Сообщение о дворце румянцевых паскевичей

Обновлено: 02.07.2024

Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых, Паскевичей является главной достопримечательностью г. Гомеля. История его создания насчитывает более двухсот лет и тесным образом связана с деятельностью Петра Александровича и Николая Петровича Румянцевых, Ивана Фёдоровича, Федора Ивановича и Ирины Ивановны Паскевич.

В 1777 г. на территории замка времён Речи Посполитой П.А. Румянцев начинает строительство дворца по проекту петербургского архитектора И.Е. Старова.

Дворец конца ХVIII в. – компактный, на высоком цоколе двухэтажный объем, завершенный бельведером с куполом. Здание имело гладкие стены; основными декоративными акцентами фасадов были портики.

Первый этаж дворца предназначался для парадной жизни владельца. Он имел большую высоту и включал основные залы. Второй этаж был предназначен для повседневной жизни. Бельведер также не являлся жилым помещением, а использовался для освещения главного колонного зала.

Служебные помещения находились в цокольном этаже дворца.

Дворец представлял собой загородную виллу, предназначенную лишь для кратковременных визитов П.А. Румянцева, чья основная резиденция находилась на Украине.

В архитектурном отношении это было уникальное сооружение. Гомельский дворец – первый на территории Беларуси памятник архитектуры классицизма, один из лучших примеров дворцовой палладианской постройки с компактным планом и купольным завершением.

На месте небольшого городка в первой трети ХIХ века возник регулярно распланированный и застроенный в стиле классицизма город.

На прилегающей к дворцу территории были проведены нивелировка замковых оборонительных сооружений, планировка и застройка главной городской площади, одним из основных элементов которой и стало здание, построенное при П.А. Румянцеве. В начале ХIХ века по обе стороны дворца были сооружены два служебных флигеля. Постройки имели простые прямоугольные очертания планов и сдержанное оформление фасадов, главным украшением которых были 4-х колонные портики ионического ордера.

Первый этаж флигелей, более низкий, чем второй, предназначался для хозяйственных помещений. В левом флигеле (к северу от центральной части) находилась большая кухня. На втором этаже размещались залы и гостиная. Небольшие объемы флигелей и их лаконичная архитектурная обработка подчеркивали значимость центрального здания. Тем самым дворец приобрел развитую, обращенную к главной площади города композицию.

Основание храма в форме креста, портики и барабан с куполом – главные отличительные черты этого архитектурного памятника. Такой облик храма являлся отступлением от православных канонов. Лишь колокольня приближала облик собора к православному храму. Расположение собора между дворцом и местечком давало возможность одновременного использования храма и владельцем, и горожанами.

Место расположения дворцового ансамбля (усадьбы) было выбрано Н.П. Румянцевым не случайно. Оно имело целый ряд очевидных преимуществ. Во-первых, отсюда открывался великолепный вид на реку и заречные дали. Во-вторых, этот район городской территории не был застроен, здесь проходила граница между местечком и окружающими его пахотными землями.

Главное здание было надстроено и объединено с флигелями галереями. Перед домом находился лишь цветник, и ничто не закрывало величественного вида на реку Сож.

Планировка домика для летнего проживания была достаточно простой, а помещения имели небольшие размеры. Сразу же за входной дверью располагался уютный салон. С противоположной стороны находилась небольшая комната с лестницей, по которой можно было спуститься в парк. Это был первый специально устроенный парк в Гомеле.

Сейчас этот парк, к сожалению, не существует, его территория застроена, и мало кто из гомельчан знает о его существовании в начале ХIХ века.

Главный корпус и флигели были соединены между собой галереями. Флигели, сооруженные в начале ХIХ века, подверглись значительной перестройке. В северном флигеле был надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка, убраны портики ионического ордера. Южный флигель был разобран и на его фундаменте была возведена 3-х этажная, а затем и 4-х этажная башня (1850-1851 гг.). Башня стала организующим звеном общей композиции создаваемого дворцово-паркового ансамбля.

Существенные изменения произошли и в центральном корпусе дворца: переделаны полукруглые окна бельведера, фронтон 7-колонного портика, достроена веранда со стороны реки. На карнизах главного корпуса и галерей были установлены статуи и чугунные балюстрады.

Работы по внешнему и внутреннему убранству дворца были выполнены итальянским мастером Винценто Винценти. Интерьеры дворца были украшены произведениями декоративно-прикладного искусства, коллекциями картин, бронзы, фарфора, художественного стекла и т.д.

В декабре 1851 года во дворце произошёл пожар, уничтоживший отделку части залов первого этажа центрального корпуса. Проект реконструкции интерьеров дворца был выполнен польским архитектором Андреем Голонским. Изменения касались в первую очередь парадной спальни и гардеробной.

Реконструкция дворца 1837-1851 гг. объединила дворцовый ансамбль в художественное целое. Дворцовый комплекс стал одним из лучших произведений А. Идзковского. Практически одновременно с реконструкцией дворца начались работы по планировке парка (1839г.).

Уникальность замысла создания во второй трети ХIХ века гомельского дворцово-паркового ансамбля состояла в сооружении водоёма сбоку от жилого здания. На дне глубокого оврага А. Идзковский запланировал пруд (выкопан в 1843 г.).

Пруд с системой мостов должен был соединить в одно целое две разноплановых части создаваемой парковой зоны: южную-пейзажную и северную-сформированную в стиле французских регулярных парков.

К середине 40-х годов ХIХ века была проделана и значительная работа по благоустройству северной части парка.

Партер (часть парка перед главным фасадом дворца) представляла собой сплошной зелёный газон, окаймленный вековыми деревьями. Все его дорожки были посыпаны речным песком. По периметру здания располагались цветочные клумбы. Вдоль главных аллей и перед фасадом располагались мраморные статуи философов, поэтов, художников и государственных деятелей.

Прилегающая ко дворцу территория парка была расчленена радиально расходящимися от него аллеями. Две средние выходили к ограде парка, где находились ворота для въезда и выезда экипажей. Перед дворцом было создано свободное пространство, которое давало возможность рассмотреть его со всех сторон.

В окружении башни дворца концентрировались военные трофеи И.Ф. Паскевича. Здесь, на террасе, на высоких постаментах были установлены пушки, захваченные во время войны с Турцией в 1829 г. Между ними размещались конная статуя Юзефа Понятовского, изображенного в облике римского легионера (скульптор Б. Торвальдсен). Статуя была установлена в 1842 г. Под террасой был сооружен большой грот.

Перед фасадом дворца, который был обращен к реке Сож, находился курдонёр (внутренний дворик). Он состоял из газона, по краям которого находился кустарник. Здесь располагались многочисленные мраморные статуи, вывезенные И.Ф. Паскевичем из Варшавы, и большие вазы, сохранившиеся здесь до сих пор.

Со второй половины 40-х годов в парковой зоне были осуществлены крупномасштабные посадки древесных пород. В 1848 году из Кореневской экономии на двадцати телегах были привезены дубы, клены, грабы. В начале лета 1849 года из Варшавы было завезено свыше трех с половиной сотен различных деревьев.

С приходом весны в парке строились многочисленные парники, разбивались огороды, перекапывалась почва под деревьями и кустами.

Новая страница в истории дворцово-паркового ансамбля началась после того, как его владельцем после смерти И.Ф. Паскевича (1856 г.) стал его сын — Федор Иванович Паскевич.

В 1856-1857 гг. была заложена часть окон во втором этаже башни, устроена домашняя церковь в соседствующем с флигелем павильоне дворца, видоизменено крыльцо со стороны города (сооружен пандус, который существует до сих пор). С крыш главного корпуса и боковых галерей были сняты чугунные балюстрады и статуи. Это была последняя реконструкция дворца до 1917 г.

Фёдор Иванович многое сделал по увековечиванию памяти своего отца. На площадке курдонера был установлен бюст И.Ф. Паскевича, который был изображен в одеянии римского полководца.

С этой же целью в парке в 1870-1889 гг. сооружены часовня и фамильная усыпальница Паскевичей (архитектор Н. Червинский).

Во дворце были собраны выдающиеся произведения искусства. Судя по описи 1891 года, в нем насчитывалось 3214 предметов высокохудожественной работы: уникальные коллекции художественного стекла (Англия, Франция), фарфора (Германия, Китай, Россия), предметы из бронзы; картины художников И.Н. Крамского, П. Ротари, А. Орловского,. Я. Суходольского, М. Зичи, М. Залесского, Н. Шильдера, скульптуры А. Кановы, Б. Торвальдсена, Х. Рауха, В. Демут-Малиновского.

Таким образом, к началу ХХ века формирование дворцово-паркового ансамбля Румянцевых, Паскевичей было завершено.

С установлением Советской власти, гомельский дворцово-парковый ансамбль стал достоянием государства. В 1919 г. ему было присвоено имя А.В. Луначарского.

Дворец стал постепенно утрачивать свои уникальные художественные достоинства. Несмотря на то, что в нем устроили музей, основные художественные коллекции и многие предметы внутреннего убранства были переданы в другие музеи СССР, государственным и советским учреждениям города.

Дворцово-парковый ансамбль очень сильно пострадал в ходе подавления в марте 1919 г. Стрекопытовского мятежа. Восстановительные работы продолжались до 1925 г.

Большой урон ансамблю (дворцу и парковому хозяйству) нанесла Великая Отечественная война. Большая часть музейных экспонатов не вернулась из эвакуации.

Восстановительные работы, проведенные в послевоенное время, привели к потере выразительности структурными элементами парка: значительно ослабла ландшафтная организация территории, сплошные древесные посадки закрывали от обозрения дворцовый комплекс, усилили монотонность и однообразие впечатления… Все эти изменения исказили композицию дворцово-паркового ансамбля, созданную в середине ХIХ века.

В послевоенное время территория парка существенно расширилась. В 1962 году были сооружены лёгкий 52-х метровый мостик, соединивший парковую зону со сквериком им.Ф.Э. Дзержинского. Заречная часть парка начала формироваться с 1953 года. В 1968 году 243-х метровый пешеходный мост через реку Сож соединил заречную часть с остальной парковой территорией.

В конце 60-х годов была проведена реконструкция дворца, а в 1971-1975 гг. реставрация часовни и усыпальницы Паскевичей.

Согласно Постановления Совета Министров БССР №22 от 18 мая 1953 года дворцово-парковый ансамбль Румянцевых, Паскевичей получил статус памятника республиканского значения.

С 1998 года начались работы по реконструкции дворцового комплекса и работы по благоустройству северной части парковой зоны.

Библиография:

Панорамы города

Город во всей красе - на снимках, сделанных с высотных зданий Гомеля и с высоты птичьего полёта.

Дворец Румянцевых-Паскевичей Гомель фото история описание

Сегодня это один из самых привлекательных для туристов объектов. В него входят сам дворец, собор Святых Петра и Павла, недалеко от которого — часовня и фамильная усыпальница Паскевичей. Кстати, часовня стала первым памятником, отреставрированным в республике после войны.

Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей в Гомеле главные экспонаты

Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Паскевичей в Гомеле главные экспонаты

В экспозиции комплекса собрано более 150 тысяч экспонатов, есть среди которых истинные раритеты. К сожалению, многие ценности бесследно исчезли. Однако счастливые находки порой случаются. Так, вернулась из Воронежа бронзовая богиня Мир, когда-то охранявшая покой канцлера. Это одна из трех копий мраморной скульптуры итальянца Антонио Канове.

Гомельская богиня повторена в металле (35 пудов бронзы) питерским мастером Депут-Малиновским. Настоящее сокровище дворца — экземпляр Евангелия Петра Мстиславца, датированный 1575 годом, — попал в музей в наши дни.

Дворцовый парк Румянцевых — великолепный образец паркового искусства конца XVIII — начала XIX вв. Планировкой ландшафта занимался польский архитектор Адам Идзковский. Его кисти принадлежит полотно с видом дворца (это изображение размещено на 20-тысячной купюре), реконструкцией и достройкой которого он руководил.

Дворец Румянцевых-Паскевичей история

Дворец Румянцевых-Паскевичей история

Строительство дворца в Гомеле

В 1775 году императрица Екатерина II пожаловала гомельское староство графу Петру Александровичу Румянцеву — а в придачу и денег на строительство новой гомельской резиденции для графа. Спустя два года были готовы первые проекты.

К 1794 году строительные работы завершились, и граф получил в свое распоряжение прекрасный образец раннего русского палладианства: двухэтажное, на высоком цоколе, здание, центром которого являлся бельведер, перекрытый куполом. Внешний декор был умеренным — пилястры в простенках между высоких окон и два портика коринфского ордера, четырехколонный парадный и шестиколонный парковый. Цокольный этаж предназначался для подсобных помещений и прислуги, в первом этаже находились парадные покои, во втором — жилые комнаты.

После смерти фельдмаршала в 1796 г. Гомель унаследовал его сын Николай Петрович Румянцев. Им была собрана уникальная коллекция книг, находившаяся в Гомельском дворце, она легла впоследствии в основу Государственной российской библиотеки.

Первую реконструкцию дворца предпринял граф Н. П. Румянцев, — руками приглашенного им Джона Кларка. При Николае Петровиче главное здание дворца соединилось с двумя флигелями посредством галерей, оформленных колоннами ионического ордера.

Теперь мы застаем дворец таким, каким он стал при И. Ф. Паскевиче. Работами, производимыми в 1837— 1851 годах, руководил Адам Идзковский. Главное приобретение этого времени — башня высотой 32 метра, возведенная на месте разобранного до основания южного флигеля (северный флигель при этом остался, хотя и лишился своих ионических портиков). Эта постройка, не вполне соответствующая общему стилю дворцового ансамбля, придает ему тем не менее особое своеобразие. Мыслилась она как личное пространство Паскевича. Здесь он разместил свои коллекции, библиотеку. Изменился и парковый фасад дворца: Идзковский пристроил к нему веранду.

Дворец Румянцевых-Паскевичей после революции


Дворец Румянцевых и Паскевичей — памятник архитектуры XVIII—XIX веков в стиле раннего классицизма, главная достопримечательность города Гомеля, композиционный центр Гомельского дворцово-паркового ансамбля, включающего, помимо дворца, городской парк, Петропавловский собор, часовню-усыпальницу.

История дворца Румянцевых-Паскевичей

Описание история дворца при Румянцевых

Гомельский Дворец был построен на месте деревянного замка, который построил последний гомельский староста Михаил Фредерик Чарторыйский из рода Чарторыйских.

10 июля 1775 года Екатерина Великая пожаловала гомельское староство графу Петру Александровичу Румянцеву и выделила из казны деньги на строительство дворца графа в Гомеле.

Работа над проектом дворца началась в 1777 году, строительство началось в 1785 году и завершилось в 1794 году. Автором проекта, был, возможно, Иван Старов, прославившийся строительством Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры. Среди авторов проекта также называют архитектора Юрия Фельтена, ученика Растрелли. Непосредственно процессом возведения дворца руководил архитектор Я. Н. Алексеев, а консультировал его Карл Бланк.

Одним из источников вдохновения для архитекторов была вилла Ротонда знаменитого итальянского архитектора Андреа Палладио.

Построенный дворец стал одним из ранних образцов русского палладианства. Он представлял собой компактное двухэтажное здание на высоком цоколе, завершённое в центре кубоподобным бельведером. Композиционным центром дворца стал квадратный зал с куполом.


Внешний декор дворца был целиком выполнен в стиле раннего классицизма. Главным украшением фасадов были портики коринфского ордера — четырёхколонный парадный и шестиколонный парковый. По всему периметру здания прямоугольные оконные проёмы, размещённые в два ряда, чередовались с пилястрами, что придавало дворцу величественную монументальность.

На высоком первом этаже располагались исключительно парадные помещения, на втором — жилые комнаты, а цокольный использовался для хозяйственных нужд и размещения прислуги.

После смерти Румянцева дворец унаследовал его сын — известный дипломат, государственный деятель и меценат Николай Румянцев.

Николай Петрович Румянцев пригласил из Англии архитектора Джона Кларка (John Clarke), который жил и работал в Гомеле с 1800 по 1826 годы. Кларк не только перестроил дворец Румянцева, но также реализовал проект Петропавловского собора, Никольского храма в Волотове и первой в России ланкастерской школы.

В ходе перепланировки и реконструкции дворца, которая прошла с 1800 по 1805 годы, Кларк соединил служебные флигели с главным зданием галереями, украшенными портиками ионического ордера.

Николай Румянцев хранил во дворце богатейшую коллекцию книг, которая после его смерти стала основой для создания Российской государственной библиотеки в Москве.

В 1826 году Николай Румянцев умер, и дворец перешёл второму сыну П. А. Румянцева — Сергею Петровичу Румянцеву, который в 1828 году отдал дворец в залог, а в 1834 — продал его в казну.


Описание истории дворца при Паскевичах

В 1834 году Гомельский дворец за 800 тысяч рублей был выкуплен известным русским полководцем И. Ф. Паскевичем. При нём в 1837—1851 годах под руководством польского архитектора Адама Идзковского была осуществлена реконструкция дворца и разбит великолепный парк.

Перестройку дворца Идзковский начал с флигелей. В северном флигеле был надстроен третий этаж, изменена внутренняя планировка, с фасада убраны портики ионического ордера. Южный флигель дворца был разобран до основания — на его месте Идзковский возвёл четырёхэтажную башню (с 1850 по 1851 годы). Башня высотой 32 метра имела часовой механизм на последнем этаже, а также веранду с балконом. Это сооружение, которое несколько выбивается из общей архитектуры здания, создавалось как личная резиденция Паскевича. Здесь располагалась библиотека хозяина дома, хранилась богатая коллекция произведений искусства.


Идзковский также внес изменения в архитектуру главного здания: были переделаны полукруглые окна бельведера, изменён фронтон выходящего на реку Сож семиколонного портика. Кроме того он пристроил к этому фасаду здания веранду. В ходе реконструкции на карнизах главного здания дворца и галерей были установлены статуи.

Работы по оформлению интерьеров дворца курировал итальянский архитектор Винценто Винценти.

В 1842—1922 годах на террасе парка дворца находился памятник князю Юзефу Понятовскому работы Бертиля Торвальдсена, предназначавшийся для Варшавы и вывезенный Паскевичем из крепости Модлин. В 1921 году после Рижского мирного договора, предусматривавшего возвращение Польше культурных ценностей, увезенных из неё после 1772 года, памятник был возвращён в Варшаву.

Последние владельцы усадьбы — сын фельдмаршала Федор Паскевич и его супруга Ирина. После отказа от предложения сына родственника Румянцевых графа Андрея Васильевича Рубана о покупке дворца за 150 мл. рублей[источник не указан 2506 дней] дворец был конфискован революцией и его коллекции стали основой созданного в 1919 году Гомельского областного краеведческого музея, а Ирина Паскевич была переселена в небольшую квартиру.



Гомельский Дворец-музей внутри сегодня

Пострадавший во время Великой Отечественной войны дворец был восстановлен после победы и в нём разместились музей и Дворец пионеров. Во второй половине 1990-х годов он был полностью передан музею.

В 1995 году было принято решение о проведении реставрационных работ, в результате которых были воссозданы интерьеры комнат дворца XVIII—XIX веков.

В январе 2007 года на фронтоне дворца были установлены шесть античных скульптур, которые появились после реконструкции дворца при Иване Паскевиче, проведённой Адамом Идзковским, были убраны в январе 1856 года по приказу Фёдора Паскевича, а затем пропали в период войн. Скульптуры Еврипида, Афродиты, Афины, Ареса, Нимфы и Бахуса выполнены из мраморной крошки, белого цемента и кварцевого песка, весят 1000—1300 килограмм. Автор статуй — белорусский скульптор Виктор Смоляр.

Коллекция музея постоянно пополняется. В частности, в 2009 году музейную коллекцию пополнили около 2000 предметов.








Интересные факты Дворца Румянцевых-Паскевичей в Гомеле

  • В 2010 году во дворце открылись реставрационные мастерские.
  • Дворец в символике Беларуси.
  • Дворец на купюре 20 тысяч белорусских рублей 2000 г. выпуска.
  • Дворец на купюре 20 белорусских рублей 2009 г. выпуска.
  • Дворец на почтовой марке 2012 г. выпуска.
  • Изображение дворца размещено на купюре 20 тысяч белорусских рублей 2000 года выпуска.
  • Изображение дворца размещено на почтовой марке Беларуси номиналом 1000 белорусских рублей, выпущенной 2 марта 2012 года.
  • Изображение дворца размещено на купюре 20 белорусских рублей 2009 года выпуска.

Легенды и страшные рассказы о дворце Румянцевых-Паскевичей

1) Первая мистическая история начинается с появлением света от свечи в закрытой и пустой комнате Ирины Паскевич. Сторож рассказывал, что несколько раз видели этот эффект с улицы через окна, свет тусклый, словно от свечи. Объяснить происходящее рациональными доводами он не смогли. После каждой проверки в комнате свет был выключен.

2) Следующая мистическая история связана с башней дворца. Смотрители рассказывали о необычных случаях со столом, который за ночь сдвигался в разные места и сами собой переставлялись костяные слоники. Многие очевидцы неоднократно видели круглую тень в усыпальнице князей Паскевичей, которая двигалась по стене возле комнаты со столом.

3) Но самая странная и даже страшная история произошла с уборщицей Александрой, работавшей во дворце в 1980—1990-е годы. В восьмидесятых возле усыпальницы она обнаружила череп, занесла его внутрь, но на следующий день череп ждал ее у входа, история повторилась спустя сутки. В итоге Александра зарыла череп неподалеку. Возможно, за этими случаями стоят чьи-то шутки, а возможно, и сверхъестественные процессы.

4) Следующая история про женский образ, который появляется в зеркале на первом этаже дворцовой башни. Люди впечатлительные сразу окрестили его призраком последней гомельской княгини Ирины Паскевич. Эта яркая женщина была супругой князя Федора Паскевича (сына известного генерал-фельдмаршала, Светлейшего князя Варшавского Ивана Паскевича). Происходила из российского рода Воронцовых-Дашковых.

Фото достопримечательностей парка




Дворец Румянцевых Паскевичей время работы в Гомеле

Центральная часть дворца и Башня работают и Грот:

Вторник - Пятница: 11.00 - 19.00,

Суббота и Воскресенье: 10.00-18.00

Понедельник: выходной.

Справки по телефону: +375 (232) 50-95-93, +375 (232) 50-96-91.

Дворец Румянцевых и Паскевичей

Дворец Румянцевых и Паскевичей

История дворца Румянцевых и Паскевичей

Строительство дворца кончилось в 1794 году. А в 1834 году дворец Румянцевых стал собственностью полководца Паскевича. В эти годы провели реконструкцию дворца и основали прекрасный парк.

Дворец Румянцевых и Паскевичей

Для своей резиденции Паскевич приказал выстроить башню высотой 32 метра с верандой и балконом. Там хозяин принимал гостей, хранил библиотеку и различные коллекции. В 1919 году дворец стал музеем и собственностью государства, а наследников рода переселили в небольшую квартиру. Во время войны здание пострадало, хотя коллекции были вывезены. В 90-х годах началась реставрация, которая позволила восстановить интерьеры дворца, а также статуи, пропавшие во время войны. Коллекция музея постоянно пополняется.

Дворец Румянцевых и Паскевичей

В парке немало деревьев, переживших 100-летний рубеж, есть деревья и возрастом 150-200 лет. А в уникальном Зимнем саду, основанном ещё Паскевичем, произрастают несколько десятков видов субтропических деревьев, растений и цветов. Отдельно стоит Башня обозрения высотой 42 метра, на вершину которой можно подняться по винтовой лестнице. Стоит также посетить Лебяжий пруд, в котором живут прекрасные белые лебеди, выйти на набережную, чтобы полюбоваться рекой Сож.

Дворец Румянцевых и Паскевичей

Сейчас дворец Румянцевых – Паскевичей является центром дворцово-парково го ансамбля. В него также входят городской парк, часовня-усыпальн ица Паскевичей и Петропавловский собор.

Дворец Румянцевых и Паскевичей: экскурсии

Дворец Румянцевых и Паскевичей

Дворец Румянцевых и Паскевичей

Если вы приехали в город на несколько дней, рекомендуем остановитья в одной из гостиниц Гомеля.

Читайте также: