Охрана памятника культуры сообщение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Управление образования молодежной политики и спорта

Пильнинского муниципального района

муниципальное образовательное учреждение

Деяновская основная общеобразовательная школа

Иванова Татьяна Сергеевна

МОУ Деяновская ООШ

Терникова Светлана Викторовна

МОУ Деяновская ООШ

с. Деяново, 2014 год

Глава I . Классификация памятников истории и культуры в РФ………………5

Глава II . Оценка современного состояния памятников истории и культуры

2.1 Роль законодательных и экономических аспектов………………………7

2.2 Роль экологических факторов……………………………………………..8

Глава III . Комплекс мер по сохранению памятников истории и культуры

3.1 Государственная политика в сфере охраны памятников истории и культуры………………………………………………………………………….10

3.2. Основные современные методы сохранения памятников…………….11

Глава IV. Культурное наследие родного края

4.1. Объекты культурного наследия…………………………………………12

4.2. Состояние объектов культурного наследия……………………………15

4.3. Значение объектов культурного наследия……………………………17

Список исользуемой литературы

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Любые потери культурного наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.

Актуальность выбранной проблемы очевидна. Будущее нашей России только в силе исторического, культурного и духов ного потенциала.

Целью работы является оценка физического состояния объектов культурного наследия , располо женных на территории Пильнинского района .

В работе решаются следующие задачи:

определить источники для получения списка объектов культурного наследия Пильнинского района ;

классифицировать объекты культурного наследия Пильнинского района ;

пополнить школьный музейный фонд материалами об объектах культурного наследия Пильнинского района;

открыть страницу на сайте школы;

Объектом исследования в данном случае являются памятники истории и культуры Пильнинского района.

Предметом исследования являются современное состояние памятников, законодательство в области сохранения культурного наследия, а также программы по его сохранению и законы в этой области.

Источники. Данная проблема - сохранение памятников истории и культуры – разработана узкими специалистами, поэтому получить необходимую актуальную информацию по теме удалось из отчетов организаций, специализирующихся на сохранении памятников истории и культуры и отчетов научно-практических конференций, а также из федерального закона № 73 от 25.06.02 года "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") и Концепции сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Нижнего Новгорода .

Методы исследования : метод анализа научной литературы, метод опроса, поиск.

Новизна: Данная работа является одной из попыток изучения возможностей сохранения объектов культурного наследия Пильнинского района. В этой связи результаты исследования, по моему мнению, являются определенным приращением знаний в области представлений об объектах культурного наследия Пильнинского района.

Прикладная и учебно-просветительская значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в процессе преподавания курса исторического краеведения.

Глава I . Классификация памятников истории и культуры в РФ

Специалисты именуют памятниками истории и культуры объекты, находящиеся на учете и под охраной местных или центральных органов охраны памятников и имеющих особый паспорт. Критериями для признания тех или иных зданий и объектов памятниками служат: время постройки, авторство известных зодчих, связь с окружающей застройкой, с историческими событиями и различными деятелями 1 .

К недвижимым памятникам истории и культуры относятся:

1. памятники градостроительства и архитектуры:

отдельные здания, строения и сооружения фортификационного, культового, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, транспортного, научного, учебного назначения;

исторические сады, парки;

ансамбли: совокупность памятников и открытых пространств в их художественно-композиционной связи: улицы, площади, кварталы, архитектурные комплексы и ансамбли с окружающими их городскими и природными ландшафтами, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры;

2. памятники истории:

здания, сооружения, памятные места, комплексы и ансамбли, связанные: с жизнью выдающихся исторических личностей; с жизнью и творчеством деятелей науки, литературы и искусства; с важнейшими историческими событиями в жизни страны; с развитием науки и техники, культуры и быта;

исторический некрополь: отдельные кладбища, могилы и захоронения, комплексы могил и захоронений выдающихся государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, братские могилы и захоронения воинов и граждан, погибших за свободу и независимость Родины;

объекты жилого назначения: культурный слой древних поселений, включающий городища, селища, стоянки;

древние укрепления: земляные валы, рвы, остатки деревоземляных и каменных укреплений;

объекты религиозного назначения: остатки древних храмов, монастырей, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов;

места древних погребений: курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения;

объекты хозяйственного назначения: остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, гидротехнических устройств, транспортных артерий и сооружений;

городские памятники и памятные знаки, посвященные важнейшим событиям в истории России, выдающимся гражданам;

произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, монументально-декоративного искусства, мозаики, витражи;

произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками как элементы обстановочного комплекса.

К памятникам истории и культуры могут относиться объекты как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов 2 .

Глава II . Оценка современного состояния памятников истории и культуры

2.1 Роль законодательных и экономических аспектов

К настоящему времени значительная часть памятников отечественной истории и культуры уничтожена, находится под угрозой уничтожения или резко снизила свою ценность в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны, от разрушительных воздействий природных процессов.

По оценкам специалистов РАН, состояние находящихся на государственной охране памятников истории и культуры почти на 80 % характеризуется как неудовлетворительное. Около 70 % от их общего числа нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных явлений и процессов, включая экологические 3 .

Состояние большинства исторических поселений специалисты также оценивают как близкое к критическому. В последние годы снос исторической застройки и новое строительство на исторических территориях приобрели поистине массовый характер. В результате этого происходит разрушение исторической городской среды.

В крупных городах происходит:

- массовое сокращение числа подлинных памятников истории и культуры путём замены их на копии из современных строительных материалов;

- подмена ремонтно-реставрационных работ работами по коренной реконструкции объектов культурного наследия (строительство мансард, перепланировка, возведение новых этажей и пристроек);

- нарушается режим застройки на территории памятника и в зонах охраны (около них возводятся громадные новостройки).

В исторических малых городах существует проблема коммунального хозяйства. Нельзя получить удовольствие от знакомства с памятником архитектуры, если вокруг мы видим не ухоженные кварталы, а грязь, безвкусные новые строения, бедность и разруху.

В провинции культурное и архитектурно-градостроительное наследие России еще очень слабо изучено. Значительная часть объектов, прежде всего усадебных комплексов, оказались бесхозными и брошенными на произвол судьбы. Это привело к тому, что буквально на протяжении последнего десятилетия многие усадебные комплексы превратились в руины.

Проблемой сохранения объектов археологического наследия является и постоянно увеличивающееся количество раскопок "черных археологов", охвативших практически все регионы страны.

2.2 Роль экологических факторов

Особую роль в ухудшении физического состояния памятников истории и культуры играют экологические факторы. Практически каждый памятник испытывает в большей или меньшей мере негативное воздействие разного рода экологических факторов. Наиболее частые проблемы - это несоблюдение температурно-влажностного режима внутри зданий, наличие грызунов, насекомых, развитие грибков и плесени, подтопление фундаментов, подвальных помещений и коммуникаций, а также загрязнение воздушного бассейна.

Загрязнение воздушного бассейна производственными объектами, автотранспортом и коммунальным хозяйством, способствует формированию химически агрессивной среды и обусловливает разрушение естественных строительных материалов, а также кирпичной кладки, покрасочных слоев, штукатурки, декора. Таково воздействие аэрополлютантов на белокаменную резьбу Рождественской и Смоленской церквей, Архиерейский сад и парк имени Кулибина в Нижнем Новгороде; парк усадьбы Баташевых в городе Выкса Нижегородской области 4 .

Загрязнение территории памятников отходами ( бытовыми, строительными, промышленными) приводит к развитию биопоражений строительных конструкций, нарушению отвода поверхностных вод и переувлажнению грунтов, повышению пожароопасности.

Транспортная вибрация названа ответственной за ухудшение состояния многих памятников истории и культуры.

Вибрация, вызываемая производством, вновь названа ответственной за ухудшение состояния ряда памятников в Нижегородской области: Успенская церковь в городе Богородск, Знаменская церковь в городе Бор, Воскресенская, Знаменская и Крестовоздвиженская церкви в городе Балахна.

Обветшание (ухудшение технического состояния) объектов наследия вследствие физического износа или нарушения регламентов охраны иногда происходит в форме выветривания швов кирпичной кладки и деструкции кирпича.

Обезлюдение сельских поселений влечет за собой заброшенность или бесхозность памятников: вследствие этого утрачиваются не только отдельные памятники, но и целые исторические поселения.

Результаты экологического мониторинга недвижимых объектов культурного наследия страны в 2004 году позволили выявить наиболее проблемные в рассматриваемом отношении памятники общенационального значения: Нижегородский кремль и другие памятники Нижнего Новгорода, испытывающие воздействие оползней, вибрации и других урбоэкологических факторов.

Глава III . Комплекс мер по сохранению памятников истории и культуры

3.1 Государственная политика в сфере охраны памятников истории и культуры

Основой сохранения культурного наследия является соответствующая нормативно-правовая база международного, федерального и регионального уровней. В том числе:

- Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

- приказ Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203 "Об утверждении "Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры";

- приказ Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года № 33 "Об утверждении "Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР", в части, не противоречащей Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

- постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры";

- постановление Правительства Нижегородской области от 29 ноября 2006 года № 395 «О Концепции сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Нижнего Новгорода.

3.2. Основные современные методы сохранения памятников

Основным методом сохранения памятников архитектуры и истории на данный момент считается их приватизация частными лицами. Многие считают, что только это может спасти культурное наследие России.

Концепция сохранения и эффективного использования объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижнего Новгорода разработана с целью осмысления сложившейся ситуации в сфере охраны культурного наследия Нижнего Новгорода и поиска возможных путей повышения эффективности охраны культурного наследия. Без культурного наследия немыслимы современная жизнь Нижнего Новгорода и перспективы его всестороннего развития. Культурное наследие является одной из основ формирования самосознания, обладает большим потенциалом в утверждении преемственности гуманистических и патриотических ценностей.

Концепция должна привести к признанию общей ответственности за сохранение культурного наследия.

Охрана и использование памятников истории и культуры.

Объекты культурного наследия, согласно закону, подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли, достопримечательные места.
Данная классификация кажется на первый взгляд излишне громоздкой и детальной, но такая подробность позволяет более точно определить круг объектов, включаемых в государственную охрану. Все ранее принимаемые законодательные документы предлагали более краткие, но не более четкие определения и классификации, что вызывало определенные трудности при выявлении, паспортизации и присвоении памятникам категорий.1
Закон определяет государственную охрану наследия, как систему правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованиемю.2

В законе определены задачи государственных органов охраны памятников: контроль за соблюдением законодательства в области охраны, установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов культурного наследия.

Важное место в законе отведено решению проблемы учета культурного наследия. Закон определяет задачу подготовки Государственного реестра объектов культурного наследия, как государственной информационной системы, включающей в себя банк данных об объектах культурного наследия России, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

В новом действующем законе подробно определяется механизм правового регулирования права собственности по отношению к объектам культурного наследия. В законе получили отражение вопросы, посвященные воссозданию памятников. В статье закона подчеркнуто, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях, при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания. Решение о воссоздании утраченного памятника истории и культуры за счет средств федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации на основании историко-культурной экспертизы по официальному заключению федерального органа охраны, согласованному с органом государственной власти, а также с учетом общественного мнения или мнения религиозных организаций, в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения.

Закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы четкие, конкретные подзаконные акты, в которых были бы более детально разработаны вопросы сохранения и использования памятников истории и культуры, более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны.

В настоящее время возникает необходимость реорганизации деятельности по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры. В связи с этим является целесообразным проведение анализа современного состояния проблемы сохранения культурного наследия, разработки путей решения.

Считаю, что является необходимым рассмотрение и обсуждение данной проблемы. В связи с этим хочу обратиться с некоторыми предложениями.
Во -первых, необходимо рассматривать данный вопрос как внутри отдельный субъектов РФ, так и в целом, так как памятники и иные объекты культуры являются всеобщим достоянием нашего народа, нашей страны, и каждый человек имеет право на доступ к данным ценностям культуры.
Во- вторых, считаю необходимым рассмотрение ответственности от административной и вплоть до уголовной за небрежное отношение к данным ценностям, так как в настоящее время гражданами проявляется неуважение к памятникам культуры, однако на практике случаев применения ответственности достаточно мало, необходимо усилить наказание за данные деяния.
В -третьих, считаю необходимым создание комитета либо ведомства, которое занималось бы только данным вопросом и концентрировало в себе только деятельность по усовершенствованию охраны памятников культуры, и, безусловно, несло бы за это ответственность.
В -четвертых, необходимо разработать программу или стратегию по данному вопросу, разработать конкретные понятия, что будет охраняться, от чего будет охраняться, кем будет охраняться и как будет применена ответственность, необходимо и создание и формулирование критериев, по которым будет осуществляться ответственность.


2.Лихачев Д., Платонов Ю., Васнецов А. Памятникам - свой хозяин. // Сов. Культура. - 1988. - 17 нояб.


3.Музейное дело и охрана памятников. Музеефикация памятников архитекту­ры: теория и практика (80-е годы). М., 1989, С.7.

4.Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1.


5.Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (с изменениями от 27 февраля 2003г)


6.Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон. // Наследие народов Российской Федерации. 2002, № 1, С.38.39,51,52.


7.Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.

[1] Лихачев Д., Платонов Ю., Васнецов А. Памятникам - свой хозяин. // Сов. Культура. - 1988. - 17 нояб.

1 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон. // Наследие народов Российской Федерации. 2002, № 1, С.38.39,51,52.

2 .Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.

система международных, государственных и общественных мероприятий, ставящих целью сохранение и защиту культурного наследия человечества. Охране подлежат литературные (книги, рукописи и т. д.) и исторические памятники (здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями, жизнью исторических деятелей и т. п.), памятники градостроительства и архитектуры (архитектурные ансамбли и здания, исторические центры, остатки древней планировки и застройки городов и др.), памятники археологии (остатки древних укреплений, поселений, захоронений, скульптурные изваяния, наскальные изображения и т. п., древние орудия труда и др.), произведения монументального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, документальные памятники (государственные документы и акты, кинофотодокументы, звукозаписи и т. д.), имеющие национальное и международное значение.

Деятельность в сфере охраны памятников истории и культуры слагается из научно-исследовательских работ (поиск, изучение, классификация, каталогизация и публикация памятников), подготовки и издания государственных законодательных актов (признание того или иного объекта памятником истории и культуры, принятие законов, запрещающих порчу, разрушение или перестройку зданий, вывоз произведений искусства за границу и т. п., разработка инструкций о порядке учета, хранения и реставрации художественных и исторических ценностей), консервации (см. Консервация) и реставрации (см. Реставрация) работ, популяризации памятников как исторического и культурного достояния.

Начало охраны памятников истории и культуры относится к античной эпохе. В V в. император Майориан издал эдикт против разрушения гражданами существующих зданий, использования их в качестве каменоломен. Идеи охраны памятников истории и культуры, близкие современным, возникли в эпоху Возрождения вместе с интересом к античному искусству и развитием коллекционирования. Интерес к истории и памятникам старины возрос в эпоху Просвещения вместе с формированием научных знаний. В период Великой французской революции 1789-94 декретами конвента памятники истории и культуры впервые были объявлены всенародным достоянием, были национализированы частные художественные собрания (декрет о создании музея Лувра, 1791). В 1795 была создана государственная служба охраны памятников. В XIX - начале XX в., в эпоху буржуазных революций и роста национального самосознания народов, во многих государствах Европы памятники национальной истории и культуры были взяты под государственную опеку (закон о запрещении вывоза памятников искусства, издан в Греции в 1834). Были созданы первые государственные инспекции (во Франции в 1830, в Пруссии в 1843), изданы положения (во Франции в 1887, дополнено в 1962; в Италии в 1902 и 1909, дополнено в 1939; в Польше в 1918 и 1928, и др.), а также законы об охране памятников истории и культуры, начаты работы по их научной систематизации, каталогизации, консервации и реставрации. После варварского разрушения фашистами в период Второй мировой войны 1939-45 многих европейских городов и ценнейших художественных памятников деятельность в сфере охраны памятников значительно активизировалась. Положения об охране памятников были изданы в Польше (1945, обновлено в 1962), Японии (1950), Египте (1951), ГДР (1952, обновлено в 1962), Чехословакии (1958), Югославии (1959) и других странах. Проведены огромные работы по восстановлению и реставрации городов и памятников, пострадавших в годы войны. Разработкой вопросов охраны памятников истории и культуры в международном плане занимается ЮНЕСКО. По его инициативе принято несколько международных конвенций: "О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта" (1954), "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности" (1970), "Об охране всемирного и природного наследия" (1972). Вопросами охраны памятников истории и культуры занимаются также Международный совет музеев (с 1946), Международный исследовательский центр по охране и реставрации культурных ценностей (с 1959), Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест (с 1965).

Памятники истории и культуры в СССР являются общенародным достоянием. Статья 68 Конституции СССР (1980) гласит: "Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан СССР". Государственное управление в области охраны памятников истории и культуры осуществляется ныне Советом Министров СССР и Советами Министров союзных и автономных республик, исполкомами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными государственными органами. Все памятники на территории СССР (находящиеся в собственности государства, колхозов, кооперативных и общественных организаций, отдельных граждан) охраняются государством. Продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры допускается только с предварительным уведомления государственных органов. Памятники используются в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания. Использование памятников в хозяйственных и иных целях допускается лишь в том случае, если это не наносит ущерба их сохранности. В целях охраны недвижимых памятников близ них устанавливаются зоны охраны (охранная зона, зона регулирования застройки и зона охраняемого ландшафта), в пределах которых запрещаются земляные, строительные и другие работы. Ансамбли и комплексы памятников, представляющие собой историческую, научную и художественную ценность, могут быть объявлены историко-культурными заповедниками. Снос, перемещение и изменение архитектурных памятников допускаются лишь с особого разрешения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик. Законом СССР 1976 и законами союзных республик предусмотрен порядок ведения археологических раскопок и разведок. Самовольные раскопки запрещаются. Для проведения раскопок выдаётся специальное разрешение - "открытый лист". Лица, виновные в несоблюдении правил охраны, использования, учета и реставрации памятников, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с государственным законодательством. Разрушение и порча памятников истории и культуры караются законом. Большую помощь государственным органам в деле выявления, охраны, учёта, реставрации и популяризации памятников оказывают Общества охраны памятников истории и культуры.

Литература: Охрана памятников истории и культуры. Сб. документов, М., 1973; Л. А. Стешенко, В. Д. Тепферов, О памятниках истории и культуры, М., 1977; М. М. Богуславский, Международная охрана культурных ценностей, М., 1979.

Опыт охраны объектов культурного наследия в России насчитывает несколько веков. Начиная с первых указов Петра I идет процесс выявления и фиксации российских древностей. В разные исторические периоды этот процесс имел свои особенности, но во все времена его эффективность зависела от усилий государства и общества.

В первую очередь, сохранность наследия зависела от действенности памятникоохранительного законодательства, от форм собственности и решения земельного вопроса, а также от гибкости культурной политики государства, опирающейся на авторитетные научные силы. Большое влияние на сохранность объектов культурного наследия оказывали также политическая ситуация в стране, уровень культуры общества. Очень важны и субъективные факторы — научные пристрастия, профессионализм, свойства личности исследователей, реставраторов и музейных работников.

В истории охраны объектов культурного наследия можно выделить несколько этапов:

• XVIII век, когда памятникоохранительный процесс в России только зарождался;

• XIX – начало XX вв. — важнейший этап в истории охраны культурного наследия, когда были заложены основы государственной охраны наследия;

Интерес к историческим знаниям, материальным остаткам — свидетельствам прошлого — коснулся и просвещенной части российского общества. Ярким показателем этого процесса стало активное развитие коллекционирования. Предметами частных собраний стали самые разнообразные памятники — минералы, монеты и медали, оружие, старинные рукописи, карты. Среди коллекционеров того времени — генерал-фельдмаршал, ученый Я.В. Брюс (1670–1735 гг.), А.А. Виниус (1641–1717 гг.), братья Голицыны, учёный П.Г. Демидов (1738–1821 гг.).

С XIX в. начинается целенаправленная памятникоохранительная деятельность государства и научных кругов российского общества. Интерес к историческому прошлому, его материальным свидетельствам был частью процесса национальной самоидентификации.

Важную роль в формировании национального самосознания сыграл патриотический подъём 1812 года. После победоносной войны были установлены монументы в честь победы над шведами в Полтаве (1817 гг.), Минину и Пожарскому в Москве (1818 гг.), в 1820 г. приступили к сбору средств на возведение колонны на Куликовом поле. Все это безусловно отразилось на отношении государства и общества к объектам старины. В период правления Николая I в государственной политике наблюдается углубление интереса к национальным реликвиям.

Москва (рисунок XVIII в.)

В XIX в. в России отсутствовал специальный закон об охране памятников старины, но при этом государство старалось регламентировать сохранность отдельных уникальных объектов. Была целая серия императорских указов, касавшихся Коломенского кремля, Китайгородской стены.

Китайгородская стена
(город Москва)

В истории охраны объектов культурного наследия пореформенный период — наиболее плодотворный. Введение в научный оборот, анализ и систематизация различных источников привели к становлению и развитию специальных исторических дисциплин — нумизматики, сфрагистики, исторической географии. Об археологии этого периода можно говорить как о самостоятельной науке со своими задачами и методикой исследования. В сфере сохранения российской старины формируется археолого-художественный метод изучения объектов, когда памятник рассматривается как исторический источник и как художественное явление.

Подавляющее большинство учёных этого времени были членами археологических и архитектурно-художественных обществ. Роль научных обществ в изучении и популяризации памятников древности трудно переоценить.

Наиболее крупными археологическими обществами были — Одесское общество истории и древностей (1839 г.), Русское археологическое общество (1846 г.) и Московское археологическое общество (1864 г.). Русское археологическое общество до 1889 г. проводило экспертизу проектов реставрации архитектурных объектов. Активными членами этих обществ были известные учёные, художники и писатели — Ф.И. Буслаев, И.Е. Забелин, М. П. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, А. С. и П.С. Уваровы, А.М. Васнецов, К. М. Быковский и др.

Изучение памятников архитектуры стало приоритетным направлением деятельности профессиональных архитектурно-художественных обществ — Московского архитектурного общества (1876 г.), Петербургского общества архитекторов (1872 г.), Общества архитекторов-художников (1903 г.), Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (1909 г.). В сфере внимания этих обществ находились не только объекты средневековой Руси (построенные до 1725 г.), но и памятники ХVIII, XIX, начала XX вв. Членами этих обществ были известные архитекторы и художники М. Д. и К.М. Быковские, Ф.О. Шехтель, Н.В. Никитин, Л.В. Даль, Г.Д. Филимонов, А.Н. Бенуа, М. В. Добужинский, Н.Е. Лансере и др.

Опыт по сохранению памятников старины, который был накоплен российским обществом и ведомствами в XIX – начале XX вв. стал весомым фундаментом, на котором стала развиваться сфера охраны и музейного строительства в советские годы.

Опираясь на все достижения XIX – начала XX вв., охрана памятников старины с 1917 г. испытала на себе все тяготы противоречивой неоднозначной советской эпохи. Прежде всего, эта сфера попала в жёсткие идеологические рамки, что приводило к постоянному ранжированию всего культурного наследия на отдельные категории в зависимости от идеологических приоритетов. В сравнении с предшествующим периодом советская эпоха была временем определённого противостояния государства и общества в сфере сохранения памятников искусства и старины. Особенно критическим было состояние культовых объектов, что определялось обостренными отношениями между государством и церковью.

После событий 1917 г. резко обострились те проблемы в сфере охраны наследия, которые живо обсуждались в российском обществе еще в начале XX в. Это касается, прежде всего, вывоза культурных ценностей за пределы страны. Поток вывозимых ценностей был настолько огромен, что эта проблема вызвала резкий резонанс в общественных кругах.

На базе спасённых культурных ценностей создавались музеи различного профиля, многие региональные музейные коллекции пополнялись новыми экспонатами. Только в Москве и Подмосковье появилось 33 новых музея. Большинство музеев создавались на основе существовавших архитектурных ансамблей — усадеб, монастырей, дворцов. Это были музеи-усадьбы (19 — только в Подмосковье), музеи-монастыри (среди них — Донской, Иосифо-Волоцкий, Кирилло-Белозёрский и др.), музеи-дворцы (Зимний, Строгановский, Гатчинский, Павловский, Ливадийский, Воронцовский).

Национализированные частные коллекции стали основой ряда уникальных музеев — Первого музея новой западной живописи (коллекция С.И. Щукина), Второго музея новой западной живописи (коллекция И.А. Морозова), Музея мебели (коллекция В.О. Гиршман), Музея фарфора (коллекция А.В. Морозова) и др.

Таким образом, деятельность централизованной государственной системы сохранения памятников искусства и старины в первые послереволюционные годы дала достаточно эффективные результаты. Законодательно были обоснованы две острейшие проблемы охраны наследия — незаконный вывоз ценностей и формирование основ государственной охраны.

Вместе с тем, началось формирование сугубо утилитарного отношения к культурному наследию — памятники старины можно было продать, перестроить, использовать в хозяйственных целях. Особенно в критической ситуации находились культовые постройки — церкви и монастыри. Начиная с 20 января 1918 г. (даты опубликования декрета об отделении церкви от государства) и до весны 1922 г. (кампании помощи голодающим Поволжья), церковная собственность была практически уничтожена. Церковь потеряла всё — церковные и монастырские постройки, предметы культового обряда, выполненные из драгоценных металлов. Принадлежавшие когда-то церкви культовые постройки передавались на правах аренды общинам верующих.

Воронцовский дворец
(г. Санкт-Петербург)

1920-е – начало 1930-х гг. — новый этап в истории охраны культурного наследия. Все экономические, политические процессы, происходившие в стране, самым непосредственным образом повлияли на сферы охраны и музейного строительства. В 1921 г. страна вступила в эпоху новой экономической политики. Хозрасчет и самоокупаемость — основные принципы НЭПа — предусматривали существование децентрализованной системы финансирования. Вся тяжесть расходов на памятники и музеи должна была лечь на региональный бюджет, а ответственность за их сохранность — на местные исполкомы. Региональный бюджет был крайне скуден и расходовался, в основном, на восстановительные работы после разрушительных империалистической и гражданской войн. В связи с этим многие памятники были обречены на разрушение — не хватало средств ни на реставрацию, ни на обычный ремонт, ни на элементарную охрану. Небольшие музеи просто закрывались.

К концу 1920-х гг. было закрыто большинство музеев-усадеб, музеев-монастырей, музеев, сформированных на базе частных коллекций.

Уникальные архитектурные и исторические памятники перестраивались, использовались в хозяйственных целях, уничтожались. Достаточно вспомнить разрушенные ценнейшие памятники Москвы — собор Спаса на Бору, Чудов и Вознесенский монастыри, Малый Николаевский дворец в Кремле, Воскресенские и Иверские ворота в Китай-городе, Казанский собор, отреставрированный П.Д. Барановским незадолго до разрушения, церковь Николы Большой крест (1680–1688 гг.), Сухарева башня, Красные ворота и др. Многие упомянутые объекты после революции были отреставрированы, а в 1930-е гг. их уже не стало.

В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. культурный фонд страны понес огромные потери. Буквально в развалины были превращены уникальные архитектурные памятники Новгородской земли (церкви Спаса на Нередице, Спаса на Ковалеве, Николы на Липне, Успения на Волотовом поле и др.). В Смоленске пострадали ценнейшие архитектурные объекты, был разграблен знаменитый музей русской старины М. К. Тенишевой. Особый ущерб был причинен пригородам Ленинграда: в Петергофе был разграблен и подожжен Большой Петергофский дворец, взорван Большой каскад, разрушены фонтаны. В Пушкине был поврежден Екатерининский дворец, его мебель и знаменитая Янтарная комната вывезены в Германию; в Павловске была уничтожена стенная живопись П. Г. Гонзаго, сожжены Розовый павильон, охотничий домик.

Дом-музей П.И. Чайковского
(город Клин, Московская область)

Предперестроечные годы — очень важный этап в истории охраны культурного наследия. В 1965 г. началась подготовка многотомного энциклопедического издания — Свода памятников истории и культуры. К выполнению этой работы были подключены столичные научные институты и региональные силы.

Было выявлено и описано огромное число ранее неизвестных памятников, многие из которых впоследствии были включены в государственные охранные списки.

На середину 1960-х гг. приходится создание Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), которое было единственной общественной организацией по охране памятников за все советские годы, и главной задачей которой было выявление, изучение, охрана и реставрация памятников истории и культуры. Имея значительные средства, общество оказывало огромную помощь государству в сохранении уникальных объектов культурного наследия.

Среди учредителей ВООПИиК были известные деятели культуры — И.Л. Андроников, П. Д. Барановский, И.Е. Глазунов, Л.М. Леонов, Д.С. Лихачев, Б.А. Рыбаков. Отделения ВООПиК были открыты во всех областях, краях и республиках РСФСР.

При всех позитивных положениях этого закона, его реализация не всегда осуществлялась успешно. Практически не работали статьи закона об ответственности за нанесение памятникам ущерба, с большим трудом претворялись в жизнь статьи об установлении охранных зон, всё также остро стояли вопросы финансирования.

В начале 1990-х гг. Россия вступила в новый этап развития, характеризующийся коренными изменениями в экономике, политической системе, идеологии. Наконец был ликвидирован идеологический прессинг административно-партийного руководства, игравший на протяжении нескольких десятилетий определяющую роль в культурных процессах.

Несмотря на эти принятые законодательные документы, остро ощущалось отсутствие специального закона о сохранении культурного наследия, в котором нашли бы отражение современные экономические и социальные реалии. Разделение государственной собственности на федеральную и муниципальную, что имело самое непосредственное отношение к судьбе культурного наследия, требовало детальной юридической разработки.

Церковь Вознесения
в Коломенском -
объект Всемирного
наследия ЮНЕСКО
(город Москва)

Культурное и природное наследие России активно вовлекается в мировое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций как ЮНЕСКО, ИКОМ, ИКОМОС. Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций.

Современные отечественные исследователи разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны – создание сети биосферных заповедников, сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.

Читайте также: