Сообщение о древнерусском храме 4 класс

Обновлено: 08.07.2024

Презентация по изобразительному искусству для образовательной системы "Школа России" УМК Неменский, 4 класс.

В презентации к уроку содержится материал:

Первые храмы на Руси стали строить с принятием христианства. Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол.

-материал из которого возводились храмы

Церковные здания возводились из дерева, кирпича и камня.

Каждый храм имеет простую форму, близкую к кубу. Завершением служат купольные главы. Число их может быть различно: одна глава - в честь Иисуса Христа, три главы - в честь Святой Троицы, пять - в честь четырех евангелистов семь - число церковных таинств.

-Храм – это здание, в котором происходят религиозные обряды. В каждой стране имеет свое наименование: В России - церковь, в Средней Азии - мечеть. Храм - это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света. Собор – крупный храм, где богослужение совершает священно - служитель высокого сана. Колокольня – сооружение для подвески колоколов, стоящие отдельно от храма или являющееся его частью. Колокольни часто имели значение дозорных башен.

Также содержиться пошаговая инструкция к рисованию храма.

Прикреплённые файлы:

В основе архитектуры православных храмов в эпоху Древней Руси лежала крестово — купольная система. История постройки прочных монументальных крестово — купольных храмов из камня берет свое начало с возведения Десятинной церкви в Киеве, строительство которой длилось семь лет ( с 989 по 996 годы).

Десятинная церковь в Киеве

Десятинная церковь в Киеве

Изначально технология постройки каменных храмов и типология их архитектуры заимствовалась древнерусскими зодчими из византийских традиционных канонов. К тому же, после важного исторического события — Крещения Руси, первые храмы были построены приглашенными из Византии мастерами.

Такие постройки можно смело называть выдающимися образцами византийской стилистики архитектуры , однако с самого начала в этих христианских культовых сооружениях стали проявляться собственные оригинальные черты. Их появление было обусловлено особенностями местных условий и пожеланий заказчиков.

Спустя год после крещения Руси в 988 году было начато строительство Десятинной церкви, которая сначала была построена из древесины . Впоследствии эта жемчужина древнерусской архитектуры была разрушена во времена нашествия хана Батыя.

Во времена правления великого киевского князя Ярослава Мудрого развернулось масштабное строительство христианских храмов . Именно в эту эпоху был построен Софийский собор, размеры которого не имели себе равных не только на Руси, но и в самой Византии.

С древнейших времен Киев называют матерью городов русских. Официальной датой рождения города считается 1037 год, хотя первые поселения появились на берегу Днепра на пять столетий раньше.

После победы русичей над печенегами во времена правления Ярослава Мудрого, Киев приобретает значение главного города Древнерусского государства. И это главенство закрепляется возведением Софийского собора , который был построен в 1037 — 1044 годы.

София Киевская выполняла роль главного храма всей Древней Руси, население которой только что приняло крещение. Поэтому грандиозные габариты и красота сооружения должны были потрясать воображение и восхищать каждого, кто видел Софийский собор.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве

Тринадцатиглавый, пятинефный крестовокупольный храм отличался массивностью и тяжеловесностью форм, придававших ему торжественность и значительность. Экстерьер собора уникален — простая кирпичная кладка без штукатурки подчеркивает строгость и величие сооружения.

Внутреннее оформление интерьера было богатым и искусно выполненным лучшими мастерами своего времени. Изнутри все стены и своды храма были покрыты красочными фресками и мозаиками на христианскую тематику.

Мария Оранта - мозаика Софийского собора.

Мария Оранта — мозаика Софийского собора.

Собор выполнял роль не только культового, но и главного общественного здания Древней Руси. Здесь принимали иноземных послов и давали право на княжение новгородским, суздальским и ростовским князьям.

По образцу и подобию Софии Киевской строился и второй образец древнерусской крестово — купольной архитектуры — Софийский собор в Новгороде ( 1045 — 1050 годы). Однако храм имел значительные отличия. Он был сложен из необработанных камней, сохранявших свою природную форму. Между собой камни были скреплены известковым раствором.

Впоследствии стены были побелены штукатуркой, что в сочетании с золотыми куполами придавало постройке еще большую живописность.

Софийский собор в Великом Новгороде

Софийский собор в Великом Новгороде

В XII столетии Софийский собор стал символом независимого от Киева и остальных городов Новгородского княжества. В Новгороде было свое выборное правление — вече. На собрания вече людей созывал вечевой колокол Софийского собора. Впоследствии Новгород покорился московскому князю Ивану III, и вечевой колокол был снят и увезен в Москву.

В 1066 году была построена третий храм — семикупольный пятинефный Софийский собор в Полоцке. Строительство трех однотипных храмов на территории нынешней России, Украины и Беларуси являлось показателем политического и культурного единства трех главных частей древнерусского государства.

Полоцкая София

Полоцкая София

В XII столетии на Руси самым сильным было Владимиро — Суздальское княжество. Его правители — князья, стремясь закрепить свое могущество, строили величественные дворцы и храмы, которые должны были сохранить славу о них на века.

Богородице - Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).

Богородице — Рождественский собор, построенный в XI веке ( Суздаль).

Основателем города Владимира в 1108 году был внук киевского князя Ярослава Мудрого Владимир Мономах. Дела отца продолжил его сын и преемник Юрий Долгорукий, которого прозвали так за стремление расширить территорию своего княжества и подчинить себе Киев.

Во времена княжения Юрия были заложены наиболее значительные города Владимиро — Суздальской земли: Юрьев — Польский, Звенигород, Москва, Дмитров, Переяславль — Залесский. На сегодняшний день все они являются городами — памятниками, составляющими славу и гордость мастеров древнерусского зодчества.

Наибольшего расцвета Владимиро — Суздальское княжество достигло в эпоху правления Андрея Боголюбского — сына Юрия Долгорукого. За неполные 20 лет своего княжения Андрей стал инициатором постройки множества прекрасных архитектурных сооружений, которыми мы продолжаем восхищаться и в наши дни.

Согласно данным из летописных источников, в период с 1158 по 1164 годы были построены Золотые ворота во Владимире, а также златоглавый Успенский собор, который стал символом богатства и силы могущественного князя Андрея.

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

Настоящим шедевром стала маленькая и изящная церковь Покрова на Нерли . Она была построена князем Боголюбским в честь погибшего сына. Утонченные формы храма вызывают восхищение искусством зодчих Древней Руси.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

Технология строительства

Главным строительным материалом Владимиро — Суздальской земли был белый камень. Из него вырубали блоки размером 50 на 50 см. Стены храмов выкладывались из двух рядов таких блоков, а пространство между ними заполнялось щебнем и заливалось связующим раствором.

Подобный способ возведения стен позволял сделать не только придать кладке дополнительную прочность, но и использовать меньшее количество белого камня, который считался дефицитным материалом из — за сложности добычи. На сегодняшний день белого камня осталось совсем мало.

Резьба по камню

Белый камень хорошо поддается обработке. Зодчие Древней Руси использовали это качество материала для украшения фасадов своих построек. Резьба по камню в XII — XIII столетиях была очень популярным приемом декорирования стен храмов.

В качестве яркого образца резного каменного декора выступает Дмитриевский собор во Владимире, построенный в 1194 — 1197 годы. Его стены покрыты сплошным резным каменным рельефом. Сложнейшие узоры являются символом богатства и разнообразия мира, населенного диковинными зверями и сказочными птицами, сидящими на ветвях невиданных растений.

Дмитриевский собор во Владимире

Дмитриевский собор во Владимире

Декор храмов

Неотъемлемой частью украшения русских храмов являлись иконы — живописные изображения святых. Самой почитаемой была икона Богоматери с младенцем на руках. Одним из совершеннейших произведений мирового искусства по праву считается икона Владимирской Богоматери, написанная в XI — XII веках.

Икона Владимирской Божьей Матери

Икона Владимирской Божьей Матери

Огромную художественную ценность представляют также иконы, фрески и мозаики, выполненные известными мастерами во многих других церквях. Среди них фрески Дионисия, иконы Андрея Рублева, керамические изразцы Степана Полубеса. Наиболее значительные произведения этих великих мастеров на сегодняшний день хранятся в Третьяковской галерее и других музеях.

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре

Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре

Изразцы на стенах храма - творение Степана Полубеса.

Изразцы на стенах храма — творение Степана Полубеса.


Изучая тему в 4 классе "Древние соборы Руси", ученики выполняют творческое задание. Презентация знакомит с общими принципами храмового зодчества.

Содержимое разработки

Древние соборы Руси 4класс ИЗО

Древние соборы Руси

Наряду с каменным строительством храмов, на Руси с глубокой древности возводились и деревянные храмы

Наряду с каменным строительством храмов, на Руси с глубокой древности возводились и деревянные храмы

Деревянная церковь св. Василия Великого в селе Имоченицы Лодейнопольского района Ленинградской области Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно.

Деревянная церковь св. Василия Великого в селе Имоченицы Лодейнопольского района Ленинградской области

Благодаря доступности материала, деревянные храмы строились повсеместно.

ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕШЕНИЯ ЛАЗАРЯ - МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕШЕНИЯ ЛАЗАРЯ - МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА "КИЖИ"

Воскресенская церковь из села Потакино (Музей деревянного зодчества в Суздале) Шатровый тип храма

Воскресенская церковь из села Потакино (Музей деревянного зодчества в Суздале)

Шатровый тип храма

Архитектурные формы и технические решения деревянных храмов отличались такой законченностью и совершенством, что это вскоре стало оказывать значительное влияние на каменное зодчество.

реконструкция

Кресто́во -купольный храм на Руси основной тип православного храма, господствовавший в архитектур Древней Руси

Кресто́во -купольный храм на Руси

основной тип православного храма, господствовавший в архитектур Древней Руси

Храм Покрова на Нерли Церковь была построена в память о погибшем сыне великого князя Андрея Боголюбского Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.

Храм Покрова на Нерли

Церковь была построена в память о погибшем сыне великого князя Андрея Боголюбского

Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.


Образ храма в произведениях современных художников

Образ храма в произведениях современных художников

СИМВОЛИКА КУПОЛОВ В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ Главное в храме – купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

СИМВОЛИКА КУПОЛОВ В ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМАХ

Главное в храме – купола. К ним особое внимание и отношение. Купол может быть разной формы, цвета, и имеет разное количество глав. Все характеристики имеют свое символическое значение.

Шлемовидный купол специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Шлемовидный купол

специфическую форму купольных покрытий, близкую к форме древнерусского шлема

символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу символ пламени свечи, победы светлых сил

Купол-луковица

имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине,

похожую на луковицу

символ пламени свечи, победы светлых сил

 Количество куполов на храмах символично: 1 - символизирует Единого Бога 3 - Святую Троицу 5 - Спаситель и четыре евангелиста 7 - семь таинств Церкви 9 - по числу ангельских чинов 13 - Спаситель и двенадцать апостолов 33 - по числу лет земной жизни Спасителя.

Количество куполов на храмах символично:

1 - символизирует Единого Бога

3 - Святую Троицу

5 - Спаситель и четыре евангелиста

7 - семь таинств Церкви

9 - по числу ангельских чинов

13 - Спаситель и двенадцать апостолов

33 - по числу лет земной жизни Спасителя.

Цвет купола в символике храма: Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами. В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Цвет купола в символике храма:

Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.

В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Творческие работы учеников 4 класс 5 класс

Творческие работы учеников



-75%

Архитектура Древней Руси. Окружающий мир 4 класс МБУО «Новообинцевская средняя о

№ слайда 1

На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. В г

№ слайда 2

На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. В главном соборе Киева Святой Софии, построенном из плинфы, с девятью куполами, чувствуется влияние мастеров из Константинополя. Киевский собор СвятойСофии, XIв. Украина, Киев

Новгородский собор св.Софии. Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен

№ слайда 3

Новгородский собор св.Софии. Ярослав Мудрый до конца жизни своей был благодарен новгородцам, посадившим его на киевский престол. Дал он им в князья любимого своего сына — Владимира, а когда тот с новгородской дружиной по отцовскому приказу разбил волжских болгар и захватил богатую добычу, Ярослав не поскупился: все отдал Новгороду. И решили новгородцы возвести у себя Новгородский Софийский собор, увенчанный пятью главами. Софию Новгородскую строили семь лет, и освящение ее состоялось в 1052 году. Святой князь Владимир по освящении собора прожил менее месяца, скончался 4 октября 1052 года и похоронен был в церкви Святой Софии. Собор Святой Софии в Новгороде 1045-1052 Новгород

Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Уже более восьмисот лет стоит в суздальской

№ слайда 4

Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли, церковь Покрова Богородицы. В ясные летние дни, при безоблачном небе, среди зелени обширного заливного луга ее стройная белизна, отраженная гладью небольшого озерка, дышит поэзией и сказкой. В суровые зимы, когда все вокруг бело, она словно растворяется в бескрайнем снежном море. Храм настолько созвучен настроению окружающего пейзажа, что кажется, будто он родился вместе с ним, а не создан руками человека. Не зря для нее и посвящение выбрано Покрову. Покров есть зашита и покровительство, русским людям надежда и милость, от врагов укрытие и оберег. Собор Покрова на Нерли, 60-e XII века Влад.обл.

Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в

№ слайда 5

Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города. Строили Золотые ворота княжеские мастера. Золотые ворота, 1164 Владимир

Просторна и светла Соборная площадь Кремля. Архитектурный ансамбль, возведенный

№ слайда 6

Просторна и светла Соборная площадь Кремля. Архитектурный ансамбль, возведенный на ней более 500 лет назад, неповторим по своей красоте и великолепию. Здесь и величественные храмы-богатыри, и храмы легкие, причудливые, словно игрушечные в сравнении с ними. Ныне существующие соборы стоят на месте более древних. Первостепенную роль в ансамбле Соборной площади играет Успенский собор. Исследователи считают, что ему предшествовали три храма: деревянная церковь XII века, Дмитровский собор XIII века и белокаменный храм времен Ивана Калиты. Успенский собор 1185-1189 Владимир

Когда русские войска взяли Казань и прочно утвердились на волжских берегах, пове

№ слайда 7

Когда русские войска взяли Казань и прочно утвердились на волжских берегах, повелел царь Иван Грозный поставить у стен московского Кремля церковь о восьми главах — по числу одержанных побед. Недавно возвратился он из похода, с великим ликованием встречала его Москва: звонили колокола, люди со смехом и рыданиями бросали праздничные одежды под копыта царского коня: у многих родные и близкие томились в ордынском плену. Любимая супруга Анастасия Романовна разрешилась от бремени наследником — это тоже был праздник. Летопись гласит: ". царь и великий князь Иван Васильевич. повеле поставити храм Покрова с пределы о Казанской победе, что бог покорил безсерманский род казанских татар царю. ". Увековечить эту победу поручили гениальным зодчим Барме и Постнику. Ходят легенды, что после окончания строительства царь велел выколоть глаза архитекторам, чтобы они больше ничего подобного построить не смогли. Храм Покрова на рву зодчие Барма, Постник 1555-1561 Москва

В 1505-1508 годы, другой итальянский архитектор, Бон Фрязин, возвел на месте ста

№ слайда 8

В 1505-1508 годы, другой итальянский архитектор, Бон Фрязин, возвел на месте старой постройки церковь "под колоколы" Иоанна Лествичника. Вначале она была двухъярусной, шатер ее поднимался на 60 метров. Она одновременно служила и колокольней и дозорной вышкой. Своим суровым обликом она походила на донжон западноевропейского замка. В 1600 году царь Борис Годунов велел надстроить колокольню, сделав ее на два яруса выше, и увенчать ее золотой главой, о чем свидетельствует велеречивая надпись, помещенная высоко на барабане купола в трех горизонтальных поясах. В результате надстройки высота колокольни стала 81 метр. Колокольня Ивана Великого, зодчие Фрязин, Бон 1508, достр. в 1600

В архитектуре 17 века ясно прослеживаются два этапа: 1 половина - середина века

№ слайда 10

В архитектуре 17 века ясно прослеживаются два этапа: 1 половина - середина века и вторая половина - конец века. Для первого этапа характерно сложение "классического" типа древнерусского посадского храма - небольшого 5-главого бесстолпного здания с "ложным пятиглавием", ярко расцвеченного, с обилием декоративных деталей, с построением "кораблем" из трех частей: колокольня, трапезная, церковь. Ярким образцом такого типа храма является церковь Троицы в Никитниках в Москве или церковь Рождества в Путинках. Последним ярким этапом развития древнерусской архитектуры было "нарышкинское барокко". Этот стиль не имеет ничего общего с европейским барокко. Здесь в каменной архитектуре используются традиционные формы русского деревянного зодчества: "восьмерик на четверике", соединение церкви с колокольней под одним куполом - "церковь иже под колоколы", любовь к резному узорочью, красивый центрический план. Самым замечательным памятником "нарышкинского барокко" является церковь Церковь Покрова в Филях, 1692-1694 Москва

По своему типу Преображенская церковь — это летний (или холодный) храм. В ней сл

№ слайда 11

По своему типу Преображенская церковь — это летний (или холодный) храм. В ней служили только в особо торжественных случаях, в дни местных престольных праздников, да и то лишь в течение короткого северного лета. У нее нет зимних рам и двойных дверей, утепленного пола и потолка. В летних церквах меньше сырости, через щели и проемы происходит непрерывная естественная вентиляция и просушка всех помещений, частей и конструкций. В них сильнее тяга воздуха, значит, быстрее просыхает дерево и меньше опасность появления гнили, опасных грибков и насекомых. Спасо-Преображенская церковь стала как бы лебединой песней древнерусского деревянного зодчества. Это не рядовой сельский храм, а мемориальное сооружение, памятник-монумент. После окончания строительства мастер Нестор забросил топор в Онежское озеро, чтобы никто больше не смог построить ничего подобного. Во славу родной земли и стоит в Кижах уже два с половиной столетия Преображенская церковь. Кижский погост, Преображенская церковь, зодчий Нестор 1714-1764 Кижи

Интернет ресурсы http://smallbay.ru http://go.mail.ru http://www.russiancity.ru

№ слайда 12

Читайте также: