Сообщение о еврейской культуре в донбассе

Обновлено: 17.05.2024

Юзовка
— завод с поселком Екатеринославской губ., Бахмутского уезда. По переписи 1897 г. жит. 28076, среди них 3168 евр. В изъятие от действия "Временных правил" 1882 г., открыта с 1903 г. для водворения евреев. Имеются (1910) три частн. евр. мужских и два частных женских училища. В 1905 г., после объявления манифеста 17 октября, разразился еврейский погром. Было много убитых и раненых; в течение трех дней громили дома, синагогу и т. д.
.

Многие евреи переселились после революции как беженцы из тех же колоний, а также из Литвы и Белорусии.
Все евреи селились неподалеку от синагоги, еврейский дух на "линиях", как назывались улицы в Юзовке- Сталино-Донецке сохранился много позже войны.
Новая волна переселенцев- 30-е годы, когда евреи переселялись в Юзовку-Сталино из голодных мест центра и Запада Украины (Винницкая, Житомирская и др. области) в относительно благополучный Донбасс.

Ищу родственников: Лукеры (Луккеры, Ликеры), Герценовы(Герциновы) -Витебск, Яновичи

Френкели(Фринкели) -Ровно, Острог .История Холокоста в Ровно

Сагинуры -Клевань, Ровно, Нью-Йорк

Гиллеры, Белоцерковские-Шпола, Лебедин, Тульчин

Ищу родственников: Лукеры (Луккеры, Ликеры), Герценовы(Герциновы) -Витебск, Яновичи

Френкели(Фринкели) -Ровно, Острог .История Холокоста в Ровно

Сагинуры -Клевань, Ровно, Нью-Йорк

Гиллеры, Белоцерковские-Шпола, Лебедин, Тульчин

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЗАЛМАНА АРАНА о старой Юзовке

Ищу родственников: Лукеры (Луккеры, Ликеры), Герценовы(Герциновы) -Витебск, Яновичи

Френкели(Фринкели) -Ровно, Острог .История Холокоста в Ровно

Сагинуры -Клевань, Ровно, Нью-Йорк

Гиллеры, Белоцерковские-Шпола, Лебедин, Тульчин

Ищу родственников: Лукеры (Луккеры, Ликеры), Герценовы(Герциновы) -Витебск, Яновичи

Френкели(Фринкели) -Ровно, Острог .История Холокоста в Ровно

Сагинуры -Клевань, Ровно, Нью-Йорк

Гиллеры, Белоцерковские-Шпола, Лебедин, Тульчин

Ищу родственников: Лукеры (Луккеры, Ликеры), Герценовы(Герциновы) -Витебск, Яновичи

Френкели(Фринкели) -Ровно, Острог .История Холокоста в Ровно

Сагинуры -Клевань, Ровно, Нью-Йорк

Гиллеры, Белоцерковские-Шпола, Лебедин, Тульчин

Ищу родственников: Лукеры (Луккеры, Ликеры), Герценовы(Герциновы) -Витебск, Яновичи

Френкели(Фринкели) -Ровно, Острог .История Холокоста в Ровно

Сагинуры -Клевань, Ровно, Нью-Йорк

Гиллеры, Белоцерковские-Шпола, Лебедин, Тульчин

Ищу родственников: Лукеры (Луккеры, Ликеры), Герценовы(Герциновы) -Витебск, Яновичи

Френкели(Фринкели) -Ровно, Острог .История Холокоста в Ровно

Сагинуры -Клевань, Ровно, Нью-Йорк

Гиллеры, Белоцерковские-Шпола, Лебедин, Тульчин

Ищу родственников: Лукеры (Луккеры, Ликеры), Герценовы(Герциновы) -Витебск, Яновичи

Френкели(Фринкели) -Ровно, Острог .История Холокоста в Ровно

Сагинуры -Клевань, Ровно, Нью-Йорк

Гиллеры, Белоцерковские-Шпола, Лебедин, Тульчин

Ищу родственников: Лукеры (Луккеры, Ликеры), Герценовы(Герциновы) -Витебск, Яновичи

Френкели(Фринкели) -Ровно, Острог .История Холокоста в Ровно

Сагинуры -Клевань, Ровно, Нью-Йорк

Гиллеры, Белоцерковские-Шпола, Лебедин, Тульчин

Очень интересные наблюдения над метрическими книгами - спасибо!

Мои Иоголевичи в Юзовке Вам не встречались? Дело в том, что сестра бабушки моего мужа Флора (Флорентина) Абрамовна Иоголевич в 1897 г., получив диплом зубного врача в Польше, стала работать в Юзовке-Бахмуте зубным врачом. До 1903 г., и вероятно и позже, она работала в Юзовке, а к 1910 перебралась в Иркутск. О ней-то записей в Бахмутских книгах не должно быть, но вот может быть ее родители к ней перебрались и там умерли - я их нигде не могу найти.

Кабо - Люцин (Лудза), Латвия; Новозлатополь, Мариуполь, Бердянск; Кручик - Беларусь, Литва, Бердянск; Крючков - Бердянск; Губергриц - Таганрог и Приазовье; Безчинский - Бердянск, Таганрог, Приазовье, Аргентина; Иоголевич - Литва (?), Павлоград, кол. Графская, Пологи, Приазовье, Харбин; Ямпольский - Александровск; Энгель - Бердянск, Орехов, Екатеринослав; Таубер - Львов, Бердянск, Таганрог, Стамбул

Я старалась обращать внимание на знакомые фамилии. сто%не дам, но мне кажется, что эта фамилия не встречалась.
Если я вернусь к этим книгам, то постараюсь обратить внимание

Ищу родственников: Лукеры (Луккеры, Ликеры), Герценовы(Герциновы) -Витебск, Яновичи

Френкели(Фринкели) -Ровно, Острог .История Холокоста в Ровно

Сагинуры -Клевань, Ровно, Нью-Йорк

Гиллеры, Белоцерковские-Шпола, Лебедин, Тульчин

Ищу родственников: Лукеры (Луккеры, Ликеры), Герценовы(Герциновы) -Витебск, Яновичи

Френкели(Фринкели) -Ровно, Острог .История Холокоста в Ровно

Сагинуры -Клевань, Ровно, Нью-Йорк

Гиллеры, Белоцерковские-Шпола, Лебедин, Тульчин

Ну давайте я тоже наберусь наглости и спрошу
У прабабки - Гришкан в девичестве - была сестра Елизавета. Она вышла замуж за Павла Школьникова и жили они в Донецке/Сталино до войны и после. Павел погиб в 1943, Елизавета умерла в 1951. Их дети родились в 1924. Наверное, в тогда еще Юзовке.
Меня, прежде всего, интересует место рождение прабабкиной сестры.
Может быть, есть какие-нибудь архивные данные, где бы это могло быть записано? Не попадались Вам?
Вообще, все Грискины/Гришканы с юга связаны с нашим деревом. Только мы еще не поняли, как

Переводы с идиша на русский (письменного и печатного)
Ищу:
Шерман (Бобыничи, Витебск, Двинск, Мелитополь, Бердянск),
Гробштейн (Глуск),
Гришкан/Грискин (Красноселка, Новозлатополь, Бердянск, Люцин/Ludza)
Раев, Агранович, Перлин/Берлин (Мглин, Почеп)
Шехтман (Виноград, Пятигоры, Тараща, Белая Церковь),
Ройтберг, Дозорец, Зундер (Виноград, Буки, Жашков, Тараща, Ставище, Белая Церковь),
Розман (Сталиндорф, Кременчуг, Киев, Мозырь, Давид-городок),
Центер (Киев, Мозырь, Озаричи, Копаткевичи),
Фарбер (Москва, Одесса, Гродно, Мюнстер)
Шиф (Москва, Лиепая/Либава)

Школьниковы в Донецке жили.
Лисно с ними я знакома не была.
Гришкан- такая фамилия мне не попадалась, эта фамилия у меня на слуху, я бы обратиила внимание
Я попала в архив ненадолго и мимоходом, поэтому и не предлагала свои услуги.

Ищу родственников: Лукеры (Луккеры, Ликеры), Герценовы(Герциновы) -Витебск, Яновичи

Френкели(Фринкели) -Ровно, Острог .История Холокоста в Ровно

Сагинуры -Клевань, Ровно, Нью-Йорк

Гиллеры, Белоцерковские-Шпола, Лебедин, Тульчин

Ищу родственников: Лукеры (Луккеры, Ликеры), Герценовы(Герциновы) -Витебск, Яновичи

From Israel to Australia. About Jews and everything else / מישראל לאוסטרליה. על היהודים ועל כל דבר אחר / От Израиля до Австралии. О евреях и обо всем на свете / Ад Ізраіля да Аўстраліі. Пра яўрэяў і ўсё на свеце

Independent Israeli site / אתר ישראלי עצמאי / Независимый израильский сайт / Незалежны iзраiльскi сайт

Мария Гольцова

Историки утверждают, что еврейское население на землях, называемых ныне Донбассом, появилось около 170 года нашей эры. Это были торговцы, продававшие в основном оружие из дамасской стали. Но пропустим страницы совсем уж древней истории и перенесемся на несколько веков вперед. В состав Российской Империи территория нынешнего Донецкого края вошла сравнительно поздно – в XVIII веке.


Могила на еврейском кладбище Мариуполя. Фото из интернета.

Начиная с середины 1880-х годов, еврейская община в Донбассе составляла от 15 до 25 процентов населения. В основном евреи не были непосредственно связаны с шахтами и заводами: те немногие, кто работал в горной промышленности, были администраторами, бухгалтерами или кладовщиками. Землей владеть они не имели права, но могли взять шахту в аренду.

Советская историография умалчивала об антиеврейской сути холерного бунта 1892 года: историки, писавшие о Донбассе, о погромах даже не упоминали.

В начале 1910-х годов евреи составляли почти четверть всего населения Юзовки. В поселке действовало 3 синагоги, еврейское кладбище, 3 частных еврейских мужских и 2 частных женских училища. С 1916 г. работало общество пособия бедным евреям. (Более подробно с историей заселения евреями Донбасса можно ознакомиться на странице.

С конца 1930-х годов у евреев наступили тяжёлые времена: вначале по обвинению в антисоветской деятельности был арестован и расстрелян раввин (тогда уже города Сталино), а синагога, располагавшаяся в доме раввина, ликвидирована. Потом – фашистская оккупация, во время которой практически все евреи, которые не смогли эвакуироваться, были уничтожены.



Памятник жертвам Холокоста в Донецке. Фото из интернета.

Братская могила в районе шахты 4-4 бис хранит останки десятков тысяч человек, которые были сброшены в ее шурф (в конце 1980-х годов на этом месте был возведен мемориальный комплекс).


Мемориал у шурфа. Фото из интернета.

Даже люди, далекие от еврейской общины и иудейской религии, каждый год зимой могли видеть на одной из центральных улиц Донецка огромную ханукию. И в каждый вечер праздника Ханука по традиции зажигалась дополнительная свеча.


Донецкая синагога, 2013 г. Фото М. Гольцовой.

– Знаешь, – сказала моя приятельница, – ты не пиши историю нашей жизни. Просто расскажи о том, что еврейская община жива в военном Донецке, празднует сообща еврейские праздники и оказывает помощь нуждающимся. О том, что, несмотря на трёхлетние боевые действия, блокады и отсутствие социальных выплат людям, которые отработали на государство, здесь живут, работают, общаются. У каждого ведь своя история. Кто-то уехал в Крым и Россию и нашел там работу и жильё, кто-то уехал в Израиль, кто-то в Украину, но кто-то не смог прижиться и вернулся. Дом есть дом. А тысячи людей – тысячи мнений и судеб.

формирование представлений об Еврейской культуре, иудейской культуре, чувство уважения к духовным памятникам.

ВложениеРазмер
evreyskaya_kultura_i_iskusstvo_v_donbasse.docx 17.64 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Тема : Еврейская культура и искусство в Донбассе

Цель: формирование представлений об Еврейской культуре , иудейской культуре, чувство уважения к духовным памятникам.

Музыкальный материал: Максимилиан Штейнберг

Еврейская культура — международная культура евреев , сформировавшаяся в библейские времена. Традиционно подразделяется на религиозную и светскую , хотя имеет место и их синтез. Важно отметить, что иудаизм очень подробно регулирует практическую жизнь верующих, поэтому его иногда называют даже не религией, но ортопраксией . Из-за различий с пережившей Просвещение культурой Запада, еврейская содержит в себе в числе прочих и явления, которые нельзя уверенно отнести только к религиозной или светской традиции.

Примерно со времен Средневековья начинается интенсивное проникновение еврейских тем в христианскую музыку (например, в произведениях Шютца, да Палестрины или ди Лассо ). В то же время, в традиционной синагогальной музыке появляются произведения, написанные в европейской манере ( С. Росси ).

23 и 24 марта Донецкой Народной Республики отмечается еврейский весенний праздник Пурим. История его основания связана со спасением большой части еврейского народа от неминуемой гибели в персидском плену. Благодаря изобретательности еврейского лидера Мордехая и самопожертвованию красавицы Есфирь иудейский народ избежал страшной кровавой расправы. С тех пор ежегодно, в течение уже около 2500 лет, еврейский народ празднует свое чудесное спасение.

Празднование включает в себя четыре незыблемых традиции:

1. Торжество начинается с чтения свитка Эстер (Есфирь) – книги, где подробно описаны события, ставшие прологом Пурима.

3. Обязательной частью праздника являются подарки близким и знакомым в виде угощений. Одновременно дарители поздравляют своих близких и знакомых с Пуримом и желают им счастливого праздника. Кроме того, всеми членами общины обязательно оказывается помощь малоимущим.

4. Карнавал. В разных общинах эта традиция имеет совершенно разное проявление. Например, в России обычно ограничиваются небольшой театрализованной постановкой. В европейских странах существовала традиция уличных спектаклей, на которые продавали билеты.

В остальном может быть проявлена полная свобода, так как это еще и самый демократичный еврейский праздник, в котором главная заповедь – это веселье и радость. Все участники торжества поют песни, танцуют и наслаждаются праздником.

– Мы находимся в синагоге Донецкой области, Донбасса. Мы являлись и до сих пор являемся главным раввинатом Донбасса, поэтому это центральная синагога.

– Подчиняетесь ли вы главному раввинату Украины?

– Как устроен сам раввинат?

– Есть синагога – дом молитвы, как и у всех религий. Общинный центр это программы для детей, различные мероприятия, которые не относятся к религиозной деятельности, есть еще школа и садик. А вся религиозная деятельность проходит в синагоге.

– Насколько мы знаем, в начале 20-го века иудеев в Донецке было больше, чем украинцев. Что скажете?

– Сейчас, конечно, не так. В те времена в Донбассе и на всей Украине было много евреев. В Донецке, соответственно, тоже. Знаете, как дома распределяются по линиям? Так с первой по девятую линию все дома еврейские. Здесь было три синагоги, но наша единственная из всех известных, которые остались.

– Расскажите немного о жизни общины до 1991 года

– В 20-ом веке, конечно, людям было тяжело, люди скрывались. До 70х годов синагога не работала. Да, были дома молитвы, либо в квартирах у людей молились. Жизнь продолжалась, но это было запрещено так называемой Советской властью. Начиная с середины 70х, синагога была возвращена в еврейскую общину. Был такой раввин Коткин, который руководил общиной и был расстрелян потом, приговорен к смертной казни. Потом уже были только главы общин, а раввина как такового не было. Раввин приехал сюда в 1993, а ожила община в 1991, установился ее председатель – Иегуда Келлерман, который руководил до прошлого года. Вот уже 22 года община постоянно увеличивалась и возрождалась: появилась школа, садики, программы и общинный центр в 2005 году. С каждым годом все лучше, и сейчас в принципе ничего не меняется, община живет, несмотря ни на что. И она не уменьшается, как говорят некоторые, она только растет. Люди, которые раньше не ходили, приходят.

– И сколько прихожан сейчас?

– Постоянных около 200, а вообще, по нашей базе, около трех тысяч евреев осталось из пятнадцати тысяч. К сожалению, многие уехали, у многих такое положение. Конечно, люди возвращаются, периодически приезжают. Подсчитать очень тяжело, на самом деле. Те базы, которые у нас есть, сформированы из людей, которые приходят, проходят какие-то обряды или программы и по желанию оставляют свои контакты. Есть же те, кто просто пришли, поговорили и ушли, не занесли свои данные, их мы не считаем. По нашим предварительным подсчетам количество прихожан уменьшилось в половину, мы просто не знаем всех, кто сейчас в городе.

– А какие праздники, например, праздновали в этом году?

– В этом году был Новый год, Судный день и праздник Суккот — это три праздника больших, которые в течении месяца идут. Прошло как раньше все, проблемы только с комендантским часом, людям тяжело возвращаться потом. Многие даже сказали, что веселее, чем в том году. У людей появились новые принципы в жизни. Раньше праздник был как будто формальностью, а теперь прихожане чувствуют эту энергию, это их объединяет, дает им силы оставаться здесь. Многие остались потому, что община их здесь и часто теперь ценят не квартиру, а синагогу.

– Каково это вообще – быть иудеем в Донецке? Был ли всплеск антисемитизма в связи с войной?

– Знаете ли вы как дела у иудеев в ЛНР? Есть ли там своя община?

– К сожалению, община в Луганске пострадала сильно. Там очень мало евреев осталось, синагога теоретически работает, но там совсем не так, как здесь. Попросту не осталось евреев, которые ходили бы туда каждый день. Какую-то помощь они оказывают, собираются маленькими группками, молитвы не знаю как они читают, там же не осталось ни одного религиозного человека. Не знаю чем это вызвано, но там ситуация намного хуже, чем у нас.

– Как думаете, как дальше будет жить община?

Интересное о Крыме, Донбассе и раввине Донбасса

Донецк: Пинхас Вышедски

Пинхас Вышедски родился в религиозной семье выходцев из России. Начальное религиозное образование он получил в хедере, затем в иешиве. После этого он продолжил обучение в Соединённых Штатах Америки в центральной иешиве Хабад, которая находится в синагоге Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Еще один диплом, выданный Гланым раввинатом Израиля, раввин получил по окончании курса в специальном институте Иерусалима.

В 1991 году Пинхас Вышедски женился. Его супруга Дина также происходит из религиозной хасидской семьи выходцев из России. Она закончила Иерусалимский Педагогический институт, где получила диплом с отличием о высшем музыкально-педагогическом образовании. В семье Вышедски шестеро детей.

После того, как с просьбой в Международное движение Хабад обратилась Донецкая община, Пинхас Вышедски с согласия Любавичского Ребе и по его специальному благословению был со своей семьей направлен в Донецк.

За годы, проведенные семьей Вышедски в Донецке, жизнь еврейской общины города преобразилась. Восстановлена синагога, открыты еврейские учебные заведения, реализуются различные культурные проекты, широко развернулась благотворительная деятельность. В жизни общины сегодня участвуют тысячи людей, для многих из них впервые открылась возможность приобщения к еврейской жизни, к своим корням.

Читайте также: