много работал на натуре, что в то время было редкой практикой. Много экспериментировал с расположением элементов на полотне. И активно применял камеру-обскуру, чтобы достичь документальной точности в изображении.

В 1746 году Каналетто переехал в Англию, где быстро завоевал любовь публики.

Но зато сколько за счёт этой свободы появляется симметрии и гармонии! Ни одно точное фото не способно передать величавость собора так, как это сделал Каналетто!

Каналетто Скуола Сан-Марко

Каналетто. Скуола Сан-Марко. 1765. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид.

Художник подбирает необычный, драматичный цвет неба. Здание написано невероятно тонкой линией. Рассветные лучи мягко обволакивают Скуолу. Потрясающее сочетание красоты природы и архитектуры. В этом весь Каналетто!

В конце жизни мастера мода на подобные пейзажи прошла. Он был забыт. Но его влияние на искусство уже не ослабеет никогда. Ведь Каналетто заложил основы совершенно новой эстетики городских пейзажей.

4. Жан-Этьен Лиотар (1702-1789)

Лиотар автопортрет

Жан-Этьен Лиотар. Автопортрет. 1868. Частная коллекция.

Личность Лиотара загадочна. А его жизненный путь полон белых пятен. Например, до сих пор биографы гадают, почему он одевался как турецкий поданный.

Но известно, что он был 13 ребёнком в семье и получил первое образование, как миниатюрист. После были годы странствий, о которых мало что известно.

Но именно в это время он открыл для себя пастель. Эта техника прославила его на всю Европу.

Лиотар три грации

Жан-Этьен Лиотар. Три грации. 1737. Рейксмузей, Амстердам.

Здесь можно воочию увидеть, за что мастер так любил пастель. Мягкие линии, плавные цветовые переходы, реалистичное изображение деталей и, конечно, нежный колорит.

Сам художник упоминал, что живопись – это зеркало всего прекрасного, и только пастель позволяет реалистично передавать восхитительный окружающий мир.

Глядя на эту пастельную картину, сложно возразить мастеру.

Лиотар Шоколадница

Жан-Этьен Лиотар. Шоколадница. 1745. Пастель, пергамент. 82,5х52,5 см. Дрезденская галерея.

Личность прекрасной героини породила немало мифов. О части из них я рассказываю в статье про эту картину .

Взгляд модели в сторону разрушает все каноны классического портрета. Нейтральный фон делает изображение ещё более рельефным.

Лиотар Портрет принца уэльского

Жан-Этьен Лиотар. Портрет Георга, Принца Уэльского (позже Георга 3). 1754. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

Молодой юноша предстаёт перед нами в пол-оборота. Мы не видим пышных одежд, атрибутов королевской принадлежности. Зато сразу наше внимание привлекает румянец на щеках героя: перед нами всего лишь юноша, хоть и принц.

Ссылка на бесплатный курс

Менгс автопортрет

Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет. 1773. Галерея Уффици, Флоренция.

Он призывал объединить выверенность классических канонов античного искусства с лучшими находками мастеров Возрождения . Нужно взять всё лучшее у лучших. Что может быть проще?

Работа явно выполнена в классическом стиле. Никакой излишней драматизации барокко, скрупулёзной фотографической точности реализма и экспериментов со световыми эффектами импрессионизма.

Герой портрета выглядит, как идеальный представитель своего сословия. Дорогое одеяние, уверенный взгляд, гордая осанка, правильные черты лица. Немного полноват, но тогда это было признаком достатка.

Современники называли портреты Менгса слишком холодными. Но он всего лишь следовал точным правилам композиции, светотени и перспективы.

Менгс Рождество

Антон Рафаэль Менгс. Рождество. 1772. Прадо, Мадрид.

Кажется, что перед нами картина эпохи Ренессанса. Нет, это Менгс. Живописец считал, что художники Возрождения обладали безупречным вкусом. И нет ничего плохого, чтобы им подражать.

Если бы Менгс жил в XVI веке, то однозначно был бы записан в список величайших художников Ренессанса. Наравне с Рафаэлем и Тицианом. Но этого не случилось, так как он просто шел по их стопам. Пусть и очень мастерски.

Менгс Юпитер целует Ганимеда

Антон Рафаэль Менгс. Юпитер целует Ганимеда. 1758.Национальная галерея, Рим.

Именно эта картина навсегда рассорила Менгса с его учителем Иоганном Винкельманом. Последний принял картину за античный подлинник: настолько точно скопировал Менгс стиль древних мастеров.

Более того, он даже внёс полотно в свою искусствоведческую книгу, чем сильно навредил своей репутации, когда обман раскрылся.

Что за авантюрные мысли обуревали Менгса так поступить, неизвестно. Но правду об авторстве он открыл только перед смертью.

6. Федор Рокотов (1735-1808)

Автопортрет Рокотова

Фёдор Рокотов. Автопортрет. 1757. Третьяковская галерея.

Фёдор Степанович Рокотов… был крепостным. Что на самом деле не удивительно для той эпохи.

Именно людей подневольных в первую очередь отправляли учиться живописи. Так художественная академия была спокойна, что спорить с заведёнными традициями люди, привыкшие подчиняться, не будут.

Но, так или иначе, только талант помог Рокотову пробиться на самый верх, к пышным залам аристократов и самой императрицы Екатерины II.

Рокотов дама в розовом

Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной (Дама в розовом). 1764. Третьяковская галерея.

А портрет внебрачного сына Екатерины II, Алексея Бобринского видел каждый, кто интересуется историей.

Милый мальчуган с погремушкой, в чепчике с оборками больше походит на девочку. До пяти лет детей не делили по половому признаку, и наряды были одинаковые для всех.

В это время Рокотов был самым почитаемым при дворе художником и любимцем императрицы. Поэтому художник рискнул и придал портрету мальчика черты матери. Хотя происхождение Алексея хранилось в строжайшем секрете.

В портретах Рокотова можно отметить не только реализм свето-воздушной среды. Но и умение передать характер модели: чувство достоинства, гордость, внутреннюю красоту, душевное богатство.

Ни на каком другом портрете Екатерина Великая не была столь грандиозна, величава и…красива, как у Рокотова.

6 самых выдающихся художников XVIII века

Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Третьяковская галерея.

Написанный в честь коронации, портрет стал эталонным изображением Екатерины II. Мастер выбрал редкий ракурс для того времени – профильное изображение, выстроив всю композицию вокруг героини.

Властность и честолюбие императрицы Рокотов облагораживает, превращая в прекрасные стремления. Художник улавливает её живой характер, ясный ум, энергию.

Именно благодаря Рокотову мы имеем редкую возможность увидеть, как выглядели его знатные современники. И везде мы отметим реалистичность, благородство и красоту.

Такие разные, художники XVIII века, каждый по-своему видел живопись и будущее любимого искусства.

Еще один француз, Шарден, впервые обратился к бытовым сюжетам, найдя в этом чрезвычайную красоту и поэзию.

Итальянец Каналетто прославил городские пейзажи.

Швейцарец Лиотар по-новому взглянул на портретный жанр, выдвинув на передний план пастельную технику.

А русскому Рокотову было суждено, словно летописцу, оставить для нас талантливые изображения многих влиятельных соотечественников.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Читайте также: