Сообщение о дворянском образе жизни

Обновлено: 02.07.2024

Когда мы говорим о дворянстве второй половины XVIII века, главная ассоциация, которая возникает, — роскошь. Богатые российские дворяне проматывали состояния на куртизанок и за карточным столом. А крестьянин трудился годы, чтобы оплатить колесо кареты или пуговицу с кафтана своего господина, которого он никогда не увидит. Так ли это было на самом деле?

Вольное экономическое общество рекомендовало тратить деньги так, чтобы было видно, что человек живет хорошо. Весь расход был поставлен на вид. Нужно было показать дворянам, что можно вести достойный образ жизни, но при этом не надо тратить на это больше, чем это стоит. Например, можно не покупать плохое вино, но разбавлять хорошее. И не нужно ставить на стол то, качество которого не оценят. Вести учет муки довольно сложно, поэтому хлеб лучше не печь дома, а покупать. Также они писали, что не нужно строить дома, а лучше снимать. Строительство домов действительно разоряло дворян. Это безумное количество денег, которые никогда не возвращались. А съем дома был значительно дешевле, причем условия были отличными, не то что сейчас.

Очень четко разделялись женские и мужские расходы. Например, женщине полагалось тратить больше денег на благотворительность, мужчине меньше. Карточные деньги были и у тех, и у других. Но женщине не полагалось иметь расходы, кроме прописанных. Четко определялось, что она имеет право потратить 500 рублей в год на булавки, карточную игру и косметику, например. А мужчина — 500 рублей на карточную игру, подарки и на другие расходы, которые он может не афишировать. При этом карета женщины должна была стоить дороже, чем карета мужчины. Это статусная вещь.

Каким образом учитывали свои финансы женщины? Рассмотрим для примера двух женщин, чьи приходно-расходные книги сохранились. Так получилось, что потом их судьба пересеклась. Первая — это Екатерина Алексеевна Воронцова, которая вела свою книгу в 1782 году, незадолго до своей смерти и почти сразу после рождения сына Михаила. Вторая женщина не менее известная. Это Александра Васильевна Браницкая, которая вела книгу в 1796 году. Она тоже была молодой мамой, и впоследствии дети этих дворянок стали мужем и женой.

Чуть ли не 10 % денег, которые получает Екатерина Алексеевна Воронцова, она тратит на подарки свекру, близкой родне, дальней родне. Значительную часть денег она тратит на покупки сыну, который только что родился. Это удивительно, потому что, по идее, все это она должна была получать из деревни. Но тем не менее она покупает свивальники, ленты, колыбельку, погремушки, она чинит погремушки. Незначительные траты у нее идут на чисто женские потребности, например на косметику — это меньше одного процента от общей суммы. Деньги она получает в первую очередь от мужа. Мы не видим денег, которые пришли из ее вотчины.

А Александра Васильевна Браницкая спустя 10 лет ведет значительно более активную экономическую деятельность. Часть платежей, достаточно крупных, по 120 тысяч (а это большая сумма), связана с оплатой кредита. Часть денег выплачивается по залогу за бриллианты. Она достаточно активно кредитует сама, например Державина. Она посылает солидные подарки важным персонам. Например, двести бутылочек жизненной эссенции тому же Державину.

То есть две молодые мамы в приблизительно одном временном периоде ведут себя абсолютно . Одна ведет патриархальный, домашний образ жизни, а вторая достаточно активно участвует и в экономической, и, судя по всему, в социальной жизни страны (статус позволял ей это делать).

Приходно-расходные книги отражают особенность дворянского менталитета той эпохи, причем в первую очередь элитарного, потому что у провинциальных дворян в таком количестве эти книги не сохранились. Эти книги вступают в явное противоречие с системами нормированных трат, которые выдвигало Вольное экономическое общество. Фактически этот источник отражает, что рекомендации общества вступали в противоречие с привычками дворян. Те предпочитали тратить деньги на подарки, пить спиртные напитки и строить то жилье, которым мы теперь восхищаемся. Именно благодаря этому формируется наше представление о роскоши, но это же и разоряло дворян, вгоняло их в долги — и как раз о долгах мы дальше с вами и будем разговаривать.

Несмотря на то, что эпоха балов, маскарадов, парфорсной охоты и других привычных форм дворянского досуга давно минула, интерес к ней не утихает. Какие же занятия составляли обычную жизнь богатого дворянства, как они сменялись в течение дня, года? Как было принято принимать гостей, отдавать визиты, танцевать? Теперь это уже история…

«Домашним бытом окруженны,

Здесь в хозяйском кабинете мужчины занимались бумажной работой, здесь же встречали гостей и пришедших по делу.

Если в петровский период женщины-дворянки не всегда были грамотны, не стремились к разнообразию духовной жизни (в то время духовные потребности женщины удовлетворялись религией: посещение церкви, молитвы, посты), то все изменилось к концу XVIII столетия. Запад повлиял не только на внешний вид, но и на быт и поведение дворянского общества.

Дамы теперь ведут в основном вечерний образ жизни. Балы, кокетство, визиты отнимают все свободное время, в итоге многие дети практически росли без матерей.

Вот как описывает А. Мельникова свое детство: «Мы занимали в доме отдельное от родителей помещение, весь нижний этаж, отданный в полное распоряжение, со всеми его обитателями, одной Авдотье Сергеевне (няне).

В сопровождении ее мы являлись наверх только в известные часы, так сказать, pour les heures de repas, и оставались там ровно столько времени, сколько полагалось для чаепития, обеда и ужина; или же, в экстренных случаях, вроде приезда родственников — по приглашению явиться для приветствия.

(Мельникова А. Воспоминания о давно минувшем и недавно былом).

Ежедневные бумажные хлопоты, регулярное ведение расходов и поддержание сельских угодий в достойном виде было для некоторых хозяев усадеб тягостной обязанностью и даже сущей пыткой.

Восприятие новых форм досуга, происходило в XVIII в. в игровой, театральной форме. Новые европейские виды увеселений воспринимались тогда как своего рода игра. Особое место среди них занимали балы.

Бал — это развлекательное мероприятие, которое отражало новую европейскую культуру — направления моды, музыкальные тенденции, этикетные ценности и стиль общения. Бал занимал важнейшую нишу в системе дворянского досуга.

Начало русским балам было положено при Петре I Указом об ассамблеях от 26 ноября 1718 г. Ассамблеи стали проводить с 1722 г. и в Москве. Они происходили зимой три раза в неделю: по воскресеньям, вторникам и четвергам.

Танцы начинались степенным польским, за ним следовал менуэт — это были церемониальные танцы. Другую группу составляли английские — англез, аллеманд и контраданс. При степенной музыке первого танца мужчина кланялся тремя церемониальными поклонами, потом ближайшему кавалеру, дама следовала тому же примеру и, сделав круг, оба возвращались на свое место.

Еще одной формой досуга являются уроки танца. Танцмейстер учил не только хореографии, но хорошим манерам, умению свободно держаться в обществе, легко и непринужденно двигаться. Именно он знал, сколько надо сделать шагов, чтобы должным образом подойти к императрице. Он помогал дворянской молодежи выработать красивую осанку, грациозного непринужденного положения рук, ног, головы и корпуса и согласованности их движений. Учить танцевать дворянских детей начинали с 5-6 лет. На занятиях у танцмейстера учились садиться, ходить, пересекать зал, обмахиваться веером, чувствовать музыку. Танцмейстеры дирижировали бальной культурой: рождали новые па и задавали музыкальный тон в танцах. Готовились к этим увеселениям задолго до того, как наступала пора вывозить девушку в свет: сначала несколько лет юные дворяне участвовали в детских балах, которые были точной копией взрослых. Знамениты были детские балы московского танцмейстера Иогеля, в разные годы его учениками были Василий Жуковский, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов. Изюминкой детских балов было то, что танцмейстер приглашал на бал всех своих учеников, таким образом подрастающие барышни могли потанцевать с настоящими кавалерами, а те, в свою очередь, разносили в большом свете вести о подрастающих красавицах.

1974452.JPG


Танец полька. Французская гравюра XIX века

В XIX в. по сравнению с XVIII в. танцевальная культура стала упрощаться, несмотря на появление новых танцев, а вот бальный этикет, напротив, становился все сложнее. Разучивание новых танцев, которые калейдоскопом вторгались в бальное пространство, по-прежнему ложилось на плечи танцмейстеров.

Балы представляли еще и отличную возможность для получения или передачи информации, которую невозможно было получить официальным путем. Здесь можно было сознательно дезинформировать собеседника, здесь мгновенно распространялись сплетни, слухи и т.д. На балах завязывались знакомства и нередко решались вопросы карьеры, вступления в брак, формировалось общественное мнение, и потому искусство общения здесь играло огромную роль. По окончании бала гости уезжали без особых прощаний, но в течение недели они обязаны были сделать хозяину благодарственные визиты.

Визиты вообще составляли неотъемлемую жизнь дворянства. Дворянин, переехавший в другой город, должен был совершить огромное количество визитов, не обделяя никого, чтобы не обидеть.

Во время первого визита обычно ограничивались представлением друг другу, обменом любезностями и благодарностями, - к столу не приглашали. В последующие посещения, если общение было интересным - беседа непременно сопровождалась угощением. Важную роль здесь играло чаепитие. В России быстро прижилась чисто английская традиция "второго чая". Но проявлялась она не в виде второго завтрака, а как отдельное чаепитие, как дополнение к разговорам во время визитов близких людей.

…Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар…

Каждый день дворяне выходили на прогулку. Это было своего рода традицией. Вот так описывает свои впечатления А. Т. Болотов: «Приятно было поистине видеть и находить инде небольшую кучку пожилых людей, сидящих где-нибудь в беседке, тихо и смирно и разыгрывающих себе свой ломбер; других же — инде на лавочках, под ветвями дерев тенистых, пьющих принесенные им порции кофея, чая или шоколада, или сидящих с трубкою во рту и со стаканами хорошего пива пред собою и упражняющихся в важных и степенных разговорах. Пиво употребляли они для запивания своего табаку, а прекрасные сухари, испеченные из пеклеванного хлеба, для заедания оного.

1974452.JPG


Парк Кусково. Москва.

Домашний театр

Обитатели дворянских усадеб любили различные забавы. Под влиянием распространившейся моды на чтение романов, любая дама желала почувствовать себя литературной героиней. Самым любимым развлечением той эпохи был домашний театр. Любой мог примерить на себя образ Отелло, Гамлета или Ромео.

Отдых на природе

Сейчас усадьбы опустели, вместе с людьми из них ушли жизнь и веселье. Канула в лету эпоха, осколками сохранившаяся в предметах быта и интерьера, в архитектуре и парках, и, конечно, в художественной литературе, доносящей до нас чуть слышный, но такой прекрасный аромат романтического прошлого.

Список использованной литературы:

1. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: Утварь, одежда, пища и питье, здоровье и болезни, нравы, обряды, прием гостей.- М., 1992.- 301 с.

2. Короткова М.В. Социальная история России. Бальная культура Московского дворянства в XVIII - первой половине XIX в.: официальная церемония, развлечения или любовная игра? М.В. Короткова // Вестник РУДН.-2008.- № 2.- С.5-23.

3. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века.- 2-е изд. - М., 1987.-320 с.

4. Лаврентьева Е. Хорошо было жить на даче. – М.: Этерна, 2008. – 219 с.

5. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.).- СПб., 1994.- 450 с.

6. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. - М., 1995.-178 с.

7. Охлябинин С. Повседневная жизнь С. Охлябинин. – М.: Мол. Гвардия, 2006.– 392 с.

8. Поликарпов В.С. История нравов России: От Алексея Тишайшего до Николая Второго.- Ростов н / Д, 1995.- 575 с.

Прежде всего, нужно понимать, что образ жизни дворян, например, екатерининской эпохи, первой половины XIX века и пореформенного времени резко отличался друг от друга.

Богатые собственники

По-настоящему состоятельных дворян было не так много — около тысячи знатных семейств вроде Шереметевых или Юсуповых, которые владели особняками в обеих столицах и огромными имениями. Остальные жили на жалование и в лучшем случае доходы с одной деревни и не могли, например, позволить себе собственный дом не только в Петербурге или в Москве, но даже в крупном провинциальном городе. Так что во время зимнего сезона балов и раутов они снимали квартиры — так, например, поступали Пушкины.

Позже личное дворянство приносили чины с 14-го по 9-й класс у военных и с 9-го по 6-й у гражданских. А с 1856 года у военных подняли классы до восьмого-седьмого, у гражданских чинов до восьмого-пятого.

Личное дворянство не позволяло владеть усадьбами и участвовать в выборах должностных лиц, а также не передавалось по наследству. Поэтому такие дворяне часто годами снимали квартиры и жили как обычные мещане. И если доходы не позволяли снять сразу целый этаж, то квартира съеживалась до двух-трех комнат, часто проходных.

Вообще же в XIX веке лишь около 20% аристократов были владельцами хотя бы одного имения, остальные до пенсии скитались по съемным квартирам и в лучшем случае старались добыть потомственное дворянство и скопить денег на небольшую усадьбу, где и планировали жить до смерти. Ну или удачно жениться — на невесте с поместьем.

Дети личных дворян на государственной службе имели меньше льгот, чем дети потомственных аристократов. С 1832 года им стали присваивать потомственное почётное гражданство, которое освобождало от податей, повинностей, обязательной службы и телесных наказаний. Но сын и внук личного дворянина имел право ходатайствовать о возведении его в потомственное дворянство.

Деревенские самодуры в дворцах

Образ барина в золотой парче, непрерывно покрикивающего на крепостных из окна своего кабинета, тоже книжный, хотя бы потому, что аристократы вообще не жили в деревнях дольше, чем это было необходимо.

Как правило, сельскими радостями наслаждались либо идейные сторонники такого образа жизни, либо сильно ограниченные в средствах дворяне. Просто потому что жить в своей деревне было дешевле, чем держать дом в городе. Поездка на курорт тоже оборачивалась дополнительными расходами. А чем меньше крестьян было в подчинении у дворян, тем бережнее он к ним относился, потому что они были основой его благосостояния. Быть самодуром было попросту себе дороже. Что, разумеется, не отменяло и эксцессов.

Вообще, если у дворянина была возможность сбросить груз управления имением на управляющего, то он так и делал, не слишком интересуясь деталями — например, сколько ворует управляющий и как живется крестьянам под его властью. Иногда роль управляющего играли матери, тетки или незамужние пожилые родственницы, которые и вели хозяйство, годами занимаясь рутиной и выезжая в ближайший город разве что за покупками.

Богатые аристократы наезжали в свои резиденции, как правило, с конкретной целью — например, поохотиться. Или же в том случае, когда воровство управляющего достигало таких размеров, что дворянин наконец ощущал недостаток карманных средств.

Роскошные поместья тоже были уделом единиц. Большинство помещичьих домов не поражали богатым убранством и архитектурными излишествами, а господская половина дома отличалась от крестьянской только большей чистотой. Роль гостиной и столовой играла одна комната, самая большая в доме, в остальных ютились многочисленные дети с няньками и гувернантками и взрослые с горничными. Самые дорогие наряды надевали только в случае приема гостей.

Вообще приличный гардероб буквально съедал бюджет дворянской семьи, особенно если в ней были дочери на выданье. Ведь женские туалеты стоили дорого, их следовало менять в течение дня, вечерние выходы в свет и вовсе требовали великолепного наряда, при этом надевать одно и то же платье было не принято — это могло стать предметом насмешек. Провинциальные модницы обычно выходили из ситуации, обновляя один и тот же дорогой туалет в соответствии с запросами моды — менялась отделка, а иногда и силуэт.

Впрочем, для небогатых помещиков многодневный визит родственников или соседей в любом случае был настоящим бедствием, ведь нужно было кормить и разместить не только гостей, но и их прислугу.

Молодые мужчины и женщины тяготились однообразной жизнью в деревне, так что сельская жизнь была уделом стариков, доживавших свой век, и экономных, которые вели учет каждой сожженной за вечер свечке. О веселом прожигании жизни не могло быть и речи — не хватало средств.

После реформ Александра II в собственности дворян сохранилось около 60% земли. Несмотря на денежные компенсации и выкупные платежи для большинства дворян отмена крепостного права стала началом конца. В последующие годы они начали постепенно продавать земли как фабрикантам, так и крестьянам, так что к началу двадцатого века им оставалось только что оплакивать свои вишневые сады.

К 1897 году среди офицеров было только около 52% потомственных дворян, среди гражданских лиц этот показатель равнялся 31 проценту.

Блестяще образованная элита

Фактически обязательное знание иностранного языка на рубеже XVIII и XX веков было необходимостью в том смысле, в котором мы сейчас используем интернет: французский язык открывал доступ к знаниям вообще. Так что в начале XIX века даже мелкие помещики старались выписать учителя французского или приспособить для этих целей, например, пленного француза, чтобы он преподал отпрыскам хотя бы основы языка. Но уже к середине XIX века французский постепенно уступил свои позиции русскому даже в столичном обществе.

Барчуки получали первичное образование в гимназиях с довольно аскетичными порядками — включая телесные наказания до 1864 года, а вот платный университет был уже доступен далеко не всем. Юношей, которых готовили к военной карьере, обычно пристраивали в кадетские корпуса, потом в военные училища. Самые любознательные аристократы всю жизнь занимались самообразованием, но книги порой обходились дороже гардероба, так что многие бросали это занятие.

Прекрасные дамы

Юных дворянок учили чтению, каллиграфии, счету, этикету, танцам, игре на фортепиано, рукоделию. Но, например, учитель пения или живописи считался уже прихотью, позволить его могли далеко не все. Смольный институт обеспечивал девушкам полное образование, но ученицы в нем были совершенно оторваны от реалий жизни и после возвращения домой долго не могли адаптироваться в обществе.

Лишь в 1858 году начали открываться женские училища, но доступ в университеты был закрыт. Лишь в 1869 году появились высшие женские курсы — аналог университетов для дам. Естественно, все эти радости нужно было оплачивать из родительского бюджета. Например, те же Бестужевские курсы обходились в 200 рублей в год.

Долгое время дворянка в лучшем случае могла рассчитывать на место гувернантки или учительницы в гимназии, но в последнем случае домашнего образования было мало. Некрасивые и смирные могли стать компаньонками богатых дам. Кроме того, гувернантку не защищало даже ее дворянское происхождение в случае домогательств хозяина, оставалось только поменять место. Лишь в конце XIX века дворянские барышни получили возможность, например, работать телеграфистками.

Любой физический труд ради заработка фактически означал разрыв со своим сословием. Некоторые могли податься на сцену — из романтических побуждений или от отчаяния — но в то время артистки были приравнены к дамам полусвета, что для дворянки также оборачивалось потерей статуса.

Незамужние аристократки были вынуждены жить на иждивении у родственников-мужчин, поэтому брак по расчету был способом обеспечить дочери достойное будущее. Выходить замуж за ровесников просто не имело смысла, так как он сам еще не встал на ноги в той степени, чтобы содержать семью. Поэтому разница в 10-15 лет, а то и больше была типичной в дворянских браках. Отсюда почти неизбежные измены — замужним женщинам было легче скрыть свои проступки, чем девицам.

Думаете, дворяне были легкомысленными гедонистами? Как бы ни так.

Так что же на самом деле скрывается за обилием балов, путешествий и романтических историй? Поверьте, выдержать такой шквал запретов и ограничений мог не каждый. Да и повседневность русской знати была куда содержательнее, чем принято считать.

Особенные имена

10 правил из жизни дворян

Назвать дворянского ребенка можно было только определенными именами, так как все они делились условно на 3 группы: дворянские, или княжеские, мещанские и крестьянские. Сыновей аристократов обычно звали Николай, Андрей, Константин, Александр, Борис, Михаил, Дмитрий, Федор, Петр, Платон, Илларион, Павел, Сергей. Такие имена либо давались в честь правителей, либо особо почитаемых святых. Девочкам принято было давать имена Наталья, Ольга, Софья, Елизавета, Елена, Анна, Александра.

Брак зависел от родителей

10 правил из жизни дворян

О том, что на девушке хочет жениться ухажер, первыми узнавали ее родители. К XVIII веку традиции изменились, и мнение и желание девушки тоже брали в расчет: кавалер сначала предлагал руку и сердце избраннице, а потом, получив ее согласие, шел свататься к родителям. Отец и мать принимали окончательное решение: если по каким-то причинам жених их не устраивал, ему мягко отказывали. Например заявляли, что невеста еще слишком молода для брака.

Балы — аналогия сайта знакомств

Балы считались не просто развлекательными, но и носили практическую пользу, ведь именно на них чаще всего знакомились мужчины и женщины. После танца кавалера с незамужней девушкой ему следовало на следующий день заехать познакомиться к ее родителям. Обычно приглашали потенциальных невест, однако жениться сразу было не обязательно.

Визит мужчины к девушке — дело к свадьбе

10 правил из жизни дворян

Другое дело, когда парень постоянно приезжал в гости к девушке на выданье. Такое поведение означало самые серьезные намерения. Однако если кавалер был частым гостем в семье девушки, а потом неожиданно пропадал с горизонта, то этот ход становился сущим позором и для самой девушки, и для ее семьи.

Никаких эмоций

10 правил из жизни дворян

На бал нужно было ехать строго с хорошим настроением и иметь силы на протяжение всего вечера держать любезное лицо. Любые стычки, конфликты, открытая демонстрация недовольства и ревности считались примером дурного тона и неуважения к принимающим.

Лимит на танцы

10 правил из жизни дворян

В XIX веке у дамы и кавалера был определенный лимит на танцы, который то уменьшался, то рос. За один вечер изначально пара могла станцевать только один раз. Потом количество танцев увеличили до 2-3, но при условии, что они не шли подряд. Больше этого могли позволить себе только помолвленные жених и невеста.

Список ухажеров

10 правил из жизни дворян

На бал девушки брали с собой карне, специальную бальную книжечку. В нее вносились имена кавалеров, которые звали ее на тот или иной танец. Приглашать даму на танец можно было даже до самого бала — такому кавалеру обещалось не более трех танцев. Показывать карне другим считалось неприличным.

Строгий дресс-код

10 правил из жизни дворян

На балу приходилось соблюдать установленный дресс-код для кавалеров. Мужчинам следовало появляться во фрачной паре, костюме или смокинге, под который надевалась белая рубашка и жилетка. Белые перчатки считались моветоном — вместо них носили замшевые для военных, и лайковые для штатских. Совсем без перчаток появляться было недопустимо: дамы могли даже отказать такому нарушителю. Из обуви предпочитали бальные ботинки или сапоги без шпор у уланов — чтобы не зацепить наряд девушки.

Визиты в гости считались обязанностью, а не условностью

10 правил из жизни дворян

Визиты были главной частью жизни каждого уважающего себя дворянина. Обычно в гости к родственникам или близким людям приезжали к утру, максимум — к обеду. Особо долгожданных гостей приглашали за стол с семьей. Подавали, кстати, блюда французской, английской и итальянской кухни, а не русской. На напитки мода разнилась: москвичи предпочитали чай, а вот знать из Петербурга — кофе.

Ухоженность важнее богатства

10 правил из жизни дворян

А вы бы смогли соответствовать всем требованиям в дворянском обществе?

24 комментария

Тяжела ты, доля дворянина. То ли дело быть крепостным -- не жизнь, а малина!

Разумеется, обязанность прилично вести себя в обществе,одеваться так ,как принято, без пирсинга или татуировок- пытка невыносимая. А уж соблюдать моральные общепринятые принципы- вообще невыносимо. То ли дело сегодня, трахайся с кем хочешь- никто и слова не скажет.

Статья ни о чем: до 1917 года общество в России было сословное, и любое сословие было практически закрытый мир. Я точно такую же статью могу написать и про мещан, и про купцов, а уж какие ограничения были в сословии священников, у дворян так детские забавы. Про имена тоже не надо загонять: в разные времена была разная мода на имена. Поверьте: и среди крестьян, мещан, купцов и священников было не мало Андреев, Владимиров, и даже Федоров с Борисами, а среди дворян и Тихоны и Иваны и Василии присутствовали в немалом количестве.

Бедняшки. Как же они мучались. Скоты

В чем напряг то так и не понял? Конечно лучше было сутками пахать на барщине или служить полжизни бесправным рекрутом, чем терпеть такие невыносимые пытки на балах.

Реальный бред от потомка рабочих. Бальные ботинки? Бальные туфли. Это как лоферы очень тонкой выделки из шелка на тонкой подошве, как чешки. Сегодня надеваются на королевские приемы и к смокингу только.

мда. 1) Мужа для своей дочери (а равно и жену своему сыну) ВСЕГДА на Руси выбирали родители. Это вне зависимости от социального статуса. 2) Бальную книжку показывали. В этом ничего нет. А вот ХВАСТАТЬ ангажировавшими партнерами было неприлично. 3)Дресс код на бал - явление вполне понятное. Даже крестьянские дети, собираясь на посиделки, соблюдали дресскод своего общесства. Так же как и дворянам явиться на крестьянские посиделки в неопрятном платье, с неумытым лицом и нечесаной голловой было неприлично. Мой отец рассказывал, что у него с братом были одни приличные брюки на двоих (это 40-е годы). Так на вечерки или танцы шел тот, кто раньше пришел с работы и, соответственно, успел надеть эти брюки. 4)Особые имена. И как они были особыми, если называли по святкам?

Дворянство в любой стране являлось ЦВЕТОМ НАЦИИ (по крайней мере сначала такой посыл был!) Дворяне были олицетворением чести и благородства. Иногда, правда, это выливалось в дуэли или самоубийства (скажем, в случае банкротства). Так же как, скажем, купечество было олицетворением честности и совести. "КУПЕЧЕСКОЕ СЛОВО" дорогого стоило.. даже документов не заводили.

И ещё - в некоторые периоды истории дворянин был обязан отслужить определенное время на государственной службе. По военной или по "статской" (государственно-чиновничьей) - не важно, хотя сначала большая часть дворян предпочитала именно военную службу, она считалась более почетной. Полагалось если правильно помню, 25лет непрерывной службы до почетной отставки, а это простите тяжеленько. Но потом всё испортилось, и молодой дворянин мог лет 5 отслужить чиновником в департаменте, перекладывая бумажки, а потом выти в отставку в чине не очень высоком и уехать в деревню, "в глушь, в Саратов", чтобы получать деньги с имения и пить водку.

Масса неточностей понятийного характера. Между столичным бонвиваном без службы и армейским офицером на тренвожном рубеже империи большая разница, но оба - дворяне. В то время как на балу не каждый дворянин в столице мог рассчитывать побывать, но рауте рангом пониже и купцу первой гильдии внимания оказывали больше, чем приват-доценту или его студенту из примерной служивой семьи. Самая тяжкая обязанность дворянина состояла в службе не щадя живота своего чести ради - не каждый мог ее снести. Дворянские привилегии ушли в прошлое, генетическая присяга осталась.

Совершенно нормальные правила. Если параллельно с этим капает доход с имения, где служит толковый, в меру ворующий управляющий, чем не жизнь?

Где это автор обнаружил "парней" в дворянском обществе? Ну и стиль!

Дебилом быть мой друг сложнее

"Визит парня к девушке". Это в деревнях парни приходили к девушкам, а в дворянском обществе молодые люди посешали барышень.

А что, работать не надо, за тебя другие все сделают. Езди себе по балам и гостям, развлекайся как можешь.

А еще представьте себя не на балу, а на службе, в должности примерно командира взвода, которая в плане риска ничем от солдата не отличается. И если из крестьян вероятность попасть в солдаты была очень мала, то дворянин не имеющий отклонений по здоровью будет служить обязательно. Вот и оцените себя вначале с той точки зрения. Готовы служить и башку подставлять, (а войны тогда шли постоянно) то готовы в дворяне, нет значит нет. А написанное выше, это всего лишь правила приличия в обществе в то время, к которым к тому же с детства приучали. Вот так вот, а не "лимит на танцы".

Мне это всё нравится и близко. Я бы могла оказаться на их месте

Цитата. "А вы бы смогли соответствовать всем требованиям в дворянском обществе?" А "чё" нет то? Запросто. Душ тысченку крепостных. Что бы деньжат хватило на наряды. Дворни душ пятьдесят, что бы готовили наряды. Конюхов с десяток. Лошадок столько же. Ну и так по мелочам, домик в три этажа, в центре. А "чё" нет то?

какое было замечательное время насколько оно было благородное и культурное

Действительно, выдержать такой шквал запретов и ограничений мог не каждый.Крепостным крестьянам жилось гораздо вольготнее.

Чистоплотность, опрятность, скромность и сейчас приветствуется. А уж воздержанность на язык - это с древности ведётся. Болтуны у любого народа, хоть в Африке - презираемы. К сожалению, у нас сейчас болтуны в почёте.

Правил было гораздо больше, кстати, о подарках, которыми так любят кичиться современные девушки. У девушки и женщины не было своих средств, поэтому делать кавалеру дорогие подарки она не могла. В свою очередь кавалер мог подарить цветы, книгу (не всякую)конфеты. Никогда: драгоценности, предметы туалета и т.д. даже веер или перчатки. Мне кажется в этом был резон.

Читайте также: