Сообщение академическая капелла им глинки

Обновлено: 02.07.2024

Государственная академическая капелла в Санкт-Петербурге – старейшее музыкальное учреждение, которое своей деятельностью во многом определило рост и развитие музыкальной культуры. В ее составе профессиональный хор, который был учрежден еще в Москве в XV веке, симфонический оркестр и концертный зал. Именно здесь появлялись и развивались разные музыкальные направления.

История

История Капеллы длится уже не одно столетие, и началась еще во времена правления Ивана III. С тех пор Капелла развивалась, и многое поменялось. Но обо всем по порядку.

От основания и до Октябрьской революции

Капелла появилась еще в XV веке в Москве, когда Великий князь Иван III создал хор Государевых певчих дьяков.

12 августа 1479 года они принимали непосредственное участие в освящении Успенского собора, и с тех пор именно этот день считается датой основания Капеллы

Певчие с самого начала постоянно были при царе. Они не только участвовали в богослужениях, таинствах, но и пели на обедах, а так же сопровождали государей во всех поездках, в том числе во время военной деятельности. Чуть позже на службу певчих стали брать не только взрослых мужчин, но и мальчиков. Быть певчим в те времена очень ценилось, и одной из причин на это было обучение грамоте.

Первую русскую школу певчих основали привезенные Иваном Грозным распевщики Федор Крестьянин и Иван Нос. Певчие не только сами исполняли, но и создавали музыкальные произведения.

История петербургского певчего хора начинается с 1703 года. Вскоре после того, как к власти пришел Петр I, он велел переименовать хор Государевых певчих дьяков в Придворный хор

Теперь певчие все время сопровождали царя во всех его передвижениях и военных походах. Петр I хорошо заботился о своих певчих, а так же периодически исполнял что-либо с ними сам. А когда в 1703 году шли массовые празднования по случаю появления новой столицы, певчие принимали в них непосредственное участие.

Следующий этап развития Придворного хора был уже при императрице Анне Иоанновне. Именно она в 1738 году открыла первую специальная школу, а через 2 года певчие начинали обучаться игре на оркестровых инструментах

С тех пор Придворный хор стал главным музыкальным хором города, который принимал участия во всех мероприятиях, проводимых в столице. А с 30х годов XVIII столетия так же еще его начали привлекать для выступлений в Придворном театре. Именно благодаря хору появились лучшие певцы и солисты того времени.

Екатерина II в 1763 году переименовала Придворный хор в Императорскую придворную певчую капеллу, директором которой стал Марк Полторацкий. Именно Капелла была основой музыкальной жизни России

Она воспитала множество известнейших музыкантов. С ней связаны имена таких известных музыкальных деятелей как Римский-Корсаков, Глинка, Ломакин и многие другие.

Довольно долгий период времени руководил Капеллой итальянец Балтазар Галуппи, а вместе с ним его соотечественник Доменико Чимароза. Именно они в свое время учили Д. С. Бортянского, Джузеппе Сарти, Томмазо Траэтта и Джованни Паизиелло. Благодаря их усилиям и стараниям русские музыканты овладевали настоящим международным мастерством.

В 1796 году директором Капеллы стал ее бывший воспитанник Д. С. Бортнянский. Он очень искренне переживал за Императорскую капеллу и ее учеников. Дмитрий Степанович старался добиться совершенного исполнения, даже сам сочинял произведения для хора, и, как результат, исполнители стали известными даже за пределами страны. Именно по велению Дмитрия Степановича в 1808 году были куплен участок с расположенными на нем двумя домами, садом и двором, где и находится современная Капелла. Благодаря существованию Императорской капеллы в России смогли познакомиться с иностранной классикой, известной во всем мире: Моцарт, Бетховен, Берлиоз, Гайдн и другие.

Следующим руководителем Капеллы стал Ф. П. Львов, который продолжил положенные Д. С. Бортянским традиции. После него должность директора досталась его сыну Алексею Федоровичу – автору гимна Боже царя храни, генерал-майору и тайному советнику, который оказался прекрасным руководителем музыкального хора.

В 1837 году капельмейстером был назначен Глинка. Его лично об этом попросил император Николай I. Глинка очень ответственно подошел к своей должности и лично выбирал новых певчих и контролировал их обучение

В 1846 в Капелле начали готовить руководителей церковных хоров, а через 12 лет, наконец, полностью утвердилась работа оркестровых классов. Это положительно сказалось на развитии хора и обучении его воспитанников. Когда молодые люди вступали в возраст изменения голоса, их просто переводили в те классы, где вокальные способности не требовались.

В 1861 году на должность руководителя Придворной певческой капеллы вступил Н. И. Бахметов.

Окончательное формирование Придворного хора завершилось 16 июля 1882 года, когда император Александр III утвердил его штат. Теперь в состав Придворной певческой капеллы входили симфонический оркестр, хор, музыкальная и театральная школы, регентские и инструментальные классы

Следующий важный период в развитии Придворной капеллы приходится на время, когда ей руководили М. А. Балакирев и Н. А. Римский-Корсаков. Именно Николай Андреевич преподавал в музыкальных классах, и делал это настолько хорошо и самоотверженно, что у него выпускались только лучшие ученики, ставшие в дальнейшем основными музыкантами оркестра. Вскоре выпускникам школы Капеллы стали выдавать документы, подтверждающие получение музыкального образования.

Каждый, кто участвовал в формировании Придворной певческой капеллы, начиная с самого его основания, сделал огромный вклад в развитие музыкального искусства России. Был создан не имеющий аналогов во всем мире музыкальный центр, где воспитание будущих деятелей искусства отлично сочеталось с концертно-исполнительской деятельностью. Именно отсюда выпускались лучшие воспитанники, ставшие знаменитыми музыкантами.

Капелла с ХХ века и до сегодняшнего дня

ХХ столетие стало тяжелым временем для Капеллы. После революции она была частично расформирована: закрылись регентские классы и шляхетский корпус, а затем распустили хоровое училище и симфонический оркестр. Однако хор и оркестр продолжили свои выступления, но уже в простых местах: на рабочих, студенческих и клубных площадках.

В 1918 году Капелла стала Петроградской народной хоровой академией, а через 3 года из хора и оркестра бывшей Придворной капеллы сделали Петроградскую государственную филармонию. Весной 1920 года бывшую Капеллу ждало новое преобразование: если раньше в хоре были только мальчики и мужчины, то теперь туда добавили еще и женские голоса. В 1922 году хор выделили в отдельную группу, назвав его Академической капеллой. Она состояла из хоровых техникума и школы, а так же самого хора. Вскоре туда начали принимать на обучение еще и девочек.

Наибольший подъем Капеллы в первой половине ХХ века связан с руководством двух выдающихся людей – П. А. Богданова и М. Г. Климова. Палладий Андреевич смог сохранить школу даже в период Великой Отечественной Войны, а Михаил Георгиевич – воспитать лучший хор

В 1928 году Капелла под предводительством Климова отправляется в первое гастрольное турне по странам Западной Европы. Все прошло более чем хорошо – русских музыкантов ждал успех.

Во время войны Капелла была эвакуирована в Кировскую область, а некоторые из ее артистов ушли на фронт. В то время главным дирижером была Е. П. Кудрявцева, и именно с ней музыканты выступали в госпиталях, в воинских частях и разных концертных залах, поддерживая патриотический дух.

Во второй половине 1943 года к руководству пришел Г. А. Дмитревский, который смог возродить Капеллу после войны, внеся огромный вклад в развитие и становление музыкально-просветительской деятельности. В конце 1944 года Капелла вернулась в родной Ленинград, и уже в 1945 году ее функционирование возобновилась в удвоенном объеме.

В 1954 году Капеллу и училище при ней назвали в честь М. И. Глинки. Событие это приурочили к 150 дню рождения композитора. К сожалению, на ближайшие 20 лет деятельность Капеллы снизилась, если не сказать – замерла совсем. Частая смена руководства и певцов, проблемы и недопонимания в коллективе, отсутствие новых произведений – все это сказывалось на общем звучании хора.

Но вот в 1974 году к руководству Капеллой приходит бывший воспитанник В. А. Чернушенко и невероятными усилиями возрождает прошлые традиции

Именно благодаря Владиславу Александровичу была возвращена та музыка, что долгое время была запрещена в стране: Чайковский, Чесноков, Березовский и многие другие.

При В. А. Чернушенко репертуар исполняемых произведений снова расширяется. Берется не только классика, но и работы современных авторов.

1 ноября 1991 года был снова создан Симфонический оркестр, который получил признание во всем мире

Именно хор и Симфонический оркестр сейчас гастролируют по разным странам и по праву признаются одним из лучших музыкальных коллективов в мире.

Деятельность

Сегодня Государственная академическая капелла представляет собой старейшее русское профессиональное музыкальное учреждение, занимающееся становлением и развитием русской музыкальной культуры. Изучая историю Капеллы, можно проследить, как развивалась классическая музыка в стране и не только.

Долгое время именно Капелла была самым главным источником музыкального образования в России. Своей деятельностью она влияла на становление русского певческого и музыкального искусства, из ее стен вышло огромное количество известнейших музыкальных деятелей

Репертуар Капеллы в основном представлен международной симфонической классикой. За время существования на ее сцене выступило огромное количество знаменитейших музыкальных коллективов с произведениями мировой классики, а так же с абсолютно новыми, но действительно шикарными работами современных авторов.

Сегодня Государственная академическая Капелла ведет активную концертную деятельность. Ее представители с огромным успехом гастролируют по стране, а так же за границей, выступают на международных фестивалях

Зарубежные средства массовой информации с восторгом отзываются таланте и технике артистов русской Капеллы. А в 2001 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий III пригасил Певческую капеллу принять участие в благотворительном концерте в Большом театре под названием Святыни России.

Артисты

Сейчас в составе Певческой Капеллы 70 артистов, из них 34 женских голоса и 36 мужских.

  • Сопрано – 17 человек. В том числе Гордеева Галина и Яскунова Елена – заслуженные артистки России и Завацкая Екатерина – лауреат международного конкурса
  • Меццо-сопрано – 17 человек. В том числе Лейбова Дарья – заслуженная артистка России и лауреаты международных конкурсов Башкатова Лариса и Сиденко Людмила
  • Тенора – 15 человек. В том числе лауреат международного конкурса Трофимов Олег
  • Басы – 21 человек. В том числе заслуженные артисты России Мигунов Петр и Миллер Владимир

Инспектором хора является Андреев Никита. С полным списком артистов вы можете ознакомиться на официальном сайте в соответствующем разделе

В составе Симфонического оркестра 54 артиста.

  • Первые скрипки – 16 человек. В том числе лауреаты международных конкурсов Андреев Николай, Завацкий Илья, Клевцова Евгения и Норкина Евгения. Концертмейстером оркестра является Погорецкий Владимир
  • Вторые скрипки – 14 человек. В том числе лауреаты международных конкурсов Августинович Анна и Кашина Александра. Концертмейстером оркестра является Августинович Анна
  • Альты – 12 человек. В том числе лауреаты международных конкурсов Андреева Милана и Слабикова Екатерина. Концертмейстером оркестра является Андреева Милана.
  • Виолончели – 12 человек. В том числе заслуженный артист России Мессерман Вадим. Он же является концертмейстером оркестра

В Государственной академической капелле есть 2 концертных зала.

Концертный зал

Главным помещением Капеллы считается Концертный зал.

Он был спроектирован архитектором Бенуа в 1889 году во время перепланировки здания



В центральной части сцены было подготовлено место под орган, который привезли и установили лишь к 30м годам ХХ века из церкви в Голландии. Именно он сейчас является настоящей гордостью Капеллы.



Декор зала в виде лепнины выполнил И. П. Дылев




В 2005 году была проведена реставрация Концертного зала. Мастера постарались на славу: было восстановлено абсолютно все – лепнина, позолота, декор и мебель. И вот 1 октября прошло торжественное открытие, в котором приняли участие Хор Капеллы, Оркестр и Хор мальчиков.

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга – старейшее отечественное профессиональное музыкальное учреждение, определившее своей деятельностью становление и развитие всей русской профессиональной музыкальной культуры. Здесь впервые в России последовательно возникали все основные направления музыкального исполнительства и музыкального образования.

Датой рождения Капеллы принято считать 12 августа 1479 года, когда основанный великим князем Московским Иваном III хор Государевых певчих дьяков принимал участие в службе освящения Успенского собора, первого каменного храма Московского Кремля.

Певчие постоянно находились при государе и обеспечивали разнообразные нужды двора: участие в богослужениях, сопровождение государей при паломничестве, в гостевых визитах и военных походах, пение на торжественных приемах и обедах, при наречении на царство, в дни тезоименитств и крестин. Помимо музыки, певчие обучались грамоте и наукам. Первоначально в хоре пели только мужчины, но с середины XVII в. с развитием многоголосного пения в составе хора появились мальчики.

Иван Грозный привез из Новгорода в Александрову слободу двух замечательных мастеров-распевщиков – Федора Крестьянина и Ивана Носа, основателей первой русской певческой школы. Певцы хора были и творцами новых музыкальных произведений. В числе певчих дьяков были известные теоретики,композиторы и регенты XVI–XVII вв.: Ян Коленда, Николай Бавыкин, Василий Титов, Михаил Сифов, Стефан Беляев и др.

Воспитание в государевой семье обязывало досконально знать церковную службу, а значит, владеть музыкальной грамотой и уметь петь в хоре. Иван Грозный, например, не только пел, но и сочинял музыку. Сохранились два его собственных произведения – стихиры в честь митрополита Петра и Владимирской иконы Богоматери.

В 1701 году Петр I переименовал хор Государевых певчих дьяков в Придворный хор. Певчие постоянно сопровождали государя в его поездках и военных походах. Придворный хор побывал на берегах Невы ещё до основания Санкт-Петербурга иучаствовал в молебне в честь победы войск Петра при Ниеншанце. А 16 (27) мая 1703 года государевы певчие участвовали в торжествах по случаю основания новой столицы (история сохранила для нас имена всех 28 певчих). Вся последующая биография хора связана уже с Санкт-Петербургом.

Петр I много времени проводил в обществе своих певчих, заботился об их быте, сам следил за своевременным пополнением творческого состава, часто исполнял в хоре партию баса. Свидетельство тому – многочисленные записи в походном журнале, указы императора, сохранившиеся нотные хоровые партии, правленые рукой Петра.

21 сентября 1738 года по указу императрицы Анны Иоанновны для нужд Придворного хора в украинском городе Глухове открывается первая специальная школа. С 10 января 1740 года, по её же указу, вводится обучение малолетних певчих игре на оркестровых инструментах.

Являясь единственным художественно и организационно сложившимся государственным хоровым коллективом, Придворный хор участвовал во всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в столице. Придворные певчие были непременными участниками торжественных празднеств, ассамблей и маскарадов. С 30-х годов XVIII века Придворный хор привлекается к постановкам спектаклей Придворного театра. Хор дал оперной сцене многих солистов, широко известных в музыкальных кругах своего времени. В их числе – Максим Созонтович Березовский и Марк Фёдорович Полторацкий, которые украшали своим участием итальянские и русские оперные спектакли. Дмитрий Степанович Бортнянский, будучи ещё мальчиком, исполнял соло в опере итальянского композитора Франческо Арайи.

Разнообразие деятельности хора потребовало увеличения его состава, и по указу императрицы Елизаветы Петровны от 22 мая 1752 г. он был укомплектован 48 взрослыми и 52 малолетними певчими.

15 октября 1763 года Придворный хор переименован Екатериной II в Императорскую придворную певческую капеллу. Её первым директором стал Марк Полторацкий.

За время своей деятельности Капелла явилась важнейшим источником музыкального просвещения в России, крупной профессиональной школой, воспитавшей многие поколения дирижёров, композиторов, певцов и исполнителей на оркестровых инструментах. Многие годы жизни и творчества выдающихся музыкальных деятелей – Глинки, Римского-Корсакова, Балакирева, Бортнянского, Аренского, Ломакина, Варламова и других – были связаны с Капеллой.

В первых же концертах открытого в 1772 г. Петербургского музыкального клуба певчие Капеллы с оркестром исполняли кантаты и оратории Перголезе, Грауна, Иомелли и др.

В 1796 году директором Капеллы становится Дмитрий Степанович Бортнянский. При нем хор Императорской капеллы приобретает европейскую известность. Дмитрий Степанович сосредоточивает все свое внимание на усовершенствовании хора и сочинении произведений для него.

В 1808 году по инициативе Бортнянского для Капеллы был выкуплен участок с двумя домами, большим садом и двором между ними. Здесь и сейчас находятся здания Капеллы. Благодаря соседству с Певческой капеллой получил свое название Певческий мост.

После кончины Бортнянского Капеллу в 1826 году возглавил Фёдор Петрович Львов. При нем крепко сохранялись традиции главного русского хора.

Как сообщает капитан Эйнбек, Капелла имела в 1829 году в своем составе 90 человек: 40 взрослых (18 теноров и 22 баса, среди которых было 7 октавистов) и 50 мальчиков – по 25 дискантов и альтов.

Эйнбек называет следующие причины, обусловливающие высокое совершенство хора: 1) все певцы обладают исключительно хорошими голосами; 2) все голоса поставлены по лучшей итальянской методе; 3) как весь ансамбль, так и его соло-партии великолепно выучены; 4) как находящийся на государственной службе специально в качестве церковных певчих, хор Капеллы образует одно целое и не зависит от разных случайностей, а певцы не посвящают своей деятельности посторонним делам.

Выдающийся знаток вокального искусства, Глинка быстро достиг высоких результатов в развитии исполнительского мастерства Капеллы. Он ревностно относился к подбору и обучению певчих. Так, летом 1838 года Глинка предпринял поездку на Украину и привёз оттуда 19 исключительно одарённых малолетних певчих и двух басов. Одним из них был Семен Степанович Гулак-Артемовский, оперный певец, композитор, драматический артист, драматург, автор первой украинской оперы.

В 1846 году при Капелле были открыты регентские классы для подготовки руководителей церковных хоров. С 1858 года в Капелле окончательно утвердилась работа оркестровых классов.

Это принесло огромные практические результаты: малолетние певчие получали возможность продлить свою жизнь в музыке. В возрасте, когда происходит ломка голоса, мальчики отчислялись из хора и переводились, в зависимости от природных способностей, в инструментальные или регентские классы. Некоторые певчие одновременно посещали и те, и другие классы.

Свою лепту в совершенствование исполнительского мастерства хора внесли выдающиеся русские музыканты Гавриил Якимович Ломакин и Степан Александрович Смирнов.

В 1861 году должность управляющего Придворной певческой капеллой занял Николай Иванович Бахметев, генерал-майор, известный композитор и музыкант, большой знаток традиций русского церковного пения.

16 июля 1882 года по инициативе Александра III были утверждены временное положение и штат первого русского симфонического оркестра – Придворного музыкантского хора. Этим актом завершилось создание одного из крупнейших мировых музыкальных центров. Придворная певческая капелла теперь имела в своем составе большой хор, музыкальную школу, инструментальные классы, школу театральных искусств (Шляхетский корпус), регентские классы и, наконец, первый в России симфонический оркестр.

В 1883 году управляющим Придворной певческой капеллой был назначен Милий Алексеевич Балакирев, а его помощником утверждён Николай Андреевич Римский-Корсаков. Последний вел оркестровый класс в музыкальной школе и поставил это дело настолько хорошо, что постепенно выпускники школы стали ведущими музыкантами оркестра. Совместная работа Балакирева и Римского-Корсакова в течение 10 лет – целая эпоха в развитии исполнительской, учебной и воспитательной работы в Капелле.

С 1884 года обучение в школе Капеллы стало происходить по программам консерватории с выдачей выпускникам удостоверения свободного художника, подтверждавшего высшее музыкальное образование.

При Балакиреве была осуществлена капитальная перестройка всех зданий Капеллы по проекту Леонтия Николаевича Бенуа.

К концу XIX века Императорская придворная певческая капелла сложилась как уникальный, не имевший аналогов в мире, творчески-исполнительский и учебно-образовательный музыкальный центр, где процесс обучения и воспитания молодых музыкантов органично сочетался с концертно-исполнительской деятельностью. Именно здесь рождались наилучшие в России кадры по всем музыкальным специальностям.

Бывшие Придворные хор и оркестр продолжили активную концертную деятельность. Большая часть концертов давалась на рабочих, студенческих и воинских клубных площадках, а также в собственном зале. В репертуар входили произведения Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Лядова, Рахманинова, народные и революционные песни.

В 1918 году Капелла была переименована в Петроградскую народную хоровую академию. В 1921 г. на базе Придворных хора и оркестра основана Петроградская государственная филармония. Бывший Придворный оркестр ныне известен как Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

До 1920 г. хор состоял из 30-35 мужчин и 40-50 мальчиков – воспитанников хоровой школы. Весной 1920 г. хор реорганизуется: в него впервые включается группа из 20 женских голосов.

В 1922 году хор был выделен в самостоятельную организацию и весь учебно-производственный комплекс, состоящий из хора, хорового техникума и хоровой школы, и переименован в Государственную капеллу. В октябре 1922 года она переименовывается в Академическую капеллу.

В 1923 году в хоровую школу при Капелле впервые были приняты девочки. С 1925 года хор Капеллы состоял из 30 мужчин, 28 женщин, 40 мальчиков и 30 девочек.

В 1928 году в Капелле был установлен орган фирмы E.F.Walcker, ранее находившийся в Голландской Реформаторской церкви на Невском проспекте.

Наивысшие творческие достижения Капеллы первой половины XX века во многом связаны с именами Палладия Андреевича Богданова и Михаила Георгиевича Климова.

Палладий Богданов – выдающийся музыкант и педагог, ученик Балакирева, композитор, народный артист РСФСР. Короткое время Палладий Андреевич был старшим учителем пения (главным дирижёром) Придворной певческой капеллы. В начале Великой Отечественной войны хоровая школа, возглавляемая Богдановым, была эвакуирована в Кировскую область. При возвращении из эвакуации в 1943 году школа задержалась в Москве, и на её основе Александром Свешниковым было создано Московское хоровое училище. В 1944–1945 гг. в кратчайшие сроки Палладий Богданов восстанавливает деятельность школы в стенах Ленинградской капеллы. Долгие годы он руководил Хором мальчиков училища, воспитав блестящую плеяду музыкантов.

Михаил Климов – выдающийся дирижёр и педагог, внесший колоссальный вклад в совершенствование первого русского хора, его сохранение, развитие в новых условиях и приведение его к вершинам исполнительского искусства. С каждым годом Климов пополнял репертуар Капеллы фундаментальными произведениями мировой классики, формировал новые хоровые программы. В концертах регулярно исполнялись крупные кантатно-ораториальные произведения русской и западноевропейской музыки.

После кончины Климова в 1937 г., в предвоенный период короткое время Капеллой руководили Николай Данилин и Александр Свешников – выдающийся специалист хорового дела и талантливый организатор.

Великая Отечественная война изменила характер деятельности Капеллы. Часть артистов хора ушла на фронт. Остальной состав Капеллы и её хоровая школа в 1941 году была эвакуирована в Кировскую область.

Главным дирижёром в это тяжелейшее время была Елизавета Петровна Кудрявцева, выдающийся педагог, первая женщина-дирижёр профессионального хора в России. Перестроив репертуар, Капелла в составе 50-60 артистов выступала с концертами в воинских частях, госпиталях, на фабриках и заводах, в концертных залах многих городов. С сентября 1941 по июль 1943 года Капелла дала 545 концертов.

Осенью 1943 года художественным руководителем Капеллы был назначен Георгий Александрович Дмитревский, выдающийся мастер, один из крупнейших советских хормейстеров. Он внёс огромный вклад в развитие исполнительской и учебно-воспитательной деятельности Капеллы. С его именем связано блестящее возрождение Капеллы в послевоенные годы.

В ноябре 1944 года Капелла возвратилась в Ленинград. Состав хора с 60 человек увеличился вдвое. К концу 1945 года деятельность Капеллы возобновилась почти в довоенном объеме.

В 1954 г. в связи со 150-летием со дня рождения М.И. Глинки Академической капелле и Хоровому училищу при ней было присвоено имя Михаила Иванович Глинки.

В течение двух десятилетий Капелла переживала серьёзный творческий кризис. Частая смена руководителей, дирижёров, хормейстеров, нестабильность певческого состава, отсутствие творческого единства внутри коллектива неблагоприятно сказывались на звучании хора. Затормозилась работа над новыми произведениями.

В 1974 году Капеллу возглавил её воспитанник Владислав Чернушенко. Наделённый огромным талантом, блестящими профессиональными знаниями и организационной энергией, он сумел вернуть старейший хор России на его исторические позиции. Под его руководством возрождается мировая слава знаменитого русского хора.

С приходом Владислава Чернушенко постепенно восстановился характерный для Капеллы широкий диапазон исполняемой музыки; важное место в репертуаре заняли сочинения крупных вокально-инструментальных форм – оратории, кантаты, реквиемы, мессы. Особое внимание Капелла уделяет музыке современных композиторов, а также редко исполняемым сочинениям.

1 ноября 1991 года в структуре Капеллы воссоздан Симфонический оркестр, который завоевал признание и симпатию широких слушательских кругов самых разных стран мира. С коллективом сотрудничают выдающиеся дирижёры и исполнители нашего времени.

Хор и Симфонический оркестр Капеллы много и с большим успехом гастролирует как по России, так и за рубежом. Как и в прежние времена, критика относит Капеллу к числу лучших музыкальных коллективов мира.

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга ведёт свою историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России и колыбелью русского хорового искусства. Последние десятилетия ознаменованы новым подъёмом в исполнительской и концертной жизни Певческой капеллы. В 1974 году художественным руководителем и главным дирижёром Капеллы становится выдающийся русский музыкант Владислав Чернушенко. С этого времени начинается возрождение исторических традиций старейшего хора России.

В 1974 году Владислав Чернушенко назначен художественным руководителем и главным дирижёром старейшего музыкально-профессионального учреждения России — Ленинградской государственной академической капеллы им. М.И. Глинки. В короткие сроки Владислав Чернушенко возрождает этот знаменитый русский певческий ансамбль, находившийся в глубоком творческом кризисе, вернув его в число лучших хоров мира.

Комплекс зданий Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга — одно из лучших творений русской архитектуры, неотъемлемая составная часть ансамбля Дворцовой площади. В архитектурном ансамбле Капеллы центральное место занимает концертный зал. Он был построен Л.Н. Бенуа в 1889 году. Несомненно, зал стал одной из главных удач архитектора не только по внешнему убранству. За залом Капеллы установилась репутация отличного, а по некоторым отзывам, идеального в акустическом отношении. В 2005 году завершился капитальный ремонт и комплексная реставрация концертного зала Капеллы. Тщательным образом восстановлена лепнина и позолота, осветительные приборы и стулья. Всё недостающее воссоздавалось в полном соответствии с сохранившимися образцами. В торжественном открытии зала 1 октября 2005 года приняли участие все исторические коллективы Капеллы — Хор, Симфонический оркестр и Хор мальчиков.

Орган Капеллы — не только ценнейший музыкально-архитектурный памятник России. Вместе со всем историческим комплексом он позволяет образовать крупнейший международный центр органной музыки, где проходят фестивали, концерты, симпозиумы. Реконструкция органа Капеллы явилась мощным стимулом для развития отечественной органной культуры. Орган Капеллы — исторический инструмент-памятник. Он бесценен, как бесценны инструменты великих итальянских скрипичных мастеров — Амати, Страдивари, Гварнери. Изящный, благородного звучания, орган Капеллы прекрасно гармонирует с интерьером и акустикой концертного зала. Инструмент попал в Капеллу в 1927 году, а изготовлен он был в 1891 году для Голландской Реформатской церкви в Петербурге. Проектируя зал Капеллы, архитектор Л.Н. Бенуа одновременно планировал и установку в нем органа, но по ряду обстоятельств идее установки органа в Капелле не суждено было сбыться.

Камерный зал Капеллы Санкт-Петербурга был отремонтирован и реконструирован в 2011 году при поддержке Комитета по культуре. В Камерном зале проходят вечера старинной и современной камерной музыки, выступления ведущих солистов Хора и Симфонического оркестра Капеллы, Камерного оркестра Капеллы, абонементные концерты для детей, сольные концерты молодых петербургских музыкантов, тематические, музыкальные, литературные, юбилейные вечера, экспериментальные концерты, творческие встречи, моноспектакли, научные конференции, пресс-конференции. С каждым сезоном концерты в Камерном зале Капеллы пользуются все большей популярностью.

В 1970-е годы к концертному залу Капеллы на уровне второго этажа была пристроена галерея, позволяющая артистам и администрации попадать в зрительный зал и фойе не через сцену. Галерея служит не только местом для отдыха слушателей в антрактах, но и для проведения выставок живописи, графики, фотографии и скульптуры. Смена экспозиции происходит каждые две недели.

В 2010 году во время капитального ремонта в Капелле был смонтирован лифт для людей с ограниченными возможностями. Теперь благодаря специальному оборудованию концертный зал стал доступен для инвалидов. Лифт позволяет им практически беспрепятственно перемещаться в пространстве Капеллы и легко попасть с первого этажа непосредственно в галерею, примыкающую к концертному залу.

Певческая капелла находится по адресу г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, 20.

Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга — старейшее в России профессиональное музыкальное учреждение.

Датой ее рождения принято считать 12 августа 1476 г., когда указом великого князя Ивана III в Москве был образован Хор государевых певчих дьяков. Певчие постоянно находились при монархе, участвовали в богослужениях, сопровождали песнопениями торжественные приемы и праздники, вместе с венценосцами отправлялись на богомолье и даже на войну.

Первоначально в хоре пели только мужчины, но в конце XV в. с развитием многоголосного пения в его составе появились мальчики.

Придворная Певческая капелла история

Певческий мост

В 1701 г. Петр I переименовал Хор государевых певчих дьяков в Придворный хор. 2 мая 1703 г. певчие, вызванные из Москвы, принимали участвие в молебне по случаю взятия шведской крепости Ниеншанц, а две недели спустя — в торжественном богослужении, посвященном закладке нового города Петербурга.

И в дальнейшем Придворный хор присутствовал на всех музыкальных мероприятиях, проводившихся в Северной столице. Его голоса звучали на различных празднествах, ассамблеях, маскарадах, спектаклях Придворного театра.

Первым директором заведения стал певец М. Ф. Полторацкий.

Затем в течение нескольких десятилетий капеллой руководили итальянские композиторы Дж. Сарти и Б. Галуппи, при поддержке которых молодые русские музыканты овладевали мастерством европейской музыкальной школы.

В 1796 г. пост директора занял композитор Д. С. Бортнянский. В то время жилье для певчих арендовали на набережной Адмиралтейского канала, а репетиции проводились в Зимнем дворце. Регулярные длительные переходы по улицам в любую погоду — будь то промозглая петербургская осень или крепкие морозы — пагубно сказывались на состоянии здоровья певчих, особенно детей.

В 1808 г. по инициативе Дмитрия Степановича для капеллы был приобретен участок на берегу Мойки с двумя домами, двором между ними и большим садом. Местность к тому времени уже обладала богатой историей.

В 1720-е гг. она принадлежала вице-адмиралу М. И. Змаевичу, затем английскому купцу Дж. Гарднеру. В правление Анны Иоанновны эта территория перешла лейб-медику X. М. Паульсену, для которого здесь построили двухэтажный деревянный загородный дом, разбили большой сад и аптекарский огород.

В 1773 г. вдова и сын Паульсена продали усадьбу архитектору Ю. М. Фельтену, который возвел здесь трехэтажный каменный особняк с флигелями, обрамляющими парадный двор — курдонер. Зодчий жил здесь с семьей до 1784 г., пока, став директором Академии художеств, не переехал в казенную квартиру. Затем усадьба сменила еще несколько хозяев, после чего и была выкуплена в казну.

В 1810 г. после необходимого ремонта, выполненного по проекту архитектора Л. Руска, певчие переехали на набережную Мойки.

Вместе с тем но плане Петербурга 1828 г. все эти здания уже обозначены как Певческие корпуса.

Заняться реконструкцией зданий для капеллы поручили Л. И. Шарлеманю. Зодчий представил два варианта, один из которых и был утвержден. Проект предусматривал переделку всей усадьбы с сохранением стоявших на берегу реки флигелей. К ним предполагалось пристроить длинные корпуса, уходящие вглубь участка.

В результате получался проезд от набережной Мойки до Большой Конюшенной улицы.

Однако в проект не входило самое главное — зал для пения, и в 1830 г. Львов подал прошение в Министерство Императорского двора о его пристройке. После положительного ответа Шарлемань (добавил к главному зданию трехэтажный корпус, на втором и третьем этажах которого разместил концертный зал.

В 1834 г. по проекту П. Л. Виллерса были надстроены жилые корпуса на набережной Мойки.

Этот же зодчий переделал парадные ворота капеллы.

Через несколько лет по проекту инженера Е. А. Адама около здания соорудили однопролетный чугунный мост через Мойку, украшенный литыми ажурными решетками. Торжественное открытие моста, названного Певческим, состоялось 24 ноября 1840 г.

Первым по нему проехал экипаж с императором Николаем I.

На протяжении XIX в. здания капеллы надстраивали еще трижды, почти все они стали трехэтажными. И все же к концу столетия помещений по-прежнему катастрофически не хватало.

К тому времени Певческая капелла не только осуществляла свою первоначальную функцию — службу при императорском дворе, но и вела собственную концертную деятельность.

В 1846 г. здесь были организованы регентские классы, где готовили руководителей церковных хоров, в 1858 г. начали работать инструментальные классы.

В 1883 г. было решено вновь реконструировать комплекс зданий капеллы. Разработку проекта поручили гражданскому инженеру Н. В. Султанову. Но его предложение практически свелось лишь к очередной надстройке корпусов до четырех этажей. Этот вариант отклонили, а за основу в итоге взяли проект Л. Н. Бенуа.

При создании нового ансамбля зодчий сохранил П-образный фасад главного здания и использовал все возможные элементы существовавших построек.

Части фельтеновской усадьбы были разобраны до перекрытий первого этажа и переделаны по новому проекту, трехэтажный корпус Шарлеманя с концертным залом оставили без изменений, к нему пристроили Царский павильон.

На новых фундаментах возвели школьные флигели и корпуса для регентских классов.

Все здания комплекса композиционно связал единый рисунок фасада. Архитектор также переделал ограду со стороны Мойки, заново изготовив решетку ворот, но при этом сохранив ее прежний узор, созданный Виллерсом. Кроме того, по эскизам Бенуа были выполнены интерьеры комплекса и даже заказана мебель.

Все работы по перестройке закончились в 1889 г. Новый концертный зал считался одним из лучших в Европе в плане акустики.

Придворная Певческая капелла история

Главный фасад Певческой капеллы

Однако уже через пять лет в нем из-за неисправности дымохода случился пожар. После этого в капелле ликвидировали все печи и провели центральное отопление.

К концу веко Императорская придворная певческая капелла окончательно сложилась как уникальный творческий и образовательный музыкальный центр, где процесс обучения и воспитания молодых музыкантов органично сочетался с концертно-исполнительской деятельностью.

Еще с 1884 г. занятия здесь проходили по программе консерватории, с выдачей выпускникам документов, подтверждающих высшее музыкальное образование.

С приходом новых властей Придворная капелла стала государственной, а ее структура подверглась коренной реорганизации.

Так, были ликвидированы регентские классы и школа, где мальчиков обучали театральному мастерству. Теперь концерты давались в основном на рабочих, студенческих и военных площадках, а на сцену капеллы стал выходить не только собственный хор, но и другие коллективы.

В 1920 г. в хоре капеллы наряду с мужскими зазвучали и женские голоса.

Изменения коснулись даже интерьеров заведения. Под влиянием государственного режима стоявшие на специальных постаментах бюсты бывших директоров капеллы Бортнянского и Львова, выполненные скульптором А. Л. Обером, сменились бюстами Маркса и Ленина.

В годы советской власти капелла многократно подвергалась перестройкам и перепланировкам — например, регентский корпус был реконструирован под квартиры.

В 1928 г. в концертном зале капеллы установили орган, перевезенный сюда из Голландской реформатской церкви на проспекте Двадцать Пятого Октября (Невском).

С началом Великой Отечественной войны часть артистов ушла на фронт. Основной состав и хоровая школа были эвакуированы в Кировскую область. Оставшиеся в Ленинграде выступали с концертами в воинских частях, госпиталях, на фабриках и заводах.

Комплекс зданий сильно пострадал от бомбежек и артобстрелов, Царский павильон был расколот надвое прямым попаданием неразорвавшейся немецкой бомбы.

После завершения войны начали устранять повреждения, на месте разобранного Царского павильона разбили газон.

В 1946 г. при капелле открылось Хоровое училище. В 1954 г. к 150-летнему юбилею М. И. Глинки капелле и училищу было присвоено имя этого выдающегося композитора.

Придворная Певческая капелла история

Современное здание Певческой капеллы

Сегодня некоторые здания комплекса, признанного памятником архитектуры, уже используются не по назначению: в них располагаются рестораны, гостиница, выставочная галерея и элитное жилье.

Читайте также: